«Я читал две книги — одна была в душе, другая в руках». А. Грин
«Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовёт нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватясь и дорожа каждым днем, всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся? Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты?
Между тем время проходит, и мы плывём мимо высоких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня».
Не правда ли, совершенно волшебное начало, обещающее впереди удивительный, таинственный мир, полный приключений и загадок. Мир, в котором есть и страсть и ненависть и, конечно — ЛЮБОВЬ. И всё это там, в самом деле, есть!
«Среди уродливых отражений жизненного закона и его тяжбы с духом моим я искал, сам долго не подозревая того, — вн езапное отчётливое создание: рисунок или венок соб ытий, естественно свитых и столь же неуязв имых подозрительному взгляду духовной ревности, как четыре наиболее глубоко поразившие нас строчки любимого стихотворения. Таких строчек всегда — только четыре».
Герой, от лица которого написано повествование, подкупает своей искренностью, честностью, порядочностью. Он умён, образован, интеллигентен. Он отрыт миру. Умеет видеть и впитывать его. И он не исключение, не сумасшедший чудак, оторванный от жизни. Не Дон Кихот, борющийся с ветряными мельницами. Совершенно нормальный человек, живущий в мире таких же людей, для которых понятие честь и достоинство (внутреннее, перед самим собой) являются частью их натуры. Повторяя вслед за Стругацкими, можно сказать, что Грин создал мир, в котором он хотел бы жить.
«Таким образом я понял своё Несбывшееся и покорился ему.»
Что тут можно добавить? Это просто надо читать. Если вы окунётесь в этот мир, поймаете ниточку и ухватитесь за неё, то вам уже никуда не деться, пока не раскрутите удивительный клубок судьбы главного героя, переплетающийся с кружевами жизненных дорог остальных героев.
«Я вышел из кар навала в действие жизни, как бы просто открыв тайную дверь, сам храня в тени свою душевную линию, какая, переплетясь с явной линией, образовала узлы».
И написано всё это красиво. Мастерски, литературно. Порт, теверна, корабль, морские просторы… Как будто видишь всё своими глазами. А сказочный, феерический карнавал! Создаётся полное впечатление присутствия, Так и слышатся песни, гомон, шутки, шелест разноцветных платьев, которые, тем не менее, не скрывают игру страстей, бурлящих внутри и вокруг героев.
Написано так, что веришь — этот мир существует. Мир в котором есть город Лисс, и город Зурбаган, где любят и страдают люди, поступающие так как велит им серце. И кто знает, может быть, когда-нибудь, мы встретимся там все. Важно только верить и идти своим путём.
«Войдя в порт, я, кажется мне, различаю на горизонте, за мысом, берега стран, куда направлены бушприты кораблей, ждущих своего часа; гул, кри ки, песня, демонический вопль сирены — все полно страсти и обещания. А над гаванью — в стране стран, в пустынях и лесах сердца, в небесах мыслей — сверкает Несбывшееся — таинственный и чудный олень вечной охоты».
Ю. Газизов. Октябрь 2013, Киев