Григорий Сковорода первый


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «мрачный маргинал» > Григорий Сковорода - первый харьковский фантаст-утопист
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Григорий Сковорода — первый харьковский фантаст-утопист

Статья написана 4 марта 2013 г. 13:45

Публикацию материалов фестиваля левой и патриотической фантастики «Краснозвёздный  мост» (Харьков) начинаем  докладом Дмитрия Дудко об украинском  «странствующем философе» — фантасте и утописте — Г. С. Сковороде:  

Григорий Савич Сковорода, 35 лет жизни которого связаны со Слобожанщиной-Харьковщиной,  — не только великий украинский философ, поэт, баснописец, но и первый харьковский писатель-фантаст. Рассказ его — «Сон» — первый украинский «ужастик». Близки к жанру фэнтези трактаты «Брань архангела Михаила с Сатаною» и «Пря бесу со Варсавою». Особенно же большую идейную нагрузку несут в творчестве Сковороды элементы фантастической утопии.

Общественный идеал философа — общество с частной собственностью и торговлей, но — без нищеты и излишества, поскольку здесь все трудятся по призванию («сродности»). Но это, так сказать, — программа-минимум. Высшим же общественным идеалом мыслителя стала «горняя республика». Именно этот идеал художественно воплощён в фантастических образах диалога «Разговор пяти путников о истинном щастии в жизни» и в трактате «Жена Лотова».

«Горняя республика» — идеальное будущее общество. И одновременно — состояние души совершенного человека.

Республика сия зовётся «Мир-городом», — Иерусалимом (Ир-шалом, — «город мира»). Град неземной, «горний», «вышний».

Там правит царь Ураний («небесный»), или ж Мельхиседек (жрец Салема, будущего Иерусалима). Тяжек путь туда чрез реки, леса и горы. Средь окружающей тьмы град сей озарён светом, и вход в него — радуга.

Се — царство Солнца, «мир первородный», — «земля обетованна». Нет тут ни войн, ни страданий, нет неравенства и собственности, но царят любовь и согласие. «Нет там вражды и раздора. Нет в оной республике ни старости, ни пола, ни разнствия — всё там общее. Общество в любви, любовь в боге, бог в обществе». Жители града счастливы и бессмертны. Смертным пришельцам здесь дают новые одежды и тела, божественную пищу и лекарство, очищающее душу. Сие лекарство — Библия (аллегорически истолкованная в духе Сковороды).

Нетрудно проследить связь этого образа как с библейской утопией «небесного Иерусалима», так и с европейской утопической традицией. У мыслителя 4 в. до н. э. Евгемера царь-мудрец Уран живёт  на горе, а его современник царь Алексарх пытается построить идеальный город Уранополь на горе Афон.  На горе же стоит и Город Солнца Кампанеллы. Обитатели утопий Т. Мора и Д. Вераса почитают Митру — арийского бога солнца. Религия Солнца господствует и в утопии Ямбула, — современника Евгемера.  Общая черта европейских утопий, начиная с Платона, — «правление мудрых», учёных-жрецов. Этот идеал  присущ и Сковороде.

Вся эта утопическая традиция имеет глубокие мифологические корни. Идеальному обществу придаются черты загробного рая, страны предков, царства Солнца. В индоевропейской и семитской традиции Солнце — защитник справедливости и социальной гармонии.

Особенно близка сковородиновская  утопия славяно-арийскому мифу о стране блаженных — индийской Меру или Швета-двипе, иранской Кангхе (Кангдизе), скифской Гиперборее, буддийской Шамбале, Беловодью русских старообрядцев. Сия страна  лежит далеко на севере, за высокими горами и морем, на острове. Или — на золотой горе в центре мира. Нет в ней нищеты и гнёта, несправедливостей, преступлений и войн.  Жители её счастнливы и долговечны. Правят нею мудрецы — носители тайных знаний. Царь её — солнечный герой, всадник-воин (Вишну, Калкин, Майтрейя, Ригден-Джапо). При конце света выйдет он с непобедимым войском на бой с силами зла и доставит народу великие знания и сокровища.

Легенда о блаженной стране святых мудрецов-волшебников в горах Куньлунь или на далёком восточном острове известна и китайским даосам.

В восточно-славянских сказках есть волшебная золотая (стеклянная) гора, — сияющая («сиянская»). Её достигает герой с чертами солнечного Даждьбога.  Как и у Сковороды, гора сия ассоциируется  (как и у Сковороды) с иерусалимским Сионом. В древнерусской литературе и украинском фольклоре распространена легенда о стране блаженных мудрецов-рахманов (брахманов).

Среди русских старообрядцев были распространены легенды о граде Китеже и стране Беловодьи. Первй сокрыт на дне озера Светлояр, вторая лежит на востоке за пустыней, горами и морем. В них нет нужды, гнёта и войн. Здесь живут только праведные старообрядцы (в Кангхе — зороастрийцы, а в Шамбале, размеется — буддистьы, приверженцы учения Калачакра).Заметим, — постулат Калачакры о тождестве макрокосма и микрокосма (человека) совпадает со взглядами Сковороды. Беловадская легенда была известна и в Украине, где в 1770-1780-х г.г. даже возникло (подавленное военной силой) движение за переселение в «Китайскую землю».

По-видимому, миф этот был усвоен славянами от их древних соседей по Причерноморью — ариев — и сохранён в старообрядческой и украинской среде.

Легко заметить близость утопии Сковороды ко всем этим традициям. Мыслитель хорошо знал библейскую и античную традицию, интересовался  учениями Индии, Ирана и Китая, был связан с народной сектой духоборов, живших своеобразными «коммунами», мог общаться и со старообрядцами.

Социально-утопические взгляды украинского философа и фантаста, таким образом, развивались в русле общечеловеческих идей утопического коммунизма.

С 3 марта 2013 г. Дмитрий Дудко зарегистрирован в «Фантлабе».

Вопросы о фестивале «Краснозвёздный мост» теперь можно задавать  ему лично.





400
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх