Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Ирины Барановой

Отзывы (всего: 19 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Константин Бенев, Ирина Баранова «Легенда О Мальчике С Вороном На Плече»

Dobkachleo, 14 июля 18:09

«Курносая В Мире За Стеклом»

Мини-рецензия на «Легенду О Мальчике С Вороном На Плече» Константина Бенева и Ирины Барановой

Насколько я помню, этот трогательный рассказ я читал дюжину лет назад по наводке Константина. Вроде бы он даже участвовал во втором метро-конкурсе «Свет или тьма в конце туннеля?», но поскольку вышел он отнюдь не в рамках «Вселенной Метро 2033», там он не преуспел… Фактически предвосхитив следующий конкурс рассказов — «Сказки апокалипсиса», где все обязаны были участвовать анонимно.

Именно сказкой апокалипсиса и следует считать «Легенду…». Красивой, мощной, мрачной, западающей в душу — но всё-таки сказкой. Подходить к ней с лекалами реализма бесполезно, это лишь разрушит очарование и дух истории. Что не мешает ей верить и восхищаться ей.

Авторы затрагивают достаточно болезненную во всех смыслах тему детской онкологии, и Мальчик Вовка в ней предстаёт таким наивным и невинным созданием, которому читатель не пожелает зла. Тем более такого естественного, как Смерть.

Мальчика сопровождает Ворон Кеша, и это смотрится как разрушение штампа. Как-никак вороны обычно ассоциируются как раз с Курносой, но не в «Легенде…». Тот, кто считается спутником Мрачного Жнеца, здесь наделён противоположной ролью. И если так задуматься, Жизнь и Смерть всегда идут плечом к плечу, и что бы ни стряслось, лучше, чтобы первая господствовала над второй.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ирина Баранова «Охота»

Miromarh, 10 января 2020 г. 14:12

Вот, честно, я героически пытался разобраться в сути происходящего (даже перечитал рассказ второй раз), но, увы, так и не смог. Рассказ очень запутанный. Конечно, это не «Бесы» Игоря Вардунаса, который я вообще воспринял как набор отдельных предложений. У Ирины в принципе суть и основной сюжет ясны, но подробности смешались у меня в полнейшую кашу. И я даже не могу сказать, в чём причина такого сумбура. То ли дело в сложном языке (хотя по прочитанному «Городу Семи Ветров» и не скажешь), то ли объем слишком маленький, то ли рассказ написан настолько давно, что автору в то время просто не хватило опыта. В общем, непонятно. Но факт есть факт — очень запутанно и сумбурно, что не есть хорошо.

Как итог — самый слабый рассказ в сборнике после вышеупомянутых «Бесов». Что-то вторая половина сборника не спешит радовать хорошими текстами, к сожалению.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Константин Бенев, Ирина Баранова «Метро 2035: Город семи ветров»

Miromarh, 10 января 2020 г. 13:42

Дело было вечером, делать было нечего. В прямом смысле этого слова, ибо когда на улице +45, ничего лучшего, как валяться на кровати в прохладной комнате, придумать нельзя. И тут приходит мне сообщение от Константина Бенева с предложением прочитать ещё не вышедший на тот момент (это был конец июня) роман «Город Семи Ветров». Ну и я, понятное дело, согласился. Но вот добрался я до него лишь ко второй половине августа, а дочитал вообще только сейчас — в середине сентября. Ну что поделать, обстоятельства были не на моей стороне, ага)

Но, так или иначе, роман прочитан, и сейчас я скажу про него пару слов...

Итак, «Город Семи Ветров» — достаточно необычная книга в рамках серии. Как многие уже отмечали, это настоящая восточная сказка.

Сюжет романа делится на две части. Первая представляет собой завязку истории: очень размеренное, спокойное повествование погружает нас в реалии Баку 2035 года, знакомит с городом, метро, его устройством и обитателями. И хотя по-началу вникать во всё это достаточно тяжело (я первую неделю вообще больше одной главы в день читать не мог), уже после четверти книги ты привыкаешь и полностью погружаешься в интереснейший мир бакинской подземки. Думаю, только слепой не заметил, что сюжет первой половины очень сильно похож на «Али-Бабу и сорок разбойников». Да даже сами герои об этом постоянно говорят, упоминая то первого, то вторых. Так что эту первую половину романа можно условно назвать переложением этой сказки на современный лад. Причём переложением крайне удачным, скажу я вам. Ну и отсылки вроде «В Багдаде всё спокойно» или истории Саида тоже очень радуют.

Но самое интересное как раз начинается к концу первой части. Здесь уже сюжет отходит от «сказочного канона» и начинает развиваться по-своему. История заметно ускоряется, практически исчезают многочисленные по первой части отступления. Даже тот самый восточный колорит начинает ощущаться чуточку меньше, хотя, возможно, к этому моменту к нему просто уже привыкаешь.

В общем, сюжет — одна из сильнейших сторон этой книги. Он достаточно необычен и оригинален и очень интересно подан: всё, что происходит в романе — рассказ самого Али. Как раз в первой части, богатой на отступления от сюжета, тот несколько раз напрямую общается с читателем, как бы делая небольшие паузы в рассказе. От этого ГСВ ещё больше начинает напоминать сказку, которую Али рассказывает уже, наверно, своим внукам. Я прямо ждал, что в эпилоге он скажет: «Так, а теперь всем быстро спать», мол, сказка окончена. И это очень здорово! По крайней мере в метро я ещё такого не встречал.

Ну и достаточно грустный и эмоциональный финал завершает роман.

В романе шикарнейшие персонажи. Настоящие бакинцы. Они действительно ощущаются по-другому, не так, как герои других книг. Есть в них что-то такое сказочно-восточное... Особенно авторам удались женские герои: Наргиз, Мехри, Зухра, Пяри и особенно Кьяра — она мне запомнилась и полюбилась больше всех. Но это не значит, что герои-мужчины хуже. Тот же Кярим, Амир или сам Али — они все невероятно живые, интересные и каждый со своей изюминкой. А уж предыстория Али просто великолепна. У каждого персонажа хорошо видна мотивация, почему он поступает именно так, а не иначе. Даже абсолютно эпизодические герои вроде Бобра, Саида или Шумилова очень детально прописаны. Только предыстория Саида немного мутновата, но это не страшно. Очень радует такое трепетное отношение к своим персонажам, стремление их «оживить». Правда, несколько моментов с эпизодическими героями всё же остались для меня немного неясными. В частности, история Пяри после того, как она побывала на башне.

Как я уже говорил в самом начале, в книге великолепно передана восточная атмосфера. Передана даже в мелочах вроде армуд в кафе. Но из таких вот мелочей и складывается та уникальность романа. Даже стиль повествования здесь соответствующий: сначала рассказать, что случилось, а лишь потом описать события, предшествующие этому. А уж экскурсия по Баку и его его метро в начале книги — это просто 12/10.

Подводя итог, скажу, что в романе нет ничего, за что он может не понравится. И, наоборот, огромное количество достоинств. Это действительно уникальная книга, которую я рекомендую прочитать каждому. Константин, Ирина, вам же хочется сказать спасибо за замечательное произведение! С нетерпением буду ждать новой бакинской истории под названием «Узник Наргина».

И пока что «Город Семи Ветров» мой фаворит на предстоящем ПКВ-2019, во всяком случае, «Крышу мира» он превосходит чуть больше, чем полностью.

Ну а на этом всё. Счастливо оставаться)

Оценка: 10
– [  4  ] +

Константин Бенев, Ирина Баранова «Метро 2035: Город семи ветров»

Leser, 3 января 2020 г. 11:58

«Десятки» подобным произведениям могут ставить:

а) люди, что-то имеющие от выхода такой книженции и связанные с серией, как, например, г-н Добкач — любая книга, даже самая бредовая, получает у него не менее 9 баллов;

б) рожденные и выросшие в Баку — ну тут понятно, пусть даже они проживают в настоящее время за морями-океанами, однако ностальжи по бакинским дворикам так и прет;

в) какие-то уж совсем любители восточного колорита, как автор отзыва №2. И при чем тут Полад Бюльбюль-оглы и та самая песня? В фильме «Не бойся, я с тобой!» все гармонично, чего при всем желании не скажешь о сем романе.

Сказка — она на то и сказка, чтобы занять всего пару страниц, а не сотни. Да притом эта «сказка» настолько приправлена не каким-то там очарованием теплого города на Каспии, а весьма едким мусульманским соусом, что аж тошно делается. Столько раз поминать Аллаха и Всевышнего чуть ли не через строчку — явный перебор, это вообще постапный роман из серии «Метро 2035» или текст молитвы? Диалоги по большей части примитивны, оправдания героями своих поступков несостоятельны, само повествование не вызывает никакого интереса. Нет никакого погружения в новую локацию, как это было в «Севере» Буторина или «Крым-1» Аверина, а есть описание коррупционно-криминального сообщества. А, еще диво дивное — все у всех на слуху, Бакинское метро типа большая деревня, но, тем не менее, ГГ умудрился в течение 22 лет ничего не слышать о своих корефанах, ходивших у него под боком. В общем, ерунда — тем, кому нравятся старые книги серии, не стоит тратить время на эту и оценки она не заслуживает.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Константин Бенев, Ирина Баранова «Метро 2035: Город семи ветров»

AliceMadness, 19 октября 2019 г. 10:13

Когда я с братом только начинала приобщаться к большой литературе у меня в очереди на чтение всегда стояла добрая пара томиков из «Вселенной Метро 2033». Но это было давно и по прошествию лет многое изменилась. Я давно выросла из детских пеленок, смотрим мы сейчас книжки посерьезнее, хотя временами неповторимый оригинал Глуховского я все таки перечитываю. Знаете, несмотря на целую гору минусов чем-то он меня неотвратимо притягивает. Весь этот мрачный постап и свет надежды в конце туннеля. Что-то в этом определенно есть! Возможно всему виной детские впечатления, а возможно у меня какой-то неизвестный науке бзик, но так или иначе, мой взгляд в книжных магазинах бывает останавливается на полке с постапокалиптикой, а меня так и подмывает сделать какую-нибудь необдуманную покупку. Так почти случилось и в этот раз.

«Город семи ветров» по авторством сразу двух писателей встречает нас неказистыми односложными диалогами и крайне неумелым отыгрышем национального колорита жителей Баку. Все это дело ограничивается самыми основными азербайджанскими именами (Мехри, Наргиз и Али), постоянным панибратством и диалогами в стиле:

1) — Ва-алейкум ас-салам, Кярим! Что-то случилось?

2) — Гардаш, я ва-апще бесплатна давэзу! Толька садысь ка мне!

Это, если что, не моя больная фантазия, а две дословные авторские цитаты из самого начала книги. Их я даже специально для вас не поленилась выписать. И здесь нужно прямо отдельно отметить, что по работе мне постоянно приходится общаться с людьми самых невероятных национальностей и единственная пара мест, где жители Баку так говорят — это данная книга и чертоги сознания авторов. Все, больше нигде!

Далее, наверное, стоит еще полноценно осветить сюжет, но мне вполне хватило «национального колорита» и завязки, в которой главный герой Али Бабаев (ы-ы-ы! смешно!) нанимается на работу к банде неких артёмовцев и отправляется на поиск великих сокровищ.

Итог: «Город семи ветров» — книжка для среднего и младшего школьного возраста. Даже стыдно, что когда-то я подобную литературу с интересом читала.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Константин Бенев, Ирина Баранова «Метро 2035: Город семи ветров»

midea, 23 сентября 2019 г. 18:23

Старая сказка на новый лад – это перовое что пришло мне в голову, когда я дочитала эту книгу. Лично для меня это плюс, люблю сказки в их изначальном значении. Это не современные сказки для взрослых, где со страниц льются нереализованные фантазии, инфантилизм и потаённые мечты. «Город семи ветров» содержит мораль, рассказ о борьбе добра и зла, о несправедливости, о любви, о дружбе, о том, что в жизни надо бороться, отвечать за свои поступки – в общем, всё то что характерно для многовековых сказок, которые пересказываются из поколения в поколение и несут народную мудрость.

Правда, жанр постапокалипсис накладывает свой отпечаток, да и персонажи не так однозначно выглядят как в сказках. Ни главный положительный герой, Али, не тем более отрицательные персонажи разбойников не являются Абсолютом: злом и добром в чистом виде. Особенно отрицательные персонажи выглядят многогранно и фактурно, так как авторы показывают предысторию их сегодняшней жизни: что их подвигло, как всё закрутилось и как всё понеслось, когда из накатанной колеи уже не выбраться, когда сладко есть и мягко спать оплачивается чужим горем, кровью и болью. Не скажу что я прониклась сочувствием к ним, но как определённые внешние факторы и внутренняя предрасположенность может сформировать законченных подонков авторы показали хорошо.

Но более неоднозначными персонажами чем артемовцы в этой книге выглядят завокзальные. Хотя и к их блатной романтике я не прониклась. Да, понимаю: «Есть хотел, хлеб украл, а закон покарал так жестоко». Но их жизненный принцип «Без лоха и жизнь плоха» от меня далек. Хотя авторы очень постарались показать что жизнь штука сложная и не всё так однозначно, и хороший человек может попасть в переплёт из которого уже не выйдет без потерь. Правда, если сравнивать завокзальных с артёмовцами, то первые это люди, живущие по своим неписанным правилам, которые накладывают определенные табу при общении с не блатными, привет воровским законам давно умершей страны. Книга, конечно, не философская и размышлений о преступности и её месте в обществе в ней не так уж много.

Чего в книге много, так это любви, любви к Баку, я так понимаю родному городу одного из соавторов. И само поэтическое название книги «Город семи ветров» и красивая легенда вначале – это тоже о нём, о Баку. В романе удивительным образом смешалось фантастическое будущие и реальное прошлое этого города с его неповторимым восточным колоритом. Баку и в прошлом, и в будущего предстаёт «лоскутным одеялом», где наряду с азербайджанцами живут армяне, русские, евреи; где мусульманство соседствует с христианством и иудаизмом, язычеством огнепоклонников и раскольничеством молокан. В буквальном значении, а не в переносное, лоскутное одеяло – это изделие из разных по цвету и фактуре кусочков ткани и чем искусней мастерица и разнообразней детали, тем причудливей, интересней и красивей получается узор и само изделие. Вот и Баку по описанию автора выглядит таким замысловатым и неимоверно красивым узором, рождённым из сплетения разных культур и народов. А ещё чем сложней узор и разнообразней фактура, тем сложнее распороть такое изделие, тут как правило без повреждений отдельных элементов не обходится. И авторы хоть и мимоходом, но напоминают и о таком прискорбном факте в истории Баку, когда кому-то захотелось из цельного красивого изделия «выпороть» лишние детали и оставить только один цвет и одну фактуру, нарушив и повредив красоту узора, и это на пользу городу не пошло. В лирических отступлениях посвященных Баку чувствуется ностальгия и светлая грусть, а финал в виде куплета из песни Анжелики Варум звучит гимном этой ностальгии о безвозвратно ушедшей юности.

А вот любви между мужчиной и женщиной посвящено не так уж много, но в этой книге есть одна особенность. Все семейные пары, подробно описанные в книге, практически идеальные не зависимо от того семья это положительного главного герой или законченного бандита. Но пенять авторам на излишний романтизм или сказочность лично мне не хочется. И если современные любовные романы не особо балуют таким, то хотя на страницах боевика почитать про нормальные взаимоотношения, а не про лютый трэш, угар и извращения.

Что в этой книги более ярко показано так это настоящая дружба, которой не помеха ни годы, не изменившееся социальный статус, ни религия, да практически ни что не может помешать помочь другу, попавшему в беду.

Но несмотря на всё выше сказанное, книга абсолютно не переполнена рефлексиями или морализаторством. Книга живая, динамичная, интересная, авторы смогли выдержать интригу до конца, хотя, казалось бы, сюжет старой сказки известен и хэппи энд неизбежен, но кто знает этих современных авторов и какой сюрприз может преподнести их неуёмная фантазия.

В общем, книга мне очень понравилась и прочитала я её с удовольствием.

Р.S. Пока я читала книгу в моей голове настойчиво звучала песня в исполнении Полада Бюль Бюль оглы «Как жили мы борясь». Вот книга то же о жизни и борьбе, когда жизнь побеждает несмотря ни на что.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Константин Бенев, Ирина Баранова «Метро 2035: Город семи ветров»

Dobkachleo, 9 августа 2019 г. 09:46

«Столица семи народов»

Рецензия на «Метро 2035: Город семи ветров» Ирины Барановой и Константина Бенева

Семь лет назад творческий тандем Ирины Барановой и Константина Бенева дебютировал в крупной форме с романом «Метро 2033: Свидетель». Аннотация началась неожиданным сравнением Северной Конфедерации с Багдадом, где всё спокойно. Теперь это сравнение в равной мере применимо к другому азиатскому городу — Баку-2035.

Практически сразу после завершения работы над «Царицей ночи» дуэт приступил к написанию нового романа о родном городе Константина Бенева. И довольно скоро довёл его до победного конца. Разумеется, полгода с небольшим — это не слишком маленький срок, но на фоне легендарного долгостроя, предшествовавшего ему, новую историю мы получили чуть ли не мгновенно.

Для творческих личностей важен кураж, и не важно, речь идёт об артисте или об авторе художественного произведения. Кураж несёт с собой вдохновение и самую искреннюю вовлечённость в процесс. Напротив, когда дело идёт со скрипом, с большими перерывами, результат может получиться хорошим, но как фальшивая ёлочная игрушка: выглядит здорово, а не радует. «Город семи ветров», как когда-то давно «Свидетель», написан на кураже, и большую роль в этом сыграл генератор идей и весьма позитивный человек — Константин Бенев, вложивший со своей стороны в новый роман не только душу, но и приятные воспоминания о детстве. Ирина Баранова, более прагматичная, серьёзная и обстоятельная, свела весь текст, добавила, как мне кажется, чуть больше обычных человеческих историй, делающих сказку — а «Город семи ветров» напоминает именно сказку, не всегда добрую, но потрясающе восточную — более убедительной, близкой к сердцу. Особенно любопытно, как на линию Али Бабаева и его семьи накладываются одно за другим другие события, от лица иных персонажей, но не размывают её, а замечательно дополняют недостающими звеньями.

Итак, из далёкого и, в общем-то, знакомого Санкт-Петербурга 2033 года авторы нас переносят на сотни километров к югу и на два года вперёд — в столицу Азербайджана 2035 года. Если в Питере я однажды был, то Баку посещать не доводилось. Для меня этот город незнаком. Уверен, я не один такой, и перед авторами, как, впрочем, и всегда, стояла непростая задача показать город как место и как людей, его населяющих. Нам рассказывают о различных национальных и районных общинах, затрагивают историю страны и города, объясняют психологию бакинских двориков. Со страниц романа будто летят ароматные запахи вкусных блюд, доносятся крики счастливой детворы, стучат игральными костями беззаботные старики, слышится гомон живого города. Да, Баку пострадал от Катастрофы, но его шарм, по крайней мере, как его воспринимают авторы, оказался спасён, он перенёсся под землю и там укоренился по-новому.

Долгое время «Город семи ветров» выглядит как гостеприимный путеводитель по жилому метрополитену, как добрая сказка о ничем поначалу непримечательном держателе кафе Али Бабаеве, которому жутко везёт даже в логове бандитов. Если ваше внимание усыпили, значит, жди двигающих сюжет бед и невзгод. И они не опаздывают. Добрая сказка оборачивается… совсем недоброй, если воздержаться от подробностей. Местами авторы решаются на жестокость, достойную «Игры престолов» (хотел было оговориться, что не в политическом смысле, но и такой там мелькает). Однако ни на минуту 2Б не забывают о той уютной атмосфере, которую сами же и создали. Разбойники не кажутся карикатурами, но и абсолютным злом не выставляются. Простые люди способны действовать героически, и главный герой и к нему приравненные — из таких. Лидеры общин не оторваны от реальности и стараются поступать по уму и по совести, хоть это и не всегда простые решения. Всё как в жизни, только краски ярче.

Не обошлось и без сюжетных поворотов. Особенно удивляет происходящее под конец. Правда, лично меня некоторые события оставили в некотором скепсисе, но в рамках всего сюжета они работают и делают его более цельным. Как итог, мы получили чётко выстроенную историю, полную как важных дополнений, так и приятных деталей, оживляющих мир постъядерного Баку. Здесь живые, чувствующие герои, здесь город со своей историей до и после Катастрофы, здесь неоднозначно чёрное, но всё-таки понятное зло, и здесь не всегда честное, но всегда искреннее добро. Авторы подарили нам сказку, восточную сказку для взрослых, которая затрагивает столько струн в душе, что не оставляет равнодушным. А ещё дарует надежду на возвращение в этот гостеприимный город, дышащий жизнью даже после гибели всего мира.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ирина Баранова «Охота»

Dobkachleo, 22 декабря 2018 г. 19:54

«Засада»

Мини-рецензия на «Охоту» Ирины Барановой

Когда читатель, да и вообще какой-либо среднестатистический обыватель, слышит слово «монастырь», он почти наверняка представляет себе истинно верующих людей, строго соблюдающих правила. По большому счёту, описанная в рассказе община православная, тем не менее, обязательного следования веры ни от кого не требуют, тут есть место и агностикам, и даже нехорошим людям.

Главный герой вызывает симпатию, а под конец — сочувствие. Его история печальна и подаётся так пронзительно, что вызывает негодование поведение его жены. В то же время мы получаем очередное и даже не так что бы новое объяснение вампиризма. Правда, в самом рассказе об этом явлении говорится не совсем прямо, тут орудует Зверь, и единственный найденный труп, если я правильно воспринял описание, не обескровлен (за вычетом крови из оторванной головы).

Ирина любит писать не только и не столько жестокие вещи, сколько выписывать взаимоотношения в семье, между мужем и женой. Если проследить только по её рассказам, поскольку они сольные, что упрощает задачу, мы увидим, что во всех трёх произведениях во главу угла ставятся именно такие отношения (хотя в «Милом друге» не совсем муж и жена, а что-то около). Безусловно есть элемент мелодрамы, но здесь он работает так, как надо. Здесь он уместен и позволяет раскрыть персонажей — порой несколькими точно отобранными словами — максимально убедительно. И это чудесно.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ирина Баранова, Константин Бенев «Метро 2035: Царица ночи»

Dobkachleo, 8 декабря 2018 г. 00:00

«Мёртвый табор»

Рецензия на «Метро 2035: Царица ночи» Ирины Барановой и Константина Бенева

Как и многие другие, я ждал, когда же, наконец, тандем 2Б (так среди давних поклонников прозвали кратко Баранову / Бенева) допишет многострадальную «Царицу ночи». Хотя за прошедшие годы уже и подзабыл, как можно продолжить «Свидетеля», имевшего, как мне казалось, единственный задел на будущее лишь в виде отправившегося дальше Векса.

Константин Бенев намекал, что «Запасной путь» — его сольный рассказ из антологии «Сумрак в конце туннеля» — относится к создаваемому им с Ириной циклу. А название недвусмысленно отсылало к кактусу-мутанту из самой первой книги «Вселенной», а заодно и к жителям Петроградской, ему поклоняющимся. И вот как это всё должны были авторы увязать с первым и, в принципе, до сих пор единственным детективом «Вселенной Метро 2033» (элементы расследования в «Красном варианте» и «Уроборосе» всё же несколько отличаются по жанру и по сути), я не представлял. Теперь я понимаю.

Структурно «Царица ночи» разбита на две принципиально отличающиеся части. В первой мы знакомимся с Виктором Лазаревым, Хранителем, и рядом петроградцев. Как вообще выстраивается сообщество дендрофилов, как от неверия, что Ботаничка не только выжила, но и процветает, дошло до всепетроградского поклонения Царице ночи. Во второй же части появляются, наконец, ключевые герои «Свидетеля», и когда это происходит, я про себя мысленно возликовал. Логическая спайка налажена! Собственно, примерно там же вставлен рассказ «Запасной путь», но тогда я ещё не понимал, какую роль эта история сыграет в сюжете.

Неожиданно для сюжета, но не для читателей, внимательно следивших за созданием (заключительной, активной фазой) романа, внимание к себе привлёк один из персонажей второго плана, а именно Мишка Горшков. Любопытно задуманный герой, живой, приятно выписанный, иначе взаимодействующий с другими персонажами, чем все остальные. Следить за его приключениями оказалось увлекательно, и, быть может, благодаря ему изначальное впечатление от романа изменилось.

Роман мне нравился с самого начала и, в целом, до самого конца держал в хорошем настрое. Однако я видел, как меняются акценты с одних персонажей на других, как скоро они начинают восприниматься иначе. Предположу, что дело в том, что роман писался долго, не за раз, и разные идеи приходили в головы соавторов в разные времена. Поначалу мне импонировал образ Витьки Лазарева — бывшего студента-биолога, которого, можно сказать, ни во что не ставят, если не сказать прямо — насмехаются за его причуды. И как он потом доказывает свою правоту, важность и ценность для станции.

Но потом что-то ломается, и вот уже на первый план среди любимчиков осторожно выходит Горшок. Векс и Алекс болтаются где-то позади, уступая даже поварихе Раисе Аркадьевной и бывшей любовнице Хранителя Люсинде (её привычка называть себя в третьем лице сходна с Мишкиной манерой выражаться, а от «мон ами» в адрес Лазарева чуть ли сам не таял). Встретить старых персонажей безусловно оказалось радостно, ведь со времени прочтения «Свидетеля» много воды утекло, и события его подзабылись.

Печалило разве что то, что многие герои и даже отдельные эпизоды (это я про тот самый «мёртвый табор», вынесенный в заглавие настоящей рецензии) отсылают к почившим, увы, реальным людям. С одной стороны, это говорит о том, как долго всё-таки мы ждали «Царицу ночи», с другой же, именно она позволила им прожить дольше на своих страницах, дала им новую, необычную жизнь. Есть в этом своевольная ирония, если принять во внимание поведение самого растения в тексте.

Как ни посмотри, такая дань уважения ценна и трогательна, 2Б провели большую работу, и плодом их совместного творчества стал чудесный роман, этакая страшная сказка для взрослых. Тандем с триумфом вернулся во «Вселенную», и пусть продолжения не планируется, хочется верить, что на запасном пути всё сложится хорошо.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ирина Баранова «Милый друг»

Dobkachleo, 1 марта 2018 г. 20:21

«Бык-осеменитель»

Мини-рецензия на «Милого друга» Ирины Барановой

Совершенно верно вернувшаяся после долго молчания Ирина Баранова замечает, что эта история могла произойти где угодно, в том числе в обычном мире, но «Вселенная Метро» тем и хороша, что способна вобрать в себя практически любой жанр, в том числе и лёгкую мелодраму.

Если честно, я так и не понял суть схемы, воплощённой Риммой Павловной и компанией. Ей нужен был ребёнок. Допустим. Отцом она назначила своего телохранителя. Тоже допустим. Хотя нет, секундочку! Какого, спрашивается, макара? Самый доверенный? В результате забила и на ребёнка, и на Макара. По сути, просто потешила своё самолюбие и разрушила жизнь бедному мужику.

Что хорошего в этой мелодрамке, так это то, что у неё нет серьёзного надрыва, который меня так бесит в случайно слышимой иногда рекламе фильмов-однодневок с Первого канала (или откуда там). Зато здесь есть то, что я, как уже отмечал в другом рассказе, назову разбиванием четвёртой стены. Дело в том, что Макара Верочка (дочь его) называет мамой. А какой мужчина, связанный со «Вселенной», зовётся иногда также? Ага, он самый. Редактор-составитель и хранитель серии, Вячеслав Бакулин. Уж не знаю, специально Ирина это заложила или случайно получилось, но вышло забавно. Да и весь рассказ тоже получился весьма неплох. И думается мне, его спас скромный объём, в который авторесса грамотно уместила всю задуманную ей историю.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ирина Баранова, Константин Бенев «Метро 2033: Свидетель»

tapok, 6 октября 2013 г. 17:56

Алекс Грин и Кристи — пара героев, которые открывают нам книгу «Свидетель», написанную тандемом авторов — Ириной Барановой и Константином Беневым. Вполне символично выглядит количество писателей и персонажей.

Он — Алекс Грин — человек, который никогда не ошибается. Это его дар, за который, собственно, он вынужден платить дань в виде боли и неприятных ощущений. Она — Кристи — следователь станции, сам себе начальник. Буквально сразу же становится понятно, что между «этими двумя» явно что-то есть. Помимо расследования убийства, конечно. Хотя, безусловно, это и есть центральная часть повествования.

Собственно, Петербург, подземка (наконец-то!), одна станция. Да-а-а, давно не было такого простого антуража (а то всё Север да Север, поверхность и всё такое). Повествование идет от разных лиц — это и Алекс, и Кристи. Иногда достается и другим персонажам (Рату, Вексу, Морозу). Вместе с тем экшена фактически нет. Всё действие романа органично укладывается в несколько дней. И даже подключение новых ПОВов описывает события прошедшие под новым углом. Пожалуй, это большая заслуга авторов. Поднадоели типичные стерлялки во Вселенной Метро 2033. И вот, Ирина и Константин потрудились, сделали что-то, что отличается. Сама детективная линия вполне интересна. Не скажу за любителей жанра, но мне понравилось. Это при том, что не переношу детективных романов. Да и фильмы не особо жалую. Ещё один большой плюс — это описание быта жителей и того, как они к нему пришли. Авторы уделяют немало внимания тому, чтобы читатель понял все звенья немалой цепи.

Итог: «Свидетель» — это глоток свежего воздуха среди серых и обычных романов ВМ-2033.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ирина Баранова, Константин Бенев «Метро 2033: Свидетель»

Oleg83tt, 19 апреля 2013 г. 17:22

Указанную книгу смело можно отнести к детективу, действия которой разворачиваются в 2033 в Санкт-Петербургском метро. Понравилась образ жизни Северной Конфедерации, живые действующие лица, с присущими для каждого своими чертами, интрига и сюжет. Как детектив книга удалась, но все осталось размыто. Тяжелый слог, категоричность героев, отсутствие после военного мира и остальных деталей тематики. «Свидетель» не стал моим весомым аргументов в данной серии.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ирина Баранова, Константин Бенев «Метро 2033: Свидетель»

KiloHertz, 12 февраля 2013 г. 13:04

Крайне интересная вещь – и также крайне требовательная к своему «потребителю». Книга даже не пытается заигрывать с читателем, на всем своём протяжении требуя от него внимания и сопричастности к происходящим событиям. И «Свидетелю», без сомнения, удается увлечь, утащить беспомощного читателя в недра питерского метро, пропустить его через мысли, чувства и переживания немногочисленных, но прекрасно «оживленных» персонажей.

Роман можно смело рекомендовать взрослому читателю, для более «нежного» возраста книга наверняка окажется излишне «задумчивой».

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ирина Баранова, Константин Бенев «Метро 2033: Свидетель»

eka007, 6 января 2013 г. 01:47

Мне понравился роман. Это именно весьма неплохой детектив, с элементами мистики.

Интересные герои, здорово показаны их характеры. (правда обложка просто убийственная по своей тупости, но уж это халтура художника).

Показалось, что финал предсказуем, и чуть скомкан, что ли? Как то авторы не смогли сделать его таким же эффектным, как завязка и середина. Но все равно книга доставила много приятных часов и надеюсь, что Ирина и Константин еще сделают свой вклад в серию, порадовав читателей.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ирина Баранова, Константин Бенев «Метро 2033: Свидетель»

Dobkachleo, 30 ноября 2012 г. 21:37

«Подозреваемый»

Рецензия на «Метро 2033: Свидетель» Константина Бенева и Ирины Барановой

Во «Вселенной Метро» очень много разных книг. На разные темы, о разных городах и странах… О людях, всё ещё живущих на осколках почившего мира. Вот и «Свидетель» — роман необычный, и по многим причинам. Вроде место действия самое что ни на есть обычное (Санкт-Петербург), но соавторы смогли внести в образ Города своего шарма.

На самом деле, сказать, что данный роман относится к жанру постъядера — откровенно солгать читателю! Это драматический детектив, просто случайно попавший в рамки подземелий-бомбоубежищ. Его мир дышит не так, как остальные книги. Не натужно, откашливаясь радиацией, а полной грудью, уверенно. И лишь, чтобы не выделяться от толпы, периодически покашливает в необъятную ладонь, покрытую пушистым снежком.

Что ж, теперь о самом тексте, его плюсах и минусах. Одно из достоинств, в принципе, указано выше, поэтому продолжу. По мне, так самое лучшее, что есть в «Свидетеле» — это люди. Они ЕСТЬ! Чувствуется, что вокруг главных героев ходят «живые» выжившие, а сами протагонисты показаны по-настоящему, с полным раскрытием их судеб и характеров. Истории из придуманных для них жизней реалистичны, отчего хочется пожалеть (или, наоборот, осудить) персонажей. И выстроено всё так, что видно — они по-чеховски несчастны.

Ещё очень понравилось обилие пословиц, поговорок и крылатых выражений в романе. Одновременно добавляет и богатства авторской речи, и бытовой действительности, радующей глаз своим присутствием.

Теперь о детективности самой истории. Первая половина книги полна флэшбэков и не идёт на пользу основному жанру. Да, есть завязка конфликтов, подозреваемый, раскрытие ситуации… Но по-настоящему авторы берутся «за дело №» где-то с середины действия. И берутся основательно! Понять, что к чему, можно, но лично у меня на протяжении большей части текста возникали сомнения в правильности своего мнения. И, что немного приятно, угадать я смог с первого раза. И со второго тоже.

Смешно — роман точно детектив, но один из главных героев явно разрушает всю отлаженную авторами систему восприятия: он попадает в новые реалии, со стороны действительно не очень приятные, и имеет свою собственную цель. И цель эта — мысль всего повествования. Какая — достаточно дочитать до последней строчки, и прочитать её вслух, прочувствовать её. Меня она задела за душу.

Что ж, есть время разбрасывать камни, а есть время их собирать. В смысле, теперь о минусах. Первый, который я, впрочем, за минус не считаю, но не могу не упомянуть, потому что некоторые читатели серии не любят кардинальных изменений. А речь идёт о… атмосфере книги. Она не постъядерная, нет. Кого-то это расстроит или разозлит, остальным прочу погружение в это необычное видение мира «Вселенной Метро» с головой.

По идее, не понравиться должно ещё как минимум что-то. Омерзение от состояния описываемого государства и относительно отрицательных персонажей? Грустное расставание между и с любимыми героями? Всё не то… Не зря говорят, что романы, написанные в соавторстве, значительно лучше сольных. Константин и Ирина, давно зарекомендовавший себя тандем, прекрасно справился с поставленной задачей. Они смогли не только создать красивую и серьёзную историю, но и свой дивный новый мир, в котором уже существуют два рассказа, моменты из которых проскальзывают в романе.

Второй прочитанный мной роман от сборничан меня порадовал. Очень хочется, чтобы эти соавторы, а также некоторые другие попавшие в «Последнее убежище» ещё не раз радовали нас своим творчеством!

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ирина Баранова «Паровозик из Ромашкова»

Dobkachleo, 3 сентября 2012 г. 20:51

«Они не опоздали…»

Мини-рецензия на «Паровозик из Ромашкова» Ирины Барановой

Вот он – победитель конкурса рассказов, с которым я ознакомился задолго до этого. Очень рад, что «Паровозик из Ромашкова» был удостоен печати вместе с остальными произведениями как уже опубликованных авторов, так и дебютантов.

Итак, рассказ. Взгляну на него по-новому. Сюжет выстроен очень любопытно: сначала раскрывается главный герой, Илья, затем ровно также, с намеренным повторением фраз, но другим восприятием, его жена (соответственно, главная героиня), Маша. Читатель наиболее полно получает представление о том, что творится в мирке этой маленькой семьи. Строчки проносятся перед глазами, и этого не замечаешь, ибо текст очень лёгкий. Фактически паришь. Дополнительные приятные ощущения Ирина дарует нам с помощью приятных диалогов, в которые заключаются цитаты и слегка изменённые «крылатые фразы».

Со всей душой автор подошла и к скоротечному описанию близлежащих к пока не существующей станции «Площадь Свободы» окрестностей, вплоть до, судя по всему, сказочно интересного Откоса, где видны неперемешивающиеся воды Оки и Волги.

Последние три строчки – словно удар под дых. Вроде знаешь, что конец трагичный, а всё равно жалко. Жалко до боли в душе эту девушку, полюбившуюся по событиям текста. Зуев же просто не вернулся, но понимаешь, что и его больше нет… Но почему-то не грустно, как в случае с «Надеждой в подарок» или «Вместе навсегда». Ответ в названии. Пара была счастлива в той первой и последней совместной вылазке на поверхность, и счастье было одно на двоих. Вот так и в реальной жизни – главное, не опоздать!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ирина Баранова «Паровозик из Ромашкова»

burburry, 5 марта 2012 г. 17:42

Рассказ неплохой, даже есть моменты, которые цепляют. Но все-таки первое место не заслуживает. В сборнике есть рассказы посильнее

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ирина Баранова «Паровозик из Ромашкова»

ii00429935, 15 февраля 2012 г. 13:49

Милый герой советского мультфильма вроде бы совсем не годится для постапокалипсиса. Но по-моему, «Паровозик из Ромашкова» — название очень удачное. Не банально, интригующе и главное — точно передает общую интонацию рассказа.

Смертельно больная героиня, которая хочет достойно проститься с этим миром — абсолютно не новый сюжет, но в рамках «Вселенной Метро» очень даже уместный. Медленно угасает Маша в нижегородском метро, и остатки человечества, сами себя загнавшие под землю, доживают свой срок по всему миру. Неотвратимо и безнадежно. Или все-таки есть надежда? Наверное, есть. Нам бы только научиться ценить саму жизнь и ее маленькие радости — такие, как прогулка с близким человеком, рассвет над Волгой...

Может показаться, что рассказ Ирины Барановой — чисто женская «слезовыжималка», но не надо спешить с выводами. На самом деле автор сдержанна по части эмоций и, что мне понравилось, никого целенаправленно не пугает. Ведь короткая фраза «Обратно он не вернулся» может прозвучать куда страшнее, чем многостраничные поединки с мутантами...

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ирина Баранова «Паровозик из Ромашкова»

eka007, 26 января 2012 г. 21:47

Рассказ выше среднего уровня, но до лидеров явно не дотягивает.

Оценка: 6
⇑ Наверх