Есть книги, которые ждешь как праздника. Для которых старательно выбираешь время, чтобы со спокойной душой сесть и наслаждаться необыкновенно прекрасным и проникновенным вкусом произведения, погружаясь в сказочный, но при этом похожий на наш мир. Точнее похожий на наше прошлое. Также в нем есть Старый и Новый свет. А Ганза, Арья, Ликра, Франкония, Норха и Аттика до боли похожи на знакомые всем нам страны. Каждая со своей историей, традициями, нравами. Со своими особенностями, причудами и странностями. У них многое отличается, собранность Арьи, дикость Ликры, певучесть Аттики, морок Франконии, — вы не найдете и двух совпадений. Но именно такие разные, столь непохожие они становятся настоящей силой, лишенной слабых мест. Если их, конечно, никто не рассорит. Не вгонит осиновый клин между соседями, провоцируя страшную войну, ради собственной жажды власти, славы и денег. Впрочем, для этого сперва надо избавиться от птицы удачи, уж больно непредсказуемая особа. Но даже охотник не знает, кому бросает вызов.
После потрясающей первой книги я искренне опасался, что Демченко вновь вернется к тем же героям, пользуясь теми же приемами и мотивами, что и в «Паутине удачи», сделав «Бремя удачи» ее сюжетной копией. К счастью, я ошибся. Нет, нет, мы встретимся с полюбившимися героями, побываем в славном особняке фон Гессов, посмеемся над похождениями Шарля, но на этом писательница не ограничилась. Действие выходит далеко за пределы Ликры. И к поразительным описаниями природы добавятся чистенькие городки Арьи, знаменитый университет Дорфурта и многое другое. И, разумеется, новые герои. Столь же разные и непохожие и также одинаково презирающие богатство, заработанное грязными способами, и власть, добытую интригами и убийствами. И педантичный, рассчитывающий и планирующий все по секундам Гюнтер. И взбалмошная, легкая на подъем, певучая Геро. И загадочный, хитрый и по-детски простой Равшан. Все они сыграют свои роли в масштабной игре.
Эта игра происходила и в нашем мире. Перед Первой Мировой и перед Второй. И там и там маршируют бритые мальчишки в темных куртках, грохоча тяжелыми подошвами. Демченко оставила предостаточно намеков и отсылок к нашей истории, начиная от бедняги Фердинанда и заканчивая Круппом. Впрочем, даже без этого повествование поражает полнотой и глубиной. Потому что под причудливым узором обнаруживаются все новые и новые слои. Тонкая и добрая ирония, меткие и хлесткие замечания, пробирающие до глубины души эпизоды, заставляющие задуматься рассуждения. О том, что порой смерть врага не так важна, как жизни друзей и просто хороших людей. Что любовь к родине не всегда должна подтверждаться записями о взносах в членской книжке. И о многом другом. Досталось на этот раз и журналистам, и театру, впрочем, вполне заслуженно.
В целом, «Бремя удачи» напоминает многослойные кружева, под шутками скрывается любопытная мораль, а под психологией — интересные философские рассуждения и точные замечания. И все это припорошено сладкой пудрой сказки, которая превращает историю в нежное пирожное, наполненное оттенками вкусов и ароматов. Ведь иначе так трудно поверить, что где-то живут люди, не только верящие в чудеса, но и творящие их сами. А чудеса те рождаются из верности, честности, сострадания и доброты, которая непременно выходит победителем из схватки со злом. Зло-то, само ослепляет себя алчностью и гневом, вырывая яму на своем же пути.
Итог: прекрасное продолжение сказочной истории о нашем возможном прошлом.