Все отзывы на произведения Андрея Зарина
Отзывы (всего: 12 шт.)
Рейтинг отзыва
Walles, 6 января 2023 г. 13:57
«Даръ Сатаны» — относительно небольшой сборник повестей и рассказов А.Е. Зарина, некогда выпущенный в типографии замечательного издателя П.П.Сойкина — той, что располагалась на Стремянной, 12... Все произведения объединяет тема острых межличностных столкновений, вырождающихся в подчас неразрешимые конфликты. Фантастический элемент содержится только в открывающей, одноименной вещи, благодаря чему ее и поспешили включить в пару антологий с характерными названиями. Но если уж подходить к вопросу формально, то в «Купленной славе», другом произведении обозреваемого сборника, «сатанинского» не меньше будет, просто оная принадлежность выражена там иными средствами, без наличия различных «нечистых сил». [Это к вопросу о значимости фантастического элемента — далеко не всегда его присутствие усиливает общую аффектацию замысла]... А так, житель «крошечной» квартирки на Петербургской стороне Федор Иванович обретает вдруг телепатические способности- благодаря дару, перенятому от «соседа», невесть откуда взявшемуся в комнате... Андрей Сергеевич, негодник эдакий, дров наломавший и манкирующий своими прямыми обязанностями, обнимает красивую брюнетку в меблированных комнатах на углу Морской и Гороховой, в то время как жена его дома от безысходности сводит счеты с жизнью... Иван Андреевич Тернов, вчерашний университетский выпускник, приехавший на лето к дяде в усадьбу, пытается спасти высокообразованного родственника, записавшегося в ряды «спиритов-духовидцев»... А между тем, пока все они спорят и ругаются, в отдельном кабинете дорогого ресторана о чем-то договариваются некий начинающий писатель Гдовский, падкий на легкий заработок, и видный посетитель с огненно-рыжей бородой и грубым, туповатым лицом — миллионер Шугаев. Очевидна ли между ними кровавая развязка или нет?..
Заметна небрежность (?) автора, проявленная им в заглавной вещи (не такой уж и большой по объему): бывший интендант Степан Африканович Чуксанов ближе к концу повести вдруг становится... Чумазовым...
Ну и немного о Петербурге, который рисует Зарин. С точки зрения любителей ужасов и таинственных историй, лучше поскорее перенестись на Петроградку, где ютился бедолага Фёдор Иванович (там и сейчас сохранилось на загляденье много старых, еще с тех времён, когда он там жил, домов с высоченными окнами и потолками...). «...совершив свой ночной туалет, он загасил лампы и вошел со свечою в спальную, где тотчас и улегся в постель. Но едва он загасил свечу и плотнее закутался в одеяло, как произошло нечто удивительное...Прежде всего ему показалось, что в соседней комнате мелькнул свет./.../Федор Андреевич не был ни труслив, ни суеверен. Это странное шарканье он приписал акустическим свойствам своей квартиры и спокойно улегся снова в постель. Но едва он погасил свечу, как в корридоре раздались опять те же звуки. Как будто кто-то вышел из кухни и медленной, старческой походкой шел по корридору к передней. Федор Андреевич невольно откинул одеяло и насторожился...».
А тем временем к ресторану «Палкинъ» подъезжают извозчики, военные и статские, старые и молодые, с дамами и без дам — из заведения слышатся звуки румынского оркестра. На верхней площадке амур в бассейне держит в руках бутылку шампанского, из которой бьет фонтан с неумолчным журчанием. Что ж, остается немедленно найти свободный столик, подозвать лакея, и заказать водки с закуской... Вот ещё прокуренная квартирка, представляющая собой далеко не изящный вид в поздний час ночи. Беспорядочно сдвинутые стулья и кресла, исписанный мелом ломберный стол. Хозяин квартиры, будто забыв о супруге и двух малолетних детях, проводит время в праздности. «...у тебя опять есть любовница, ты ходишь к ней, она пишет тебе и называет меня (с твоих слов, верно) ходячей прописью!»... А вот и степенный Яков Николаевич Караваев, добродушный земский врач, только что вернувшийся из своей амбулатории.«Плюньте на это дело»- советует доктор, пожирая холодную ботвинью, и запивая ледяным квасом из графина. Или вот, следующий совет от другого лица: «...всегда были и будут одержимы этим недугом, тормозящие ход прогресса человеческого знания. Но такими людьми, обскурантами, обыкновенно являются люди старого порядка вещей, люди, застывшие в своих убеждениях и уже неспособные к прогрессу»...Позвольте, мы забыли про душевные муки, как же без них обойтись в русской повести? «За то, что он перестрадал и перечувствовал, будут все хвалить Шугаева, и эта жирная свинья будет принимать похвалы, когда они по праву принадлежат только ему, Гдовскому. Это — продажа первородства за чечевичную похлёбку!..»
Итого: что характерно, ни один из эпизодов сборника невозможно отнести к чистому подвиду того или иного жанра — видимо, для Андрея Ефимовича, как для писателя, это было совсем неважно, главное — найти способ выразить одолевавшие его мысли. Фаворитом, конечно, можно считать заглавную вещь (хотя бы из-за средств, используемых автором для укрепления описаний окружающей обстановки, выдвигающих рассказ кандидатом в антологию истинно петербургского хоррора); в остальных более явственно ощущается мостик к бытовым и производственным вещам.
P.S. В один из промозглых дней 1904-го года в помещение переполненного книжного склада на Стремянной улице, что между Колокольной и Невским проспектом, зашёл хорошо одетый, слегка шатающийся видный человек средних лет, выделявшийся острым взглядом и клиновидной бородкой, и державший пачку рукописных листов в руках. Ожидая встречи с хозяином, он с увлечением рассматривал выставленные для продажи образцы книгоиздательских новинок, иногда поправляя пенсне. Поль Д'Ивуа, Жорж ле Фор, Альфред Брем, Александр Красницкий... «Андрей Ефимович, здравствуй-здравствуй», -наконец объявился издатель. «Что принес сегодня? Историю? Детектив?... «Дар Сатаны»? Ты в своем уме, кто у меня купит книгу с таким названием? Или ты меня, может, перепутал с кем?». «-Подождите, Петр Петрович, другие-то издают, «Скорбь Сатаны» от заморской барыни Корелли у Суворина вспомните. Соседи ваши роман большого мастера, ирландца-фольклориста, Стукера Брэма, печатают, «Вампира». Народ сейчас охоч до таких названий и ужасов всяких. А у меня всё по-настоящему, как в жизни...»
lammik, 26 декабря 2022 г. 18:13
На этот раз к Алексею Романовичу Патмосову обратился Андрей Фёдорович Колычев, статский советник, гласный городской думы и прочая. Колычев переживает о судьбе своего сына Михаила Андреевича. Тот поглощён страстью к азартной игре, отец боится растрат, позора и желает избавить сына от пагубного пристрастия.
Меня всегда удивляло нахождение «Преступления и наказания» или «Братьев Карамазовых» в разнообразных списках лучших детективов. Ни в коем случае не хочу сравнивать литературные таланты Андрея Зарина и Фёдора Михайловича, но «Потеря чести» тоже никакой не детектив, а драма и ещё история об извечной безнаказанности Зла, что не всегда уязвимо перед земным законом.
Андрей Зарин «Пропавший артельщик»
lammik, 25 декабря 2022 г. 22:06
В городе Нежин пропал артельщик, да не один, а с огромной суммой денег — тридцатью двумя тысячами рублей. Начальник железнодорожной конторы Богучаров телеграфировал Патмосову просьбу приехать и разобраться в деле. Тот приехал не один, а со своим помощником Пафнутьевым.
А вот это уже куда более крепкий рассказ. Надо сказать, что Андрей Зарин (как и Артур Конан Дойл, собственно) основным своим вкладом в литературу числил исторические романы, а детективщину воспринимал скорее как доходную халтуру, но при этом к поставленной задаче отнёсся добросовестно. В сюжете всё выверенно и логично, преступники выведены на чистую воду, ход рассуждений сыщика показан от начала и до конца. И хотя о личности главного преступника догадываешься задолго до середины рассказа, хочется сделать скидку на то, что это были одни из первых шагов детективного жанра по российской почве.
lammik, 25 декабря 2022 г. 19:55
В Павловске убит некто Антон Семёнович Дергачёв, ему проломили голову острым предметом. Покойный не был нравственным человеком, скорее наоборот — занимался ростовщичеством, поэтому недостатка в подозреваемых у полиции не возникло. Во-первых, племянник убитого Степан Трёхин имел явный мотив — получение наследства и неоднократно публично угрожал дядюшке убийством. Во-вторых, слесарь Прохор Резцов, что после убийства вдруг внезапно разбогател. Ну и в-третьих, Николай Николаевич Савельев, что был должен покойному денег, и как раз савельевские векселя пропали из бумаг покойного. Вот только сыщик Алексей Патмосов твёрдо убеждён, что следствие зашло не туда, и должен быть четвёртый подозреваемый, он же и убийца.
Довольно простенький и предельно вторичный по отношению к творчеству Конан Дойла рассказ. Главная улика — окурки, убитый — грязный шантажист. Убийца вызывает сочувствие, но Патмосов в отличие от Холмса работает на полицию, а посему
tiwerz, 17 февраля 2021 г. 09:02
Не перестают удивлять писатели XIX века своим высоким уровнем мастерства. Вот и знакомство с новым автором стоило мне бессонной ночи. Книга захватывает с первых страниц, и не отпускает до конца. Этот роман — превосходный детектив в лучших классических традициях. В одном приволжском городе (по топонимам смахивающий на мой Саратов) проживает один богач, как бы его сейчас назвали «успешный предприниматель», и многие пострадавшие от него, обманутые мужья, должники, и прочие разорившиеся от его «предпринимательской деятельности», его хотят грохнуть. Мы видим строго очерченый этот круг лиц (как у Агаты Кристи), подробно узнаем, чем они занимались за день до убийства и несколько дней после. Все имеющие касательство к этому делу прошли через нелёгкие испытания, ибо помимо убийства у многих имелись и свои тараканы. Преступление обострило проблемы и противоречия, кто-то воспринял это как свою личную казнь за грехи, а кто то и попытался нажиться на этом преступлении и тайнах, тщательно скрываемых, и приподнятых волею случая. Все персонажи и их неповторимые характеры мастерски выписаны автором.
Что произошло ночью в день убийства мы узнаём постепенно из показаний подозреваемых, в круг которых входят все знакомые. Дознание ведёт амбициозный следователь Казаринов, с острым чутким носом, по своей математической схеме. Весь город уверен в его успехе.
Однако раскрытием преступления на самом деле занимаются его внешне сонный и глуховатый письмоводитель с украинской фамилией Лапа и его помощница, служащая горничной, Фенечка. Их остроумный план, задуманый Лапой и исполненный Феней и помог разоблачить убийцу. Таков этот замечательный детективный роман. Кто убийца, я понял где-то в середине романа, точнее решил, что понял. На самом деле это автор, мастерски водя читателя за нос, распорядился в неожиданном конце по-своему.
А награды и лавры за раскрытие этого громкого преступления и титул «русского Лекока», как и положено в классическом детективе, получит следователь Казаринов.
Андрей Зарин «Пропавший артельщик»
SAG, 19 декабря 2019 г. 15:25
В своё время с удовольствием читал дискуссии, рассуждения, критические заметки о детективной литературе. Но, все они касались или зарубежной, или советской. Только порой встречались упоминания, что кто-то писал и в дореволюционной России детективы, нечто вроде похождений Ваньки-Каина. Прошло время и давно уже есть детективы, где антураж и время событий как начало прошлого века, так и ранее. Но, вот вытаскиваются из забвения и русские авторы, детективные произведения, которых выходили в те времена. Перед вами один из таких авторов и одно из его произведений. Читая которое сразу чувствуется влияние образа Шерлока Холмса, который на страницах произведения стал Алексеем Романовичем Патмосовым, а его помощником Пафнутьев. Как и многие преступления у А. Конан Дойла, в данном произведение преступление относится к типу семейно-бытовых, и происходит в узком кругу участников. Но, тут уже не преступник-одиночка, а группа, в которой у каждого своя задача. Именно на таком разобщении и сыграл Патмосов, что-бы разоблачить убийц. Конечно, это не забытый шедевр, или уникальное произведение. Это скорее «лубочное» издание о похождениях русского сыщика, удачно и быстро раскрывающего преступления, написанного в духе книжек-минуток для занимательного чтения.
god54, 8 мая 2019 г. 16:00
Классический советский фантастический рассказ: изобретение в виде прибора, создано врагами, шпионы и враги народа, занятые диверсиями против молодой советской республики, честные обыватели, готовые раскрыть врагов, работники спецслужб, быстро раскрывающие заговоры... А ведь автор так интересно писал вначале, когда еще не было советов и так низко упал. Одним словом только, как история, как не надо писать.
god54, 8 мая 2019 г. 15:09
Вполне хороший рассказ даже для сегодняшнего времени. А идея о военном применении термической жидкости оригинальна и больше нигде не повторялась. Текст приличный, стиль письма увлекательный, сюжет заслуживает внимания.
Андрей Зарин «Прибор д-ра Аренса»
god54, 7 мая 2019 г. 18:22
Ей богу не ожидал. Рассказ на все времена. И пусть я уже на эту тему прочитал с десяток чего-то подобного, но этот лучше своей первичностью, искренностью и жизненной реальностью. Прямо все мои мысли с языка схватил, я ведь часто вспоминаю хорошую фразу из интернета: «Смотрю на окружающих и удивляюсь, как же они все в Аду поместятся». Рассказ для коллекции в первом ряду.
olpo70, 21 октября 2017 г. 07:29
Повесть про которую хочется сказать:« А всё так хорошо начиналось». Нет ну правда начало просто оличное. Я уже расчитывал что получу удовольствие от приключений молодого черта и его подопечного. Но повести перешла в скучнейшее повествовании о падении азартного человека. Понятно что она правильная и несет воспитательный характер. И служит для того что бы наставить какую нибудь заблудшую душу на путь истинный. И наверное по этому, как и все воспитательные книжки, она скучна. Ни чего нового, ни чего оригинального.
Вертер де Гёте, 3 февраля 2009 г. 23:30
Имя Андрея Зарина стало для меня главным открытием антологии «Русская готическая повесть XIX века». Отзыв на маленькую, но очень симпатичную повесть «Чёрная дама» я уже написал, теперь очередь поговорить о втором произведения Зарина из этой антологии. Повесть «Дар Сатаны» затрагивает одну из излюбленных тем русской классической литературы: крушение романтических идеалов при столкновении с «прозой жизни», мелочность и двуличность царящих в обществе отношений. Всё это подаётся в форме фантастического гротеска: чувствуется влияние Гоголя, Гофмана, лермонтовского «Штосса». С циничным юмором и без пощады автор обличает пороки человеческой природы. Хотя главной целью писателя являются именно социальные, философско-этические вопросы, но мистические события, к моей радости, занимают в повести немалое место. Произведение отличается хорошим языком, «живыми персонажами», помимо всего прочего современный читатель может узнать из повести множество интересных бытовых подробностей из российской городской жизни конца 19-го- начала 20-го веков: например, как тогда решали проблемы с тараканами. «Кощунственным» для современного читателя покажется и описание «крошечной» двухкомнатной квартирки главного героя: квартирки, где только в одной комнате помещались три стола, три кресла, этажерка, книжный шкап, диван, печка, корзины с растениями и колонна с фигурой Наполеона.
Вертер де Гёте, 2 декабря 2008 г. 16:08
Очень и очень неплохая «загадочная» повесть (если уж быть щепетильным, то и не повесть вовсе, а рассказик) почти забытого русского писателя конца позапрошлого века. Интересна тревожная атмосфера петербургских белых ночей, обычно белая ночь — это романтика, это праздник, Зарин же пишет о белых ночах, как о мучительном и опасном времени. Ощущение тревожной тайны и нереальности происходящего не покидает читателя до последних строк этого произведения.