«Свеча горела...»
Мне вполне понятны причины, побудившие автора написать этот рассказ, однако текст как таковой, при всей своей идейной правильности, вызывает слишком много вопросов. Свеча как образ — прекрасно, но про «сплетенье рук, сплетенье ног» только ленивый не вспомнил. Подбор литературы странный. Места, где перечисляются (просто перечисляются!) произведения и фамилии писателей, пролетают со свистом, ничего после себя не оставляя в сознании читателя.
Второй немаловажный момент заключается в том, что рассказу не повезло — я опять вспомнила, как и в стучае с «Йотой», другое произведение с аналогичной тематикой, и сравнение оказалось не в пользу конкурсанта. Роберт Янг, «В сентябре тридцать дней». Там, правда, роботом была учительница, а не ученик, но по сути эти два произведения близки.
По стилю придираться можно, но не буду.
В целом рассказ производит впечатление старательно написанного текста, в котором идея подавляет содержание.
----
«Машина счастья»
Что-то подобное мне уже встречалось не раз, но стойкого дежавю, как в предыдущем случае, рассказ не вызывает. К стилю тоже вопросов нет, хотя читается тяжело. Проблема рассказа, на мой взгляд, в том, что он слишком абстрактен. Мне кажется, что ту же самую мысль, которую хотел передать автор, можно было «обернуть» в иную историю, современную. Ведь, по сути дела, такая «машина счастья» уже существует...
Ещё один нехороший момент — предсказуемость финала.
В общем рейтинге этот рассказ где-то посередине — ругать его не хочется, но и хвалить особого желания нет.