Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Юрия Харитонова

Отзывы (всего: 13 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Юрий Харитонов «Далёкое завтра»

Dobkachleo, вчера в 09:50

«Семейные ценности»

Рецензия на «Далёкое завтра» Юрия Харитонова

Антиутопии снискали славу достаточно серьёзных произведений, к которым, чуть что, апеллируют, обсуждая новости. По крайней мере, так было в прошлом веке. Нынешний век подарил миру множество переосмыслений жанра, в первую очередь за счёт подростковых антиутопий навроде «Голодных игр». Киберпанк также привнёс нотки свежести в ставший почти классическим жанр. Его порой даже рассматривают как один из видов антиутопии.

Современные технологии позволили по-новому взглянуть на многие основы жизни, а уж воспевать и демонизировать их фантасты умеют в равной мере. Хотя «Далёкое завтра» Юрий Харитонов начинал писать ещё примерно в 2016 году, закончил в 2020, слегка переписал в 2021, а выпустил на бумаге (печать по требованию) аккурат в 2022, когда нас потряс очередной бум нейросетей. Искусственный интеллект стал одной из магистральных проблем, поднимаемых в романе.

Давайте ненадолго абстрагируемся от сюжета и попытаемся сами пораскинуть естественными мозгами, что мы представляем под собой, говоря «искусственный интеллект»? В первую очередь нас интересует разум, созданный человеком в условной лаборатории. Загвоздка в том, что исследования разума, сознания и их происхождения ведутся и, кажется, до сих пор не дали чёткого ответа, откуда оные берутся, чем особенны, а главное — как воспроизвести инструментально. Не имея столь важных ответов, люди, в частности фантасты, как наиболее прозорливые и говорливые из них, выдумывают всё новых сов, натянутых на глобус человеческого психотипа. И вот уже ИИ наделяется эмоциями, избегает всеми способами смерти и нередко готовит её «кожаным мешкам», его породившим.

Меня никогда не оставляло ощущение, что все свойства, которыми мы вольны наделять нейросети (которые, в общем-то, не равносильны искусственному интеллекту), к ним не имеют и не должны иметь отношения. Допустим, мы действительно ставим перед собой цель создать искусственный разум, которому выдадим ряд установок типа «пальцы в розетку не суй, они туда не поместятся», «только что вскипевший чайник не обнимай», «тыкать пальцем в людей можно только незаметно» и так далее. Мы должны собрать опыт многих людей для выравнивания статистики, формализовать его и загрузить на диск будущего Ни-Разу-Не-Скайнета. Где-то между делом нам придётся загружать этический кодекс, заставлять машину эмулировать чувства.

Вопрос: зачем нам это? Нет, ответ вида «Потому что мы можем», «Потому что хотим» не принимается, ибо не объясняет цели. Когда появились шахматные симуляторы, где алгоритм обыгрывал лучших гроссмейстеров, никто не должен был задумываться, как с ним обсудить тонкости симфоний Бетховена или спроектировать на пару новый город. Зато появились генеративные лингвистические модели, которые перемешивают обрывки фраз из Интернета в грамматически и даже нередко семантически правильном порядке и выдают нам. Они же, с навешанными графическими модулями, вам и город спроектируют, но на деле это будет ещё одна нейросеть (и, скорее всего, именно нейросеть, без претензии на лавры ИИ). То есть на самом деле людям не нужен универсальный ИИ, малоотличимый от всестороннего эксперта из плоти и крови. Максимум, что нам нужно, — это единое окно входа, обращения к кластеру нейросетей, одна из которых вам либо картинку нарисует, либо песенку напишет и споёт, либо клип по ней поставит.

Скорее всего, реальность более или менее смирилась именно с таким развитием, но в «Далёком завтра» КИРа за пятьсот лет превращается из ИИ-администратора города в… хочется банально сказать, что в диктатора, но тут больше подойдёт слово из самого романа — в паразита. Проникающего всюду. Угроза понятна, читать страшно, за «кожаных мешков» переживаешь…

Или всё-таки нет? В смысле — а есть эти самые «кожаные мешки»? Сперва брошу камешек в огород Юрия: только в середине текста до меня дошло, что «биоин» не какой-нибудь «биологический индивид», эвфемизм для обозначения робота или хотя бы киборга, а всего лишь краткое именование биоинженера. Заблуждение вроде как развеялось, а осадочек, так сказать, остался. Всё-таки люди в Атланте не просто искусственно выращены из биомассы, а ещё и начинены всякими имплантами и чипами для постоянной связи с пресловутой КИРой. Не спорю: чипы в теории могут быть и органического происхождения, но в тексте это не указывается, а потому даруемый интерфейс выглядит как проявление киборгизации человечества. И, собственно, под конец от человека в людях остаётся разве что немного мяса да кровеносных сосудов.

Здесь мы подходим к следующей затронутой проблеме — бессмертию. Юрий не скрывает, что при написании «Далёкого завтра» вдохновлялся антиутопией 2013 года «Будущее». В обоих случаях на одной чаше весов оказывается семья, а на другой — почти вечная жизнь. У Юрия, надо отдать ему должное, подход достаточно смелый, с жуткими и аутентичными для антиутопий Заменами. Но сама дилемма начинает раздражать. Проще научить организм временно включать механизм размножения, чем пытаться от него избавиться. Даже для злодеев демонизировать семью, вытравливать её из сознания людей, изолировать мужчин от женщин — чересчур жестокий, а потому недальновидный подход. И я уж молчу про то, что мужчин оставили одних в целом городе, а КИРа так и осталась звучать женским голосом. Вдруг она сама провоцировала воспоминания из давнего прошлого?

Вернёмся к антиутопиям. Насколько я заметил, их можно разбить на две категории. Одни начинаются в мире, в котором по наивности сперва хочется жить, а потом замечаешь, что с ним что-то не так. Другие невыносимы с самого начала, и герой страдает ежесекундно, даже если просто идёт по улице. «Далёкое завтра» как раз из второй категории, хотя имеется чувство двойственности, ведь высокотехнологический город — так-то признак и вполне безобидной утопии или чего-нибудь столь же оптимистичного. Увы, Атланта больше напоминает Новый Сеул из «Облачного атласа», только схожие неприглядности задевает по касательной.

Кстати, о названиях. Если я правильно вообразил, Атланта выросла где-то неподалёку от Дубны. Это вполне себе подмосковный Город. Но почему Атланта?! Намёк на Атлантиду, допустим, считывается, но Атланта — название вполне существующего города. Что согласуется с тем, что около Сочи вырос… Рим. Более того, если Моисей Гафт хоть сочетание непривычное, но вообразимое, то рождение в российской глубинке девушки по имени Зои (не склоняется) Каплан — вообще никак. Была бы она обычной Зоей, но нигде не упоминается, что она сменила имя на западный манер. Отсюда вечно преследует чувство, будто автор натянул американизированные страсти на родные края. Получилась неуместная двойственность.

Также заметно, что роман Юрий писал, относительно нынешних произведений, всё ж давно. Многие фразы звучат несуразно, коряво, а то и банально. Он неплохо передаёт эмоции героев, лихо закручивает сюжет вокруг отца, матери и ребёнка, но тогда ему ещё не хватало опыта, лексических средств, чтобы передать всё на высшем уровне. Впрочем, при всей избитости магистральных проблем, касаются они довольно непростых для понимания и обсуждения тем, а потому ловко высказаться о них действительно может быть затруднительно. Впоследствии автор неоднократно возвращался к тому или иному аспекту, затронутому в данном романе, переосмысливал его, помещал в новые условия различных рассказов. Поэтому «Далёкое завтра» пусть и неидеально, в каком-то смысле определило внепроектное творчество Юрия Харитонова на годы вперёд.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Юрий Харитонов «Генезис Мрака»

Dobkachleo, 23 декабря 2024 г. 15:24

«Лимб Мрачности»

Рецензия на «Генезис Мрака» Юрия Харитонова

Свет и Тьма давно стали традицией в фантастических произведениях, и уж тем более — в жанре фэнтези. О представителях обеих Сторон написано столько, что чем-то удивить искушённого читателя трудно. Подозреваю, что с развитием постмодернизма авторы всё чаще смешивают обе крайности, порождая спектр героев, которых трудно однозначно назвать Светлыми или Тёмными, добрыми и злыми. Однако даже якобы современный постмодернизм не такой уж современный, и даже такими экспериментами удивить теперь сложно.

В отличие от «Поступи Мрака», продолжение разбито на три сюжетные линии. Вернее, на две основные и одну второстепенную. Первая, само собой, всё также посвящена Юлии ди Ванэско, коей предстоит столкнуться с магами Света и как-то вернуть свои силы. Вторая касается её застрявшего в теле десятилетнего мальчишки дяди Саббатона, и за этой линией наблюдать тяжелее всего. Впрочем, не будем забегать вперёд. Так вот, есть и третья линия — Верховного мага королевства Анддрамен Орин-Юджина. По сути, без его точки зрения можно было бы и обойтись, поскольку возникает она только после того, как он разделяется с Юлией.

Орин-Юджин сам и маги Света как таковые оказываются не такими уж белыми и пушистыми, как того ожидаешь… Или не ожидаешь, потому как роман современный, а значит, Светлые маги в лучшем случае преследуют только выгодные им моральные принципы, а в худшем — прикрываются добродетелью в морально спорных ситуациях. Эгоизм, честолюбие, переоценка или недооценка сил своих и противников — набор, казалось бы, присущий Тёмной стороне, вполне не чужд и уроженцам Сэмена.

Особенно неприятно поразила Катрина О-Нелли, готовая ради чьоки-чьоки с Верховным магом Анддрамена и всего Совета Семи на смертоубийство неудобной гостьи. На каком основании она вообще возомнила, что вправе претендовать на место партнёра (во всех смысла) Орина, непонятно, ведь в романе чётко сказано, что в самом центре королевства Света должен сидеть маг Мрака. А Светлых допускают исключительно для продолжения магического рода, да и то — на склоне лет.

Проблемы персонажей с логикой продолжаются в этой части. Конечно, порой они бывают связаны с наложением иллюзий, но чаще герои сосредотачиваются на своих помыслах больше, чем диктуют правила самого мира. Из-за этого они совершают ошибки, которые стоят жизни многим. А бывает, что действуют, вроде, логично, а на деле весь вытекающий из этого подсюжет остаётся на обочине истории, как в случае с Фолиантом Мрака, который выглядит как излишняя сущность.

Линия Саббатона, как я уже упомянул выше, воспринимается самой напряжённой. По умолчанию мы должны сопереживать персонажу, за чьей точкой зрения следим. Но чем дальше, тем явственнее понимаешь, что как бы не обидел мир мальчишку, он тот ещё поганец. Справедливости ради, чувства Саббатона автор передаёт убедительно, при том, что герой на самом деле не десятилетний, а на тридцать лет старше. Юрий Харитонов вообще давно специализируется на выписывании совсем юных персонажей, и порой из них вырастают далеко не ангелочки. В этом смысле «Генезис Мрака» немного схож с «Приютом забытых душ» того же автора.

Приятнее во всех смыслах наблюдать, конечно же, за приключениями Юлии. Хоть она и обитательница Мрачной стороны, поступает она по-прежнему даже, если так можно выразиться, светлее Орин-Юджина. Тут я хотел бы вспомнить одно высказывание в романе, с которым я не могу согласиться. Там утверждается, мол, мрак — что-то на грани Света и Тьмы, но ведь это же не так! Мрак — буквально синоним тьмы, имеющий также в нагрузку смысл безотрадности, безнадёжности, а то и невежественности. Определение в «Генезисе Мрака» больше соответствует понятию сумрака, который, впрочем, занят вселенной «Дозоров». Тем не менее, по контексту Мрак употребляется как надо, а не по данному в романе определению.

Если первый том заканчивается на условно радостной ноте, то второй можно считать победой Азраида. Оставлен задел под завершение трилогии, где, видимо, властолюбивый бог не сможет больше мутить воду. В целом, если закрыть глаза на некоторые логические несуразицы, получился ещё один увлекательный роман с живыми, даже чересчур живыми персонажами.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Юрий Харитонов «Поступь мрака»

Dobkachleo, 18 декабря 2024 г. 20:49

«Владыка Мрака»

Рецензия на «Поступь Мрака» Юрия Харитонова

Гонения ведьм стали одним из самых неприглядных деяний человечества, в первую очередь в Тёмные Века Европы. Разгул мракобесия, преследования неугодных и желание не дать женщинам развиваться изрядно сказались на генофонде европейцев. Зато попутно оставили за собой целый пласт фэнтезийной, как бы в оправдание душегубства, литературы, классические приёмы которой воспроизводятся по сей день.

Вселенная, описанная в цикле «Мрачноземье» Юрия Харитонова, — как раз полна вымышленных существ, ведьм, колдунов, а в нагрузку ещё и три бога. Один, правда, якобы отошёл в какой-то мир иной, другой не пойми где прохлаждается, а третий вернулся на свои земли и несколько… удивился самоуправству не особо-то и верноподданных. Те зачем-то решили очистить земли Мрака от влияния Мрака, и отчасти у них это даже получилось. Только вот какой ценой?

Когда бал правит смерть, невольно задаёшься вопросом: точно ли так и задумывалось и если да, то разве благая цель должна быть умыта кровью? В стране Тантаре король на пару с другом-графом и объединённым войском учиняли расправу буквально над всеми, кого заподазривали в ведьмовстве. Затем на время передохнули, а потом правитель взялся за верного слугу и его семью, где один мелкий наглый принц обнаружил ведьму. Ирония судьбы в том, что и сам король оказался тем ещё лицемером и взял в жёны ведьму (другую, конечно). Зато с семьёй графа разобрался показательно жестоко: всех убил (кроме главной героини, да и то просто недоглядел), замок разрушил и дальше пошёл.

Особенно меня поразил в этой массовой казни, с которой роман и начинается, повод. У младшей сестрёнки главной героини обнаружили родинку, напоминающую перевёрнутый череп! Можно было бы порассуждать на тему того, что значит подобный символ там, но ответ лежит на поверхности: ничего он не значит! Чистейшей воды незамутнённое мракобесие. Наверняка подобные отмазки в «судах над ведьмами» можно встретить огромное количество в сохранившихся документах нашего мира, не обременённого магией. И ладно бы этот повод был честным, так ведь и он оказался враньём, хоть на деле в той семье и жила, того не зная, молодая ведьма. То есть здесь буквально слились воедино и мракобесие, и вероломное честолюбие.

Есть ещё один «ой как удобный» приём, к которому прибегают приверженцы мракобесия. Чуть что не так, вали всё на тёмного бога. Опять же, поскольку в Мрачноземье есть не только магия, но и всамделишные боги, отмазка прокатывает. Люди в землях Мрака подпадают под влияние своего законного Владыки, а тот, как порядочный тёмный бог, любит всякую жесть.

Скорее всего, логика — орудие Света, иначе мне трудно объяснить, почему Азраид, а зачастую и сама главная героиня, имя которой Юлия, старательно избегают логических доводов. Юлия ещё пытается иногда взывать бога к логике, но тот хорош разве что в планировании. А ведь действительно: на что рассчитывал Владыка Мрака, руками своих миньонов искоренив её род? Впрочем, тому нашлось чем крыть, и, вероятно, вторая часть будет посвящена тому, сможет ли ведьмочка расстроить его планы.

Кстати, если кто-то подумал, что раз главную героиню зовут Юлия, то она условно наша соотечественница. Нет, конечно! Ни в одном глазу. Антураж Мрачноземья близок к средневековой Западной Европе, с поправкой на другую вселенную. В романе есть даже парочка пассажей, мол, вселенных много, и всё такое, в духе Терри Пратчетта, но, увы, во-первых, Юрий к этой мысли больше не возвращался в данном романе, а во-вторых, юмора в книге нет. Это вполне себе тёмное фэнтези, где героине приходится несладко.

Единственное, от чего ухитрился автор огородить Юлию, — изнасилование. Попытка была, но в целом я даже удивлён, что при всей жестокости казни ни одну из многочисленных дочерей, не говоря уж об их матери, предварительно не обесчестили. Всё-таки жести тут в меру, и упор больше делается на схватки с врагами в человеческом, зверином или демоническом обличии. Тут больше в духе фэнтезийных циклов Джеймса Клеменса (ныне более известного как Роллинса), что и ожидал ещё год назад, когда Юрий предлагал прочитать «Поступь Мрака» с пылу с жару, так сказать, но я тогда историй о ведьмах и богах с лихвой начитался, поэтому добрался до текста только сейчас.

Возвращаясь к именам, отмечу, что сестру Юлии, с которой связан основной сюжет, зовут Ваня. И это ужасно путает карты. Даже самого автора в одной главе будто переклинило, и призрачная девушка внезапно стала указываться в мужском роде. Уж лучше было её Ванессой какой-нибудь назвать.

Неплохими достоинствами «Поступи Мрака» я бы назвал простой и пока понятный мир, чёткий сюжет, приличный язык и вполне достойная концовка. Зная, что существует сиквел и заявлен триквел, я переживал, что Эльмира девушка будет догонять ещё несколько книг подряд, но, к счастью, ожидаемое событие пришлось к месту и времени. Поэтому я бы сказал, что «Поступь Мрака» — неплохой роман в жанре тёмного фэнтези, с морально правильно ориентированной главной героиней и внятным сюжетом. Ещё бы чуток подтянуть логику поступков, и получилось бы вообще чудесно.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Юрий Харитонов «Борей»

Dobkachleo, 22 июня 2024 г. 09:22

«Фудзи»

Мини-рецензия на «Борей» Юрия Харитонова

Судьба этого рассказа выдалась сложная. Он вполне мог стать частью антологии «О чём молчат выжившие», но в итоге не попал в неё. Зато удостоился годом позже включения во внесерийный сборник «Хроники последнего апокалипсиса». Ещё вокруг него возник небольшой спор, вызванный недопониманием, но, кажется, потом во всём разобрались.

Действие «Борея» происходит на острове Шиашкотан, входящем в состав Северных Курильских островов. Упоминаются ещё люди из Петропавловска (то бишь из Петропавловска-Камчатского), что надо воспринимать либо в широком смысле (окрестностей), либо смириться с тем, что рассказ, коему совсем чуть-чуть не хватило удачи стать частью канона «Метро», немного противоречит «Краю земли» Сурена Цормудяна. Впрочем, в 2015 году, когда Юрий писал «Борея», ещё мало кто знал, что задумал Сурен.

Сюжет строится вокруг двух подростков. Характерная черта творчества Юрия Харитонова, надо отметить! Один из юных героев понимает, что жизнь на удалённом острове — лишь отсроченный конец и надежда вырваться из смертоносной петли эфемерна. Надеждой пропитан весь текст. Надеждой и жаждой обрести свободу. Не из-за каких-то принципов, а ради глобального выживания. Это подкупает.

Помимо надежды и мечты о свободе важную роль играет дружба Данилы и Фудзи. Ребята делятся планами, которые в постъядерном мире почти всегда сопряжены с риском. Маленький японец надеется отговорить друга, но на его пути вырастают обстоятельства, которые приводят пусть и не к самому худшему сценарию, но печальному. Впрочем, именно такой ход и сводит воедино все те чувства и посылы, что заложил автор.

Оценка: 9
– [  -1  ] +

Юрий Харитонов «Далёкое завтра»

februus, 4 февраля 2023 г. 13:42

Хорошее произведение, из микса клонирования, ИИ, и антиутопичных взглядов. Жаль только, что конец этого произведения подразумевает продолжение истории, но пока того самого продолжения нет, и в виду незаконченной сюжетной мысли, можно прочитать, но если вас устраивают незаконченные истории.

Роман к прочтению доступен по адресу: https://author.today/work/4185 (Не РЕКЛАМА, а один из источников для прочтения, если кто-нибудь заинтересован в ознакомлении)

Оценка: 8
– [  2  ] +

Юрий Харитонов «Метро 2033: Смерть октановых богов»

Dobkachleo, 9 октября 2020 г. 20:06

«Тень Совы»

Рецензия на «Метро 2033: Смерть октановых богов» Юрия Харитонова

Всегда печально смотреть на закат чего-то великого. Но как нет ничего более постоянного, чем временное, так и нет ничего более временного, чем постоянное. Так и случилось со «Вселенной Метро 2035». Выпуск книг один раз в месяц при падении тиражей и интереса публики привёл к неизбежному финалу: закрытию линейки книг. Но мир, о котором она повествовала, никуда не делся, он всё ещё развивается и занимает умы тех, кто на него когда-то набрёл.

«Смерть октановых богов» по всем признакам подходит под «Вселенную Метро 2033», за исключением некоторых жёстких сцен, темы религии и псевдорелигии, а также попытки воплотить в жизнь тот самый посыл, который Дмитрий Глуховский заложил в почившую линейку. Пожалуй, отсюда и начнём.

Создатель мира «Метро» хотел, чтобы «Вселенная Метро 2035» стала логическим продолжением «Вселенной Метро 2033», чтобы герои этих новых, взрослых историй не просто сражались с мутантами и бандитами, а возрождали цивилизацию. Лучше всего в этом помогает объединение разрозненных общин, взаимная помощь и дружба. Конечно, для этого надо убить всех злых людей и замочить все порождения ядерной войны, но это лишь фон или, если угодно, путь к воплощению великой задумки.

География «Смерти…» достаточно обширна. Это Владимирская и Ярославская области, упоминаются многие сопредельные регионы, в том числе и Москва с Питером. Мы примерно знаем из самых разных книг проекта, что в известных городах и как. Добавляется Владимир — как раз в том виде, в каком я ожидал, но в основных действиях он особо не важен. Основное противостояние разворачивается между Ярославлем и, как ни странно, мёртвым Рыбинском. Точнее, рыбаками и кочевниками в его окрестностях. Итог событий закономерно подводит к той самой идее возрождения цивилизации. (Нет, нет, радиация никуда не денется, а города не восстанут из пепла; но будет сделан важный шаг в нужном направлении.)

Говоря о других городах, автор оставляет множество отсылок на иные произведения. Тут вам и «За горизонт» (куда без него!), и «Чёрная метка» (рассказ Сергея Шивкова), и собственные метро-романы Юрия Харитонова. Есть кивки в сторону «Метро 2035» и «северных» романов. Санкт-Петербург и Калининград упоминаются, но в виде неверных домыслов, так что их в расчёт не берём.

А есть отсылка, которую Юрий, вроде бы, не оставлял, но с источником которой знаком, и я намекаю на неё в заголовке рецензии. Есть пять романов, составляющих цикл о Бобе, тени Эндера, за авторством Орсона Скотта Карда. История Вита и Вовка (и кое-кого ещё) чем-то перекликается с этим пятикнижием, но идёт совсем другой дорогой.

Дети всегда играли важную роль в творчестве Юрия Харитонова, и «Смерть…» не стала исключением. Маленьким персонажам цикла «Эра безумия» приходится гораздо тяжелее, чем обычной детворе и даже их вымышленным сверстникам с постъядерных станций метро, поэтому взрослеют они значительно быстрее, что вновь роднит роман с миром Эндера. Однако порой возникает диссонанс между их возрастом и их поступками и мыслями. Впрочем, это уже проблема моего восприятия, а не проблема автора.

Конечно, взрослые главные герои никуда не делись. Вернее, героиня. Сова вернулась на тропу возмездия, но Вселенная в лице автора мешает ей всеми силами, в чём «помогает» навязавшийся ей в спутники Руслан Озимов. Не знаю, что было бы, если б все следовали установленным планам, но в результате такая диспозиция привела к многообещающему (не продолжение, а надежду на лучшее) финалу.

В целом роман получился вполне закономерным завершением цикла. Здесь хватает и любопытных мыслей, и персонажей с запутанной судьбой, и ярких схваток и сражений, и убедительных описаний. Всё здесь достойно не только почившего премиума, но и старой доброй классической серии. И думается мне, что перенос «Смерти октановых богов» в основную линейку — логичное решение, которое к тому же возносит заключительную часть «Эры безумия» на особую планку качества.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Юрий Харитонов «Метро 2033: На краю пропасти»

Miromarh, 2 июня 2020 г. 08:00

Прошлой осенью я прочитал сборник «Холодное пламя жизни» и одним из лучших назвал рассказ Юрия Харитонова «Своя душа – потемки», который является приквелом к этому роману. Понятное дело, что «На краю пропасти» я взял на заметку, чтобы по возможности прочитать. И вот в конце февраля решили мы с несколькими знакомыми провести марафон: читать всем вместе какую-то книгу серии, и чтоб каждый потом написал по ней отзыв. И в качестве «объекта марафона» выбрали именно роман Юрия. И вот несколько дней назад я дочитал книгу, и сейчас готов поделиться с вами впечатлениями. Итак...

«На краю пропасти» – одна из самых эмоциональных книг серии из мною прочитанных. В романе очень много эпизодов, когда ты переживаешь те же эмоции, что и герои книги. В такие моменты ты буквально не можешь оторваться от текста, стараясь уловить каждое слово. И эти эмоциональные эпизоды написаны просто на высочайшем уровне, что помогает полностью погрузиться в книгу и прочувствовать её героев. И за это Юрию от меня большая благодарность, ибо я очень люблю подобные произведения.

Центральные герои романа мне по большей части понравились. Отдельно отмечу Лиду и Джорджика – хоть они и второстепенные, но прямо очень запомнились мне. Персонажам очень сильно помогают те самые эмоциональные моменты, благодаря которым ты переживаешь за них. И, таким образом, они получились очень живыми, настоящими. Но все равно после прочтения книги у меня появилось стойкое ощущение, что персонажей автор, что называется, «недокрутил». Это касается в первую очередь главных героев, точнее, двух из них – Яра и Ольги, которым явно не хватило времени на полное раскрытие. Возможно, это произошло ещё и из-за того, что Потемкин – третий главный герой – периодически тянул одеяло на себя, оставляя своих товарищей как бы «в тени». А вот эпизодические персонажи, на мой взгляд, в романе абсолютно не удались, за исключением отца Варьки.

И ещё я не понял, для чего нужны были линии Грома и переродившегося Митяя. По сути они обе ведут в тупик, при этом практически никак не влияя на основной сюжет.

Кстати о нём. На моей памяти это один из самых неудачных сюжетов в серии в принципе (опять же из мной прочитанного). Я мог бы сейчас долго и нудно объяснять, почему я так считаю (естественно, со спойлерами – куда ж без них), но не буду этого делать. Просто примите как данность: мне сюжет не понравился. Я такое называю «Из ниоткуда в никуда» – начали ни с чего и ничем, собственно, закончили. А вся вторая треть романа вообще на центральный сюжет благополучно забила. В общем, на мой взгляд, это самая слабая сторона книги.

Также мне не понравилась «скомканность» повествования – герои несутся по сюжету, что называется, на всех парах, при этом «промежуточные остановки» описываются лишь парой слов. Особенно это касается различных общин. Каждая из них имеет какие-то свои интересные особенности, и, казалось бы, сейчас автор расскажет об этом подробнее... Но нет. Даже монастырь Юрьева-Польского, где происходит почти половина сюжета, на мой взгляд, ладом не описан, чего уж говорить о «промежуточных» общинах. И так абсолютно со всем в романе: автор говорит «А» – и тут же переворачивает страницу, оставляя читателя ни с чем.

Ещё один минус – это отсутствие так называемой «картинки» перед глазами, т.е. роман некинематографичный. Из-за этого страдают, в первую очередь, все экшн-сцены, коих здесь немало. Только драка Яра и Митяя в этом плане хороша – там картинка четкая.

Ну и в целом по стилю мне книга не очень понравилась – каждое десятое предложение стабильно «резало» глаза.

Что ж, пора подводить итог. В целом, я романом доволен. В серии очень мало таких эмоциональных произведений, поэтому каждому из них я готов многое простить. Вот и НКП я готов простить и слабенький сюжет, и скомканность повествования, и отсутствие картинки. Я получил ЭМОЦИИ от прочтения – а это главное. Да, книга могла быть в 10 раз лучше, не будь у нее перечисленных выше недостатков. Но и в таком виде роман мне понравился. Так что Юрию хочу сказать спасибо за книгу. По возможности прочитаю два других его романа.

А на этом все. Да, отзыв в этот раз получился достаточно поверхностным, без особых подробностей. Но, я надеюсь, он вам понравился. До новых встреч!

Оценка: 7
– [  1  ] +

Юрий Харитонов «Своя душа - потёмки»

Miromarh, 10 января 2020 г. 13:47

Рассказ, как и «Байки Убера», является приквелом к предыдущим работам автора, а, точнее, к роману «На краю пропасти» (о чём прямо говориться в одной из сносок). Тем не менее, его спокойно можно читать и без знакомства с НКП, что я, собственно, и сделал.

«Своя душа — потемки» рассказывает нам о мальчике-мутанте по имени Яр, доведенном травлей окружающих до отчаяния. В рассказе главными темами выступают ксенофобия и детская жестокость. Лично меня больше всего поразило то, что Митяй — сын главы города и главный обидчик Яра, дразнивший его козлом — сам являлся мутантом, имея на руках по шесть пальцев. А удалить уродство в числе прочих помог никто иной, как отец Ярослава. Но, несмотря на это, Митяй всё равно издевался над Яром за то, что тот не такой, как все. А история с Леночкой Новиковой, которая единственная из сверстников считала Яра человеком и хотела дружить с ним, заставляет ещё сильнее убедиться в жесткости окружающих Яроса детей.

Рассказ очень ярко и подробно показывает все переживания и метания маленького Яра, заставляя полностью проникнуться его историей. Очень хорошая сцена, когда мальчик писал отцу письмо и проверял, нет ли в нём ошибок (хотя я бы на месте автора ещё и знаки препинания убрал). Именно в этот момент я полностью поверил Яру, как герою. В какой-то момент мальчик замечает, что внутри него живет зверь, готовый вырваться наружу, как только Яр даст слабину. И тогда он станет тем, кем его все и считают — нелюдем, мутантом. И именно это пугает мальчика больше всего. Но рядом с ним всегда был близкий человек — отец, любящий сына и оберегающий его от ненавидящих людей. Наверно, именно это и помогло Яру победить своего главного врага — внутреннего зверя.

Ещё мне очень понравился финал. Точнее, самая последняя сцена, когда Тимофей Иванович тоже захотел пообниматься. Весь рассказ проходит в очень тревожной атмосфере, а тут как будто гора с плеч сваливается, и хочется просто улыбнуться.

Что хочется сказать напоследок? «Своя душа — потёмки» — прекрасный рассказ о детях и их взаимоотношениях со взрослыми, друг с другом и, самое главное, с самим собой. Он мне очень понравился и вызвал множество эмоций. Однозначно одна из самых сильных работ сборника. Юрий, большое спасибо!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Юрий Харитонов «Своя душа - потёмки»

Dobkachleo, 22 декабря 2018 г. 19:43

«Враг внутри»

Мини-рецензия на «Свою душу — потёмки» Юрия Харитонова

Юрий Харитонов завоевал свою долю популярности среди авторов «Вселенной», выпустив сперва мрачный роман «На краю пропасти», а затем и его условное продолжение, «Приют забытых душ», где мрак вышел на новый уровень. Однако во мраке явственнее проступают излюбленные темы автора. Ему, кажется, проще и легче писать о нелёгкой судьбе детей в постъядерном мире, чем мучить повидавших немало взрослых. Впрочем, к этому я ещё вернусь. Свою же мысль я веду к тому, что рядовые читатели могли подзабыть, что начинал-то Юрий не с романа, а с пронзительного рассказа «Родственные души» о далёком от его установившихся писательских угодий Петербурге. Новый рассказ чем-то напоминает дебютный.

Я уже заметил, что Юрий чаще обращается к теме детей, чем взрослых. Взрослые же, особенно гады, вроде Черномора, передаются через призму… нет, не столько детей, сколько их собственного детства. Ведь человек действительно не рождается сразу сволочью с десятками лет за плечами. Как и не рождается ангелом во плоти. Личность делают окружающие. Сейчас, когда я пишу эти строки, мне пришла в голову ассоциация, что истории маленького Яроса и молодого Черноморова схожи травлей мелкими пакостниками. Но если Яр вырастает в хорошего человека, то бывший учитель становится маньяком. Что ж, у первого хотя бы имелась отдушина в виде отца да ещё нескольких добрых людей, что позволило взрастить в нём зерно добродетели и не ступить на кривую дорожку.

Забавно: именно побег можно считать вступлением на кривую дорожку. Ярославу надоедают обидные выходки Митяя и его кодлы, однажды уже вылившиеся в горькую смерть доброй девочки, за что наверняка подонкам не влетело или же досталось и вовсе самому рогатому пареньку. В общем, Яр решает убежать. И делает это под покровом ночи. Дальше мы видим, как мальчик сталкивается с главным врагом своей жизни и понимает, что частица его отравляет его собственную душу. Финал рассказа как раз напоминает «Родственные души», но всё же оканчивается на более доброй ноте. «Своя душа — потёмки» вызывает яркие эмоции, от наслаждения чтением до негодования по отношению к жестоким людям.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Юрий Харитонов «Метро 2035: Приют забытых душ»

Dobkachleo, 2 ноября 2018 г. 23:12

«Отец полка»

Рецензия на «Метро 2035: Приют забытых душ» Юрия Харитонова

Так уж сложилось, что вслед за «Площадью Мужества» Дмитрия и Наталии Ермаковых, условным продолжением «Третьей силы», я перешёл к «Приюту забытых душ» Юрия Харитонова. Условному продолжению «На краю пропасти», да.

По прочтению, если так можно выразиться, первой части я был совершенно уверен, что Юрий не сможет её продолжить, потому что все герои… завершили свою историю. То есть вообще все! И вот на тебе — сиквел. Пусть и условный. Герои «На краю пропасти» многажды упоминаются, но, естественно, не встречаются. Вернее, есть Варя Выдренкова, которая меня бесила своим поведением на протяжении всего романа. В прошлой части автор её почти не раскрыл, насколько я помню, а тут дал взглянуть на неё в полный рост.

В общем и целом, это история с новыми героями. Связей с первым томом достаточно, и читать одну книгу желательно после другой, но почти наверняка возникнет вопрос: а что, если бы прочитал в неправильном порядке? Изменилось бы что-нибудь? Как ни крути, «Вселенная» тем и хороша, и в то же время сложна, что романы так или иначе взаимосвязаны, при этом авторы не зацикливаются на одном и том же герое, а идут дальше, продолжают изучать любимый нами мир и рассказывают о судьбе других выживших.

Так мы переходим даже не к герою, а к злодею. До того, как взяться за чтение, мне представлялось, что роман будет похож на ужастик «Оно» Стивена Кинга. Однако книгу я не читал, фильм не смотрел (будем честны: и вряд ли буду), так что с вероятностью в девяносто процентов я ошибся, и все параллели обрываются на красном шарике, который на самом деле воздушный змей. Тем не менее, жуткого клоуна из «Приюта забытых душ» вы испугаетесь. Ужаснётесь им, потому что таких… таких… таких гадов ещё поискать надо. На его счастье, он выдуманный. Автор не забывает привести его судьбу, познакомить поближе, заставить понять мотивы, и знаете что? Вот недавно я наткнулся на любопытное изречение: «Злодеи — это герои, чьи истории не рассказаны». Историю клоуна Черноморова Юрий рассказал, и после неё взгляд на него переменился… никак. Настолько чёрная душа у этого персонажа, что читаешь и отвращаешься происходящим. При этом сам текст, напротив, читается легко, ровно и увлекательно. У меня такое бывало всего несколько раз, и самый яркий пример — «1984» Джорджа Оруэлла. Вроде, отличное повествование, но в декорациях настолько неприятного мира, что даже им восхищаешься. Вот и выстраиваемая Харитоновым картина тоже поражает воображение, затягивает и не отпускает до последней страницы.

Может сложиться впечатление, что сюжет посвящён именно злобному клоуну. Но на самом деле всё как раз наоборот. Там есть пара глав с его точки зрения, но в основном там идут три сюжетные линии, и все они так или иначе посвящены детям нового мира. Есть история Михаила Прохорова, который отправляется вместе с дочерью спасать остальных детей. Есть пара странных детей, выживших и оставленных в Юрьеве-Польском, которые надеются вызволить земляков-ровесников. И есть боевая Сова, желающая отомстить Ордену нефтяников и вышедшая против Приюта забытых душ, его союзника. Все эти линии постепенно смешиваются, сливаются воедино, и наблюдать за тем, как взаимодействуют персонажи, действительно занимательно.

Если «На краю пропасти» шло довольно линейно и даже почти камерно, а общины показывались на грани смерти, то «Приют забытых душ» ощущается заметно обширнее. Это позволило Юрию навести сюжетные мосты к другим книгам серии, самая яркая — к «За горизонт» Андрея Дьякова. Также автор вновь увязывает происходящее с «Метро 2035» Дмитрия Глуховского, и это, наверное, пока что самая необычная отсылка, которую можно сделать к этому роману. Есть ещё ну очень неявная географическая отсылка к «Чёрной метке», но это уж совсем мелочь.

В итоге имеем ярких запоминающихся персонажей (в основном, правда, из числа взрослых, хотя много внимания уделяется детям), новые города и возвращение к старым (Ярославль, Юрьев-Польский), а также, разумеется, замечательный текст, берущий за душу. По тональности мне условное продолжение понравилось больше, чем «На краю пропасти». Надеюсь, те, кто прочтёт «Приют забытых душ» после меня, согласятся с моей точкой зрения.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Юрий Харитонов «Метро 2033: На краю пропасти»

Dobkachleo, 14 июня 2017 г. 00:02

«В преддверии гибели»

Рецензия на «Метро 2033: На краю пропасти» Юрия Харитонова

Те, кто читал «Метро 2035», помнит, что, будучи в Балашихе, Артём встречает путешественников из Мурома. Дальше происходят довольно неприятные, но важные события, и они находят своеобразное отражение у Юрия, но главное, что первым автором, кто открыл Владимирскую область, стал Дмитрий Глуховский. Родоначальник всея «Вселенной».

И вот спустя два года выходит роман «На краю пропасти», бо́льшая половина которого происходит аккурат в том же регионе. Однако Муром здесь не упоминается, а есть Юрьев-Польский в другом конце области. Но люди и здесь живут за монастырской оградой и стараются жить, как могут. Юрий Харитонов неоднократно утверждал, что подобная схожесть случайна, но именно в этом романе впервые по-настоящему ощущается дыхание московской безысходности из «Метро 2035».

Тем не менее, главными темами семьдесят восьмой книги проекта я бы назвал генетические конфликты и смерть. Автор планомерно раскрывает обе проблемы на протяжении всего сюжета, они находят отражение и в названиях романа Юрия и моей рецензии. Всё начинается около города Юрьева-Польский, коему посвящена вся первая часть. Такой приём — как следует описать первую локацию, а затем устроить путешествие на оставшийся объём — нормальная практика. Какой-то год назад он был использован Игорем Вардунасом в «Пути проклятых», и я считаю, что подобный подход добавляет качества и ясности описываемому миру.

Есть люди, которые любят бытовые описания, другим же, коих, боюсь, большинство, подавай пострелушки с погонялками. А когда автор берётся за описание событий в отдельно взятом месте, не отвлекаясь на отдалённые места, очень легко скатиться в бытовуху. Харитонов в этом плане доказал, что умеет быть верным сюжету. То есть мир за стенами Михайло-Архангельского монастыря благополучно раскрывается, но делается это в связке с активными действиями. Читателю не дают заскучать. Всё время происходит что-то интересное и яркое.

В центре сюжета стоят пришлый военврач Игорь Потёмкин, рогатый юноша Ярослав и, в меньшей степени, пережившая тяжёлые времена красавица Ольга. Есть и другие важные персонажи, но конкретно каждый из этих во всех описанных поселениях попадает так или иначе в передрягу. Начнём хотя бы с Яроса, вынесенного на обложку, что вызвало столько толков, пересудов и даже переделку. В родном поселении его рога — камень преткновения. Как в подольском Убежище у Рината Таштабанова в «Обратном отсчёте», мутантов здесь не любят, и стараются от них избавиться. Яру повезло, что его отец был важным человеком, и его не убили. Но важно другое: налицо тот самый генетический конфликт, о коем я упоминал выше. «Чистое сияние ксенофобии» вызывает праведное негодование и закономерное сострадание к юноше.

Но в той же, юрьево-польской, части зарождается и другой генетический конфликт, гораздо более глубокий, мрачный, жестокий и жуткий. А, и научно сложный. Подобное реализовала Мария Стрелова в «Изоляции», но у Юрия Харитонова получилось даже лучше. В «На краю пропасти» показаны не ничего не ведающие потребители сомнительного вещества, а люди, ответственные за создание полновесного РНК-вируса, что должен был сделать людей невосприимчивыми к радиации. Насколько расписанные сведения соответствуют истине, я сказать не берусь, но выглядят достаточно правдоподобными. И от того сильнее пробирают до костей.

Вот этот второй генетический эксперимент запускает тёмную сюжетную линию, кровавой дорожкой тянущуюся до Москвы. Обречённые на гибель поселения встречаются на пути героев, и хотя все они показаны в той или иной мерой даже более отвратительными, чем режим Воеводы в Юрьеве-Польском, на их долю выпадает самое тяжёлое испытание в жизни — её конец. И каждый раз я переживал не только и не столько за персонажей, сколько за судьбу поселений. Но мне простительно, я всё-таки картограф. Впрочем, и другие тоже не смогут не проникнуться той надвигающейся безнадёгой, что расползается трупным пятном из Юрьева-Польского.

Я уже упоминал, что «На краю пропасти» имеет важную связь с «Метро 2035» — бо́льшую, чем просто локации в открытой им области. Эта связь логично завершает раскрытие задействованных Юрием тем. Роман вышел мрачным, местами вызывает отчаяние и нагоняет жуть, но в то же время в нём есть место и свету. Ибо даже яростный постъядерный мир должен нести в себе толику прекрасного. Юрий Харитонов не забыл про это. Он написал качественное яркое произведение, что не оставит читателей равнодушными и, может быть, заставит задуматься о том, насколько тонка грань между жизнью и смертью, и как важно на ней удержаться.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Юрий Харитонов «Родственные души»

Sawwin, 22 августа 2015 г. 16:29

Отвратительно. «Лирическое» описание гибели детей вызывает совершенно мерзотное чувство. Спасает только полная беспомощность автора, графомания, зашкаливающая все мыслимые пределы. Примеров приводить не буду, достаточно открыть любую страницу, чтобы встретить ляпы, разбросанные по тексту в непредставимом количестве. Но это тот редкий случай. когда авторское неумение писать выручает читателя.

Оценка: 1
– [  1  ] +

Юрий Харитонов «Родственные души»

Dobkachleo, 14 мая 2015 г. 22:06

«Другая сторона»

Мини-рецензия на «Родственные души» Юрия Харитонова

Нас снова бросает из одного города в другой, на этот раз — из Вязьмы в Питер, в самое что ни на есть метро. Место действия — станция метро Проспект Большевиков, и это, вкупе с одной краткой фразой, создало отсылку к грядущему следом за сборником роману — «Третьей силе» Дмитрия Ермакова и Анастасии Осиповой. Помню, однажды я предложил Вячеславу Бакулину попробовать связать несколько романов серии не банальными намёками на другие книги, а полноценной аркой, как это бывает в телевизионных сериалах. Тогда ответ был «скорее не сделаем», но, видно, сама судьба решила создать арку, посвящённую войне между Приморским альянсом и Империей Веган. Эта арка началась ещё в «За горизонт» Андрея Дьякова (умолчим о «Питере» Шимуна Врочека и предыдущих романах «Теней Пост-Петербурга») и продолжается по сию пору. «Родственные души» — одно из преддверий большого финала этой истории, что ждёт нас в «Питере-2».

Однако слишком большого слона я раздул из мухоразмерной фразы об отношениях Оккервиля с Веганом. Речь-то вовсе о другом. Юрий Харитонов решил переосмыслить на постъядерный лад «Алису в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла. В общем-то, он не первый — в прошлой антологии, «Сумраке в конце туннеля», был рассказ «Алиса в иллюзариуме» Дмитрия Панова, и он тоже был завязан на произведении математика-литератора. Другое дело, что в «Родственных душах» совсем иначе подаётся эта тема, ставится другой акцент, и сказка становится мрачной. Хотя тут многие сказки с потемнением.

Должен сказать, получился неплохой дебют у Юрия. Будем надеяться, он ещё покажет литературное мастерство и в крупной форме.

Оценка: 8
⇑ Наверх