Все отзывы на произведения Глеба Алексеева
Отзывы (всего: 9 шт.)
Рейтинг отзыва
Глеб Алексеев «Подземная Москва»
kagury, 17 января 13:00
«Подземная Москва» — это с одной стороны полуприключенческая повесть о поисках библиотеки Ивана Грозного в 20-е годы 20-го же века (под спойлерами цитаты):
С другой — попытка изложить документальные сведения о строительстве и исследовании подземелий Кремля:
Смесь реальных исторических лиц и выдуманных персонажей придает тексту некоторую фантасмагоричность, а язык, которым все это написано, очень напоминает булгаковский. Даже сама тема появления иностранцев в столице молодого советского государства словно взята из набросков к «Мастеру и Маргарите», а быт – из «Собачьего сердца». Впрочем, возможно, это просто само время так влияло на стилистику и жанры.
Читается все это легко, с удовольствием и почему-то с чувством приятного узнавания, хотя и оставляет читателя в некотором недоумении. Уж больно неоднородный это текст, словно автор так и не решил, писать ему сдобренный юмором приключенческий роман или историческое исследование. А в финале он так и вообще практически отрекается от всего написанного, словно кто-то в срочном порядке посоветовал ему поставить точку.
Несколько царапнула откровенная ненависть автора к фигуре Ивана Грозного. Но каждый имееет право на свое мнение.
Глеб Алексеев «Ракета Петушкова»
god54, 15 июня 2019 г. 07:16
Оставим в стороне фантастический элемент и технические детали возможности полёта на Венеру, а сосредоточимся на тексте и сюжете. С этой точки зрения вполне приличный рассказ, весёлый, я не хочу сказать юмористический, именно весёлый и по тексту и по сути, язык текста лёгкий, почти певучий, ностальгически грустный, герои — люди без тормозов, как следствие жизненных реалий. А потому ознакомиться с этим произведением будет вполне не лишним.
Глеб Алексеев «Подземная Москва»
nostromo 2015, 6 апреля 2019 г. 23:01
Стилистика написания романа интересна тем, что он создан бывшим белогвардейцем, вернувшимся в Россию в 1923. Никакого оптимизма по поводу молодого советского строя не наблюдается; в рабочих он видит бывших солдат красной пехоты с простреленными под Каховкой руками; ванна за ненадобностью из-за разрухи вынесена из квартиры в коридор, а из окон свисают потные матрацы для просушки; на базаре в районе Сухаревки мы видим спивающегося бывшего вице-губернатора Вово, бывших полковников в протертых по швам шинелях, княгиню Оболенскую, урожденную Дурново из рода Рюриковичей, с вшитым под кожу головы фамильным бриллиантом на 18 карат, мечтающую о бегстве за границу. Автор периодичеки делает экскурсы о малоизвестных зловещих подробностях жизни Ивана Грозного и страшных судеб его приближённых...Это не «кино-роман», но несколько «прыгающая» манера подачи событий характерна для 1920-х годов. Имея опыт прочтения 5-7 произведений такого жанра тех лет, современный читатель уже вполне готов к «перевариванию» этого стиля. При наличии опыта чтение проходит нормально. К фантастическому в сюжете относится обнаружение подземной библиотеки Ивана Грозного и портативное устройство на штативе, испускающее смертоносные лучи и похожее на фотоаппарат, которое применяют иностранные агенты.
Глеб Алексеев «Подземная Москва»
Прокопий Антемий, 5 июля 2017 г. 10:32
Все бы ничего, но созданный в книге образ Ивана Грозного абсолютно не соответствует действительности. Получился этакий гротескный Кащей Бессмертный, Калигула и Генрих Восьмой в одном лице. Это и не удивительно, ведь представления автора основывались исключительно на писаниях иностранцев и перебежчика Курбского. Один из героев простодушно признается — мол, мы бы ничего и не знали о царе, если бы не мемуары «немцев»... В связи с этим забавно, что главными антагонистами здесь выступают как раз немцы, плюс примкнувший к ним эмигрант.
Глеб Алексеев «Подземная Москва»
VovaZ, 9 декабря 2015 г. 17:10
Роман умеренного уровня. Представляет интерес скорее антологический, чем литературный. Просто образчик попыток в жанре фантастических приключений в 20-х годах.
Немного перекликается с более поздними произведениями Михаила Булгакова и Алексея Толстого. Местами проглядывает Зощенко.
Вероятно, не правильно оценивать литературные параметры. Хочу лишь заметить чрезмерный дидактизм в основной сюжетной линии, низкую техническую грамотность, небезуспешные попытки иронии на политическую тему.
В нашем жанре интерес не большой, но в качестве литературного артефакта, прочёл с удовольствием.
Глеб Алексеев «Ракета Петушкова»
БорЧ, 10 мая 2014 г. 12:22
Формально, этот небольшой рассказ несомненно фантастический: с достаточной подробностью описываются технические решения (естественно, крайне наивные в сегодняшних реалиях) как построить за пару месяцев в сельском сарае с помощью кузнечного молота космический ракетоплан для полёта на Венеру. Субсидирует это «эпохальное строительство» на маленьком сербском островке местный житель — владелец 7-ми пароходов, каким-то образом ставший миллиардером.
Но всё это, действительно, лишь формальный антураж повествования... На самом деле это горький рассказ о трёх русских эмигрантах, готовых в 1921 году бежать от своей постылой действительности куда угодно — вплоть до Венеры, которую они считают населённой динозаврами. Но даже это кажется им предпочтительнее европейско-эмигрантской действительности.
Глеб Алексеев «Подземная Москва»
senneka, 2 октября 2012 г. 12:42
От книги осталось очень неоднозначное впечатление. Если говорить о сюжете, то это что-то вроде кинофильма «Приключения итальянцев в России», только вместо итальянцев — немцы, которыми ведутся поиски сокровищ и библиотеки Ивана Грозного. Если точнее, то имеется две конкурирующих фирмы: археолог Мамочкин, со своим товарищем Бобом, и тремя рабочими вызвавшимися помочь в поисках, и снабженная иностранным миллиардером Федерико Главичем экспедиция в составе бывшего соотечественника, именуемого незатейливо «негодяем», иностранных инженеров, оказавшихся также теми еще злодеями.
Первые хотят совершить для родины научное открытие, вторые под видом строительства московского метрополитена по концессии, пытаются найти, а еще лучше вывезти наши национальные богатства и прославить имя миллиардера в веках.
В книге очень много аллюзий с другими литературными произведениями, в частности много юмора в булгаковском стиле при описании быта людей 1920-х годов, и в стиле Ильфа и Петрова (даже своя мадам Грицацуева — некая княгиня Оболенская имеется), есть «лучи смерти» (привет Алексею Толстому).
Автор приводит много информации из истории Москвы, московского Кремля, о жизни и характере Ивана Грозного (привет С.Ф. Платонову, В.О. Ключесвскому и особо часто упоминаемому автором историку И.Е. Забелину). Причем самым незатейливым образом — герои во время ожидания читают лекции своим собеседникам (Боб — рабочим о строительстве Кремля, Мамочкин — Бобу об Иване Грозном). Все же большинство приведенной информации псевдоисторично.Особо повеселили некие московские кремлевские троглодиты встретившиеся уже на первых страницах книги.
Автор постоянно сбивается с серьезного тона в шуточный и это сбивает с толку и мешает восприятию повести как целостного литературного произведения. Больше всего эта повесть напоминает ту литературу, которую писали для публикации в очередном номере воскресной газеты, когда сюжет рождался по ходу написания и написание это было к сроку.
Язык автора, кстати, вполне хорош, но отсутствие более менее цельной композиции, оборванные сюжетные линии (например судьбы иностранцев, и, даже главных героев), рояли, то и дело попадающиеся в кустах, сводят это достоинство на нет.
Глеб Алексеев «Подземная Москва»
god54, 3 мая 2011 г. 18:07
Произведение мне понравилось по двум соображениям. Первое, это неподражаемый литературный стиль двадцатых годов, эти слова, легкая ирония и подтрунивание над слабостями человека. Вторая часть, это безжалостное описание фигуры царя Ивана, который предстает перед читателем губителем людей и жестоким тираном, который во многом превзошел всех тиранов Рима вместе взятых. А теперь обратите внимание на дату издания романа и вспомните кто рвался к власти в Москве, который вскоре затмит собой всех кровавых диктаторов мира. Сам же по себе сюжет романа не представляет особого интереса, но строго отвечает всем требованиям того времени.
Глеб Алексеев «Подземная Москва»
napanya, 22 апреля 2011 г. 20:08
Нет, всё-таки советская табель о рангах, при всех корявостях и неровностях, немало трезвого в себе несла. Вагинов или Мариенгоф как проходили по ведомству высокой литературы в прошлом, так и сейчас проходят. А «Подземная Москва» и восемьдесят лет назад была одной из бесчисленных поделок, и сейчас недалеко от этого статуса ушла. Нет, я вовсе не хочу сказать, что роман бездарен. Он несёт в себе экспрессию тех лет, написан временами остроумно. Но в целом нет ни одной детали, за которую можно было бы зацепиться взглядом. Тривиальный сюжет (поиски библиотеки Ивана Грозного с непременными иностранными шпионами). Более чем упрощённые персонажи (даже не маски — эскизы масок). Огромные, напрочь разрывающие ткань повествования экскурсы в историю грозного царя. Скомканный финал.
Не вижу ни единой причины, по какой следовало бы тащить роман в 21-й век.