Все отзывы на произведения Михаила Пухова
Отзывы (всего: 198 шт.)
Рейтинг отзыва
amak2508, 27 февраля 16:27
Действительно остроумно. Думается, что названием рассказа и первыми его страницами Пухов сумел ввести в заблуждение практически всех, кто начинал читать эту удивительную вещицу. Но, вообщем-то, он вместе со своим инопланетцем безусловно прав: жизнь одного-единственного разумного существа ничто по сравнению с жизнью, зарождающейся на целой планете. И хорошо, что успел этот инопланетец, слава богу, вовремя.
Только вот как быть в случае, если заветную кнопочку на левом плече скафандра нашего героя, открывающую забрало гермошлема, ненароком придавит чем-нибудь тяжелым и это самое забрало откинется случайно? Тут уж никакая служба спасения жизни не спасёт... зарождающуюся на планете жизнь :).
Михаил Пухов «Окно в Футурозой»
amak2508, 8 февраля 16:04
Убогая вещица: автор придумал «окно в будущее» и решил, что этого для рассказа уже вполне достаточно. Ни то, как и почему возникло это окно, ни, тем более, то, значит ли это, что будущее уже состоялось и поэтому неизменно — эти вопросы его совершенно не интересуют. Достаточно, мол, той интриги, что строители земной базы на Марсе собрались в выходной день (!) чуть прогуляться и посмотреть на этот феномен (учёных он почему-то совершенно не заинтересовал) и увидели в «окне в будущее» людей с крыльями. Вот такой вот рассказ написал Михаил Пухов, возглавивший как раз в год написания этого произведения отдел научной фантастики журнала «Техника-молодёжи».
amak2508, 6 января 10:54
Надо отдать должное автору — финал рассказа оказался довольно неожиданным. Впрочем, возможно всё дело здесь в «космическом» антураже этой вещицы — он всегда навевает мысли о какой-то сугубо фантастической развязке произведения. А тут... Тем не менее надо признать, что рассказ получился — легкое, довольно увлекательное чтение, оптимальный размер в десяток страничек, неожиданный финал.
Единственное, что в нём смущает (помимо излишней болтливости киборга :)), так это то, что по Пухову киборгом может стать каждый, кто находится при смерти и сделает выбор в пользу этого варианта. Не взирая на то, каким характером и какими взглядами на жизнь этот человек обладает. Думается, что от таких киборгов пользы обществу будет не на много больше, чем вреда :).
1001, 17 декабря 2024 г. 17:48
По факту — это первый советский фантастический рассказ ужасов (не помню ничего подобного до него :)
Написан в строгом соответствии с канонами жанра — да и первоисточник обнаружить легко: фильм Спилберга «Челюсти» 1975 года.
Нет, в СССР этот фильм не показывали, как и не печатали и книгу Питера Бенчли.
Но шума в прессе по этому поводу было много — и любой интересующийся благодаря этому знал все подробности сюжета.
Отличная была реклама (косвенная), сравнимая с такой же рекламой фильмов из саги «Звездные войны» и фильма «The Exorcist»-а 1973 года (их никто не видел, но все были в курсе :) Уже ближе к эпохе перемен точно так же в СССР прорекламировали и «Калигулу» Тинто Брасса :)
Но, как выяснилось потом, «Челюсти» оказались довольно скучным кино, а вот рассказ Пухова я помню до сих пор (после однократного прочтения в сборнике 1977 года).
И таки да, было реально страшно :)
Что до биологических особенностей — то я бы не стал зарекаться (имел возможность пообщаться с хорошими специалистами, узнал много интересного :)
Вообще — биология, наука чрезвычайно интересная и где-то близкая к технике (и там и там есть понятие «эволюция». В технике она однозначно направленная, а вот с биологией нет четкой уверенности :)
1001, 16 декабря 2024 г. 04:33
Семидесятые, пик популярности журнала «Знание-сила» (вплоть до неслучайного попадания в знаменитый фильм про Ивана Васильевича).
И в нем новый рассказ Пухова — и снова я его запомнил раз и навсегда: сногшибательная идея автора на волне последнего тренда в науч-попе («черные дыры», новинка сезона :)
Ну, то что техническое воплощение- чистейшая фантастика, это понятно. Но вот при заданных фантастом вводных — сама основная идея рассказа великолепна (и будет реализована, если физика таки позволит, при факте наличии иных цивилизаций, конечно).
Кстати, при просмотре известного фильма «Интерстеллар» мне, почему-то, все время вспоминался именно этот рассказ Пухова :)
(ну, то что фантасты разных стран очень внимательно следят за творчеством своих коллег — факт известный еще со времен «Космической одиссеи 2000 года», где А. Кларк таки воспользовался прямой цитатой из книги Станислама Лема «Молот». Сомневающиеся могут проверить лично :)
А что до «забытых предков» — ой. Вот прямо сейчас наблюдаю, как то, что было всего-то 40-50 лет назад, несмотря на все современные технологии — оказывается прочно забытым (более того, сильно искаженным и перевранным). И я про быт, а не про политику :)
Михаил Пухов «Картинная Галерея»
1001, 16 декабря 2024 г. 04:14
1972 год.
Родители впервые выписали (смогли выписать?) журнал «Техника-молодежи», который тогда был на пике своей популярности.
Каждый новый номер я ждал с нетерпением (а старые номера я собирал в школе, вытаскивая их из сданной другими школьниками макулатуры — такая практика не возбранялась, так как считалось, что от чтения больше пользы, чем от вторичной переработки :)
Вот благодаря ТМ я и познакомился с творчеством замечательного фантаста Пухова. Одного рассказа оказалось достаточно, чтобы я запомнил эту фамилию. И после, каждый раз, когда этот номер попадал мне в руки, я перечитывал этот замечательный рассказ.
В общем, ничего удивительного — Пухов писал правильную техническую фантастику (кандидат физико-математических наук, как никак).
А так как я по духу был всегда инженером (начиная лет с пяти, когда я начал разбирать все подаренные мне игрушки с благородной целью — узнать что у них внутри :), то его творчество всегда находило отклик в моей душе.
Кстати, все технические подробности описаны со знанием дела, включая и то, что все ресурсы всегда ограничены (а иное встречается только у фантастов-гуманитариев :)
Михаил Пухов «Палиндром в антимир»
1001, 16 декабря 2024 г. 03:54
Понятие «палиндром» я узнал из книги А. Толстого про Буратино («А роза упала на лапу Азора»).
Но вот написать хоть и небольшой, но осмысленный рассказ-палиндром (да еще и без помощи искусственного интеллекта) — это высший пилотаж.
Уважуха :)
Рассказ этот был выучен мною практически наизусть, а выражение «пространство пожирает звездолет» стало школьным мемом того времени (относилось к витиеватым сочинениям, написанным некоторыми школьниками :)
(вообще, Михаил Пухов был одним из уважаемых фантастов того времени. Если не первая десятка, то двадцатка — точно).
Михаил Пухов «Мы и наши родители»
amak2508, 5 декабря 2024 г. 10:40
Очень простенько. Рассказ написан скорее для детей, чем для взрослых, да и герои его — ребята-подростки. Но читается неплохо, хотя ничего особенного, что могло бы отложиться в памяти надолго, в нём нет. Впрочем, мысль о том, что дети строго по науке должны лучше понимать своих родителей, чем те их, любопытна. Жаль только, что, как и сказал отец главного героя, жизненного опыта у детишек ещё маловато. Да ещё и голова часто думает по-дурному — это уже я от себя добавлю :)
Михаил Пухов «Картинная Галерея»
amak2508, 12 августа 2024 г. 08:46
Думается, этот сборник, как бы помягче сказать, на любителя. Да, рассказы в нём бойки, просты, легки в чтении и, на первый взгляд, совсем неплохи. Но стоит чуть приглядеться и почти в каждом из них сразу же станут видны многочисленные нелепости, нелогичности, авторские натяжки.
Безоговорочно в сборнике понравился всего один рассказ — «Услуга мага», эдакая остроумная научно-популярная шутка. Есть и ещё ода неплохая вещица — «На попутной ракете», но только если её рассматривать как шутливое произведение. К сожалению, как на самом деле её позиционирует автор, понять так и не удалось. Да, правда есть ещё одна группа произведений сборника — нелепостей в них хватает, но читаются они или из-за остроумного замысла, или из-за общей увлекательности всё равно неплохо. К ней можно отнести рассказы «Случайная последовательность», «Картинная галерея» и «Ахиллесова точка».
Вот, наверное, и всё, на что можно обратить внимание в этой книженции. Остальное действительно, как говориться, «на любителя», то есть на читателя, не обращающего внимание на качество написанного.
Да, и ещё относительно опуса под названием «Палиндром в антимир». Сил, как я понимаю, на эту совсем небольшую вещицу-палиндром потрачено было немало, автора можно за это уважать, но... это совсем не литература, а всего лишь трюкачество, никакого интереса не представляющее.
amak2508, 11 августа 2024 г. 16:12
Неудачный рассказ. И это при том, что на первый взгляд он выглядит совсем неплохо — доходчив, лёгок в чтении, да ещё и заставляет задуматься: а так ли уж правы наши далёкие потомки (то есть автор рассказа :)), принявшие решение не оживлять умерших/погибших людей из-за того, что невозможно выбрать из них более достойных (??).
Первым всё впечатление от рассказа портит явно театральный финал — в самый обычный летний день множество девушек несут цветы к Вечному огню. Затем возникает вопрос — а зачем, собственно, космонавт Чернов явился отнимать время у занятого человека, директора института? То, что он хотел узнать (почему принято решение не оживлять людей), вполне можно было выяснить, обратившись к любому информационному ресурсу.
И, наконец, главное, о чем не забывают нормальные фантасты: клонирование/оживление по ДНК создаёт только тело человека, ну и, возможно, его характер, наклонности, способности. Личность человека, его память и внутренний мир — это наживное, это никаким образом не восстановишь. А раз так, то проблема, поднятая в рассказе, оказывается всего лишь умозрительной, а сама это вещица — явно надуманной.
amak2508, 28 июля 2024 г. 12:14
Остроумно, и при этом ещё и эффектно. Конечно тема движения против хода времени для фантастики отнюдь не нова, достаточно вспомнить того же У-Януса из «Понедельника...» Стругацких, но, надо признать, что Пухов выписал всё эту историю с прямым и встречным ходом времени гораздо более интересно и тщательно, да ещё и логически складно.
А вот как это оформлено автором в рассказ, понравилось не очень. Похоже, что Пухов всё своё внимание сосредоточил на идее со встречным потоком времени, а её преобразование в рассказ делалось по остаточному принципу. Отсюда и какая-то невнятная встреча, и спонтанное немотивированное решение лететь сейчас же и вместе, и то, что гипотеза, объясняющая все непонятки с Черными Шарами была изложена пилоту только после полёта (то есть, как надо автору), хотя по логике это должно быть сделано ещё до полёта, иначе он просто никуда бы не полетел :).
amak2508, 21 июля 2024 г. 12:46
Как это часто бывает у Пухова, на первый взгляд рассказ вроде бы и неплох: наше недалёкое космическое будущее, странный «метеорит», удивительные дедуктивные способности одного из героев произведения.... И опять всё дело портят авторские натяжки и нелепости: тут и странная твёрдая уверенность в том, что любая цивилизация, достигнув определённого уровня развития, тут же обязана начинать орать на весь космос: «Вот она Я! Давайте знакомиться!». А если такого нет, значит в галактике и нет таких цивилизаций :). Тут и странные локаторы, установленные на Луне и способные видеть далеко не все движущиеся в окрестностях спутника объекты. Но больше всего восхитил инопланетный зонд, пролетающий сквозь пояс астероидов со скоростью 25 000 километров в секунду, при этом на в один астероид не вляповшийся, зато попавший на своём пути сразу на два искусственных объекта землян — ракету и радиотелескоп (как же всё-таки тесен этот космос :)).
Ну, а зачем герои этой удивительной вещицы летали к воронке от неизвестного объекта на другую сторону Луны — этого, наверное и сам автор объяснить не сможет. В общем, написано весьма небрежно, без должного уважения к читателю — мол, при дефиците фантастики советский читатель и такому рад будет. Только вот почему у других отечественных писателей-фантастов того времени получалось писать нормальные произведения....
amak2508, 5 июля 2024 г. 10:23
Шутка, конечно, но шутка изящная — такая, которую и предложить читателю не стыдно. Правда все эти рассуждения по поводу скорости света и фотонной тяги несколько тяжеловаты в чтении, но финал рассказа стоит того, чтобы постараться вникнуть в изложенную автором теоретическую сторону процесса.
И задумка с всемогущим магом тоже очень неплоха — действительно волшебство волшебством, но законы физики никто не отменял. Думать надо, прежде чем колдовать, да и образование при этом не помешало бы :). Пожалуй, первый из прочитанных у Пухова рассказов, в котором и придраться-то особенно не к чему.
Михаил Пухов «Истинная правда»
Gudleifr, 27 июня 2024 г. 12:35
Из похожих безусловно отметить книгу Белонучкина «Кеплер, Ньютон и все-все-все». М.: Наука, 1990 («Квант» 78). Сборники «космических» задач выходили и раньше, но в этом космос особенно замечательно прост и красив. Даже хотел его приложить к «пуховскому калькулятору», тогда еще жившему у меня на страничке.
Михаил Пухов «Ахиллесова точка»
amak2508, 6 июня 2024 г. 10:39
«Я верю, друзья, караваны ракет помчат нас вперёд, от звезды до звезды...». В известной песне «караваны ракет» вставлены, конечно, для красного словца и размера, но вот Михаил Пухов в своём рассказе считает, что такие «караваны ракет» действительно будут в недалёком будущем курсировать по Солнечной системе. Интересно было бы на них посмотреть :).
Само же произведение очень напоминает лемовский «Рассказ Пиркса»
И о названии. Если подумать, связь между названием рассказа и его содержанием безусловно существует. Но подавляющая часть читателей над этим задумываться не станет и для них название произведения останется само по себе, а сам рассказ тоже сам по себе. Иногда переусложнение идёт только во вред...
amak2508, 12 мая 2024 г. 09:29
Ещё один рассказ о наших далёких потомках, встречающих возвращающиеся к Земле корабли первых звёздных. И всё в нём вроде бы ничуть не хуже, чем в других подобных, даже сумасшедшую идею о точках контакта разных цивилизаций в окрестностях чёрных дыр можно постараться принять и простить, но вот то, что наши уважаемые потомки ничего не знают о тех первых звёздных, которые они как раз и собираются встречать — это как-то нехорошо, некрасиво. Да и вообще эти самые далёкие потомки выглядят в рассказе Пухова как-то не очень — ничуть не лучше (умнее, талантливее, культурнее, образованнее и т.д.) самых заштатных, самых обыкновенных наших современников. То есть по Пухову выходит, что века будут проходить, а человек останется всё таким же? Как-то такая перспектива не очень воодушевляет :).
Михаил Пухов «Потеря монополии»
amak2508, 14 апреля 2024 г. 08:59
Ещё одно произведение автора о путешествиях во времени, а точнее о «побочных» явлениях, возникающих при таких путешествиях. Только если в «Пропаже» (другое название «Далёкое прошлое») его идея об одновременном перемещении машины времени во времени и в пространстве выглядело и остроумной, и любопытной, то здесь мысль о том, что путешествия во времени в одном месте должны вызывать ускорение хода времени в другом, представляется явно надуманной.
Да и вообще этот рассказ, написанный с претензией на некую тайну, получился у Пухова, мягко говоря, затянутым и не очень увлекательным. Хотя шутливая мысль о неожиданной потере монополии, надо признать, подана в произведении логически безупречно. А ещё, читая рассказ, сильно смутило то, что автор считает кольцо вокруг планеты «а ля Сатурн» двумерным объектом. Как-то это несколько необычно — всегда думал, что такое кольцо ещё и толщину какую-то имеет :).
Михаил Пухов «Далёкое прошлое»
amak2508, 10 апреля 2024 г. 09:25
Идея об устранении парадокса, возникающего при перемещении объекта в прошлое, путём одновременного перемещения его в пространстве со световой скоростью от точки запуска остроумна, но явно автором до конца не додумана. От так и не смог обосновать в каком же направлении будет двигаться этот объект. А у нас, слава богу, три измерения, да ещё и обзор на все 360 :). А без этого финальные фразы рассказа сразу теряют весь свой смысл.
Да и вообще в рассказе слишком много условностей — ну как, например, можно было спутать экспериментальную модель машины времени с чужим межзвёздным крейсером :). Тем не менее это отнюдь не отменяет того, что один из первых рассказов молодого автора всё-таки состоялся — и фантастическая идея любопытная, и читать интересно, и размер подходящий. А нелепости и условности... — их и в подавляющем большинстве других фантастических произведений тоже отыскать несложно....
amak2508, 20 марта 2024 г. 17:07
Если не задумываться, то рассказ хорош — модная тема о нарушенном экологическом равновесии, загадочные и ужасные монстры глубин, страшная заключительная фраза. Всё это надолго врезается в память читателя.
Но если отнестись к произведению всерьёз, задумываясь над тем, что написано, то очень скоро выясняется, что перед читателем всего лишь очередная развесистая клюква. Всё в этом рассказе от начала до конца неправда. Начиная от глубоководных монстров, которые из-за перепада давления просто не смогут подняться, а тем более существовать у поверхности воды, и их супергипнотических способностей, которые, как сказал сам автор, на морских обитателей не действуют и развиваться им у этих монстров просто не было ни какой необходимости. И кончая идеями о том, что глубоководные монстры смогут нормально существовать на мелководье, в пресной речной воде, а выпущенных из аквариумов и зоопарков кашалотов хватит для сохранения их популяции.
Как итог — читать сию вещицу вполне можно, тем более, что и написана она очень легко. Но вот задумываться над написанным категорически не рекомендуется — это отнюдь не Стругацкие, у которых к написанному и по мелочам-то придраться не получается :).
Михаил Пухов «Палиндром в антимир»
amak2508, 22 февраля 2024 г. 09:57
Первая мысль, которая приходит в голову после прочтения: «Здорово! Какой же молодец этот Пухов! Сколько сил, времени и мозгов надо было ему потратить, чтобы умудриться сделать такой вот связный палиндром». А потом, чуть позже, вторая мысль: «Вещь-то совершенно бесполезная, от неё только и толку-то, что показать насколько автор крут. Сколько сил, времени и мозгов потрачено практически впустую».
В итоге, подумав, понимаешь, что здесь даже и оценивать-то совершенно нечего — перед нами всего лишь совершенно пустая игрушка, никакого отношения к литературе не имеющая :(.
Михаил Пухов «Восьмая посадка»
amak2508, 10 февраля 2024 г. 18:13
Текст на грани с графоманией. Честное слово, ну как можно так не уважать своего читателя, чтобы всего на десяти страницах нагородить целую гору нелепостей. Здесь и фотонный (?!) посадочный катер, почему-то посаженный на узенький выступ между отвесной скалой и обрывом, и космические туристы, перепутавшие (?!) планеты и севшие вместо биологически активной кислородной планеты на планету без атмосферы, и экспедиция, в которой даже не подозревают о том, что есть такое понятие, как страховочный запас топлива. Об основной технической идее рассказа даже и говорить не хочется — она просто бредовая.
Единственное достоинство этой небольшой вещицы — она очень легко и быстро читается. Впрочем, также легко и быстро она и забудется :).
Михаил Пухов «Картинная Галерея»
amak2508, 29 января 2024 г. 11:18
Рассказ, даже несмотря на многочисленные нелепости, всё-таки скорее понравился, чем нет. И понравился в первую очередь своим необычным, остроумным сюжетом. Придумка автора с рейсфедером и его «видением жизни» бесспорно хороша, хотя и очевидно умозрительна.
Что же касается нелепостей... Здесь и исследовательская станция на бескислородной планете без запасов кислорода, для которой задержка обслуживающего её ракетобуса всего на две недели грозит гибелью всего персонала от удушья, здесь и антенна передатчика, сопряженная с фотонным отражателем, здесь и «живая пища» для рейсфедера, вынужденная ползти к своему изображению (и на обед к рейсфедеру) по вертикальной стене....
А ещё в произведении имеются в наличии восхитительные, можно сказать бессмертные фразы. Не знаю, в плюс или в минус они ему идут, но как вам понравится, например, вот эта: «Бесполезно угадывать смысл телеизображения по первым строкам развёртки, если всего их несколько тысяч» :).
Михаил Пухов «Случайная последовательность»
amak2508, 12 января 2024 г. 18:16
Впечатление от от прочитанного весьма и весьма неоднозначное. С одной стороны рассказ читается, как говориться, «влёт» — от него просто невозможно оторваться. Ну как же — здесь и таинственный портал, и многочисленные неизвестные миры, и надвигающаяся на героев опасность навеки сгинуть в этом множестве миров. Кроме этого действие сверхдинамично, а с лёгкостью пера у Пухова тоже всё очень неплохо.
Но с другой... такого нагромождения нелепостей в одном отдельно взятом рассказе ещё поискать надо. Удивляет буквально всё: и общество будущего, которое сразу не смогло решить простенькую задачку из теории вероятности, а на чудесный портал, дающий возможность посетить великое множество пригодных для жизни миров, практически не обратило внимания. И герои рассказа, отправляющиеся в путь по чужой планете, населённой опасными песчаными драконами без оружия — один поленился таскать с собой бластер весом 2 кг, второй взял, но, увы, разряженный. Удивляют и роботы (в количестве более 30 штук) коллективно сбрендившие только-только оставшись без контроля со стороны человека :).
В общем, вещица, конечно, увлекательная, но уж очень сырая. Такое впечатление, что редактор её вообще в своё время не стал смотреть. Вот и получается; «Станция, откуда они шли, была расположена не очень далеко от входа в Туннель. Пустяки, ДЕСЯТЬ КИЛОМЕТРОВ». А наш герой, заметьте, ходил к этому Туннелю каждые три дня в течении, как минимум, полугода — двадцать километров ножками по ущелью :) Не жалело, видно его руководство — если уж станцию только в конце рассказа соблагоизволило перенести, так хоть какой-никакой транспорт дало бы :).
Михаил Пухов «Ненужное — уничтожить»
amak2508, 15 декабря 2023 г. 08:49
У Рея Брэдбери есть красивейший рассказ «Зелёное утро», герой которого сажает на Марсе деревья, чтобы обогатить атмосферу планеты кислородом. Михаил Пухов пошел гораздо дальше — его искусственно выведенные звери, чтобы полностью создать атмосферу на планете, грызут базальты и граниты и выпускают сзади чистый воздух (21% кислорода и 78% азота). Кстати, интересно, откуда в этих породах столько кислорода и азота и куда потом эти зверюшки девают всё остальное, добытое в процессе переработки камней — можно было бы из этого, например, ещё и кирпичи после себя оставлять :). Кроме этого его звери могут жить в безвоздушном пространстве, размножаются «как инфузории», а после завершения работ, когда планета готова к заселению, еще и должны самоликвидироваться. Но... в расчёты вкралась ошибка и самоликвидировались далеко не все скалоеды (так называются эти звери). Пришлось посылать на планету трёх (!) охотников, чтобы они отыскали на ней и застрелили всех почему-то невымерших животных. В общем, сюжет у автора получился далеко неслабый.
А если серьёзно, то рассказ очень легко и с интересом читается, но, помимо того, что в нём масса очевидных нелепостей, ещё и не очень понятно, зачем он был написан. Мысль, которую автор хотел донести до читателей, довольно невнятна и скорее эмоциональна, чем чётко оформлена. Что-то вроде: «Жалко убивать бедных зверюшек, они же не виноваты. Виноват кто-то другой, кто их так подставил. Но убивать надо — ведь планета подлежит заселению, а они будут мешать....». Ну так извините — если развитая суперцивилизация будущего никаким другим путём, кроме как «пуля в лоб», освободиться от уже не нужных зверюшек не может — что здесь ещё можно сказать....
amak2508, 29 ноября 2023 г. 11:27
Замок входного люка барахлил и и исследователям планеты Гамма пришлось оставить его открытым. Естественно, что пока члены экспедиции занимались своими исследованиями — один любовался тем, как аборигены охотятся на местного аналога мамонта, а второй ловил бабочек — в открытую ракету влез дикарь-абориген и уселся в пилотское кресло. А поскольку именно с этого кресла (и только с него) велось управление кораблём, корабельный мозг стал воспринимать мысли дикаря как руководство к действию....
Нравится сюжетец? Обязательно прочитайте — дальше ещё интереснее будет. И это отнюдь не юмористический рассказ, а вещь, написанная на полном серьёзе. А помещён этот великолепнейший образец графомании в авторском сборнике серии «Библиотека советской фантастики» в 1977 году. Прекрасная иллюстрация того, как резко упал уровень качества произведений, публикуемых в серии, всего за четыре года (Юрий Медведев стал зав. отделом фантастики и приключений издательства «Молодая гвардия» в 1973 году).
Михаил Пухов «На попутной ракете»
amak2508, 19 сентября 2023 г. 10:59
В качестве рассказа-шутки очень даже неплохо: и остроумно, и оригинально. Кажется, Михаил Пухов первый, кто додумался до такого варианта путешествия (Дуглас Адамс опубликовал первую из повестей своего цикла на пару лет позже). Да и написано у того несколько в ином ключе.
Вопрос только в том, что же на самом деле задумывал автор в далёком 1977 году — шуточный рассказ или нечто более серьёзное? Если первое, то претензий к этой вещице практически нет — шутка допускает многое. А вот если второе — здесь сразу возникает вопрос: как же это наш герой на субсветовой скорости умудрился долететь до системы Сириуса за считанные дни/месяцы, да ещё при десятикратной перегрузке (когда и в туалет-то не сходишь :) ?
Михаил Пухов «Путь к Земле («Кон–Тики»)»
igorgag, 14 августа 2023 г. 21:36
Отличный рассказ — или может быть, небольшая повесть. Но как она насыщена подробностями, техническими и не только. Нетривиальными! Это произведение однозначно показывает, что свой талант Михаил Пухов недоиспользовал. Ему надо было браться за крупные формы. Он мог бы создать в этой области что-то незаурядное, превосходящее работы других фантастов. Увы...
Михаил Пухов «Змей из-под пространства»
igorgag, 13 августа 2023 г. 20:47
Одно из лучших произведений Михаила Пухова. Он дал здесь свой вариант освоения космоса — в плане подробностей не уступающий, допустим, «Рассказам про пилота Пиркса». Но это ещё и сатира — на обывателя, мнящего себя ученым. И еще это динамичный рассказ с острыми диалогами.
Михаил Пухов «Костры строителей»
amak2508, 30 июня 2023 г. 09:16
Как бы романтическая зарисовка о прекрасном мире будущего. Но вот две цитаты из этой зарисовки: «Станция — это уникальный объект с очень высокой ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ концентрацией энергии» Не очень понятно, но круто. И вторая: «Физики не занимались Станцией... Её строили инженеры и НИКТО НЕ ЗНАЕТ, что произойдёт, когда эта энергия начнёт выделяться в фиксированной точке пространства» Прелестное признание. А дальше герой рассказа скромненько заявляет — я, мол, тут посчитал. Вчера вечером, на клочке бумаги.... :)
После этих перлов, выписанных на первой странице рассказа, уважение к нему, естественно, резко падает. К сожалению и дальше автор продолжает всё в том же духе: авария глайдера из-за лисицы, выбежавшей на дорогу, лента дороги, засеянная травой для футбольных полей — «...если проходит ТЯЖЕЛЫЙ ТРАКТОР ИЛИ, ДОПУСТИМ, ТАНК — плохо придётся бетону. А трава примнётся и встанет снова, и ничего с ней не случиться». Танк в прекрасном далёком будущем — это сильно. Ну ничего — он примнёт траву, а потом она снова поднимется.
В общем, как всегда у Пухова — на первый взгляд вроде и ничего, а на второй — почти графомания.
amak2508, 5 июня 2023 г. 09:05
Если пытаться воспринимать текст этого рассказа всерьёз, то, скорее всего, в голове читающего очень скоро появятся мысли о бреде сумасшедшего. Вероятнее всего автор пытался написать что-то возвышенно-поэтическое о полётах в космосе, но, похоже, его занесло куда-то не туда. И получилось то, что получилось. Если капитан говорит пилоту о проносящемся навстречу космическом корабле: «Хорошо, когда корабль без огней», а пилот ему отвечает: «Да. Так красивее», то это уже, к сожалению, диагноз. И приблизительно из такого или подобного этому состоит всё сиё «произведение». Хотя вру — в тексте есть перлы и покруче :)
Tullma, 15 марта 2023 г. 01:00
Как всегда Михаил Пухов простыми словами объясняет сложные физические теории, и самая излюбленная тема — время. Очень советую почитать «Монополию на разум». Образно автор объяснил как может выглядеть движение двух материй во временном измерении в разные стороны, в данном случае Шары в одну сторону, люди в другую. Есть ещё похожий рассказ — Коммуникабельный гуманоид, на ту же тему.
Но тут есть ещё одна тема — судьба и свобода воли. Если время это двунаправленный поток, то понятие судьбы имеет очень интересную трактовку, так же как и свобода воли.
Михаил Пухов «Дефицитный хвост»
Tullma, 15 марта 2023 г. 00:26
Ну а мне понравился рассказ, довольно забавный. Конечно, он был более актуален во времена СССР, когда слово «дефицит» имело какое-то сакральное значение. Но сейчас он тоже вполне понятен и смысл тоже прослеживается. Хоть я, конечно, и не согласна с тезисом. Больше мне нравится то, что автор смело рассуждает над генетическими модификациями животных и растений, что сейчас люди почему-то встречают с жестким отторжением, совершенно не понятно почему. То есть в СССР генетика развивалась, а в современное время эта наука стала какой-то маргинальной во мнении обывателей, к сожалению, это видимо от недостатка образования.
Михаил Пухов «Потеря монополии»
Tullma, 15 января 2023 г. 10:16
Это финальная история трилогии, которая собрала в себе всех действующих лиц и все концепции времени, описанные в двух предыдущих рассказах. К сожалению, в предложенной аннотации содержится спойлер, хоть он и очевиден примерно к середине рассказа. Однако, финальный твист заключается в том, что на данный момент планета, на которую Марионцами было решено сбрасывать ускорение времени, находится в этаком временном скачке. И когда закончится этот миллионолетний скачок, жители планеты встретятся с разумными существами в этой галактике. Но тут же возникает новый вопрос — пространство для сбора ускорения времени ограничено планетой, что будет когда её обитатели выйдут в космос? В логике они должны покинуть пространство ускорения и для других жителей планеты пропасть навсегда, а с Марионцами встретиться уже через несколько секунд. Это напомнило мне одну из серий СтарТрека, когда корабль подошёл близко к планете и неожиданно на его борту появились люди в скафандрах. Как оказалось, они находились в разных потоках времени и для обитателей планеты много сотен лет назад неожиданно в небе появился космический корабль и завис над планетой. Это подтолкнуло культуру и науку на планете, пока они наконец не смогли добраться до странного объекта и понять что это такое.
Вообще, пишу это под каждым из рассказов, основная мысль всей трилогии, на мой взгляд, заключается в том, что нужно думать и оценивать свои действия перед тем, как что-то делать. Если не думаешь ты, за тебя подумает кто-то другой. В данном случае, Марионцы безраздельно властвующие в галактике как единственные разумные существа в ней, сами создали себе разумного конкурента.
Кстати, рассказ на самом деле вовсе не большой, как и в целом вся повесть, которую можно всю целиком прочитать за час.
Исправляю свой комментарий пару дней спустя: Я только что поняла, что речь не идет о Солнечной системе и Земле. Это же очевидно! Сатурн и его кольца — не являются двухмерной формацией, а автор пару раз намекает фразой «Во вселенной много галактик!» Поэтому Земля, Сатурн и Солнечная система тут вообще ни при чём.
Михаил Пухов «Далёкое прошлое»
Tullma, 15 января 2023 г. 10:02
Расстроена предыдущими комментариями. И вообще общей оценкой произведения. Автор рассматривал теорию времени и временной парадокс, предложил решение временного парадокса и в шутку его «реализовал» в своём рассказе. Повесть определенно имеет ироничный подтекст, о чем никто не говорит почему-то. Как можно всерьез рассматривать «машину времени» в научных кругах? Только в качестве концепции, а уж если рассматривать эти концепции в рамках фантастического рассказа, то вполне возможно пофантазировать и предложить решение любого парадокса или проблемы. Не для того ли мы читаем фантастику, чтобы представить себе «что если»? Опять же повторюсь, общий смысл всей повести сводится к ценности размышлений, и в рамках фантастики и ради детективного элемента вполне можно предположить, что разработчик «машины времени» не думал над решением временного парадокса, а просто делал свою машину. Если вы не думаете, то получаете проблему, над которой придётся подумать кому-то другому.
Нет литературной ценности? Ну а вы попробуйте разъяснить простыми словами сложные физические концепции. Не пахнет фантастикой? А как ещё назвать рассказ про машину времени?
Tullma, 15 января 2023 г. 09:43
Ой, какая низкая оценка этому рассказу. Удивительно, ведь рассказ потрясающий, особенно полезен для детей школьного возраста. Ведь Михаил Пухов в этом рассказе простыми словами и на примере разъяснил сложные физико-астрономические теории. Интересный образ Эо — это такой детектив, который опрашивая людей, находит преступника. Только он не детектив, а физик теоретик, ну а преступник — не человек, а физический объект. А главная мысль, которая проходит широкой полосой по всем трём историям, заключается в том, что прежде чем делать выводы и что-то делать, надо думать, иначе можно получить неприятности! Рассказ легкий, в иронично-саркастичном стиле.
Михаил Пухов «Монополия на разум»
Tullma, 12 января 2023 г. 06:58
Чудесная и забавная повесть в жанре твёрдой научной фантастики. В целом она о том, что не плохо бы научиться думать, прежде чем принимать какие-то решения. А особенно изобретателям и экспериментаторам, ведь изобретая машину времени можно случайно потерять свою монополию на разум в этой Галактике. То есть получается, что если ты не хочешь думать, то потом за тебя подумает кто-то другой. В целом повесть является Хронофантастикой и все три истории так или иначе затрагивают временные парадоксы, очень подробно и при этом совсем не скучно объяснённые научно (уж насколько достоверно не берусь судить). Определенно рекомендую, читается легко, стиль рассказа иронический и персонажи воспринимаются комично, хоть шуток в повести не так уж и много.
Михаил Пухов «Охотничья экспедиция»
Ctixia, 15 мая 2022 г. 19:37
Классный рассказ, пусть и короткий, поднимающий помимо мелких тем одну важную — вопрос разумности созданий природы. Космические животные, используемые и в пищу, и как транспорт, попавшие в поле зрения Общества защиты животных, идут под гипнозом в сторону Земли. А в капитанской рубке тем временем инспектор и коммодор пытаются вспомнить нечто очень важное...
Gluckar, 7 мая 2022 г. 21:36
Недооценённое в свои годы произведение, как мне кажется тащем-то. Да и в нынешние, в общем-то, тоже. Глобальная философская теория о взаимоотношении Разума и Материи, которая не покажется бредом только тому, кто с детства читал книжки про энтропию, термодинамику и связь всего этого с процессами мышления. (В самой этой повести слово «энтропия» даже не упоминается. Увы — у книги высокий «порог вхождения»!)
Проблема книги и в том, что развивается она крайне неспешно и медленно, а с первых страниц (даже десятков страниц) выглядит как «очередной идеалистический бред про попаданца, очнувшегося в светлом коммунистическом будущем среди просветлённых утопийцев и полупрозрачных изобретателей». Хотя она на самом деле совсем не о том.
Ну и да, дискурс книги эмоционально полярен нынешнему. Все эти разговорчики о сверхорганизмах, усложнении, слиянии в сверхразум по нынешним временам воспринимаются исключительно антиутопически. Очень уж ценим мы — нынешние мы — отдельную личность.
Но стоит ли отдельность смерти?..
Jaroslav25, 11 февраля 2022 г. 01:58
Абсолютно незаслуженно забытый рассказ. Да, стиль Шекли — ну куда от него деваться, исполнение желаний, да-да... «Спасение умирающих — дело рук самих умирающих» (с). Коротко — это и все о рассказе. На первый взгляд. А на второй —
«Инопланетец стоял вдалеке, среди скал, облокотившись на дезинтегратор. Все еще боялся, что землянин опять передумает.» (с)... как говорил герой «Автострады 60» в исполнении Г.Олдмэна: «Люди сами не знают, чего они хотят».
Михаил Пухов «Случайная последовательность»
mputnik, 29 января 2022 г. 19:50
Тогда, полвека тому, это было чуть ли не откровение. Такой глубины и масштаба фантИдея просто поразила воображение. Последействие, послевкусие, послемЫслие текста — очень долго «снижало градус», по о-о-очень пологой асимптоте.
И вспоминалось — автоматически — каждый раз, когда у прочих авторов, в иных книжках, появлялись схожие компоненты фантАнтуража. Например, в головачевском «Смутном времени» вся «робообслуга» хронопрокола — неизменно «предварялась мнемопрыжком к первоисточнику». Настолько это запало и в душу и в мозги. Хотя книжки разделяет — пардон, на секундочку — нехилый срок в 20 лет, а головачевские тексты по сравнению с пуховскими — по объёму, мастодонтальности и прочим параметрам — аки межконтинентальный «Тополь» рядышком с тактическим «Искандером». И — тем не менее.
НО… Нынче же — как-то… не зашло. Нет, хаять или же что иное обидное в сторону текста либо автора — не скажу, конечно же. Однако того первоначального восторга, граничащего с обожанием — увы, нет. Всё течёт, уважаемый потенциальный читатель, всё изменяется
lammik, 20 января 2022 г. 16:05
Нечто из глубин убивает людей по всему миру, не щадя ни пилотов на авианосце, ни мирных отдыхающих на пляже. И только кашалоты с касатками способны остановить внезапно появившегося врага.
Рассказ, призывающий хранить хрупкое экологическое равновесие до того, как станет слишком поздно. Отличается подчёркнуто пессимистическим подходом, прямо-таки не характерным для советских писателей доперестроечного периода. Нет в нём веры в разум. Человек не принимает вызов из глубин, а снимает видео и записывает аудио, чтобы посильнее ужаснуться. Но финал действительно ударен, этого не отнять.
Gudleifr, 28 ноября 2021 г. 13:35
Обратите внимание на небольшое хулиганство. Михаил Пухов, как изобретатель словосочетания «киборг — терминатор», использует прием изменения прошлого из одноименного фильма.
Михаил Пухов «Случайная последовательность»
igorgag, 24 августа 2021 г. 07:31
Этот рассказ (или даже небольшая повесть) несомненная удача писателя. Научная (или, быть может, квазинаучная) идея хорошо легла на динамичный, с неожиданными поворотами сюжет.
Михаил Пухов «Картинная Галерея»
Darth_Veter, 29 июня 2021 г. 22:03
Вот пример рассказа, написанного не для итогового сборника, а по собственному плану. Впервые я ознакомился с ним в журнале «Техника-молодежи», и там он оставил у меня благоприятное впечатление. Немалую роль в этом, конечно, сыграли и рисунки известного художника-фантаста Авотина. Да и сюжет рассказа не так уж и плох: люди, осваивающие звездную систему Леги, на одной из его планет столкнулись с необычным видом живых существ, «рисующих» портреты своих жертв. Данное свойство поможет людям спасти чужие жизни...
Романтика освоения Дальнего космоса также присутствует: она чувствуется как в описании пейзажей Бета Леги, так и в возвышенно-лирическом стиле изложения. Так и стоит перед глазами образ этой «картинной галереи», созданной чужим разумом. Западный писатель уж точно не удержался бы и состряпал на этой основе какой-нибудь лихой триллер или саспенс, но советская фантастика была более гуманиститчна и не представляла чужие организмы в роли агрессоров. В рассказе Пухова они — не более, чем местный колоритный фон. И такая позиция лично у меня не вызывает никакого отторжения. Единственный недостаток рассказа — бесхитросная простота сюжета. Словно зарисовка с одного-единственного кадра планетарной хроники.
----------------------
РЕЗЮМЕ: рассказ про то, как инопланетный арахноид хотел людей съесть, но в итоге, напротив, оказал им важную услугу. Рекомендуется молодому поколению романтиков.
Михаил Пухов «Костры строителей»
Darth_Veter, 14 июня 2021 г. 23:39
Очередной образец социальной фантастики бывшего СССР. Всё в нем по шаблону: грандиозная стройка века, энтузиазм и организованность народных масс, моральный кодекс строителей коммунизма и... традиционная связь поколений, выраженная в необычной форме. Сюжет весьма незамысловат, но вполне конкретен. В глухой сибирской тайге происходит эпохальное событие, вызывающее всеобщее восхищение и гордость за советский образ жизни. Империалисты нервно курят в сторонке и молча завидуют. Ну а мы, как всегда, бьем существующие рекорды и соединяем пространство со временем (в прямом и переносном смыслах). Чтиво для простаков, скажете вы? Отнюдь! Когда-то подобное было НАШЕЙ философией — философией октябрят, пионеров и комсомольцев. И эта философия самым настоящим образом вырвала Россию из потрясающей своими масштабами нищеты и бедности, сотворив буквально за время жизни одного поколения великую державу ХХ века, с которой были вынуждены считаться все сильные мира сего. Это было в реальности, а не на бумаге (как утверждает нынче кое-кто несведущий). Мы первыми в мире покорили атом, запихнув его не в ядерную бомбу (как американцы), а в мирный реактор. Также первыми мы освоили космос, отправив туда обычного среднеарифметического гражданина и разослав свои автоматы к трем планетам (и это не считая первого искусственного спутника Солнца, который получился благодаря ошибке в рассчетах). Мы освоили Сибирь и Дальний Восток, среднеазиатские пустыни и Северный Ледовитый океан, в котором даже сегодня сохраняем определенное преимущество перед остальными странами. Враги нас боялись, а друзья — уважали. Остальной мир прислушивался к нашему голосу и искал нашей благосклонности (как тут не вспомнить Эфиопию с Ливией!). Всё это было построено и добыто руками молодых, десятилетиями скитавшимися по просторам страны в поисках эпохальных строек. БАМ, Турксиб, Самотлор, целина и Байконур — вот лишь некоторые вехи этого славного пути.
Всё это мы сегодня потеряли.
Печально осознавать, что с Россией теперь никто не считается. Но гораздо хуже то, что мы сами себя перестали уважать, явно и неявно превознося всё иностранное: за «бугром», дескать, лучше машины, фильмы, песни и даже женщины. Наши дети слушают рэп и ругаются по-английски. Наша культура старается подражать зарубежной и практически перестала называться русской. От науки и образования практически ничего не осталось. Что там говорить: нас одолел обычный вирус гриппа! Нас, кто одним из первых в мире победил оспу и полиомиелит... Вот почему эта простая и даже в чем-то банальная история вызывает острое чувство ностальгии и горечи по ушедшим временам. Потому что тогда мы чувствовали себя победителями и не стеснялись говорить об этом всему миру. Пусть даже это было завершение строительства очередного объекта народного хозяйства.
---------------
РЕЗЮМЕ: простой рассказ о великом прошлом нашей страны, которое, к сожалению, так и не стало ее будущим.
Михаил Пухов «Ахиллесова точка»
mr_logika, 2 июня 2021 г. 21:32
«Самый реальный сценарий встречи с внеземным разумом — его просто уничтожат»
asb, 8 ноября 2006 г.
В рассказе, как это почти всегда бывает у хороших писателей, не всё говорится прямым текстом. Экипаж патрульного катера видит не космический корабль, а его обломок, похожий на окончание одной из «спиц» колеса. Это видно и на иллюстрации Роберта Авотина. Чуть раньше было рассказано о сигнале бедствия, посланном с терпящего аварию звездолёта, прилетевшего из окрестностей центра Галактики. Корабль находился в полупарсеке от Солнца, сигнал бедствия был пойман два года назад (а он шёл до нас чуть больше полутора лет, точнее 1,63 св. года*), на расшифровку понадобился год, но это не важно. Итак, по грубым подсчётам выходит, что если караван встретился с обломком** того самого звездолёта, то летит этот обломок порядка трёх с половиной лет.
А мог ли он, даже идя навстречу Солнцу, преодолеть за это время полпарсека? При скорости 100км/секунду (плюс 20 км солнечных = 120км) — нет, не мог. Поняв это, я испытал чувство глубокого разочарования. Неужели Михаилу Пухову, столь парадоксально, нестандартно мыслящему фантасту, не пришёл в голову такой интересный вариант? Ведь было бы здорово, если бы напрашивающаяся, чуть ли не очевидная связь двух весьма неординарных событий, могла быть хотя бы приблизительно подкреплена расчётом. А может быть Михаил так и задумывал, но сам ошибся в какой-то из количественных характеристик, которых не зря же столько рассыпано по тексту? Если так, очень жаль. Рассказ превратился в обломок шедевра. Правда ситуация с этим превращением обратная по отношению к сюжету. Рассказ я бы сравнил с тем большим и красивым звездолётом, от которого оторвалась встреченная патрулём маленькая, но ещё на многое способная частица могучей цивилизации.
Похожий рассказ есть у Лема. Пиркс видит пролетающий чужой звездолёт, давно погибший, но сделать ничего нельзя, и ценнейший для исследователей артефакт теряется безвозвратно. У Пухова люди вынуждены уничтожить пришельца, но совершенно ясно, что он никем не управляется, и жалеть тут некого. Никакой встречи с внеземным разумом в рассказе нет. Но не слишком ли много внеземных устройств оказывается примерно в одно время (по меркам Галактики) поблизости от Солнца? Сразу два, что весьма маловероятно. И это снова приводит к тому же выводу — обломок, по замыслу Автора, не мог не принадлежать погибшему кораблю.
*) В парсеке 3,26 св. года.
**) Техника на обломке работает, только принцип защиты от метеоритов (а ему не отличить искусственный снаряд от природного) там другой, что-то вроде пространственного переноса встречного объекта.
Joul Harristar, 12 мая 2021 г. 20:35
Очень тревожный рассказ.
Комментаторы-предшественники пишут, что финал оказался неожиданным, но я не могу с ними согласиться. Меня с самого начала беспокоил товарищ киборг, который сходу стал вещать о вечном, о том, какой он раньше был ревнивый, а сейчас такой счастливый...
Хотя, конечно, может все дело в озвучке — чтец Олег Булдаков придал «терминатору» такой тон, что перед глазами сразу замаячил интеллигентного вида маньяк-убийца, который, не стирая с лица милую улыбку, достает из элегантного чемодана бензопилу и начинает ее заводить.
Михаил Пухов «Коммуникабельный гуманоид»
Кропус, 4 мая 2021 г. 11:39
Так уж и негде! Слямзино из «Алисы в зазеркалье». Всмомните Белую Королеву оттуда.
Михаил Пухов «Змей из-под пространства»
Кропус, 4 мая 2021 г. 11:31
Идея есть, сюжета нет. Даже ощущения научного поиска автору передать не удалось.
Кропус, 4 мая 2021 г. 00:01
Рассказ забавный, можно неплохо посмеяться, но космонавты ведут себя, как самые настоящие лопухи.