Сегодня посмотрел очередной фильм, повествующий о судьбе венгерской аристократки Эржебет (Елизаветы) Батори. Начну с биографической справки: Эрже́бет Ба́тори родилась 7 августа 1560, ее родителями были Дьёрдь Батори из Эчеда и Анна Батори (сестра будущего короля Польши Стефана Батория и дочь палатина Венгрии Иштвана IV), происходящие из двух ветвей той же самой семьи — Батори.
Елизавета (для удобства буду использовать «адаптированное» имя) провела своё детство в замке Эчед. В 11 лет она была обручена с дворянином Ференцем Надашди и переселилась в его замок у Шарвара. В 1575 Елизавета вышла замуж за Ференца Надашди (смотрителя императорских конюшен и венгерского генерала) во Вранове. В 1578 году её муж был назначен командующим венгерскими войсками в войне против турок. За его маниакальную жестокость по отношению к пленным турки прозвали его «Чёрный бей» («Чёрный витязь»). В качестве свадебного подарка Надашди подарил Елизавете Чахтицкий замок в словацких Малых Карпатах, который в то время был имуществом императора.
В 1602 Надашди выкупил замок у Рудольфа II. Надашди всё время проводил в боевых походах, таким образом, Елизавета взяла на себя обязанности по управлению хозяйством. У супругов было 5 детей: Анна, Екатерина, Миклош, Урсула и Павел. Вскоре после приобретения замка, в 1604, Ференц умер, и Елизавета осталась вдовой.
Точное время, когда Елизавета начала убивать девушек, неизвестно. Принято считать, что это произошло между 1585 и 1610 гг. Вероятно, что муж и родственники знали об этом и старались её в этом ограничивать. Большинство жертв были местными крестьянками. В 1610 слухи об убийствах начали доходить до двора Габсбургов, и император Матиас (Матвей) поручил палатину Венгрии графу Дьёрдю Турзо расследовать дело. 29 декабря 1610 Турзо с вооружённым отрядом ворвался в замок и застиг Елизавету Батори с подручными, пытающими очередных жертв. Несмотря на доказательства, и даже на то, что её заперли в её же замке на некоторое время, якобы для её же безопасности, пока она не предстанет перед судом, Елизавета так никогда и не предстала перед судом — громкое имя семьи Батори (брат Чахтицкой пани, Габор Батори, был правителем Трансильвании) сделало своё дело. Тем не менее, остаток жизни Елизавета провела в заточении в подземной темнице собственного Чахтицкого замка, где она, опекаемая заботливой прислугой, приставленной дочерьми, спокойно и без невзгод прожила три с лишним года и скончалась в ночь на 21 августа «в лето 1614 от Рождества Христова». Суд над подручными графини состоялся 2 января 1611 в Битчанском замке — резиденции палатина Д. Турзо. Все они были приговорены к смертной казни. Служанок Дороту Сентеш, Илону Йо и Катарину Беницка сожгли заживо, предварительно вырвав им пальцы рук. Слуге Яну Уйварю Фицко отрубили голову. Согласно свидетельству отца-иезуита Ласло Туроши (его поддерживает венгерский исследователь — доктор Золтан Медер), боясь утратить свою молодость и привлекательность, Елизавета Батори каждую неделю купалась в ванне, наполненной кровью молодых девственниц (Это утверждение представляется сомнительным. Организм современного человека содержит в среднем около 5 литров крови. Таким образом, крови 650 девушек графине Батори хватило бы на 20-30 недель). Общее число убитых девственниц (по разным данным) — от 30 до 650 человек. Последняя цифра так и не была доказана, но позволила объявить графиню самым «массовым» серийным убийцей всех времён и занести в книгу рекордов Гиннесса. Эти события легли в основу сюжетов ряда фильмов ужасов и драматических кинолент («Графиня Дракула» (1971), «Батори» (2008)).
Существует версия, согласно которой графиня подверглась гонению как глава протестантов Западной Венгрии, а большинство улик было сфальсифицировано по политическим мотивам при участии венгерского палатина Дьёрдя Турзо, который претендовал на часть обширных земельных владений рода Батори, и отдельных иерархов католической церкви. К этой точке зрения склоняется венгерский историк Ласло Надь, выпустивший в 1984 году книгу «Плохая слава Батори» («A rossz hírű Báthoryak»), в которой вывел графиню жертвой интриг палатина Турзо (эта версия обыграна в фильме словацкого кинорежиссёра Юрая Якубиско «Батори» (2008)). Сторонники этой точки зрения обращают внимание на недостаточность достоверных исторических источников по теме (многочисленными слухами история Эржебет Батори начала обрастать уже после её смерти); нарушения, нестыковки и скоротечность судебного процесса над прислугой-«соучастниками» графини Батори (к ним применяли пытки, а после получения признаний очень быстро казнили); заинтересованность палатина Венгерского королевства Дьёрдя Турзо и иерархов католической церкви в обвинительном исходе процесса над «кровавой графиней», который должен был привести к дележу её обширного имущества.
Теперь собственно о фильме. Европейские экранизации существенно отличаются от американских — за меньшие деньги в Европе умудряются снимать великолепные исторические фильмы — вот что значит иметь великую и продолжительную историю — американцам этого не дано (вспомним, например, «Заговор в Эскориале» снятый испанцами). И этот фильм не исключение — стоит отметить что за жалкие 8,5 млн. «зеленых» нам показали киноленту с великолепными пейзажами и красивейшими (и что немаловажно — разнообразными) интерьерами, эффектной работой оператора и неплохой актерской игрой.
В фильме показана жизнь будущей «кровавой графини» с самого детства. Мы видим мрачную, жестокую действительность жизни на окраине тогдашнего мира — постоянные войны с турками и страх перед их возможным нашествием ожесточают людей. Влияет на становление характера и воспитание — с детства Елизавету учат быть сильной — не бояться смерти и жестокостей — ребенка вынуждают смотреть кровавые казни и присутствовать при изощренных пытках в общем-то мало в чем повинных людей. Мы видим как из милой доброжелательной девчушки вырастает властная, стойкая к жизненным невзгодам женщина, способная успешно управлять громадными семейными владениями. Елизавета спокойно переносит безвременную смерть мужа и, кажется, ее сердце черствеет — она так и проживет механически исполняя хозяйственные обязанности. Но в ее сердце, как ни странно, есть место для настоящей любви, существенно отличающейся от ее «чувств» к мужу — за которого она была выдана без своего согласия. Но иронии судьбы ее избранник (кстати любовь то взаимна) сын ее политического соперника Дьёрдя Турзо. Как и следовало ожидать — счастье их длилось недолго. А дальше пред нами предстает история женщины, думающей что ее покинул возлюбленный ради более молодой девушки — она ударяется во все тяжкие — начинает искать всевозможные способы омоложения и в итоге скатывается к убийствам. В этом ей охотно помогает — Жюли Дельпи явно импонирует 2-я точка зрения — нанятый Турзо извращенец-мазохист Доминик, всячески поощряющий ее худшие наклонности. Вакханалия смерти длится долго — но и она получает завершение — с помощью выкранных Домиником дневников Елизаветы (а она подробнейшим образом описала все убийства) ее противники смогли заставить ее подписать документ согласно которому к Турзо переходят почти все ее владения за исключением замка Чахтице — его оставили ее детям (собственно человеческое еще не чуждо Елизавете — она охотно соглашается сделать все чтобы им досталось хоть что-то с ее огромного состояния). Трагизм развязки усиливает и то, что она узнает о реальной причине разрыва с Иштваном Турзо — отец насильно женил его на нелюбимой и незнакомой ему девушке, а письма с объяснениями происходящего перехватывал — что и дало повод Елизавете думать что ее бросили...
Касаемо актерской игры — Жюли Дельпи превосходно сыграла роль графини Батори, тут мы видим довольно редкий случай когда актриса полностью сливается с играемой ей героиней. Однако фильм можно назвать и оригинальной пиар-компанией конкретного актера/режиссера/сценариста — Жюли Дельпи все время присутствует в центре кадра что мешает раскрытию образов других персонажей на должном уровне. Также великолепно (несмотря на вечно маячащую в кадре Жюли) сыграл Себастьян Бломберг — его герой уже при первом появлении обращает на себя внимание чем-то демоническим во внешности и это впоследствии хорошо обыграно в образе Доминика. В общем демон искуситель у нас есть, а что же с ведьмой? Не забыли и ее — вот только показали очень странно — вместо страшной как смертный грех старухи мы видим еще не старую ведьму-лесбиянку, да еще и стоящую на защите морального поведения графини. Иштван Турзо предстает смазливым тюфяком неспособный пойти против воли отца. Как ни странно — он продолжает любить Елизавету и после того, как узнает о ее «милых» способах омоложения. Странно выглядит о образ императора Матиаса — в реальной жизни очень мудрый правитель — тут показан толстоватым и недалеким человеком.
Есть и странности сюжета. Перед смертью графиня молится Богу, пытаясь выпросить прощение и возможность попасть в рай (не слишком ли это наивно с ее стороны?). А вот дальше ее действия идут вразрез со словами. Она утверждает, что не хочет кончать жизнь самоубийством, ибо не хочет попадать в ад, но в следующий момент перегрызает себе вены (чего в реальности не было). Этот момент вызывает недоумение. Есть и другие странности — но они не столь существенны по сравнению с этим ляпом.
К плюсам можно отнести убедительную мотивировку поведения одиозной графини (чего нет в экранизации 2008 года), хотя в целом для фигуры такого масштаба весь фильм выглядит довольно простовато и часто даже по-женски, несмотря на ряд жестких сцен (кровищи в фильме море...). Стоит отметить и атмосферу фильма — зритель выпадает на полтора часа из реальности — настолько его поглощает созерцание творящегося на экране действа. Присутствует некий готический оттенок, картинка довольно мрачная, и даже солнечный свет выглядит холодно. В общем атмосферности фильму не занимать.
Отличительной чертой обоих экранизаций (имею ввиду «Батори» 2008 г.) желание обелить графиню. Более удачен, на мой взгляд, именно этот вариант. Если фильм Юрая Якубиско напоминает костюмированную вакханалию и иных чувств кроме омерзения в целом и некоторого сочувствия главной героини в частности не вызывает, версия Дельпи же напоминает драму, в центре которой любовь сильной женщины к слабому мужчине. Эржебет начинает искать причины чужой слабости в себе и, как следствие, совершать ужасные поступки. В общем фильм Жюли Дельпи при всех своих недостатках выглядит реалистичнее и правдоподобнее «кровавой графини Батори» Якубиско.
Резюме: красивое атмосферное кино, излагающее очередную точку зрения на трагические события начала 17 века. Всем кто любит исторические постановки и не боится вида крови стоит посмотреть этот фильм.