Новый роман ирландского писателя Джона Бойна — классическая готика в духе Чарльза Диккенса и сестер Бронте. Уже с первых страниц книги читатель погружается в таинственный и напряженный до предела сюжет, но автор и далее мастерски нагнетает атмосферу, отчего тени становятся всё более зловещими, а ночные шорохи кажутся шепотом неведомого духа.
Действие романа разворачивается в середине XIX века в поместье, где живет юная школьная учительница Элайза Кейн — именно она в одиночку будет распутывать клубок загадочных событий, произошедших здесь. Семья, в которой родилась Элайза, добропорядочная, но обедневшая; мать девушки недавно умерла, а отец по пути на выступление Чарльза Диккенса подхватил простуду и вскоре отправился вслед за женой. Осиротевшая Элайза решает резко переменить свою жизнь. Прочтя в газете объявление, эта рассудительная и трезвомыслящая девица уезжает из Лондона в графство Норфолк — воспитывать неизвестно сколько детей неизвестно какого возраста в неизвестно какой обстановке.
С самого прибытия у Элайзы складывается впечатление, что условия ее педагогической работы не так просты и комфортны, как предполагалось. Начать с того, что прямо на вокзале на нее совершает покушение некто незримый — и это лишь первое в череде сверхъестественных злоключений, выпадающих на ее долю. В поместье Годлин-холл, куда Элайзу, как вскоре выясняется, заманили не совсем честным путем, она поселяется с двумя детьми, которые всячески увиливают от любых вопросов о том, где находятся и когда наконец появятся их родители. А помимо детей и немногочисленных, но весьма подозрительных слуг в поместье обитает еще нечто — и никакая рассудительность, никакое трезвомыслие не позволяют Элайзе отрицать страшную правду о том, какова природа этого зловещего невидимого обитателя.
В старинном особняке, наполненном тайнами, даже самый здравомыслящий человек почувствует себя неуютно. Что же здесь происходит на самом деле?
Вдохновляясь «Джен Эйр» Шарлотты Бронте, «Поворотом винта» Генри Джеймса и творчеством Чарлза Диккенса, Джон Бойн написал готический, казалось бы, роман. Впрочем, помимо классической готики — сверхъестественной жути и семей, по-своему очень несчастных, — здесь найдется много чего еще: положение женщины в викторианской Англии вплоть до первых отчетливых проблесков феминизма, психология отношений родителей с детьми, умение адекватно оценивать и принимать себя, бесстрашие перед лицом непостижимого. И, конечно, сугубо человеческий талант не сдаваться несмотря ни на что.
По материалам сети Интернет