Йен Макдональд. Река Богов
http://www.fantlab.ru/images/editions/big/15031" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>
Добротный научной фантастический роман, чье действие разворачивается в Индии в середине двадцать первого века. Не так уж далеко от наших дней, но картинка рисуется просто удивительная.
Основная тема – развитие искусственного интеллекта и отношение к нему людей. Приятно, что Макдональд не стал обращаться к идее о «восстании машин» или просто описывать жизнь человека и дружелюбного робота-напарника, как часто бывает. Не Азимов и тем более не Терминатор. Что-то между ними. По Макдональду человек и искусственный разум слишком разнятся между собой, чтобы между ними могла возникнуть какая-либо конфронтация. Разные среды обитания, разное осознание своего «Я», разные понятия о существовании (в отличие от людей, ИИ способен копировать свою личность бессчетное число раз, бессмертие, проблема копий) и даже отличное понятие передвижения. Почти нет общих точек соприкосновения, чтобы устраивать вражду, но мы сами в будущем способны их создать, коли подобные разумные машины действительно появятся. В том варианте будущего, что предлагает читателю Макдональд, создание и существование сарисинов подчинено акту Гамильтона, по которому развитие ИИ не должно превышать определенного уровня. Все что выше подлежит уничтожению – экскоммуникации, так называют этот процесс. Вполне обдуманное и логичное предупреждение конфликтов, ведь даже сарисины низшего уровня способны выйти из-под контроля и причинить вред окружающим людям. Что уж говорить о машинах, чей интеллект на порядки превосходит человеческий. Но вот вопрос: что будет делать подобное существо, если само его существование поставлено вне закона? Вариантов ответов на этот вопрос много: война с человечеством на истребление, взятие под свой контроль искусственным интеллектом мировой экономики (когда все управляется и живет посредством компьютеров и глобальной сети подобное не представляет никаких сложностей), попытки договориться, подкупить и прочее. Главное одно – стремление выжить и то, какой путь для этого выберет ИИ будущего. Макдональд предлагает весьма любопытный и немного ошеломляющий в плане размаха вариант.
Множество сюжетных линий, множество персонажей. Среди героев замечены: Господин Нандха, сыщик Кришны, правительственный охотник за сарисинами — устройствами с САмоРазвивающимся ИСкусственным Интеллектом; его жена Парвати; советник премьер-министра Бхарата Шахин Бадур Хан, журналистка Наджья Аскарзада, профессор Томас Лалл – один из самых гениальных людей своего времени, представитель искусственной расы ньютов Тал и многие, многие другие. Множество научных теорий, объектов, терминов, гипотез и прочих штуковин, которые так нравятся нам, читателям «твердой» научной фантастики. От клеточных автоматов и развития М-теории до параллельных Вселенных и виртуального мира «Альтерры», созданного для изучения эволюции. Особенно хороша в этом плане первая половина книги, когда Макдональд вводит в повествование необходимый материал, во второй же части больше внимания уделяется действию. Множество проблем, вопросов, начиная с личных, внутрисемейных и заканчивая глобальными, общечеловеческими. Иногда даже кажется, что в «Реке богов» всего слишком много.
Все вышеперечисленное сплетается в яркий калейдоскоп чуть ли не эпического размаха. Все очень хорошо, очень интересно, но вот… Индия… У Макдональда неплохо показано сосуществование друг с другом и друг в друге старых, патриархальных укладов Индии и передовых технологий будущего. Интересно понаблюдать за индийскими реалиями, а их в романе хватает. Карсеваки, далиты, заминдары; ваджра, варна, васус, ваханы – есть даже маленький глоссарий в конце книги. А вот чувства другого народа с другими обычаями, той экзотической атмосферы, что свойственно Индии – почти нет. По большей части лишь внешние атрибуты. Хоть Джон Ирвинг и писал в своем предисловии к «Сыну цирка», что это «мой роман – не об Индии, я не знаю этой страны», но, когда открываешь его, то сразу оказываешься в каком-то другом измерении. А у Макдонольда все больше по-западному, хочется большей экзотики. Продуманная культурная глобализация будущего? Или «реалии» англоязычной фантастики свою роль сыграли?