Вит Шостак (Wit Szostak) — польский писатель-фантаст, работающий в жанрах фэнтези и современного магического реализма.
Родился в 1976 году. По образованию доктор философии, выпускник Папской теологической академии. Живёт в Кракове. Член Тишнеровского общества* и любитель творчества Толкина. Знаток народной музыки, в течение нескольких лет записывает ноты последних народных скрипачей, играет на скрипке, гуслях и дудках.
Как автор фантастики дебютировал в 1999 году рассказом «Kłopoty z błaznem», опубликованным в журнале «Nowa Fantastyka». Первым крупным произведением стал цикл «Smoczogóry» в жанре фэнтези, состоящий из двух романов и сборника рассказов. Источником вдохновения стали культура польских гор и народная культура в более широком понимании. К последней Шостак обратился также в романе «Oberki do końca świata», в котором описывается история нескольких поколений семьи сельских музыкантов. Рецензент сайта http://esensja.pl Эрик Ремезович описывает данный роман как «запись жизни Юзефа Вихра, последнего из семьи скрипачей с Радомской равнины, человека, которому пришлось собственными глазами увидеть, как кончается все, что он знал. На судьбы героя накладываются рассказы о важнейших событиях его жизни, начиная со времен предвоенных и до сегодняшнего дня. Это его глазами мы глядим на мир, который погиб, мир людей, что чужды нам больше, чем мы можем о том подозревать».
Альтернативная история и мифы Кракова изложены в трилогии Шостака «Chochoł», очень хорошо принятой читателями и критиками. Центральный роман цикла следующим образом характеризует Сергей Легеза: «В повести Шостака квинтэссенцией польскости становится Краков – находящийся будто в небытие, пусть даже и формально независимый (независимость Княжества, а потом и Краковской Республики – наряду с выдуманными судьбами многих исторических персонажей – один из основных фантастических элементов повести), в действительности он лишен всякого смысла и значения. Думановский раз за разом придумывает планы, как сделать его великим, но всё всегда лишь проектами и заканчивается».
В 2014 году вышел внецикловый роман автора «Sto dni bez słońca». Сергей Легеза отмечает о романе следующее: »... Шостак, рассказывая о романе, говорил о нем как о «романе об идиоте», но не в смысле клиническом, а в смысле персонажа, болезненно ограниченного горизонтом своего собственного существования и слабо воспринимающего/расшифровующего реалии мира вокруг. При этом – и это придает роману долю здоровой иронии – в нем, как по мне, чувствуются и нотки автобиографичности, поскольку действие его происходит в среде ученых, а академическая среда не чужда для автора. Ну и стоило бы сказать о «литературоцентричности» романа (ставлю тут это слово в кавычки, поскольку оно – тоже элемент авторской игры и относится не столько к миру романа, сколько к миру героя романа): литературоведение и ученый академизм странным образом переплетаются для героя с событиями повседневности – в чем он, впрочем, совсем не всегда, кажется, отдает себе отчет».
Таким образом, начавший карьеру именно как автор, вращавшийся в кругу фэнтези и магического реализма, со временем Шостак стал писателем, ломающим жанровые стандарты.
Шостак — это псевдоним писателя. Как говорит сам автор, он использует его не для того, чтобы скрываться, но чтобы дать понять, что он разграничивает различные области своих интересов, поскольку под своей настоящей фамилией публикует тексты на тему философии.
На Евроконе в Глазго в 2005 году Шостак был признан лучшим молодым писателем Польши. Также он трижды был удостоен награды "Śląkfa» в номинации «Творец», которую ежегодно вручает Силезский клуб любителей фантастики. Несколько раз номинировался на премию имени Януша А. Зайделя, а в 2008 году стал её лауреатом за рассказ «Miasto grobów. Uwertura», который был опубликован в антологии «Księga strachu 2». Первые два романа Краковской трилогии («Dumanowski» и «Chochoły») получили Литературную премию имени Ежи Жулавского, а третий («Fuga») в 2013 году попал в лонг-лист крупнейшей литературной премии Польши «Nagroda Nike».