Оценил рассказы фантЛабораторной работы
В оценках я, конечно, субъективен. Но в качестве судьи я намного доброжелательнее, чем в качестве критика. И попадись мне эти рассказы в сборнике или журнале, уже прошедшими горнило редакторского отбора и редакторской же правки, я бы оценивал их построже.
Между тем, все рассказы заслужили место в финале конкурса. Лучшие я ненавязчиво порекомендую знакомым редакторам.
В ожидании окна
Рассказ несет сильный эмоциональный заряд, и это хорошо. Пусть и достигается эмоциональная вовлеченность читателя довольно прямолинейно, лобовой атакой: катастрофа, смерть, обреченность, надежда...
Автору и его последующим текстам будет полезно усиление сюжетной динамики, потому что истории складываются не только из движений души, но и из событий, происходящих с персонажами, и их поступков.
Во спасение
В финале все выжили. А рассказ получился несколько наивным и простоватым: не за счет прекрасного гуманистического посыла, а благодарю обилию в тексте мудрых и добродушных туземцев с говорящими именами типа «Травник», «Загонщик» и Следопыт», а в экипировке космонавта Истомина локального наблюдателя (сокращенно ― ЛН) с летучим разведчиком и фантоматора, генерирующего искусственные образы.
Современная фантастика (по крайней мере, нравящаяся мне) более требовательна к сложности текста, и эта сложность проявляется не в количестве гаджетов персонажей. Фантоматором больше, фантоматором меньше... Впрочем, некоторое количество времени, проведенного за чтением, и, так сказать, «общее приращение стажа» легко продвинут автора вперед.
Кстати, упоминание _царства_ мертвых в родоплеменном обществе — это нонсенс.
Геноморф
Рассказ, конечно, мимикрирует под научную фантастику, причем довольно удачно, хотя «ментальная сила транформации генома» и выдает его с головой. На мой изложение слишком пунктирно, а рефрен «изменения» как термина звучит слишком назойливо, но потенциал рассказчика очевиден.
Отмечу и то, как автор справился с дополнительным заданием конкурса.
Гробокопы
Рассказчик добился того, чего хотел. Из текста сочатся кладбищенские настроения, так что даже боевые лопаты гробокопов воспринимаются всерьез. Хотя веселый каламбур в названии вряд ли подходит мрачному содержанию рассказу.
Ласкающий лезвие
Искусственные спутники естественного спутника Луны. Исследовательские лаборатории на поверхности и в недрах (кстати, не самое подходящее слово для искусственных объектов) этих спутников. Технологии терраморфинга и бетонные блоки, вместе с пескочерпалками и кранами, для лунного строительства...
Используемые автором для рассказа кирпичики не очень-то складываются в мало-мальски устойчивое перед критическим взглядом здание, а неплохая идея (а трюк со специальными костюмами для Поощрения и вовсе хорош) требует более тщательной отделки применительно и к описываемому миру, и к рассказываемой истории.
И еще: ружья кирпичом не чистят на курки не нажимают.
Красная стрела
Несмотря на то, что все составляющие хорошо известны любителям фэнтези (война Севера и Юга, уставшие ветераны многих битв, ученик волшебника) в рассказе они воспринимаются органично, без набивания читателю оскомины. Герои вызывают сопереживание, развязка сделана мастеровито, а сама история и обрамляющий ее мир явно тяготятся малой формы и претендуют на большее. Надеюсь, продолжение в виде романа последует. Хотя совсем не уверен, что буду его читать — просто в силу иных жанровых предпочтений.
Мотылек
В тексте сведены вместе мотылька и ночную бабочку, то есть инопланетянин и представительница одной из (на место в первой тройке много претендентов) древнейших профессий. Это уточнение привносит в притчу фантастический элемент (Великая Мать, прабратья, глубокий космос), а заодно напоминает о рассказах других писателей. Добавь автор побольше фрейдизма — вышел бы Фармер, побольше эмоционального накала — Эллисон.
Он сказал, ты поймешь
Как известно, писать для детей нужно так же, как для взрослых, только еще лучше. У автора получился хороший текст, сознательно ориентированный на детскую аудиторию. Своего рода современный парафраз сказки о Колобке (неслучайно, внешне оба персонажи очень похожи).
Сделать историю чуть подлиннее, раскрасить декорации (поезд, пароход, лифт, etc) более яркими красками, оживить и «детализировать» персонажей — и текст полностью раскроет весь свой немалый потенциал привлекательности.
Хотя я бы еще название поменял.
Пьяные вишни Эльдорадо
Образцы, на которые ориентировался автор, всем известны: рассказы Тенна и Брауна, цикл Шекли про Арнольда и Грегора. Соперничать и даже подражать мастерам — дело неблагодарное и требующее отменного вкуса. Хотя бы для того, чтобы текст вызвал чувство ностальгии, а не ощущение архаичности.
Не буду комментировать соответствует ли рассказ теме конкурса, но замечу, что никто из упомянутых авторов не подыгрывал в текстах ни себе, ни героям, подгоняя условия задачи под ответ.
А за «Спецтяжмаш Холдинг», конечно, радостно.
Свобода слова и печали
Отличный рассказ. Хорошо и красиво написанный, с вниманием к важным мелочам жизни и добрым юмором. И персонажи совершенно живые. Включая ангела и Александа Сергеевича.
Сидя на белой полосе
Вперед, футболисты, вперед! Рассказ выписан очень точно, с любовью и внимательностью к деталям. Вот только оценить эти детали сможет лишь тот, кто увлекается футболом и хорошо знает историю футбольного клуба «Ливерпуль». Остальным достанется лишь внешняя канва рассказа, в котором «Битлз» играли за «Ливерпуль» (ведь они — «ливерпульская четверка»!), а легендарные уже игроки «Ливерпуля» самый важный матч своей жизни провели против инопланетян.
Впрочем, эта «внешняя канва» самодостаточна. Да и название красиво рифмует футбол, кокаин и Майка Науменко.
Среди сосновых игл
Совершенно не ученическая, зрелая работа. Один из немногих текстов, где герой изменяется (не только внешне, но и) внутренне. Концовка была для меня неожиданной. Замечательный рассказ и, признаюсь, мой фаворит.