Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Дж. Г. Балларда (J. G. Ballard)

Отзывы (всего: 567 шт.)

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  6  ] +

Дж. Г. Баллард «Бегство в рай»

vfvfhm, 21 декабря 15:21

Джеймс Грэм Баллард был не просто одним из самых талантливых писателей, но и самых мудрых людей двадцатого века. Приятно и почетно иметь такого в самых любимых авторах!)) Однако, читаю я его всегда как будто в первый раз, глазами Фомы Неверующего.

Вот и читая «Бегство в рай» думал: ну, тут ДжГБ слабину дал, лайтовенько как-то. Какие-то экоактивисты, альбатросы какие-то дурацкие.

Роман написан по привычной для Балларда схеме «битвы с исходом сомнительным» полоумных несогласных с режЫмом. Привычные герои: есть вождь-идеолог (доктор Барбара Рафферти), есть анархист-разрушитель (Карлайн), есть простодушный протагонист, глазами которого мы видим происходящие события (Нил Демпси), также наличествует различной отмороженности паства, готовая воплощать в жизнь самые бредовые идеи своего лидера. Даже есть очередная его сексапильная докторша, только на этот раз не в коротеньком халатике, взятом на прокат из гардеробной порностудии, а в цивильном поношенном балахоне.

Но это оказалась коварная ловушка маститого и искушенного в творческих стратегиях автора. Дать читателю привычную конфетку в яркой упаковке, а когда та будет проглочена, то сдетонирует, что твоя глубинная бомба.

Книга написана в девяностых, действие происходит тогда же, но Баллард выдал на-горА очередное описание ближайшего будущего, нашей эпохи. Тогда было самое зарево, а теперь это превратилось в пожар планетарного масштаба.

Это наш мир — насущная угроза глобальной ядерной войны, наш вполне осознанный ежедневный страх. Уничтожение собственного «лишнего» населения с помощью пандемий неизвестной этиологии, массовые преследования и убийства по гендерному признаку, тирания экологической повестки, отказ от логики разума в пользу магического мышления, шизофеминизм.

Но самое главное, пусть и в лабораторных условиях, в виде практической модели, но показана работа самого этого механизма самоистребления. Начинается с малого — «спасем альбатросов!» — но маховик раскручивается и все это приводит к попытке, пока неудачной, стирания всего человечества с лица Земли.

Тогда это могло показаться воспаленным бредом зарвавшегося прогностика, но тридцать лет спустя (в этом году роман юбилей отметил!) становится очевидным, что это было очередное пророчество Кассандры из Шеппертона, которое никто вовремя не услышал.

А зря! Иногда (да часто на самом деле)) точность предвидений Балларда меня до оторопи пугает. Он, например, описал в этом романе Стива Джобса и Илона Маска ,когда это вообще никаким мейнстримом не было!

А как вам такая фраза? «Все жизни были равно драгоценны, но альбатрос и ламантин теперь превосходили низменную тварь, коей был в современности человек».

Или — мировым символом экологического и правозащитного движения становится отъехавший подросток. У него, конечно, не диагностированный Аспергер (как у Греты Тумберг), но он также склонен к аутизму, имеет трудности в общении и максималистские воззрения.

Кстати, создавая образ 16-летнего Нила Демпси Баллард был виртуозно точен. Прекрасно показал, как в этом возрасте человек ни черта о жизни не знает, но имеет очень строгие воззрения на то, как правильно на свете дела должны делаться.

На максимально широком философском плане Джеймс Грэм Баллард написал еще одну свою версию «Бесов» Достоевского, с его центральной идеей — теорией Шигалева: «Исходя из абсолютной свободы я прихожу к абсолютному рабству». Этим, как вполне сознательно написал Баллард (исходя из его последующих интервью), и закончится эпоха Модерна на Западе (а этот Запад охватил весь мир!): властью правого либерализма, провозглашающего Свободу для всех и всего, свободу не только от законов и морали, но и человека от человека, и даже частей человеческого тела от всей целостности организма. Такого тоталитаризма, как либерализм, человечество еще не знало. А если он сгинет вместе с людьми, то и не узнает!

В общем, не зная всех фактов, я считал, что Баллард закончил свой литературный путь великолепной тетралогией «социальных катастроф», антиутопий, противопоставленных его ранней тетралогии глобальных постапов.

Но на сам деле — от «Бегства в рай» и до «Царства грядущего (Да приидет царствие)» — это пенталогия, метароман, взаимосвязанный, созданный по единым художественным законам, и абсолютно конгениальный «великому пятикнижию» Федора Михайловича Достоевского.

Как пророчество пенталогия уже совершенно бесполезна, все предсказанное в ней свершилось, но как лабораторный анализ нашей жестокой и противоречивой эпохи она очень важна и полезна.

Говорят, у нас снова планируют издавать Балларда, и это прекрасно! Надеюсь и до его последних романов дело дойдет, они нужны. Лучшего описания жизни в глобальном Западе в первой трети двадцать первого века, причем, сделанного заранее, просто не существует!

Пока же хочу в очередной раз поблагодарить многоуважаемого С. Соболева, без чьего подвижнического труда мы бы не познакомились со многими замечательными и нужными книгами, в том числе с этой.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Николас Цурбрюгг, Дж. Г. Баллард «Империя сюрреализма»

vfvfhm, 18 декабря 11:24

В основном в беседе Баллард рассказывает то, что говорил неоднократно, как он относится к сюрреализму и о его влиянии. Еще и о любви к безумным романам Уильяма Берроуза говорит.

Однако, есть две концептуальные вещи, которые мне безусловно были намного интереснее.

Баллард на отлично оценивает творчество литературного бога моей юности Уильяма Гибсона. Называет его большим художником: «Уникальный голос в научной фантастике», исследователем информационного поля человечества. Вообще, он приветствует движение «киберпанка». Отец, так сказать, благословил своих детишек))

А еще он считал тогда, что в кино и на телевидении должно быть не меньше насилия, а больше! Ибо жизнь на Западе такова, что только чрезмерное насилие и обилие секса на экране приближает зрителя к правде, а не подсовывает сладкую утешительную пилюлю.

Прозорливец, как всегда! Вспомните, взлет и полное изменение формата телевизионного контента на рубеже веков и сопровождался как раз повышением градуса насилия и сексуализацией новых популярных шоу. А где-то в 2015 году от такой стратегии отказались и тут же качество телепродукта стало катастрофически падать. Этому, безусловно, была не одна причина, но вещи, конечно, связанные.

Однако, это же интервью хорошо показывает, что и гений, и гигант мысли не может правильно оценить и предсказать последствия прям всех-всех даже самых важных для общества явлений.

Баллард считал тогда, в самом начале 1990-х, что развитие информационных технологий будет раскрепощать и освобождать западное общество в широком смысле. «Появление ксерокса угробило российский тоталитаризм». Крайне поверхностная мысль!

Мы видим, как с развитием технологий общество на Западе, напротив, становится все больше тотально подконтрольным, безвольным и слабым в отстаивании собственных интересов. И клоуны могут рулить целыми нациями.

Жаль, что именно это интервью было опубликовано на несколько лет позже, ведь уже к середине девяностых Баллард во всем разобрался и дал правильную оценку ситуации. Стал говорить о новом цифровом декадансе пуритантизма. И его последняя тетралогия «социальных катастроф» стала точным предсказанием и диагнозом текущих дел первой трети двадцать первого века.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Лукас Барр, Дж. Г. Баллард «Не разбейся»

vfvfhm, 18 декабря 01:13

Возможно, существуют писатели, которые, как птички небесные, поют-поют, и в результате рождается некая высшая гармония, подступ к извечной Истине. Но Баллард был явно не из их числа. Он прекрасно осознавал, что делает и почему, и как это делать наиболее эффективно.

Я прочитал это интервью сразу после того ,как закончил чтение его великолепного и жуткого романа «Бегство в рай», к выходу которого беседа и была приурочена.

Роман этот про убийцу-психопата, который возглавил экстремистскую секту. Вот только это не новый Чарльз Мэнсон, а эколог-активист и феминистка. Интервьюер прямо спросил Балларда, понимает ли он, что его выпад против феминизма и экологического движения ему не простят его же преданные читатели-либералы. И тот ответил, что все прекрасно понимает, но говорить в своих книгах предпочитает правду.

Гордость берет за любимого писателя! Вот, что значит, когда для автора интересы Истины важнее личного благополучия и успеха. Это урок всем шкурам, которые ради денег или из-за страха не просто готовы, а продают родную мать. Чему примеров, к сожалению, мы тьму примеров видим сегодня.

Отвергая личное ради общего блага, художник и проявляет себя как сильная и глубокая личность. Добровольный агент же «шестеркой» чужих интересов и остается.

Ну и на сладкое в этой беседе Баллард, как обычно безукоризненно точно, предрекает, что в связи с ростом насилия и экстремизма в обществе виртуализация сознания и эскапизм отдельных испуганных личностей, в миллионах штук, будет также только усугубляться. Что опять-таки подтверждается нашим наступившим будущим.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Дж. Г. Баллард «Безвыходный город»

muravied, 17 декабря 13:11

Бесконечный город-лабиринт в тысячу этажей. Бедолага учёный хочет опробовать свой новый летательный аппарат, но развернуться натурально негде. И он решает найти край города, где возможно есть свободное пространство для полёта.. Вспомнился монолог какого-то комика, который отправился на поезде из Москвы во Владивосток. «..На третий день пути я начал сомневаться, что Владивосток вообще существует..» Тут у меня ещё ассоциация с индийским фильмом «Лев». Там маленький мальчик по ошибке залез в пустой поезд и уехал к чёрту на рога, двое суток в пути без остановок. Вот и в рассказе учёный Франц ехал-ехал и что называется «приехал» (в психушку).

Интересный рассказ. Понравилось.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Дж. Г. Баллард «Садок для рептилий»

muravied, 17 декабря 10:51

Хорошо снежным декабрьским утром прочитать про жаркое лето на пляже. Тут у нас психологический триллер. На дворе 1963 год, а на пляже уже давка. Все сидят друг у друга на головах, у всех приёмники и все ждут когда в небе появится загадочный Спутник. Ещё Кинг писал, как им всем было страшно в 1957 году, когда СССР запустили в космос первый спутник, всё ждали, что их лазером испепелит с небес. И вот в 1963 году, спустя шесть лет, Баллард описал, как спутник таки добрался до побережья США. Хорошая атмосферная вещь. Все любимые ингредиенты Балларда на месте: бетон, стекло, песок, океан..

Оценка: 9
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Автокатастрофа»

flying_kitten, 28 ноября 16:43

Вообще говоря, книги Балларда никогда не были населены нормальными (с точки зрения соответствия условному западному обществу) героями. Я думаю, что и фантастику то он писал по большей части потому, что мог поместить персонажей своих произведений в странные и дискомфортные условия и представить, а как же они себя там поведут? «Автокатастрофа» — логичный дальнейший шаг в этом направлении — зачем что-то придумывать, когда окружающий мир достаточно безумен, чтобы раздвинуть рамки «нормы»?

В автокатастрофе, пытаясь протаранить лимузин Элизабет Тейлор, гибнет известный в прошлом телеведущий, а нынче человек без определённого рода деятельности (ведь нельзя же назвать деятельностью вуайеризм?). Его знакомый (чуть не написал «друг», но наверное это было бы некорректно) и единомышленник, Дж. Баллард, рассказывает историю их знакомства и совместное времяпровождение. Автомобильные аварии и увечья — это очень возбуждающе, считают эти странные люди, а их жизнь превращается в поиск новых ощущений, в погоню за болезненным удовольствием.

Книга и по объёму, и по сюжетным перипетиям — скорее уж повесть, чем роман. Название — «Crash» — имеет много смыслов, ничуть не обязательно это АВТОкатастрофа (ну или крушение), вполне можно и логично распространить это определение на жизнь героев. Повествование начинается и заканчивается гибелью Роберта Вогана — злого гения рассказчика, всё остальное время посвящено описанию странной эволюции главного героя, погоне за (полу)запретными удовольствиями. Черты между «нормальностью» и «одержимостью», которую пересёк герой, как таковой нет — цепь случайностей постепенно приводит его за грань морали. Сопереживать во время чтения не получается — перед нами история болезни. При этом становится понятно, откуда, в частности, растут ноги у «Бойцовского клуба».

Одна из знаковых книг постмодернизма — болезненное и больное чтение.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Дж. Г. Баллард «Хрустальный мир»

flying_kitten, 10 октября 17:38

Заключительный роман из условного «цикла катастроф» — на этом Баллард ставит для себя точку в данной тематике и двигается дальше. Книга менее известна и читаема у нас, чем «Затонувший мир» и «Выжженный мир», ну и ко всему прочему — это ещё не катастрофа, а пролог к ней. :)

В отдалённом районе некой африканской страны образовалась странная аномалия — всё стало покрываться непонятными кристаллами, как будто каким-то неведомым силам стало жарко и они решили Африку заморозить. Что это за кристаллы, какова их природа, что вызывает их образование — вопросов много, ответов нет. Где-то там, в этих диких джунглях, миссия ООН, в которой работают друзья доктора Сандерса, он получает от них письма и едет навстречу загадкам, ну и — судьбе.

Назвать роман научной фантастикой конечно же можно, но это совершенно не фантастика. Это исследование тёмных недр человеческой души — таинственных и непредсказуемых. Да, есть красивый экзотический антураж (очень стильно выписанный, кстати говоря), но это всего лишь декорации для той драмы (а может фарса?), что разыгрывается перед глазами читателя. Человеческое бессознательное, иррациональные поступки и очарование смертоносной красоты — представить себя на месте главного героя не очень то и просто. По атмосфере — фирменный декаданс Балларда, тревожная духота Конрада и Копполы.

Неспешный роман о людях, совершающих алогичные поступки, об усталости и обаянии увядания и смерти.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Дж. Г. Баллард «Безвыходный город»

keellorenz, 7 сентября 12:46

Шедевр и одно из лучших произведений в жанре. Напоминает «Вавилонскую библиотеку» Борхеса : люди живут в некоем футуристическом трехмерном городе, представляющем собой по сути дела целую вселенную или что-то вроде Звезды Смерти из ЗВ. Удушающая атмосфера высокотехнологичной гиперурбанизации и поиск свободы заставляют героя рассказа предпринять путешествие на поезде к краю мира. Тем более откуда-то в городе появились же археоптериксы — возможно где-то есть форточка... Но что он там найдёт, доехав на местном аналоге московского метро-МЦК до конечной станции?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все плохо
И нужен ли вообще ответ на этот вопрос? Почитайте и подумайте... А потом оглянитесь вокруг, когда закончите чтение.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Голоса времени»

keellorenz, 7 сентября 12:33

Навеянная, вероятно, романом «Создатель Звезд» Олафа Стэплдона визионерская фантазия о сходящем с ума от нарушения сна человеке, которому открываются видения конца универсума, совпадающие с его собственным отходом в иной мир. По сути дела это некая аллегория или даже описание медитации, в которой герой сливается с космосом и его разумной жизнью. Подобные высказывания мне попадались в работах Циолковского чуть ли не 1 в 1, а упомянутый выше Стэплдон развил их сразу в двух книгах: «Создатель звезд» и его своего рода римейке — мрачном послевоенном произведении «Из смерти в жизнь». Нельзя не вспомнить тут и «Последний вопрос» Азимова. Быть может фантасты высокой категории и правда что-то знают или чувствуют? Им открывается истина от высших разумных существ? Кто знает... Шедевральный эскиз «истории будущего» нашей Вселенной от мастера британский философской фантастики даёт к такой точке зрения некоторые основания.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Дж. Г. Баллард «Выжженный мир»

flying_kitten, 5 сентября 17:46

Вторая часть условной «Трилогии катастроф» — очередной вариант конца света в исполнении одного из основоположников Новой волны фантастики — жанра, активнее других разрабатывающего апокалиптические темы.

В результате сброса в моря разнообразной дряни и отходов поверхность Мирового океана покрылась плёнкой, препятствующей испарению воды. Водообмен безвозвратно сломался, дожди перестали идти и наступила Великая сушь — вода из всех пресных водоёмов постепенно уходит, растения и животные умирают, ну а люди, проявляя себя во всей красе, как могут борются за своё жалкое существование.

В книге нет ничего героического, нет спасения мира, нет высоких порывов и благородных поступков. Есть массовая деградация и желание продлить свои дни хоть на сколько-то любой ценой. Человек перестал быть царём природы и венцом творения и сам прекрасно понимает это. Действующие лица весьма странны в массе своей, а многие из них — откровенные фрики. Возможно где-то там, за пределами страниц книги какие-то самоотверженные учёные и работают над спасением мира, но ни читателю, ни героям романа этого совершенно не видно. Действия персонажей напоминают броуновское движение — они совершают массу действий разной степени бессмысленности, сталкиваются друг с другом и совместно тянут сюжетную линию куда-то вперёд — в неизвестность.

Тоскливая безысходная книга про отчаявшихся, не вполне нормальных людей, в мире, где само понятие нормы отсутствует.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Дж. Г. Баллард «Ноль»

vanishrap, 30 августа 18:10

Рассказ, который напоминает «Тетрадь смерти», но с гораздо более замысловатым сюжетом. Этот рассказ вращается вокруг человека, который ведет обычный дневник, записывая туда события, которые уже произошли, как это делает каждый, кто ведет дневник. Но однажды он решает сделать нечто необычное — он записывает не то, что уже произошло, а то, что он хочет, чтобы произошло в будущем.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Первое его желание — смерть начальника, что, вероятно, многим покажется понятным и даже знакомым. И, к его удивлению, это желание сбывается. После этого главный герой начинает тестировать свою теорию и использовать дневник для предсказаний. Он экспериментирует, убивая разное количество людей, пытаясь проверить, насколько детализированно можно записывать эти события и всё равно добиться их исполнения. Однако, в этот момент рассказ теряет свою динамику, поскольку мотивация главного героя становится корыстной и сводится к банальному экспериментированию ради самого эксперимента.

Главный герой начинает казаться менее убедительным, ведь его переход от обычного человека к садисту, маньяку, готовому убивать десятки людей ради удовлетворения любопытства, не обоснован должным образом. Кажется, что его тяга к экспериментам и насилию возникает без какой-либо внутренней борьбы или логического развития его характера.

Рассказ заканчивается глобальным экспериментом — герой решает записать в дневнике судьбы своих читателей, предполагая, что все, кто прочитает этот рассказ, в конечном итоге умрут. Эта концовка усиливает мрачную иронию рассказа, так как действительно, по статистике, все, кто прочитал этот рассказ (да и вообще любой другой), рано или поздно умрут. Таким образом, автор «убивает» своих читателей с стопроцентной вероятностью, но делает это через концепцию, которая кажется одновременно пугающей и ироничной.

Мораль рассказа, если её можно так назвать, заключается в неумолимой истине жизни — все, кто живет, рано или поздно умрут. И хотя сам рассказ не указывает точного времени смерти, его реализм поражает своей стопроцентной вероятностью и неизбежностью.

Этот рассказ, несмотря на свои недостатки в развитии характера и сюжета, всё же оставляет сильное впечатление благодаря своей мрачной концовке и философским размышлениям о жизни, смерти и силе слов, записанных на бумаге.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Утонувший великан»

vanishrap, 6 августа 19:56

У меня от рассказа смешанные эмоции. Он не наполнен событиями и переживаниями. Это созерцание картины со стороны стороннего наблюдателя. В рассказе, кроме «Утонувшего великана» и его разложения, ничего не происходит.

Если в рассказе есть метафоры, они скрыты и неявны. При поверхностном прочтении кажется, что это просто история о Гулливере и смерти.

Возможно, это аллегория на реакцию общества на неизведанные события, на что-то новое и будоражащее разум. Но со временем любое экстраординарное событие становится обыденностью, забывается и обрастает легендами, которые мало связаны с реальностью.

Пример — пандемия COVID-19. В 2020-м она воспринималась как апокалипсис, экранизация фильмов о эпидемиях и катастрофах. Но спустя четыре с половиной года это осталось в воспоминаниях как страшная сказка. Люди вряд ли смогут описать реальные эмоции начала 2020-го года, а лишь смутные воспоминания, подкреплённые сегодняшним восприятием.

Рассказ «Утонувший великан» показывает, как человечество привыкает ко всему и забывает со временем, и это перестаёт удивлять.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Дж. Г. Баллард «Затонувший мир»

flying_kitten, 31 июля 17:49

Как и многие другие произведения автора, книга наполнена дистиллированным декадансом, производит весьма угнетающее впечатление, погружая читателя в бездны депрессии. Классика новой волны фантастики, фантастикой при этом являющаяся очень специфической и совсем не научной.

В не столь уж далёком будущем климат Земли претерпел катастрофические изменения — в результате глобального потепления большая часть поверхности планеты покрыта морями, температура воздуха сильно повысилась и не планирует останавливаться на достигнутом, человечество перебирается на полюсы, туда, где ещё можно жить. Главный герой занимается исследованиями флоры и фауны лагуны, расположившейся на месте современного нам Лондона. Научная экспедиция, в которой он состоит, после ряда инцидентов сворачивается и уходит на север, а он, как и пара его коллег, внезапно решает остаться.

В гигантском равнодушно-убийственном парнике, в который превратилась Земля, человеку отводится весьма незначительная роль, с которой он, в принципе, смирился. Цивилизованность и рациональность очень быстро выветриваются из героев, уступая место инстинктам и необъяснимым бессознательным побуждениям. Антропоцентрический мир ушёл в прошлое, цивилизация отступает, на её место приходит и расцветает новая жизнь. С эстетической точки зрения — яркая красивая картинка, иллюстрация на тему «мир после людей».

Песнь фатализму, ода эволюции, триумф бессознательного над разумом.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Дж. Г. Баллард «Затонувший мир»

Sergio Blanc, 14 июля 14:22

Начну с общей диспозиции/сеттинга романа, разбив её по пунктам/подразделам.

1. Общая атмосфера: на нашей многострадальной планете исчезают верхние слои ионосферы из-за мощных солнечных бурь, вызванных внезапаной нестабильностью Солнца, что приводит к:

- росту радиации;

- повышению на несколько градусов среднегодовой температуры;

- таянию полярных «шапок» и ледяных полей Антарктиды:

-значительному повышению уровня Мирового океана и затоплению двух третей суши.

2. Флора и фауна: возросшая радиация (см.п.1) привела к мутациям и бурному росту растительности; рептилии стали господствующей формой жизни — крокодилы, аллигаторы, игуаны встречаются в романе на каждом шагу, сорри, на каждой странице: мрачные чёрно-зелёные листья хвощей и другие детали говорят нам о том, что наступила, вернее вернулась, эпоха триаса.

3. Люди и города: человечество устремилось к полюсам и под руководством ООН (сейчас с трудом верится, что эта организация хоть на что-то способна) началось заселение Антарктиды, а также северных районов России и Канады; Европа покрылась системой огромных лагун, в центре каждой из которых лежал город, затопленный илом.

В одном из таких городов (им неслучайно, я думаю, оказывается Лондон) и происходит в основном, за исключением последней главы, действие романа Балларда «Затонувший мир».

Член военно-научной экспедиции 40-летний биолог Керанс вместе со своими коллегами пытаются изучать природу, изменившуюся после катаклизма, картографировать местность по заданию уж не знаю какого првительства/организации, обосновавшейся где-то в Гренландии. Вместе с товарищем/учёным Бодкиным и очаровательно апатичной отшельницей Беатрис, Керансу предстоит сделать сложный выбор: остаться или вернуться на базу. Этот выбор осложняется тем, что под влиянием солнечной активности и радиации с людьми стали происходить странные изменения. У них начало пробуждаться археопсихическое сознание, которое начало менять психологию и поведение героев романа. Странные сны, непонятные аморфность и безразличие к собственной судьбе — это лишь некоторые побочные эффекты, просыпающихся генетических воспоминаний, напрямую связанных с изменениями климата.

Сначала (автор не обьясняет зачем и почему) на юг уходит лейтенант Хардманн, а в финале, после кучи приключений/злоключений, туда же устремляется и Керанс.

Новая Земля — новый климат — новые люди — новая ЦИВИЛИЗАЦИЯ — новый этап развития жизни? А Керанс у нас значит — это новый Адам? Такая у нас смысловая заковыка получается?

За атмосферу, за описательную часть автор, безусловно, заслуживает всяческих похвал. К развитию сюжета, поступкам и образам героев лично у меня есть определённые вопросы. В общем и целом «Затонувший мир» очень хороший образчик постап-литературы.

Всем любителям НФ к чтению. Классика жанра, рекомендованная к обязательному ознакомлению.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Привет, Америка!»

dima9275, 8 июля 05:55

Blade Runner Апокалипсиса

Привет, Америка! прекрасная книга аллюзия на псевдоценности Западного мира и в частности самой Америки с её искусственной поп мечтой под красивым и фейковым глянцем.

По началу книжка читается немного тягомотно, пока идут представления всех персонажей. В главном персонаже — молодом пареньке показано новое поколение, которое разучилось мыслить своими идеями, а всего лишь оборачивается на «золотой век» прошлых деяний в надежде повторить хоть что-то. Да и те по факту оказываются сплошной ложью.

Книга щедра на юмор современного урбанизированного мира погрязшего в суете корпораций и информации. А за прекрасный момент, который создатели Бегущего по лезвию 2049 позаимствовали для фильма — я просто не глядя прощаю все занудности и грехи книги и ставлю 5.

Последняя треть книги прекрасная отсылка к Апокалипсису сегодня.

Книжка не торопливая, но интересная и юморная по своему и довольна глубокая. Главное увидеть глубину колодца.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Смертельное падение»

vam-1970, 26 апреля 16:11

Номинант Премии Британской Ассоциации Научной Фантастики 1997 года. Плохие семейные отношения с необычной точки зрения и парадоксального решения их. Мистика да и только. Но решать так — преступление перед поколениями, поклоняющихся старинной культуре. Не согласен с автором по финалу .

Оценка: 8
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Репортаж с неизвестной планеты»

vam-1970, 21 апреля 19:32

Сюжет можно рассматривать по разному: и как прилет инопланетян на Землю, и как прилёт землян на неизвестную планету. В любом случае исход один -вся цивилизация ушла в виртуальное пространство, пространство наслаждений. Может ли такое быть? Тенденции есть.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Послание с Марса»

vam-1970, 21 апреля 19:01

Я рассматриваю сюжет как неприятие программы освоения Космоса с участием астронавтов. Он ранее и в других произведениях мрачно описывал последствия такого выхода человечества за пределы планеты. Вот в сумме, когда вспоминаешь им ранее написанное, и создается такое впечатление -нечего туда летать -на Земле полно нерешенных проблем, а вы ещё притащите новые.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Груз мечты»

vam-1970, 21 апреля 18:16

Номинант Премии читателей журнала «Science Fiction Chronicle» 1992 года. Экологическая тема -тема загрязнения морской среды отходами, приведшими к образованию новых видов. Как всё может быть непредсказуемым для цивилизации планеты. Везде безответственность и жажда денег -и итог : медленное уничтожение жизни. Очередной сюжет -набат.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дж. Г. Баллард «Величайший в мире тематический парк»

vam-1970, 20 апреля 19:59

Несбывшееся предсказание автора. Много есть предсказаний о крахе денежной системы , крахе союзов и прочего, но не сбывается. Почему? Потому, что предсказания липовые, нет реальной основы для их осуществления. Всё это делается ради рекламы и денег. Так и автор попал впросак в сюжете — Евросоюз не рухнул и таких катаклизмов не получилось. Читать просто смешно спустя 35 лет.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Огромный космос»

vam-1970, 20 апреля 18:39

Есть сюжетный ход для произведений — взросление героя. Так вот здесь уместно было бы -деградация героя. От развода до каннибализма прошел герой- «повзрослел». Видения постепенно болеющего человека. Вот за такие подобные произведения Балларда понять не могу -чему могут научить такие рассказы сюжеты.?? Напрашивается мысль, что автор отображает свои личные видения.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Дж. Г. Баллард «Любовь в умеренном климате»

vam-1970, 20 апреля 17:59

Мир, описанный автором, довольно таки странен. Настолько испугались СПИДА и прочих напастей, что перестали заниматься сексом. Теперь секс по принуждению и по расписанию как патриотический долг. Дабы поднять рождаемость и спасти цивилизацию. Возможна ли такая фантазия автора?

Оценка: 10
– [  3  ] +

Дж. Г. Баллард «Улучшающая маммопластика Джейн Фонды»

vam-1970, 20 апреля 15:29

Весь смысл и содержание рассказа — в заголовке. Откровенное описание операции по исправлению формы грудей Джейн Фонда.

Джейн Сеймур Фонда (род. 21 декабря 1937, Нью-Йорк) — американская актриса, общественная активистка и писательница.

У Балларда есть ряд микрорассказов на тему операций на человеке — я никакого смысла в этом не увидал. Бред какой-то автора- как бы наплевал на все приличия- вот мол какой я -смотрите и радуйтесь.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Тайная история Третьей мировой войны»

vam-1970, 20 апреля 15:22

Пародия на засилье телевидения в мире. Началась и кончилась Третья мировая война, а мир и не заметил — в это время транслировались сводки о здоровье Президента США.

Хотя такая война — где 5 бомб всего было запущено по пустынным районам Сибири и Аляски — вызывает удивление. Люди верят телевизору- напрочь лишаясь своего интеллекта, способности к критическому мышлению- разве это люди? — Это хуже не бывает. И годы почти не исправляют ситуацию.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Сорвавшиеся с цепи»

vam-1970, 20 апреля 09:56

произведение, которое заставляет размышлять о философии нынешней жизни. Почему столь часты массовые убийства? Расслоение на богатых и бедных? Чушь! Расслоение в ведущих странах богатых сужается и резко. А там ведь массовые расстрелы в школах, маркетах. Скорее всего — культура. Массовость кинофильмов , и книг, где насилие преобладает. Посмотрите новости в любой стране- нагнетание напряжения из-за стихийных бедствий, террора, войн. Лирики мало увидишь. А на этом воспитывается поколения людей- и не у всех хватает воспитания и тормозов. Результат- на первый взгляд необузданное желание убивать. Но оно обдуманное и прогнозируемое. 1988 год издания- а что изменилось с тех пор?

Баллард великолепен в изображении, но причину неверно представил.

Оценка: 8
– [  -2  ] +

Дж. Г. Баллард «Человек, который ступал по Луне»

vam-1970, 10 апреля 19:25

Реальный зарисовок с жизни — один авантюрист зарабатывает гроши на ошибках и неведении туристов, другой ему помогает тоже за гроши. Почему есть на планете бедные люди? — один из вариантов ответа. Симпатии автора на стороне второго авантюриста — Рио да-Жанейро- Копакабана-Ипонема и обездоленные люди.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Дж. Г. Баллард «Ответы на допросный лист»

vam-1970, 7 апреля 11:09

Наивысший балл за подачу материала -в виде анкеты или опросного листа, а скорее всего допроса преступника автор раскрывает целую историю, приведшую человечество к краху и пути его спасения. Преотлично! Это надо читать.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Объект нападения»

vam-1970, 7 апреля 10:48

Сюжет о террористе , спасающем мир от ещё более страшного будущего -термоядерной войны. Автор — любитель психических заболеваний своих персонажей. Здесь он в ударе. Очень ёмко описал больного и его замыслы. И оставил нам пространство для размышления- ..... 1984 год написания, когда о террористах и слышно не было.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Дж. Г. Баллард «Мифы близкого будущего»

vam-1970, 6 апреля 17:51

Номинант Небьюла 1982 года.

По одинаковым мотивам двух предыдущих рассказов о конце Космической Эры. Почему-то автора освоение Космоса настораживает и не одобряется им. Футуристическое послание потомкам как предостережение об опасностях , могущих возникнуть в результате заноса какого-то заболевания, мутации и невесть -чего ещё. Что автор чувствовал при этом -непонятно либо ещё время не пришло. Проводится мысль, что наша колыбель -планета и нам тут жить и надо делать её краше, а не улетать невесть куда , где нас нет и там лучше. Философия частично оправданная — все проблемы сегодняшнего дня мы унесём на другие планеты, не решив их тут и там тоже не решив. Безысходность, отчаяние. Я не увидал оптимизма.

Написано тяжело для чтения- какой-то бред психоделический -

Оценка: 5
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Воспоминания космической эры»

vam-1970, 5 апреля 17:44

Сюжет очень похож на сюжет «Вестей с Солнца», только с другими персонажами. Сюжет приближающейся катастрофы для нашей цивилизации. Мрачно, пессимистично, хотя изредка проявляются нотки оптимизма. Провалы во времени для многих людей- как бы замирают все чувства на время и можешь погибнуть или получить увечья. Автор связывает эти трагедии с освоением околоземного пространства. Очередной шедевр катаклизмов на планете.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Перегруженный человек»

god54, 30 марта 12:26

Автор попытался описать последнюю стадию перехода в нирвану, когда человеку удалось достичь этой самой нирваны, которая ни чем не отличается от физической нирваны (смерти внутреннего и внешнего мира). Но ни словом не описал, как человек докатился до такого состояния, чем он так уж перегрузился, наинформировался... Может следует учесть эти опасности в реальной жизни. С моей точки зрения это болезнь, которая называется безделие, лентяйство, болезнь Ильи Муромца: тридцать лет лежал на печи Илья... Вот что делает с людьми обычная печка, а вы говорите телевизор, абсолютное количество населения давно уже потеряло ощущение реального мира и живет в телевизоре. Вот она нирвана достигнутая.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Вести с Солнца»

vam-1970, 27 марта 18:44

Сюжет приближающейся катастрофы для нашей цивилизации. Мрачно, пессимистично, хотя изредка проявляются нотки оптимизма. Провалы во времени для многих людей- как бы замирают все чувства на время и можешь погибнуть или получить увечья. Автор связывает эти трагедии с освоением околоземного пространства. Очередной шедевр катаклизмов на планете.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Дж. Г. Баллард «Зона ужаса»

amak2508, 23 марта 16:43

Всё в этом рассказе плохо — и очевидно надуманный сюжет, и то, что автор похоже сам до конца не определился какими свойствами должны обладать фантомы и кто их сможет увидеть и ощутить, и финал, просматривающийся практически с самого начала. А больше всего плохо то, что читать это произведение неинтересно — ни мысли, ни увлекательности, да и канва действия целиком предсказуема.

И ещё. Наверное менталитет не тот, не англо американский, но никак не могу понять, почему в их произведениях герои пытаются решить все свои проблемы в первую очередь с помощью оружия. Вот и в нашем случае доктор говорит главному герою — подойди, мол, и стань на место фантома, он сразу и исчезнет. Так нет же, этот самый главный герой сразу вынимает свой пистоль, который всегда возит с собой (зачем?), и решает, что в фантома надо будет обязательно выстрелить....

Оценка: 3
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Тайная автобиография Дж. Г. Б.»

vam-1970, 6 марта 19:46

Таких сюжетов должно быть много — они должны бить по мозгам, вторгаясь в сознание политиков в первую очередь. Это с одной стороны, с другой — инструкция по самовыживанию после катастрофы. Как запасаться, чтобы через год быть готовым к работе. Какой работе!!!! мир вымер. Птицы заполняют планету. Мысль автора здесь мне совершенно непонятна, но написано здорово, хотя и микрорассказ.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Сосуд дичайших дерзновений»

vam-1970, 6 марта 18:24

Множество яростных фантазий — дословный перевод названия наиболее полно раскрывает сюжет. Фантазия героини рассказа- быть Золушкой. И попытки её вылечить от навязчивости второй личности -вылечили , но следующая фантазия овладела девушкой. Неплохой сюжет — почти сказочный, но жестоко реальный .

Оценка: 9
– [  -3  ] +

Дж. Г. Баллард «Архитектура отчуждения»

vam-1970, 6 марта 16:50

Одна болезнь порождает другую более смертельную. Практика болезни- как отчуждение от семьи и общества приводит человека к фобиям, а потом и к самоубийству. Жутко.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Зодиак 2000»

vam-1970, 4 марта 19:28

Отчаяние пришельца с левосторонней ДНК неизвестно как попавшего на нашу планету и в психбольницу, слушающего песни квазаров и и ненавидящего нашу Третью мировую войну. Как покинуть планету?

Или это просто наш больной на голову человек?

Философский и социальный вопрос -кто верит в пришельцев попадает у нас в больницу. Мастерски Баллард отобразил две версии сумасшествия.

Оценка: 9
– [  -1  ] +

Дж. Г. Баллард «Нил Армстронг вспоминает своё путешествие на Луну»

vam-1970, 2 марта 19:03

Есть авантюрное предположение, что американцы на Луне не были. Тогда воспоминания в рассказе Нила Армстронга можно сопоставить как бред человека , никогда не побывавшего на Луне. Здесь обо всём, но не только о полёте на Луну. Тогда смысл рассказа понятен.

Оценка: 4
– [  -2  ] +

Дж. Г. Баллард «Однажды на Юта-Бич»

vam-1970, 28 февраля 17:49

Мистический сюжет. Замысловатое убийство в любовном треугольнике. Непонятно, где правда , а где вымысел. Отвлеченное повествование без идеи, могущей встревожить ум.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Во что я верю»

vam-1970, 24 февраля 19:29

Гимн человеческому оптимизму! Многогранность жизни одного человека имя которому Баллард.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Дж. Г. Баллард «Театр войны»

vam-1970, 19 февраля 16:42

Можно воспринять рассказ как антивоенный -автор описывает бессмысленность войны, фантазируя на примере гипотетическом гражданской войны в Великобритании. 1977 год написания. Не угадал автор и слава Богу. Такого предсказания нам не надо. Надо просто жить без всяких войн и убийств.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Дж. Г. Баллард «Прекрасный наш союз»

vam-1970, 18 февраля 19:05

Социальный гротеск и фантасмагория- общение людей по всем вопросам только через сети. Даже зачатие вне контакта!!! И что из этого вышло. Оригинальная выдумка автора — впечатляет и не дай боже такому осуществиться. В мире хватает идиотов с якобы революционными идеями переустройства общества. Не поддавайтесь на провокации и заманчивые обещания- общество должно само эволюционировать при чем стихийно -всякие революции — это бесчисленные жертвы.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Затишье»

vam-1970, 17 февраля 19:10

Тревожно- оптимистично -жутко — последовательность развития сюжета. Картина окончания войны в Китае — когда уже японцы сдаются, а победители не пришли. Всё в подвешенном состоянии и сами персонажи также -главное выжить. В этом желании выжить герои попадают в ещё более жуткую ситуацию -то ли сошли с ума, то ли попали в мир мёртвых. Напряженный сюжет, увлекает.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дж. Г. Баллард «Последний город»

vam-1970, 16 февраля 18:11

Автор развернул перед читателями картину социального эксперимента -вот вам целый почти нетронутый город, полные магазины товаров, парки полны дичи, масса автомобилей с горючим и несколько активных люде могущих что-то организовать. Что вы соорганизуете? И мы видим картину появления полиции, гангстеров. Неужели это так

необходимо? Можно много размышлять над этим -тяжёлыми сторонами нашей действительности, но автор подталкивает нас к светлой стороне жизни — один из героев улетает на самолете. который сам сделал. улетает навстречу свободе. А второй герой остается в городе сооружать своё государство. Кто на что горазд.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Вечные каникулы»

vam-1970, 11 февраля 17:46

Неплохо бы так. Сюжет с одной стороны счастливый -вечный отпуск на Канарах. С другой- люди заперты на Канарах на отдыхе из-за безработицы- выгоднее стало их держать на Канарах, чем платить зарплату. Парадоксы фантастики. Но всегда есть бунтари даже против такой счастливой жизни.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Дж. Г. Баллард «Улыбка»

vam-1970, 11 февраля 17:26

Похож на миф о Пигмалионе и Галатее. Сначала оптимистическое, затем полно пессимизма.

хотя хотелось бы верить в сказку. Но автор не позволил -не его это стиль. Не оставил надежды.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Дж. Г. Баллард «Шестьдесят минут крупным планом»

vam-1970, 11 февраля 16:57

Реальный сценарий фильма документального об измене. Не фантастика. Что движет героем, обманутым мужем? А может это обоюдное согласие на фильм, но приведшее к нежелательному финалу? Автор как бы говорит -играйте , но не заигрывайтесь.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Дж. Г. Баллард «Примечания к Одному Душевному Срыву»

vam-1970, 11 февраля 15:54

Реальное описание одного преступления, совершенного ради вроде блага, но совершенное полностью невменяемым человеком. Мы видим одно, он думает совершенно другое. Реальное описание случаев шизофрении. Необычный стиль подачи материала -как примечания к каждому слову , даже к предлогам.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Дж. Г. Баллард «Жизнь и смерть Бога»

vam-1970, 11 февраля 15:27

Две мировые обсерватории обнаружили «ультра-микроволны», которые пронизывают всю материю и пространство, составляющие базовый субстрат, из которого состоит вселенная. Это позволило человечеству сделать глубоко вперед идущие выводы-что излучение разумное и это есть Бог. В чём суть рассказа? — ирония на весь наш мир -когда вера у людей стала укрепляться с невиданной силой, то наличие Бога стало вредным для многих структур государств. И появился лозунг, Бог умер.

Много допущений нелогичных сделал автор, но итоговая мысль сильна- для власти подходит любое учение, любая религия.

Оценка: 10
– [  -2  ] +

Дж. Г. Баллард «Ринопластика королевы Елизаветы»

vam-1970, 7 февраля 16:29

Весь смысл и содержание рассказа — в заголовке. Откровенное описание операции по исправлению формы носа королевы Елизаветы.

Оценка: 5
⇑ Наверх