https://data.fantlab.ru/blogfiles/b40468/..." align=left style='margin-right:10px; max-width:600px'>Андрей Буторин – писатель немолодой. За его плечами участие в таких проектах, как «S.T.A.L.K.E.R», «Вселенная Метро 2033» и «Роза миров», а также медаль конвента «Серебряная стрела» за роман «За краем земли и неба». Десятки опубликованных в журналах рассказов добавляют веса, и вот как раз о рассказах-то я и хочу поговорить в текущем обзоре. Писатели очень облегчают ленивым читателям жизнь, когда собирают написанные в разные года и на разные темы рассказы и помещают их в сборники, которые можно легко купить и прочитать.
Данный сборник не тематический, он – жанровый. «Курс на Мираж» – первый из шести сборников автора, собранных им из рассказов разных лет и распределённых под шестью обложками согласно жанрам, и конкретно данный сборник содержит в себе (подсказка на обложке) фантастические рассказы. Уже по прочтении я могу сказать, что почти каждая вещь сборника связана так или иначе с космосом; автором использованы такие сюжетные ходы, как контакт, ксенофантастика и путешествие во времени, при этом события могут происходить что в двадцатом веке, что на другой планете.
Ну что, посмотрим, будет ли космос наш?
Во всём свои плюсы
Первый плюс состоит в том, что тебе, заключённому, виновному в смерти трёх человек, делают крайне странное и с технической точки зрения неосуществимое предложение. Второй плюс осознаётся вместе с мыслью о том, что умереть никогда не поздно, даром что отправляют тебя не на какие-нибудь Гавайи, а к Альфе Центавра. А ещё один плюс обнаруживается, когда твоим спутником в этом путешествии оказывается женщина.
В рассказе присутствует интересная НФ-нота, но почти нет эмоций. Впрочем, даже в этом есть своеобразный плюс.
Бобик по кличке Жучка
Сперва может показаться, что это – рассказ об ужасах войны, в которой враг неизвестен, но когда появляется фант.элемент, появляется и лейтмотив: кто-то может играть вами, но вы вовсе не обязаны оставаться безголосыми игроками до конца. Героям в этом рассказе голоса помогают обрести шестиногие чудо-юдо.
Гуси-лебеди
Лирика и минор зачинают эту миниатюру, подхватывает её фантастика (исследовательского толка), а финал неожиданно достаётся философии. Будьте осторожны с мечтами.
Желтый аспид
Автор доходчиво и на примере героя поясняет, почему путешествие во времени – не такое уж весёлое и безопасное занятие. Фантастическая история про попаданца в прошлое (кстати, вовсе не человека) оборачивается смешной (!) трагедией.
Лечебный курс
Снова тематика времени-пространства, но теперь достижения науки используются для лечения рака. Ну то есть как используются… экспериментальный образец всё-таки… мало ли что…
Смотрим на результат «мало ли что».
Гул
Ксенофантастика. Почти мистическое столкновение с причудами покоряемой планеты: смерти одна за другой, неутешительные выводы расследования и внезапное раскрытие тайны. Последствия непонимания двух миров, столкнувшихся в третьем.
Ранее рассказ публиковался под названием «Общая кровь»
Сенсационное интервью
Небольшой рассказ, для автора даже простой, в котором даётся, а потом берётся назад интервью на очень щекотливую тему. Фантастика-тире-реализм.
Чужой
Тема «ни свой ни чужой» в этом рассказе перерождается постепенно в горькую констатацию факта – всё-таки «чужой», но прежде читатель погружается в воинственную ксенофантастику, в которой мира между людьми-пришельцами и аборигенами некой планетки нет даже в перспективе. Образ героя, не человека, но выращенного людьми существа, отражает всю трагичность ситуации, когда ты должен делать выбор, к которому не готов.
Тест на функциональность
Изобретения, потребители, изобретатели – всё смешалось в этом рассказе. Кто же более надёжен?
Омут
А вот и первые попаданцы по мирам в сборнике! Приятный бонус – попаданцы здесь двухсторонние, то есть и вы к нам, и мы к вам. Приезжает, значит, главный герой в деревню отдохнуть-порыбачить, а там…
День свадеб
Корабль-ковчег, переселенцы, катастрофа на корабле (давно-давно произошедшая), единственный выживший, выросший под присмотром двух роботов. Где-то психологическая, эта вещь заканчивается совершенно неожиданно!
Коммуналка
Как недорого снять квартиру в центре города – студентам и риэлторам на заметку. Фантастика с элементами «наши там», стартующая с бытовых, а заканчивающаяся трагическими обстоятельствами.
Мать космонавта
Пронзительный реализм, где космос – лишь фон, а мотивы страшны. Образ матери, образ Марса. Рассказ выбивается из основной массы рассказов сборника, но открывает новые черты Буторина-автора: он не только фантаст, но ещё и психолог.
Шеф-повар
Робинзонада с ксенофантастикой пополам. 11 лет назад спейс-пилот потерпел крушение на неизведанной планете с тошнотворным небом и все эти годы был шеф-поваром для аборигенов. Финал с размышлениями.
Очень жаркий день
Рассказ отнюдь не о погоде. Это – хронофантастика с последствиями, в которой будущее меняют не только пришельцы, но и люди из настоящего. Закольцованный сюжет в наличии.
Четыре минус пять
А вот кому кротовых нор? Кому нюхачей, способных эти норы за километр унюхать? История поиска и спасения, а главное – попытка понять, как ноль стал единицей.
Странные гости
Классический сюжет про пришельцев, первый контакт и тарелочки. Правда, акцент немного сдвинут: исследуются не пришельцы, а, хм, их вещи.
Мне, пожалуйста, 2 килограмма каменных кур.
Курс на Мираж
Самый проникновенный рассказ автор припас на сладкое. Долгий космический квест, в котором верные сердца хоть и пройдут испытания, но останутся верными, память будет самым ценным, а все действия, совершаемые героями, будут совершаться во имя чего-то большего, хоть и сперва невидимого. Удивительно философский, этот рассказ из фантастического превращается в притчеобразный, где даже смерть – не напрасный ход.
Этот фантастический сборник неоднороден, но многолик. Он не даст всех ответов на вопросы типа «почему мы ещё здесь, на Земле?», но поможет получше узнать самих себя. И, может быть, понять.