Все отзывы на произведения Бориса Липатова
Отзывы (всего: 7 шт.)
Рейтинг отзыва
Вениамин Гиршгорн, Иосиф Келлер, Борис Липатов «Бесцеремонный Роман»
Козлов, 14 апреля 2021 г. 15:47
Ничего путного о этой книге сказать не могу. В основном по тому, что ленив и не в ладах с историей. Даже сейчас, когда пишу, внутренний голос говорит:«Остановись, все равно ничего не знаешь.» В романе есть всё, что можно найти в приключенческих книгах 20х годов: очевиднейшие интриги, свой взгляд на основы идеологии, интересные аналогии, добавляющие реализма и призванные показать непревзойденность перед любым конкурентом и, конечно же, любимое всеми пробивание четвертой стены. Но главное то, что писатели решили выложиться по полной, показать всё, что знают и умеют. «Бесцеремонный Роман» просто распирает от исторических отсылок. Но троица авторов настолько уверена в правильности и необходимости своего творения, что, если хоть один момент вам немного известен, — это вас зацепит, — и остальное вы просто обязаны узнать. Узнать о чем они говорят, узнать правы ли они, узнать, что ты можешь сказать по этому поводу. Этот роман бесцеремонно вмешивается в вашу жизнь и интересы, не отпуская при малейшем воспоминании о нем. Это просто коробит. И заставляет хотя бы попытаться взяться за дело самообразования.
Козлов, 1 апреля 2021 г. 23:05
Роман «Блеф» — роман с говорящим названием. Наша жизнь — игра и играть лучше с умными людьми. Главное правильно блефовать и азарт нарастает. Вот уже всё вокруг обретает закономерное течение и узнаваемые черты. Должности неважны, если человек знает свое дело и место. Свои люди — сочтемся. Деньги, — лучше чтоб были, однозначно. За одни суммы можно удавить, за другие — самому удавиться. Но опытный игрок знает, что деньги нужно пускать в оборот и способен оценить красоту хода. А, если дадут по шее? Ну может не дадут. Азарт — вещь такая. Интерес нарастает! Завлечь внимание можно уже чем угодно, хоть полетом на Марс (Привет, XXI век!!!). Ведь все хотят лишь одного — играть и выигрывать, обязательно взяв реванш. Все объединены этим порывом. Разница лишь в том, что кто-то знает план.
Герои расставляют капканы интриг, в надежде удержать внимание читателя. Не автор — герои. Это вполне самостоятельные и уважаемые господа, делающие всё, что можно в совсем нелегких условиях. Пускай часто ими и движут минутные порывы. Тут некоторым эти слова могут показаться неуместными. Ведь, как любой уважающий себя советский авантюрный роман, «Блеф» вытаскивает на сцену представителей старорежимной аристократии в глупейшем виде. Но, это блеф. Знатные царедворцы без родов и дворов, оправдывающиеся тем, что по другому не могут. Что еще нужно, чтобы вас взяли в крупную игру на равных условиях? Язвительное оскорбление оборачивается глубокой иронией. Ведь в творчестве русской иммиграции действительно были горькие памфлеты про «наших» и на Луне, и на Марсе, и на необитаемом острове, — и даже в Патагонии, если правильно помню, — во всяком случае, занятное словечко для русского уха.
Но для книги главное — читатель. Вот читателя действительно надо уважать! И Липатов блефует. Перед самой пропастью, чтобы не скатиться кубарем в пинкертоновщину, писатель ставит себя на место читателя, уравнивая обоих в праве ничего не понимать. И по обоюдному согласию сбрасывает неудачно сыгранную комбинацию. А, тем не менее, автор имеет полную и неоспоримую привилегию не находиться в том мире, куда он обязан окунуть читателя. Самый удачный обман — это нераскрытый обман. Но, — обман. Мы же играем в игру, мы знаем правила и мы должны уважать других игроков. Иначе, в чем удовольствие дружеской партии? У каждого должны быть те, кому можно доверять.
Может показаться, что всё это несерьезно. Незамысловатая история для смеха мало-мальски привередливой публики. Желание писателя блеснуть красноречием. Но эта комедия дает в чистом, без примеси демагогии, виде пример идей и мотивов человеческой психологии, которые раз за разом несутся друг за другом по кругу, пока не взлетают дикой спиралью и не срываются штопором вниз, — выражаясь научно, циркулируют в капиталистическом обществе:
«Если вы не пасуете, получайте пять тузов! Блефа нет... потому что... потому что...»
Потому что это не блеф. Это по-другому называется.
Вениамин Гиршгорн, Иосиф Келлер, Борис Липатов «Бесцеремонный Роман»
god54, 11 апреля 2019 г. 19:40
До сего момента считал, что именно М.Твен был зачинателем «попаданцев», а оказывается у него были последователи (три соавтора), которые написали вполне приличную юмористическую (местами) вещь и могут быть отнесены к зачинателям самого глупого направления в фантастике: переделка история под себя, под мечты неудачников в истории и реальной жизни. Только неудачники мечтают изменить прошлое. Не думаю, что это пародия, это скорее подражание Марку Твену в попытке изложить свой вариант мировой истории. Хотя следует отметить, что текст написан неплохо, сюжет динамичный и порой смешной.
Вениамин Гиршгорн, Иосиф Келлер, Борис Липатов «Бесцеремонный Роман»
Изенгрим, 16 мая 2016 г. 14:35
Сказать, что я удивился, когда узнал, что книга написана в 1928 году, значит сильно преуменьшить мои чувства. Фактически этот опус является не только зачинателем того вала героических попаданцев, который захлестнул литературные просторы нашей родины в девяностые годы и даже и не думает спадать, он не только собрал все штампы этого жанра, но еще и вволю поглумился над ними, став пародией на жанр, которого тогда еще просто не существовало.
Главный герой — ролевая модель для всех, кто мечтал попасть в прошлое и стать там, благодаря своим якобы обширным знаниям и умениям (по сравнению с неграмотными местными) великим деятелем, реформатором, канцлером, королем, на худой конец главным советником кого-нибудь известного, изменив ход истории, предотвратив войну, революцию, голод, холод и чуму. Советский инженер Роман Владычин с помощью своего таинственного механизма попадает аккурат на поле сражения под Ватерлоо и, вместо того, чтобы быть убитым на месте военными жандармами за шпионаж и скверный французский, добегает до Наполеона и спасает его от поражения. Дальше катится как по маслу — император в восторге, осыпает нового любимца титулами и властью, женщины бросают чепчики в воздух и валятся штабелями в постель к герою, он реформирует все и вся, Фуше и Аракчеев устраивают против него заговоры, Пушкин ест у него из рук, сам Теодор Амадей Гофман — не шутка! — признает его величие, и даже поучаствовать в крестинах своего собственного дедушки удается.
Читать все это было бы абсолютно невозможно, если б не вполне четко прослеживаемая ирония и даже сарказм авторов по отношению к собственному персонажу. Авторы с удовольствием играют с различными стилями, слог книги энергичен, стремителен, бесцеремонен, ни на чем не задерживается, имена и события валятся как из рога изобилия, с заговорщицким подмигиванием, историческими аллюзиями и литературными реминисценциями; да и сюжет есть, и не самый плохой, кстати сказать, и в истории авторы вполне шарят (несколько раз думал, что вот-вот схвачу за руку, ан нет, ловкие бестии, все у них верно), хоть и обращаются с ней крайне вольно и разнузданно. Все выпукло, ярко, персонажи довольно карикатурны (особенно это касается Аракчеева, рыгающего и высокопарно выражающегося), движения размашисты, дамы умопомрачительны, революционеры решительны. В общем, весьма занятный и элегантный опус, гротеск и пародия, буйная, но далеко не бессмысленная оперетка.
Вениамин Гиршгорн, Иосиф Келлер, Борис Липатов «Бесцеремонный Роман»
visto, 11 мая 2013 г. 09:32
На обложке издания 1928 года вокруг названия книги помещена авторская аннотация:
«Читатель! Тебя учили, что Наполеон умер на острове св. Елены, что Пушкин убит на дуэли кавалергардом Дантесом, что Бисмарк и Гарибальди не только не были друзьями, но остро ненавидели друг-друга, что в истории не было случая, чтобы папу римского с позором выгнали из Ватикана. Тебя учили, что отошедшие эпохи — мертвы, и с ними покончено раз и навсегда. Но авторы «Бесцеремонного Романа» странные люди! Они утверждают совершенно противоположное, они переделали на свой лад историю человечества и находят, что в таком виде она выглядит гораздо интереснее. Читатель! Не упускай случая проверить свои исторические познания, не беги от спора с бесцеремонными авторами «Бесцеремонного Романа«! И лишь прочитав книгу — торжествуй читатель!
[Сохранена стилистика и орфография текста на обложке.]
Вениамин Гиршгорн, Иосиф Келлер, Борис Липатов «Бесцеремонный Роман»
Резиновый Лев, 18 ноября 2011 г. 20:47
Если в советской (не в русской, подчёркиваю, а в советской) литературе был золотой век, то он пришёлся на 20-е — начало 30-х годов прошлого столетия. Ещё не была отвергнута окончательно эстетика века серебряного, ещё не придумали соцреализм, загнав тем самым всё свежее, новое, непричёсанное, что принесла революция, на приёмку товарищу Прокрусту. Произрастали при этой относительной свободе цветы, которыми можно гордиться и сейчас: Ильф-Петров и Мариенгоф, Вагинов и Шолохов, Леонов и Эренбург, Катаев и Всеволод Иванов. И за ними тянулись все, кто имел хоть искру таланта.
«Бесцеремонный Роман» трёх молодых и удалых екатеринбургских парней не дотягивает до уровня «Циников» или «Бамбочады», но это не великая беда. Он прекрасен, потому что написан свободными людьми. Они легко экспериментируют со стилистикой, населяют роман знаковыми персонажами минувших эпох, забавляются историческими парадоксами. Они до того оборзели, что хоть и вспомнили мимоходом Маркса, но запросто игнорируют железобетонный марксистский постулат о роли личности в истории: их герой едва ли не в одиночку перекраивает наполеоновскую Францию, а это без малого три четверти Европы. Всё это написано весело, легко, без малейшей натуги, и даже нет желания предъявлять претензии к правдоподобию.
Символично, что ни один из трёх авторов не задержался в литературе. Пришли иные времена и вся свобода была придавлена деловитыми бездарями, которые лучше владели наганом, чем пером. Кто сосчитает, сколько глыб так и не превратилось в Давидов?
Вениамин Гиршгорн, Иосиф Келлер, Борис Липатов «Бесцеремонный Роман»
мрачный маргинал, 17 января 2011 г. 14:34
«Прогрессор» из Советской России 20-х г.г. ХХ в. помогает Наполеону победить при Ватерлоо, за что и удостаивается соответствующего княжеского титула.
Но этого мало, затем путешественник во времени организует и пролетарскую революцию в Европе 19 в.!
Яркий пример альтисторического произведения из раннего (и недолгого) периода свободного развития советской фантастики, когда её авторы обладали энергией и убеждённой непосредственностью пионеров-первооткрывателей превосходной интеллектуальной игры...