Все отзывы на произведения Филлис Дороти Джеймс (Phyllis Dorothy James)
Отзывы (всего: 21 шт.)
Рейтинг отзыва
Филлис Дороти Джеймс «Неестественные причины»
majj-s, 30 июля 2023 г. 11:43
Безногие — безруким
Думайте сами,
Решайте сами:
Иметь или не иметь.
Третий роман баронессы английского классического детектива Филлис Дороти Джеймс о приключениях ее сквозного героя, инспектора-поэта Адама Дэлглиша. И когда я говорю «баронесса», то не имею в виду метафорического значения, вроде титулования Королевой детектива Агаты Кристи или, в российской традиции — всех, от Марининой до Донцовой и Поляковой. Ф.Д.Джеймс баронесса подлинная, причем, будучи выходцем (вот как сказать это в женском роде?) из низов, завоевавшая титул трудом и талантом.
Что до творческих дарований Дэлглиша, то эта его особенность ни в одной из книг не обыгрывается иначе, кроме как упоминанием об очередном выпущенном сборнике стихов, и не очень понятно, для чего суперинтендант наделен поэтическим даром. Впрочем, именно в «Неестественных причинах» он окажется кстати, потому что расследование придется вести в среде творческой интеллигенции. Ни в коем случае не богема, образованный обеспеченный (более или менее) средний класс разных уровней известности, востребованности и доходов. Волею судеб все эти люди живут в пределах одного поселка в приморском Саффолке.
Удалившийся на покой престарелый классик; сочинительница любовных дамских романов; издатель литературно-критического журнала, не приносящего дохода и частично финансируемого из собственных средств; орнитолог-любительница, написавшая несколько нон-фикшн книг о птицах и по совместительству тетушка Дэлглиша, которую он тут навещает. А также дивный фрукт здешней оранжереи талантов — автор популярных детективов, чье исчезновение совпадает с визитом Адама. Ах да, есть еще безногая девушка-инвалид, которая стенографирует и печатает для всех тут, племянница любовной романистки на каникулах и сводный брат пропавшего детективщика — охальник и трутень, к тому же (шепотом) гей.
И в самый тот момент, когда Адам собирается насладиться безмятежным вечером в обществе тети, на пороге объявляется толпа соседей с известием о пропаже автора детективов и призывом к гостю немедленно что-нибудь сделать, ведь это его работа (а ничего, что именно сейчас в отпуске?) Но что-нибудь делать таки придется, потому что буквально следом спешат полицейские с известием, что писатель найден, тело его лежит в лодке, кисти рук отрублены.
Ужас? Не то слово, ужас-ужас. Тем более, что непосредственно перед тем, соседи, не в силах устоять перед соблазном посплетничать об отсутствующем знакомом, как раз обсуждали малую щепетильность звезды детектива, который без зазрения совести воспользовался идеей о трупе в лодке с отрезанными руками, подброшенной ему стенографисткой (ну и еще всякими штуками по мелочи). Писатель был известен скрупулезностью в отношении к деталям и тем, что для достоверности, описываемые в своих романах преступления косплеил, подходя максимально близко к последней черте. Но самоубиться, предварительно отпилив руки было бы слишком даже для него.
Налицо жестокое убийство... которого не подтверждает экспертиза — по данным вскрытия, смерть наступила от естественных причин, а надругались над телом уже позже. Выгодоприобретатель брат покойного, но у него железное алиби — был под арестом за управление транспортным средством в нетрезвом виде. А вскоре и сам он найден мертвым. Есть над чем поломать голову.
На самом деле это скорее такая саркастичная деконструкция жанровых клише, хотя исполненная в традициях классического детектива и оставляющая читателю возможность воспользоваться подсказками, вычислив убийцу. Чтение Игоря Князева в аудиоверсии романа как всегда безупречно.
#английская литература, классический детектив, Филлис Дороти Джеймс, Адам Дэлглиш#3, Аудиокнига АСТ, читает Игорь Князев,
Филлис Дороти Джеймс «Изощрённое убийство»
majj-s, 15 февраля 2023 г. 09:34
Убийство в психиатрической клинике
«Она была из тех редко встречающихся счастливых людей, которые ни на мгновение не усомнятся в том, что могут провести четкую грань между добром и злом. У нее было небогатое воображение, поэтому она не могла постичь чувства других людей.»
1963, в подвале психиатрической клиники жестоко убита женщина. Нет-нет, речь пойдет не о карательной психиатрии и не о жестоких экспериментах над душевнобольными. Жертва преступления заведовала административно-хозяйственной частью учреждения, а в подвале у них бельевой склад, архивы и прочие вспомогательные службы. Буйные пациенты исключаются, это не дом сумасшедших вроде Бедлама, а вполне респектабельное заведение, где лечат психотерапией, электрошоком и модной в то время лизергиновой кислотой.
Убитая была одинокой и обеспеченной, аккуратной и ответственной, занимала социально-активную позицию и при всех своих достоинствах не внушала любви. Разобраться в причинах преступления и найти убийцу предстоит суперинтенданту Дэлглишу. «Изощренное убийство» вторая книга из его серии, и что-то подсказывает мне, что вполне могла бы оказаться последней — уж очень неспешно развивается действие с бесконечным и раздражающе подробным опросом причастных, в ходе которого выясняется, что причин любить сестру Болем не было ни у кого, в то время, как неприязнь, хотя и разной степени интенсивности, она внушала всем.
К тому же, один из коллег имел основание ненавидеть ее за рассказ его жене о романе с коллегой; ее дальняя родственница, которая работает здесь же и живет с больной матерью, стала наследницей приличного капитала; а одна из сотрудниц может рассчитывать на серьезное продвижение по службе. Ну еще всякие мелкие мелочи из-за которых, понятно, не убивают. А из-за чего убивают? Вот это и предстоит выяснить. Не могу сказать, что роман стал самым захватывающим приключением в моей читательской жизни, хотя аудиоверсия начитана Игорем Князевым как всегда прекрасно.
Пытаюсь разобраться, почему на сей раз не радует ни Дэлглиш, которого знаю давно, потому что слушаю его эпопею не по порядку и отношусь к одинокому инспектору-поэту скорее к нежностью, ни сама Баронесса английского детектива — титула, хотя и ненаследуемого, Филлис Дороти Джеймс удостоилась за заслуги перед британской культурой, хотя по рождению, в отличие от Королевы детектива, Агаты Кристи, принадлежала к куда более низкому социальному слою и даже не закончила школу по скудости семейных средств.
То есть, Ф.Д. Джеймс я люблю, но конкретно в этой вещи удручающе мало динамики. И главное — какое-то неуловимое смещение акцентов, не позволяющее испытать ни особого сочувствия к убитой, ни праведного негодования, обращенного на убийцу. Возможно просто не моя книга или пришла ко мне не вовремя.
Филлис Дороти Джеймс «Невинная кровь»
majj-s, 25 октября 2022 г. 10:12
Родная кровь
«Иногда второй сорт это все. что нам перепадает.»
Неожиданный роман от Филлис Дороти Джеймс, не вполне детектив, скорее социальная и криминальная драма с элементами триллера. Девушка, воспитанная в приемной семье, разыскивает своих настоящих родителей, убежденная, как любая юная девица, что они аристократы.
Но по порядку, Филиппа воспитана в семье профессора социологии в заботе и достатке, получила хорошее школьное образование и собирается продолжить обучение в Кембридже. Она умна, амбициозна, хочет стать писательницей и знает, что для этого есть все предпосылки. И ей отчаянно не хватает любви. Сдержанное прохладное одобрение, какое получает от отца и суматошная опека матери — не то, о чем она мечтала бы. Хочется безоговорочного принятие, нежности, полного понимания, чтобы любили и обожали, гордились и любовались.
Смутно припоминая из детства прогулки по парку в богатом поместье, девушка воображает историю в духе Аббатства Даунтаун о плоде запретной любви двух аристократов. На худой конец богатого гостя имения и горничной. Неудивительно, что ее ждет ждет разочарование, но и вообразить нельзя, насколько жестокое. Одно дело узнать, что твои родители совсем не так блистательны, как ты себе навоображала, что они бедные, но достойные люди, да пусть бы даже попивали. И совсем другое, что преступники и сидят в тюрьме за страшное злодеяние.
Вернее, сидит мать. Отец повесился в камере. И преступление не того рода, который окутывает аурой благородного разбойника или борца за социальную справедливость. Нет, у биологических родителей девушки все было просто, грязно, страшно. Но так велика ее потребность в том, чтобы ощутить рядом родную кровь, что, уйдя от приемных родителей, Филиппа снимает крохотную бедную квартирку на скопленные к европейскому путешествию деньги, чтобы пожить там с матерью. Мэри как раз освобождается по УДО, а у дочери есть пара месяцев до начала учебы.
Ф.Д. Джеймс мастер психологической прозы с подробным погружением во внутренний мир героев, порой пугающий и отталкивающий. «Невинной крови» предпослано уведомление, что все совпадения случайны, но уже созвучие имен Филлис-Филиппа заставляет усомниться, а зная биографию писательницы: пошла работать с 16 лет, не доучилась из-за отсутствия средств на продолжение образования, после возвращения мужа с войны инвалидом, содержала семью своими заработками — трудно не провести параллели между ею и героинями книги.
Роман написан шестидесятилетней Джеймс, уже в статусе состоявшейся зрелой романистки, увенчанной многими наградами, достаточно сказать, что она была пожизненным Пэром палаты лордов, офицером Ордена Британской империи и баронессой без права передачи титула по наследству, владелицей Холланд Парка. Но быт социально незащищенных людей из низов общества знала не понаслышке и описывала живо.
Горький тяжелый роман о том, как мы ищем любви в других, не готовые давать ее, о семейном насилии и о жестокости вообще, о сладости и бесплодии мести. Исполнение Игоря Князева, деликатное и сдержанное, очень хорошо подходит этой книге.
Филлис Дороти Джеймс «Лицо её закройте»
majj-s, 28 августа 2022 г. 12:34
Мошки и пауки
»- Лицо ее закройте, мои глаза ослепнуть могут
Столь юной умерла она…
- Не думаю. Несчастие ее,
Что прожила она так долго.»
Вебстер «Герцогиня Малфийская»
Пятидесятые прошлого века. Совсем близко сексуальная революция, которая сметет или, по крайней мере, существенно откорректирует понятия о дозволенных и недозволенных в сфере пола вещах, Пока же старая добрая Англия оплот морали, осуждающей все, что не вписывается в нормы.
Тем не менее, девушка из числа «оступившихся» (незамужняя, с младенцем) принята горничной в респектабельное поместье. Хозяев не смущает даже то, что женщина с маленьким ребенком не лучшая из возможных кандидатур, и Салли оправдывает их ожидания. Она прекрасная мать и отличная работница: мила, понятлива, расторопна, почтительна. Вплоть до того вечера, когда объявит работодательнице, что отныне будет жить в ее доме на положении не прислуги, но невестки.
А следующим утром случится то, что выведет на сцену детектива-поэта Адама Дэлглиша — сквозного персонажа Ф. Д. Джеймс, знаковой фигуры английского детектива. Не получив высшего образования из-за нехватки средств, и вынужденная содержать собственную семью, когда муж вернулся со Второй Мировой больным, она завершила жизнь офицером Ордена Британской империи, Пэром палаты лордов и баронессой. Список достижений говорит сам за себя
Если вы уже успели познакомиться с Дэлглишем, продолжать можно с любого места, серия романов о нем организована без выраженной личной линии детектива, как у Несбё с Харри Холе, например. Если нет, то самое время свести знакомство, тем более, что «Лицо ее закройте» дебютный роман звезды классического детектива.
Убийство Салли Джапп погружает нас в атмосферу британского поместья, где традиции и ритуалы играют не меньшую роль, чем сотню лет назад, а плетение отношений между персонажами образует сложный узор с юной красоткой в центре паутины. Была она наивной и невинной мушкой или паучихой, которой не повезло запутаться в собственной сети, предстоит узнать читателю под мудрым руководством Адама Дэлглиша.
Аудиоверсия романа прочитана Игорем Князевым, если вы любите его исполнение так же, как я — не пропустите.
Филлис Дороти Джеймс «Чёрная башня»
majj-s, 1 мая 2022 г. 17:22
Легко ли быть инвалидом?
«У вас эйфория. Это характерный признак вашего заболевания, многие больные со склерозом отличаются этим ни на чем не основанным ощущением счастья и надежды. С вашей стороны это никакая не добродетель, а нас всех такие штучки чертовски раздражают.»
Речь не о том склерозе, при котором, как в старой репризе: «А я все забываю...» Рассеянный склероз чудовищное заболевание. Многоочаговая аутоимунная патология, при которой нормальная нервная ткань замещается соединительной, человеку постепенно начинают отказывать конечности, итогом становится полный паралич. От паралича дыхательных органов больной в результате умирает, даже при идеальном уходе.
В мире два миллиона человек с этим заболеванием, из которых в России — сто пятьдесят тысяч, это очень высокий процент от общего количества населения. В России об этом не говорят до сих пор, тема в числе стигматизированных. Англичанка Филлис Дороти Джеймс, которая писала классические детективы, включила рассказ о больных рассеянным склерозом в роман, написанный полвека назад — в 1975 году. Красноречивый пример разницы в отношении к инвалидам в западном мире и у нас.
Еще раз, объясню. чтобы понятнее: там, где проблему ставят, где о ней говорят, государство оказывается перед необходимостью реагировать, в бюджете выделяются средства для клинической и паллиативной помощи. Там, где не говорят, помогать, вроде как. и не нужно. Заболевший остается наедине с болезнью. События «Черной башни» разворачиваются в санатории для людей с заболеваниями опорно-двигательной системы, среди которых большинство составляют больные именно с рассеянным склерозом.
И Ф.Д.Джеймс умеет описать состояние своих героев предельно наглядно. Когда я читала «Дом, в котором» Мариам Петросян, пробовала ползать, опираясь только на руки, как это делает Лорд. Так вот, в процессе написания романа, автор, похоже, пробовала передвигаться по гладкому линолеуму с подушкой, как это делает Урсула — так уж подробно и точно описан процесс.
И это не единственный случай, когда читателю поневоле приходится погружаться в ощущения героев. Получать представление о том, что чувствует человек, обреченный на медленное умирание в становящемся все более чужим теле. Боль, стыд, обида. одиночество — весь спектр переживаний. К чести писательницы, она не нагнетает мрак намеренно, все это остается фоном для событий классического английского детектива с мастерски закрученной интригой.
Командер Адам Дэлглиш, оправляясь от болезни, которую врачи считали смертельной, ошибившись с диагнозе, решает уйти из Скотланд Ярда, вести тихую жизнь, писать стихи. Тут-то к нему и приходит письмо от священника. который знал его еще мальчишкой. После они много лет не общались, теперь преподобный Бэддли служит в Тойнтон-Грейндже. том самом приюте, над которым высится черная башня, сложенная из сланца. Старый священник просит приехать, ему необходимо посоветоваться.
Удивленный, командер отправляется в путь, чтобы застать старинного приятеля мертвым. Настораживает его. что кое-какие предметы, которые явно должны были быть в домике Бэддли, исчезли. К тому же, ему завещана библиотека старика, придется провести несколько дней в Грейндже. Где начинают твориться все более странные и подозрительные дела.
«Черная башня» неспешный, отлично логически обоснованный детектив, может несколько более многословный, чем привычно в наш торопливый век, но без непредсказуемых маньяков и без новомодной страсти к омерзительным способам умертвия. А исполнение аудиоверсии Игорем Князевым придает роману дополнительный шарм и респектабельность.
Добротный, интересный, логичный и в высшей степени человечный детектив.
Филлис Дороти Джеймс «Неподходящее занятие для женщины»
majj-s, 30 апреля 2022 г. 07:06
Корделия начинает и выигрывает
«Я только перекинусь с ней словечком, а потом она может уйти. Здесь не место женщинам.»
А вот и нет. Женщинам, как выяснилось, здесь вполне себе место. И кажется, героиня «Неподходящего занятия для женщин», Корделия Грей — первая из череды женщин, руководящих сыскным агентством. Я не сильна в истории жанра, но подозреваю, что одна из первых
Классический английский детектив от Филлис Дороти Джеймс, которая, не в меньшей. чем леди Агата, степени. достойна звания королевы, ну или, как минимум — герцогини детектива. Я уже встречалась с писательницей и ее сквозным героем Адамом Далглишем в «Тайне Найтингейла».
От кошмарной истории, когда прямо на показательном занятии по кормлению через зонд в школе медсестер, девушке в желудок влили вместо теплого молока средство для прочистки труб — бр-р, передергивает ужасом и омерзениеи при воспоминании, как ни одной скандинавской или азиатской истории с расчлененкой не удавалось добиться.
Здесь командер Дэлглиш тоже появится, хотя в самом конце, и роль. которую ему доведется сыграть, не из самых обаятельных. Он станет допрашивать Корделию об обстоятельствах смерти ее заказчика, явно имея в виду засадить за решетку пожизненно, если девушка даст слабину.
И в это время читатель, успевший полюбить отважную сыщицу, должен возненавидеть его. Но тут, понимаете, в чем дело, он выполняет свою работу, стоит на страже закона и порядка. Права человека по-настоящему блюдут только там, где к тому и другому относятся с уважением. А когда базовые понятия сметают в угоду чьего-то хотения, тогда начинается хаос. Но я отклонилась от темы.
Итак, задание, которое Корделии придется выполнять — разобраться в обстоятельствах смерти молодого человека по имени Марк, наследника солидного состояния и сына видного ученого. И это вдумчивое неспешное расследование. в ходе которого, как водится в классическом детективе, из шкафов извлекаются все новые скелеты, а приятные во всех отношениях люди, являют звериный оскал. Эпизод с колодцем — прямо ужас-ужас
Удивительно, но написанный в середине семидесятых, роман совершенно не воспринимается анахронизмом. История первого дела молодой энергичной женщины с шекспировским именем Корделия, вынужденной обстоятельствами встать во главе детективного агентства, которое дышит на ладан и того гляди, пойдет ко дну — эта история завораживающе интересная, страшная и трогательная.
А две особенности авторского стиля Джеймс: 1. не заканчивать повествование раскрытием преступления, но прослеживать дальнейшую судьбу героев; 2. пара: наставник в возрасте из бывших полицейских, который умирает от рака, и дело берет в свои руки его молодая напарница, пережившая серьезную психотравму — возможно вдохновили Стивена Кинга на образы сыщиков из агентства «Finders Keepers» («Кто нашел — берет себе»).
И по традиции: чтение глазами хорошо. но если вы научились воспринимать тексты в аудиоформате, то сможете читать в условиях, когда традиционное чтение невозможно. А в исполнении Игоря Князева любая книга феерически прекрасна. Эта не исключение.
Филлис Дороти Джеймс «Тайна Найтингейла»
majj-s, 2 февраля 2022 г. 10:44
Найтингейл. Не Флоренс
«Я не думаю, что можно быть сыщиком и всегда оставаться добрым. Но если вы только заметили, что жестокость становится приятна сама по себе, то, наверное, пришло время перестать быть сыщиком.»
Жуткий, но исполненный мрачного очарования роман в традициях классического английского детектива. Время действия начало семидесятых прошлого века, место — Дом Найтингейл, казалось бы, названный в честь основательницы движения медицинских сестер как общественного института Флоренс Найтингейл. Однако в этой истории абсолютное большинство вещей оказывается не тем, чем кажется.
Ни к «Леди с лампой», ни к Соловью (nightingale) из женской разведсети, воспетому Кристиной Ханной, роман «Тайна Найтингейла» (Shroud for a Nightingale) отношения не имеет. Хотя отголоски событий Второй Мировой сыграют здесь немалую роль, а местом действия окажется школа медсестер.
Филлис Дороти Джеймс, известную как баронесса Джеймс из Холланд Парка, не случайно называют современной Агатой Кристи. Суммарный тираж ее книг более шестидесяти миллионов экземпляров, а их сквозной персонаж, сыщик-поэт Адам Дэлглиш, по праву в ряду наиболее любимых книжных детективов. Я встречаюсь с ним впервые и признаюсь, очарована.
О чем книга? В школе медсестер происходят странные и страшные вещи. Прямо на практическом занятии погибает студентка. Знаете процедуру зондального кормления, когда больной не может по каким-то причинам питаться? Ее навык, как любой другой, должен быть отработан будущими сестрами, а моделью для процедур поочередно служат сокурсницы. Той, кому это вы пало сегодня, вместо теплого молока вводят другую субстанцию. А спустя день — еще одна смерть.
Дело ведет инспектор Далглиш, известный тем, что расследования проводит быстро и тщательно, В ходе следствия выяснится множество вещей, шокирующих даже в нынешнее свободное время. Однако следует помнить, что герои книги медики, представители самой гуманной, но и наиболее циничной из профессий, которые в собственной повседневности сталкиваются с муками и болью, с отталкивающим и уродливым.
Отличный детектив в традициях Агаты Кристи. Сдержанный в физиологических описаниях, внимательный к психологическим портретам участников. И я в очередной раз благодарна Игорю Князеву за блистательно прочитанную аудиокнигу.
Филлис Дороти Джеймс «Смерть эксперта-свидетеля»
prouste, 3 июня 2020 г. 11:35
Джеймс пишет с избыточной обстоятельностью для развлекательного жанра, но в этом есть свое обаяние. Для меня очевидно, что талант ее без острого сюжета неконкурентен с звучными мэйнстримовскими Маккьюэнами- Эмисами, ну да нашла свою нишу. Центральный ее сыщик Дэнглиш малоинтересен, зато остальные персонажи выписаны от души. Жертва подана как всеми ненавидимый тип, соответственно и подозреваемых с мотивом немало. Социальные зарисовки, аспекты отношений в бюро судебно- медицинской экспертизы наиболее любопытны, а детективная составляющая — так себе. Очень добротно, но не так, чтоб феерил роман.
Филлис Дороти Джеймс «Лицо её закройте»
Iricia, 13 марта 2020 г. 21:52
Роман рассказывает об очень чопорных английских господах, которые дружно ненавидели живую, умную, ушлую, привлекательную горничную, пока в какой-то момент кто-то не постарался сделать её чуть менее живой. Банальное убийство, ради которого Шерлок Холмс поленился бы даже вылезать из своей квартиры на Бейкер-Стрит, на протяжении множества страниц расследует детектив Адам Дэлглиш и под конец мастерски применяет умение «невыносимое занудство», в результате которого утомленный преступник самолично признается в убийстве.
Если в детективах «красной сельдью» называют ложную улику, призванную сбить с толку следствие, то тут у нас в наличии целый что ни на есть рыбный магазин! Если читать книгу исключительно как детектив – то затянута она просто невыносимо, если пытаться углядеть в ней психологический роман – она всё еще остается затянутой, но уже чуть менее невыносимо.
Интересно воспринимать слова и поведения персонажей, держа в уме, что один из них убийца и наверняка врет и всячески пытается запутать окружающих, но это невинное развлечение начинает надоедать ближе к середине книги. В книге очень много персонажей. Слишком много! Буквально с первых страниц возникает животрепещущий вопрос: кто все эти люди?
И ладно бы, если бы автор сделал главным или скорее даже фокальным персонажем только одного из них, максимум двух, но повествование скачет от одного к другому, и в какой-то момент все эти прыжки между персонажами начинают утомлять. Разумеется, поначалу занимательно сравнивать между собой версии разных людей и проверять их на правдивость, но у персонажей книги, в отличии от читателя, есть неоспоримое преимущество: когда дело касается их самих, они точно могут сказать, где правда, а где ложь. В то время как ты, читатель, оказываешь завален кучей информации, часть из которой оказывается обманом, часть – чужими интерпретациями разной степени достоверности, и только небольшая доля – правдой. И тебе еще нужно понять, которая именно, учитывая, что по-настоящему важную информацию автор придерживает для себя. Нечестно!
При этом единственной героиней, которая нравилась мне по-настоящему, была только убитая – Салли. Следить за прочими было может и интересно, но симпатии они особой не вызывали. Большинство персонажей, включая доблестного детектива, под конец романа приходят к выводу, что Салли чуть ли не сама напросилась, чтобы её убили; при этом её убийце по какой-то причине вынесли обвинение в убийстве при смягчающих обстоятельствах и величайшей загадкой для меня осталось, в чем именно эти самые «смягчающие обстоятельства» заключались.
Отдельную порцию проклятий посылаю непосредственно переводчику. При чтении сложилось чёткое впечатление, будто русский язык не является для неё родным языком.
Вот несколько примеров.
«Но поскольку радость, которую она [миссис Макси] получала, любуясь им, не угасала и поскольку когда-то она училась вместе с Кэти Бауэрз в одной школе и дорожила старой дружбой, она понимала, что Кэтрин следует пригласить в Мартингейл если не для ее детей, то для нее самой. «
В тексте упоминаются три (!) женщины, причем последним звучит имя Кэтрин, а перед этим её матери, Кэти (спасибо, кстати, автору, которая додумалась назвать мать Кэти, а дочь Кэтрин). При этом в последнем предложении звучит « если не для ее детей, то для нее самой».
«для неё самой» — это для кого? Для Кэти, для Кэтрин или для миссис Макси? И как мне об этом догадаться из текста?
В английском тексте, кстати, всё понятно, потому что речь идет о том, что миссис Макси собирается пригласить Кэтрин если не от имени детей, то от своего собственного.
«But because the pleasure it gave her was still fresh and real, and because she had once been at school with Katie Bowers and placed some importance on the obligations of old and sentimental associations, she felt that Catherine should be welcome at Martingale as her own guest, if not as her children's.»
«Ее задушил правой рукой человек, стоявший перед ней.»
В оригинале: «Manual strangulation by a right-handed person standing in front of her.»
Правой рукой? При том что ранее в тексте проговаривается, что душили двумя руками. Переводчик, что с тобой не так?! Чем слово «правша» тебя не устраивает?
Понятно, что общий смысл вроде бы верен, но это детектив. Детектив! Задушить правой рукой и убийца-правша – это немного разные вещи, тем более, что по сюжету это обстоятельство ИГРАЕТ роль.
И таких мелких моментов, которые здорово искажают смысл происходящего очень много.
Филлис Дороти Джеймс «Первородный грех»
prouste, 15 января 2020 г. 21:31
После Дитя человеческого, которое вполне понравилось, решил прочитать что-то из детективного наследия Джеймс, которая достаточно статусная дама. В каждом втором отзыве и рецензии упоминается Агата Кристи, но с ней у Джеймс мало общего. Я совершенно не поклонник Кристи, мне она кажется функциональной и чисто сюжетчицей, а вот Джеймс в этом романе предстает совершенно барочным, избыточным автором. Обилие описаний обстановки, архитектуры, пейзажей, лондонской топонимики, второстепенных персонажей — все это близко скорее к Троллопу и увесистым романам 19 века нежели к лаконизму представителей т.н. золотого века детектива. Разгадка и собственно детективная составляющая намеренно утоплены автором в социальных обильных картинах нравов. У Джеймс хороший слог и индивидуальное разнообразие речевой манеры разных персонажей — в зависимости от социального происхождения, но и не только. Мне сильно понравились диалоги в исполнении представителей привелегированных слоев — забавно и в лучших традициях . Я в отрочестве много почитал Теккерея, Троллопа и Мередит, а чуть позже и Мердок, так что толстенный неспешный бритиш роман для чтения у камина люблю. У Джеймс вышел такой, как чисто узкий детектив не шибко то и интересный. Помимо прочего, инспектор не блеснул, а убивца вычислили путем сужения кругов и благодаря найденному роялю в кустах. Пусть его. Читать такую прозу на постоянной основе — как постоянно есть щербет, достаточно утомительно и вязко. Раз в полгода же категорически готов читать по томику Джеймс — мастеровитая стилистически и в умении строить многофигурные композиции дама, что сказать.
Филлис Дороти Джеймс «Дитя человеческое»
prouste, 9 января 2020 г. 19:42
Как то раньше руки не доходили до Джеймс, славной в первую очередь детективами, а сейчас, видимо, следует и их почитать. Умела писать. Авторский слог вполне себе породистый и для жанровой антиутопии — мягкой, элегичной — не такое частое явление. Как и все смотрел фильм Куарона, который ну сильно по мотивам. Наиболее запомнившегося из фильма — прекрасно поставленной перестрелки — нет и в помине, да и центральный персонаж романа смахивает куда как больше и манерами и возрастом на персонажа Майкла Кейна, чем на Клайва Оуэна. Британская обстоятельность при создании набросков второстепенных лиц, отсутствие пережимов, впечатляющий центральный герой, обернувшийся из Савла Павлом — все радует. Все достоинства британской классики перекочевали в жанровый врое роме, которого и Маккьюэн бы не постыдился.
Филлис Дороти Джеймс «Дитя человеческое»
Podebrad, 8 апреля 2019 г. 18:38
Большинство, вероятно, знакомилось с этой вещью по фильму. Фильм поставлен хорошо, есть очень сильные сцены, но идея предельно упрощена, до среднелиберального уровня. А читать этот роман стоит ради заложенных в нём идей. Сюжет имеет второстепенное значение.
Итак, последний в мире ребёнок родился в 1994. В 2021 на Земле нет детей, нет молодёжи, а лет через 20 подавляющее большинство человечества будут составлять старики. Жить больше незачем, если только выживать. Людям больше нет дела не только до того, что происходит в мире, но и до того, что происходит сразу за порогом их дома. Закрываются библиотеки и музеи, пустеют и постепенно разрушаются дома, никто больше не занимается долгосрочными проектами, не создаёт нового, не пытается спасти природу, да и разрушать её никто не рвётся. Одни ищут спасения в молитве, другие в алкоголе, третьи в актах вандализма, четвёртые в собственном детстве, или детстве давно уже взрослых детей, или тех детей, что так никогда и не родятся. Основной же массой овладела апатия, ожидание скорого уже конца. Впечатление жуткое и при этом реалистичное. У взрослого человека, бездетного или пока бездетного, рано или поздно возникает страх, что на нём может всё и кончиться. Когда кончается человечество, это в миллиард раз страшнее.
Природа катастрофы до конца не ясна. Автор, по косвенным признакам, видит причину в упадке европейской цивилизации, заразившей своими болезнями весь мир. К началу девяностых Европа, в которой выросла Джеймс, уже исчезла, по крайней мере, в главных её центрах. Ушла вера, ушёл интерес к книгам и классической культуре, увлечение наукой. Вышла из моды крепкая семья, вообще постоянные отношения, традиционные формы секса. Почти исчезло общение людей напрямую. Утрачен интерес к политике, идеям справедливости, равенства, демократии в прямом смысле слова. Всё заменила погоня за новыми и новейшими развлечениями. И вот пришло всеобщее бесплодие. Это только версия, далеко не единственная. Вопрос остаётся открытым, как и вопрос о причинах внезапного просвета. Автор склоняется к мысли о возрождении любви и веры и склоняет к ней главного героя, не ведавшего в своей жизни ни того, ни другого.
А слабости романа бросаются в глаза, как только дело касается диктатуры, царящей в Англии 2021. Просто англичане плохо представляют себе, что такое диктатура, как она функционирует и как может выглядеть в условиях Англии.
Филлис Дороти Джеймс, Т. А. Кричли «Молот и "Грушевое дерево". Убийства в Рэтклиффе»
Еркфтвгшд, 4 ноября 2017 г. 22:44
Георгианство, в котором жила и творила Джейн Остин — это не только поместья и девичьи «страдания» с перемежанием их новыми фасонами из журналов мод. Это и социальная расслоеность общества, и казнь через повешание за кражу из дома (порой стоимость украденного не имела значения, представьте себе), отсутствие централизованной системы правоохранительных органов — следовательно отсутствие взаимодействия между разными ведомствами, а порою и конкуренция между ними, наносящая вред раскрытию совершенных преступлений и предотвращению новых.
Молот и «Грушевое дерево» — архивное расследование, подняты планы зданий, карты кварталов в приходах, газетные заметки, протоколы заседаний, допросов, судебных постановлений. Но всё это лишь ради версии, так как истинные виновники двух чудовищных преступлений (хоть и был обвиняемый, покончивший с собой в камере, хотя сам ли он покончил с собой — тоже вопрос) — так и не найдены.
И сам характер убийств... поражает. Погибшим разрезали шеи до позвоночников, проламывали черепа несмотря ни на что: самой юной жертвой стал младенец двух недель от роду. Ради чего? С места первого преступления не были взяты даже деньги — 159 фунтов (что по тем временам являлось приличной суммой), а со второго — украдены лишь настольные часы. Декабрь 1811 года выдался устращающий. В воздухе зреет недовольство, правительство сулит награду за информацию о преступнике или преступниках, а люди дрожат за ставнями своих домов и ставят решетки на двери и окна (если средства позволяют).
Неудавшийся грабеж с удавшимся уничтожением свидетелей? Сговор двух маниаков, убивающих семьи? Или м/б между двумя погибшими семьями и убийцами есть связь и это месть за прошлое?
Ответьте себе сами.
Филлис Дороти Джеймс «Неестественные причины»
Dunaewa, 14 октября 2017 г. 15:42
Если вам интересно узнать, чем вдохновлялся Борис Акунин — обязательно прочитайте этот детектив. Тут есть все его «фишки» — максимально неподозрительный убийца, постмодернистское преступление, сыщик, который догадался обо всем еще в середине книги, но молчал до самого конца, несчастная любовь главного героя и дух по-настоящему изысканной литературы. В нем мало трупов, но основная тайна невыносимо изящна.
Филлис Дороти Джеймс «Смерть приходит в Пемберли»
Podebrad, 4 октября 2017 г. 17:52
Это своего рода фанфик по знаменитому роману «Гордость и предубеждение». Прошло шесть лет, большинство героев устроило свою жизнь, и тут он попадают в дело об убийстве. Сам я получил от чтения умеренное удовольствие. Добротный детектив, на хорошем литературном уровне, со смутно знакомыми героями, к тому же из времён Питта и Бонапарта. А потом подумал, как должны воспринимать его поклонники Джейн Остин. Боюсь, примерно так же, как я воспринял акунинский детектив по мотивам чеховской «Чайки». Дочитать его так и не смог. Ф.Д. Джеймс как писательница несколько выше Б.Акунина, но, конечно, далеко не уровня Джейн Остин. И вообще, детективу здесь не место. Сама Остин в «Нортенгерском аббатстве» вволю поиздевалась над попытками вообразить обычных людей в роли героев готического романа. Обитатели и гости Пемберли выглядят неорганично в роли подозреваемых, свидетелей, расследователей и защитников. Им хочется выбраться поскорее из этого сюжета и вернуться к тому, для чего они были предназначены. И потом, у Джеймс отсутствует главное достоинство Остин, её великолепная ирония. Она замечательный писатель, способный создавать детективы на уровне настоящей литературы, но смеяться она не умеет.
Филлис Дороти Джеймс «Женщина со шрамом»
alex1970, 10 декабря 2014 г. 14:36
Я люблю детективы Филлис Дороти Джеймс, но этот, один из последних романов «королевы детектива», благоприятного впечатления не произвел.
Вроде все как всегда — убийство, поместье с тайной, коммандер Далглиш и его помощники и т.д.
Но детектив благополучно утонул в бытописательстве и ненужных подробностях.
О том, кого убьют, нам сообщат на первой странице. Но затем 150 страниц нам будут рассказывать как героиня решилась на операцию, откуда у нее шрам, про тяжелые отношения с родителями, и о том, почему она дает деньги бездельнику-любовнику, который выдает себя за актера.
Потом женщину убьют. И начнется вторая часть марлезонского балета — мы узнаем, что в этот день делали все члены бригады коммандера Далглиша, включая его самого. Что подумал повар о приезде полиции.
В итоге, по сути очень мало, а много о героях и самом поместье. Создается впечатление, что о детективе вспомнили по привычке — Джеймс — значит детектив. Как в старом анекдоте про секс по-кубински — «Дорогая, в конце я забыл сказать «Ча-ча-ча»».
Если вас это не пугает, почитать можно. В конце концов — один из последних романов действительно великой детективщицы. Но с другой стороны, ее более ранние работы куда лучше
Филлис Дороти Джеймс «Бабенькина мухоморка»
Цирцея, 24 июня 2013 г. 11:51
Интересная история о тайных путях совести. Детективный сюжет способствует заострению нескольких граней этого явления.
Филлис Дороти Джеймс «Неподходящее занятие для женщины»
Podebrad, 15 марта 2012 г. 18:16
Классический детектив с элементами психологического триллера. Дело происходит в Кембридже в начале семидесятых. Молодой частный детектив Корделия Грей расследует свое первое и, возможно, последнее крупное дело. Любимый герой автора инспектор Дэлглиш появляется только на последних страницах.
В книге Ф.Д. Джеймс не найдешь легкости Агаты Кристи, изящества Конан Дойла, невероятных поворотов сюжета, характерных для Карра. Вместо этого — внимание к жизненным ситуациям, несущественным для следствия, глубина психологических характеристик, прекрасные картины Кембриджа. Такое впечатление, что автора больше интересуют проблемы общества, чем собственно детективный сюжет, хотя и о нем она ни на минуту не забывает. Местами мрачновато, но оторваться от книги трудно. Вещь на границе детективной литературы и литературы в полном смысле слова.
Филлис Дороти Джеймс «Дитя человеческое»
Rudenka, 30 сентября 2009 г. 16:14
фильм, если честно, потряс. а вот книгу дочитала с огромным трудом
Филлис Дороти Джеймс «Дитя человеческое»
ii00429935, 30 сентября 2009 г. 15:55
Книгу прочитал под впечатлением от замечательного и обидно недооцененного фильма. Скажу кратко: понравилось гораздо меньше. Идея в основе романа интересная и вполне жизненная (общий демографический спад). Сюжет в экранизации в общих чертах тот же, но финал, придуманный писательницей, совершенно не убеждает и кажется мне случайным. Открытый финал, неопределенный, но оставляющий надежду, из фильма — по-моему, гораздо удачнее. И еще интересное наблюдение. В фильме (режиссер — мужчина) о причинах массового бесплодия ничего не сказано (и правильно, книга — не научная фантастика). В романе же Филлис Дороти Джеймс открытым текстом заявляет — это мужское бесплодие. Вот так. Беда с мужиками!
Филлис Дороти Джеймс «Дитя человеческое»
swgold, 1 апреля 2009 г. 00:31
Очень тягостная книга. И очень тяжело читается. Автора мало заботят такие вещи как композиция, центральная идея или «неработающие моменты». По сути, вся книга — набор таких «неработающих моментов». Редкое ружье стреляет в этой книге. Автор постоянно отвлекается на подробности, без которых свободно можно обойтись, поскольку они не вносят практически ничего в общую картину и если и придают ей краски, то весьма тусклые, по причине общей депрессивности текста. Английский сплин — это нечто фирменное, навроде тмина или карри, но есть это ложкой, право, не стоит.
Особое недоумение вызвала концовка. Финальная драматическая развязка вовсе не следует из предыдущего текста, и конфликты, которые она разрешает, не имеют отношения ни к чему, ранее сказанному. Возникает ощущение пирожка, из которого наглым образом удалили начинку.
Невольно сравниваю книгу с фильмом — он был быстрым, шумным и впечатляющим (хотя и более уплощенным), все конфликты были должным образом драматизированы и разрешены. В некотором отношении, он на голову выше книги. Возможно потому, что сюжет подвергся радикальной Перестройке и, разумеется, Ускорению...
Справедливости ради, следует сказать — автор не отнюдь Дарья Донцова, хотя и детективщик. У ней есть мысли. А кое-что даже ласкает слух, например:
«Народ устал от орд, вторгавшихся из стран, где было ничуть не меньше природных богатств. Но люди там в течение десятилетий позволяли дурно управлять собой, ибо были трусливы, ленивы, глупы, а теперь вознамерились воспользоваться благами, завоеванными на протяжении веков чужими интеллектом, трудолюбием и смелостью. Извратив, между прочим, и уничтожив цивилизацию, частью которой им так хотелось стать.»
Жаль, что эти мысли совершенно оторваны от контекста. Чередование таких кусочков навевает ощущение от поездки в электричке, когда за окном мелькают какие-то бытовые сценки, фрагменты пейзажа, а в ушах зудит прекличка диалогов. Но сценки происходят в одном месте, пейзаж находится совершенно в ином, а диалоги никак не привязаны к действу, отчего постепенно погружаешься в бессмысленный тревожный сон, в конце которого ждет больная голова и чувство бездарно потраченного времени.