The Mammoth Book of Best British Crime 8
Edited by Maxim Jakubowski
В этом пухлом томе более 40 рассказов. Хочется сразу сказать «уау!», но плюс ли это книге с таким объемом, когда в заголовке есть слово «best»? C одной стороны, несомненный плюс: редактор и составитель Якубовски читал много и тщательно, отбирая рассказы для публикации как из антологий и бумажных журналов, так и из интернет-зинов и чепбуков. Соответственно, есть в сборнике и мастера жанра, у которых на полке стоит несколько наград, а есть и новички, у которых нет и изданной книги. Многообразие это почти всегда хорошо, но разные не значит лучшие. Неужели все сорок лучшие? Или есть самые лучшие, те, что похуже, и те, про которые обычно говорят «на один раз потянет»? Да, есть здесь и такие. При таком отобранном количестве невозможно, чтобы все рассказы были одинаково хороши. Выйди книга составом в десять рассказов, это было бы действительно лучшее за год, а так получилось лучшее и много хорошего. Лучших читать несомненно надо, еще с 10-15 рассказов здесь середнячки, остальное на любителя. На десятке лучших я и остановлюсь (в порядке их появления в книге).
«Dolphin Junction» Мика Херрона определенно один из лучших рассказов книги. Сюжет таков: муж находит записку от жены, в которой говорится, что она его оставляет и чтобы он ее не искал. Полиция относится к этому спокойно: взрослые люди сходятся и расходятся, все бывает, — но муж чувствует, что жена не уехала куда-то сама, ее похитили. Он сам начинает ее поиски. Здесь есть все, что делает детектив хорошим детективом: неожиданная разгадка, напряженный сюжет, тайны прошлого и расплата за них в настоящем. «Affairs of the Heart» Кейт Аткинсон на первый взгляд юмористичный рассказ, но финал не менее темный, чем в «Dolphin Junction». Чувствам доверять нельзя, особенно если связываешься с семьей, где женщин зовут Фэйт, Пейшенс и Констанс.
«And that was why, on a cold night in February, Duncan Milne was up to his neck in shite. Literally.» — так начинается рассказ Стюарта Макбрайда «The Ballad of Manky Milne». И это действительно читается как баллада об одном неудачнике, который влип в полное дерьмо в прямом и переносном смысле слова.
«The Circle» Дэвида Хьюсона – единственный в сборнике рассказ, который развивает тему терроризма. Автор водит читателя за нос до самого финала. В «An Arm and a Leg» Найджел Берд преподносит своему герою урок воспитания (а сам Берд учитель), вот только наказание будет куда серьезнее удара линейкой по рукам. «Homework» Фила Ловси – это рассказ в виде домашнего сочинения девочки Джуди Харрис. Девочка изучает в школе «Гамлета» и находит много совпадений между пьесой Шекспира и историей своей собственной семьи. Никогда еще дети не изобличали преступников с такой тщательностью и подкованностью в литературе. («Homework» уже выиграл в этом году «Кинжал» за лучший рассказ.)
«Unhappy Endings» Колина Бейтмена – постмодернистский детектив о писателе. Очень смешной и очень мрачный. В Бейтмане мне слышатся отголоски Джона Барта. «Run, Rabbit, Run» Рэя Бэнкса – простая, но цепляющая история о трусости, ответственности и завышенной самооценке.
«The Hard Sell» Джея Стрингера начинается как сценарий к фильму об ограблении a la Ocean’s 11. Находчивые мошенники придумали хорошую аферу, вот только не учли, что опыт порой бывает важнее молодости. Завершается сборник, как и начинается, — рассказом Иэна Рэнкина. «Driven» — изобретательная смесь криминального рассказа и проповеди. Рэнкин, за спиной которого десятки романов, показал, что он в отличной форме.
По этому сборнику можно легко определить, кого в британском крайме стоит читать в первую очередь, и насладиться отличной выборкой Якубовски.