Русская готика Александр


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» > Русская готика: Александр Иванов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Русская готика: Александр Иванов

Статья написана 21 декабря 2010 г. 00:17

Искусствовед Александр Павлович Иванов (1876-1940) автор нескольких биографических книг о знаменитых художниках (Врубеле, Репине, Рерихе) написал всего одно художественное произведение — рассказ «Стереоскоп» (с подзаголовком «сумеречный рассказ»), который тем не менее стал шедевром русской готической, «сумеречной» прозы. Прежде всего нужно сказать несколько слов о самом писателе, ибо современному читателю он почти не известен. Иванов окончил физико-математический факультет Петербургского университета, затем служил счетоводом, но самым большим увлечением в его жизни стало искусство — музыка, литература и — особенно — живопись. Долгие годы Иванов работал над биографией М. Врубеля, собирая информацию о художнике с помощью его родных и близких. Семья Ивановых дружила с А. А. Блоком. Родной брат Александра Павловича — писатель Евгений Иванов входил в число ближайших друзей поэта, а о самом Александре Блок написал: «А. П. Иванов, действительно, человек совершенно исключительный, как и вся семья Ивановых. Оттого только, что есть такие люди, жить легче; в них — опора». После Революции А. П. Иванов работал в Государственном Русском музее (помощник хранителя отдела нового искусства), организовывал выставки, публиковал статьи и брошюры о художниках, читал лекции.

Рассказ «Стереоскоп» http://www.fantlab.ru/work96378 был написан в 1905 году, опубликован в 1909. Произведение, несущее в себе черты классического «готического рассказа» и «мягкой» (по классификатору Фантлаба) научной фантастики, вызвало немалый интерес в литературных кругах: рассказ высоко оценил А. Блок, похвальной статьёй отметился В. Брюсов. Главный герой рассказа, рассказчик, по случаю покупает в магазинчике старинный стереоскоп, предназначенный для просмотра одной-единственной стерефотографии — изображения одного из залов Эрмитажа. Пользуясь стереоскопом, герой вдруг обнаруживает, что может проникать в странный монохромный мир, изображённый на старинной фотографии. Дальше сюжет пересказывать не буду, дабы не спойлерить. Рассказ отличается шикарной тревожно-таинственной атмосферой. Повествование убедительное, достоверное со многими важными деталями: здесь автору помогает отличное знакомство с Эрмитажем и его художествееной коллекцией. В рассказе также присутствуют черты сразу нескольких популярных в современной фантастике сюжетных ходов.

Моя оценка весьма высока. Приятно, что произведение написано с хорошим знанием предмета, а также  включает в себя автобиографические впечатления автора, усиливающие эффект присутствия.





353
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх