Так получилось, что весь март я читал исключительно детективы. Правда, среди них лишь один классический, но и тот написан автором, обязанным своей славой фэентезийным книгам.
http://static2.ozone.ru/multimedia/c200/1000303928.... » height="96»> http://static2.ozone.ru/multimedia/c200/1000222278.... » height="96»> http://static2.ozone.ru/multimedia/c200/1000364299.... » height="96»>
Первые три романа из http://fantlab.ru/work335470»>цикла «Хроники брата Кадфаэля». Раннесредневековые детективы (время действия — XII век). Главный герой, монах-бенедиктинец брат Кадфаэль, много странствовавший и многое повидавший, бывший кресноносец и моряк. Благодаря мудрости, жизненному опыту и острому уму, Кадфаэль раскрывает преступления, с которыми сталкиваются монахи аббатства.
«Страсти по мощам» — группа монахов во главе с приором обители едет в уэльскую деревушку, чтобы вывезти оттуда в свой монастырь мощи святой, явившейся одному из них во сне. Местные жители не очень настроены отдавать мощи своей землячки английским монахам. Чтобы прийти к согласию, приор намерен встретиться с самым авторитетным местным землевладельцем. Однако встрече не суждено состояться — землевладельца находят мёртвым в лесу...
«Один лишний труп» — в ходе гражданской войны за корону Англии войско короля Стефана осаждает замок Форгейт, который обороняют сторонники императрицы Матильды. После взятия замка король велит показательно казнить всех его защитников. Похоронить тела казнённых должны монахи расположенного неподалёку аббатства Шрусбери. Брат Кадфаэль, который руководит опознанием тел и похоронами, обнаруживает, что трупов на один больше, чем казнённых. Кто-то подбросил тело убитого им человека в замковый ров, чтобы замести следы. Брат Кадфаэль решает найти и разоблачить убийцу.
«Монаший капюшон» — пожилой землевладелец, решает отдать аббатству своё имение в обмен на уход и содержание до самой смерти. Однако едва успев перебраться в выделенный аббатством дом, землевладелец становится жертвой отравления. Подозрение падает на сына его жены от первого брака, однако брат Кадфаэль убеждён, что юноша невиновен. Но выяснить, у кого из присутствовавших на роковом обеде имелась возможность достать и подсыпать яд, а также достаточный мотив, чтобы это сделать, не так-то просто.
Действие всех трёх романов развивается по-средневековому неторопливо, хотя, естественно, допустимое время расследования ограничено. Много внимания автор уделяет особенностям жизни и мировосприятия людей того времени. А они, таки, заметно отличаются от наших, хотя бы тем, что как к вере, так и к суевериям здесь относятся со всей серьёзностью. Да и найти преступника, не зная реалий того времени, практически невозможно. И сам брат Кадфаэль не пытается просто поскорей поймать преступника, а размышляет о его душе и воздаянии, которое ждёт злодея. Любопытно, что во всех трёх романах злодея настигает кара, но ни в одном не предстаёт перед королевским/графским/и т.п. судом.
Рекомендую любителям детективов, не опасающимся средневекового колорита.
http://data.fantlab.ru/images/editions/small/40008»>
Первая книга http://fantlab.ru/work33820»>цикла «Четверг Нонетот». Условно альтернативная история с путешествиями во времени и элементами иронического детектива. Время действия примерно соответствует нашим 80-м годам ХХ века, только в мире Четверга Российская Империя по-прежнему существует и вот уже сто тридцать лет воюет с Британией в Крыму. Есть и множество других различий, например, в упомянутом мире вовсю воспроизводят вымерших существ, вроде дронтов, а путешествия во времени вовсе не являются чем-то необычным. Однако вся эта альтернативность несущественна по сравнению с главным отличием — действие романа происходит в филологической утопии, сиречь литературоцентричном мире, в котором вопросы, вроде авторства пьес Шекспира, волнующие у нас лишь узкие круги филологов, имеют весьма существенное общественное значение.
Главная героиня, ветеран упомянутой бесконечной Крымской войны, литдетектив одной из многочисленных номерных британских спецслужб ТИПА расследует похищение рукописи романа «Джен Эйр». Выясняется, что рукопись похитил обладающий сверхъестественными способностями злодей Ахерон Аид, безжалостный убийца, обожающий глумиться над своими жертвами. А в литературоцентричном мире похищение и возможное искажение первоисточника грозит весьма тяжкими последствиями...
Написано хорошо, но расчитано явно на филологов-англистов и просто больших знатоков английской литературы. Правда, следует отметить, что переводчики (Некрасова и Андронати) приложили большие усилия, чтобы адаптировать текст для русскоязычного читателя и небезуспешно.
Рекомендую любителям иронических детективов и английской литературы.
http://data.fantlab.ru/images/editions/small/132470»>
Второй детективный роман из http://www.fantlab.ru/work526907»>цикла о частном детективе Корморане Страйке. Как и http://fantlab.ru/work465043»>первый роман цикла «Зов Кукушки», о http://pouce.livejournal.com/345604.html»>котором я писал раньше — классический детектив без всякой примеси фэнтези или фантастики.
Дела главного героя Корморана Страйка, бывшего военного полицейского, уволенного в запас по инвалидности, и ставшего частным детективом наладились. После шумного дела, описанного в «Зове Кукушки», он стал популярен и теперь может даже позволить себе отказываться от некоторых богатых клиентов. однажды к Страйку приходит странная, бедно одетая женщина, которая просит разыскать её пропавшего неделю назад мужа, писателя. Сам не зная почему, Корморан берётся за это дело и через некоторое время выясняется, что муж жестоко убит. Особую пикантность делу придаёт тот факт, что убит он именно так, как описано в его последнем романе, не опубликованном по причине скандальности — в книге вскрываются грязные тайны многих причастных к литературе деятелей. Несмотря на препятствия, чинимые полицией, Корморан Страйк и его верная секретарша, очаровательная Робин Эллакотт, начинают искать убийцу...
Хороший классический детектив с неожиданной развязкой. На мой взгляд, более интересный, чем «Зов Кукушки». Особый интерес должен представлять для МТА и прочих интересующихся, поскольку в романе весьма подробно описаны змеиные нравы окололитературной тусовки и большинство действующих лиц так или иначе связаны с кнингоиздательской деятельностью. Кроме того, роман может отдельно заинтересовать знатоков Лондона, по которому герои довольно активно перемещаются.
Рекомендую любителям классических детективов и/или Джоан Роулинг.
https://data.fantlab.ru/images/editions/small/3254»>
Подзаголовок «Лубочный детектив» отражает суть повести. Это написанный в лубочном стиле детектив, действие которого происходит во времена Алексея Михайловича. Сыскари тайного приказа Василий и Авдей (один умный, другой — сильный) пытаются поймать легендарного вора Ивана Щура, который обнаглел до такой степени, что стал подбрасывать записки самому царю.
Следует заметить, что «Устав соколиной охоты» детектив достаточно условный, поскольку собственно детективные приёмы и методы в повести далеко не главное. В первую очередь это сатира вроде «Истории одного города» Щедрина. Смешно и грустно одновременно, как умел писать Успенский. Точнее, грустно и смешно, ибо ничего с тех пор особо не изменилось.
Рекомендую любителям социальной сатиры и Михаила Успенского.
https://data.fantlab.ru/images/editions/small/95056»>
Первая книга https://fantlab.ru/work422007»>одноимённого цикла. Действие происходит в фэнтезийном мире, где с людьми сосуществуют эльфы, гномы, тролли и пр., но, в полном соответствии с названием, нет никакой магии. Время действия примерно соответствует викторианской эпохе, соответственно, антураж стимпанковский. Эльфийка, инспектор человеческой полиции, расследуя убийство, попадает в поле зрения некой спецслужбы и получает от неё предложение от которого сложно отказаться. Само убийство оказывается лишь одним из цепочки подобных, явно свидетельствующих о том, что дело идёт о заговоре. Куда приведёт героиню и её новых, весьма своеобразных коллег расследование?
Уланов, как обычно, демонстрирует лёгкость стиля и широту эрудиции. Роман чисто приключенческий, хотя не обошлось без небольших монологов персонажей на отвлечённые социальные темы, каковые монологи вполне уместны и ничуть не мешают лёгкости восприятия. Кроме того, любители интеллекутальных игр найдут в тексте множество намёков, отсылок и аллюзий, что следует отметить, как отдельный бонус.
Рекомендую любителям качественной, ненапрягающей приключенческой литературы.