Все отзывы на произведения Говарда Джейкобсона (Howard Jacobson)
Отзывы (всего: 1 шт.)
Рейтинг отзыва
Говард Джейкобсон «Вопрос Финклера»
Racco0n, 22 января 2016 г. 19:54
Ну вот не пойму я, если честно, в чем суть этой книги? Так сказать, к чему вообще все это? Просто в очередной раз осветить «еврейскую проблему» с разных ракурсов? Тема еврейства рассматривается в «Вопросе Финклера» практически «под микроскопом». Тут и Ближневосточный конфликт, и антисемитизм, и традиционно-культурологический аспект, и общественное мнение… Как говорится, все в одном флаконе.
Согласна, евреи – нация особенная, на протяжении своей истории пережившая массовые убийства, погромы, преследования, подвергавшаяся дискриминации, во время холокоста сократившаяся на треть, но при этом сумевшая сохранить свои традиции, семейственность, свою историю. И все же, зачем так уж прям все человечество делить на два лагеря: на евреев и всех прочих? Или, выражаясь словами автора, «на тех, кто хочет евреев истребить, и тех, кто хочет к ним примкнуть».
Такое четкое разделение вряд ли возможно, слишком много полутонов, «подвидов». Вот, скажем, евреи-сионисты, мечтающие о воссоединении нации на исторической родине. А вот, напротив, евреи, которые таковыми быть не хотят, т.к. не одобряют политику Израиля в отношении Палестины и открыто выступают против всего израильского. А есть, к примеру, нееврей, который жаждет евреем стать и, возможно, является «в большей степени евреем», чем некоторые чистокровные. Или пожилой еврей, проживший в счастливом браке полвека в ладу с собой, своим еврейством и всем миром, а на склоне лет, понявший, что «нация больна» и сама виновата в плохом к ней отношении… Уфф, как все сложно-то!
Во всем этом «винегрете» непросто заметить важные мысли, а они здесь безусловно есть. К примеру, одна из них прослеживается достаточно четко и состоит вот в чем: человек никто без своих «корней», истории, своей культуры. Лишить кого-нибудь этого – и он всю жизнь проведет в попытках «найти себя», не сможет реализоваться ни в личном, ни в профессиональном плане, везде будет «не свой», неприкаянный, неустроенный, ненужный…
Так и главный герой произведения. Треслав – человек мечтательный, ранимый, в чем-то инфантильный, не особо удачливый ни в бизнесе, ни в любви, одинокий и несчастный – будучи ошибочно принятым за «жида» и ограбленным на улице почему-то вдруг стал заниматься самокопанием и пришел к выводу, что он на самом деле еврей по происхождению. Сей факт просто был скрыт от него его же родителями, дабы оградить ребенка от негативного отношения окружающих или в силу иных причин. Отсюда и склонности, привычки Треслава, более свойственные еврею. Выходит, он всю жизнь ОЩУЩАЛ себя евреем, при этом ЗНАЯ, что таковым не является. Еврей в душе и нееврей в голове. Согласитесь, при подобной «нестыковке» сложно быть личностью, тем более цельной, обрести душевный покой и, как следствие, быть счастливым.
Как ни странно, но нападение и последующее осознание себя, стали ключевыми моментами для Треслава. Жизнь его не то чтобы в один миг изменилась до неузнаваемости, но, без сомнения, вышла на новый уровень. Он пересмотрел отношение к себе, познакомился с женщиной, причем совершенно непохожей на все его предыдущие увлечения, сменил работу. «Пришло время становиться собой»… Итог правда вышел не таким, как планировалось, но попытка тоже считается…
В романе есть еще много любопытного. Например, сравнивая два таких понятия, как «антисемитизм» и «антисионизм» вдруг видишь, насколько тонка бывает между ними грань, а порой эта грань отсутствует вовсе.
Затрагивается тема любви и дружбы. Затрагивается тема соперничества. В целом книга достойная, но до конца ею проникнуться у меня почему-то не получилось.