Все отзывы на произведения Георгия Балла
Отзывы (всего: 4 шт.)
Рейтинг отзыва
Георгий Балл «Торопун-карапун и тайны моего детства»
Artyreader, 15 июня 2021 г. 02:52
Эту сказку я читал давно, ещё в детсадовские времена (да, умел уже тогда). Необычайная длина странствий героя и множество его спутников порождали во мне желание фантазировать так же, приходить в сказку самому тем же образом — на «белом остроносом корабле» или ещё как-то. А там — ездить на рыбах, собирать страхи в мешок, пожирать город, созданный из сладостей, и заклинать скатерть-самобранку. Те главы, в которых говорилось «про войну», то есть истинное детство рассказчика, мне казались не такими интересными, хотя то, что все они приводили к некоторой «Главной Тайне», меня очень влекло.
На самом деле, эту сказку может оценить только взрослый. Как важны воспоминания о детстве, что такое «письма с войны», почему может не работать толком волшебство, и наконец, зачем взрослому дяденьке для путешествия понадобилось соучастие детей — Торопуна-Карапуна и Чучи. И что движет героем, когда он тайком пишет «главы только для взрослых» (я ещё, помню, сомневался: а мне маленькому эти главы читать можно?). По сути, это же происходит регресс — возвращение сознанием в чувства и образы давно ушедших лет, чтобы извлечь оттуда знание, как всё было на самом деле, уже сознанием взрослого. Связно, точно и правильно. И нужно видеть главное: каждую сказку герой создавал не в одиночку, а с помощью друзей и родных, и тепло воспоминаний о них делает и сказку полноценной.
Милая, добрая и вместе с тем глубокая сказка. Я рад, что она когда-то попала ко мне в руки. И научила сохранять «тайны моего детства», чтобы возвращаться к ним, когда нужно понять нечто важное.
Георгий Балл «Торопун-карапун и тайны моего детства»
Groucho Marx, 5 января 2018 г. 12:37
Изысканно-постмодернистское сочинение Георгия Балла было интересно интерпретировано в книге Павла Пепперштейна «Диета старика». Повторяться за Пепперштейном я не буду, отсылаю любопытствующих к его эссе, сам же замечу, что сказка «Торопун-Карапун» весьма и весьма характерна для советской культуры семидесятых годов: внешне наивное повествование, сплетённое из множества отсылок к авангардистской и, одновременно, к викторианской литературе, типа «Питера Пена» и «Мэри Поппинс».
Томительные, вязкие сумерки советского постмодернизма очень обаятельны (для тех, кто понимает, как верно заметил Окуджава) и при правильном настрое могут доставить читателю несколько часов интеллектуальной эйфории.
Георгий Балл «Торопун-карапун и тайны моего детства»
elent, 16 июня 2012 г. 01:51
Читала в классе 6-7. И особого впечатления книга на меня не произвела. Потом перечитала, уже будучи в университете. Аналогично. Детская книжка, где переплетаются сказка и воспоминания о военном детстве в детдоме. Никаких таких струн моей души не затронуло.
Георгий Балл «И когда умер Игорь Холин»
jamuxa, 1 мая 2012 г. 08:12
Вы не знаете Холина? Беспризорника, фронтовика, зека, официанта, фарцовщика, выросшего в торговца антиквариатом, официанта и поэта, жившего в Москве и писавшего о России? Тогда слово самому Игорю Холину, его поэтическое авторезюме:
«Вы не знаете Холина
И не советую знать
Это такая сука
Это такая б....»
«Лионозовская школа» — круг поэтов и художников, центром которого был художник и поэт Евгений Леонидович Кропивницкий, это поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов, потом из Харькова подтянулся Эдуард Лимонов, художники Оскар Рабин, Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, художник и поэт Лев Кропивницкий (сын Е.Л. Кропивницкого).
Стихи и Сапгира, и особенно Холина, — примитивный гротеск, — нарочито сдержанная, безэмоциональная манера, лишенная не только лиризма, но и иронии: быт городской окраины и жизнь ее обитателей, быт и лица бараков.
И если учитель Сапгира и Холина, Евгений Кропивницкий называл себя «поэтом окраины и мещанских домиков» и его стихи с предельно насыщенными, точными и даже избыточными деталями, запечатлели жизнь этой самой окраины, где ничего не укроется от соседских глаз, но все же чуть-чуть с иронией, через которую проглядывают и теплота и сочуствие:
«У забора проститутка.
Девка белобрысая.
В доме 9 – ели утку
И капусту кислую.
Засыпала на постели
Пара новобрачная.
В 112-ой артели
Жизнь была невзрачная.
Шел трамвай. Киоск косился.
Болт торчал подвешенный.
Самолет, гудя, носился
В небе, точно бешеный. «
то вот как уже сам Холин, как просто «информацию к размышлению», о бараках:
«Кто-то выбросил рогожу,
Кто-то выплеснул помои,
На заборе чья-то рожа,
Надпись мелом: «Это Зоя».
Двое спорят у сарая,
А один уж лезет в драку…
Выходной. Начало мая.
Скучно жителям барака.»
Бараки... Два больших цикла Игоря Холина «Жители барака» и «Лирика без лирики», как-то сами собой сложились в «барачный эпос», итак, начало, середина 50-х:
«Заборы. Помойки. Афиши. Рекламы.
Сараи — могилы различного хлама.
Сияет небес голубых глубина.
Бараки. В бараках уют. Тишина.
Зеркальные шкапы. Комоды. Диваны.
В обоях клопы. На столах тараканы.
Висят абажуры. Тускнеют плафоны.
Лежат на постелях ленивые жены.
Мужчины на службе. На кухнях старухи.
И вертятся всюду назойливо мухи.»
сухая беспристрастная констатация фактов, и как не вспомнить снова легкую иронию Евгения Кропивницкого, образца 1938:
«Полночь. Шумно. Тротуар.
Пьянка. Ругань. Драка. Праздник.
Хрипы. Вопли. Безобразник
Едет в Ригу. Тротуар
Весь в движении. Угар
В головах шумит, проказник.
Полночь. Шумно. Тротуар.
Пьянка. Ругань, Драка. Праздник.»
Кто населял барак? — жестко, почти жестоко, но это Холин:
«Умерла в бараке 47 лет.
Детей нет.
Работала в мужском туалете.
Для чего жила на свете?»
Георгий Балл пишет, нам в рассказе-эпитафии «И когда умер Игоря Холина»:
«В день смерти Игоря ни одна капля дождя не осквернила землю....»
О фантастике? — есть, есть она у Игоря Холина: большой стихотворный цикл «Космические», вот всего одно стихотворение:
«Марсианки изумительны
Обаятельны
Предупредительны
Тело
Сделано из особого материала
Гайки
Болты
Никелированы
Ноги
Необыкновенной красоты
Груди
Эмалированы
Отклонений от нормы
Два
1. Голова
В форме бутылки
2. Половой орган
Находится на затылке»
«В день смерти Игоря ни одна капля дождя не осквернила землю....»