Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Андрея Зарина

Отзывы (всего: 12 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Андрей Зарин «Дар сатаны»

Walles, 6 января 2023 г. 13:57

«Даръ Сатаны» — относительно небольшой сборник повестей и рассказов А.Е. Зарина, некогда выпущенный в типографии замечательного издателя П.П.Сойкина — той, что располагалась на Стремянной, 12... Все произведения объединяет тема острых межличностных столкновений, вырождающихся в подчас неразрешимые конфликты. Фантастический элемент содержится только в открывающей, одноименной вещи, благодаря чему ее и поспешили включить в пару антологий с характерными названиями. Но если уж подходить к вопросу формально, то в «Купленной славе», другом произведении обозреваемого сборника, «сатанинского» не меньше будет, просто оная принадлежность выражена там иными средствами, без наличия различных «нечистых сил». [Это к вопросу о значимости фантастического элемента — далеко не всегда его присутствие усиливает общую аффектацию замысла]... А так, житель «крошечной» квартирки на Петербургской стороне Федор Иванович обретает вдруг телепатические способности- благодаря дару, перенятому от «соседа», невесть откуда взявшемуся в комнате... Андрей Сергеевич, негодник эдакий, дров наломавший и манкирующий своими прямыми обязанностями, обнимает красивую брюнетку в меблированных комнатах на углу Морской и Гороховой, в то время как жена его дома от безысходности сводит счеты с жизнью... Иван Андреевич Тернов, вчерашний университетский выпускник, приехавший на лето к дяде в усадьбу, пытается спасти высокообразованного родственника, записавшегося в ряды «спиритов-духовидцев»... А между тем, пока все они спорят и ругаются, в отдельном кабинете дорогого ресторана о чем-то договариваются некий начинающий писатель Гдовский, падкий на легкий заработок, и видный посетитель с огненно-рыжей бородой и грубым, туповатым лицом — миллионер Шугаев. Очевидна ли между ними кровавая развязка или нет?..

Заметна небрежность (?) автора, проявленная им в заглавной вещи (не такой уж и большой по объему): бывший интендант Степан Африканович Чуксанов ближе к концу повести вдруг становится... Чумазовым...

Ну и немного о Петербурге, который рисует Зарин. С точки зрения любителей ужасов и таинственных историй, лучше поскорее перенестись на Петроградку, где ютился бедолага Фёдор Иванович (там и сейчас сохранилось на загляденье много старых, еще с тех времён, когда он там жил, домов с высоченными окнами и потолками...). «...совершив свой ночной туалет, он загасил лампы и вошел со свечою в спальную, где тотчас и улегся в постель. Но едва он загасил свечу и плотнее закутался в одеяло, как произошло нечто удивительное...Прежде всего ему показалось, что в соседней комнате мелькнул свет./.../Федор Андреевич не был ни труслив, ни суеверен. Это странное шарканье он приписал акустическим свойствам своей квартиры и спокойно улегся снова в постель. Но едва он погасил свечу, как в корридоре раздались опять те же звуки. Как будто кто-то вышел из кухни и медленной, старческой походкой шел по корридору к передней. Федор Андреевич невольно откинул одеяло и насторожился...».

А тем временем к ресторану «Палкинъ» подъезжают извозчики, военные и статские, старые и молодые, с дамами и без дам — из заведения слышатся звуки румынского оркестра. На верхней площадке амур в бассейне держит в руках бутылку шампанского, из которой бьет фонтан с неумолчным журчанием. Что ж, остается немедленно найти свободный столик, подозвать лакея, и заказать водки с закуской... Вот ещё прокуренная квартирка, представляющая собой далеко не изящный вид в поздний час ночи. Беспорядочно сдвинутые стулья и кресла, исписанный мелом ломберный стол. Хозяин квартиры, будто забыв о супруге и двух малолетних детях, проводит время в праздности. «...у тебя опять есть любовница, ты ходишь к ней, она пишет тебе и называет меня (с твоих слов, верно) ходячей прописью!»... А вот и степенный Яков Николаевич Караваев, добродушный земский врач, только что вернувшийся из своей амбулатории.«Плюньте на это дело»- советует доктор, пожирая холодную ботвинью, и запивая ледяным квасом из графина. Или вот, следующий совет от другого лица: «...всегда были и будут одержимы этим недугом, тормозящие ход прогресса человеческого знания. Но такими людьми, обскурантами, обыкновенно являются люди старого порядка вещей, люди, застывшие в своих убеждениях и уже неспособные к прогрессу»...Позвольте, мы забыли про душевные муки, как же без них обойтись в русской повести? «За то, что он перестрадал и перечувствовал, будут все хвалить Шугаева, и эта жирная свинья будет принимать похвалы, когда они по праву принадлежат только ему, Гдовскому. Это — продажа первородства за чечевичную похлёбку!..»

Итого: что характерно, ни один из эпизодов сборника невозможно отнести к чистому подвиду того или иного жанра — видимо, для Андрея Ефимовича, как для писателя, это было совсем неважно, главное — найти способ выразить одолевавшие его мысли. Фаворитом, конечно, можно считать заглавную вещь (хотя бы из-за средств, используемых автором для укрепления описаний окружающей обстановки, выдвигающих рассказ кандидатом в антологию истинно петербургского хоррора); в остальных более явственно ощущается мостик к бытовым и производственным вещам.

P.S. В один из промозглых дней 1904-го года в помещение переполненного книжного склада на Стремянной улице, что между Колокольной и Невским проспектом, зашёл хорошо одетый, слегка шатающийся видный человек средних лет, выделявшийся острым взглядом и клиновидной бородкой, и державший пачку рукописных листов в руках. Ожидая встречи с хозяином, он с увлечением рассматривал выставленные для продажи образцы книгоиздательских новинок, иногда поправляя пенсне. Поль Д'Ивуа, Жорж ле Фор, Альфред Брем, Александр Красницкий... «Андрей Ефимович, здравствуй-здравствуй», -наконец объявился издатель. «Что принес сегодня? Историю? Детектив?... «Дар Сатаны»? Ты в своем уме, кто у меня купит книгу с таким названием? Или ты меня, может, перепутал с кем?». «-Подождите, Петр Петрович, другие-то издают, «Скорбь Сатаны» от заморской барыни Корелли у Суворина вспомните. Соседи ваши роман большого мастера, ирландца-фольклориста, Стукера Брэма, печатают, «Вампира». Народ сейчас охоч до таких названий и ужасов всяких. А у меня всё по-настоящему, как в жизни...»

Оценка: 6
– [  1  ] +

Андрей Зарин «Потеря чести»

lammik, 26 декабря 2022 г. 18:13

На этот раз к Алексею Романовичу Патмосову обратился Андрей Фёдорович Колычев, статский советник, гласный городской думы и прочая. Колычев переживает о судьбе своего сына Михаила Андреевича. Тот поглощён страстью к азартной игре, отец боится растрат, позора и желает избавить сына от пагубного пристрастия.

Меня всегда удивляло нахождение «Преступления и наказания» или «Братьев Карамазовых» в разнообразных списках лучших детективов. Ни в коем случае не хочу сравнивать литературные таланты Андрея Зарина и Фёдора Михайловича, но «Потеря чести» тоже никакой не детектив, а драма и ещё история об извечной безнаказанности Зла, что не всегда уязвимо перед земным законом.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Андрей Зарин «Пропавший артельщик»

lammik, 25 декабря 2022 г. 22:06

В городе Нежин пропал артельщик, да не один, а с огромной суммой денег — тридцатью двумя тысячами рублей. Начальник железнодорожной конторы Богучаров телеграфировал Патмосову просьбу приехать и разобраться в деле. Тот приехал не один, а со своим помощником Пафнутьевым.

А вот это уже куда более крепкий рассказ. Надо сказать, что Андрей Зарин (как и Артур Конан Дойл, собственно) основным своим вкладом в литературу числил исторические романы, а детективщину воспринимал скорее как доходную халтуру, но при этом к поставленной задаче отнёсся добросовестно. В сюжете всё выверенно и логично, преступники выведены на чистую воду, ход рассуждений сыщика показан от начала и до конца. И хотя о личности главного преступника догадываешься задолго до середины рассказа, хочется сделать скидку на то, что это были одни из первых шагов детективного жанра по российской почве.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Андрей Зарин «Четвёртый»

lammik, 25 декабря 2022 г. 19:55

В Павловске убит некто Антон Семёнович Дергачёв, ему проломили голову острым предметом. Покойный не был нравственным человеком, скорее наоборот — занимался ростовщичеством, поэтому недостатка в подозреваемых у полиции не возникло. Во-первых, племянник убитого Степан Трёхин имел явный мотив — получение наследства и неоднократно публично угрожал дядюшке убийством. Во-вторых, слесарь Прохор Резцов, что после убийства вдруг внезапно разбогател. Ну и в-третьих, Николай Николаевич Савельев, что был должен покойному денег, и как раз савельевские векселя пропали из бумаг покойного. Вот только сыщик Алексей Патмосов твёрдо убеждён, что следствие зашло не туда, и должен быть четвёртый подозреваемый, он же и убийца.

Довольно простенький и предельно вторичный по отношению к творчеству Конан Дойла рассказ. Главная улика — окурки, убитый — грязный шантажист. Убийца вызывает сочувствие, но Патмосов в отличие от Холмса работает на полицию, а посему

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
жертва шантажа отправляется на каторгу.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Андрей Зарин «Казнь»

tiwerz, 17 февраля 2021 г. 09:02

Не перестают удивлять писатели XIX века своим высоким уровнем мастерства. Вот и знакомство с новым автором стоило мне бессонной ночи. Книга захватывает с первых страниц, и не отпускает до конца. Этот роман — превосходный детектив в лучших классических традициях. В одном приволжском городе (по топонимам смахивающий на мой Саратов) проживает один богач, как бы его сейчас назвали «успешный предприниматель», и многие пострадавшие от него, обманутые мужья, должники, и прочие разорившиеся от его «предпринимательской деятельности», его хотят грохнуть. Мы видим строго очерченый этот круг лиц (как у Агаты Кристи), подробно узнаем, чем они занимались за день до убийства и несколько дней после. Все имеющие касательство к этому делу прошли через нелёгкие испытания, ибо помимо убийства у многих имелись и свои тараканы. Преступление обострило проблемы и противоречия, кто-то воспринял это как свою личную казнь за грехи, а кто то и попытался нажиться на этом преступлении и тайнах, тщательно скрываемых, и приподнятых волею случая. Все персонажи и их неповторимые характеры мастерски выписаны автором.

Что произошло ночью в день убийства мы узнаём постепенно из показаний подозреваемых, в круг которых входят все знакомые. Дознание ведёт амбициозный следователь Казаринов, с острым чутким носом, по своей математической схеме. Весь город уверен в его успехе.

Однако раскрытием преступления на самом деле занимаются его внешне сонный и глуховатый письмоводитель с украинской фамилией Лапа и его помощница, служащая горничной, Фенечка. Их остроумный план, задуманый Лапой и исполненный Феней и помог разоблачить убийцу. Таков этот замечательный детективный роман. Кто убийца, я понял где-то в середине романа, точнее решил, что понял. На самом деле это автор, мастерски водя читателя за нос, распорядился в неожиданном конце по-своему.

А награды и лавры за раскрытие этого громкого преступления и титул «русского Лекока», как и положено в классическом детективе, получит следователь Казаринов.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Андрей Зарин «Пропавший артельщик»

SAG, 19 декабря 2019 г. 15:25

В своё время с удовольствием читал дискуссии, рассуждения, критические заметки о детективной литературе. Но, все они касались или зарубежной, или советской. Только порой встречались упоминания, что кто-то писал и в дореволюционной России детективы, нечто вроде похождений Ваньки-Каина. Прошло время и давно уже есть детективы, где антураж и время событий как начало прошлого века, так и ранее. Но, вот вытаскиваются из забвения и русские авторы, детективные произведения, которых выходили в те времена. Перед вами один из таких авторов и одно из его произведений. Читая которое сразу чувствуется влияние образа Шерлока Холмса, который на страницах произведения стал Алексеем Романовичем Патмосовым, а его помощником Пафнутьев. Как и многие преступления у А. Конан Дойла, в данном произведение преступление относится к типу семейно-бытовых, и происходит в узком кругу участников. Но, тут уже не преступник-одиночка, а группа, в которой у каждого своя задача. Именно на таком разобщении и сыграл Патмосов, что-бы разоблачить убийц. Конечно, это не забытый шедевр, или уникальное произведение. Это скорее «лубочное» издание о похождениях русского сыщика, удачно и быстро раскрывающего преступления, написанного в духе книжек-минуток для занимательного чтения.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Андрей Зарин «Приключение»

god54, 8 мая 2019 г. 16:00

Классический советский фантастический рассказ: изобретение в виде прибора, создано врагами, шпионы и враги народа, занятые диверсиями против молодой советской республики, честные обыватели, готовые раскрыть врагов, работники спецслужб, быстро раскрывающие заговоры... А ведь автор так интересно писал вначале, когда еще не было советов и так низко упал. Одним словом только, как история, как не надо писать.

Оценка: 4
– [  0  ] +

Андрей Зарин «Термоген»

god54, 8 мая 2019 г. 15:09

Вполне хороший рассказ даже для сегодняшнего времени. А идея о военном применении термической жидкости оригинальна и больше нигде не повторялась. Текст приличный, стиль письма увлекательный, сюжет заслуживает внимания.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Андрей Зарин «Прибор д-ра Аренса»

god54, 7 мая 2019 г. 18:22

Ей богу не ожидал. Рассказ на все времена. И пусть я уже на эту тему прочитал с десяток чего-то подобного, но этот лучше своей первичностью, искренностью и жизненной реальностью. Прямо все мои мысли с языка схватил, я ведь часто вспоминаю хорошую фразу из интернета: «Смотрю на окружающих и удивляюсь, как же они все в Аду поместятся». Рассказ для коллекции в первом ряду.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Андрей Зарин «Карточный мир»

olpo70, 21 октября 2017 г. 07:29

Повесть про которую хочется сказать:« А всё так хорошо начиналось». Нет ну правда начало просто оличное. Я уже расчитывал что получу удовольствие от приключений молодого черта и его подопечного. Но повести перешла в скучнейшее повествовании о падении азартного человека. Понятно что она правильная и несет воспитательный характер. И служит для того что бы наставить какую нибудь заблудшую душу на путь истинный. И наверное по этому, как и все воспитательные книжки, она скучна. Ни чего нового, ни чего оригинального.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Андрей Зарин «Дар Сатаны»

Вертер де Гёте, 3 февраля 2009 г. 23:30

Имя Андрея Зарина стало для меня главным открытием антологии «Русская готическая повесть XIX века». Отзыв на маленькую, но очень симпатичную повесть «Чёрная дама» я уже написал, теперь очередь поговорить о втором произведения Зарина из этой антологии. Повесть «Дар Сатаны» затрагивает одну из излюбленных тем русской классической литературы: крушение романтических идеалов при столкновении с «прозой жизни», мелочность и двуличность царящих в обществе отношений. Всё это подаётся в форме фантастического гротеска: чувствуется влияние Гоголя, Гофмана, лермонтовского «Штосса». С циничным юмором и без пощады автор обличает пороки человеческой природы. Хотя главной целью писателя являются именно социальные, философско-этические вопросы, но мистические события, к моей радости, занимают в повести немалое место. Произведение отличается хорошим языком, «живыми персонажами», помимо всего прочего современный читатель может узнать из повести множество интересных бытовых подробностей из российской городской жизни конца 19-го- начала 20-го веков: например, как тогда решали проблемы с тараканами. «Кощунственным» для современного читателя покажется и описание «крошечной» двухкомнатной квартирки главного героя: квартирки, где только в одной комнате помещались три стола, три кресла, этажерка, книжный шкап, диван, печка, корзины с растениями и колонна с фигурой Наполеона.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Андрей Зарин «Чёрная дама»

Вертер де Гёте, 2 декабря 2008 г. 16:08

Очень и очень неплохая «загадочная» повесть (если уж быть щепетильным, то и не повесть вовсе, а рассказик) почти забытого русского писателя конца позапрошлого века. Интересна тревожная атмосфера петербургских белых ночей, обычно белая ночь — это романтика, это праздник, Зарин же пишет о белых ночах, как о мучительном и опасном времени. Ощущение тревожной тайны и нереальности происходящего не покидает читателя до последних строк этого произведения.

Оценка: 8
⇑ Наверх