«Вор»
Режиссер:Майкл Манн
Сценарист:Майкл Манн, Френк Хохаймер
Оператор:Дональд Торин
В главный ролях:Джеймс Каан, Тьюзди Уэлд, Роберт Проски
«Вор» — режиссерский дебют Майкла Манна, в котором уже прослеживаются темы и мотивы многолетней кинокарьеры. Профессионализм людей, переходящих черту закона всегда интересовал Манна, а если сужать жанровые рамки так, чтобы фильмы Манна вписывались в них целиком и полностью, то «будни профессионалов» будет, пожалуй, лучшим определением. Сам режиссер не раз в интервью подчеркивал, что моральная сторона героев для него вторична, а то и вообще незначительна, по сравнению со стороной профессиональной. Потому все герои фильмов Манна сами решают, что хорошо, а что плохо. И лишь одно самурайское правило следует за ними по пятам: самурай(в случае Манна – преступник) каждый день должен ощущать себя мертвым. Такое вот нехитрое хагакурэ.
Главный герой фильма, как все уже догадались, вор. И вор великолепный, один из лучших в своем деле. Главный сюжетный ход прост и многократно использован: желая отойти от дел, преступник соглашается на последнее крупное дело, но мафиозные боссы не собираются его отпускать. Манн не ищет сюжетных вывертов, не пытается добавить композиции фильма драматизма и не покоряет зрителя визуальным рядом. Он лишь делает свою прямую работу, и делает ее предельно профессионально. Каждая мелочь в фильме продумана(здесь даже не забывают остудить сейф после резки), каждая фраза уместна, каждый поступок персонажей, каждый операторский план реалистичен. Чувство вкуса отказывает режиссеру лишь в концовке фильма, когда он начинает не к месту использовать пафосные стоп-кадры. Но спишем это на влияние технических новшеств.
Еще одна характерная для лучших работ Манна черта прослеживается в «Воре» — здесь чрезвычайно сложно говорить об актерской игре. Режиссер словно выхватывает сцены из жизни, лишая фальши даже самые пафосные моменты. И потому история преступника, забравшегося в те круги ада, выбраться из которых уже невозможно, кажется такой простой и близкой.
Отдавая должное мастерству Френка, режиссер взамен отбирает у него сам человеческую суть, возможность принадлежать к миру людей. Устами главаря местной организованной преступности автор объясняет, что вся жизнь Френка заемная, и у нет ничего своего. Гуляющий по ту сторону закона гуляет в одиночестве.
Да, есть у фильма и недостатки. Здесь и занудный, местами раздражающий саундтрек, и восьмидесятническая наивность, и концовка в рембо-стиле. Но все недостатки Манн бьет главным своим козырем – предельной правдоподобностью. «Вор» — это просто хорошая история, которую один профессионал снял о другом.