Рецензия на «Волчонка» -- 1-ю книгу «Дикарей Ойкумены» -- опубликованная на «Фанткритике».
Рецензия анонимна. Если автор объявится, будем рады указать реальную фамилию.
Марк Тумидус готовится к карьере военного – того, кто будет захватывать на чужих планетах будущих рабов. В училище помимо жестких тренировок и зубрежки устава ему положены инъекции, которые ломают сущность помпилианца. Его ждут страшные сны, тренировочные схватки и настоящая дуэль. И чувство вины за судьбу дяди, изменника родины, навсегда лишенного расового статуса.
Тем временем за спиной Марка закручивается в пружину заговор – не просто шпионские разборки, а тайна, которой тесно в пределах известного космоса…
Роман «Волчонок» начинает новую трилогию Олди «Дикари Ойкумены». Читателя вновь ждет мир, о котором автор уже сыграл космическую симфонию («Ойкумена») и космическую сюиту (« Urbi et Оrbi, или Городу и Миру»), а теперь нас ждет космический марш.
Отталкиваясь от музыкального жанра, на страницах книги следовало бы ожидать высадок десанта, маневров кораблей под огнем противника, кровавых схваток и дуэлей. Всех этих событий и вправду хватает. Но не стоит забывать, что марш – это не только военщина. Например, под его звуки выходят униформисты на арену цирка и начинается представление. Иногда складывается впечатление, что автор «Волчонка» ведет читателя по тонкой нити над кругом, усыпанным опилками, на котором укротитель под аплодисменты зрителей щелкает кнутом, заставляя зверей ходить на задних лапах и кланяться толпе.
«Цирковые» темы контрапунктом проходят через все повествование. Между кадрами суровых курсантских будней нам расскажут о смехе (об умении быть смешным и смеяться над собой), об укрощении диких животных (о способности подчиняться и подчинять), о масках и гриме (когда ты – на самом деле не ты) и о тонкостях джигитовки (в конце концов, если конь не слушается, самый искусный всадник может вылететь из седла). Именно эта тема не дает до конца погрузиться в боевые перипетии и до конца поверить в то, что автор мог бы предложить нам обычный экшн. Не мог.
Уже первая глава расставляет все по местам. «Золотая» молодежь отправляется на охоту, решив не брать с собой проводника, в результате попадает в неприятности – незадачливых героев атакуют паллюски с зеркальными панцирями, которые копируют лица своих жертв – и люди начинают сходить с ума, видя, что на них нападают… они сами. В итоге незадачливых охотников спасают курсанты военного училища, а Марк Тумидус даже проводит «воспитательную работу» с Игги, одним из лучших гримеров-стилистов Ойкумены, – армейским сапогом по ребрам. Но мотив «потерянного лица», борьбы с самим собой, тиражирования своего «я» уже задан, пусть в дальнейшем Марку придется сражаться не с внешним врагом, а с химерами собственного сознания.
На протяжении всего романа мы будем следить за тем, как «Волчонок» Тумидус учится контролировать себя, исполнять приказы и подчиняться командованию, но как только ему дают послабление – тут же скалить зубы. А потом и кусаться. Нам показывают психологию хищника, который уже в момент рождения способен заклеймить раба и начать им управлять.
Тонкости иерархии помпилианцев – главный социальный мотив книги. Есть три ступени: свободный человек, раб и ботва. Первые достойны внимания, за вторыми отправляются абордажные корабли, третьи – безвольные куклы, дающие энергию своему хозяину и всему государству. Как в таком обществе вырастить послушного вояку, не сломав ему при этом психику? На этот вопрос отвечает Марк каждым поступком и решением. Мы проследим за его путем с первых дней жизни до того момента, когда воспитание «звереныша» завершено – и настанет время выходить на арену. Жаль только, что именно в этот момент закончится и сама книга.
Если говорить о философской идее, то Олди с горечью демонстрируют, как человечество вместо того, чтобы работать на общее дело, толкается локтями и завидует соседям по космосу. Надежда всех рас, коллективные антисы, способные выходить в космос и биться с флуктуациями, не находят поддержки Помпилии – лишь из-за того, что помпилианец в их составе теряет способность клеймить рабов, то есть свою расовую идентичность. Расы прячут друг от друга научные разработки, пытаются обойтись соперников, грызутся… как те самые волки. Или дикари. Недаром цикл носит название «Дикари Ойкумены».
Стиль Олди, как всегда, на высоте: красочный, насыщенный яркими образами, но при этом совсем не тяжелый слог. Сюжет, на первый взгляд, кажется простым, однако экскурсы в прошлое, шпионские ноты и научные контрапункты с каждой главой привносят новые сюжетные нити, мотивы и героев, делая интригу все сложнее. Ритм повествования захватывает сразу и держит читателя, не отпуская, до последней страницы, хотя временами философские размышления, провисающие в динамике, хочется пролистывать по диагонали… слишком уж интересно, что там дальше с героями.
Итак, перед нами роман-воспитание про молодого волка в декорациях боевой космооперы, правда, на заднем плане то и дело появляется клоун – казалось бы, лицо неуместное в рамках патетики. Однако необходимое: кто еще без стыда и дипломатических ужимок прямо укажет пальцем на самое смешное и жуткое в мире Ойкумены?