Larry Beinhart
Open Road Media, 2012 (digital reissue)
Юрист крупной американской корпорации Эдгар Вуд в обход бухгалтерии крадет у собственной компании несколько миллионов долларов, попадается, получает реальный тюремный срок и, чтобы избежать отсидки, пожилой все-таки уже человек, привыкший к роскошной жизни, просит отмены наказания в обмен на показания. Вуд обещает федеральному ведомству описание всех грязных дел фирмы и ее руководителей, и комиссия SEC укрывает Вуда по программе защиты свидетелей на время допросов.
Своим стукачеством Вуд нарушает юридическую конфиденциальность, и руководство корпорации волнуется о том, что кто-то из них может «присесть» вслед за Вудом. Тогда один из юристов корпорации нанимает частного сыщика Тони Касселлу, чтобы тот нашел Вуда и постарался узнать (желательно не нарушая закон), что именно Вуд рассказывает федералам. Касселла быстро находит домик в сельской местности, где держат Вуда и куда приезжает на допросы федеральный следователь, но ничего узнать от Вуда сыщику не удается. Вуда убивают возле ресторана, предположительно во время ограбления. Дочь покойного не верит, что смерть отца была случайностью, и вновь нанимает Касселлу, чтобы тот копнул в убийство. Детектив сразу чувствует, что убийство не было случайностью.
«No One Rides For Free» весьма оригинальное чтиво, предлагающее не самый распространенный фон для детективной истории. Действие романа происходит в мире больших корпораций, федеральных ведомств и пограничных расследований. Пограничные они в том смысле, что детектив почти весь роман работает на грани между легальными методами и нелегальными. Он детектив с лицензией, но вполне мог быть кем-то из 11 друзей Оушена.
Касселла идет по грани не только в профессиональном плане, но и во всем остальном. Он изменяет гражданской жене и употребляет кокаин в обильных дозах. Однако Касселла и не полностью опустившийся персонаж: он отказывается видеться со своим мафиозным дядей и не бросает начатое на середине, какой бы опасной ситуация не становилась. Он даже не осуждает Эдгара Вуда за то, что тот повернулся против своих друзей и коллег:
«But it could get closer to the line. I hated prisons. I understood Edgar Wood’s panic. I understood every punk in the world who sold out his friends to stay on the outside. Something ached in me to play touch and go with the line that had bars on the far side. It was the same yearning ache that lurched inside me when Willie Contact offered me the cool white cocaine. It was in my testicles and lower bowels. There was a sensation, as if the devil stood behind me. When I turned to look, there was nothing there, not even my own shadow.»
Одна из прелестей книги – видеть Касселлу в действии. Его методы ведения расследования неординарны и достоверны.
«No One Rides For Free» можно было бы назвать смесью Эндрю Вакса (проработанность деталей криминального мира) и Майкла Коллинза (того, что Денис Линдз; стилистическая яркость), если бы не тот факт, что этот роман был издан годом позже, чем Ваксовский дебют «Flood», поэтому Вакс никак не мог повлиять на Бейнхарта.
В романе вообще столько дерзости и ярости, а у Бейнхарта столько таланта, что невероятным кажется вот что. «No One Rides For Free» никогда не упоминается в списках лучших романов о частных сыщиках всех времен. И это чудовищная несправедливость. Абсолютный маст-рид.