Орлов научился


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Niko-Ra» > Орлов научился летать
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Орлов научился летать

Статья написана 12 мая 2012 г. 08:39

   Это  старая-старая статья долгие годы валялась на компьютере. Я ее так и не опубликовал. Я про нее давно забыл, но недавно в книжном магазине увидел переиздания Антона Орлова. При том скудном выборе книг, который наблюдается сегодня в Каменских магазинах, этот факт порадовал меня. И я подумал, вдруг кто-нибудь откроет для себя любопытного автора, скрывающегося под мужским псевдонимом. 8-)

Знакомство с творчеством Антона Орлова началось для меня, естественно, в «Уральском следопыте» — в этом центре фантастической мысли общероссийского уровня. Роман «Мир-ловушка», носящий в то время  другое, рабочее  название, стал для меня откровением. Но, вчитываясь, я видел, как причудливо переплетаются достоинства книги с изъянами, плавно перетекая друг в друга и порождая любопытный авторский стиль.

   Итак, что же представляют собой миры А. Орлова? Во-первых, меня заворожил, задел за больное место быт героев. Общая социальная необустроенность, комичность и парадоксальность жизни, алогичность поступков и лейтмотивов свершений создают единственную аллюзию: эти книги мог создать только российский автор и скромное вуалирование, а вовсе не мистификация под перевод с английского, вызывает лишь улыбку. Что ж, времена, когда наши фантасты вынуждены были прятаться за звучными инородными именами (как, к примеру, знаменитая Мэделайн Симонс, якобы жившая в Англии и накропавшая «Меч и радугу»), — прошли, но псевдонимы, «раскрученные» имена и товарные марки остались. И сейчас уже не так и важно, кто скрывается под тем или иным именем, и кто такой на самом деле Ван Зайчик…

   Антон Орлов? А что такого? Звучно, стильно, ярко.

   Но вернёмся к нашим баранам. То бишь к романам.

   Первая книга «Антираспад» сразу задала общий тон всему последующему этапу творчества. Обанкротившаяся фирма создаёт фикцию, эдакую компанию типа «МММ» и, ее сотрудники, питаясь рыбьими хвостиками, полученными бартером вместо денег, ищут лазейки, дабы обойти идиотизм налоговых законов. Ситуация буквально зарисована с натуры. Более того, измывательство над ненавистной рекламой — сделано профессионально. Создаётся впечатление, словно автор когда-то подрабатывал в одном из журналов-однодневок: уж больно язвительно и точно передан подводный смысл и манера проведения рекламных акций в нашей стране.

   Антон Орлов в гротеско-гиперболизированной форме сумел отразить и образ сумасшедшего уходящего ХХ века, и всю нашу пост-советскую действительность. Развал экономики, засилье местных «царьков»-губернаторов, невыплата заработной платы, появление так называемых независимых телестудий — всё это фантастика для западного европейца или сытого калифорнийца, но самая, что ни есть, горькая правда жизни.

   Автор, сам того не замечая, превратился в зеркало времени. Его сюжетные линии: разборки с налоговиками, проблемы малого бизнеса, коррумпированность правительства и даже попытка понять логику террористов, подрывающих дома в собственной стране — все они взяты не из газет, а из разговоров на кухне, в трамвае, в городском парке. Антон сумел уловить то, чем дышала страна в конце девяностых. И этой тенденции: отражать реальность через призму собственных и общественных симпатий — Орлов даже не пытается изменить.

   Уже в «Гонщике», где действуют и упоминаются герои из предыдущего романа, появляется многостраничное насмешливое, хотя, в чем-то и верное, описание фанатов-«ролевиков», такими, каковыми они кажутся в реальной жизни. «Толканутых» эльфов в последнее время в нашей стране прибыло, точно грибов после дождя. Они стали частью городской субкультуры и встречаются чаще панков или престарелых хиппи. Отношение «ролевиков» к реальности и друг к другу такие же по-детски безалаберные, как и в романе. Игра для взрослых детей. Хотя меченосцы и верят, что когда добро восторжествует и последний орк упадёт бездыханным, они, то бишь «ролевики», а не настоящие орки, вернутся в благоустроенные квартиры есть мамины плюшки и нежиться в теплой ванне с «плачущим Стингом в плеере».

   Во второй книге Антона всё сильнее слышится праведный гнев против засилья наркоманов и рисуется, правда, очень схематично, точно на правительственных плакатах, образ молодого журналиста-эксцессора, занимающегося сбором эксклюзивного материала сенсационного характера: драки, взрывы, убийства. Без допинга эксцессор не только испытывает ломки, беспричинный страх, но уже не в состоянии, вообще, нормально жить.

   Кстати, именно с «Гонщика» во всех последующих романах война с «наркотой» принимает у автора причудливые формы. Её проблематика поднимается и в «Жёлтых небесах», и служит фундаментом для создания образа одной из повелительниц Панадара в «Мире-ловушке». Впрочем, у той богини, помимо тяги к вину и «травке», вскрылась наклонность к лесбийской любви, как, впрочем, и у Илси в «Антираспаде». Так что набор социальных тем, волнующих автора, расширяясь от книги к книге, всё-таки имеет своё постоянное, незыблемое ядро. И это делает Орлова предсказуемым.

   К примеру, в последних трёх книгах с разных сторон поднята проблема большого города, узнаваемого во всех деталях. И можно смело утверждать, что чуть ли не треть фантастических зарисовок имеют земные корни. Впрочем, мегаполисы здесь живые, реальные, объемные, а не кукольно-игрушечные, как у некоторых других авторов.

   Ещё одна отличительная черта Антона: от романа к роману наблюдаются заметные подвижки, как в языковом плане, так и в динамико-сюжетном. С одной стороны, стилистические ляпы, типа: «Из-за поворота выехал полицейский электромобиль — он непроизвольно напрягся, но машина, промчавшись по заснеженной улице, исчезла за углом» («Антираспад, с. 350); где не совсем понятно кто напрягся: бомж или автомобиль — исходят на нет. С другой — неоправданная тавтология в рамках одного абзаца или даже предложения, многословность и там, где можно было бы обойтись фразой — целая страница, — остаются. Некая затянутость и вымученность наблюдается в каждой книге, но с человеческой точки зрения это как раз и объяснимо. «Большие деньги всегда достаются не тем, кто их заслуживает» («Гонщик», с. 124). И нищий автор вынужден дотягивать, подгонять свои «вещи» под объём, требуемый издательствами. Умри, а выдай на гора не меньше восемнадцати авторских листов! Вот и получается, что «вся наша жизнь — это цепочка компромиссов» («Желтые небеса», с. 435).

   Интересная особенность: миры, выдуманные Орловым, во многом театральны и здорово напоминают обычные комиксы, герои которых прямолинейны и обладают не жизненным букетом пороков и достоинств, причудливо переплетённых в сакральный узор темпераментов и судеб, а одной-двумя идеями-фикс, которые полностью тормозят развитие личности. Герои все получаются какие-то неполноценные. Девочка в шестнадцать лет (!) не знает элементарных вещей («Антираспад»). Деградирующий эксцессор не понимает того, что он — не лучший журналист, а лишь игрушка в руках фортуны и сильных мира сего («Гонщик»). Проснувшаяся истинная или ложная память о городе с жёлтыми небесами попросту отметается к финалу книги, так как усложняет психику героя, делая его живым, а не бумажным фантомом («Жёлтые небеса»). И только в последнем романе, в «Мире-ловушке» заметно движение автора от прямолинейных до пародийности злодеев и честных до тупости главных героев в сторону реальной жизни. Боги-наркоманы — это, по крайней мере, — стильно.

   Хотя, справедливости ради, следует признать, что и среди нас полно именно туповатых граждан, целью бытия которых является пара порочных идей, главная из которых заключается в обладании большим количеством колбасы, тёплым толчком и мягкой перины… Но, боже, как хочется верить, что их, этих истинных хозяев судеб, хотя бы не превалирующее большинство.

   И всё-таки, Антон Орлов, не смотря на некоторые незначительные промахи, остаётся в литературе именно как социальное отражение умонастроений уходящей эпохи. Описки и ляпы — это дело десятое. У Лукьяненко, к примеру, всегда можно найти что-нибудь «эдакое», и только рот раскроешь, чтобы радостно объявить об этом миру и граду, как Сергей уже сам в Интернете «светит»: это, мол, все подстроено, чтобы читатели не расслаблялись. И это не самый плохой ход. Ведь в этом вопросе важно, смеется ли автор вместе с нами над ошибкой или надувает губы, обиду затаив.

Антон Орлов это вовсе не подкачанный парень и не худосочный очкарик. Это вообще женщина. И, оставаясь верным правилам корректной критики, боюсь просто обидеть автора. Женщины — это вообще другие миры, иные вселенные. И если мы, читатели-мужчины, обожаем искать в книгах утопии и антиутопии, планы, как бы нам получше обустроить Россию, то автор, отражая нашу реальность в своих книгах, зачастую живет именно эмоциональным восприятием действительности, а не логически-математическим.

Антон Орлов идет своей дорогой. Ни хорошей, ни плохой, а именно личной тропой познания себя и мира. Он не обнажает свою душу, а наносит мазки на полотно, точно так же, как художники. Можно писать душой, можно — умом, и читателю это все равно, лишь бы «вещь» цепляла!

Зачем приписывать что-то человеку? Но вот пофантазировать — от этого никто не в силах отказаться. Итак, что я вижу?

Орлов, рисуя вымышленные, фантастичные миры, художник в рамках современной культуры медленно, шаг за шагом, отходит от научной фантастики, упрощает сюжетные линии, делает динамичным действие, подпускает любовной интриги и уходит в фэнтези. Для Антона этот необратимый процесс, этот медленный откат в совершенно сказочную действительность обернулся победой. Первая книга в жанре фэнтези оказалась у Антона лучше всех предыдущих.

   Если верить критикам-прогнозистам, то через пару тройку романов Орлов может уйти из фантастики в детектив, особенно, если его финансовое положение не изменится в лучшую сторону. Что ж, может быть. Тем более что предпосылки для этого есть. «Распальцованные» бандиты всплывают в каждом романе. Но, почему-то думается, что Антон найдёт иную дорогу. Сейчас, когда в потоке времени чётко прослеживается рост автора, можно утверждать, что новые фантастические книги Орлова  окажутся лучше, чем предыдущие. И это здорово. От «Антираспада» до «Мира-ловушки» писатель проделал бесконечный путь и из беллетриста, вскрывающего социальные язвы, он превратился в автора-пересмешника.

Антон сумел сохранить свое лицо и в фэнтези сдвинул общепринятые каноны жанра в нужную ему сторону. И конец света — тема, навязшая на зубах, — подана не как мистическая или «толканутая» проблема уничтожения всемирного зла в зародыше. «Мир-ловушка» — это просто смешная, порой саркастичная сказка для взрослых, где проблемы субкультуры современного мегаполиса сплелись в неразрывный гордиев узел. В этом романе автор поднял наболевшие вопросы и проблемы предыдущих книг, и создал из них мозаику не вторичного, а нового, автономного мира.

   А если взглянуть на творчество Орлова пошире, с высоты, так сказать, птичьего полёта, то можно увидеть, что, находясь внутри третьей волны фантастов в Екатеринбурге, выплеснувшей для нас ещё и А. Больных, А. Щупова, Т. Суворову, Н. Ипатову иже со товарищами, Антон столкнулся с иными трудностями, нежели в застойные годы. Он старается не отрываться от уходящего вперёд поколения, но жизнь уводит его на неведомые тропы. Ведь каждый фантаст проделал свой неповторимый и тернистый путь в отечественную литературу. Кто-то дослужился до звёзд на погонах, кто-то едва сводит концы с концами, кто-то впервые издался и принял отрезвляющий ушат критиканства; но все они, присягнувшие на верность мечте, писали, как жили, а жили, как дышали.

И сейчас каждый из них оказался перед камнем судьбы, именуемым в народе выбором чести. И Антон Орлов идет по своей персональной «Долине Совести».

2001

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Орлов А. Антираспад: Фантастич. Роман. /Пер. с англ. И. Кобловой. — М.: Армада, «Изд-во Альфа-книга», 1999, — 509 с. — (Фантастический боевик).

2. Орлов А. Гонщик: Фантастич. Роман. — М.: ЗАО Изд-во «Центрполиграф», 200, — 507 с. — (Перекрёсток миров).                                                              

3. Орлов А. Жёлтые небеса: Фантастич. Роман. — М.: ЗАО Изд-во «Центрполиграф», 2000, — 500 с. — (Перекрёсток миров).

4. Орлов А. Мир-ловушка: Фантастич. Роман. — М.: ЗАО Изд-во «Центрполиграф», 2001, — 520 с. — (Перекрёсток миров).





162
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх