Все отзывы на произведения Курта Воннегута (Kurt Vonnegut Jr.)
Отзывы (всего: 582 шт.)
Рейтинг отзыва
aiva79, 19 января 11:58
Данный рассказ – это вариант «Один дома» в интерпретации 50-х годов 20 века. Мальчишка остается дома один на пару часов и за это время в доме происходит масса событий, что из мальчика он превращается в настоящего маленького мужичка, умеющего решать свои и чужие проблемы, хранить тайны и даже знакомится с красивой женщиной. Отличный рассказ, очень забавный особенно в моментах, когда шум соседской ссоры отрывает главного героя от увлекательного занятия изучения всякого «мусора» под микроскопом и как он в это время мыслит и как решает справиться с помехой. Автору можно громко поаплодировать за то, что он очень метко описал мышление восьмилетнего ребенка, когда он в доме за главного. В итоге в финале рассказа родители получают сюрприз в подтверждение самостоятельности сына, когда по возвращению домой мама находит в его карманах купюры в один, пять, десять, двадцать долларов и салфетки с пятнами помады.
Я сейчас описала забавную составляющую рассказа, но в нем есть еще другая сторона, а именно действиями мальчика показано, как сторонним случайным вмешательством можно внести полную неразбериху в чужие отношения и возможно даже привести их к краху.
Moloh-Vasilisk, 17 января 19:59
Шепот пропаганды и крик совести
17.01.2025. Матерь Тьма. Курт Воннегут. 1962 год.
Американский драматург оказывается в самом центре пропагандистской машины нацистской Германии. Под личиной верного служителя режима он ведет двойную игру, передавая закодированные сообщения американской разведке. Но после войны, скрываясь в Нью-Йорке, он понимает, что невозможно отмыться от тени прошлого. Его мемуары — это исповедь человека, который слишком поздно понял цену своих выборов.
«Матерь Тьма» — роман, который, несмотря на свой компактный объем, поражает глубиной подтекста и эмоциональной насыщенностью. Курт Воннегут, мастер художественной двойственности, представляет историю, которая одновременно является шпионским триллером, трагикомедией и философским текстом. Этот роман — словно старый, потрёпанный дневник, в котором смешались горечь, ирония и попытка осмыслить мир. Он заставляет смотреть на жизнь героя через треснувшую линзу, где каждая сцена — это столкновение с самим собой. Эта история о том, как легко потерять себя и как сложно найти, когда правда и ложь меняются местами.
Основная тема — исследование природы добра и зла, их симбиоза и границ. Воннегут поднимает вопрос: можно ли служить злу ради добра? Герой становится символом моральной неопределенности: его действия служат благой цели, но цена, которую платит его совесть, оказывается непомерной. Также произведение пронизывает вопрос: какова цена выбора, когда правда становится разменной монетой? Говард, главный герой, плетёт тонкую паутину между идеологиями, пытаясь оправдать свои поступки. Это не история о герое или злодее — это история о человеке, который запутался в своих намерениях и последствиях. Кроме того, идея искупления здесь не выглядит гладкой. Говард понимает, что никакая истина не спасёт его от чувства вины. Его попытки разобраться в себе кажутся отчаянным поиском света в туннеле, который давно обрушился.
Язык романа звучит, как откровенный, порой чересчур едкий диалог с близким другом, который не боится показать свои шрамы и слабости. Стиль Воннегута — это изящная смесь лаконичности и насыщенности. Ирония, сарказм, черный юмор — инструменты, которыми автор раскрывает трагизм человеческой природы. Лаконичность языка соседствует с глубокими метафорами: например, упоминание шестеренок и разрушенных зданий как отражение внутреннего хаоса героя. Словно картина руин цивилизации, которая когда-то была твоей. Да и форма документального повествования — дневниковые записи — усиливает эффект интимности и достоверности, добавляя новый виток живости.
Говард Кемпбелл-младший — человек, который проживает свою жизнь в режиме постоянного внутреннего монолога. Его цинизм не защищает его, а разоблачает, превращая каждую попытку оправдаться в новое обвинение. Он одновременно трагичен и удивительно человечен. Его двойная жизнь — шпион под маской нацистского пропагандиста — символизирует столкновение ролей и идентичностей. В нем сочетаются добродетель и порок, что делает его одновременно героем и антигероем, близким и далеким.
Мир романа — словно запутанный клубок, где каждая нить может привести к разгадке или ещё большей путанице. Израильская тюрьма с её тихой обречённостью, разрушенный Берлин, полный призраков прошлого, и абсурдная повседневность послевоенной Америки создают объемную картину, которая только подчеркивает внутренний мир главного героя.
Однако присутствуют в романе и небольшие недостатки. Иногда гротеск персонажей и ситуаций заходит настолько далеко, что кажется, будто автор сознательно играл с гиперболой, и не всегда из этой игры выходил победителем. Карикатурность некоторых образов, таких как Джонс или О’Хара, снижает напряжение, превращая драматические эпизоды в почти фарсовые сцены. Финал с судом, который мог бы стать мощной точкой в истории, выглядит скомканным, оставляя ощущение недосказанности. Что же касается символизма и аллюзий, их изобилие порой затрудняет восприятие, превращая текст в головоломку, требующую усиленного внимания. Все же возможно, именно в этом скрыта идея автора — отразить хаос и противоречия, которыми переполнена жизнь героя, но, когда читаешь, это настоящие испытание для терпения.
Этот роман — не про ответы, а про вопросы. Он заставляет задуматься о себе, своих мотивах и поступках. В нём нет пафосной морали или утешения — только горькая правда. Это книга, которая, вряд ли смогу назвать любимой, но точно останется в памяти. 7 из 10.
Курт Воннегут «Король и королева Вселенной»
muravied, 15 января 11:16
Да, вот так живут мажоры в своей золотой теплице и горя не знают, а потом вдруг сталкиваются с суровым оскалом реальности:
Баловать детей не надо, они от этого вырастают негодяями. Хороший рассказ.
Курт Воннегут «Закрытый клуб Эда Луби»
muravied, 13 января 23:03
Нетипичный рассказ для Курта Воннегута. Криминальный триллер-боевик в духе Чейза или даже «Бегущего Человека» Кинга. История про парочку, которая оказалась не в том месте и не в то время. Вот так случайно перейдёшь дорогу какому-нибудь прокурору или судье и пиши пропало. Хрен из такого болота выберешься. Мрачная картина получилась. Боюсь, что согласен с уважаемым Клован
Курт Воннегут «Кричать о ней на всех перекрёстках»
muravied, 13 января 22:58
Тот редкий случай, когда я хохотал в голос во время чтения. Хотя тут вроде как драма и семья на грани развода.. Но нелепость некоторых моментов меня сильно веселит. Вкратце рассказ о том, как домохозяйка решила написать ядовитый роман про свой город, соседей, мужа, но слишком плохо замаскировала имена и все прочухали, что это рассказ про них. А тут как на грех наш к ним в дом припёрся продавец окон..
Концовочка хороша. Прикольно, когда писатели вставляют в свои романы случайных знакомых, а они даже не в курсе :)
Курт Воннегут «Волшебная лампа Хэла Ирвина»
muravied, 10 января 09:09
Ох уж этот загадочный мир женской логики.
Вот жили они бедно, с хлеба на воду, как вдруг муж заработал крупные деньги. Он решил приподнести их жене красиво, сварганил самодельную лампу Аладдина, мол буду тереть, а она будет желания исполнять. Подкупил соседскую кухарку, чтоб она сыграла роль джинна, но все пошло не по плану.. Мораль рассказа, что деньги портят людей? Или что деньги сводят с ума? Или не нужно усложнять, мол, дорогая, я поднял отличные деньги, выбирай на что потратим?
Концовка чересчур мрачная для Воннегута, даже непривычно.
Курт Воннегут «Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер»
Kobold-wizard, 9 января 00:35
https://kobold-wizard.livejournal.com/1045869.html
Могу точно сказать, что Воннегут — не мой писатель. Его тексты остроумны, а вот сюжеты меня не захватывают. Они больше побуждают поразмышлять о своей жизни, чем о том, что в них происходит.
Вот есть капитал, он постоянно перемещается, откладывается или сгорает. Вот люди, они припадают к этому потоку и иногда изменяют его. Вот мистер Розуотер, владелец большого капитала, желает стать ближе к людям. В его комнате стоят два телефона: красный и черный. Когда звонят по черному, то мистер Розуотер поднимает трубку и говорит: «Фонд Розуотера. Что мы можем сделать для вас?»
У Воннегута мне нравится голос. Его манера писать очень своеобразна, и текст легко распознать с одного абзаца. Базовые концепции воннегутовского стиля сформулированы в «Завтраке для чемпионов». Зная их, уже не испытываешь оторопи от калейдоскопа героев и деталей. Каждый встречный становится именно случайным знакомым, а не какой-нибудь ступенькой к пониманию мироздания. Никакой глобальной линии, а лишь бурлящий хаос жизни. В него Воннегут постарался привнести немного гуманизма. По мере сил.
Итого: Я точно продолжу читать Воннегута. Быть может, что-то из его текстов зацепит меня не только формой.
Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»
Al3XXX, 6 декабря 2024 г. 18:31
Беспомощная книга которую не стоило не только читать, но и писать. Персонажи плоские и бесхребетные. Главный герой, который спятил, просто из-за того что ничего не делал всю дорогу, ни на что не влиял и ничего толком не видел. Неспособность этого ветренного произведения показать ужасы войны, вероятно, отражает нежелание автора ее писать. Видно, что слова он из себя выдавливал и так и не смог растянуть повесть на полноценный роман: первая и последние главы это просто филлеры. Первая так еще и просто попытка извинится перед читателем. Книга написана очень блеклым языком и скупа на события. Тяготы Пилигрима настолько отрешенные от реальности, что кажется, что он просто аутист. «Бойня номер 5» совершенно не отражает своего содержания. Проблеваться после нескольких дней недоедания от того что плотно поел, вот уж беда! Вот это плен! Пережить бомбардировку, которая тебя искалечила ментально и уделить ей два абзаца не лучшая идея. Уж если ради нее и затевалась книга, то изволь не извиняться — найди словам лучшее применение! Лучше б автор запихнул своего героя-хлюпика на свечной заводик или мыловарню. Книга — это 200 страниц звона в ушах, через который автор пытается донести свои мысли.
PS Один рассказ Шолохова «Судьба человека» стоит 10 таких повестей.
ensign, 14 ноября 2024 г. 14:08
Сильвия попала в финальную ситуацию, гротескную, и всё совсем непросто. Вера в могущество медицины, Нивен где то в то же время конструирует свой весьма продвинутый в этих делах мир. Управление человеком. Нужные вещества всякие в крови, гормоны... И вот он, полный контроль. Но ведь для этого не нужно приковывать себя навсегда к машине. Достаточно правильного врача, который дирижирует эмоциями, а через них и мыслями пациента с помощью биохимии. А если еще и виртуальную реальность присобачить... «Матрица» поджидает недалече.
Доктор вот еще окончательно свихнувшийся. Интересно, как он надеялся контролировать своих помощников? Хотя, доктор безумец, но гениальный, и деньги скорее всего способен создавать и в таком состоянии.
korantir, 25 октября 2024 г. 17:04
Кажется, основным достижением Воннегута является сплав легкой сатирической приземленности и примитивности повествования со всей тяжестью человеческого бытия в его основополагающих концепциях. Каждый раз даешься диву, как ему посреди повседневных описаний удается вызывать так много отвращения к человеку. Еще и тщета бытия essentials в полный рост. Впрочем, это тут все написали уже сто раз. Все, что я хотел написать в отзыве, я написал в постскриптуме.
P.S. Требую премию человеку, переведшему Unk как Дядёк. Золотая находка! Ржу как больной с этого прозвища.
Rin1106, 22 сентября 2024 г. 17:44
Небольшой роман, однако, выделяющийся на фоне остальных классических произведений фантастики. Легкий язык повествования, быстро сменяющиеся локации и приключения главного героя захватывают внимание читателя. Однако, тема поднимаемая автором, вкратце: развитие цивилизации может происходить по запланированному сценарию для определенной цели. И не всегда она монументальная, возвышенная или космически важная. Из минусов можно назвать характеры главных героев, что плохо раскрываются за счет малого объёма текста. И события происходят так быстро, что не чувствовуется атмосферы глобальности событий. Неплохой роман на один вечер с интересной идеей, но реализованный так, что скорее сойдет подростку, чем взрослому человеку.
Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»
NikasSlav, 21 сентября 2024 г. 02:11
В мире немало литературы о второй мировой войне, но этот роман — особенный. Он учит людей ценить время и жизнь, дорожить хорошими моментами и стараться не допускать плохих. И показывает все ужасы войны без прикрас. Зверства немцев и готовность пленников ради жизни на всё, что угодно. Глупую беспощадную месть во всех её безумных ликах — от бомбардировки Дрездена до стремления нести возмездие даже спустя много лет.
Правда, у романа есть весьма существенный недостаток — крайне непривычный стиль повествования, отчего время постоянно скачет из прошлого в будущее и обратно в настоящее. С одной стороны, это вызвано довольно интересным фантастическим допущением, что герой побывал у инопланетян и отключился от основной лини времени, а заодно начал скакать по эпизодам из собственной жизни, а с другой — очень сбивает ритм чтения, порой приходится пробираться сквозь тернии к звёздам. Довольно интересная цивилизация описывается на Трафамальдоре — правда, лично мне кое-что из их философии несколько чуждо, особенно насчёт неизбежности фатальных событий.
Возможно, кто-то скажет, что просто у главного героя случились галлюцинации на фоне всех пережитых ужасов войны — но автор не зря вводит этот приём. Он показывает людям, что все войны, конфликты, вся жестокость на Земле — ничто по сравнению с воистину вселенскими проблемами. Такие дела.
8 из 10
Курт Воннегут «Колыбель для кошки»
NikasSlav, 21 сентября 2024 г. 02:03
Поначалу читателю покажется, что роман совершенно бессюжетный и ни о чём, но это впечатление обманчиво. Нужно просто привыкнуть к стилю автора и сразу настроиться на то, что он откроет карты (причём далеко не все) лишь ближе к концу, а пока что стоит воспринимать роман как своеобразную зарисовку-пасквиль на окружающий мир и людей. Даже упоминаемый в книге фантастический лёд-девять — это переносное значение ядерной или водородной бомбы (а также любого столь же смертоносного оружия). И по сути, роман вовсе не о науке или псевдорелигии, или утопическом островном государстве. Нет, это антивоенная книга, даже больше — это призыв к всеобщему миру во благо человечества, на единый для всего мира обряд боко-мару, призванный к лучшему узнаванию людьми друг друга. А иначе всё закончится печально.
Здесь очень интересны характеры героев, заодно ярко показана узколобость антагонистов. Но это же надо было додуматься учёному (которого некоторые называют едва ли не святым, хотя он изобрёл ядерную бомбу) создать уникальный лёд, превращающий во мгновение ока любую воду в кристаллы льда. И всё ради чего? Чтобы морпехи не по грязи и болоту шлёпали, а прошли по льду. И по барабану горе-учёному, что при этом вся вода на земле может обратиться льдом. О последствиях катастрофы он даже не задумался, как и его наследники, кому он вручил лёд-девять.
А ещё эта книга о важном предназначении творчества. Показателен эпизод, где рассматривается возможная забастовка писателей — но нельзя НЕ писать и лишать людей литературы и её воздействия на умы, сердца и души.
8 из 10
Курт Воннегут «Механическое пианино»
1001, 4 сентября 2024 г. 05:55
Впервые начал читать этот роман в свои 14 лет. Показался скучным и был отложен в сторону после первых же страниц (благо, было что почитать еще)
Второй раз начал читать его в 1992 — во время командировки на один из уральских заводов нашел местный книжный магазин, в котором продавалось новое издание Библиотеки современной фантастики (в мягкой обложке) На радостях купил всю серию.
Дочитал до описания завода — и отложил книгу в сторону. На тот момент у меня уже был 10-летний стаж работы инженером, причем работали мы не с одним предприятием, а с десятком разных заводов, относящихся к нашей отрасли (от Прибалтики до Омска, вместе с Кавказом).
Отложил, потому что снова стало неинтересно. Так как автор самым явным образом не имел ни малейшего представления о том, о чем писал.
Третий раз я начал читать эту книгу не так давно (уже будучи пенсионером). Конечно, написано хорошо, талантливо. Но опять же — автор не в теме не только производственной, но и социальной.
1. Работа в механическом цехе, где стоит 200 металлообрабатывающих станков (а не тысяча, как у автора :) — это далеко не то, о чем может мечтать рабочий. Потому как это тяжело, очень вредно для здоровья и очень-очень скучно. Поэтому противоположно направленный посыл автора можно объяснить только тем, что он никогда не работал в цеху (и не слышал шума, которые издают эти 200 станков)
Реально, ремонтировать дороги легче и приятней (если этот труд хорошо оплачивается, конечно) — мне пришлось и в цеху поработать и дороги ремонтировать, так уж получилось в моей жизни.
2. Поскольку, начиная уже с диплома, мне приходилось заниматься именно что автоматическими линиями и агрегатными станками, я немного в курсе, как это все работает в реале. Да, была такая идея во времена написания книги — создавать полностью автоматические предприятия. И даже в СССР были построены 1-2 таких завода, о чем много писали в то время.
Только вот оказались они неэффективными, так как могли выпускать только один конкретный вид продукции, и когда надобность в их продукции исчезала — перенастроить на новую было слишком дорогим удовольствием (приходилось менять каждую автоматическую линию на другую, целиком). Уточню, на всякий случай — речь не о пищевой промышленности, а о металлообработке, как у автора.
На смену идее автоматических заводов пришла идея создания гибкого производства, которое можно было бы быстро перенастроить с выпуска одной продукции на другую (станки с ЧПУ, обрабатывающие центры и проч).
У автора же описан автоматический завод, волшебным образом работающий как гибкое производство :)
3. Описан рабочий, работа которого на станке была записана на ленту, после чего автоматы стали повторять его действия. Такие системы реально существовали — но оказались неэффективными, так как написанная с «нуля» программа для станка с ЧПУ позволяет делать все тоже самое, только быстрее, точнее и лучше.
В свое время, на волне энтузиазма, вызванного первыми станками с ЧПУ — руководство СССР потратило кучу денег на создание в Москве предприятия, на котором работали бы только машины (как в книге). Станки с ЧПУ, подача деталей в станки с помощью манипуляторов (японского производства), роботележки, самостоятельно катающиеся по цеху (по типу механического уборщика, убившего кота из книги) — все это было сделано реально в реале.
Только тут же выяснилось, что ЧПУ — это хорошо, но рабочий-человек подает детали в станок быстрее, чем японский манипулятор, и обходится при этом на пару порядков дешевле. Да и мусор убирает быстрее и лучше, чем робот.
В общем — через несколько лет можно было увидеть на упомянутом заводе повсеместно отключенные японские манипуляторы, вместо которых работали люди -рабочие.
Да, и с обслуживанием станков у автора проблемы — не упомянуты наладчики, хотя бы по одному на 10 станков, без которых любая техника, даже японская, проработает очень недолго. Так что в этом книжном цеху (1000 станков) должна была работать целая рота только одних наладчиков :)
4. Автор явно вдохновлялся советской централизованной системой управления производством того времени (30-40-50-х), и не подозревая, насколько она была неэффективна в реале
(да, как-то она работала, но надо учесть тогдашний уровень пром. производства, находившегося, по факту, в зачатке. Индустриализация 30х -годов еще не вывела СССР на уровень развитых промышленных государств (вопреки тогдашней пропаганде).
Известный лозунг того времени «догоним и перегоним» достаточно четко описывает ситуацию. Настоящая индустриализация в СССР началась только при Хрущеве, о чем после 1964 года перестали упоминать вовсе. И тут же стало понятно, что старые методы управления производством уже не эффективны).
Так что описанная автором система управления производством — это самое фантастическое в этой книге.
5. Когда молодой автор начинает описывать отношения между людьми, у него получается примерно также, как и при описании производства.
Директор крупного предприятия (т.е. неглупый человек по определению) у него не замечает явно подкапывающегося под него сотрудника и шашни этого же сотрудника с его женой. В реале любой настоящий руководитель столь высокого уровня стер бы своего соперника в порошок (а иначе и нельзя — закон джунглей :)
Да и с другими персонажами у него получилось не лучше (к слову — запускать на предприятие постороннего без сопровождения, будь он даже хорошим знакомым — это таки эпик фейл. Если и не промышленный шпионаж — так просто нога в колесо попадет, ТБ таки кровью написана, я видел такого достаточно много).
6. Финал же книги написан, простите, в плане бреда. Даже на прикол не тянет (хотя автор очевидно старается). Такое впечатление, что он просто не знал, чем закончить свою книгу (а возможно — просто вдохновлялся эпизодом восстания из «Аэлиты» А. Толстого :)
Первая книга гения, простительно...
vanishrap, 5 августа 2024 г. 20:22
Это интересный рассказ, особенно забавно его читать из будущего. Рассказ написан в тот короткий промежуток времени, когда человечество уже столкнулось с ужасами Второй мировой войны, изобрело ядерное оружие и было шокировано этим, но еще не достигло космоса. Таким образом, рассказ потерял актуальность спустя 10-15 лет после написания.
Сюжет рассказывает о том, что духи или души умерших людей существуют и улетают в мертвую зону над Землей, где их можно услышать. Учёные, обнаружив это, сначала скептичны, затем шокированы и стремятся скрыть это от людей. Пилот, переживший этот опыт, решает покончить с собой, корабль падает, а люди скрывают это под предлогом метеорита.
Этот рассказ – интересный артефакт времени, так как его фантастика уже не актуальна с 60-х годов. Но он даёт возможность увидеть мир глазами людей, живших 70 лет назад, что создает интересное ощущение исторической ценности.
god54, 3 августа 2024 г. 11:58
Прекрасная оригинальная фантастическая идея, но литературная часть явно подкачала. Где психологическое напряжение, где трагедия выбора, где страдание людей... Автор всё упростил настолько, что создается впечатление, что читаешь некий отчет о стандартном событии... И не веришь во всё происходящее. Одна деталь, родители не знали, что будет тройня? Медицина совершила рывок в продолжительности жизни, а определить число будущих детей не может... И еще одна деталь, сегодня человечество осознало, что перенаселения никогда не будет. Чем дальше развитие, тем меньше детей и никакие программы деторождения не изменят ситуацию. Это уже закон эволюции.
muravied, 20 июня 2024 г. 09:58
Встреча со старыми «друзьями» это всегда занятный опыт.
Тут у нас Чарли Фримен, уже в школьные годы был обеспечен и на нищих одноклассников смотрел свысока. Спустя сорок лет он приезжает в гости к своему однокласснику Эрлу и опять же усмехается и высмеивает его успехи. Не мудрено, что тот спровадил его домой. Но у меня ощущение, что автор пытается выдать Эрла злодеем, мол, ах какой он злопамятный, выгнал такого хорошего Чарли. Я считаю, что если ты пришёл к человеку в гости и начинаешь подтрунивать, хмыкать, умничать, в общем пытаешься унизить хозяина дома, то будь ты хоть Великий Меценат, убирайся из моего дома куда подальше!
Курт Воннегут «Колыбель для кошки»
Stalk-74, 6 июня 2024 г. 21:00
Краткое содержание, синопсис романа читается куда интереснее, нежели само произведение. Задумано действительно мощно — тут и отталкивающие черты создателя супер-оружия, и выверты новой религии, и апокалипсис из ничего. Но читается натужно, все время уговариваешь себя — ведь это мировая литература, это культовый (или как ещё подчеркнуть крутость) писатель. И сюжет ведь не на три копейки — можно с чистой совестью присуждать все фантастические премии. А читается натужно. И уж точно не хочется перечитывать, в отличие от другой братии — Шекли, Гаррисон, Саймак, Каттнер...
Наверное, надо выводить Воннегута из когорты фантастов и переводить в классики. В компанию к Достоевскому или Стейнбеку. Тогда и настрой на книгу будет другой — фундаментальный, изучающий. Глядишь, и начнёшь отыскивать многоходовочки в переплетенных веревочками пальцах или анализировать причину мировой глубинной неприязни к американцам.
Курт Воннегут «Воздвигни пышные чертоги»
muravied, 1 июня 2024 г. 19:31
О, да! Встречал я по жизни таких «советчиков», которые во всём разбираются: и в машинах, и в современных компьютерах, и в телефонах. А сами в это время перебиваются с хлеба на воду, живут в обшарпанной хрущёвке, дома всё обветшалое, разваливается. Но зато понтов и советов — воз и маленькая тележка. Очень меткий рассказ.
Вообще жаль эту Грэйс. Возможно она просто чокнулась от неудовлетворённых мечт..
Aoeiu, 26 мая 2024 г. 11:58
Роман в фирменном стиле Курта. Рваный, растекающийся стиль, пространный рассуждения и грустный финал. В любом случае, после прочтения получаешь пищу для ума, а в процессе чтения — интересную историю. Рекомендую.
Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»
SeverianX, 20 мая 2024 г. 17:58
«Бойня номер пять» считается одной из главных антивоенных книг. Главный герой романа, Билли Пилигрим, является своеобразным альтер-эго писателя. Дело в том, что сам Воннегут во время Второй мировой войны ушел на фронт добровольцем, где попал в немецкий плен. Его рота была разбита, а сам он отправился в Дрезден работать на витаминный завод. Там он чудом выжил после печально известной бомбардировки, в ходе которой английская авиация полностью уничтожила город. Писатель чудом спасся, укрывшись в подвале скотобойни. Этим событиям он и посвятил свой главный роман.
Первое, что поражает в произведении, – это рваное хаотичное повествование. Оно постоянно перескакивает с одного события на другое. Это объясняется тем, что главный герой научился переносить свое сознание в разные эпохи своей жизни. То мы видим, как он пробирается по заснеженному лесу, скрываясь от врагов, то сидит в своем кабинете и работает, и вот уже находится на собственной свадьбе. Это позволяет ему спокойно переносить все жестокости немецкого плена, ведь он знает, что с ним будет дальше. В этом выражается главный писательский прием Воннегута – о самых трагических эпизодах он рассказывает с долей юмора. Повествование построено на контрасте сарказма и философской глубины.
Роман сложно назвать фантастическим в современном понимании этого слова. Из фантдопущений в романе присутствует эпизод похищения главного героя инопланетянами-тральфамадорцами. Они помещают Билли в своеобразный зоопарк вместе с известной актрисой. Именно там главный герой знакомится с философией тральфамадорцев – для них нет определенного момента жизни, они проживают все их одновременно и могут вернуться в любой из них. Люди представляются им огромной многоножкой, где в начале детские ноги, а в конце старческие. Поэтому не стоит грустить или переживать из-за чего-либо, ведь в другое время все хорошо. Даже смерть – это не конец, а лишь плохой эпизод. При этом они осознают, что будущее хоть и известно, но при этом неизменно. Эти знания помогают Билли спокойно переживать все ужасы войны.
Хотя роман и является антивоенным, как таковой войны в нем немного. Больше в нем бытовой рутины, в которой нет ничего героического и романтичного. Война – это совершенно бессмысленное занятие, которое не нужно ни одному здравомыслящему человеку. Эту мысль автор и пытается до нас донести. Такие дела.
Читателю самому предстоит решить для себя, что же происходит с Билли. Все эти путешествия во времени и похищение инопланетянами реально имели место или это лишь бред, рождённый искалеченной психикой человека, прошедшего через ад. Думаю, однозначного ответа просто не существует.
Сам Билли Пилигрим прописан довольно неплохо. Во всех эпизодах своей жизни он выступает скорее в роли безучастного наблюдателя, а не двигателя сюжета. Возможно, именно это и помогло ему выжить в немецком плену. Остальные же персонажи, хоть и довольно яркие, выполняют лишь роль функций, лучше раскрывающих сюжет. Это логично, ведь они лишь мимолётные эпизоды в длинной жизни Билли.
Стоит отметить, что главный герой появляется лишь во второй главе, а книга представляет собой мемуары сослуживца Билли, прошедшего тот же самый путь. Он хочет написать книгу о событиях в Дрездене, и «Бойня номер пять» – та самая книга.
Второе название романа, «Крестовый поход детей», может кого-то ввести в заблуждение. Никаких детей тут нет. Однако, по мнению автора, молодые американские солдаты мало чем отличаются от детей. Они точно также зачастую не понимают за что сражаются, и слабо представляют себе суть войны.
Итог: «Бойня номер пять» – шедевр антивоенной литературы. На родине, в Америке, его даже пытались запретить, что лишь прибавило роману популярности. Произведение можно смело отнести к современной классике, и прочитать ее нужно любому любителю литературы. «Бойня номер пять» оставляет после прочтения неизгладимое впечатление.
Ksellos, 25 апреля 2024 г. 22:28
Мне всегда казалось странным, когда писатели-фантасты, от которых ожидаешь воспевания прогресса, начинают в своих произведениях неприкрыто критиковать новые технологии и упорно отстаивать ценности традиционного общества. Эти тенденции я встречал у Брэдбери, Саймака, Янга, и теперь могу точно добавить к этой компании Воннегута.
В рассказе Эйфью разоблачения утилитаризма и гедонизма обличены в фантастическую форму, но сама идея далеко не нова. Бесконтрольное удовольствие, ведущее к разложению и деградации, раньше получали с помощью еды, алкоголя и наркотиков, а затем — посредством телевидения, компьютерных игр и соцсетей. Это угроза и угроза серьёзная, впрочем она всегда поражала только часть общества, поэтому апокалиптические прогнозы всеобщего одурманивания выглядят преувеличенными. Но напомнить очередной раз об этом не помешает.
Курт Воннегут «Эффект Барнхауза»
Ksellos, 25 апреля 2024 г. 22:23
Главная идея рассказа та же, что и в более известном произведении Воннегута, романе Колыбель для кошки. Суть её — в ответственности учёных перед человечеством, особенно когда они приближаются к получению оружия, способного погубить миллионы жизней. Такая сила может выйти из под контроля и привести к непоправимым результатам.
В данном случае главный герой оказался сознательной и ответственной личностью, который остановился в шаге от пропасти. Но я бы не был таким оптимистом. История науки показывает, что отдельные люди не играют в ней настолько важную роль. И если наработки и сумма знаний достигли критической отметки, значит изобретение возникнет или закон откроется. Не в одной лаборатории, так в другой, не в одной стране, так в десятой. Это как перевернуть корзину с шариками. Если исключить первый упавший шарик, то второй станет первым. Если исключить и его — то третий и так далее. Каток прогресса не остановить, но можно понадеяться, что его путь будет не в сторону пропасти.
Курт Воннегут «Эффект Барнхауза»
amak2508, 16 апреля 2024 г. 20:11
Это произведение было обречено на успех ещё до своей первой публикации — слишком уж животрепещущую, слишком выигрышную тему выбрал для рассказа автор. Подавляющее большинство жителей Земли боится войны, не желает войны, но не знает, как сделать так, чтобы прекратить войны на планете раз и навсегда.
Курт Воннегут как раз и предлагает в своём рассказе такую ситуацию, такого супергероя, который способен установить вечный мир на Земле (а если уж всё же война — так дубинами, что не так страшно :)). И пусть с высоты сегодняшнего дня эта вещица уже и выглядит несколько наивной (например, нынче затеряться среди населения нашей отнюдь уже и не такой большой планеты точно не получится), но читается всё равно с огромным удовольствием. Ведь вот как здорово: всегда найдётся какой-нибудь чужой дядька, который за нас сделает всё то, о чём мы так мечтали — остановит войны и уничтожит всё оружие. Как здорово, когда помощь приходит со стороны, а самим нам для этого даже и пальцем шевельнуть не надо :(.
Курт Воннегут «Колыбель для кошки»
flying_kitten, 15 апреля 2024 г. 17:52
Одно из известнейших произведений фантастики (да и вообще литературы) 20 века, долгое время остававшееся незамеченным широкими читательскими массами. Лишь после публикации «Бойни №5», принесшей Воннегуту популярность и признание, книга была переиздана, стала известна, любима и цитируема.
Рассказчик описывает свою работу над книгой об отце ядреной бомбы, его личности, работе, семье. В поисках материалов для биографии он знакомится с самыми разными, зачастую очень странными, людьми, ездит по США, а потом и вовсе попадает в какую-то маленькую островную республику вместе с детьми своего героя, где становится свидетелем весьма странных событий. В общем вместо задуманной книги рождается совсем-совсем другая история.
Помимо центральной темы — ответственности изобретателя за практическую реализацию своих идей, автор затрагивает массу вопросов, достойных, казалось бы, отдельного произведения. Повествование не сказать, чтобы очень динамичное, движется скачкообразно, можно сказать — пунктиром, тем более что главы короткие, свои мысли и сюжеты автор выдаёт в сжатой форме, заставляя читателя кое-что додумывать самому, участвовать, так сказать, в творческом процессе. Фантастики не сказать, чтобы уж очень много, да, есть некое изобретение, да, есть несуществующая в реальности страна, но на этом пожалуй что и всё, остальное описанное в книге вполне могло бы, да и во многом реально существовало на момент написания.
Философское рассуждение о людях, современниках автора, облечённое в форму сатирического гротеска. Классика мировой литературы (чуть не написал современной, но наверное уже не очень то), роман написанный в фирменной манере Воннегута «несерьёзно о серьёзном», легко читающийся, но заставляющий думать.
Курт Воннегут «Завтрак для чемпионов»
Shab13, 2 апреля 2024 г. 21:08
И вот я прослушал было «Колыбель для кошки» Курта Воннегута и подумал: «Это очень круто, черт возьми!». Потом я вспомнил, что в закладках сохранилась аудиокнига «Завтрак для чемпионов». Ну, думаю, почему бы и нет. И забыл о ней, оставив в папке с другими аудиокнигами. Там были «Король крыс» Клавелла, «Периферийные устройства» Гибсона, и так далее.
И вот прошло сколько-то времени, и я все-таки вспомнил о «Завтраке…» и приступил к прослушиванию. Сразу забегу вперед – эта книга замечательная, смешная, грустная, едкая и добрая одновременно, шикарная, афигенная, и так далее.
«Завтрак для чемпионов», это история о том, как Дуэйн Гувер постепенно сходил с ума, и последней каплей стала его встреча с писателем-фантастом Килгором Траутом. Килгор Траут это такой невезучий писатель, чьи романы продавались в подшивках с жесткой порнографией и с отвратительно-неподходящими иллюстрациями. Гувер прочитал книгу Траута и принял все на свой счет. А книга была вот о чем – все люди в мире оказались роботы, и только герой, к которому обращается создатель, был настоящим человеком. После чего Гувер слетел с катушек окончательно и избил много народа, и попал в психушку. И так далее.
И вот значит слушаю я книгу, и здесь все настолько взаимосвязано, что просто диву даешься. Каждое название здесь важно, каждый персонаж так или иначе связан с другими, и все они образуют комок взаимосвязанного хаоса. А потом еще сам автор в романе пишет:
Каждый из описанных героев сыграет свою роль в истории Дуэйна Гувера и Килгора Траута, будь то освобожденный из тюрьмы Вейн Гублер или Мэри-Элис Миллер, чемпионка мира среди женщин по плаванию брассом на двести метров. И так далее.
И потом в романе появляется сам автор. Да, он время от времени стучал в четвертую стену. Четвертая стена, это такая условная грань между книгой и читателем, или между фильмом и зрителем, или между человеком и предметом искусства. И вот автор в один момент сминает четвертую стену, уничтожает ее, вписывает в роман себя, манипулирует событиями и героями, и делает это настолько мастерски, что просто дух захватывает. А прекрасные пассажи, вроде, «Да, у Килгора Траута были икры моего отца – мой подарок.» или «Мне было действительно очень не по себе, когда я сидел в этом придуманном мной коктейль-баре и глядел сквозь очки на белую официантку моего изобретения.»… У меня просто слов нет, насколько это круто.
А позже оказалось, что в романе огромное количество авторских мини-иллюстраций, которые я, слушая аудиоверсию, упустил. А вместе с ними упустил и огромную долю обаяния книги. Но если я ее и так оценил в 10 из 10, то можете представить, какова была бы моя оценка, если бы я эту долю обаяния не упустил? Вот и я не представляю. «Завтрак для чемпионов» напомнил мне пулю, как в американских фильмах, с моим именем на ней. Этот роман словно был написан лично для меня! Он пронзил мой мозг, мое сердце, мои легкие, катком прошелся по всех центрах удовольствия. И так далее.
muravied, 12 марта 2024 г. 17:16
Один из самых смешных рассказов, читанных за последнее время. Во время финального «эксперимента» я хохотал в голос. Да, верно Курт сравнивает эйфорию с наркотическим опьянением. Я правда наркотой никогда не баловался, но спиртное один раз пробовал ;) Так вот похожее ощущение: сначала весело и беззаботно, а потом похмелье, выбитые окна и синяки царапины непонятного происхождения. Мораль рассказа я понял так: счастье задаром это от лукавого. Счастье нужно заслужить потом и кровью!
Курт Воннегут «Механическое пианино»
Stalk-74, 9 февраля 2024 г. 23:44
В принципе, роман не о борьбе человека с машинами, а о вечной людской неудовлетворенностью жизнью. Вот позволь любому осуществить свои жизненные стремления — он сразу будет хотеть чего-то большего, о чем даже на предыдущем этапе и не задумывался. Вечная сказка о рыбаке и рыбке.
Вот рабочий, пахавший сменами на заводе, хотел ненапряжной работы, удовлетворения всех элементарных хотелок (кров, сытость, удобства, хобби). Нате! Увы, мы оказались ненужными, нас заменили машинами, беда-печаль, устроим майдан.
И ладно, электорат. Зависть к более обеспеченным никто не отменял. Так и патриции мечутся. Ах, надоели миллионы, хочу на ферму к коровьему навозу и природе. Правда, когда богачу жизнь всё это предоставляет, то он, оказывается, не приспособлен к натуральному хозяйству и рвется назад, к микроволновкам и полу с подогревом.
Хорошо это или плохо, в романе Воннегута ответа нет — это более высокий, философский уровень. Здесь посыл попроще — материальный достаток ниже моральных стремлений. Но пищу для размышлений произведение предоставляет в достаточном количестве.
Курт Воннегут, Сьюзен Макконнелл «Пожалейте читателя: Как писать хорошо»
UnrealQW, 5 февраля 2024 г. 17:21
Это не книга Воннегута. Он в 1980 году написал коротенькую статью на 2 странички «Как писать хорошим стилем» , где дал 7 микро-советов писателям; из этого раздули вот это произведение -- «Пожалейте читателя: Как писать хорошо». Сьюзен Макконнелл через 12 лет после смерти Воннегута получила заказ от издательства т.к. биограф писателя отказался -- к чести Макконнелл, она об этом откровенно говорит в предисловии книги.
Вышеупомянутые 7 советов Макконнелл тщательно обсасывает, пытается их обосновать, апеллируя в основном к своим чувствам и опыту. Все это пересыпается малозначительными отрывками из книг, статей, писем и бесед с Воннегутом. В целом, написано далеко от идеала: советы по писательству плохо структурированы, мысли путаются и разбредаются, многочисленные вкрапления цитат из Воннегута часто даются невпопад. (Слушал аудиокнигу от Альпины -- это еще больше добавило неразберихи т.к. чтец не выделял начало цитат голосом.)
Резюме: для обучения писательскому искусству, думаю, не подойдет
Курт Воннегут «Рука на рычаге»
muravied, 11 января 2024 г. 11:13
«Мам, ну ещё пять минуточек!» слова из детства, которые в этом рассказе дожили аж до 40 лет. Большой взрослый дядька играется в паровозики, пока полностью собранная жена ждёт его в дверях « когда мы уже поедем в ресторан, Эрл?». Я конечно понимаю, у всех должно быть хобби, отдушина, свой мирок для отдыха, но так обижать жену нельзя. Надо хотя бы раз в месяц куда-то вместе с ней выходить, иначе вся любовь развалится. Ещё этот «дружок» Гарри подпевала. Как Федул собутыльник из Афони, ей богу. Нашел себе спонсора и радуется. Он же вам за деньги улыбается(с)
Отличная история. Надо тоже куда-нибудь с женой съездить что-ли...
Курт Воннегут «Дай вам Бог здоровья, мистер Розуотер»
Dtzky, 4 января 2024 г. 03:20
В процессе прочтения рождались аналогии с отечественными дореволюционными купцами и миллионщиками, «сходившими с ума» для своих родственников и всего благополучного общества и раздававшими свои капиталы нуждающимся, а затем уходившими в монастыри или доживавшими остаток жизни отшельниками... Впрочем, произведение ярко описывает американскую культуру прошлого века. Было интересно, но не захватывающе. Читала с перерывами, не взахлёб.
Искала фильмы по Розуотеру, была удивлена, что не нашла, хотя стилистика и содержание книги, на мой взгляд, прекрасно ложатся на плёнку.
С моим любимым «Идиотом» Розуотера все же не стала бы сравнивать. Градус пронзительности не тот.
Курт Воннегут «Колыбель для кошки»
Ynona, 23 декабря 2023 г. 18:06
«Колыбель для кошки» — история конца света. Начинается она в годовщину конца света для японцев, в день, когда на Хиросиму была сброшена атомная атомная бомба. Наш главный герой, Иона, пишет книгу о конце света. Он берет интервью у сына изобретателя атомной бомбы. Перед смертью его отец создал еще одно страшное оружие — «Лед-9» перед смертью. Ледяная девятка заставит все замерзнуть!..
Прежде чем «Лед-9» захватит власть и заморозит мир, Воннегут отправит нас в головокружительное путешествие по сердцам и умам множества странных персонажей. Нас переносят на остров Сан-Лоренцо, карибскую банановую республику, управляемую параноидальным, эксцентричным диктатором, который находится на побегушках у США.
В этой истории была только одна вещь, которая меня разочаровала: не было никаких объяснений относительно того, почему повсюду внезапно появились торнадо. Возможно, (это было всего лишь предположение автора) тому виной побочных эффектах внезапного превращения всей воды на Земле в лед-девять.
Написание было превосходным и остроумным. Это мое первое знакомство с Воннегутом! Безумные ученые и их нервные секретарши; бесчисленные голодные, тощие, глупые туземцы и один красивый, «здоровый» туземец; толстые бизнесмены, приехавшие спасать мир, джунгли, водопады, подземные бомбоубежища, землетрясения, торнадо, огонь и сера, и многое, многое другое. Что касается религии и всех цитат и стихотворений, то это почти бессмысленная поэзия.
Интересное начало книги, где рассказчик просит нас называть его Иона. Бог велел Ионе отправиться в Ниневию, чтобы предупредить людей о надвигающейся гибели. Как пророк, он обладал определенным авторитетом. но он был своенравен и непослушен и шел в противоположном направлении. И рассказчик здесь для того, чтобы указать на наши собственные деструктивные тенденции и на то, что если мы не исправимся, это приведет к разрушению. Его книга «Конец света» предполагает это!..
Курт Воннегут «Долгая прогулка — навсегда»
Madeus, 4 декабря 2023 г. 00:43
Послушал в аудиоварианте, в сборнике рассказов автора. В начале сказали что перевод — Р. Райт-Ковалёва.
Касательно этой короткой истории — добавить нечего к другим комментам. Но у меня есть претензия к переводчику, не знаю как в двух других вариантах перевода... наверно по-другому. Так как рассказ состоит из диалога двух молодых людей, то количество английского глагола в прошедшем времени «said» — просто зашкаливает похоже. Но зачем это тащить в русское написание? Ну очень сильно резало слух бесконечное количество русского глагола «сказал» и «сказала» — просто зашквар. Учитывая что по контексту можно было и -произнес, пробормотал, воскликнул, спросил и т.д. и т.п.- богатство русского позволяет отразить эмоции героев в полной мере. В английском просто этим «сэйдом» стали тупо все заменять и похоже слух им это не режет. Но на русском языке очень даже режет — как глаза, так и уши. Всем добра! p.s. Оценка за сам рассказ (НЕ за перевод!).
parotikov, 24 ноября 2023 г. 00:39
Слишком наивно, но, учитывая год создания, точнее будет сказать мило
Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»
Kylaliegrig, 19 ноября 2023 г. 16:15
Антивоенный роман с фантастическими элементами похищения инопланетянами и путешествий во времени, цель которых – рационализировать психологическую травму прошлого героя.
Хотя, до 1960-х Воннегут целиком и полностью воспринимался как писатель-фантаст, так что можете читать «Бойню» просто как историю о контакте с внеземной цивилизацией и последующем переосмыслении земного быта в связи с этим контактом, если хотите.
Мотив путешествий во времени обуславливает фрагментарность сюжета (что есть ревизионная практика постмодернистов относительно канонов нарратива), но можно выделить два основных периода жизни героя «Бойни», к которым он постоянно возвращается в своих пространственно-временных прыжках – это похищение инопланетянами и пребывание в качестве военнопленного в Дрездене, когда город разбомбили. Оба события взаимосвязаны, поскольку именно контакт с внеземной цивилизацией позволяет Билли Пилигриму обнаружить причины человеческой жестокости и переосмыслить ее последствия, а именно – гибель миллионов невинных, которая, как оказалось, и не гибель вовсе, а лишь небольшой эпизод в жизни каждого человека, и при этом – эпизод далеко не последний.
Воннегут построил повествование вокруг героя войны, которого сложно назвать героем (не абсурд ли это? Именно, ведь роман-таки абсурдистский). Война не принесла ему ничего, кроме психологических травм и лишения человеческого достоинства, как и любому другому существу, столкнувшемуся с ней; а если какой-то автор сочинит восхваляющую оду о самоотверженности солдат с торжественным воспеванием их «героических» подвигов, то он будет не более, чем лжецом или глупцом, возводящим сомнительные цели любого военного действия и бессмысленные человеческие жертвы в ранг гражданского долга (не будем называть конкретных авторов, но определенные произведения все равно всплывут на ум).
Интересная деталь, связанную с многоплановостью романа, одна из повествовательных линий которого посвящена истории создания дрезденского текста, заключается в том, что в основном сюжете о Билли Пилигриме и его военной травме появляется образ-сигнал вторгающейся в это повествование фигуры автора – запах горчичного газа и роз – появляющийся в самых неожиданных моментах. Если будете читать или уже читали, обратите внимание на этот момент, очень интересно!
Случайно увидела тикток, в котором это произведение фигурировало в топе книг с самыми сомнительными постельными сценами, и подтверждаю – несмотря на обоюдное согласие героев в одном из немногих включенных в текст интимных описаний женщина преподносилась как инкубатор в перспективе. Причем, это были слова не главного героя с искалеченным войной восприятием, а стилизованная (может быть) под его взгляд на мир речь автора-повествователя, так что тут все еще более сомнительное. Не люблю такое проявление сексизма в книге – не понимаешь, то ли автор действительно так считает, то ли высмеивает людей с подобным отношением к женщинам. Скорее всего, последнее, потому что в биографии у Воннегута ничего, насколько я успела понять, сомнительного не мелькает.
Цитата из романа:
«Господи, дай мне душевный покой, чтобы принимать то, чего я не могу изменить, мужество, чтобы изменить то, что могу, и мудрость, чтобы всегда отличить одно от другого».
Слова самого автора, выражающие его мнение относительно истинной природы художественного произведения:
«Люди нуждаются в хорошей лжи, потому что кругом слишком много плохой».
Курт Воннегут «Колыбель для кошки»
netlgbun, 13 ноября 2023 г. 16:30
Когда я впервые прочитал у Воннегута «Колыбель для кошки», был неприятно поражён каким-то патологически-брезгливым отношением автора к человеку. Дальше попался «Завтрак для чемпиона», который дочитал уже с трудом по той же причине.
Можно сравнить сатиру Воннегута, скажем, с «Гулливером». Великий Свифт тоже не щадил человека (придуманный им термин «йеху» стало нарицательным), но у Свифта чувствуется искренняя боль, он сам страдает, что человек так плох и несовершенен. У Воннегута ничего подобного нет, одно отвращение. У Свифта в «Гулливере» есть по крайней мере один благородный персонаж — это сам Гулливер, он же и рассказчик (на самом деле — далеко не единственный). Перечислите мне аналогичных положительных персонажей у Воннегута.
Свифта, невзирая на его демонстративную мизантропию, уважали и любили ирландцы, за права которых он неустанно боролся всю жизнь. Наверно, немало читателей с удовольствием прочтут воннегутовские заверения, что все люди сволочи; это примиряет их с их собственными недостатками. Сатира Свифта призывает стать лучше; сатира Воннегута разоружает.
Есть любопытная закономерность: многие леворадикалы, социалисты и прочие обличители начинают на склоне лет разочарованно и мрачно каркать, что человек — мразь, человечество — стадо тупого быдла, и близок конец света. Как будто мечтают утащить человечество с собой в могилу. Проверено на многих политиках, писателях и др.
Психологически, впрочем, это можно понять — пока Воннегут был молод, он верил, что можно улучшить человеческую природу, построить рай на земле, потом понял, что не получится, и обозлился на всех на свете. Большевики-теоретики тоже вышли из радикалов-мечтателей. Вообще романтизм без сострадания к РЕАЛЬНОМУ человеку — прямая дорога к фашизму.
Чтобы быть циником, много ума не надо. Сверхзадача настоящей литературы состоит не в том, чтобы показать, какая дрянь человек, а в том, чтобы помочь ему выкарабкаться из грязи. А для этого, в свою очередь, надо показать ему: есть в твоей душе что-то хорошее, светлое.
Курт Воннегут «Колыбель для кошки»
Lucie Morton, 4 ноября 2023 г. 05:39
После «Времятрясения» к Воннегуту отношение настороженное. Но пара хороших людей прямо-таки очень советовала прочесть эту книгу. Что же...
Главный герой хочет написать документальную книгу о том, как знатные американцы провели день взрыва атомной бомбы в Японии. Особое внимание при этом уделяется детям и коллегам одного из создателей собственно оружия. Все они оказались довольно словоохотливыми и рассказали много интересного о буднях почившего в бозе учёного — и то, как в день взрыва он игрался с верёвочкой, и то, над какими ЕЩЁ проектами работал...
В скором времени герою — журналисту по профессии — подкинули работёнку, которая даёт ему возможность повидаться с теми, кого он ещё не расспросил. На острове Сан-Лоренцо, пройдя через череду не самых радостных событий (на острове провели стихийные испытания детища того самого создателя атомной бомбы), он становится последователем новой религии, открытой местным лжепророком... Мда, неинтересно я рассказываю в этот раз.
Что можно сказать по прочитанному? Много туго свёрнутого в трубочку символизма и пара чеховских ружей, отменное ехидство Воннегута — всё это даже очень хорошо. Неплохие параллели с продажей и перепродажей оружия, воинственный антимилитаризм автора — тоже хорошо, а вот дальше есть пара подводных камней. Исключительно по моему мнению, конечно же.
Один мой знакомый как-то разродился сочетанием «настоящий синтаксический, орфографический и грамматический хоррор» — как бы намекает на то, что текст, который он разбирал, крайне плох. Так вот. «Колыбель для кошки» Курта Воннегута — настоящая семантическая фантастика!!! То есть фантастика ради... ради фантастики. В конце концов, и сам Боконон утверждает, что всё, что есть в этой книге — ложь, звиздёж и провокация, поэтому отнюдь не стремится складывать из кубиков льда-9 слово «счастье», прекрасно зная по собственному опыту, какая комбинация сложится. Да и концовка вышла недозированно заумная и какая-то оборванная... Вроде и читаешь, и пропитываешься кхм, льдом, но потом резко оттаиваешь и понимаешь, что это всего лишь книга — малополезный развлекательный стафф вокруг пары хороших, годных мыслей, реализацию которых, кхм, поймут далеко не все. Действительно тонко. *smugjack.png*
chapych, 22 октября 2023 г. 00:48
Прекрасный роман, сложно не сказать про него банальщины, тем не менее мои мысли.
Неважно, был бы главный герой завербован разведкой или нет — поведение самого Кэмпбелла бы не изменилось. Он продолжал плыть по течению, делать то что положено и ожидаемо от него, причем с заметным энтузиазмом и энергией. Конечно, он подвергал свою жизнь риску, но сколько жизней (да, косвенно и тем не менее) уничтожили благодаря его прикрытию? Тем более, не имей Кэмпбелл особого положения в Германии, его косвенные убийства естественно сменили бы форму и были бы совершенны его руками.
На мой взгляд именно это послушание и смирение с тем, что происходит вокруг, делает героя преступником в его собственных глазах. Он понимает, что израильский суд оправдает его, но что на счет «государства на двоих», про которое он так много пишет? Точнее то, что от него осталось — «государство одного»? А ведь и в этом частично вина главного героя. Воннегут пишет «мы как раз то, чем хотим казаться» и Кэмпбелл чувствует это и он признаёт вину. Нельзя не интересоваться, нельзя быть в стороне и наивно считать, что окружающий мир никогда не проникнет в ваше «государство на двоих».
Из минусов: в середине романа поднадоел следующий троп в конце нескольких практически подряд идущих глав: вызывающее описание двуличного мира + черная шутка на этот счет. В эти моменты совершенно перестает удивлять ирония в конце очередной главы, потому что уже выучил — она обязательно появится.
Курт Воннегут «Ископаемые муравьи»
muravied, 31 августа 2023 г. 16:42
Ну тут двойственные ощущения от рассказа. С одной стороны прикольная история про древних муравьёв, которые читали книги, строили дома и лабали джаз на контрабасе. Но вот эта клюква про «кровавый Ад под названием СССР», который загнал под пяту всех, и своих и чужих, а честных учёных на каторгу... честно говоря, расстраивает. Но читалось тем не менее с интересом. Вот как американцы видели русских в 1953 году :)
Курт Воннегут «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»
DaHarms, 5 августа 2023 г. 19:43
В «Бойне...» Воннегут как бы залезает в голову психически больного человека и ведёт повествование оттуда, пытается рассказать нам историю, оперируя его мыслями, образами и сбивчивой, обрывочной манерой повествования. Где реальность и воспоминания из жизни перепутались с фикцией, почерпнутой из книг фильмов и даже порнографии. Чем-то напоминает более «попсовый», щадящий читателя вариант «Шума и Ярости» Фолкнера. Где тоже, как мы помним, неразбериха со временем, разные исторические пласты, повествование от лица больного человека(первая часть). В целом, роман вполне заслуживает своё место в пантеоне лучшей литературы XX века. Читать обязательно.
finik, 5 августа 2023 г. 14:36
Слушал в исполнении Чонишвили и далось это довольно непросто, потому что эта круговерть неверноятных событий, выдумок и изобретений автора иногда интерпретируется как «изящная работа гениального ума», а иногда как «нагромождение чего то несовместимого». Зависит от настроения, но довольно часто ловил себя на мысли, «ну сколько можно уже сочинять неправдоподобной несовместимой ахинеи, горшочек не вари». Когда после осознания очередного нестандартного поворота в истории, тебя ждёт не менее головокружительное развитие, тебя уже начинает подташнивать. Но хотя это местами и было неоправданно сложно написано, я всё равно отдаю должное авторской находчивости, напору и новаторству, и ставлю высокую оценку. (Оффтоп: звучит довольно высокомерно, что я ставлю оценку такому мегапроизведению, но это оценка не автору, а это скорее шкала того, насколько мне понравилась вещь.)
Где-то в середине ещё возникало ощущение непонимания общей концепции сюжета и к чему нас ведёт автор, что он хочет сказать этим всем. С одной стороны это немного удручало и я думал, что дело во мне, что я такой непонятливый, но в конце концов автор постарался дать больше раскрывающих общую идею книги и я таки прозрел.
Селеста, 22 июля 2023 г. 07:55
Впервые я прочла эту книгу (даже, скорее, повесть) много лет назад, и тогда она взорвала мне мозг. Начисто её позабыв и помня только крышесносные эмоции от прочтения, я перечитала «Сирен Титана», и мой мозг снова оказался взорван.
Я не буду пересказывать сюжет, это просто нужно пережить самому. Упомяну только завязку: один человек оказывается «размазан» по вселенной между Солнечной Системой и дальними рубежами космоса, а на Земле материализуется раз в определённое количество дней. И на свою материализацию он однажды приглашает повесу-миллиардера, с ходу вываливая на него предсказания кажущегося нереалистичным будущего.
Почему оценка девять синих птиц из десяти, а не все десять? Читать книгу мне было сложно, и текст, который легко можно осилить за пару часов, я растянула на неделю. Не из-за подачи — она достаточно лёгкая, даже слишком, и не перегружена свойственными научной фантастике техническими подробностями. Но — из-за самой сути произведения. «Сирены Титана» — это сумбурная, полная иронии фантасмагория, в которой за насмешкой скрывается достаточно угнетающий посыл: свободы не существует, вся наша жизнь подчинена кукловоду, а кукловод, в свою очередь, тоже кому-то подчинён, и так до бесконечности. По крайней мере, я увидела в тексте именно это. «Сирены Титана», несмотря на кажущуюся простоту, многослойны, обдумывать и обсуждать их смысл можно долго. Финал вроде-бы приятный и относительно позитивный, однако вся книга пропитана какой-то тяжёлой безысходностью, которая резко контрастирует с простецкой подачей — как будто К. Воннегут сказку рассказывает. Но о контрастах он сам же и рассуждает в «Сиренах Титана» и говорит, что человечество их просто обожает.
Книга однозначно не для всех. Но так как она достаточно маленькая, ознакомиться ценителям фантастики и философии всё-таки стоит, чтобы сложить собственное впечатление. Я, например, сатиру на дух не переношу, однако «Сирены Титана» люблю мазохистскою любовью. Просто потому, что это магия какая-то — лёгкими, полу-анекдотичными фразами вогнать читателя в натуральную стекловатную депрессию. Книга вдребезги разбивает ожидания: читателя, главного героя, манипулятора главным героем, манипулятора, который манипулирует манипулятором главного героя (технически, Сэло вовсе не управляет никем, но он утаивает важную информацию и в конце оказывается, что его, как и всё человечество, конкретно так «нае...»). Потрясающе.
Курт Воннегут «Табакерка из Багомбо»
muravied, 19 июля 2023 г. 22:18
Ну тут прям О'Генри. Мужик решил причесать бывшую, завалился к ней в гости в богатом пиджаке, весь такой успешный, одинокий волк с ворохом приключений за спиной. Бывшая сперва опешила, её муж тоже слегка поник, но затем пришёл сынок с прогулки...
Отличная сатирическая история. Конечно, когда рассказываешь о своих приключениях можно слегка приукрасить, дабы посочнее было, но тут этот перец явно перестарался и провалился под весом своих же фантазий. Одна из лучших историй Воннегута.
Курт Воннегут «Сначала пушки, потом масло»
muravied, 19 июля 2023 г. 18:28
История про военнопленных Дрездена, как они разгребали завалы, да боролись с голодом..
Вот кстати приём хороший — представлять будущий ужин. Я когда сижу на работе, сутки идут, вечером кушать охота, еда кончилась ещё днем, столовка закрыта. И мы всей сменой начинаем представлять то самое «Блюдо Мечты»)) Каждый вслух описывает, что бы он щас с удовольствием проглотил. Представишь картинку, запах и даже как будто легче становится. Вот и в рассказе голодные солдаты развлекали себя подобным «виртуальным» ужином.
Рассказ отличный, очень понравился. С голодухи заходит вообще отлично))
Курт Воннегут «Перемещённое лицо»
muravied, 19 июля 2023 г. 18:21
В кои то веки растрогался до слёз.. Тут история про главных жертв Войны — детей сирот. Бедолага Джо — единственный негритёнок в немецком детском доме. Как он там очутился, есть разные версии, злые и добрые. Над ним смеются, издеваются, дети довольно жестокие к своему товарищу по несчастью. А он «папу ищет», как мамонтёнок из мультика. В общем та самая сцена в военном лагере порвала меня пополам: сижу на работе в ночную смену и слёзы катятся по щекам. И стыдно, а поделать ничего не могу. Разрывная вещь, я впечатлён.
muravied, 19 июля 2023 г. 18:11
Рассказ интересный, спору нет. Но он уж слишком повторяет сюжет другого рассказа Воннегута «Сувенир». Начало один в один: тюрьма в горах Германии, 8 мая, конец войны, русские того и гляди войдут в город, надзиратели в ужасе разбежались, пленные американцы выходят из камер и видят огромный поток немецких беженцев. Вот эта завязка одинакова в обоих рассказах, а дальше события развивались чуть по разному. Даже названия по сути одинаковые «Сувенир» и «Трофей». Оба рассказа очень понравились, но Сувенир всё же зацепил сильнее.
Курт Воннегут «Вся королевская конница»
muravied, 30 июня 2023 г. 16:56
Сказ о том как 16 американцев попали в плен к садисту Пи-Ину. Тот устраивает им игру в духе Пилы, где вместо шахматных фигур коллеги и семья главного героя. Съели фигуру — убили человека.
Вообще интересный триллер, написанный хорошим уверенным языком (хотя Воннегуту на момент написания рассказа было 29 лет). Начало и середина вообще отлично, но вот концовка странная. Словно редактор читал историю и сказал: «Слишком мрачно!»
Но за по-хорошему жуткое начало и середину рассказа, ставлю высокую оценку.
P.S Спасибо товарищу technocrator за подробный разбор шахматной партии в рассказе;)
NHTMN, 13 июня 2023 г. 22:45
Не самый сильный роман, тем не менее, отрывший для меня гений Воннегута, и оттого один из любимых.
Ядерный апокалипсис уничтожает человечество, за исключением нескольких человек, находящихся на корабле, который причаливает к одному из островов, чья фауна некогда была изучена Дарвином. Склейка кадра с титром: «Прошло миллион лет», и вот мы уже видим не совсем людей. Добавьте к этому, что через роман нас проводит бесплотный дух одного из строителей корабля, которому по несчастью отрубило голову металлическим листом при обшивке судна. И всё это даже не спойлер!
Признаюсь, меня сразу подкупил ироничный, а местами и саркастичный, тон повествования. Как я понял потом, это часть авторского стиля Воннегута. Думаю, я во многом обязан ему своими взглядами на жизнь.
Курт Воннегут «Виток эволюции»
Mishel78, 23 апреля 2023 г. 09:21
Мир уже никогда не будет прежним. Часть человечества научилась отделять свою душу от тела и существовать не заботясь о насущных материальных проблемах. Но оставшаяся часть озлобилась на выскочек и общество разделилось на тех, кто принял новые правила очередного витка эволюции и на тех, кто считает кощунством тело без души. Над планетой нависла угроза новой Мировой войны...
Рассказ Курта Воннегута — это попытка в ироничной форме показать, как человечество переживает очередную мировоззренческую революцию, меняющую до неузнаваемости жизнь отдельно взятого индивидуума. Ещё бы — менять тела по своему желанию или же вообще жить без привязки к телу — это фундаментальнок потрясение самой основы биологического существования хомо сапиенса. Автор всего лишь показал реально существующее понятие — инертность мышления. Достаточно вспомнить начало индустриальной революции, когда луддиты, боясь того, что человека из производства полностью вытеснят машины, громили оборудование, облегчающее ручной труд. Как мы помним, на самом деле, постепенно жизнь людей вошла в своё русло и люди смогли сполна ощутить прелести технологичного производства. Но пройти стадию конфликта в мышлении человечеству всё же пришлось.
Но в рассказе от автора досталось не только противникам нового уклада жизни. Воннегут с сарказмом показал, что даже находясь в состоянии полной свободы человек стремится вернуться в рамки бренного материального тела. Забавно выглядит идея «телохранилища», где душа может выбрать любую форму для своего земного существования. Попытки женской половины человечества менять тела по каким-то надуманным предлогам, как если бы женщины просто выбирали шляпку или туфли тоже поневоле вызывают улыбку.
Но всё же самой важной в рассказе выглядит идея о том, что главной причиной конфликтов во время глобальных изменений в жизни общества является страх. Именно в этом чувстве обвиняют инертную часть человечества главные герои. В конце концов, эволюцию не остановить. Можно лишь застать ту стадию, когда человечество находится в двух состояниях — до и после и свободно себя чувствовать в обоих мирах. То есть, стать своего рода амфибией — жить в воде и на суше. Именно эту стадию Воннегут мастерски обыграл в своём остроумном рассказе.
Курт Воннегут «Пилотируемые снаряды»
god54, 17 марта 2023 г. 18:40
Если вы думаете, что с момента написания рассказа хоть что-то изменилось, то вы глубоко ошибаетесь. Ничего не изменилось, но стало ещё хуже. Воинствующая пропаганда оболванивает людей. Несмотря на серьезное продвижение научных исследований, человек стал во много раз тупее и мыслит всего тремя категориями: телевизор, интернет и водка. Даже студенты высших учебных заведений стали тупее, чем их одногодки пятьдесят лет назад. Они не умеют мыслить, бояться начальства, а опричники президента готовы убивать за любую мысль, здесь «смяли суставы, чтоб сделать колоны», «здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц», «здесь найдутся и те, кто придет за тобой». Похоже, это конец, настоящий финиш, окончательный песец.