Мари-Жанна Леритье де Виллодон (Marie-Jeanne L'Héritier de Villandon) — французская писательница и поэтесса. Одна из зачинателей моды на сказки во французской и мировой литературе.
Родилась в Париже в семье придворного литератора. Отец, Николя Леритье де Виллодон, отслужил в мушкетёрах и стал королевским историографом, умер в 1680-м г. Таким образом, Мари-Жанна происходила из аристократической семьи неродовитого дворянства, сама тоже получила соответствующее образование, являлась племянницей известного сказочника Шарля Перро (двоюродный брат её матери), в литературе принадлежала к модному в то время во французских женских клубах прециозному направлению. Кроме Перро была в дружеских отношениях с известными тогда в Париже литераторшами: романисткой Мадлен де Скюдери, сказочницей Мари-Катрин д'Онуа и писательницей Генриеттой-Джули Де Мурат.
М.-Ж. де Виллодон известна как автор множества коротких стихов-буриме и нескольких сказок, которые она опубликовала в начале своей карьеры. Хотя она написала и не так много произведений, но свои сказки обнародовала за год до знаменитого сборника Перро «Сказки матушки Гусыни», сыгравшего переломную роль в становлении и признании сказки как жанра. Таким образом можно сказать, что она, как и знаменитый сказочник, и её подруги-писательницы, тоже приложила своё перо к моде, возникшей на сказки во французской, а потом и мировой литературе.
За год до публикации сказок, в феврале 1695 года Леритье де Виллодон публикует в журнале «Галантный Меркурий» поэму «Histoire de la Marquise-Marquis de Banneville» («История маркизы Банневиль»), за что получает премию Тулузских лантернистов — писательского общества, созданного для прославления короля. Правда, по другим источникам авторство поэмы может принадлежать аббату Франсуа-Тимоль он де Шуази или даже Шарлю Перро, а возможно, поэма может быть результатом сотрудничества всех трёх авторов.
В отличие от подруг, чья беспорядочная жизнь подвергалась критике, её манеры были безупречными, она жила на доход от своих литературных произведений и благодаря щедрости герцогини Лонгвиль, биографию которой она написала, а также герцогини Эпернон, которой писательница посвятила свою новеллу «Les Enchantements de l'Éloquence» («Очарование красноречия») в «Oeuvres meslées». Мадлен де Скюдери, которая, как и де Виллодон, никогда не была замужем, была ей наставницей, а в 1701 г. завещала Мари-Жанне свой салон, где, несмотря на его ограниченные средства, было полно народу.
Сама мадемуазель Леритье утверждает, что была предшественницей жанра сказок, хотя в отличие от некоторых из её подруг, она очень мало использовала свои собственные сказки. Получив тройную премию Тулузских лантернистов и приз Академия Палинод в Кане, она была принята в 1696 г. в Академию Jeux floraux в Тулузе, а в 1697 г. — в Академию Риковрати в Падуе. К концу жизни Леритье перевела Героиды Овидия (в 1728 г.).
После её смерти старейшее литературное и научное периодическое издание в Европе, Journal des sçavans, посвятило ей некролог на шесть страниц, чего обычно удостаивались лишь известные интеллектуалы.