Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Джеймса Айлингтона (James Islington)

Отзывы (всего: 24 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Джеймс Айлингтон «Воля многих»

vfvfhm, 27 июня 15:03

Для меня это была сложная книга в личном восприятии. С одной стороны, это академка, которые я терпеть не могу, и есть элементы эдолт янга, в котором я принимаю только отдельные произведения, действительно имеющие высокую художественную и идейную ценность (бывают и такие книги))

С другой стороны (видите — автор уже вынуждает меня по-интеллигентски юлить, чего я тоже терпеть не могу)), это остроактуальный политический триллер и крутое технофэнтези — жанр, который я считаю наиболее перспективным для фантастики 21 века.

Это будут предварительные заметки. Многое, думаю, прояснится, если — надеюсь — звезды сойдутся, и мы прочитаем в следующем году второй том этой трилогии.

Мир. Триста лет назад произошла глобальная катастрофа неизвестного характера, в результате чего выжило только 5% населения планеты. Каким-то чудом (пока автор этого не раскрывает) знания не были полностью утрачены. И цивилизацию удалось восстановить примерно через полтора века. Но главная ценность в этом мире теперь — человеческая жизнь как наиболее востребованный ресурс. Из людей можно черпать жизненную силу и воздействовать с ее помощью на реальность. Это называется Воля. Кто может собрать больше Воли, тот и сильнее, тот и прав. Так, само собой зародилось, а теперь кажется незыблемым жестко структурированное кастовое общество.

Республика Катен оказалась в свое время самой продвинутой политией на безымянном пока континенте и в течение столетия сумела подчинить себе все прочие новоиспеченные государственные образования. В результате крушения островного королевства Суус местная правящая семья была уничтожена и спасся только юный наследник престола, вынужденный скрываться и выживать в абсолютно враждебном окружении.

Герои. Резкая смена галса сыграла с Айлингтоном злую шутку. В «Трилогии Ликаниуса» его молодые герои были «комсомольцами», принимающими в итоге на себя бремя исторической ответственности и готовыми пожертвовать ради Победы своими жизнями. Эдакий фэнтезийный вариант наших молодых поэтов Когана, Кульчицкого, Майорова, ушедших добровольцами на фронт и сложивших голову во имя торжества Добра над Злом.

Принц Дияго, именующий себя Висом, — герой из героев. Это его сокровенная суть. Точнее, он становится героем в процессе прохождения своего главного квеста — жизни. «Воля многих» — это сплошной референс к Античности, поэтому можно и тут делать аналогии. Чтобы понять Дияго, надо ориентироваться на такие личности, как молодой Юлий Цезарь и Александр Македонский. Без всяких скидок. Он, по замыслу автора уж точно, равновеликая этим героям фигура. Хитроумный, ловкий махинатор и умелый манипулятор, как Цезарь. Великий воин, как Александр. Просто у него ресурсов пока мало, вот и достижения его пока не так велики. Но дальше будет — больше. (Я на это надеюсь))

Если вы таких людей не принимаете, то вам с автором не по пути. Но они в истории человечества были, и слава богу их было много.

И невозможно согласиться, что у этого персонажа нет развития. Оно есть и очень брутальное. В начале истории он не принимает и не понимает своей сути. Дело в том, что у героев нет цели выжить. Только исполнить свое предназначение. И у реальных так было, и у выдуманных. Ахиллес, Беовульф, Цезарь Борджиа и Наполеон Бонапарт в этом смысле ничем не отличаются.

А все, что хочет Дияго-Вис — это выжить. Но пройдя ряд суровейших испытаний, понеся тяжелые потери, он принимает свою роль в Истории и понимает, что выжить для него недостаточно, его цель — победа.

Прочие персонажи, которых мы видим глазами Дияго, это свита, играющая своего короля. Айлингтону далось их мастерски обрисовать, они все яркие индивидуальности. Тут автор повторил свой трюк с сюжетным механизмом «Тени ушедшего», своего дебюта. История движется во многом благодаря тому, что мы постепенно узнаем вторые и третьи пласты друзей и врагов Дияго. Ни одного простака ему по пути не встретилось, каждый имеет свою цель и свою тайну.

Сюжет. Вот тут одна из главных сложностей. С одной стороны, он очень похож на сюжет повести и телефильма «Семнадцать мгновений весны». Это история разведчика-нелегала, внедренного в самую верхушку враждебного ему общества, которого разные группы интересов пытаются использовать в свою пользу, не понимая, что он враг их всех скопом и желает им только скорейшей и неотвратимой гибели.

С другой стороны, внедрили его в Высшее командное училище. Я лично очень много времени своей жизни потратил и трачу по сию пору на учебу, так что мне муторно еще и ЧИТАТЬ, как кто-то учится))

Идея. Но муки мои уже оправдали себя центральной идеей и проблематикой романа. За что я полюбил Айлингтона, он не боится внедрять в свои фэнтези-романы самый глубокие из всех возможных концепций. Первая трилогия его во многом была посвящена ответственности каждого человека перед Историей и всем человечеством. Новая берет тему более широкую и максимально актуальную.

«Воля многих». Насколько же это весомое, точное и многозначное название. Это еще один референс к Риму. Латиняне свою политию называли «Рес Публика» — Общее дело. Путь Республики Катен — это явленная миру Воля Многих. Для самих катенцев эти стратегия, ценность и идеал безусловны. Но для самого Джеймса Айлингтона в это видится большая проблема.

И он четко и ясно формулирует свой вопрос читателю: имеет ли право руководство некоего государства навязывать свою волю, свои цели и свои принципы другим народам и государствам? Причем любой ценой и не считаясь с сопутствующими жертвами. А также: несет ли население целой страны коллективную ответственность за решения своего руководства, которому оно делегировало властные полномочия?

О, я в курсе, что у НАС, есть достаточно несознательных личностей, которые считают, что все западные авторы от Лукиана из Самосаты и до Джонатана Свифта писали исключительно про «кровавого Сталина» и «злого Путина», и про рабский народ, который этим тиранам бессловесно подчиняется, творя непотребства.

Но это не так.

Вот и у австралийца Джеймса Айлингтона есть достаточно головной боли о судьбе своей страны и своего народа. И писал он свой фэнтези-роман не об орках, Мордоре и Темнейшем.

Напротив. Высокие Эльфы из Града на Холме (в смысле фашистская либеральная верхушка Вашингтонского обкома) уже объявили четко и во всеуслышание, что они собираются воевать с Китаем до последнего австралийца, а также японца и южного корейца. И буквально батогами загоняют эти страны в новые военные блоки с целью последующего использования для безжалостного истребления.

Джеймсу Айлингтону такой расклад и такое будущее явно не по душе. Вот он и вносит как писатель свою лепту в противодействие подобному развитию событий. Роман прочтут десятки тысяч человек и призадумаются, смею надеяться, стоит ли потакать воле жестоких владык самоназванного Гегемона. Или взять пример с Дияго Сууского и других героев сопротивления власти Республики Катен и побороться за будущее своих детей и всего мира.

Кстати, и сам-то этот гегемон, что в романе, что в реальности находится — при внешнем благополучии (да и то относительном) — на грани развала и жестокой междуусобицы. Так что история пишется прямо на наших глазах и в жизни, и в книжной реальности. А чтение становится еще более захватывающим.

Вот я и жду с нетерпением продолжения. Пока Айлингтон мои ожидания оправдал. Посмотрим, чего сможет добиться «Сила немногих«!

П.С. Айлингтон меня вот еще как позабавил и удивил. В первой его трилогии мне не хватало чисто австралийской экзотики. А тут она представлена любопытно. Республика Катен и ее сателлиты находятся на континенте, расположенном в южном полушарии планеты. С юга тут дуют ледяные ветра, и там живут высокие голубоглазые блондины. А чем севернее, тем климат жарче и у низкорослых людей кожа темнее. Но сами персонажи об этом никак не рефлексируют. Для них эта данность, как восход солнца на востоке. Даже непонятно, есть ли другие земли, и знают ли о них что-нибудь аборигены. Обычно большему раскрытию мира Айлингтон вторые тома предназначает, так что поживем-увидим.

П.П.С. И конечно же переводчику романа и инициатору его издания на русском языке нижайший поклон за возможность прочитать эту интереснейшую книгу!

Оценка: 8
– [  9  ] +

Джеймс Айлингтон «Воля многих»

Алексей121, 8 мая 16:32

The Will of the Money

Предыдущий цикл автора, «Трилогия Ликаниуса», на нашем рынке провалилась в продажах. Дело не пошло дальше первого тома, а остатки тиража в 2500 экземпляров лежат на складе до сих пор. На западе ситуация лучше, у цикла есть преданная группа поклонников (характерен тот факт, что они даже создали весьма подробную Вики по миру трилогии), однако же не редко он мелькает в списках самых недооценённых книг, фактически как hidden gem, о котором слышали не многие, но на который стоило бы обратить внимания.

Поэтому для меня не удивительно, что второй цикл Айлингтон решил делать более коммерческим. Но, чёрт возьми, как же это разочаровывает.

Да, Айлингтон написал янг-эдалт. Более того, он распотрошил кучу янг-эдалт циклов и выдернул из них лучшее.

Навскидку:

1. «Алое восстание» — кастовое общество, по эстетике напоминающее римское и главный герой, который вынужден поступить в академию, где учатся дети элиты, выполняя поручения местных повстанцев.

2. «Бегущий в лабиринте» — одно из ключевых испытаний в академии — бег с препятствиями и преследователями по лабиринту, геометрия которого может меняться. Возможна вариация, с бегом на выживание.

3. «Голодные игры» — финальное испытание в академии — вариация на тему Голодных игр. Да, она ближе к той, что была в Алом Восстании, но все прекрасно понимают, у кого списывал Пирс Браун.

4. «Дивергент» — концепция общественного устройства (только у Айли 3 товарищества/пирамиды, а не 5 как у Рот) и финальный срыв покровов с апокалипсиса, который кому надо апокалипсис.

И так далее.

Что у нас ещё модно нынче? Магические системы? Кто у нас на них собаку съел? Сандерсон? Отлично, значит спи... кхм, спишем у Сандерсона, а чтоб сильно не палиться возьмём не самый популярный его роман «Убийца войн» и переименуем Дохи в Волю, оставив суть практически без изменений.

Естественно, раз это янг-эдалт, то всякую сложность сюжета пришлось отправить под нож. Здесь всего одна сюжетная линия, излагаемая от первого лица в настоящем времени. Флэшбеков практически нет. Главный герой — наследник одного из захваченных Иерархией королевств, который скрывается в местном детдоме под личиной сироты войны. Иерархия — мировой гегемон, который правит за счёт установления жёстких пирамид власти и сил.

В мире книги каждый человек обладает запасом жизненных сил, «Волей», которую с помощью специального устройства может частично отдавать другим. Те, кто только уступают свою волю зовутся октавами — они имеют меньший срок жизни, быстрее устают, глупеют и так далее. Над ними стоят септимы, каждый получает волю от нескольких октавов и за счёт этого гораздо сильнее обычного человека.

И так далее — чем выше человек в Иерархии, тем больше воли он имеет и большими способностями обладает. Ну то есть да, вылитые «Дохи» Сандерсона, как я и говорил.

2/3 книги проходит в местной академии, с редкими выездами в соседние локации (первая треть — подготовка к заезду в академию). И тут Айлингтон шпарит штампами поверх штампов: и с аутсайдером-то мы подружимся, и главному задире по фейсу надаём (а потом тоже подружимся). Не меньшим сюжетным штампом является любовная линия главного героя, финал которой с лёгкостью просчитывается любым, кто прочел больше одного Янг-эдалт романа. Особенно повеселил момент, когда герой бежал по лесу выполнять срочный, жизненно важный квест, но тут увидел волчонка в беде и не отказал себе в удовольствии ему помочь, чтобы в будущем обзавестись животным-компаньоном. В каком количестве фэнтези-книг это уже было предлагаю сосчитать самостоятельно.

Хуже того, главный герой, глазами которого мы наблюдаем за происходящим просто никакущий. Не зря в рецензии tor.com его назвали «гиперкомпетентным» — большинство сюжетных перипетий он проходит гладенько, делая ровно то, что ему говорят и что требуется по сюжету. И это, черт возьми, безумно скучно. Одно из главных правил хорошего приключенческого романа — ничто не должно идти по плану. Здесь же, если ГГ получит какой-нибудь квест, например подслушать важные переговоры, будьте уверены, он выполнит его без сучка и без задоринки и сдаст заказчику. Формально да, автор пытается наделить героя недостатком, вспышками ярости, но они, как удачно, проявляются только тогда, когда надо накостылять кому-то, кто гарантированно сильнее.

Следовательно у единственного персонажа, за которым мы следим, нет никакой арки, а все его развитие сводится к прокачке умения по лабиринту бегать. Это даже хуже, чем у большинства конкурентов в жанре.

Главный аргумент поклонников Айли заключается в том, что у романа убойная концовка, которая меняет не только восприятие происходящего, но и жанр. Мол вся эта академка была ширмой, а на самом деле все гораздо сложнее. И я не могу с этим согласиться. Во-первых, примерно 25 авторских листов «академической» части романа (всего в нем около 35 а.л.) — слишком громоздко для ширмы, а во-вторых, срыв покровов получился весьма скомканным и очень многое пока просто непонятно из-за малого объема информации.

Если в первом цикле автор заигрывал с хронооперой, то здесь в бой пошла многомировая интерпретация.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В финале после определенных событий у главного героя появляются два двойника в параллельных вселенных.

Но на этом, в общем-то и всё. Возможно, во втором томе будут три сюжетные линии, вместо одной, но что из этого выйдет покажет будущее. Теоретически может быть интересно, особенно если двойники постепенно станут антогонистами, фундамент для чего был заложен в последней главе, но все может оказаться и куда прозаичнее. Не зря многие янг-эдалт циклы прокисают после первого тома, когда самые сильные штампы уже заюзаны и пора выходить в свободное плавание имея при себе только дырявое корыто из вторичностей и потраченных жанровых клише.

«Воля многих», как ни грустно это признавать — эдакое «Четвертое крыло» для мальчиков, продукт, в котором каждый элемент работает на привлечение как можно большей аудитории. Продукт вполне аппетитный и легко усваиваемый. Но произведением мне назвать его сложно.

А самое печальное, судя по динамике оценок на гудридсе, замысел автора окупился и роман читают гораздо активнее прошлых, да и ЦА все вполне устраивает.

Чего же боле?

Оценка: 6
– [  12  ] +

Джеймс Айлингтон «The Light of All That Falls»

vfvfhm, 19 октября 2023 г. 15:05

Для начала парочка дисклеймеров. Здесь я буду говорить не только о первом романе, но и учитывать всю трилогию. Во-вторых, постараюсь не натягивать сову на глобус и не вычитывать из книги то, чего в ней нет. Этим летом я прочитал штук десять книг подряд, в которых авторы не пытались выдвинуть никаких широких социальных обобщений, сосредоточившись на истории и внутреннем мире своих героев. Но «Трилогия Ликаниус» не такова. То есть сюжет в ней важен, и психология персонажей имеет важное значение, но дело этим далеко не ограничивается.

Оттолкнемся от аннотации, написанной многоуважаемым anisett`ом. Он сосредоточил ее на сюжете и на том, что это финал эпической трилогии о борьбе Добра со Злом. Эти слои в трилогии тоже есть, причем на первом плане. Все-таки Айлингтон писал популярную беллетристику и стыдно было бы заставлять своих читателей скучать над предложенной историей.

Однако он пошел дальше и глубже. Под видом «интретеймента» он представил на суд публики психологический, социально-политический и военный роман одновременно. И сделал это мастерски.

Потому что я лично прочитал первые два романа как чистое, пусть и высококачественное развлекалово. Смесь фэнтези и темпоралки с острой приправой из постапа.

Но слишком уж автор погрузился в собственную историю, чтобы так легко от себя ее отпустить. Уже во втором томе он повествования мрачнеет, а проблемы представленного мира становятся все глубже и глубже, сливаясь с проблематикой нашей современности до степени неразличимости.

Как должно жить современное государство? какая форма правления наиболее эффективна, особенно в годину суровых испытаний? Прямая и жесткая диктатура (Клятвенный Камень Вирра) или демократия Ассамблеи (только подлинная демократия, а не власть олигархата с войт-погремушками!)?

И ради чего должно должно существовать государство — справедливость и мирное строительство как идеал Андарры или ненависть и религиозная нетерпимость Гилшара и Дезриеля.

Все это насущнейшие, судьбоносные вопросы нашего сегодняшнего дня, и Айлингтон ставит их без страха и острым ребром.

Государство состоит из людей, даже высшие эшелоны власти. Поэтому тем, кто принимает решения, придется совершать самый сложный выбор (когда ты отвечаешь не только за себя, но и за сотни тысяч жизней) и платить самую высокую цену. поэтому Давьян говорит: «Вы может быть очень эффективные воины, но то, КАК я воюю, не менее важно, чем то, ЗА ЧТО я воюю». Вирр, Седэн и Аша также обладают великими способностями, поэтому основная ноша и тяготы лягут именно на их плечи.

Человечество по сию пору не научилось решать свои главные вопросы без войны. В 2010 году у меня были идеалистические надежды на этот счет, но спустя годы они развеялись как прах. А Айлингтон, возможно, и никогда никаких иллюзий не питал. В Трилогии, во всяком случае, они не просматриваются. Но чтобы заманить читателя и заставить его думать, он сделал хитрый ход. Начал с авантюрно-приключенческого тона, а финишировал баталистикой самой высокой пробы.

С фэнтези описанная им война имеет мало общего. А много общего она имеет с войнами последнего столетия, как глобального, так и локального масштаба. Террор и массовые убийства мирного населения, применение оружия массового поражения, уничтожение целых мегаполисов и даже стран (в прошлом), информационная и когнитивная война, когда силы Зла считают себя подлинными воинами света. Он даже включил в сюжет арку про настоящий концлагерь уничтожения, описав гибнущий город Зэвайлар.

А как сражаются и гибнут его герои! Тут вам не Джордж Мартин или Джо Аберкромби, а скорее Хемингуэй, Ремарк и Джеймс Джонс. «Скажи им, что я погиб как герой». Чем это отличается от надписи на стене «Умираю, но не сдаюсь». Ничем.

Или восемнадцатилетний полковник, который говорит остаткам своего подразделения: «Кто хочет уйти, тот может уйти, я осуждать не буду. Но оставшимся придется стоять насмерть. Отступать некуда». А потом добавляет будто командир лета 1941 года: «И помните, товарищи, это наш последний бой». И никто не дрогнул. И бой и впрямь оказался последним.

Или командир другого отряда, который говорит: «Если вам есть, что сказать друг другу, то скажите сейчас, другой возможности не будет». Так и получается.

Также гибнут и злодеи. Без всякого пафоса или мелодрамы. «Жаль, что ты принял такое решение». И меч ему в сердце.

Но это КАК воюют герои книги, а вот за ЧТО? За булочку и трамвайчик? За Катю?

А вот и нет.

Ужасный ужас, но сражаются они за Родину. Оказывается, что защита родного пепелища, отеческих гробов, земли твоих предков и потомков, спасение родных и близких важнее твоей драгоценной шкуры. И уникальная снежинка может сгореть в пламени битвы, а все подумают, что так и надо было.

И когда четверо юнцов выходят на битву против целой армии чудовищ и монстров-людоедов, то это не потому, что они какие-то там супермены или им слава героев былых времен спать не дает, а потому, что все их соратники погибли, а Родину защищать надо, ибо больше некому.

Конечно, у нынешнего русскоязычного читателя с тонкой душевной организацией подобный подход не может вызвать сочувственного отклика. Свободолюбивый самокат такого своему владельцу не простит!

(Подходит тут ко мне в книжном ражий двадцатилетний парень под два метра ростом и доверчиво протягивает пухлый том: «Вы этот роман читали?» Ну, просмотрел. Некая интернет-графоманка рассказала слезливую историю о тяжелом выборе дерзкой талантливой ведьмочки между высокомерным вампиром и сумрачным, но дьявольски симпатичным колдуном. Говорю: «Вы это для своей девушки купить хотите?» Думаю ,можно ведь предложить на эту тему и более достойное чтиво. «Нет ,говорит, девушка уже выбрала, это я себе». Пытался его перенаправить на Глена Кука, Джорджа Мартина, Роберта Вегнера, Николаса Имса, наконец. Какое там! Героизм? Храбрость? Воинское братство? И оставить без внимания терзания девочки с пониженной социальной ответственностью? Знаешь, куда ты себе свои советы засунуть можешь?

С такими великовозрастными молокососами Айлингтон кассы точно не сделает).

Есть в романе и психологический аспект. Очень важный. Это тема нравственного прозрения. Когда человек понимает ,что всю свою долгую жизнь он действовал только из соображений эгоизма и удовлетворения личных амбиций. Что ошибки и преступления нельзя оправдать ничем и платить за них придется самую высокую цену. Айлингтон разоблачает современный миф о разрушительности чувства вины. Ничего нельзя исправить, но и отбрасывать тяжесть осознания, как ненужную ветошь тоже не годится. Надо принять реальность как она есть и поступить наконец правильно. Для этого точно никогда не поздно. В общем, взрослому пожившему читателю будет над чем подумать, следя за путем Седэна к свету Истины.

Философский слой книги прямо Достоевский какой-то!)) «Тут Бог с Дьяволом борется, а поле битвы сердца людей». В мире людей идет борьба Добра со Злом, и шутить тут не над чем. Многие пытаются прикрыться «серой» моралью или оправдать средства целью. Ничего ,кроме позорной гибели и проклятия современников и забвения потомков это не принесет.

Ну и немного о форме. Сюжет стремительный и увлекательный. Сложная композиция уравновешивается мастерством автора по укладыванию всех ее кирпичиков в гармоничное единство. Ту и автор «Анны Карениной», наверно, лучше бы не справился.

В личной переписке встретил критику финальной битвы. Если бы это было чистое фэнтези-приключалово, может, и возник бы повод для критики (хотя я и тут не согласен), но с точки зрения общего замысла, все мне видится очень достойным.

Лично мне не хватило, как любителю южнокорейских фильмов, финальных обнимашек и рыданий друг у друга на плече, а также воссоединения семьи.

А так все заканчивается прямо как в доброй советской песне:

«И вновь продолжается бой,

И сердцу тревожно в груди,

И Ленин такой молодой,

И юный Октябрь впереди».

По концовке Алингтон пообещал еще опубликовать роман о приключениях второплановых Дезии и Элрика в южном Неске. Надеюсь это будет не только вбоквел, но и общий эпилог. И пусть уж там герои вдосталь наобнимаются. В любом случае, жду с нетерпением. Впрочем, я любой роман Айлингтона прочитаю с превеликим вниманием и удовольствием. Его дебютная трилогия открыл в моем сердце безлимитный кредит доверия.

П.С. Лайфхак для будущих читателей. Прежде чем погрузиться в роман, самым тщательным образом проштудируйте Глоссарий и список персонажей. Айлингтон никогда почти информацию два раза не повторяет. Я предыдущий том в июле читал, но первую треть «Света павших» чуть не впотьмах штудировал. Не мог вспомнить, кто все эти люди и почему у них между собой такие жесткие терки? Лучше подготовиться.))

П.П.С. Хочу выразить безмерную благодарность команде из Malazan Army за возможность прочитать трилогию Айлингтона целиком. Это был подвиг, сравнимый с подвигом Давьяна и Вирра со товарищи)) Надо продвигать хорошую литературу в меру своих сил. Сейчас, возможно, прочитают немногие, но вода камень точит. Дальнейших масштабных успехов!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Джеймс Айлингтон «An Echo of Things to Come»

vfvfhm, 1 октября 2023 г. 17:16

Упиваясь чтением третьего тома «Трилогии Ликаниус», вспомнил, что не оставил своего ценного мнения о втором.

У него есть характерный для всех вторых томов трилогий недостаток — ни начала, ни конца, правда, с промежуточной кульминацией — но достоинства в общем, заметно превышают.

Главное, не ждать от трилогии ни ре- ни деконструкции псевдосредневекового сеттинга, хотя антураж очень похож. Социальные и личные отношения персонажей больше расскажут об Австралии 21 века, чем о делах седой старины. Если читатель допустит, что наследница престола и единственный ребенок короля может всего с двумя помощниками отправиться в самое опасное место на континенте, потому что так надо для сюжета, то остальное влезет в голову без смазки))

Главные плюсы — это смешение фэнтези и темпоральной фантастики, а также изобретательная и изощренная фабула ,которую бессмысленно пересказывать, лишая других удовольствия. Однако стоит отметить, что автор сделал сильный и неожиданный ход. Если в «Тени ушедшего» динамо-машиной сюжета было выяснение подлинной природы главных героев, то здесь события движутся, постепенно переходя в галоп, путем раскрытия подлинной подоплеки происходящего. Герои снимают покров за покровом с тайн своего мира и так идут к жестокому и страшному крещендо.

К тому же Айлингтон показал себя очень ловким и умелым беллетристом. Книга не прочитывается, а проглатывается. Самому приходится придерживать коней своего внимания, чтобы прочитанное в кашу не превратилось. У романа сложная структура, но все так четко упаковано и преподнесено, что только диву даешься.

В общем, зачет. Однако римляне не зря говорили, что книги имеют свою судьбу. Какая-нибудь опупическая мутотень, вроде творений Стивена Эриксона или Скотта Бэккера, вызывает бурные эмоции и не менее бурные дискуссии, а хлесткая, драйвовая и увлекательная трилогия Айлингтона вот не взлетела. Поди пойми, почему!

Оценка: 8
– [  8  ] +

Джеймс Айлингтон «Воля многих»

dianash, 16 июля 2023 г. 22:35

Начну с того, что книга однозначно понравилась. Уже давно не читала такого продуманного, цельного фэнтези.

С творчеством Айлингтона знакома ещё с его предыдущего цикла «Ликаниус» и знаю, что автор может приятно удивить.

Как и в случае с предыдущим циклом, первая книга знакомит нас с миром, расставляет действующие лица по местам, готовит к будущим событиям.

Завязка и краткое описание мира:

Главный герой — Вис, сирота с трагическим прошлым. Во время вторжения Катенской республики(Иерархии) в его родное королевство, вся его семья погибла. Чудом выжив после падения с обрыва, Вис несколько лет проводит в бегах, скрывая свою настоящую личность.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На самом деле, он последний из Сууской королевской семьи, принц Диаго.

И если Иерархия узнает, кто Вис такой, то лучшее, что его ждёт это смерть. В худшем случае он попадёт в (Sappers) место, где из людей выкачивают Волю.

Воля это, можно сказать, магическая единица этого мира. Являет собой непосредственно волю, а также драйв, умственную и физическую силу. Владение чужой Волей в зависимости от количества людей в подчинении, даёт огромную физическую силу, выносливость. Также Волей можно наполнять предметы делая из них оружие или механизмы. Например, Трансвекты — огромные летающие корабли-здания, предназначенные для перевозки людей и грузов. Кареты,которые приводятся в движение от усилия Воли, механизмы для сбора урожая и т. д.

Люди же поделены на касты. Самая низшая — Октавии, которые обязаны законом отдавать половину своей Воли, людям стоящим выше них в Иерархии — Септимиям. Те, в свою очередь, отдают половину своей Воли и Воли подчинённых им Октавиев — Секстиям и т.д.

Сам мир имеет такой флер Римской республики. Здесь есть правящий Сенат и Триумвират. Структура государства поделена на 3 фракции: Управление, Религия и Армия. Мелькают римские слова: навмахия, триремы, курия, форум и т. д. Однако, сходство с древним Римом на этом заканчивается.

В итоге получается такая смесь фэнтези с научной фантастикой.

Персонажи.

Вис, главный герой, приятно к себе располагает. Не в угоду современной моде, он не отморозок и не сомнительный персонаж с серой моралью. Вис старается придерживается норм чести и морали, которые передал ему отец. Несмотря на тяжёлую утрату в прошлом, он не из тех, кто готов сжечь мир ради мести. И даже испытывая ненависть и отвращение к Республике, всё, чего он хочет, это оставить позади прошлое и быть свободным от Иерархии. При этом он хороший лжец, горделив, самоуверен и у него проблемы с управлением своим гневом (иногда даже казалось, что вот-вот и будет — this. is. Sparta!).

Не обошлось и без Гэри Стьювишности. Но постоянно поднимающиеся ставки не давали сюжету просесть.

Второстепенные персонажи могли бы быть прописаны лучше.

Надеюсь во второй книге нам расскажут историю Айдина, Веридиуса, Релукии, Эмиссы и других. Пока что были только намёки и заделы на будущее.

Очень бы хотелось почитать о семье Виса, его прошлое тоже едва упоминалось.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И зная автора, то это явно не спроста.

Дальше могут быть СПОЙЛЕРЫ!

Сюжет.

Сюжет до смешного прост... поначалу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Виса усыновляет сенатор Улкискор Телимус. Он хочет, чтобы парень поступил в Катенскую Академию и расследовал обстоятельства смерти младшего брата — Сирора Телимуса. Во время учёбы в престижной Академии, по словам сотрудников, Сирор совершает самоубийство. Однако Улкискор уверен, не всё так просто, и что директор Академии, который учился одновременно с его братом, виновен в гибели Сирора, а фракция Религии покрывает преступление.

Добавляем сюда:

1. Революционную организацию Ангвис, пытающуюся свергнуть правление Иерархии.

2.Внутриполитическую борьбу среди трёх фракции.

3.А также учёбу в военной академии среди детей элиты.

В итоге получаем неплохой, но довольно стандартный фентези-сюжет.

Но это был бы не Айлингтон, если бы он не сделал «финт ушами». И если до этого у кого-то оставались сомнения, то теперь книге можно смело добавить жанр — научная фантастика.

Не буду дальше раскрывать сюжет, скажу только, что последняя глава открыла множество возможных сюжетных линий. Я заинтригована в каком направлении всё будет развиваться дальше.

Общая оценка 9 из 10. Минус бал, потому что это первая книга в серии и только заложила фундамент для будущих событий.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Джеймс Айлингтон «Воля многих»

yellowsub, 3 июля 2023 г. 18:33

оценку ставить не буду, но выскажусь пожалуй)

осилил только сотню страниц — очень скучно было, реально

пишет автор просто отвратно в этом романе, не знаю как в других его книгах, но читать просто больно.

такое чувство, будто читаешь стенограмму в зале суда, причём на английском, где постоянно formal общение идёт

так люди не разговаривают вообще)

да и на этой сотне страниц в принципе ничего такого не происходит, парень там разок подрался на арене, как в древнем риме

прошёлся по ночным закоулкам, которые описаны скудно

атмосферы этого же рима или древности просто ноль, т.е. будто всё происходит в каком-то вакууме

а, ну и вишенка на торте — словечки из того времени, всякие секстус, квинтус, октавий... бред как по мне это всё))

может как-нибудь потом, после супер восторженных ваших отзывов я пересмотрю своё отношение и продерусь хотя бы до середины книги))) а пока- нафиг

Оценка: нет
– [  8  ] +

Джеймс Айлингтон «Тень ушедшего»

RonS, 5 мая 2023 г. 13:23

Фэнтези с некоторыми оригинальными идеями построения мира.

Сюжет книги представляет собой путешествие большинства важных персонажей, а также еще одну сюжетную линию. Для такого большого тома в книге довольно мало событий, поэтому интерес к сюжету обеих линий был недостаточно силен. События мне показались легковесными — я не чувствовал, что героям грозит опасность. Несколько раз сюжет продвигали путем подслушивания. В основном дополнительные сюжетные интриги связаны с появлением различных загадочных персонажей. Но они появлялись часто и одинаково, давая много информации о прошлом, и в конце концов перестали меня волновать. В общем, сюжет сильно увяз в великих и загадочных событиях прошлого, из-за чего нынешние приключения персонажей показались мне незначительными. Также финальная развязка сюжета выполнена в стиле «deus ex machina», что очень легко досталось одному из персонажей. Однако есть в книге и неожиданные повороты, связанные с ключевыми персонажами, и они меня порадовали.

Они не были хорошо раскрыты на страницах книги. Если в начале книги персонажи имели отличительные черты и свои личности, то к середине и концу они становились более поверхностными и практически сливались с дополнительными PoV, и некоторыми другими значимыми персонажами. Большинство важных персонажей книги положительные, а их положительные черты однообразны и раздражают. Очень часто они поддерживают друг друга долгими разговорами, благодарят за спасение, транслируют мысли о совершении добрых дел. Это сделало их одинаковыми для меня. Много времени посвящено переживаниям героев по поводу судьбы своих друзей, но читатель знает больше, чем они, поэтому это не работает должным образом. Большинство второстепенных персонажей похожи на главных героев и легко становятся их помощниками-союзниками, не имея собственных устремлений. В результате три главных мужских персонажа обладают сильными чертами Марти-Сью, а антагонисты слишком безлики и далеки от событий, чтобы сопротивляться им.

Диалоги в книге слишком длинные. Много объяснений сюжета и построения мира происходит во время диалогов. Я бы предпочел получить часть этой информации в мыслях персонажей, так как это было бы намного короче. Второй проблемой диалогов является их современность, а также малое количество сколько-нибудь серьезных споров и длительных противостояний. Обычно герои поддерживают друг друга, а их мелкие споры быстро заканчиваются примирением.

Книга легко читается. Описаний не очень много, но большинство из них работают на атмосферу книги. Запутанное мироустройство — своего рода барьер для быстрого чтения.

Я думаю, что главное в книге — сюжетный ход, который больше похож на научную фантастику, чем на фэнтези. Его применение выглядит интересно. Также хорошо показаны попытки управления магами этого мира. Это хорошо сделано. Мне понравился сюжет, повествующий о Догмах. Часть миростроительства о различных организациях, их лидерах, прошедших событиях достаточно запутана, так как разноплановая информация подается общим плотным потоком, без попыток конкретизировать и выделить важные ее части. Боевые действия во второй части книги описаны очень слабо.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Джеймс Айлингтон «Тень ушедшего»

vfvfhm, 26 апреля 2023 г. 14:20

Прочитано в рамках фэнтези-марафона на буктьюб-канале 2 Talk Girls.

А мне понравилось)) Действительно! Я Толкина не читал (и не осуждаю!), но следование тропами Мартина и Джордана у дебютанта прослеживается очень отчетливо. Ну и ладненько. Мог бы взять для примера и худшие образцы (сколько я за последние несколько лет перечитал эпигонов Аберкромби — уму непостижимо!)

Главное в чем я не согласен с критиками Айлингтона — ему все-таки удалось сыграть отличную импровизацию на всем известную мелодию. Понимаю, нынешним пресытившимся постмодерном интеллектуалам подавай деконструкцию, но тут ее нет и в помине.

И тем не менее оригинально. Я сейчас глубоко погружен в «Колесо времени», став ярым фанатом, и видя у австралийца знакомые тропы, знакомого же исхода из них и ожидал. И почти всегда Айлингтон мои ожидания обманывал. В хорошем смысле. Фабула крайне непредсказуема. И все благодаря персонажам.

Они не мегахаризматичные, как у того же Абера, но буквально каждый из них не тот, кем кажется на первый, второй, а то и на третий пристальный взгляд товарища прокурора. Собственно в постепенном срывании всех и всяческих масок с героев сюжет и состоит. Роман даже заканчивается шокирующим осознанием одним из героев самого себя. И тут я подумал: вот каким крутым мог стать сериал «Кольца власти», если бы его делали умные и талантливые люди, вроде Айлингтона.

Он даже претензии к своей книге разрушает остроумно. Меня и впрямь большую часть книги бесило запанибратское отношение владетельного герцога со своими помощниками ,какими бы крутыми брахманами они ни были. Феодальная система не кастовая, она не так работает. Но объяснение такому поведению настолько занимательно, что я в голос рассмеялся и чуть не зааплодировал автору — ай, молодца!

Я как-то обычно не обращаю внимание на позитивный момент «легко читается», но тут и впрямь надо отметить, что текст идет влет. Даже приходилось себя силком останавливать ,чтобы не проглатывать слишком много зараз — иначе история в кашу превратится. Особых интеллектуальных изысков в книге, действительно, нет, но зато нет и псевдоглубоких изречений, что так изобилуют у современных авторов-фэнтезеров. Будто не роман, а сборник дзенских коанов читаешь!

Это развлекательная литература в лучшем смысле слова, каким был тот же рыцарский роман в 14 веке.

В общем, я добровольно вступаю в секту свидетелей Джеймса Айлингтона. Мое сердце, если не ум, он завоевал. продолжение прочту с удовольствием.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Джеймс Айлингтон «Тень ушедшего»

vorchun13, 24 октября 2022 г. 20:49

Это тот самый случай, когда решил прочитать этот первый из трёх романов цикла вопреки большинству отзывов, и не пожалел. Не просто не пожалел, а рекомендую всем любителям данного жанра.

С учётом года выхода, а это на данный момент времени важно, здесь нет ни доминирования угнетенных сексуальных меньшинств, ни модных психологических патологий( сандерсон просто надоел этими изысканиями) ...... да здесь всё по класике. И конечно, кажется, что полно типовых персонажей, ситуаций, интриг и прочего. И что???? А другие произведения чем то сильно отличаются координально? Кто то отменял борьбу сил? Борьбу за власть? Что, фраза о роли личности в любой истории это новшество? В отличии от многих подобных произведений, автор не пытается создать впечатление глобальности мира, вселенского зла и прочего, нет на сто страниц описания речушек, лесов и полянок))) всё в меру, по ходу надобности. Прочитав все три части цикла можно будет судить в целом, пока же- любителям жанра читать!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Джеймс Айлингтон «Тень ушедшего»

Iriya, 10 августа 2022 г. 10:01

«Можно полагаться на очевидность, на измеримое и предсказуемое. Но уверенность в том, что не дает тебе повода усомниться в себе, не вызывает вопросов. Но это не вера. Вера — это нечто большее. Она по определению не может основываться на доказательстве.»

Во времена, когда ощущение радости бытия прячется за пелену непрекращающейся тревоги, кажется, что нет на Земле места, где можно было бы ощутить уют. Ненадолго уйти от окружающей действительности лично мне помогают произведения фэнтези. Взяв в руки книгу этого жанра, всегда кажется, что я возвращаюсь домой. Так случилось и с романом Айлингтона. На мой искушенный читательский взгляд это один из лучших дебютов, сумевший удовлетворить мою книжную тоску по классическим эпическим фэнтези-историям. До смешного трудно вспомнить работу начинающего писателя, которая была бы такой же сложной, увлекательной и доступной для понимания одновременно, как вышеупомянутое произведение. На ум приходит Дженн Лайонс и «Погибель королей», также некогда вызвавшая во мне приятное удивление. С первых страниц «Тени ушедшего» я попала в удивительный мир, который двадцать лет назад пережил окончание Невидимой войны. В результате этого события правители-пророки, называемые авгурами, оказались повержены. А люди, обладающие способностью, известной как дар, выжили лишь благодаря тому, что подчинились Четырем Догмам. С тех пор одаренные жили в школах — Толах, похожих скорее на тюрьмы. Одна из таких школ, занимаемая величественный замок, и открыла перед нами свои двери. Именно в Толе Атьян мы познакомились с главным героем по имени Давьян. Живя с одаренными и обучаясь у них, мальчик однажды понял, что отличается от окружающих его людей. Осознание этого стало началом невероятно увлекательных приключений.

«У всякого, кто брал в руку меч, в сердце убийство.»

Начну с того, что я действительно думала, что данная книга окажется очередным заурядным произведением с героем-избранником небес, обучающемся в школе магии. К счастью, только несколько первых глав базировались в указанном заведении, остальные постепенно отображали и раскрывали перед читателями интересный фантастический мир. Сюжет все же вращался вокруг «избранного», однако такой клишированный замысел автора не имел значения на фоне ярких персонажей, массы интригующих загадок и хорошей динамики событий с неожиданными поворотами. Джеймс сумел создать воистину качественную прозу. Роман, начавшийся, как легкое классическое приключенческое фэнтези, быстро превратился в сложную историю с хорошо продуманным и реалистично переданным каждым эпизодом. То, что изначально казалось достаточно простым, с каждой страницей виделось глубже и богаче. По мере того, как раскрывались секреты, становилось ясно, что все описываемое может быть не таким, каким виделось ранее.

«В природе каждого есть темная сторона. Хорошие люди ее боятся, злые — принимают с радостью. Зло искушает и хороших людей, но они противятся искушению.»

На протяжении всего чтения я постоянно строила догадки и теории возможного исхода событий. В каждом эпизоде этого произведения скрывалась своя тайна. Причем Айлингтон позаботился о том, чтобы с появлением некоего ответа возникало все больше новых вопросов. Эти бесконечные загадки и являлись двигателем моего интереса к повествуемому. Хотелось поскорее узнать, что происходит на развороте следующих страниц. Думаю, что по этой причине книга имеет все шансы полюбиться многим читателям фэнтези, будь то новички или ветераны жанра. Хочу также заметить, что история оказалась сложной, но я не чувствовала себя в ней потерянной. Писатель очень тщательно продумал каждую деталь своего творения, раскрывая все постепенно, поэтому сюжет не был перегруженным для восприятия. Надо сказать, что интрига скрывалась даже в названии этой части цикла, которая на языке оригинала дословно звучала, как «Тень того, что было потеряно». Можно ли вернуть что-то утраченное, и какую цену придется за это заплатить? Интересный вопрос.

»- Объясни! – потребовал мальчик.

- Нет времени.»

По-настоящему удачного романа не может быть без замечательных персонажей. Айлингтон и с этим отлично справился. Повествование разделили между собой четыре невероятно интересных героя, психологические портреты которых были мне весьма любопытны. Персонажи также вводились автором постепенно, не перегружая дорогих читателей многочисленными именами, которые необходимо было запомнить в первых нескольких главах (здравствуй, Эриксон!) По мере развития событий все становилось сложнее, и во второй половине книги упоминалось несколько незнакомых имен, что выглядело скорее интригующим, чем пугающим и посему не лишало удовольствия от дальнейшего созерцания истории. Ценность дружбы и преданности, важность доверия между людьми, прелесть юношеской влюбленности — эти темы так или иначе раскрывали образы действующих лиц, которые казалась правдоподобными. Все они несли в себе конфликты прошлого, секреты и мотивы, влияющие на их поступки. Герои менялись, и за этой метаморфозой интересно было наблюдать.

»...человеку, прежде чем узнать, кто он такой, надобно знать, во что он верит.»

У Айлингтона простой стиль письма: нет раздутого от бесчисленных подробностей текста, чем обычно грешит проза Роберта Джордана. Да простят меня поклонники «Колеса Времени». При этом само повествование не было лишено образности — в одном из эпизодов, к примеру, автор пишет, что «беспокойство Давьяна стягивалось в острие паники», передавая словами эмоциональную тяжесть происходящего. И таких моментов было множество, за счет чего книга с легкостью увлекла меня. Вообще, по количеству романтических всплесков, степени наивности героев и идеалистических порывов в их сердцах роман иногда напоминал милую сказку. Кстати сказать, без фольклорного украшения самого произведения тоже не обошлось. Очень понравилось лаконичное присутствие в нем притчи «О трех неразрешимых задачах». Стоит также отметить, что Айлингтон умело играл с пространственно-временными векторами, внося загадочную путаницу в сюжет и заставляя задуматься о философских темах. Единственная моя претензия к тексту адресуется издательству, редакторы которого иногда забывали, как правильно оформляется прямая речь в диалогах.

«Однако возможно, что линия времени всего одна. Один набор возможных событий. Авгуры годами подтверждали эту теорию, но верить в нее никому не хочется. Нам нравится идея бесконечных возможностей. И не нравится неизбежность.»

Книга создавала ностальгическую атмосферу классического фэнтези в том числе и благодаря придуманному демиургом сеттингу. Возможно, кто-то из читателей увидит на страницах этого произведения отголоски работ именитых мастеров жанра, таких как Джордан и Сандерсон. Особенно в аспектах построения мира. Однако это не означает, что Айлингтону не удалось успешно придумать нечто оригинальное. Мир Ликаниуса завораживал своей древней историей и необычными особенностями, в том числе — сложной магической системой. Более того, очевидно, что в «Тени ушедшего» автор только начал знакомить читателей со своей задумкой. Судя по финалу, много всего интересного ждет в продолжении трилогии. Несмотря на то, что на страницах этой книги влюбленность и романтика зачастую соседствовали со смертью и кровью, где-то между строк в ней скрывалось много надежды на то, что свет рано или поздно победит тьму. Чего так мало и в художественных творениях современности, и в окружающей нас всех реальности.

«Решения, которые ты примешь завтра, не отличаются от тех, которые ты принял вчера… И те и другие — твой выбор, и он будет иметь последствия, но отменить ничего нельзя. Разница только в том, что о решениях, принятых вчера, ты уже знаешь.»

Завершая свою оду прекрасному творению, хочу снова сделать важный акцент на том, что данное произведение является частью большой истории длиной в три увесистых тома. Заключительные главы «Тени ушедшего» только приоткрывают завесу бесконечных тайн вокруг предстоящего долгого путешествия. Финал романа абсолютно открытый и манит читать следующую книгу трилогии под названием «An Echo of Things to Come», которая еще не увидела свет на русском языке. Будет ли издательство работать над переводом — не ясно. Это является одной из причин, по которой русскоязычные читатели, возможно, не смогут оценить по достоинству данное произведение в частности и цикл в целом. От себя замечу, что с удовольствием продолжила бы путь вместе с полюбившимися героями. Было бы здорово вновь погрузиться в удивительный мир, убежав тем самым от суровой реальности, в которой неизменной величиной остается лишь констатация нестабильности, и все вокруг меняется в считанные часы, если не секунды. Всем добра!

«Каждому посылаются свои искушения. Каждый должен сразиться в своей войне.»

Оценка: 10
– [  27  ] +

Джеймс Айлингтон «Трилогия Ликаниуса»

Алексей121, 29 апреля 2022 г. 11:32

После первого тома к циклу я относился скептически. Но второй и третий сделали меня фанатом автора.

При этом завязка цикла весьма банальна и проста. Даже персонажи, на первый взгляд, набор штампов: Давьян, непутёвый ученик в школе магии, Вирр, его верный друг, и, как выяснится позже, принц местного королевства, Аша, его подруга и любовный интерес, насильно лишённая магических сил, и Седэн, парень, страдающий амнезией, чье прошлое хранит мрачные секреты. Классический набор героического фэнтези, ничего особенного, правда? Представляю, как посмеивался автор, когда это писал.

Прежде всего, не могу не отметить невероятную проработку, продуманность основного сюжета. Это редкий случай, когда начиная писать историю автор детально знал, как она будет развиваться и как закончится. Что дало ему возможность развесить огромное количество ружей, которые выстреливают в должное время и с максимальным эффектом. Некоторые из них заметны и очевидны. Например

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в одной из глав «Тени ушедшего» Давьян связывается в Ашей из будущего и кроме ценных указаний говорит множество непонятных для текущего развития сюжета вещей. А ближе к концу «The Light of All That Falls» автор покажет этот разговор с другой стороны и он заиграет совершенно иными красками.

Некоторые ружья автор ловко маскирует, так что заметить их можно только после того, как они сработают и только при внимательном прочтении. Например, уже в первом романе автор дважды беззастенчиво спойлерит концовку всей трилогии, сначала в прологе, затем в эпизоде, когда Давьян в первый раз отправляется в прошлое.

Да, автор умело сочетает классическое фэнтези и хронооперу. При этом активно пользуется инструментарием и того, и другого жанра. Достаточно сказать, что развязка цикла наступает ещё до начала всех произошедших в нём событий.

Автор умеет ловко играть с ожиданиями. Например, в третьем томе, Давьян отправляется в далёкое прошлое, более чем за 4000 лет до начала «Тени ушедшего», где и проводит большую часть времени. Приключения его там довольно интересны, антураж, в духе серии Dark Souls потрясающий (медленно разрушающийся город, освещенный светом огромной тускло-красной луны, не сходящей с неба), но все это, тем не менее, смотрится совершеннейшим филером. Тем более, уж очень много времени тратится на устроение личной жизни двух третьестепенных персонажей. А пока читатель недоумевает, зачем это всё (я тут даже оценку снижать думал) автор ухмыляется и крутит дулю в кармане.

Так же с помощью инструментов хронооперы автор поднимает классический вопрос свободы воли. Прошлое неизменно. Будущее предопределено и предсказано заранее. А если так, то разве каждый человек не является игрушкой судьбы, не способной нести ответственности за свои поступки? А что если предопределённость будущего — это цепи, сковывающие этот мир, проклятие наложенное на него извне, и только разрушив его, разбив оковы каждый человек может стать по-настоящему свободным?

Именно такой философии придерживаются главные антагонисты цикла. Орден Поклонников, как их у нас перевели.

И, надо сказать, они удались на славу. В кой-то веки в фэнтези по ту сторону баррикад не абсолютные злодеи, а люди со своей философией, которую вполне можно понять и которой вполне можно посочувствовать. По сути это хорошие люди, пойманные в ловушку своих же убеждений, картина очень жизненная и потому трагичная. Более того, на их фоне Седэн, главный протагонист цикла, очень сильно проигрывает. Он предает доверившихся ему, обрекает друзей на пытки, убивает невинных, а его план по спасению мира... ну, назовем его неоднозначным. Нужно всего лишь убить всех Поклонников и ещё небольшую толпу народа. Ну и себя заодно. Вот тогда-то заживём.

Ещё раз. Антагонисты цикла хотят подарить человечеству свободу воли и способность выбирать свой путь. Протагонист хочет их всех убить. Обычное героическое фэнтези, ничего особенного.

И финальный разговор Седена со своим другом, стоящим по другую сторону баррикад-настоящий шедевр, за который я снимаю шляпу.

Ну а теперь добавлю в эту бочку мёда небольшую ложку дёгтя, так как без недостатков в цикле всё-таки не обошлось.

Но все они, как мне кажется имеют одну природу: отчаянное желание автора уложится в трилогию. Поэтому, например, за границами проработанного основного сюжета мир выглядит весьма схематичным и пустым. Вроде как есть другие страны, другие народы, но их описанию в книгах не нашлось места.

Ну и главный недостаток, за который автора должен был очень больно пнуть редактор и, в идеале, заставить переделывать. Это сюжетная линия Элрика и Дезии (а точнее её отсутствие). Впервые они появляются ещё в «Тени ушедшего», как телохранители, которых Вирру даёт его сестра. А в середине второго романа они по очереди уезжают в другую страну, чтобы «разобраться с делами». И пропадают из повествования до самой развязки, в которой их внезапное появление играет решающую роль.

Автор вынужден был даже объяснительную записку написать, почему он вырезал эту сюжетную ветку. Сводится она к следующему:

1. Их сюжетная линия получалась объемной, в 100-150 тысяч слов,при общем объеме финального романа в 280 тысяч. Значит, пришлось бы роман делить надвое, по типографским соображениям. А значит читателям пришлось бы дольше ждать развязки истории.

2. Пришлось бы много времени уделить описанию быта и обычаев совершенно новой страны, что в середине цикла могло отпугнуть самых нетерпеливых читателей.

3. А ещё увеличение количества сюжетных линий-это не есть хорошо, многие читатели посчитали бы их филерами, даже если по факту они ими не являются.

В общем, нашел чем испугать любителей эпического фэнтези, да.

Автор, конечно, анонсировал, что напишет их историю отдельным романом. Но только после завершения работы над новым циклом, первый роман которого выходит в следующем году. То есть не скоро.

А пока имеем, что имеем, хрестоматийный рояль из кустов в финале. Как если бы Мэт Коутон в середине «Колеса времени» пропал из повествования, а в финале заявился бы на Тармон Гай'дон во главе армии Шончан. Потому что Джордан решил выделить его главы в отдельную книгу, мол же он отправляется в другую с страну с совершенно новой культурой и т.д.

Еще могу пнуть перевод, в частности весьма странную адаптацию имен собственных. Достаточно сказать, что цикл был должен забываться «Трилогия Ликаниус», а Седэн в оригинале Кейден.

А за исключением этого циклом я более чем доволен. Пожалуй, дебютная трилогия Айлингтона, ставит его на одну полку со всеми мастодонтами жанра.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Джеймс Айлингтон «Тень ушедшего»

Shab13, 20 августа 2020 г. 19:19

В мире, где магия вне закона, все маги под жестким контролем, а авгуров — элита магов, способная видеть будущее — казнят, ученик одной из магических школ, Давьян, узнает что он авгур, и отправляется на поиск тех, кто может его обучить. Вот только после побега Давьяна всю школу вырезают.

Все это уже было, честно. Многие элементы, эпизоды и сюжетные ходы истинные фанаты фэнтези узнают с полуфразы. Ба, даже я много что узнал.

Но Айлингтон очень аккуратно и интересно шьет из этих кусочков лоскутное одеяло своего романа. И, что самое интересное, это ему удается, и удается хорошо. Типичный роман про одаренного, от которого зависит спасение мира плавно переходит в бодрый героик с политическими, и не только, интригами, странными видениями, и пророчествами.

Да еще и факты не всегда факты, не все сказанное персонажами правда, а почти все действия имеют скрытую подоплеку. Многие вещи и вовсе никак не объясняются, оставляя место для догадок и теорий.

В конце-концов здесь неплохой экшн, хотя и мало.

Понравилось:

— путешествия во времени;

— все совы не то, чем кажутся вначале;

— Сейдэн, в роли человека с амнезией и таинственным прошлым;

— множество крючков для продолжения.

Не понравилось:

— «ружей» слишком много, не факт что все выстрелят;

— некая вторичность;

— много необъяснимых эпизодов и деталей.

Читать? Любителям героического фэнтези и янг эдалта — да. Если вы ищете нечто уникальное, то указанная выше вторичность может оттолкнуть. Как и переизбыток имен и названий с апострофами.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Джеймс Айлингтон «Тень ушедшего»

Angvat, 22 ноября 2019 г. 12:54

Эх, хотел бы я сказать, что взял автор заезженные штампы фентези да подростковой фантастики и собрал из них нечто годное, но не скажу. Потому что автор попросту взял эти самые штампы и… и собственно все. Гнобимый обычными людьми мальчик-волшебник внезапно узнает, что от него теперь зависят судьбы мира, и надлежит ему отправится в путешествие, а уход его будет освещать погребальный костер родной школы… И шаблонный здесь не только сюжет, но и мир (очередные притесняемые маги с резервациями и «усмирением»), да и герои какой-то оригинальностью отнюдь не блещут. В плюсы книги можно записать разве что написано и читается это легко, но это такой себе плюс. Книгу можно было бы порекомендовать как легкое развлечение, если бы в ней была хоть какая-то небольшая изюминку, хоть одна яркая искорка. Но, увы, лично для меня их здесь не нашлось. Поэтому вместо того, чтоб расслабить (ну или хотя бы чутка разозлить…), данное произведение вызвало лишь апатию. Ровная, неприметная, и не совсем понятно кому при текущем изобилии нужная книга. А в случае развлекательной литературы, как говаривала одна однорукая бабушка, «Апатия – это смерть. Даже хуже смерти. Гниющим трупом хотя бы могут кормиться животные и насекомые».

Оценка: нет
– [  5  ] +

Джеймс Айлингтон «Тень ушедшего»

NGShamr, 15 ноября 2019 г. 17:55

Увлекательное чтиво! Только не ищите в этой книге каких-то глубоких идей.

В начале, где-то первые страниц 100, начинается как обычное фэнтэзи, немного занудливо, но потом раскачивается, и с середины уже становится совсем интересно..

Исторические отступления, сказки и флеш-беки показывают силу воображения автора.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Конечно, мы догадываемся, кем на самом деле является герой, которого нашли в лесу. Но станет ли он злодеем окончательно или полностью переродился? Похоже, судьбы героев тут будут переплетаться вне временных рамок

Не совсем понятно, правда, как авгуры контролировали свою мощь, в общем-то на самом деле ничем не ограниченную. Также создаётся впечатление, что обычные люди ни на что не могут повлиять, а всё решают 3-5 главных героев-магов.

Но за интересность чтения и закрученность сюжета ставлю 9!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Джеймс Айлингтон «Тень ушедшего»

Ivg, 1 ноября 2019 г. 16:28

Книга о детях и для детей. И то не слишком вдумчивых.

Из всего мира книги более-менее прописан только один аспект (взаимоотношения между обычными людьми и магами).

Логические нестыковки на каждом шагу. Загнанные «под плинтус» одаренные и тени в начале книги боятся шаг ступить за пределы отведенных для них мест, а далее совершенно спокойно разгуливают где им только вздумается. Ко второму лицу в государстве заходят открывая ногой дверь и никого это особо не удивляет. Во дворец осажденного, паникующего города зайти проще, чем в какой-нибудь паспортный стол. Калитка с улицы в дворцовый сад не охраняется и запирается НА КРЮЧЕК!!! Как сельский туалет изнутри! Книги в библиотеке древнего народа гл. герой легко читает, а чуть позже упоминается, что не знает языка этого народа. И так почти все, что происходит. Но самое печальное, что автор, судя по всему, сам зачастую видя ту или иную нелогичность тут же пытается обосновать ее с ходу придуманным еще более нелогичным объяснением.

Диалоги ужасны — так никто не разговаривает. Да и вообще язык/перевод унылы — герои «тупо ждут» и «тупо смотрят».

Развешенные повсеместно «сюжетные ружья» стреляют почти все в холостую, их слишком много и от их треска начинает болеть голова . К тому же большинство сюжетных ходов предсказуемо, а «эпический» финал можно угадать задолго до конца. Целые куски книги просто можно выбросить — они крайне занудны и просто не нужны — например, непомерно растянутое обучение в Дейланисе можно было свести к чему то куда более короткому и интересному.

Да и действия то в книге — кот наплакал. За помпезным фасадом из смеси магии, телепатии, путешествий во времени, интриг, пророчеств и т.д. стоит паршивый сарай слабенького действия по сравнению с которым разборки теток в какой-нибудь бухгалтерии это интриги Медичи и эпик баттл.

Герои — это печаль. Почти не прописаны. Одни не заставляют за себя переживать, другие вообще раздражают.

Итого, далеко не лучший выбор для прочтения.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Джеймс Айлингтон «Тень ушедшего»

fathersergiy, 29 августа 2019 г. 09:59

Детский сад (и сбоку бантик). Последний раз читал такое у Паолини в Эрагоне. Все заламывают брови, округляют глаза... Анимэшничают, короче. Я бы сказал не вата, как тут указали, а картон. Для младшего школьного возраста.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Джеймс Айлингтон «Тень ушедшего»

Апельсин, 18 августа 2019 г. 11:34

Очень грамотно и толково написано( переведено). Читается ну ооочень легко. В нужных местах чуть-чуть повышается градус повествования, а так вата ватой. И на этом всё. Приехали, конечная остановка, выходим. Скучная подделка под Ротфусса. Детишкам в 11-12 лет пойдёт читать.

П.С. с ШФ Вегнера добрать и больше даром ничего не нать. Кушайте сами.

Оценка: 2
– [  7  ] +

Джеймс Айлингтон «Тень ушедшего»

Тиань, 22 июля 2019 г. 18:07

В романе представлен интересный необычный мир — мир, когда-то сильно испугавшийся магии и теперь заново начинающий привыкать к ней, определять ее место в жизни людей. Мир, довольно сложно структурированный, с жестокими обычаями — чего стоит один обряд лишения магических способностей — имеющий выходы в странные загадочные пространства или, может быть, времена, где существуют люди и не только они. В этой части книга очень понравилась и показалась оригинальной, во всяком случае, я при своем малом опыте читателя фэнтези подобного у других авторов не встречала.

Герои понравились меньше. Статус главного персонажа, расстановка команды вокруг него показались слишком предсказуемыми. С героями связан самый раздражающий момент в романе. Правда, здесь претензия скорее к переводчику, чем к автору. Практически на каждых трех-четырех страницах весьма объемного романа главного героя называют «мальчик» при том, что речь идет о вполне взрослом парне. К середине книги это «мальчик» уже просто выбешивало.)

Сам квест не хуже, чем в других книгах данного жанра: в меру таинственно, в меру героически, в меру рояльно. На фоне мира даже хорошо. Тем более, что в сюжет первого романа трилогии заложен многообещающий задел на продолжение — внутри мира, на его границах и в глубоком тылу-подполье.

Думаю, любителям жанра роман должен понравиться.

Оценка: 6
– [  15  ] +

Джеймс Айлингтон «Тень ушедшего»

Serega_Kozopas, 15 июля 2019 г. 20:04

,,Тень ушедшего» Айлингтона оставила очень положительные эмоции после прочтения, хотя первые страниц 150 казалось что это ни чем не примечательное фэнтези. С чем это связано ? На мой взгляд, прежде всего с отсутствием внятной предыстории как мира (пролог, после которого хочется сказать только WTF не в счёт), так и главных персонажей. Главными героями у нас выступают троица подростков — Давьян, Вирр и девушка Аша. Все они мирно живут в школе магии, вроде Хогвартса. Но довольно скоро покидают её — на севере стоит Стена, которая сдерживает страшное зло и эта стена начинает слабеть — главный герой, являясь Авгуром, то есть своего рода могущественным магом с умением предсказывать будущее, может помочь ,,починить» эту самую стену. Так начинается его путешествие вместе с другом Вирром — Аша же остается в школе. Тут стоит пожалуй кратко углубиться в иерархию местной вселенной — есть божество Эл, 20 лет назад Авгуры, поклоняясь Элу, были у власти, но потеряли навык предвидеть будущее. Также есть одаренные — более привычные маги (считай из Варкрафта), без возможности предсказывать будущее. Обычные люди, разочаровавшись, после войны с магами пустили всех в расход, как орден Тамплиеров в своё время, и теперь одаренные вынуждены ходить с оковами на руках, которые не позволяют им применять свои способности против людей. В общем магом быть плохо. Авгуров же пытают и убивают, если находят. И есть ещё Тени — это одаренные , провалившие испытания в обучении или нарушившие договор по оковам. Они не могут пользоваться больше магией, а их лица обезображено в наказание чёрными полосками вен и используют их, в основном, как слуг. Аша, оставшись в школе, в ходе событий становится как раз таки Тенью и за ее дальнейшими событиями мы наблюдаем отдельно. Но и Вирра не стоит недооценивать — он ещё сыграет свою роль.

Начало романа не выделяет книгу чем-либо оригинальным — кажется, что это обычный квест из точки А в точку В, но когда к героям присоединяется Седэн — тот самый очнувшийся парень в лесу с амнезией — тут, как говорится, пошло и поехало: поворотов будет столько, что на пальцах не сосчитать. Впричем, учитывая что у нас здесь классическое фэнтези, повороты не в духе ,,Игры престолов» с её свадьбами. И это только радует — автор не зацикливается на чем-то одном: герои меняют цели, поток приключений порой сносит с ног, линия Аши не даёт в этом потоке захлебнуться и при этом делает мир романа более понятным и интересным, а чем дальше, тем больше развилок в повествовании...

Но все же можно было сделать более внятную предысторию героев, сделать больше глав в самой школе, а не практически сразу пускать героев на утек. Как по мне это важная деталь. Со временем , конечно, все встаёт на свои места — характеры проясняются, мотивы героев становятся понятнее, но это можно было, как по мне, заложить ещё в начале, по крайней мере основу. Порой перед героями легко открываются двери. Хотя то, что скрывается за этими дверями, в конечном итоге сглаживает этот факт.

,,Тень ушедшего» почти наполовину состоит из флэшбеков, видений, предсказаний, прыжков во времени и так далее — это очень важный элемент в повествовании книги, будьте к этому готовы. Авторский язык, несомненно, благодаря отличному переводу, очень приятен — читается книга легко. Персонажей, как основных, так и второстепенных, здесь хватает — событий, как и поворотов, много — именно на это и сделан главный упор книги, с чем она прекрасно справляется.

Все это в совокупности действительно заставляет ждать продолжения этой истории.

P.S: Как же лоханулся Аларис с теми тремя задачами...

Оценка: 8
– [  15  ] +

Джеймс Айлингтон «Тень ушедшего»

Deliann, 12 июля 2019 г. 14:49

Мир, в котором маги потеряли власть над простыми людьми и вынуждены мириться с подчиненным положением. Мир, в котором люди защищены завесой от сил зла, но завеса эта все больше истончается и становится ненадежной. Мир, в котором живут Давьян, Вирр и Аша, одаренные подростки, которым предстоит принять непосредственное участие в борьбе за будущее всего живого.

«Тень ушедшего» строится по достаточно стандартной схеме: группа персонажей отправляется в поход, по пути ввязываясь в различные приключения все большего масштаба, в итоге оказываясь в центре эпичного противостояния местных вариаций добра со злом. Однако дьявол кроется в деталях. В данном случае роль деталей исполняют сюжетные ружья, которые Айлингтон с удовольствием развешивает, но не спешит из них стрелять. А чтобы вычислить их все, придется прочитать книгу как минимум дважды, потому что иногда в ней выстреливает то, что на ружье вообще не похоже.

Неплохо поддерживает интерес и способность автора создавать интригу. Поначалу сюжет кажется стандартным и наполненным жанровыми клише, но автору удается расположить эти клише так, чтобы удивить своего читателя не раз и не два. Персонажи, кстати, тоже получились достаточно живыми, пусть и кажущимися одинаковыми при первом знакомстве. Чем дальше в сюжет, тем они раскрываются полнее, развиваются больше и под конец уже никого нельзя назвать стереотипным хорошим парнем или стереотипным злодеем. Мир получился интересным, но пустоватым, что, скорее всего, исправится в продолжениях. И это как раз тот случай, когда карта роману пошла бы только на пользу.

Перевод хороший, хотя и не без недостатков. Присутствуют как смысловые неточности («Сам знаешь: если попадешься, тебе нельзя выдавать своей связи с престолом, не начав войны», стр. 270), так и опечатки. Впрочем, на почти девятьсот страниц подобных недочетов попадается не так уж много. Другое дело, что переводчику, а возможно автору, немного не хватает словарного запаса и в критической ситуации в тексте «все смешалось», проходит буквально четыре страницы и опять «все смешалось». Частенько состояние персонажей описывается однотипно, в духе «нахлынувшие волны печали» и тому подобное. Это можно было обыграть намного тоньше, но что есть, то есть. Однако, все перечисленное в этом абзаце – мелочи и на итоговую оценку они не повлияли.

В результате, можно сказать, что «Тень ушедшего» – отличный пример эпического фэнтези, практически без примесей популярного сейчас дарка. Интересный цикл, который очень хочется увидеть переведенным полностью. Всем поклонникам Роберта Джордана и Брэндона Сандерсона книга крайне рекомендуется.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Джеймс Айлингтон «Тень ушедшего»

kaia, 13 апреля 2019 г. 17:27

Неожиданно приятное произведение, и хотя первые несколько глав были не настолько захватывающими, приятный слог затянул в происхосходящие события.

Поначалу кажется что сюжет будет до простого лёгок: молодому герою нужно отправиться туда то, и случиться что-то хорошее, но все так то просто. Добавляются новые действующие лица, повествование наполняется объемом, и новыми интригами.

Здесь нет излишних описаний, но и без них хорошо прочувствуется атмосфера.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Джеймс Айлингтон «Тень ушедшего»

Artem_Nochkin, 13 марта 2019 г. 19:24

“Тень ушедшего” — это первый роман из цикла героического фэнтези именуемого “Трилогией Ликаниуса”. Джеймс Айлингтон за основу своего произведения решил взять классическое становление/взросление героя и сдобрить его не менее классическим путешествием этого самого героя к “особой цели”, от достижения которой будет зависеть судьба всего известного мира. Плюсом ко всему вышеперечисленному будет “избранность” основного персонажа и его скорый уход из отчего дома. В общем, классический сюжет очередного “избранного”.

Сам герой же получился молодым, неопытным и до ужаса наивным, чем не раз напомнил мне небезызвестного Гарри Поттера. К слову, также, как и протагонист серии книг Джоан Роулинг, он имеет магическую силу и некий “скрытый потенциал”, что пригодится в финальной битве со Зловещим Темным Властелином. Да, местный Волан-де-Морт в романе тоже наличествует и он настолько же предсказуем и классичен, как главный герой и остальные персонажи.

Что в “Тени Ушедшего” более-менее получилось, так это описанный автором мир, что представляет собой знатную солянку из идей соседних фэнтезийных миров. Здесь и “Архив Буресвета” Сандерсона, и вселенная игр “Dragon Age”, немного Хобб и немного Ротфусса. Айлингтон сумел смешать это в грамотных пропорциях и получилось даже вполне “съедобно”. Жаль, только всё остальное получилось “ниже среднего” и совершенно не способным удивить искушенного читателя.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Джеймс Айлингтон «Тень ушедшего»

RдFяNбZа, 13 февраля 2019 г. 19:45

Без малого девятисотстраничное творение Айлингтона, никак нельзя отождествлять с мутной водой Сандерсона или еще более беспросветной нудятиной Джордана.

Здесь все четко и по делу, при этом сохраняется неестественно интригующая динамика описываемых событий, будь то сила или слабость духа, полнота или отсутствие чувств, сознание и бессознательность материй.

Выверенное, точное повествование, без единого провисания хоть одной из многочисленных линий, абсолютно нетривиальный подход к сюжету вкупе с незаурядными героями. Классический величественный эпик со всеми присущими традициями согласно жанру, но какой захватывающий, да и слог австралийца безумно легок. Не знаю, то ли автор очень сильно старался, поскольку это дебют, или реально безумно талантлив вне возраста своих произведений. Время покажет, а пока прочитав огромное количество старых-новых фэнтезийных саг как классических так и нет, с установившимися штампами и без, только этой удалось по-настоящему насладиться.

10 из 10

Оценка: 10
– [  22  ] +

Джеймс Айлингтон «Тень ушедшего»

Green_Bear, 30 января 2019 г. 16:46

Веками авгуры правили Андаррой, читая мысли и память людей, а также прорицая будущее. Так продолжалось до тех пор, пока внезапно видения не начали обманывать их. Посыпались ошибки, скрывать которые стало все труднее, но правители до последнего цеплялись за власть, вводя все более суровые законы. Разразилась Невидимая война. Три из пяти Тола — твердынь одаренных, где развивались искусства владения сутью — были сожжены, обитателей дворца и андаррских школ безжалостно перебили. Чудом спасшиеся от ревнителей или выдержавшие осаду в двух уцелевших Толах одаренные были согласны на все, чтобы сохранить жизни. Тогда был заключен договор, составленный Стражем Севера, по которому все одаренные получили метки и подчинились четырем догмам, жестко ограничивающим применение дара. Никогда и никоим образом не вредить своим даром обычным людям, беспрекословно исполнять приказы блюстителей...

После заключения договора прошло уже пятнадцать лет. Но подросток Давьян постоянно сталкивается с враждебностью окружающих, когда те узнают в нем одаренного. Еще печальнее, что в скором времени Давьяну предстоит пройти испытание, и если он не сможет показать, что научился использовать суть, то последствия для него будут плачевными. По закону таких учеников лишают способности обращаться к сути, делая тенями. И то, что Давьян умеет видеть, когда человек лжет, его не спасет — ведь, по слухам, этим талантом владели только авгуры, за которыми до сих пор ведут охоту блюстители. Поэтому когда накануне испытания недавно приехавший в школу старший, Илсет Тенвар, сообщает Давьяну, что знает о его таланте, и дает старинный сосуд, который должен указать путь к тем, кто сохраняет утраченные знания об авгурах, то мальчик почти не колеблется. Однако по случайности следом за ним увязывается и его закадычный школьный друг Вирр. А на следующий день после побега мальчишек все обитатели школы погибнут, кроме Ашалии, их подруги, которая станет тенью, но приложит все усилия, чтобы найти злодеев.

Дебютный роман Джеймса Айлингтона «Тень ушедшего» — плоть от плоти эпического фэнтези. Величественный масштаб, тысячелетняя предыстория, множество вовлеченных в противостояние могущественных сил и отважных героев. Но есть и оборотная сторона. Увы, собран роман из всех возможных стандартных фэнтезийных элементов. Древний враг, копящий силы на севере, и сдерживающая его пока гигантская магическая преграда? Чек. Древнее пророчество и тайные общества, магические школы и таинственные жестокие убийства, презирающие магов блюстители и охотники? Чек. Мудрый отшельник-наставник, надежный заступник-изгнанник, добрые принц и принцесса, загадочный юноша с амнезией? Чек. Добавьте сюда смертельно опасных магических существ, проклятый и заброшенный город, а также несколько темпоральных петель, чтобы получить полное представление об использованных Айлингтоном сюжетных приемах и антуражных элементах.

Парадокс заключается в том, что несмотря на невероятную концентрацию типовых деталей, роман читается на удивление увлекательно. Единственное, что немного раздражает, автор любит сперва показать необъяснимо странное поведение героя, но лишь спустя пару-тройку десятков глав объяснить, чем же оно в действительности вызвано. Зато, когда эпилог закрывает собой смысловые пробелы в прологе, переворачивая наше представление о том, кто же является главным злодеем в этом мире, то невольно тянешься за следующими томами цикла.

Итог: увлекательное эпическое фэнтези, собранное из стандартных элементов.

Оценка: 7
⇑ Наверх