2012 уже давно наступил, и вот пришло время подвести итоги минувшего года. Длинное лирическое вступление здесь, наверное, не к месту, поэтому начну сразу по теме... За прошедшие 12 месяцев мною были просмотрены немало самых разных фильмов, среди которых можно назвать и ужасные, и посредственные, и очень качественные, и это далеко не все эпитеты, к ним потенциально применимые. Действительно, недостатка в кинокартинах никакого нет. Другое дело, если говорить о достатке лент наивысшего уровня... Здесь всё по-другому, здесь всё сложнее.
Прошедший год подарил нашему вниманию много интересного, но начинать всё же следует не с самого лучшего, а оставить его напоследок, так сказать, на закуску. Ведь и вправду неплоха!
Прежде всего, разочаровала фантастическая мелодрама Джорджа Нолфи «Меняющие реальность» (к слову, по мотивам рассказа Филипа Дика, а уже на примере «Помутнения « с Киану Ривзом можно судить о том, что его можно экранизировать нормально). Было некое желание увидеть что-то похожее, пусть и отдалённо, по духу на «Начало», но оказалось очень уже пресно. Был «Санктум» Алистера Грирсона (напряжённый, но не оставивший никакого впечатления); были просто ужасные в своей пошлости и глупости «Храбрые перцем» Дэвида Гордона Грина (а он, надо сказать, снял очень даже яркий «Ананасовый экспресс«!), хотя, быть может, это такой особенный стиль «очень тупой комедии»; была и никакая «Очень плохая училка» Джейка Кэздана. Но на эти фильмы и не возлагались особые надежды. Куда хуже то, что главными провалами года, на мой взгляд, стали «Конан-варвар» и «Война богов: Бессмертные». Первый оказался не просто провисающим в плане сценария и режиссуры, но даже не зрелищным, а тот экшен, который имел место быть, неприличен и скомкан до ужаса! Второй же имел шанс стать новой версией «300 спартанцев», но ему это не удалось даже близко (хотя это уже несколько другой разговор — о сравнении данных двух лент, одна из которых неожиданно оказалась шедевром, а другая уничтожила весь свой немалый потенциал). Ведь несмотря на сильный и привлекательный видеоряд (причём с некоторыми действительно красивыми сценами — их, правда, мизерное количество), сама история не вызывает ни малейшего интереса, а точнее та манера и тот способ, которыми её поведали нам создатели сего «кинотворения».
Ещё в 2011 году были фильмы, которых можно охарактеризовать одним словом, как недоспелые продолжения. Естественно, речь идёт о тройке масштабных и известных проектов, которые могли бы быть значительно более качественными, чем оказались на выходе. Это третьи «Трансформеры» (с таким большим хронометражем и таким маленьким смыслом, что досматривать было в высшей степени утомительно даже при зрелищном визуальном ряде и эффектном 3D!), четвёртые «Пираты Карибского моря» (они, в принципе, не так и плохи, как говорилось, но всё же предыдущим уступают по всем параметрам) и восьмой «Гарри Поттер». Последний из них был оценён всеми по-разному, но моё мнение таково: во-первых, за всю сагу были ленты сильнее, во-вторых, завершение столь важной эпопеи должно было быть в разы лучше (так что вся вероятность, которая была и так невелика, сравниться с грандиозным финалом «Властелина колец» отпала сама собой), и в-третьих, так беспощадно слить весь драматизм финала, когда в романе всё было описано, как на ладошке — снимай не хочу — просто непростительно.
Но всё-таки не был бы киногод достойным, если бы не его положительные моменты! Всего достаточно, поэтому упомянуто всё не будет. Но некоторые картины всё-таки нужно отметить в обязательном порядке.
Итак, высококлассными историческими лентами определённо являются «Король говорит!» Тома Хупера и «Аноним» Роланда Эммериха. Хотя второй можно и не считать историческим по сути, а скорее псевдоисторическим, но это уж вопрос иного рода. Превосходными триллерами оказались «Соломенные псы», «Нечто» и устрашающий, шокирующий «Красный штат» (прошедший как-то незаметно, незаслуженно обойдённый вниманием). Своеобразная драма/мелодрама/триллер «Драйв» тоже выдался лентой, заслуживающей наилучших откликов.
В другом жанре, комедийном, также были свои хорошие экземпляры. Хотелось бы отметить «Пол: Секретный материальчик» с Саймоном Пеггом и Ником Фростом, а также «Успеть за 30 минут» с Джесси Айзенбергом от режисёра Рубена Флейшера, до этого выпустившего не менее угарную комедию «Добро пожаловать в Zомбилэнд». Порадовали и анимационные проекты «Кот в сапогах» и «Ронал-варвар», такие непохожие друг на друга и созданные для совершенно разных возрастных аудиторий.
Ну, а какие же ленты стоит назвать самыми удачными за последние 12 месяцев? Исходя из просмотренного мною, делая на этой основы выводы, я пришёл вот к каким результатам:
Луший мультфильм — «Ранго». Эта лента выходит за рамки современной мультипликации, предстаёт в новом свете. Мультфильм, балансирующий на грани ироничной пародийном комедии и серьёзного социально-философского произведения. Представляющий собой интерес не только для детей, но и для взрослых. А ещё с многочисленными отсылками к классике кинематографа, с качественным сюжетом, превосхдной музыкой, зрелищными спецэффектами.
Ранго |
Луший кинокомикс — «Люди Икс: Первый класс». В принципе, серьёзных конкурентов у них не нашлось. Достойный внимания кинопродукт.
Люди Икс: Первый класс |
Лучший фильм — «Запрещённый приём». Честно говоря, не лучшая работа Зака Снайдера. Но на фоне остальных кинокартин 2011 смотрится наиболее выиграшно. А вообще, лента неоднозначная. Яркая, динамичная, но поначалу простая, лишённая какого-либо выдающегося смысла. А потом, в один момент, оказывающаяся гораздо более значительной и открывающаяся с другого ракурса...
Запрещённый приём |
Лучший сериал — «Игра престолов». По большому счёту, данный сериал можно назвать лучшим в 2011 году, в независимости от деления на жанры, тематику или полнометражное кино/телевизионное кино. Бесспорно, выдающийся фильм, который уже одним своим фактом обязывает не называть минувший год таким уж неудачным. Достойная экранизация. И что самое главное — это только первый сезон, это только начало, а значит велика вероятность, что дальше будет ещё лучше!..
Игра престолов |
Подводя итог под этим кратким обзором, прихожу к не самому хорошему выводу: действительно шикарных лент, без изъянов, таких, которых можно назвать классикой нашего времени, не нашлось. Ну, с некоторыми оговорками. Есть, конечно, лучшие из тех, что были. Я их перечислил, выделил. Кроме них тоже были упомянутые выше неплохие, занятные кинопродукты. Но всё же слишком много лент не оправдало ожиданий и слишком мало вышло безоговорочных шедевров. Что ж, не каждый же год должны появляться такие фильмы!..
Поэтому остаёться радоваться тому, что добротное кино таки было, и надеяться, что в этом году мы увидим больше качественного, впечатляющего, безупречного кино, которое запомниться надолго в лучшем смысле этого выражения.
Дальше будет...