Аннотация. Однажды старшеклассник Кл эй Дженсон находит на крыльце своего дома невзрачную посылку без обратного адреса. Внутри семь аудиокассет — тринадцать историй, рассказанных голосом Ханны Бейкер, девушки, покончившей жизнь самоубийством. К кассетам прилагается карта, на которой звездочками отмечены ставшие роковыми места. И раз сейчас посылка лежит на крыльце Клэя, значит, он стал одной из причин, по которой Ханна Бейкер решила свети счеты с жизнью, и одна из историй будет о нем. Кассету за кассетой, не в силах остановиться, Клэй слушает рассказ Ханны Бейкер, следует по указанному ей маршруту и открывает для себя с новой стороны девушку, в симпатии к которой он нашел в себе силы признаться лишь тогда, когда уже ничего нельзя было изменить.
С одной стороны, в книге ставится очень важная проблема — неумение подростков справляться с лавиной эмоций и событий, самоубийство как выход из трудных жизненных ситуаций, нежелание замечать происходящего с близким человеком. С другой — манера подачи весьма далека от идеальной. Текст сконструирован так, что рассказ Ханны, записанный на кассеты и прослушиваемый Клэем, постоянно прерывается мыслями парня — к месту и не к месту. Это сбивает читателя и вскоре даже начинает раздражать. Куда удобнее и логичнее было бы сначала увидеть рассказ Ханны, а затем — в конце главы в качестве итога прочитанному — мысли Клэя.
Что касается содаржания, то проблемы, конечно, важные и актуальные, но подано автором все это так наивно, так недостоверно, так надуманно. Ханна словно пытается переложить ответственность на других за свое самоубийство, но это выглядит нелепо, ибо причины, подтолкнувшие ее к такому решению, просто яйца выеденного не стоят. Нет здесь трагизма, надлома, а есть эгоистичная девушка, увидевшая в безобидной шутке начало конца и придумавшая роковую цепь событий. Думается мне, что проблема не в том, что у одноклассников сложилось о ней мнение, не соответствующее реальности. По большому счету она и сама не противилась созданию такого мнения. Проблема видится мне куда более глубокой — Ханна заброшена своими родителями, она одинока. Родители вечно заняты и не видят, что происходит с дочерью. У Ханны нет друзей, но она сама всех от себя оттолкнула. Она медленно, но методично разрушала свою жизнь, чтобы в итоге достичь точки невозвращения. И это подводит нас к ключевому моменту — почему нам не жалко Ханну? Кассеты с ее исповедью, где она рассказывает о людях, поступки которых она сочла достаточными, чтобы свести счеты с жизнью, выглядят жалкой попыткой отомстить обидчикам. Но кроме одного случая с изнасилованием, невольной свидетельницей которого она стала, все остальное выглядит весьма по-детски. Может, автор просто забыл, каково это быть подростком? Оправдать молчание Ханны в отношении увиденного насилия я не могу. Разве это не эгоизм — она опять все списала на свой счет, мол, мне так тяжело с этим жизнь, еще одна деталь в копилку мерзостей, пойду и убью себя? Ханна вызывает скорее недоумение, нежели сочувствие.
Кто вызывает сочувствие, так это те люди, которые действительно были искренни к Ханне, но которых она предпочла не замечаться, зациклившись на придуманном негативе. Желко Дженну — благодаря этим кассетам, все узнают, что ее изнасиловали. И вот это-то как раз и способно сломать жизнь и довести до суицида. Это, а не придуманное прозвище и рука парня на коленке. Ханна эгоистична даже после смерти. Она думает лишь о себе, нимало не заботясь о чувствах других людей. И вот в этом случае, отвечая на вопрос, сила это или слабость — совершить самоубийство, я однозначно скажу, что слабость. В данной конкретной истории это слабость, трусость, неумение и нежелание решать проблемы, политика страуса, эскапизм. Ханна выбрала самый простой путь, встав на позицию жертвы. У нее было множество возможностей переломить ситуацию, попросить помощи и получить ее. Но она сознательно доводила себя, загоняла в депрессию, убеждала, что она изгой. В своих записях она обвинила других в своей смерти, но никто не толкал ее на столь радикальный шаг. Многие из упоминавшихся на кассетах вообще не заслужили подобного отношения. Вот кто истинные жертвы — жертвы эгоизма Ханны.
Сюжет книги оригинален, точнее — задумка. Но вот воплощение слабое, мотивация наивная, герои непроработанные. Это могла бы быть очень неординарная история, сильная, трагическая, вызывающая бурю эмоций, стоило лишь поработать над ней, не торопиться, прожить жизни своих героев. Но в таком варианте этот роман вызывает лишь недоумение и непонимание поступка Ханны, а ее кассеты выглядят лишь жалким оправданием самоубийства. Это не 13 людей виноваты в ее трагедии, это 13 причин непринятия и непонимания себя, 13 ситуаций, выход из которых Ханна предпочла не искать. Только она выбирала свой путь, только она решила, что все это настолько плохо, что ей стоит свести счеты с жизнью.