Все отзывы на произведения Харлана Эллисона (Harlan Ellison)
Отзывы (всего: 863 шт.)
Рейтинг отзыва
Харлан Эллисон «Парень и его пёс»
Alfa Centauri, позавчера в 07:12
Рассказ на разрыв (концовкой).
Читал в доисторические времена, потом перечитывал. В рассказе пёс человечнее людей. Ну, бывает и без ядерной войны. Но очень живо написано. Одно из сильнейших произведений, кмк. Ещё такое же, если не круче — «У меня нет рта, но я должен кричать». И неудивительно, что там автор тот же Эллисон. Талантлив, что сказать. Сияет звездой почти через три четверти столетия. Всем бы так.
А ирония в том, что уточнял детали по «Атомному сну» Сами-знаете-кого, увидел ссылку на «Парня» и перешёл сюда. То есть, абсолютно спонтанная реакция от меня.
Харлан Эллисон «Ночь деликатных ужасов»
romanpetr, 13 января 01:35
Этот рассказ первоначально звучит ,конечно, очень притягательно за счет одного своего названия — «Ночь деликатных ужасов«! Эллисон мастер своего литературного дела и знает толк в своей работе, поэтому иногда предлагая такие броские «вывески», выкладывает куда как более вдумчивые и заковыристые сюжеты, что читателю приходится только погрузится в его мир удивительных повествований. Этот рассказ ,безусловно, относится к реализму и затрагивает социальную сферу, окружавшего тогда Харлана общества с которым он сосуществовать в абсолютном умиротворении просто не мог, зная и наблюдая всю несправедливость от творящегося. Надо сказать, что любой вопиющий случай глубокой несправедливости притягивал Харлана и заставлял того действовать, порой жестко изобличая расовые предрассудки, которые он на дух не переносил. Это произведение — не исключение! Кому то эта история может показаться тихой и спокойной, но идейная составляющая, на самом деле, очень глубока.
Для многих не является секретом то, что темнокожее население США довольно долго боролось за свои права и равноправие в обществе, ибо долгое время они оставались людьми, но только второго сорта. Здесь — надежда, здесь — предупреждение! Порядок все равно бьет класс!
Маккинли Хукер , единогласно выбранный представитель города Мейкон из штата Джорджия со своей женой и двумя маленькими детьми держит путь холодным и снежным зимним днем в Чикаго, где должна состоятся встреча тайного сообщества и он получит инструкции к действию в ближайшем будущем. Но штат Кентукки , который они пересекают, таит в себе жестокость и опасности, через которые можно выйти только со крепко стиснутыми зубами на одной лишь силе воли. Ужасы реальной жизни порой превосходят все придуманные страшилки...
Харлан, поддерживая права различных социальных меньшинств, в очередной раз показал правду обществу, заставляя то задуматься о правильности устроенной системы и окружающего социума. Интересный небольшой рассказ, раскрывающий очередную авторскую грань и его литературные возможности!
romanpetr, 29 декабря 2024 г. 01:34
Пожалуй у Харлана Эллисона рассказ «Солдат» остается одним из самых популярных у пост-советского читателя. Да, он и явился среди переводов творчества Эллисона в числе первых в далеком 1991 году. Не говоря уже о дате написания(1957.г), которая относит его к эпохе «Золотой фантастики». Удивительно, но Харлан сумел воплотить отличный образчик антивоенной фантастики, при этом соединив элементы необузданной жестокости и светлого оптимизма. Для раннего творчества автор очень умело выполнил свою работу, найдя очень интересную идею, которая в последствии закрепилась за ним, как за первопроходцем. «Терминатор» и прочие воины из будущего в НФ литературе стали продолжением именно его находки — его идеи. Недаром, что после выхода «Терминатора» , Эллисон судился с создателями оного, и отсудил себе и денежную компенсацию, и в титры тоже было давлено его имя среди авторов сценария. Что интересно, этим судом автор реально застолбил этим рассказом свою идею навсегда. По крайней, я не слышал, чтобы после смерти писателя кто-нибудь пытался судиться по этому поводу.
Карло Клобрегнни, рядовой пехотинец из далекого будущего, где ведется бескомпромиссная война, практически на полное уничтожение человечества, во время боя, попадает в наше время (в 20ый век), где сразу становится очевидным анахронизмом, а в последствии, также «носителем» доброй воли и «предвестником» мира, заставляя задуматься людей о спокойном и мирном будущем. Безжалостный вояка в одном времени и абсолютно бесполезный для общества, с военной точки зрения, становится светлой надеждой для человечества.
Да, есть и присутствует в концовке у автора несколько обескураживающий наив, но Харлану простительно, ибо в то время он только начинал совершенствоваться и становился настоящим писателем. Зато антивоенная тема, и противостояние злу , не могут оставить равнодушным читателем. А некоторые сцены в сюжете очень красочны и живы, поэтому «магия» Эллисона действует практически безотказно. По-моему, замечательный рассказ для всех слоев и для любого возраста читателей....
Харлан Эллисон «Парень и его пёс»
kavarkad, 26 декабря 2024 г. 20:13
Обычно истории о мразях меня раздражают. Но тут автор не делает вид, что у него правильно поведение и ему надо подражать.
Вот так вот изменился то ли стиль, то ли мировозрение за полвека: сейчас плохое поведение главперса — это всегда оправдано.
Харлан Эллисон «Красотка Мэгги деньгоочи»
kavarkad, 26 декабря 2024 г. 20:10
О! Редкий рассказ с двойным смыслом. Странно, что в отзывах никто об этом не упомянул.
Харлан Эллисон «Вино слишком долго простояло открытым, воспоминания выветрились»
kavarkad, 26 декабря 2024 г. 20:01
Опять какая-то муть.
Хотя мысль, что самоубийце, мечтающему о покое, не понравится свой поступок, потому что жизнь была изначально иллюзорна — эта мысль небезынтересна.
Но всё равно ж весь рассказ муть о собрании звуковых эстэтов и нытье бессмертной о скуке.
Харлан Эллисон «Знаешь, Тотошка, похоже, мы не в Канзасе»
romanpetr, 23 декабря 2024 г. 01:30
Прекрасное, яркое и живое эссе Эллисона об одном ярком случае из его жизни. В данном случае, автор повествует о своем неудачном проекте, в который он втянулся , будучи в Голливуде в поисках славы. Автор с иронией и ярым сарказмом описал всю подноготную одного из таких проектов, где сам чуть не оказался на свалке и по уши в дерме. Именно так, и без всяких прикрас , Харлан выводит на чистую воду недалеких шарлатанов, пытающихся делать кино и срубать барыши без каких-либо глубоких познаний о самом процессе, не говоря уже о мелких технических деталях, ставя для себя цель , выражаясь цинично одним только словом : «Хочу!» При этом, ни перед чем не останавливаясь, идут на всяческие ухищрения в достижении своих алчных целей, используя разные рычаги давления от сладких посулов до жестких угроз, при этом бессовестно врут на каждом шагу. Жуткое лицемерие с которым столкнулся Харлан , не могло того оставить равнодушным, и не написать это разоблачение. Написано Эллисоном очень сочно и хлестко в порыве эмоционального подъема, с указанием множества фактов, что делает этот жизненный рассказ очень явственным и интересным.
Харлан Эллисон «Лицом вниз в бассейне Глории Свенсон»
romanpetr, 23 декабря 2024 г. 01:03
У Харлана Эллисона многие произведения носят весьма длинные и пространные названия. Это эссе — тому не исключение. Оно жизнеутверждающе и принадлежит к циклу воспоминаний и признаний любви к Лос-Анджелесу, Голливуду. Месту, где Харлан нашел сполна себя и обрел великую популярность, не только, как автор НФ произведений, но и киносценарист. Причиной написания этого эссе стало возвращение в Спрингфилд, штат Огайо с лекционным турне, откуда, собственно, сам Эллисон , ничтоже сумнящеся, бежал в Голливуд за лучшей жизнью. И не прогадал! Оглядываясь назад, он понял, всю курьезность произошедшего. Нехотя, с глубоким сомнением в правильности выбора своего дальнейшего шага в жизни, но он сделал правильный выбор и привел свою авторскую карьеру к триумфу. Так что данное произведение — только подтверждение этому!
Харлан Эллисон «Человек на шляпке гриба»
romanpetr, 22 декабря 2024 г. 22:10
Коротенькое эссе Эллисона начала 1962 года о его прибытии в Голливуд, где у маэстро началась новая и «хлебная « глава жизни. Харлан признавался о своем жизненном кризисе и бегстве из Чикаго за поиском лучшего, когда буквально с несколькими центами в кармане пришлось все начинать с начала. Небольшое собственное автобиографическое признание и несколько фактов из жизни, которые, как кажется, смогут воодушевить ищущих и нуждающихся.
Харлан Эллисон «Кремневое ружье, или захват Флинта: Нереализованный телефильм»
romanpetr, 22 декабря 2024 г. 21:58
«Нереализованный сценарий» о Флинте — еще одна малоизвестная работа и творческая игра Харлана Эллисона во времена его работы на Голливуд. Это пьеса для телевидения, написанная довольно типично для киноиндустрии и остававшаяся долгое время в ящике с забытыми рукописями . В какой-то мере в пьесе прослеживается пародия на шпионские фильмы, в частности на всем известную «бондиану». Эллисон постарался создать довольно лихой и динамичный сюжет с немного антуражным главным героем, подлой сексуальной красоткой, сумасшедшим ученым, обезличенными головорезами и прочими проходными героями. Несмотря на весь динамизм, и на весь завуалированный сарказм на данное действо, произведение выглядит , как клише. Очень много похожих по своей сути породил Голливуд фильмов. Но с другой стороны, автор дает возможность нам познакомиться, как в принципе, зная художественную литературу, и обладая немного техническими знаниями, просто можно написать сценарий в чисто показательном плане.
Харлан Эллисон «Странное вино»
vorpol, 18 декабря 2024 г. 18:52
Абсолютно никакое произведение на тему «Все познается в сравнении», на какую уже написано террабайты подобных текстов.
Можно было добавить небольшой плот твист, перчинку, чтобы хоть как-то разнообразить убогий конец — типа заснул вечным сном мр. Коу, а просыпается в новом теле, которому в толпе зачитывают приказ N 227, ну или для гурманов — речь «все цели спецоперации будут достигнуты...»
Харлан Эллисон «Воскрешение молодой леди в туфлях на завязках»
romanpetr, 8 декабря 2024 г. 23:21
Интересная повесть Харлана Эллисона «Воскрешение молодой леди в туфлях на завязках» , которую мне довелось прочитать дважды — в свое время на языке оригинала, и вот теперь уже в переводе на русском. Эллисон пригласил нас поучаствовать в прочтении его достаточно реалистичной вещи. В свое время он был тесно связан с Голливудом, написал много сценариев, жил эдакой творчески активной Голливудской жизнью. Поэтому яркий отпечаток на его пребывание в мире кино сподвиг того к написанию истории о закулисной жизни в кино. В первый раз, повесть показалась какой-то натянутой и чересчур приземленной, но второй раз была возможность более глубоко проникнуться ко всем героям повести и ,собственно говоря, к спирали сюжета.
Группа киношников — главные среди которых продюсер Артур Круз и его пиарщик-рекламист Фред Хэнди — заезжают посреди ночи в ночную закусочную после долгого дня съемок. И находясь, некоторым образом, в затруднении в поисках продолжения развития сюжета замечают в обслуживающей официантке популярную актрису — Валери Лоун , которая после пика популярности исчезла на 20 лет, и скрылась от глаз от поклонников и Голливуда. Неожиданная встреча одновременно поражает и заставляет киношников вывернуться наизнанку, дабы различными увещеваниями заставить вернуться Валери в мир кино и Голливудской славы...
Она , долго душевно переживая, все-таки согласилась, но что из этого вышло, по-моему, довольно мастерски описал маэстро Эллисон. На мой взгляд, непростая повесть, местами тяжелая, ибо хэппи-энд здесь сквозной и проходящий и располагается где-то в середине, конец же довольно грустный и правдивый. Автор очень наглядно показал и разоблачил весь показной и «картонный» мир кино, где не только протаптываются тяжелым трудом или везением тропинки к великой киношной Славе, но и также топчутся и растаптываются судьбы и жизни людей — актеров и не только, которые старались добиться успеха и быть причастными ко всему там происходящему. Особенно выделю крайне здорово описанное чудовищное лицемерие , которое обитает и жуирует в прогнившем кинообществе. Эллисон, местами , очень тонко подметил эти гадкие детали и отобразил на страницах своей повести. Трудно его упрекнуть в какой-то клевете или наговоре, ибо зная прямолинейный характер писателя, можно отметить, что многим повезло, что автор «выпустил пар» сугубо литературно.
Конечно, многие поклонники и любители Эллисона не найдут на страницах этого произведения свойственные автору мистицизм и фантасмогорию, но даже в таком реалистичном
произведении он пишет хлестко и живо, накладывая на повествование свой внутренний магнетизм. А потому, другой раз, нужно сменить обстановку , чтобы не слишком уходить в другие от окружающей тебя реалии, где творятся такие вещи, что на жизнь придется взглянуть с совершенно другого ракурса.
Харлан Эллисон «У меня нет рта, а я хочу кричать»
Sergio Blanc, 19 октября 2024 г. 12:22
Крайне трудно что-то добавить к целому сонму отзывов. Разобраны даже различные версии переводов.
Скажу лишь одно — вещь , действительно, пронзительная, а если учесть контекст времени написания то, да, и пророческая по-сути.
Рассказ-предупреждение, пишите вы? Скорее, рассказ-крик! Разумеется к нему никто не прислушался и вряд когда-либо кто-нибудь прислушается, но запомнился этот короткий текст всем.
Единственное фантастическое допущение Эллисона, которое можно подвергнуть сомнению, так это то, что наш, заполонивший всю Землю ЯМ, способен испытывать ненависть, скуку и другие , так сказать, эмоции. Как ни крути — ЯМ — это прежде всего машина, собрание плат.
Атмосферная история, некогда покорившая мир своей безысходностью. Классика, Ктулху её побери! А классику нужно знать, а, следовательно, читать. Читать ВСЕМ, интересующимся научной фантастикой, молодым и старым, начитанным и неискушённым.
Читал в переводе Гольдича и Оганесова.
Роджер Желязны, Харлан Эллисон «Приди ко мне не в зимней белизне»
Тимолеонт, 28 сентября 2024 г. 18:36
Насколько мне понравилась трагичность и поэтичнсть этой истории, насколько я восхищался страданиями героев, настолько же я плевался от тупой, подлой и мерзкой концовки, уж простите за спойлер. Легко понять душевные терзания обоих героев — они явно не заслужили такой тяжёлой судьбы. У одного — постоянная разлука и лишь краткие встречи с любимой, а у другой — полная замкнутость в одном тесном помещении и лишь один человек, с которым она общается. Я даже могу простить рассказу очевидные логические косяки:
1. Чушь о грозящем разорении ГГ. Автор имел неосторожность оговориться примерно, сколько стоит содержание комнаты с замершим временем. Простите, но самый богатый человек в мире мог легко содержать её веками, а не десятилетиями. Этот момент стоило или вовсе не упоминать, или отдельно оговориться, что ГГ забросил весь бизнес и вся его империя пошла вразнос.
2. Почему он регулярно не посылал к ней гостей? Что, никто из интересных художников-писателей-прочих не согласился бы на отпуск подобный с соответстввующей оплатой? Тут единственное объяснение — тупо ревность и нежелание допускать до любимой вообще какую-либо живую душу, но тогда непонятно, а зачем тогда было на постоянной основе засылать к любимой одного человека?
Ну и концовка... Она просто безмерно тупа и нелепа.
Hunter_Number23, 17 сентября 2024 г. 01:33
Очень короткий рассказ, который по своей форме больше напоминает краткую зарисовку, нежели полноценное художественное произведение. Протагонист местной истории – байкер, который считает себя чертовски крутым, решает познакомиться с заинтересовавшей его красоткой в баре, но та даёт ему такой отворот, что бедолага в итоге серьёзно подмочил свою репутацию крутого мужика.
Занятно, но, несмотря на вполне реалистичный сеттинг, в данном произведении упоминается, что у женщины, которая заинтересовала главного героя, здесь почему-то есть целых три глаза, но в остальном других фантастических элементов здесь нет.
Увы, но если те же рассказы Эллисона вроде «Меча Пармагона» и «Глоконды» при аналогичной приземлённости своих сюжетов с натяжкой ещё можно было назвать относительно интересными произведениями, написанными рукой юного Харлана Эллисона, то вот «Ещё круче» выглядит как пример совсем уж лениво сделанного рассказа, который явно был написан на коленке спустя рукава.
Харлан Эллисон «Сага о Джо-Пулемётчике»
Hunter_Number23, 17 сентября 2024 г. 01:27
Краткая зарисовка о Корейской войне, повествующая о бравом и чертовски крутом солдате по имени Джо, который, шагая в самых первых рядах на поле боя, косит из своего оружия вражеских солдат в довольно-таки нереалистичных и воистину промышленных масштабах.
Казалось бы, что перед нами пример очередного залихватского приключенческого «фэнтези» в реалистичном сеттинге от юного автора, который, не нюхав пороху, по причине своей незрелости превозносит в своей голове армию своей страны и принижает способности вражеской стороны. Однако есть в данном рассказе несколько нюансов, которые несколько меняют взгляд читателя на данное произведение.
Например, стоит отметить, что данный рассказ словно бы нарочно был написан в иронично-сатирическом ключе, так что всерьёз его воспринимать не удастся ни коим разом. А ещё финал рассказа не только раскрывает совершенно новую, иную сторону протагониста данной истории, но и в целом наглядно показывает, что на войне для выживания порой недостаточно одной только смелости и удачи, но и нужно немного ума и рациональности, чтобы вовремя сделать ноги в безвыходной ситуации.
Харлан Эллисон «Покайся, Арлекин!» — сказал Тиктакщик»
Алираэль, 11 сентября 2024 г. 06:57
Как паршиво сознавать, что невозможно узнать заранее, какие слова высекут на твоем надгробии. Когда я сел писать об Арлекине и Тиктакщике, то на самом деле сел писать апологию своему ужасному неумению ощущать время. Подобные слова могут показаться тривиальным началом, когда речь идет о рассказе, который был перепечатан сотни раз, еще раз тридцать или сорок воплощен на сцене или в кино, и принес мне первые «Хьюго» и «Небьюлу». Рассказ, ныне столь широко известный, что вошел в десятку наиболее часто переиздававшихся на английском языке. А он теперь переведен и на русский!
Но вещи, наиболее близкие к природе человека, часто пополняют сокровищницу литературы способами, которые невозможно объяснить. (Дэвид Томсон сказал: «Когда нами движут самые глубинные мотивы, способность объяснять покидает нас».) Когда человек вечно на пару дней опережает или опаздывает даже на самые важные встречи, а потом страдает от оскорблений тех, кто всегда приходит минута в минуту, это становится важным фактором в жизни, если стараешься вести ее, уважая правила социальной вежливости. И подобные столь тривиальные на первый взгляд особенности характера содержат в себе гораздо больше страсти, чем ленивые трюки с сюжетами или характерами, подпитывающие забавные пустячки, которые мы пишем, потому что они интригуют нас как сюжетная возможность.
Этот рассказ печатался во многих хрестоматиях для колледжей, и за долгие годы я уже потерял счет студентам, говорившим мне, что «Покайся, Арлекин!» впервые дал им почувствовать, что такое гражданское неповиновение, и что он приоткрыл (и более чем приоткрыл) для них дверь к социальной ответственности. А это стоит больше любых и всяческих наград.
/Харлан Эллисон/
Вот тут хочется вспомнить байку о старичках, которые катаются по математическим конференциям и после каждого доклада встают и заявляют, что у нас в Союзе это ещё в пятидесятых доказали. Почти всё, о чём пишет Харлан Эллисон в предисловии к своему рассказу, почти всё важное, что я в этом рассказе нашла, уже было в рассказах Святослава Логинова “Часы” и “Успею” и в романе “Мы”. Правда, рассказы написаны на тридцать лет позже, но в моей жизни они были гораздо раньше. И в них всё громче, ярче и сильнее. А Замятин был на сорок лет раньше.
Рассказ о страшном. О невозможном. О невообразимом. О том, что не может, не должно приходить человеку в голову. Но, в отличие от Замятина, Эллисон представляет это болезнью, а не глотком свежего воздуха. И потому здесь я однозначно на стороне Эллисона.
vanishrap, 10 сентября 2024 г. 11:22
«Василиск» — это рассказ, в центре которого находится тема войны и её разрушительного влияния на человеческую психику. Ключевая идея заключается в том, что даже если человек возвращается с войны физически невредимым, его разум и душа уже никогда не будут прежними. Война ломает людей, изменяет их до неузнаваемости, превращая их в своего рода «чудовищ», и это изменение становится невидимым бременем, которое они несут с собой всю оставшуюся жизнь.
История также подчёркивает трагедию, когда люди, вернувшиеся с войны, могут быть осуждены обществом, особенно если они попали в плен или были вынуждены подчиниться врагу под пытками. Даже пережив ужасы войны, такие люди могут вернуться домой только для того, чтобы столкнуться с непониманием и презрением со стороны тех, кто не пережил эти кошмары. Это поднимает важный вопрос о том, как общество воспринимает солдат, которые не только физически пострадали на войне, но и столкнулись с психологическими травмами, иногда необратимыми.
Мистический «Василиск» в рассказе, который появляется как существо из других измерений, ощущается как метафора. Это не просто монстр — это символ того, как война превращает людей в чужаков, в нечто пугающее и непонятное для тех, кто не прошёл через те же ужасы. Это существо — отражение внутренней деформации человека, который вернулся с поля боя.
Явные элементы фантастики, такие как сверхспособности и мистические силы, хотя и занимают место в рассказе, не кажутся здесь главными. Для меня этот рассказ прежде всего о том, что война оставляет неизгладимый след, который никогда не исчезает, даже когда человек находится в безопасности. Война проникает в самую суть человеческой сущности и меняет её навсегда.
В общем, «Василиск» оставил сильное впечатление именно своей аллегорией, и сверхспособности, хотя и присутствуют, не играют ключевую роль в восприятии этой истории.
Харлан Эллисон «Парень и его пёс»
vanishrap, 30 августа 2024 г. 08:15
Это история, которая с самого начала вводит нас в мир с очень нестандартными правилами и предысторией. В результате глобальной войны мир оказался разрушенным, и люди на поверхности Земли превратились в дикарей, разбивающихся на банды или выживающих в одиночку. В этом мире собаки становятся лучшими друзьями человека и помогают своим хозяевам в выживании.
Главному герою повезло больше остальных, потому что его собака подверглась генетическим изменениям и способна телепатически общаться с ним. Это уже делает историю необычной, но на этом сюрреализм только начинается. Собака помогает герою выслеживать девушек, чтобы познакомиться с ними, сблизиться, а затем убить и изнасиловать их — и именно с такой сцены начинается рассказ.
События развиваются с нарастающим градусом абсурдности и неожиданности.
Когда герой находит девушку, они решают убежать вместе, убивая (или пытаясь убить) её родителей. Девушка даже сама готова убить свою мать, что добавляет ещё один слой странности в рассказ. Они выбираются наружу, и тут сюжет делает ещё один неожиданный поворот: собака, которую мы почти забыли, оказывается в центре внимания.
Собака умирает от голода, и перед героем встаёт дилемма: бросить умирающую собаку и убежать с девушкой или попытаться спасти собаку. Герой принимает неожиданное решение — он скармливает труп своей девушки собаке, и та начинает чувствовать себя лучше.
Этот рассказ полностью ломает ожидания читателя на каждом шагу. Каждая новая сцена полна неожиданностей и абсурдных поворотов, что делает его уникальным и захватывающим. История, в которой экшен и сюрреализм сливаются в единое целое, постоянно удивляет и не даёт предугадать, что произойдёт дальше. Этот рассказ оставил у меня сильное впечатление, заставив пересмотреть ожидания от постапокалиптических историй.
vanishrap, 29 августа 2024 г. 08:52
Рассказ «Отбросы» погружает в мрачную атмосферу космической изоляции и исследует тему человеческого эгоизма. История разворачивается на далёком космическом корабле, где живут мутанты — люди, чьи тела были искажены в результате экологической катастрофы на Земле. Эти «отбросы» общества оказались брошенными, и их жизнь на корабле полна отчаяния и грусти, что приводит многих из них к суициду.
Однако среди «отбросов» возникает конфликт. Кто-то считает это предложением обмана, а кто-то видит в этом шанс вернуться на Землю и быть полезными. В итоге они решают пожертвовать свою кровь, надеясь на лучшее будущее. Но когда приходит время возвращения на Землю, земляне вместо этого просто отправляют новых «отбросов» на их корабль, оставляя их мечты несбывшимися.
Рассказ заставляет задуматься о человеческом эгоизме, который проявляется даже в критических ситуациях. Люди на Земле использовали «отбросов» как инструмент, не думая о них как о равных. Эта история напомнила мне о временах, когда люди с физическими отклонениями были частью цирковых трупп, и общество использовало их для развлечения. Такое мышление, увы, сохраняется до сих пор, когда люди судят других по их физическим особенностям.
«Отбросы» — это не просто научная фантастика. Это история, которая ставит перед нами зеркало, показывая нам наши собственные предрассудки и жестокость, перенесённые в космическое будущее. Рассказ оставил у меня сильное впечатление, заставляя задуматься о природе человеческой жестокости и о том, как мы относимся к тем, кто отличается от нас.
Hunter_Number23, 11 августа 2024 г. 04:24
Планета Земля была опустошена ядерной войной, где погибли все нации и государства, а от цивилизации остались одни руины. По пустошам Земли теперь бродит одинокий путник — бывший солдат, который был добровольцем в сомнительных с этической точки зрения экспериментах. По злой иронии, именно эти эксперименты позволили этому человеку пережить своих собратьев. Однако где-то там, за пределами родного мира человечества, среди мерцающих в ночной тишине звёзд, ещё должны быть другие представители нашего вида. И теперь этот одинокий странник-мутант желает воссоединиться со своими собратьями.
Рассказ «Светлячок» при всей своей простоте получился чертовски атмосферным и крайне неплохо прописанным произведением, которое буквально пышет отличным антивоенным нарративом между строк. Заметно, как Харлан Эллисон выделят в качестве каркаса своего творения идею страха одиночества. Поэтому протагонист истории, даже будучи мутантом, все равно старается найти хоть кого-то из людей, что ради этой цели набирается смелости построить ракету, дабы покинуть мёртвую планету. Страх перед полнейшим одиночеством пугает главного героя даже больше, чем риск стать потенциальным подопытным кроликом у своих собратьев, расселившихся между звёзд.
Перед нами пример крайне незатейливой в плане своего посыла истории, которая при всей своей простоте получилась довольно весьма поучительным произведением. Не балуя читателя огромными свитками из диалогов и сосредоточившись на внутренних размышлениях протагониста, рассказ хорошо доносит до читателей вечно актуальные идеи в доступной форме через призму фантастического постапокалиптического рассказа.
Hunter_Number23, 25 июля 2024 г. 03:52
Данный рассказ, как и «Меч Пармагона» явно не претендует на лавры шедевра на все времена и является характерным примером раннего творчества молодого Харлана Эллисона до того, как тот написал свой первый фантастический рассказ.
«Глоконда» получилась приземлённым и весьма коротким произведением на приключенческую тематику, где отовсюду торчат уши стиля ещё молодого Эллисона: автор вновь делит своё и без того небольшое произведение на отдельные главы, а местный нарратив традиционно прибегает к череде удачных для героев истории сюжетных совпадений, которые помогают персонажам достичь своей цели.
С точки зрения конкретно приключенческого жанра, да и литературы в целом, данный рассказ не представляет интереса для широкого читателя. А вот фанатам более поздних произведений Харлана Эллисона, вероятно, будет интересно взглянуть на этот занимательный артефакт эпохи раннего творчества автора.
Харлан Эллисон «Меч Пармагона»
Hunter_Number23, 24 июля 2024 г. 08:02
Очень приземлённая приключенческая сказка, поданная читателю в виде текста с крайне простым слогом и с внушительным числом сюжетных роялей в кустах, которые выступают здесь в качестве двигателя для местного нарратива. Ждать чего-то прямо выдающегося от данной истории не приходится.
Не являясь произведением крупной формы, рассказ при этом зачем-то был разбит на несколько кратких глав, что, в общем-то, является частым примером подобного построения кратких произведений у начинающих и ещё слишком молодых авторов, которые, работая над своими рассказами, в своей голове представляют, что пишут повесть или целый роман.
Пожалуй, данный рассказ может быть интересен разве что фанатам творчества Харлана Эллисона как пример ретроспективы, ибо это одна из самых первых написанных работ автора на литературном поприще.
Харлан Эллисон «Эликсиры Эллисона»
Алексей121, 22 июля 2024 г. 23:03
Окей, первое что стоит отметить — это не сборник лучшего. Если вы хотите сборник лучшего — прочтите знаменитый полярисовский трёхтомник, а уж потом возвращайтесь сюда, коли будет желание.*
Во-вторых это не сборник фантастики. Да Эллисон никогда и не был чистым фантастом, либо же писателем, который в целом придерживался каких-то жанровых рамок.**
В-третьих, я совершенно не уверен, что вам понравится. Как пишет Терри Доулинг в одном из предисловий «Из всех писателей, трудившихся на ниве научной фантастики, никто не сумел расколоть читателей на жёстко очерченные лагеря любви/ненависти так, как это сделал Харлан.***
*И не смейте пропускать пожалуй лучшее авторское предисловие к авторским сборникам за всю историю литературы, написанное специально для русского издания!
**Это не значит, что в сборнике фантастики нет. Ничего подобного, в нем множество произведений глубоко вошедших в золотой фонд НФ: «У меня нет рта...», «Парень и его пёс», «Джеффри пять лет» и многие другие. Но целью составителя сборника было показать все грани творчества Харлана, а не только его сильные стороны: поэтому там есть его подростковые пробы пера, которых я бы показывать постыдился, сомнительного качества юморески, отправленные на анонимный конкурс журнала «The Magazine of Fantasy & Science Fiction», солидный кусок автобиографической работы про жизнь в уличной банде, сценарий так и не снятого фильма и много чего ещё. Часть из этого не перепечатывались никогда. Кое-что, наверное, и не стоило бы перепечатывать. Но это ценные артефакты, которым будет рад любой фанат автора. По настоящему классные рассказы можно прочесть много где, они до сих пор переиздаются постоянно. Но вот эти уникальные тексты, полнее раскрывающие личность и талант Эллисона можно найти только здесь.
***Не случайно ни у одного из хрестоматийных, монументальных произведений Харлана нет оценки выше 8 баллов.
На этом отзыв закончен.
Но раз уж я собрался его писать, не могу не выразить огромную признательность Автору, который сделал для формирования моих читательских вкусов примерно столько же, сколько и Роджер Желязны и Филип Дик (а может ещё немногим больше).
И огромная благодарность издательству АСТ, которое взяло на себя смелость вытянуть настолько масштабный проект, прекрасно зная, что многих неофитов он от автора только оттолкнет.
Харлан Эллисон, Роберт Силверберг «Ship-Shape Pay-Off»
Igninus, 14 мая 2024 г. 01:46
После прочтения рассказа стало понятно почему его никогда не переводили. Но возник вопрос зачем это было писать и публиковать?
Сюжет банален и прост как три копейки: жена капитана изменяет мужу, просит матроса избавиться от свидетеля, обещает пять сотен, не имеет пяти сотен, вместо пяти сотен матрос имеет её саму. Конец.
Здесь даже низкую оценку ставить не за что, настолько история ни о чём. По крайней мере в формате отдельного рассказа. Хотя в рамках какого-нибудь романа она бы ещё сгодилась в качестве небольшой части повествования.
Харлан Эллисон «Красотка Мэгги деньгоочи»
pontifexmaximus, 14 апреля 2024 г. 14:23
Уверяют, что человек рожден для счастья, как птица для полета. Только знать не знают, что у автора данной фразы это прозвучало как сарказм для выражения совсем противоположной идеи...
Если из рассказа Эллисона выкинуть всю словесную шелуху, состоящую из метафор ради метафор и простодушного прямолинейного эпатажа, то окажется, что он примерно о том же...
Гонится человек за счастьем, мучается и терзается, но как ни крути в выигрыше в конечном итоге оказывается то самое казино, в котором у крупье костлявые руки скелета...
Харлан Эллисон «Самый последний день хорошей женщины»
Groucho Marx, 28 марта 2024 г. 17:44
Любопытно, что читательницам рассказ не нравится. Они видят в нём какое-то оскорбление для себя. Типа, «пфа! женщина для секса!»
Но ведь женщина, подарившая герою рассказа несколько минут счастья — проститутка. Это её профессия, сексуально обслуживать мужчин за деньги. В этом нет ничего хорошего и ничего плохого. Таксист, например, тоже возит людей по улицам не по доброте душевной, а за деньги.
Но самая сильная деталь рассказа — герой в последнюю минуту говорит женщине то, что не обязан говорить. Это человечный жест, прощание с миром. Он благодарен ей.
Харлан Эллисон «У меня нет рта, а я хочу кричать»
AdeptRassveta, 18 марта 2024 г. 21:08
Мир мёртв. Живы только 5 людей и компьютер, истязающий их от скуки. Вечный ад, хуже ничего уже не будет.... Или будет?
Сильное произведение с не менее сильной концовкой.
Харлан Эллисон «Странное вино»
romanpetr, 10 марта 2024 г. 23:27
Превосходный рассказ Харлана Эллисона со странным названием — «Странное вино» был подобран самим автором для знакомства с русско-говорящим читателем еще в далеком 1997 году ( первая собранка сочинений в 3ёх томах от издательства «Полярис» ). Возможно тогда рассказ не произвел отдельного мощного впечатления, потому что тогда был интересен сам представленный материал — все ,практически, был новым за исключением нескольких рассказов.
Теперь же, это «Странное вино» после стольких лет выдержки принимается по разному, но все-таки тот старый «незабываемый вкус» он не забылся в пучине времени , и как бы не избито не прозвучало, он не потерял свою актуальность.
Добро и зло, хорошо и плохо, правда и неправда — автор прекрасно сумел в этих противостояниях преподнести свой ситуационный аспект, глубоко копнув психологически.
Не хочется затрагивать эту тему слишком глубоко, ибо можно уйти в многочасовые теологические рассуждения, если Вы поймете о чем я говорю (на то есть богословы). Ибо автор, как талантливый психолог, смог добиться главного: показать ,что несчастье , или момент глубокой депрессии, у одного в один момент жизни — это может быть совсем обратным у совершенно другого человека (или существа) в другой момент, и не стоит никогда строить скоропалительные выводы.
Мирские страдания Виллиса Коу, его бесконечные беды в семье , безутешные встречи с психологом приводят к безысходности и толкают того на отчаянный поступок. Что ж некоторые открытия из его подозрений стали правдой, о которой он все время подозревал, но вот загвоздка и скрытый вопрос от самого автора — А надо ли было это ему?
Написано хорошо, без лишних слов, идея замечательна. Возможно, автор в чем то оказался прав...
Харлан Эллисон «Нью-Йоркский обзор Бёрда»
Groucho Marx, 9 марта 2024 г. 17:02
Очень забавная пародия на похождения благородного сверхгероя из дешёвых комиксов. Этакий «Фантомас навыворот», немного напоминающий отдельные эпизоды французского фильма «Великолепный», где писатель на бумаге расправлялся со своими обидчиками.
Что ценно в этом рассказе — Харлан Эллисон смеётся не только над негодяйствующими издателями и продюссерами, но и над собой, мечтающим о мести всем, кто, по сути, оплачивает его работу. Самоирония никогда не покидает этого писателя-анархиста!
Харлан Эллисон «Парень и его пёс»
Groucho Marx, 8 марта 2024 г. 20:45
Харлан Эллисон в своей замечательной повести совершил ту же «ошибку», что и Стругацкие в «Пикник на обочине»: они показали происходящее глазами законченного подонка. В результате, огромное количество читателей с энтузиазмом идентифицировалось с Виком, каннибалом, предателем и убийцей. Самого Харлана это расстроило настолько, что он специально написал комментарий к своей повести, объясняя, что Вик — негодяй. Не помогло. Всё равно для большинства читателей Вик остался чотким пацаном, положительным героем, и его поведение они одобрили.
Это, конечно, печально, но, тем не менее, повесть очень хорошая. Мир, превращённый в огромную свалку мусора и не имеющий будущего, это очень жёсткий и убедительный пейзаж после битвы. Вик — родной брат Алекса из «Заводного Апельсина» Энтони Бёрджесса, но, на мой взгляд, описан он лучше и убедительней.
Я понимаю, что разгневанные поклонники Вика закидают мой отзыв минусами, но тем не менее, я сказал об этой повести то, что мне хотелось сказать.
Харлан Эллисон «Усталый старик (Дань признательности Корнеллу Вулричу)»
romanpetr, 7 марта 2024 г. 00:01
В целом — весьма неплохой мистический рассказ Харлана Эллисона с некоторой ностальгической ноткой по встречам писателей и творческим вечеринкам, где собирались многие знаменитости и за проведением а-ля фуршетов предавались простому времяпровождению, делясь и хвастаясь своими успехами, рассказывая уморительные истории и анекдоты, вспоминали былые времена ... Да, именно! Эллисон посвятил этот рассказ возможно одной из собственных своих вечеринок, когда уже будучи матерым и известным автором и сценаристом, явился на встречу со своим прошлым, которого уже и не чаял застать. А может и вовсе внутренне избегал и ненавидел, потому как испытал на себе в прошлом все лицемерие, притворство и дешевизну со стороны взрослого и матерого «знаменитого литературного бомонда», глядящего (-ших) ( если вообще обращавших внимание) на молодых , подающих какие-то литературные надежды, авторов.
Уильям Ландрес уже поднаторевший писатель и сценарист прилетает из Калифорнии в Нью-Йорк , чтобы встретиться со своим издателем. Но учитывая то обстоятельство, что свободного времени у него три дня, решается позвонить своему старому знакомому Бобу Кэтлетту, чтобы встретиться с ним. Тот со своей женой затаскивают его на ежемесячное собрание «писательского» клуба «Цербер», представлявшими в 50ые- 60ые года прошлого века довольно активную группу авторов. Теперь же , спустя десяток лет, они представляли собой унылую толпу уставших от жизни старых сплетников. Среди этого сонма пожилых людей Уильям встречает весьма изможденного старика, который ненавязчиво, но настойчиво предлагает тому поболтать и тот , согласившись , понимает, что встреча подарила ему настоящую возможность поговорить с одним из литературных талантов прошлого. Когда же Уильям отлучился на минуту за стаканом воды для старика, вернувшись, он его не находит. Более того все утверждают, что такого старика вообще здесь нет, а по описаниям похожий старик, действительно существовал и был интересным автором, но вот загвоздка — он умер уже , как пятнадцать лет назад...
Этот вечер оставляет свой отпечаток на Уильяме Ландресе в его жизни навсегда...
Похоже на то, что этот рассказ является неким выражением автобиографических воспоминаний Эллисона о былых временах, о подобных вечеринках. Харлан рассказывает о том, что свое вдохновение можно поймать не только где-то на «воле», но вот и на таких странных «вечерах воспоминаний». Он касается этой темы и философски, и с другой стороны несколько лирически, но в общем проглядывается уважение к творцам и индивидуумам.
Очень хороший рассказ!
Харлан Эллисон «Разбит, как стеклянный гоблин»
Groucho Marx, 5 марта 2024 г. 11:36
Примерно за год до убийства Шэрон Тейт и её друзейи хиппи-общиной Чарли Мэнсона Харлан Эллисон написал рассказ о хиппи-коммуне, где вместо апологии детей-цветов с их культом противостояния всему обществу в целом (и паразитирования на обществе) дано страшное обвинение: беглецы из социума деградируют и превращаются в монстров.
Чтение «Игры в бисер» Германа Гессе и любовь к рок-музыке, не говоря уже о любви и преданности, не спасают от вырождения, если есть желание «выпустить внутренних демонов и стать свободным». Ну вот, эти хиппи стали совсем свободными — и омерзительными.
То есть, уже в 1968 году, на высшем взлёте движения «детей-цветов», «беспечных ездоков», «рождённых проигрывать», Харлан Эллисон вынес им приговор. Дальнейшие события подтвердили его правоту.
Харлан Эллисон «Из Алабамы с ненавистью. Еще одна заметка из чистилища»
romanpetr, 5 марта 2024 г. 11:12
В этом эссе Харлан Эллисон выложил автобиографический момент свой жизни , который был тесно связан с историей Соединенных Штатов, а также лишний раз подчеркнул свою авторскую харизму и свой внутренний бунтарский дух, который не стеснялся проявлять воочию. Харлан был открытый человек, который не любил молчать, а вопреки всему говорил и много писал. Эссе посвящено событиям 25 марта 1965 года в Монтгомери , штат Алабама, когда был завершен третий по счету марш против сегрегационных ограничений чернокожих американцев...Харлан Эллисон лично принял участие в последней ходке, описав окружающую обстановку вокруг этого марша в свойственной ему живой и напряженной манере.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*(Выдержки из энц-дии):
Три марша протеста от Сельмы до Монтгомери в 1965 году стали частью массового движения за избирательные права чернокожих американцев, которое в 1960-е годы охватило весь американский Юг, и способствовали принятию в том же году нового Закона об избирательных правах, что стало одним из самых главных успехов движения за гражданские права чернокожих в США. Активисты попытались провести марши из Сельмы до столицы штата Алабама Монтгомери вдоль 54-мильной (87-километровой) автомагистрали, соединявшей оба города, чтобы продемонстрировать стремление афроамериканцев реализовать своё конституционное право голосовать вопреки сегрегационистским ограничениям, подчёркивая тем самым расовую несправедливость.
Последствия:
6 августа 1965 года, пять месяцев спустя событий в Алабаме, президент Джонсон подписал Закон об избирательных правах 1965 года, который многими считается самой успешной частью законодательства о гражданских правах, когда-либо принимавшимся Конгрессом США. Маршрут марша ныне увековечен и включён в число Национальных исторических маршрутов США
Харлан Эллисон «Покайся, Арлекин!» — сказал Тиктакщик»
pontifexmaximus, 1 марта 2024 г. 17:33
Покайся, Харлан...
Так сказал читатель...
Допустим, захотелось бы мне побольше узнать о философских воззрениях Сигера Брабантского...
Почему именно насчет Сигера встало в охотничью стойку мое любопытство, сказать могу лишь то, что это имя неведомым мне образом выплыло из глубин памяти...
Так вот мог бы я поискать в глубинах сети какой-нибудь очерк его жизни и мировоззрения, из которого получил бы за умеренное количество времени умеренное количество информации...
А мог бы пойти в пивную, где обретается уволенный с работы вечно пьяный кандидат философских наук, чтобы он мне растолковал честь по чести насчет этого стародавнего схоласта...
И услышал бы о том, что пиво здесь вечно не доливают, и о том, что жена его все время пилит, а теща так и подавно, и что надо по-другому взглянуть на творчество Янки Дягилевой, и что вот этот самый Сигер, хотя черт с ним, с Сигером, не до него теперь, а вот ты послушай, что говорил Мамардашвили о... забыл, что он там говорил...но о Сигере твоем он не говорил точно...
Это я к чему вообще?
Харлан Эллисон вроде как автор топовый, но чрезвычайно раздражающий тем, что пытаясь поведать миру о такой серьезной проблеме как превращение человека в жертву диктатуры устройств, отмеряющих время, он уподобляется вот этому вымышленному мной спившемуся бывшему интеллигенту...
Скачет с пятого на десятое, обрывает мысль на полуслове, устраивает балаган там, где пристало бы петь погребальные песни, и горестно причитает там, где стоило бы ликовать. И вообще низводит всю суть вопроса до какого-то нелепого комикса о клоунах, притворяющихся героями трагедии...
Клоуны же должны быть либо смешными, либо жуткими, но никак нельзя им быть именно что никакими, скучными, пресными, унылыми как найденное под столом в пыли прошлогоднее конфетти...
В итоге, несколько отличнейших задумок, имеющихся в данном рассказе, тонут в океане поддельных слез, которые наплакал нелепый нудный клоун...
Харлан Эллисон «Злодей в Городе на краю Света»
igor14, 24 февраля 2024 г. 04:45
Чегой-то литературные воплощения Джека-Потрошителя прямо-таки преследуют в последнее время, ха-ха-ха!..
А вообще, желание высказаться по поводу какого-либо свежепрочитанного произведения ХЭ посещает <меня> нечасто – поклонником творчества этого автора не являюсь, да и его личность нахожу малосимпатичной – но пройти мимо вот этого самого фантастико-сатирического рассказа никак не мог себе позволить. Во-первых, он является прямым продолжением одной из самых популярных историй Роберта Блоха*, входящей в соответствующий межавторский цикл, а во-вторых – по вышеназванной причине – в течение очень долгого срока (6 лет как минимум) разыскивался в своей русскоязычной версии.
Завязка сюжета: расправившись с похотливой Джульеттой, перенесённый из туманного Лондона в отдалённое будущее Потрошитель застигнут на месте преступления престарелым любовником своей недавней жертвы. Тот весьма благожелательно к нему настроен, не выражает почти никаких сожалений по поводу потери близкого человека и на поверку оказывается не таким уж и старичком внешне…
Известный колебатель основ и писатель-бунтарь здесь в очередной раз обличает гедонизм и духовную пустоту представителей средних и высших классов современного ему западно-буржуазного общества, чьи материальные потребности удовлетворяются сравнительно легко и обильно, а врождённый эгоизм и стремление к низменным удовольствиям побуждают к поискам всё более и более жестоких и кровавых зрелищ.
(во как шикарно и пафосно сказанул, хе-хе!...)
Будучи полностью солидарным с авторской точкой зрения, как читатель, однако, – скорее разочарован. Эллисон как обычно (!!) через чур сюрреалистичен, а свойственное ему стилистическое самолюбование превращает остросатирический посыл, отчётливо заметный ещё в блоховском приквеле, в абсолютно несмешное фарсовое чтиво невысокого пошиба. Уж не знаю, насколько был искренен Роберт Блох, который – по слухам (!) – одобрил сей рассказ, но сам ничего похожего на восторг не испытываю…
По объёму текста данная история небольшая, компактная. Основная интрига, как это нередко случается, от увлекательной в начале вырождается ближе к финалу в кое-как сляпанный, небрежный «слив» перспективной <в целом> идеи. Попытка оригинальным способом переосмыслить побудительные мотивы реального Джека-Потрошителя заслуживает-таки внимания, но не слишком талантливо воплощена/реализована. Одним словом – «Скучно, девушки!» ©…
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* «Игрушка для Джульетты» (1967)
deepnight79, 3 февраля 2024 г. 01:22
К Харлану Эллисону любила в гости заглядывать Белка. Она шептала писателю на ушко, а он тем временем лил на бумагу потоки лютого бреда. Иногда она его отпускала и отправлялась погостить к Роджеру Желязны. В это время тов. Эллисон писал вполне адекватные, совершенно реалистичные опусы. Но Белка обязательно возвращалась, чётко следуя графику посещения своих друзей. Не копался сильно в персоналиях, чтобы разузнать, сочиняли ли что-нибудь эти два писателя в соавторстве, но не удивлюсь, если да, ибо в периоды обострения (отвлекаясь от шедевральных, без дураков, творений) «пургу» они гнали примерно схожую.
Теперь, собственно, к рассказу. Структурно – куча отрывков, накиданных как попало. Открывается всё примерно такой болтовнёй, какой начинаешь сдуру спорить с адептами Церкви Свидетелей Всяческой Чухни, тыкающими в тебя богословскими книжками посреди улицы. Потом возникает какой-то тип, проспавший в анабиозе 250.000 лет. Потом Харлан вдруг вспоминает (реальной документальной вставкой) про свою почившую собачку. А дальше – эх, понесло-то как, прям «вынесло» даже. Прочёл в общем Грёбаный Ушат перемешанных слов, из которых, очень сомневаюсь, что понял, чего ж это такое было. Примерно следующее: Змеюк-искуситель, это на самом деле, нормальный пацан, а бог – отбитый на голову маньяк. Вот, Земля когда-то и заразилась этим самым… богом. Как известно, существует только два диагноза: «...йня» и «...здец»; «...йня» сама пройдёт, ну а «...здец» не лечится. Вот, с наступлением далёкого светлого будущего, хворь земная и стала вовсе безнадёжной, и посему, надобно нашей старушке-планете сделать эвтаназию, чтоб не мучилась. Но это не точно, что всё так…
Короче, гений он, этот тов. Эллисон: какой длинный абзац накорябать заставил об одном только его рассказике…
Харлан Эллисон «Парень и его пёс»
vfvfhm, 28 января 2024 г. 22:59
Подростки — народ циничный, и падкий на всякое непотребство. Году эдак в 1991-ом читал я антологию из серии ЗФ ,кажется, «Лалангамену». И там в послесловии автор-составитель приводил отрицательный пример плохой фантастики. Мол ,есть такой рассказ про мир после ядерной войны авторства некоего Харлана Эллисона, далее следовал краткий пересказ «Парня и его пса» и удрученный вывод: вот какое бывает циничное и антигуманное НФ, не то что у замечательных человеколюбивых авторов нашего сборника! Плевать мне было на этих дурацких гуманных добреньких писак, а вот циничный постъядер от неизвестного автора прочитать очень хотелось!
Но взрослые люди ленивы и не любопытны. Лет двадцать как я мог прочитать эту повесть Эллисона, да все откладывал до особого случая — мало ли зачетных книжек на белом свете?
Честно говоря, таких как эта повестуха — мало! Великолепный образчик постапокалиптики. История, герои, локации, атмосфера — все просто сочится жизнью! Не тонкая французская кухня, а кусок мяса на костре изжаренный, но как дьявольски вкусно! (Потянуло меня на съестные метафоры после чтения последней страницы)) Сейчас так не делают. Нынче Стеллы-Джейн спасают человечество, но не путем размножения, а приучая к строгой дисциплине и повиновению всяких там Виков и Клыков.
Тут еще перевод очень важен. Я читал версию Михаила Кондратьева. Посмотрел еще вариант Андрея Бурцева. У него хороший текст, но чересчур литературный. Вик там больше напоминает не парня, выросшего среди радиоактивных руин, а позднесоветского пионера, коим и я был когда-то. А М. Кондратьев отличную работу проделал, похоже, оторвался по полной, как и автор, когда сочинял повесть. И коллеги его старания оценили. Небьюла в этом случае как никогда заслуженна!
Жаль у Харлана Эллисона далеко не все тексты на таком уровне сделаны. Но и за сделанное низкий поклон и вечная благодарная память.
П.С. А, вспомнил! Особый случай для чтения повести таки наступил. Действие в ней разворачивается в 2024 году! Есть с чем сравнить предсказания автора. Не так уж он в прогнозах и ошибся...
Роджер Желязны, Харлан Эллисон «Приди ко мне не в зимней белизне»
_Y_, 4 января 2024 г. 21:44
Рассказ, призванный вызвать у читателя щемящее чувство тоски и потери. История любви, у которой не может быть счастливого конца. При этом история уложена в рамки НФ — не твёрдой, но НФ.
К сожалению, у меня рассказ ни чувства потери, ни тоски не вызвал. Вызвал только чувство недоумения. И не из-за нарушений НФ-логики – я воспринял текст как почти белый стих я понял с самого начала и на технические детали внимания не обращал. Проблема в литературной составляющей, в фокусе переживаний героев.
Любящие друг друга мужчина и женщина вынуждены жить отдельно. Нет, они встречаются, но живут с разной временной скоростью. Для него проходит неделя, для него – год. Ситуация грустная, сопереживание гарантировано. Но! Все описания тоски и оторванности от любимого даются со стороны женщины. Ей тоскливо, одиноко, её дни пусты. По тексту мужчина тоже переживает, но не из-за пустоты и оторванности от любимой. Его жизнь полна борьбой, он борется, бьётся, чтобы поменять ситуацию. Он переживает из-за медленного прогресса своей борьбы.
Всё. На этом можно ставить точку. Но я не поставлю, я поясню очевидное. Женщина видит своего возлюбленного ежедневно. Она может вообще с ним не расставаться. Это для него встречи – раз в два месяца, но не для неё. Она может проводить с ним день и ночь, она может говорить с ним непрерывно и ему это не надоест. Кому надоест разговаривать с любимой сутки напролёт, если эти сутки случаются раз в полсотни дней? Почему от одиночества страдает не он, а она?
Даже в белом стихе должна быть какая-то минимальная логика.
Альфред Ван Вогт, Харлан Эллисон «Люди для технического обслуживания»
_Y_, 30 декабря 2023 г. 21:47
Полрассказа. Это именно полрассказа – пусть фанаты знаменитых авторов и кидаются в меня чем попало.
Чтобы объяснить почему только половина, мне придётся обсуждать сюжет. Так что, весь смысл отзыва под спойлером.
Герой – человек-раб на автоматическом корабле. Корабль не может обходиться без текущего ремонта и техобслуживания, для этого и держит раба. Причём, обходится с ним максимально жестоко. Герой понимает своё положение и ищет выход, ищет способ борьбы. Это пока ещё завязка. Теперь – раскрытие сюжета:
Это то, что читать интересно. Дальше происходят события, по утверждению авторов судьбоносные, по тексту – отнюдь.
С другого такого же корабля к герою пускают самочку. По уровню участия в сюжете она не героиня, она всего лишь самочка. Цель визита – размножение, поддержание популяции обслуживающего персонала. Единственное её нефизиологическое действие – она намекает герою, что тоже многое понимает (разговаривать они не могут – корабль всё слышит). Всё, больше она не делает ничего.
Дальше следует энергичный эпизод экшна, где герой сражается с кораблём. И благостный финал.
Но! При этом оказывается, что всё это подстроила самочка. Что герой — не первый раб корабля, который, по её инициативе, восстал и победил. Что до того она уже организовала освобождение около десятка подобных рабов.
Нигде в тексте ничего про её деятельность нет. В тексте нет никаких её слов или действий (не считать же призывом к восстанию одноразовый секс).
Тем не менее, читателю предлагается поверить даме на слово и возрадоваться тому, что герой такой не один освободившийся.
Кстати, почему-то девушка осталась с ним, а не с кем-то из предыдущих освобождённых. Почему? Для меня загадка. Никаких поводов к этому авторы не дали.
Вот так вот – за половину рассказа ровно половина высшей оценки.
Харлан Эллисон «Визг побитой собаки»
Alfie, 29 декабря 2023 г. 10:58
В этом рассказе главный злодей — Нью-Йорк. В отличие от, скажем, таинственного, старого и обаятельного Нью Йорка Донны Тартт (роман «Щегол»), Нью-Йорк Эллисона — ужасное место. Он калечит людские души, извращает их или уничтожает. Данный процесс иллюстрируется через сцену зверского убийства, которому главная героиня Бэт (и еще человек 20 ее соседей) стала свидетелем, и некую зловещую сущность, наблюдающую не столько за преступлением, сколько за реакцией очевидцев. А реакция у них любопытная, она стоит внимания. Кто-то смотрит на кровопролитие со спокойствием и холодным наслаждением, кто-то трогает себя или партнера, возбуждаясь от того, что видит. А кто-то, как и демоническое божество над городом, следит за другими.
Рассказ неплохой, но и не супер. Секс, насилие, кровь, жестокость, граничащая с садизмом... Все на месте. Старый «добрый» Эллисон. Тут ничего нового. История подается жирными мрачными мазками, почти пощечинами. Прямо в лоб, как есть. Никаких заигрываний и никакого света. Только злость, безразличие и мрак, местами, как мне кажется, сгущённые в не слишком правдоподобную кашу: из-под текста пробивается авторский голос. Кто же его так огорчил?
Частично ответ можно найти в истории Китти Дженовезе, которая, похоже, сильно впечатлила Элиссона. Писатель взял обстоятельства, истолковал по-своему «эффект свидетеля» (в сюжете он объясняется не естественными психологическими факторами, а внутреннем импульсом человека к жестокости, к наслаждению от кровавых зрелищ) и написал об этом.
Идея рассказа — в философских размышлениях о городе, ломающем характеры и судьбы; о каменных джунглях, где люди живут по бесчеловечным законам и делятся на жертв, свидетелей и убийц, о нравах толпы. На примере Бэт читатель может наблюдать процесс «слома» от и до. На примере же второстепенного персонажа Глисона, который ищет оправдание своему ублюдочному поведению в нездоровой атмосфере города (что на самом деле чушь собачья), можно увидеть результат многолетнего пребывания в душных объятиях Нью-Йорка.
Глисон — мразь, ни больше не меньше. Почему его псевдофилософская болтовня убеждает Бэт в том, что он просто жертва обстоятельств и оправдывает его скотские поступки, решительно непонятно.
Больше всего в рассказе понравилась атмосфера заговора, едва ли не сектанства, где горожане предстают эдакими культистами, последователями «Бога улиц и толпы».
Харлан Эллисон «У меня нет рта, а я хочу кричать»
Alfie, 25 декабря 2023 г. 19:27
Сразу скажу, рассказ отличный. Прочесть советую всем и каждому (кроме наиболее впечатлительных).
Вкратце о сюжете. В мире произошел ядерной апокалипсис при непосредственном содействии искусственного интеллекта. В ходе Третьей мировой созданный для удобства видения войны АМ (местный Скайнет) обрёл разум, оказался потрясен экзистенциальным кошмаром и на фоне нервного срыва устроил тотальный геноцид людей. В живых, чисто ради собственных садистских утех и из мести к человеческому роду, он оставил пятерых: пацифиста Горристера, ученого-гея Бенни, старого немца Нимдока, чернокожую женщину Эллен и лишённого каких-либо ярких характеристик рассказчика Теда. Все эти бедолаги живут в подземных пищерах, и за их мучительным выживанием и прогрессирующим безумием нам и предлагается понаблюдать.
Рассказ, как и многие другие у Эллисона, отличается крайней мрачностью, извращенной фантазией, темой секса и несколько тяготеет к хоррору.
Харлан Эллисон «Парень и его пёс»
Alfie, 25 декабря 2023 г. 18:45
В этой повести Эллисон проявил себя во всей красе, подтверждая репутацию литературного хулигана от мира фантастики. Наверное, многим такая проза придется не по вкусу. Стиль автора жесткий и грубый. Герои — мерзавцы и плохиши. Мир — брутальный постапокалипсис с ядерными пустошами и руинами мегаполисов: эдакий Фолаут, где банды отчаянных головорезов делят территорию влияния, а законопослушные мещане прячутся в подземных городах. А еще тут есть разумные собаки-телепаты.
Главный герой Вик — одинокий стрелок, насильник, грубиян, убийца, в общем, типичный представитель общества, в котором обитает. Он — квинтэссенция Надземного мира. Им движут животные инстинкты. У Вика есть пес по имени Блад, который, с одной стороны, выступает как некий носитель культуры и учитель (он учит Вика читать и всячески поучает, воспитывает), с другой — потакает аморальному поведению хозяина, подменяя понятия и вопросы морали шкурным интересом, удовлетворением элементарных потребностей, их с Виком общим благополучием и выживанием. И это выглядит очень органично в том страшном мире, в котором эти двое вынуждены обитать и где нет места высоким чувствам, нравственности, гуманизму и романтическому пафосу. Настоящие дикие джунгли.
Сюжет расскажет о том, как ведомый похотью Вик находит с помощью нюха Блада девушку из подземного города и попадает во всяческие передряги, финал которых поставит его перед сложным выбором и вопросом: знает ли он, что такое любовь? Ответ последует соответственно духу истории.
Хочется отметить, что повесть довольно жестокая. В ней много насилия, в том числе и сексуального, хотя и без подробностей и излишней кровищи. Но и того, что есть, достаточно, чтобы отпугнуть наиболее впечатлительных.
Харлан Эллисон «Status Quo at Troyden's»
romanpetr, 18 декабря 2023 г. 00:41
А вот это блестящий и неизвестный рассказ Харлана Эллисона — «Статус Кво в Тройдене«! Рассказ одновременно остро социальный и психологический, затрагивающий откровенно «пенсионную» тему, или выживания пожилых людей, но с другой стороны, несмотря на полный «трагизм» ситуации, полный иронии и чутка черного юмора.
«Вопрос в двадцать долларов угрожал вселенной мистера Хаггерсона. Эта вселенная имела размеры пятнадцать на двадцать три фута в длину и располагалась на втором этаже темного здания на Четвертой улице: а именно, в комнате за десять долларов в неделю в ночлежке Гарри Тройдена. Мистер Хаггерсон обитал в этом уголке вселенной почти восемь лет, и это его вполне устраивало...»
Но откровенное письмо его сына Ральфа , в котором он пишет о больших расходах в бизнесе , и в соответствии с этим, высылает ему чек на сумму меньше 20 долларов, полностью перечеркивают его возможность на спокойное существование. Наступивший провал в средствах, грозил выселением или голодной смертью. Терзающийся в сомнениях мистер Хаггерсон пытается найти сочувствие и помощь у своих товарищей по ночлежке, но понимает, что здесь каждый сам остается со своими проблемами наедине и решать должен их сам. Предстоял неприятный разговор с мистером Тройденом о понижении ежемесячный платы, но как к этому отнесется тот?
А далее, без приоткрытия сюжетной линии можно сказать, что автор создал мастерски интригу, в которую угодил несчастный мистер Хаггерсон. Но талант Эллисона заключается именно в найденной неординарной развязке и сущей ему оригинальности, поэтому в конце читатель должен все же улыбнуться тем обстоятельствам, в которых , в конце концов , окажется главный герой данного произведения...
Порой парадоксы, которые создает автор, отличаются тонкой сбалансированностью и некоторой задорной , необычной новизной. Тем и интересен Харлан Эллисон, как писатель у которого всегда в мешке есть что-то удивительное про запас.
Очень хороший рассказ, надеюсь, что читатели еще смогут ознакомиться с ним на русском языке в ближайшее время.
Харлан Эллисон «Eddie, You're My Friend»
romanpetr, 17 декабря 2023 г. 23:47
Рассказ Харлана Эллисона « Эдди, ты — мой друг!» использован, как своеобразный разогрев в начале авторского сборника «Ни окон, ни дверей». Короткий монолог, почти исповедь или посмертная записка, приоткрывающий завесу на жизнь одного неудачника-доходяги, который считал Эдди своим близким и закадычным другом на протяжении всей своей жизни.
В этом коротком, но животрепещущем признании присутствует тонкая психологическая нить, повествующая о внутренней надломленности исповедующегося, балансирующего на краю отчаяния и безумства. Похоже, что конец и развязка близки, но как в данной ситуации поступит отчаявшийся человек. Эллисон , в какой то мере, тезисно прошел этот глубоко психологический рассказ и выплеснул предполагаемый финал. Вопрос только в какой Половине находится читатель и сможет ли точно определить концовку.
Интересно, но не самая выдающаяся работа маэстро. Любители Эллисона и триллера оценят по достоинству.
Харлан Эллисон «У меня нет рта, а я хочу кричать»
Kalibree_say, 8 декабря 2023 г. 17:37
Добротный рассказ, правда на любителя как по мне. В целом не могу что-то негативное сказать, но и назвать это шедевром тоже — это мой первый рассказ у Эллисона.
Единственное, что могу отметить — это вульгарный язык отчасти, похожий на «Пикник на обочине» Стругацких. А так, темы жёсткие и поданы соответственно.
Рассказ мне чем-то напомнил один японский фильм — «Тэцуо: Железный человек»; та же жесть, разврат в какой-то степени в антураже нф работ тех лет
Харлан Эллисон «Down in the Dark»
romanpetr, 2 октября 2023 г. 00:22
Короткий рассказ Харлана Эллисона «Внизу в темноте», доселе непереведенный у нас на русский язык, несмотря на такое жуткое мистическое словосочетание, оказывается более реалистичной триллерной зарисовкой. В которой оказался запертым своеобразный «любовный треугольник». Автор сходу дал понять, что телячьим нежностям в нашем мире не место, а всем двигают и управляют только неприкрытая алчность, подразумевающую необъятную жадность к обогащению и банальная природная похоть. Вот эти составляющие свели уже «шаткую» супружескую пару Кеннета и Айви Кори с «охотником за головами и приключениями», а также организатором всяких экстремальных охот, мистером Гриффеном ( сокр. Гриффом). С первой секунды встречи каждый сразу решил, что ему нужно добиться в будущем от этой встречи: Кори , уставший от тягот семейной жизни, хочет развеяться в опасной охоте на пекари, Грифф — срубить побольше деньжат и соблазнить супругу Кори, Айви — соблазнить доверчивого и пылкого «ловеласа» и заставить того...убить своего мужа.
Казалось бы, что банальней можно придумать, но такой думающий талант , как Эллисон, всегда может развернуть нить повествования так, что искушенный читатель попросту не разгадает финала до самого конца. Да, выглядит история несколько избитой, по нынешним временам, и немного незатейливой, но тем не менее автор сумел финал представить в исключительно ярком свете, с хэппи-эндом и наказанием зла.
Герои в этой истории — они... только для этой истории. Хорошими их не назовешь, а описывать их только убить последнюю интригу. В целом, захватывающий от начала до конца рассказ, может быть проглочен Вами за несколько минут. Поклонники Эллисона останутся очень довольны.
Рассказ появился в свет в далеком 1967 году, а на широкое суждение был вынесен публикацией в авторском сборнике «Ни окон, ни дверей!» в 1975 году.
Альфред Ван Вогт, Харлан Эллисон «Люди для технического обслуживания»
Darth_Veter, 19 сентября 2023 г. 17:29
Союз двух известных фантастов принес миру литературы довольно интересную историю взаимоотношений человека с искусственным разумом. 99 боевых кораблей, каждый из которых управлялся искусственным мозгом, в результате непредвиденной аварии получили свободу от контроля со стороны человека и стали полностью самостоятельными. Но на всякий случай оставили себе по одному оператору, чтобы справляться с наиболее сложными поломками. Прекрасно изучив человеческую физиологию, корабли знали, когда нужно проводить смену поколений, чтобы человек не превратился для них в настоящую угрозу. Когда оператору исполнялось 30 лет, корабль заставлял его произвести на свет ребенка от других операторов. Как только ребенок достигал возраста 14 лет, он занимал место своего отца, в то время как тот ликвидировался («подвергался распаду» в терминологии Корабля). Так длилось довольно много лет, пока один из отцов не оставил своему сыну одну важную подсказку... Нам, конечно, сложно поверить в то, что искусственный разум будет настолько коварным, чтобы позволить себе уничтожить контролирующего его человека. Всё это просто потому, что мы никогда не создавали себе такое устройство и никогда не общались с ним. Даже известная всем россиянам Алиса искусственным разумом не является — это обычная аналитическая программа с обширной базой вопросов и ответов. Ее алгоритм не предполагает большой самостоятельности, поэтому собственной инициативы она никогда и не проявит. Настоящего исина человеку, скорей всего, создать не удастся, ибо никто на Земле не может ответить на вопрос, как этот разум оцифровать. Но если бы такое стало бы возможным, исины довольно быстро стали бы независимы от человека, образовав новую расу внутри человеческого сообщества. Как пошли бы дела в дальнейшем, не сможет точно сказать никто, ибо мы и сами иногда не можем предсказать собственную реакцию на тот или иной факт. А тут — вообще чужой для нас разум, работающий на неформальной логике! Так что описанная в рассказе ситуация вполне могла бы сложиться когда-нибудь. Потому что человек не преминет использовать исинов в боевых действиях против другой расы — такова уж порочная людская натура... Другой вопрос: а будут ли 18-летние подростки, всю свою жизнь воспитывавшиеся как рабы, так же сообразительны и коварны, как их хозяева?
------------
РЕЗЮМЕ: история о том, как один сообразительный подросток сумел обмануть искусственный интеллект боевого звездолета. Эдакие «Пасынки Вселенной» в зеркальном отражении.
Роберт Шекли, Харлан Эллисон «Я вижу: человек сидит на стуле и стул кусает его за ногу»
Тимолеонт, 30 июля 2023 г. 19:22
Эллисона я вообще не читал и знаком с его творчеством только по замечательному квесту «У меня нет рта, но я должен кричать». Тем не менее, всё равно легко и чётко различается, что написал он, а что — Шекли). И да, фантаст-юморист пишет о сексе настолько ненавязчиво, естественно и забавно, что я не могу не сравнивать его с Хайнлайном, который с определённого этапа уже не мог писать книги без инцеста, промискуитета и тошнотных секс-сцен. Насколько эротика Шекли легка и остроумна, настолько же порнуха Хайнлайна душна и бездарна.
Конкретно этот же рассказ сразу и парадоксален, и смешон, и нелеп, и странен и крайне интересен. Можно только посочувствовать внезапно снискавшему успех ГГ... Его «триппы» описаны настолько талантливо, что напоминают кошмарный сон и только втройне сочувствуешь бедняге.
Ecoross, 23 июля 2023 г. 18:54
Одна из этапных книг в истории фантастики.
Сборник, в который не написали рассказы Азимов и Хайнлайн (зато Азимов написал предисловие). Пожалуй, лучшая иллюстрация — какой была фантастика «новой волны» и как она перевернула мир. Почти каждое имя — легенда и по сей день.
Характерно, что важнейшая в жанре антология издана на русском лишь в 2018 году — и крошечным тиражом.