Death is a lonely business.
Ray Bradbury
«Сказочник» продолжает новую традицию в творчестве Zотова, которая, как мне кажется, началась с его десятого романа, «Москау». Все книги Автора – мои любимые, но «Москау» и «Сказочник» — более любимы, чем другие. Это, имхо, Zотов upgraded. Вы спросите – что же такого нового в сравнении с прежними произведениями Автора? А вот что. Оба романа вне-цикловые и написаны так, что не подразумевают сиквелов. Названия из одного слова, однако, запоминающиеся, цепляющие.
Главные герои «Сказочника» – Смерть (мужского пола) и мальчик. Правда, возникает ассоциация с Брэдбери («Смерть и дева»)? Сам мэтр, ушедший от нас в прошлом году, тоже появится в книге, как и Элвис, Макиавелли, Будда и многие другие. Смерть неразрывно связан с одиночеством, как точно подметил Рэй Брэдбери, и еще ему скучно. Совершенно нетипично для Автора, что одному из главных героев нет и 10 лет, но это огромный плюс: как в кино никакой маститый актер не может переиграть ребенка, так и тут. И именно образ мальчика оправдывает сказки, которые красиво вписаны в сюжет. Вернее, это не сказки, а скорее притчи, и каждая из них – маленький шедевр. Вот только, как говорит Сказочник: «Я умею рассказывать только страшные сказки. Прости, других не предусмотрено».
Как обычно у Zотова, ничего хорошего в новой книге не приходится ждать от представительниц женского пола. Рыжая Полемос – красотка, но эгоистичная и жестокая стерва, к тому же карьеристка. Миниатюрная брюнетка Хельга Дет – эпизодический персонаж, за реакциями которого главный герой наблюдает примерно как ученый за крысой в лабиринте.
Раньше лишь изредка Автор говорил от лица своего героя, обычно же он (и мы, соответственно) не залезал никому в душу/мозг и оставался просто наблюдателем, ведущим репортаж о происходящих событиях. Все равно, что смотреть «Новости» по телевизору – занимательно, порой пугающе, но происходит это не с нами, слава Голосу. Теперь же мы попадаем внутрь героя и становимся непосредственными участниками «Новостей». Это нам предстоит скучающе кивать в ответ на поклоны «косарей» — рядовых работников смертельного бизнеса; убивать и сопровождать души умерших до таинственного Озера; общаться с поднадоевшими родственничками-всадниками Апокалипсиса; разрешать не одну моральную дилемму; рассказывать сказки безнадежно больному ребенку. Большая часть «Сказочника» написана от первого лица, что усиливает впечатление, дает читателю больше эмоций и делает главного героя более «живым». А так как этот герой – Смерть, ситуация парадоксальная и не лишенная иронии. Вы готовы сочувствовать Смерти?
В «Сказочнике» и «Москау» сохранено все лучшее, что было в предыдущих книгах Zотова – интригующий сюжет; затягивающее и стремительно развивающееся действие; фирменный черный юмор Автора, необыкновенно образный и богатый русский язык; необычные, но отдаленно знакомые нам герои, живущие в мире, который есть отражение нашего. В разных историях эти отражения различны, но тем интереснее. Многим читателям может показаться, что в «Сказочнике» все более статично – никто никуда и ни от кого не бежит, отсутствуют явные квесты или детективные расследования, нет мощной финальной битвы. На самом деле, все есть – только показано более тонко, не «в лоб»; под слоем стеба и приколов ощущаются глубокие и серьезные размышления. Если противостояние, то скорее дуэль интеллектов, а не банальное рубилово на мечах. Если поиск – то не флешки с секретной информацией, а неиспытанных эмоций или настоящих ценностей. «Сказочник» — умная и тонкая история, которая для каждого читается по-своему. Сентиментальным людям она покажется неожиданно трогательной, более рациональным читателям – жесткой и остроумной. Финал, как всегда у Zотова, будет совершенно непредсказуемым и убьет вас наповал.
Спасибо Автору за смех, слезы, и за надежду. Где-то внутри каждого из нас скрывается маленький ребенок, и мы неосознанно хотим сказки, даже если ее нам расскажет Смерть…