fantlab ru

Садек Хедаят (صادق هدایت‎ / Sadegh Hedayat)

Садек Хедаят
Страна: Иран
Родился: 17 февраля 1903 г.
Умер: 8 апреля 1951 г.

Псевдонимы:

Хади Садакат (Hādi Ṣadāqat)


Садек Хедаят (صادق هدایت‎ / Sadegh Hedayat) — иранский писатель, филолог и общественный деятель. Один из основоположников современной иранской прозы. Он был первым в истории Ирана, кто сочетал в своих работах европейскую современность с фольклором Ирана и зороастризмом. Его наиболее известное произведение «Слепая сова» разделило персидскую литературу на «до» и «после». Жанр его произведений разнится, в основном это фольклорные, философские, гротескные, на грани сюрреализма произведения. На родине его сравнивают с такими известными писателями-экзистенциалистами как: Франц Кафка, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, а также Фёдором Михайловичем Достоевским.

Садек Хедаят родился во влиятельной семье аристократов-политиков. Его брат, Мехди Хедаят был премьер-министром Ирана, его отец – министром науки. Фамилия Хедаят на самом деле является псевдонимом, которым впервые воспользовался основатель их рода – Резаколи Хан — поэт и историк 19 века. Хедаят с персидского переводится как «руководство», и имеет некоторое отношение к суфизму. Потомки Хана также были важные политические деятели и члены правительства.

У Садека Хедаята было 2 старших брата, 2 старшие и одна младшая сестра.

Несмотря на влиятельные социальные связи и положение в обществе его семьи, Садек Хедаят выбрал самостоятельный путь аскета и интеллектуала, его жизнь была полна страданий и одиночества. При жизни он был внесён в список запрещённых писателей Ирана.

О детстве Хедаята известно немного, однако уже в 14 лет он опубликовал пару статей в журналах «Восток» и «Надежда».

В 15 лет у него развилась глазная болезнь. Врач запретил ему читать и писать в течение полугода. Причина болезни неизвестна, предполагается, что она носила психосоматический характер.

В 1923 году опубликовал свой первый серьёзный труд «رباعیات خیام» («Четверостишия Омара Хаяма»), уникальный как в историческом, так и в культурологическом отношении. В 1926 году была опубликована статья «انسان و حیوان» («Человек и животное»), которую автор позже расширил до монографии «فواید گیاهخواری» («Преимущества вегетарианства»). Эта работа считается одной из самых важных работ по защите прав животных и вегетарианства в Иране.

Родители Хедаята стремились дать мальчику лучшее образование, поэтому в 1926 году его отправили учиться в Европу. В Бельгии случился инцидент: его близкий друг – китаец по имени Чи покончил жизнь самоубийством. В его руке нашли клочок бумаги, на котором было написано: «Нет того удовольствия, которого бы я не вкусил, и нет страсти или желания, которое побудило бы меня его удовлетворить».

После случившегося инцидента чуть позже, в 1926 году, в Генте (Бельгия) он пишет небольшое эссе «مرگ» («Смерть»), которое было опубликовано в Берлине в журнале Iranshahr.

В апреле 1928 года после возвращения из Бельгии в Париж, он предпринял первую попытку суицида, решив сброситься с моста в реку Марна.

Пока учился в Париже, познакомился с Терез – дочерью знакомых, у которых снимал жильё. Есть основания считать, что Садек безответно её полюбил на долгие годы. Считается, что эти отношения с Терез повлияли на него роковым образом. Потому как практически в каждом втором его рассказе мы сталкиваемся с темой предательства или самоубийства.

В Париже он часто посещал кино, а обучение ему не нравилось, особенно атмосфера института. Его любимые фильмы были: «Носферату» Мурнау, «Кабинет доктора Калигари», «Голем».

На родине мальчиком он изучал буддизм, тантру и индийскую традицию. А обучение в Европе в некотором отношении сказалось на нём следующим образом: «Французский продвинул меня в изучении западной культуры… настолько, что европейский вкус стал основой моего мерила…». Также он испытывал особую тягу к изучению оккультизма и магии, этот интерес сохранился у него на всю жизнь.

На творчество Хедаята повлияло увлечение западноевропейской декадентской литературой. По возвращении из Парижа в 1929 году, он публикует свой первый сборник рассказов «زنده‌به‌گور» («Похороненный заживо»), в котором отражены эти тенденции.

Садек любил свою страну, её корни; презирал современную власть и повсеместный обман, коррупцию, высмеивал политику. Наиболее выразительной в этом отношении является его повесть «Хаджи Ага». Поэтому Хедаята очень не любили местные власти, и его проза практически всегда была и до сих пор остаётся под запретом, какая-то часть хоть и публикуется на родине. Большинство его работ подверглось жестокой цензуре, особенно его опус магнум – повесть «Слепая сова», которую он начал в Тегеране, а закончил в Индии. При жизни писателя она была запрещена к публикации.

Хедаят разработал свою методику сбора и публикации персидского фольклора и написал ряд статей по персидской культуре.

В 40-е годы он много писал и переводил для журналов, особенно с пехлеви, которому он обучался во время пребывания в Индии.

Садека часто поджидали неудачи на протяжении всей жизни, особенно в том, что было для него наиболее дорого – его литературная карьера, которой попросту наступил конец, когда в 1950-м году он по приглашению друга отправился в Париж искать новых возможностей, но, приложив достаточно для этого усилий, всё же потерпел неудачу.

После долгих попыток найти работу в Париже и хоть как-то там задержаться, по нескольку раз меняя отель всё на более дешевый, он остановился в студии, где запечатал все окна и двери хлопковым волокном, лёг на пол в кухне и открыл газ. Он пролежал так целые сутки, пока 9 апреля 1951 года не нашли его тело.

После смерти Хедаят стал обретать внезапную популярность. В Иране Садек Хедаят на сегодня носит отчасти имя нарицательное как выражение иранского культурного наследия и гордость литературной современности, хоть он до сих пор и входит в список запрещённых писателей Ирана.


Фантастическое в творчестве автора:

Во многих произведениях писателя прослеживаются фольклорные, мистические, сюрреалистические мотивы. Его самая известная повесть, «Слепая сова» написана в сюрреалистической манере, когда не возможно сказать, какие из невероятных событий происходят на самом деле, а какие — бред умирающего. Рассказ «سه قطره خون» («Три капли крови») написан в стиле модернизма с использованием элементов символизма и сюрреализма, в нём нет определённого времени и места действия. Пьеса «Легенда о сотворении мира» рассказывает авторскую версию истории Адама и Евы.

Сортировка:

Садек Хедаят. Романы

  1947 توپ مرواری  [= Tup-e Murvari]  
-

Садек Хедаят. Повести

8.29 (14)
-
5.00 (1)
-
6.00 (1)
-

Садек Хедаят. Рассказы

8.00 (1)
-
10.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
  1929 مادلن  
7.00 (1)
-
9.00 (1)
-
6.50 (2)
-
8.00 (1)
-
6.00 (1)
-
7.00 (1)
-
  1931 اسانه  
-
6.00 (1)
-
7.00 (1)
-
10.00 (1)
-
9.00 (1)
-
9.00 (1)
-
9.00 (1)
-
8.00 (1)
-
  1932 چنگال  
7.00 (1)
-
  1932 گجسته دژ  
9.00 (1)
-
  1932 گرداب  
10.00 (1)
-
  1932 Бродяга Аколь / داش آکل  [= Даш Аколь]  
8.00 (1)
-
  1932 Исповедь / طلب آمرزش  [= Просьба о прощении]  
8.00 (1)
-
  1932 Лале / لاله  
10.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
  1933 آفرینگان  
-
  1933 س. گ. ل. ل  
-
10.00 (1)
-
-
-
10.00 (1)
-
  1934 تغدیم نومچه // Соавтор: Масуд Фарзад  
-
-
  1934 قضیه اختلاط نومچه // Соавтор: Масуд Фарзад  
-
  1934 قضیه اسم و فامیل // Соавтор: Масуд Фарзад  
-
-
-
  1934 قضیه جایزه نومچه // Соавтор: Масуд Фарзад  
-
  1934 قضیه خواب راحت // Соавтор: Масуд Фарзад  
-
-
-
  1934 قضیه دکتر ورونف // Соавтор: Масуд Фарзад  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
6.00 (1)
-
7.00 (1)
-
5.00 (1)
-
6.00 (1)
-
  1936 Lunatique  [= هوسباز , Hawasbāz]  
9.00 (1)
-
  1936 Sampingé  [= .سامپینگه ]  
-
  1942 بن‌بست  
-
  1942 تاریک‌خانه  [= Тёмная комната]  
10.00 (1)
-
  1942 تجلی  
-
-
  1942 Бродячий пёс / سگ ولگرد  [= Бездомный пёс; Бродячая собака]  
7.50 (2)
-
9.00 (1)
-
  1942 Катя / کاتیا  
7.00 (1)
-
5.00 (1)
-
10.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
  1944 ولنگاری  
-
  1944 Осёл антихриста / قضیه خردجال  [= قضيه خر دجال ]  
7.00 (1)
-
5.00 (1)
-
  1946 Завтра / فردا  
6.00 (1)
-
-

Садек Хедаят. Документальные произведения

-
8.00 (1)
-
  1933 نیرنگستان  [= Neyrangestān]  
9.00 (1)
-
-
9.50 (2)
-
1 отз.
-

Садек Хедаят. Пьесы

8.00 (1)
-
  1933 مازیار  
-
7.00 (1)
-

Садек Хедаят. Монографии

  1927 فواید گیاهخواری  [= Favāyed-e giyāhkhori]  
-

Садек Хедаят. Статьи

-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1945 غفران  
-
-
-
-
  1946 قصه كدو  
-
-
-

Садек Хедаят. Эссе

-
  1926 مرگ  
-
-
-
-

Садек Хедаят. Сборники

-
-
-
  1934 وغ‌وغ ساهاب  [= Достопочтенная книга господина Вак-Вака] // Соавтор: Масуд Фарзад  
-
  1942 سگ ولگرد  
-
  1944 ولنگاری  
-

Садек Хедаят. Неопубликованное

  1935 رو ی جاده-ی نمناک [путевые заметки] (документальное произведение, не опубликовано)  
 


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составители библиографии — Tsathogua, Sabazios, Алексей121

  • Куратор библиографии — Алексей121


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх