Все отзывы на произведения Анны Зегерс (Anna Seghers)
Отзывы (всего: 6 шт.)
Рейтинг отзыва
Анна Зегерс «Сказания об Артемиде»
zverek_alyona, 16 апреля 2022 г. 20:10
В небольшой таверне, расположенной в стороне от больших населённых пунктов, остановились на ночёвку несколько охотников. Слово за слово разговор зашёл о случаях, когда люди встречали Её — Артемиду (причём имя богини угадывается только по её предпочтениям). Старые и пожилые охотники каждый вспоминают историю, в которых они сами были либо действующими лицами, либо простыми свидетелями, либо ни тем и ни другим, так как всё уже быльём поросло и стало легендой. Мало кто из тех, кто смотрел богине в лицо, остался прежним. Один стал непредумышленным убийцей, другой лишился глаза, третий по-новому взглянул на уничтожение лесов ради технического прогресса (вот это, кстати, был наиболее интересный пассаж). Была и волшебная любовная история.
Те, кому нечего рассказать, слушают. Среди слушателей хозяин таверны, его домочадцы, юный охотник и молоденькая служанка, которая только вчера принята на работу. Девушка привлекает внимание парня, ему уже не так интересны истории о богине, которую он наверняка никогда не увидит сам. Вот только ночь ещё не прошла, а за стенами таверны разбушевалась гроза...
Красивая история по мотивам мифов о богине Артемиде, покровительнице всего живого, охоты и девственниц. Занятно, что в рассказе не даётся никаких примет места и времени — известно только, что охотники вооружены луками и стрелами.
Анна Зегерс «Корабль аргонавтов»
zverek_alyona, 16 апреля 2022 г. 20:08
Идёт по дороге мужчина. На его плечах овечья шкура, которая издали блестит на солнце как жёлтый металл. Мужчина заходит в трактир, где сразу же привлекает внимание хорошенькой служанки. Ревнивый жених девушки хватается за нож, но кого он хотел заколоть? Неужели свою невесту? На овечьей шкуре незнакомца ни капли крови, ни его репутации — ни пятнышка, как не хотели его обвинить местные судьи. Он идёт дальше.
Возле дома, который так похож на его собственный много лет назад (или это и есть его дом, только уже неоднократно перестроенный), мужчина в овечьей шкуре встречает юношу, выражение лица которого о много ему говорит. Незнакомец даёт ему совет, от которого тот приходит в восторг.
В хижине крестьянина мужчина просит напиться. Верно оценив обстановку в семье, он предлагает хозяйке дома уйти с ним, прихватив с собой ребёнка. Женщина отказывается, но после ухода незнакомца принимает неожиданное для самой себя решение.
В лесу на склоне горы путник в овечьей шкуре встречает мужчину, который рассказывает ему о священном лесе, куда местные жители приносят останки кораблей. Здесь же, прикрепленный к ветвям дерева, находится и легендарный корабль «Арго». Глядя на спутника и его необычное одеяние, хранитель леса рассказывает ему о Ясоне, который отправился к дальним берегам за волшебным руном. На вопрос незнакомца, была ли удачной та экспедиция, он ответил отрицательно.
Оставшись в одиночестве, путник скидывает с себя овечью шкуру, ложится на траву и, уставившись взглядом в киль «Арго», который висит прямо над ним, вспоминает. И размышляет. В частности о людях, богах и о Судьбе.
Несколько неожиданная версия мифа о Ясоне и аргонавтах. Финал одновременно красивый и страшный. Из этого рассказа получился был весьма увлекательный роман.
Анна Зегерс «Мёртвые остаются молодыми»
Narayama, 15 апреля 2022 г. 19:08
Автор рисует картину Германии конца 10-х — середины 40-х годов 20 века . Эпоха зарождения,развития и краха гитлеризма показана сквозь призму личных судеб героев романа.
Анна Зегерс «Прекраснейшая легенда о разбойнике Войноке»
zverek_alyona, 29 марта 2022 г. 06:18
Произведение, после которого поначалу в голове только одна мысль: «Чёрт его знает, о чём это, но написано довольно красиво» (с прозой Анны Зегерс я знакомлюсь впервые, и стиль её мне понравился).
Когда это «поначалу» проходит, хочется всё-таки разобраться, о чём это было. И тут без спойлеров не обойтись.
При первой встрече Грушек интересуется у Войнока, почему тот разбойничает один. Сам он ссылается на то, что у него самого в банде как раз правильное количество людей — сорок. Войнок рассказывает свою историю, из которой делает вывод, что доверять нельзя никому. Этого правила он придерживается всю свою жизнь, до самого её — весьма скорого, следует отметить — конца.
Второй раз они встречаются, когда банда Грушека находит Войнока замёзршим почти до смерти одного в лесу. Они приносят его в свой лагерь, дают возможность восстановить силы, снабжают необходимыми для выживания вещами и едой. Грушек предлагает молодому разбойнику стать его преемником, новым главарём банды. Но тот не принимает этого предложения и уходит, быстро забыв об этом разговоре.
Третья встреча происходит по инициативе Грушека. Когда его самого и его людей почти окружили солдаты, он отправил на поиски Войнока своего пса. Разбойник-одиночка вывел банду Грушека из окружения, но лишь затем, чтобы завести их в свою собственную ловушку — в ущелье с высокими стенами и единственным выходом по земле. Выход он забаррикадировал, а заполнившее ущелье сухие листья поджёг.
Четвёртая встреча двух разбойников произошла вскоре после этого события. Грушек нагнал Войнока с остатком своей банды, самыми сильными из её членов, оставшимися в живых (как именно это произошло — отдельная история, достойная того, чтобы всё-таки не спойлерить, ибо от неё у читателя волосы встают дыбом ещё больше, чем от поступка Войнока). И нет, он не убивает своего молодого соперника — он его отпускает, предварительно рассказав, как они выбрались из западни, и почему именно так.
Спустя какое-то время Грушек узнаёт, что Войнок всё-таки попал в капкан, причём буквально, и мирные жители забили его палками до смери. После этого происходит пятая — последняя — встреча двух разбойников: живого и уже мёртвого. Когда позднее люди Грушека находят тело Войнока, они, по распоряжению своего предводителя, не хоронят его, а, перевернув лицом вверх, лишь забрасывают снегом.
Одна из сквозных тем повести — огонь. Часть знаменательных событий происходят либо у костра в лагере разбойников, либо из-за огня. Кроме того, упоминается разорение и сожжение христианского монастыря.
Думаю, даже по пересказу заметно, что Зегерс проводит параллель между разбойниками и волками (причем, волки в своё натуральном виде тоже появляются в этой повести). Я плохо знаю особенности поведения волчьих стай и волков-одиночек, чтобы судить, насколько верна такая параллель. Но мне кажется, что и писательница не была специалистом-этологом и больше опиралась на распространённые в народе представления об этих животных. Вообще вся повесть больше похожа на рассказ о волках в обличии людей, а не о людях с повадками волков.
Подумала, и исправила свою изначальную оценку с 7/10 на 9/10. :)
Заметка на полях: Будь это произведение написано в наши дни, автора можно было бы заподозрить в попытке описать определённое сексуальное напряжение между главными героями. Но нет, в данном случае, как говорится, всего лишь показалось. :)
Анна Зегерс «Человек и его имя»
Myrkar, 13 ноября 2015 г. 10:49
Произведения в жанре соцреализма сейчас читают либо предвзято, либо с ностальгирующим презрением. Что-то кажется смешным, что-то — избитым, многое — надуманным, хотя стереотипным. Сейчас вообще не принято проходить подобные произведения в школах и университетах — из этого периода берется на разбор поэзия, связанная с войной, а также выжившая со времен Серебряного века. Естественно упоминаются эмигрировавшие авторы, представители деревенской прозы. И все это стоит вокруг соцреализма, когда-то оттесняемое им. Как ни подступятся учителя и преподаватели к эпохе, так все никак не попадут в соцреализм, упоминая его как фон, не имеющий никакого значения и как будто всем известный, донельзя тривиальный. Как в любом произведении соцреализма, много внимания уделяется тому, как люди друг на друга смотрят, описаниям их глаз. В этой повести, кажется, дается ответ почему. Атмосфера просто пронизана постоянным вниманием людей друг к другу, надсмотрам и проглядываниям, чтобы выяснить наверняка кто есть кто. Что называется, высший гуманизм.
К своему удивлению, Анна Зегерс демонстрирует огромную силу слова и умело накаляет драматизм. Понятно, что эволюция главного героя была слишком очевидна, а идеологические разглагольствования и подавно. Зато очень живописно переданы ощущения, которыми проникались люди эпохи, тем более немцы, оказавшиеся по разные стороны баррикад. В начале повести главный герой ведет себя по-захватнически, причем уже не в реалиях войны, а на развалинах — отнимает хлеб и одежду у слабоумного старика, к которому приютился. Но противоречивость характера, на начальном этапе очень близкого мироощущению своего живущего по инерции соседа, заставляет поразмышлять перед тем, как навесить на человека ярлык однозначного злодея, нациста или «врага народа». Зарабатывая трудом жестянщика на жизнь неплохие средства, Гейнс (так ему пришлось назваться) мечтает о возврате к красивой жизни, посещает собрания не сдающихся духовно нацистов, чья жизнь все еще пытается походить на аристократическую.
Читатель раньше всех должен распознать в главном герое бывшего солдата СС. Более того, до самого конца мы так и не узнаем правды о преступлениях, которые он совершил во время войны, а вот оккупировавшие эту часть Германии советские власти узнают. И тут-то раскроется подлинное лицемерие социалистической партии: требуя от своих членов полного доверия и откровенности, они все равно готовы выкинуть из своих рядов человека «с гнильцой»; руководствуясь идеей, что любой человек способен начать жизнь с чистого листа, они продолжают давить на прошлое, в котором уже раскаялись. По сути делают то же, что осуждают в методах властей ФРГ. И после такого задаешься вопросом: если повесть заканчивается счастливым концом, значит ли это, что подобное лицемерие советских партийцев было оправдано? Даже похоже на то, что человек, полностью раскрывший перед единомышленниками прошлое, не способствует истине, а вынуждает партийную структуру очерняться в настоящем. Показателен тот факт, как легко нацист может влиться в рабочие ряды. Ведь его «гитлеровскую ложь» потому и легко заменить на «советскую истину», что человек военной эпохи привык подчиняться приказам и хорошо выполнять свою работу. Идеальный рабочий для восстановления разрушенного хозяйства — это человек вовсе без идеологии.
Думаю, в свое время такие произведения сначала служили объяснению и подтверждению правильности выбранного курса странами социалистического лагеря, а позже, когда люди разбирались в правилах партийной жизни, — совершенно бесполезной вещью, принимаемой как должное. Атеисты собирают себе копилку доказательств, а пресытившись, отменяют смысл происходящего вовсе. Зато верующим сочинения соцреализма прочесть будет никогда не лишним, чтобы увидеть примеры извращения библейских истин и превращения их в политическую и социально-экономическую культуру.
Анна Зегерс «Предания о неземных пришельцах»
god54, 30 августа 2011 г. 18:35
Написано с литературной точки зрения вполне хорошо. А вот сама идея взглянуть на землян глазами инопланетных пришельцев, мне кажется получилась несколько упрощенной и ускоренной. События растянуты на несколько поколений и не несут в себе большой информативной нагрузки: ну, прилетел инопланетянин, ну, не понял людей... Удовольствие от чтения не дополняется удовольствием от сюжета.