Все отзывы на произведения Даниэля Клугера
Отзывы (всего: 142 шт.)
Рейтинг отзыва
Даниэль Клугер «Летающая В Тёмных Покоях, Приходящая В Ночи»
Manowar76, 21 ноября 09:20
Роман в десяти рассказах (и десяти балладах)
Еврейская готика
Даниэль Клугер и его частый соавтор Александр Рыбалка — фантасты, каббалисты, знатоки еврейской мистики и местечкового фольклора.
«Летающая В Тёмных Покоях, Приходящая В Ночи» это эвфемизм Лилит, родоначальницы зла.
Вводная такая: у Клугера есть несколько рассказов, которые в разное время и в разных редакциях объединялись в тот или иной цикл — сначала это был «Осквернитель снов», потом «Вечера в местечке Яворицы» в составе антологии «Когти неба» и, наконец, данный роман в рассказах. Любопытно, есть во всех этих пертурбациях какой-то глубинный каббалистический смысл или это просто любовь к своему творческому наследию?
Так или иначе, «Летающая В Тёмных Покоях, Приходящая В Ночи» — наиболее полная редакция как по количеству текстов, так и по содержанию. Была возможность сравнить рассказы в разных книгах — в ЛВТППВН текст расширен дополнительными вставками, играющими на атмосферу и опосредованно связывающие рассказы в единое повествование.
Баллады после рассказов тоже частично служат связующими нитями.
«Старый шинок и его завсегдатаи»: Два казака, поворот не туда.
Троп «нечистая таверна в ночи».
Ненавязчивые отсылки к Гоголю. И это не считая эпиграфа.
«Миньян»: девяти мертвецам не хватает десятого, чтобы их молитвы услышал бог.
«Хлеб и соль»: страшный рассказ про астри. Троп «проклятый старый дом».
«Неприкаянная душа»: троп «одержимость». Рассказ про классического диббука. Тоже история про еврея, ставшего казаком-разбойником. Только не с младенчества, как в рассказе «Старый шинок», а в сознательном возрасте, чтобы избежать смерти. Но и неприкаянная душа не смогла поднять руку на свиток Торы.
«Летающая В Тёмных Покоях, Приходящая В Ночи»: Заглавный рассказ. Ещё один «хонтед мэншн» — дом с привидениями. Из нечисти: сама Лилит — жена Адама, жена Ашмодея, мать всех демонов. Главная суккуба еврейской демонологии. Очень атмосферно.
«Осквернитель снов»: На этот раз местечко Яровицы посетил демон Сартия, крадущий сны и этим убивающий людей. Есть страшные моменты, но молитва победит любого демона.
«Тайны старой усадьбы»: К седьмому рассказу цикла осознаешь, что неожиданных поворотов сюжета ждать не стоит. Будет прямолинейно и с большой вероятностью кончится всё плохо.
При этом не могу не отметить как будто возросшее мастерство автора. Пусть ещё не Гоголь, но уже не кондово-скучный слог того же «Миньяна». Как-то весело всё, с призказками.
Черти с птичьими лапами по-прежнему вызывают у меня мурашки.
«Велвл Байер и его синагога»: Художник на малой родине и нехорошее зеркало.
«Дочь безумного литовца»: Пожалуй, самый эзотеричный и каббалистичный рассказ сборника.
«Возвращение Фишке-солдата»: Длинный рассказ, закрывающий цикл. Еще одно обращение к мифу о Лилит и теме двоеженства. А также осмысление того факта, откуда в революцию взялось столько жестоких евреев-комиссаров.
Баллады сборника представляют отдельную ценность. Все они обыгрывают сюжеты предшествующих рассказов. Многие из них стилизованы под те или иные известные произведения и мотивы.
Уникальная подборка этнической авторской еврейской мистики. Небольшое количество литературных и сюжетных изысков компенсируется глубоким знанием темы автором.
Тот случай, когда целое получается больше суммы частей.
9(ОТЛИЧНО)
Отзывы на рассказы и баллады есть в карточках произведений.
Даниэль Клугер «Хасидский вальс»
Manowar76, 20 ноября 05:35
Возвращение Фишке-солдата
Самый длинный рассказ цикла.
Опять простая история двоежёнства, видимо, автору тема близка. Стерна, жена-человек, и Лилит, жена-демоница. Мудрый рабби, сложный выбор.
Интересней финал рассказа — сын Лидит стал комиссаром и пришёл расстреливать старого раввина.
7(ХОРОШО)
Хасидский вальс
Трогательный рассказ о раввине, вымолившем у бога ребенка для бездетной пары.
Малыш вырос, стал комиссаром и пришёл расстреливать старика, дающего «опиум для народа».
Как и другие баллады, под другим углом преломляет сюжет предшествующего рассказа. Чем и создаёт необычное впечатление.
9(ОТЛИЧНО)
Даниэль Клугер «Баллада о коэне и вдове»
Manowar76, 19 ноября 07:12
Дочь безумного литовца
Пожалуй, самый эзотеричный рассказ сборника.
Очередной лжемессия или просто «дер мешугинер лытвак», вбивший себе в голову невесть что.
Обращение чёрного миньяна к Верховному Праведному Судии. Тридцать дней на рассмотрение и наказание.
Только вот что будет, если суд признает обвиняемого невиновным? Ведь плеть уже занесена.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Баллада о коэне и вдове
Наиболее рифмованная из всех баллад сборника, чуть по другому рассказывающая историю, которая упомянута в рассказе «Дочь безумного литовца». В рассказе легенду рассказывают так: Сендер-коэн и Рейзер-вдова не могли жениться по Закону. Раввин отговаривал и отказывал в бракосочетании. Сендер пожаловался властям и раввина принудили провести обряд. Но, чтобы Закон не был нарушен, земля поглотила жениха и невесту.
В балладе же земля тоже поглотила тех же, но уже потому, что получив отказ в браке по иудейскому обычаю, они решили пойти в христианскую церковь.
Но и в рассказе, и в балладе отмечается, что бог дал влюбленным не самое страшное наказание. Да, они умерли, но их не разлучили.
8(КРАСИВОЕ)
Даниэль Клугер, Виталий Бабенко «Двадцатая рапсодия Листа»
Rytag, 15 ноября 18:42
Атмосферно и, как ни странно, довольно правдоподобно, с точки зрения бытовой части. Тогда как детективная часть выглядит несколько гипертрофированно. Как там у всяких Холмсов?
- Вы, конечно же, видели на брюках пятно от краски, но знаете ли вы, что эта краска продается только в одном магазине Лондона?
А что персонаж (читатель) наблюдает здесь? Очень и очень мало.
- Как, разве вы не видели
Даниэль Клугер «Баллада о сапожнике Герше»
Manowar76, 14 ноября 09:12
Дидактическая баллада о том, что ругаться нехорошо, а молиться хорошо.
Ругань рождает чертей, а молитва ангелов!
И если молиться, как ругаться, то:
«Рабби вдруг увидел в подворотне
Ангелов могучих два десятка
И чертей едва ли не полсотни.
Но косматых ангелы лупили
И рогатых за рога таскали,
Крыльями и кулаками били,
Черти выли, ангелы орали!..
Ай да Хаскель! От его молитвы
Ангелы драчливые, как черти,
Родились — и гром ужасной битвы
Поднимался до небесной тверди,
До ворот небесного чертога,
Где заря вечерняя алеет…»
Где-то даже в рифму.
7(ХОРОШО)
Даниэль Клугер «Баллада о скрипаче»
Manowar76, 14 ноября 09:12
Старая, как мир история — бедный поклонник неугоден богатому отцу девушки.
Поклонника устраняют, но мертвецы мстительны.
Щикарный текст! Коротко и жутко.
9(ОТЛИЧНО)
Даниэль Клугер «Велвл Байер и его синагога»
Manowar76, 14 ноября 09:10
Уместный эпиграф из Гоголя.
Повзрослевший Велвл Байр, когда-то подростком сбежавший в Москву и ставший знаменитым художником, возвращается в родные Яровицы. Причина — предписание о выселении лиц иудейского вероисповедания в черту оседлости.
В Яровицах, с которыми Виктор-Велвл не чувствует никакой духовной связи, ему приходит в голову идея картины. А так же снятся сны со странными персонажами и покупаются по дешевке нехорошие зеркала.
Один из немногих рассказов цикла, герой которого остался в живых, хоть и чудом. Но и тут в финале нам дали понять, что ничего ещё не кончено.
Злодей-ростовщик показан карикатурным даже внешне персонажем, прямиком из черносотенных или рейховских газет.
Спокойный, атмосферный рассказ.
9(ОТЛИЧНО)
Даниэль Клугер «Баллада о повитухе Шифре»
Manowar76, 10 ноября 07:20
Только я посетовал, что герои рассказов крайне редко и неохотно проявляют смекалку, как повитуха Шифра, сквозной эпизодический персонаж цикла, получила главную роль и смогла остроумно выкрутиться и не навлечь на себя гнев самого Ашмодея, повелителя чертей.
Надо отметить, что, как и в большинстве случаев в цикле, баллада, следующая за рассказом, перекликается с ним, не всегда очевидным образом.
И да, баллада получилось складней большинства прочих. Лёгкий слог, простой ритм.
9(ОТЛИЧНО)
Даниэль Клугер «Тайна старой усадьбы»
Manowar76, 10 ноября 07:19
К седьмому рассказу цикла осознаешь, что неожиданных поворотов сюжета ждать не стоит. Будет прямолинейно и с большой вероятностью кончится всё плохо.
При этом не могу не отметить как будто возросшее мастерство автора. Пусть ещё не Гоголь, но уже не кондово-скучный слог того же «Миньяна». Как-то весело всё, с присказками.
Черти с птичьими лапами по-прежнему вызывают у меня мурашки.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Даниэль Клугер «Осквернитель снов»
Manowar76, 9 ноября 08:24
Прикладная демонология
Ещё один демон в Яровицах. На этот раз Сартия — Осквернитель Снов, приходящий в виде кота. Крадёт сны, шестьдесят их украдёт и смерть.
На пути демона встает бохер Хаим-Лейб, сын героя рассказа «Хлеб и соль». Оружие одно — молитва.
Жуткие сцены с ходячими мертвецами в наличии.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
И примыкающая к рассказу
Баллада «Жил в местечке бедный Файвел..»
Незамысловатая шутка о благочестивом еврее, решившем стать разбойником и при этом продолжающим соблюдать религиозные запреты.
6(НЕПЛОХО)
Даниэль Клугер «Баллада о солдате Хаиме-Лейбе»
Manowar76, 7 ноября 06:59
Трогательная баллада о женской любви. И неважно, кто любит — царица демонов или обычная жительница местечка.
«И закат сверкал, как будто чистым золотом залит.
Две вдовы стояли рядом, но не видели друг друга
Горемыка Лея-Двойра и надменная Лилит.»
9(ОТЛИЧНО)
Даниэль Клугер «Летающая в тёмных покоях»
Manowar76, 7 ноября 06:58
«Проклятый старый дом»
Лилит — жена Адама, жена Ашмодея, мать всех демонов. Главная суккуба еврейской демонологии. Поселяется под крышей дома, где живет одинокий мужчина. Рожает от него, и подменяет демонятами обычных детей.
Вот и в Яворицах появился такой дом, где жил и умер Шмуэль Пинскер.
Молодому меламеду Боруху и скрытому праведнику-каббалисту Сендеру-дурачку предстоит сложное дело.
Жутко, страшно, то, что надо.
9(ОТЛИЧНО)
Даниэль Клугер «Баллада о талисмане»
Manowar76, 5 ноября 07:27
Еще одно осмысление губительных для евреев событий хмельнитчины:
«На Правобережье горела земля.
Еврейская кровь их пьянила что брага,
Познали местечки разбойный кураж.»
Остап Барабаш — отмороженный атаман:
«Он ведать не ведал про милость и жалость,
Палил ему душу несолнечный зной…»
Но и его сердце пресыщается насильем и хочет взаимности от еврейской девы красы неземной:
«Сказал он: «Я силой тебя не порушу.
Дай руку, дивчина, и едем со мной.
Крещением ты сбережешь свою душу
И станешь козаку законной женой».»
Дальше будет драма с неволшебно-волшебными артефактами и тропами в духе «Верескового мёда».
10(ШИКАРНО)
Даниэль Клугер «Сатанинская пристань»
Manowar76, 3 ноября 06:13
Ну, самое крутое в повести, это название.
Очень долгое время ничего непонятно. Какая-то фантасмагория со смешением всех эпох. Я такое люблю. Обычный город с узнаваемыми районами, Площадью, Рынком. Тут тебе и спартанцы, и гвардия, и президенты, и архиэкстрасенсы, и крестовые походы, и мясокомбинат для утилизации трупов погибших, и обыденность изнасилований. Некоторое время думал, что описывается ад или другое какое посмертие.
Главный герой не такой как все — не любит воевать и видит сны. Встречает бродягу-странника, который и объясняет герою, где же он живёт. А живёт он, говоря словами поэта, «на патриархальной свалке устаревших понятий, использованных образов и вежливых слов». Буквально на Свалке Истории, во вчерашнем дне.
И опять, во второй раз за короткое время удивляюсь, как творчество русскоязычных авторов рубежа веков перекликается с идеями марвеловских сценаристов. Лучшая часть «Дэдпула и Росомахи» и часть первого сезона «Локи» тоже происходят на Свалке Истории, где находят свое последнее пристанище герои неснятых фильмов и отмененных сериалов. Ну один в один. Это даже пугает.
А «Сатанинской пристанью» персонажи называют жд вокзал. Он их чем-то жутко пугает, и, одновременно, является единственным способом покинуть Город. Возможно, это авторский страх и сублимация желания алии-репатриации.
Мстится, автор писал с оглядкой на Стругацких.
Мне в повести не хватило яркости безумия и внятной концовки.
Та концовка, что есть, меня совершенно не устраивает.
5(СРЕДНЕ)
Даниэль Клугер «Баллада о возвращении»
Manowar76, 29 октября 06:54
Старый шинок и его завсегдатаи. Клугер
Два казака, поворот не туда.
Троп «нечистая таверна в ночи».
Ненавязчивые отсылки к Гоголю. И это не считая эпиграфа.
Очень странно читать историю про удалых казаков с точки зрения их извечных безответных жертв-евреев.
Все мы привыкли, что казак и чорта, и ведьму проведет-победит. Но что, если старая мёртвая шинкарка мать одного из этих казаков, а сам он — последний выживший после погрома и воспитан атаманом?
Жуткая и трогательная история. Материнской любви в авторском исполнении не понял. В чем смысл утащить своего сына на тот свет? Чтобы не жил с казаками-убийцами?
7(ХОРОШО)
Баллада о возвращении. Клугер
Сложно сказать, что появилось раньше, рассказ «Старый шинок и его завсегдатаи» или баллада «Возвращение в Яровицы», поэтически и более кратко рассказывающая тот же сюжет.
Два казака, ночь, откровение о том, что один казак — на самом деле еврей, последний из выживших в местечке, погромленном казаками, и ими же воспитанный. И странное воссоединение с семьей и односельчанами.
Начало баллады отсылает к супермегапопулярной народной песне (вики), но с добавлением нотки готики:
«Ехали козаки по ночному шляху,
Догоняли курень, запорожский стан.»
9(ОТЛИЧНО)
Manowar76, 3 октября 09:36
Очень страшный рассказ.
В местечко Яворицы приезжает новый раввин с молодой беременной женой. Та умирает через месяц после родов. Ребе, спустя некоторое время находит для мальчика няньку.
Суеверия — Рационализм 1:0.
Всю надменную рассудительность просвещенного ребе, считающего нечисть всего лишь красивой метафорой, как рукой снимает столкновение с необъяснимым.
И небольшое литературоведческое исследование: редакции текста в «Когтях неба» и в «Летающая В Тёмных Покоях, Приходящая В Ночи» отличаются и довольно сильно. В «Когтях» текст купирован — исчезли текст заговора, упоминание балагулы Хаскеля, обрядовый нож. Да и супруга померла родами, а не через месяц. Что самое забавное — «аминь» из «Когтей» превратился в «омен» в «Летающей».
Как обычно, критерий ужастика высшего разряда — мурашки. Они таки были, значит у автора всё получилось, несмотря на крайне незамысловатый стиль изложения.
9(ОТЛИЧНО)
Manowar76, 27 декабря 2023 г. 12:10
Пустой рассказ, не атмосферный. Насколько хороша тема еврейской мистики и равнение на Гоголя, настолько же слабое исполнение.
Напился Герш в корчме, помолился с мертвецами-мучениками, да и помер. Как говориться, «умер дед Максим...».
Слабое начало антологии «Когти неба».
3(ПЛОХО)
Даниэль Клугер, Александр Рыбалка «Тысяча лет в долг»
Manowar76, 11 ноября 2023 г. 10:38
Охота пуще неволи. Узнав о творчестве Александра Рыбалки, фантаста, талмудиста и каббалиста, я сразу скачал всё, что мог. Но главного его романа, написанного в соавторстве с Клугером, нет в сети, поэтому пришлось приобретать у перекупов на соответствующих сайтах.
Книжка приехала, начал читать.
Завязка похожа на того же «Убить мессию» или, скорее, «Стражей последнего неба» — любознательный человек, обычно каббалист, начинает проводить ритуал и что-то идёт не так.
В данной книге герой после прочтения молитв из фальшивой «Книги залов», попадает в мир Тхом.
Если коротко — перед нами приключенческое фэнтези, писать которое так любили российские фантасты на рубеже веков, только с немалыми вкраплениями реальной еврейской мистики. Где-то после первой четверти идёт мощнейший инфодамп о истории появления мира Тхом под управлением Двойника Господа, Тэомиэля.
Пойди туда-то, принеси то-то. Семь адских княжеств, семь частей скрижали.
Приключалово, к счастью, не мясное, а, в основном, хитрованское, и, где-то даже интеллектуальное. Ни один поединок не обходится без отсылок к Писанию, загадок, гематрии, активного использования еврейского алфавита (классическая ситуация с големом и практически кэрроловский эпизод с побуквенным стиранием имени демона и его самого из реальности).
Короче, скучно не будет. Этакая «занимательная каббала для любителей фантастики».
Авторская фэнтези в крайне необычном сеттинге.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Антология «Стражи последнего неба. Русская еврейская фантастика»
Manowar76, 2 октября 2023 г. 10:05
Повести е-ских писателей
Пример того, как жесткие рамки антологии, в этот раз национально-этнические, не идут на пользу сборнику.
Антология как будто руководствуется принципом всего по чуть-чуть. Чуть-чуть известных писателей, чуть-чуть еврейского колорита. По чуть-чуть всех жанров.
Сработал эффект завышенных ожиданий. От антологии осталось чувство неудовлетворенности.
Крупные авторы отделались вставными новеллами из своих старых романов (два дуэта, выступающие под псевдонимами Ван Зайчик и Олди); творчество неизвестных авторов вызывают чувства в диапазоне от недоумения до испанского стыда.
Но есть и жемчужины! Юмористическая повесть Бориса Штерна; деконструкция Шекспира от Резановой; матёрый каббализм от Александра Рыбалка.
Любителям антологий полистать стоит, но таки умерьте свои ожидания.
6(НЕПЛОХО)
Антология «Стражи последнего неба. Русская еврейская фантастика»
omaksimov, 13 сентября 2023 г. 04:57
В 70-х годах в США вышел сборники фантастики посателей еврейского происхождения на еврейские темы. Даниэль Клугер попытался составить аналогичный сборник русскоязычных писателей. Эксперимент удался. В сборнике представлены рассказы известных писателей — Амнуэля, Олди, Штерна, Рыбакова, и других. В нём также представлены мало известные в России, но популярные в Израиле писатели — Рыбалка, Шехтер. Перед каждым рассказом присутствует предисловие, в конце есть информация об авторах. Единственное замечание — сборник получился скорее мистический чем фантастический. Но это не делает его хуже.
Даниэль Клугер «Неприкаянная душа»
omaksimov, 7 сентября 2023 г. 03:27
Интересный мистический рассказ построенный на еврейской мифологии. Очень неплохо написано, но немного вторично.
Даниэль Клугер «Неприкаянная душа»
Manowar76, 19 августа 2023 г. 08:10
Экзорцизм по-местечковски
Жутковатая история о дибуке, неприкаянной душе.
Скорее мистический хоррор, чем магреализм.
Атмосферно, но слогу и сюжету не хватает чего-то. Как будто просто пересказ истории, а не литературное произведение.
6(НЕПЛОХО)
Даниэль Клугер, Виталий Бабенко «Кто виноват?»
lammik, 11 мая 2023 г. 14:26
Отставной подпоручик артиллерии Николай Афанасьевич Ильин служил управляющим в имении Кокушкино, что принадлежало Александру Бланку, а затем перешло по наследству к дочерям последнего. И вот когда в замёрзшей речке Ушне зимой 1888 года нашли тела двух неизвестных, сын одной из дочерей Бланка, в замужестве Ульяновой, Володя начал собственное расследование. Через пару лет Елену, дочь Николая Афанасьевича, самарская полиция обвинила в убийстве, и тут на помощь Ильиным пришёл Владимир Ульянов.
В качестве детективов всё довольно просто. О личностях преступников догадываешься сразу, и со временем подозрения только крепнут. Соавторы толком и не пытаются сбить читателя со следа. По сути всё повествование сводится к прояснению мотивов делинквентов (именно так здесь называют преступников). Впрочем, множество других привычных нам слов также усиленно заменяются заимствованными архаизмами. Вместо «разговора» — «дискурс», вместо «направления» — «дирекция» и всё в том же духе.
Из авторских находок присутствует ровно одна — участие в расследованиях Владимира Ильича Ульянова, будущего Ленина. Вот он-то как раз и показан с одной стороны — умным, находчивым и упорным молодым человеком, а с другой — психопатом, у которого «цель оправдывает средства» и «лес рубят — щепки летят».
Читается всё это легко, особенно в случае первой книги, но чувствуется, что не все планы соавторы успели реализовать.
Даниэль Клугер, Виталий Бабенко «Четвёртая жертва сирени»
lammik, 11 мая 2023 г. 09:50
1890 год, со времён событий, описанных в «Двадцатой рапсодии Листа» прошло 2 года. Николай Афанасьевич Ильин всё так же служит управляющим имения Кокушкино, дочь его Елена Николаевна перебралась в Самару, где вышла замуж за инженера-путейца Пересветова. Ульяновы тоже теперь живут в этом поволжском городе. И вот в июне 1890 года Ильин узнаёт, что его дочь объявлена в розыск и обвиняется в убийстве. Потрясённый этими известиями отец немедленно отправляется в Самару.
Эффект новизны от Владимира Ильича Ульянова в роли расследователя прошёл, но нельзя не отметить, что роль эта соавторами написана весьма убедительно. Опять же и атмосфера губернского города на Волге конца позапрошлого века воссоздана крепко, без присущей детективам эскизности. Моё удовольствие от прочтения, а значит и оценку снизили два момента. Во-первых, это какое-то невероятное количество «роялей», более подобающее каким-нибудь шедеврам Болливуда. Во-вторых, это мотивация преступника.
Даниэль Клугер, Виталий Бабенко «Двадцатая рапсодия Листа»
lammik, 7 мая 2023 г. 11:53
«Когда был Ленин маленький с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной...» В «Двадцатой рапсодии» Владимир Ульянов не настолько маленький (зимой 1888 года ему было 17 лет), поэтому с горки он спустился на коньках прямо на лёд речки Уньши, конёк зацепился за ветку, Владимир упал и поэтому заметил вмёрзший в лёд труп. Оказался же в деревне Кокушкино будущий Ленин, будучи исключён из Казанского университета за участие в беспорядках. Деревня та была имением Александра Бланка, деда Ульянова по матери. Зимой в деревне скучно, местный урядник звёзд с неба не хватал, и оттого Владимир решил провести собственное расследование, взяв в помощники Николая Афанасьевича Ильина, ветерана Крымской войны, а ныне управляющего имением.
С точки зрения детектива всё довольно просто. Главный подозреваемый очевиден сразу, и по мере чтения читательские подозрения только укрепляются. Что касается исторической части, то и тут вопросов не возникло. Разве что режет глаз наличие многочисленных заимствований в речи персонажей. Причём имеются в виду слова, для которых есть однозначные русские соответствия. Для примера — «пропозиция» — «предложение», «фриштык» — «завтрак», «ридикюльный» — «нелепый». Но понятно, что главной приманкой романа является не детективная загадка и не историко-географические познания авторов о жизни Казанской губернии конца позапрошлого века. Основной особенностью здесь, конечно же, является участие в расследовании Владимира Ильича Ульянова. И тут авторы не удержались от того, чтобы представить «самого человечного человека» по образному выражению Владимира Маяковского натуральным начинающим психопатом, для которого людские жизни и судьбы не важнее решения интересной задачки. Причём. как говорится, ничего не предвещало, точки над i были расставлены в самом финале романа.
Даниэль Клугер «Новые времена»
fail of reality, 26 января 2023 г. 08:12
Повесть «Новые времена» Даниэля Клугера является прямым продолжением «Второго нашествия марсиан» братьев Стругацких. Действие происходит спустя некоторое время после того, как марсиане в сильной спешке собрались и покинули Землю, побросав свои пожитки.
Люди не ожидали такого поворота событий — они уже успели смириться и даже полюбить марсианских правителей. В обмен на желудочный сок марсиане одаривали человечество деньгами, вкусным синим хлебом и такой же синей марсианской водкой. Да и в целом, как говорится, жить стало лучше, жить стало веселее… Чем тебе не счастье? Но марсиане покинули грешную Землю, и люди растерялись — а как жить-то теперь, ну?
Однако их растерянность длилась недолго. Среди человеков, как и всегда, быстро нашлись самые предприимчивые — они прихватизировали марсианские пункты приёма желудочного сока и объявили их частной собственностью. Тебе это ничего не напоминает? Забегу вперёд и скажу — да, автор повести даёт аллюзию именно на то историческое событие, о котором ты подумал…
На мой взгляд, Даниэль Клугер красочно описал переход «крупного марсианского предприятия» по сбору желудочного сока в человеческие руки частных компаний. Дадим слово автору:
Я вспомнил вереницу цистерн, проходивших ночью через наш город. Мне стало нехорошо. Что же это получается, господа марсиане? В тот самый момент, когда народ в вас поверил и даже ощутил некую благодарность — за то что вы, наконец, позаботились о нём, обеспечили ему стабильное и безбедное существование, обеспечили источником дохода, независящим от инфляции, девальвации, приватизации и национализации и Бог знает, чего ещё — в этот самый миг, повторяю, вы вдруг закрываете пункты приёма желудочного сока!
Мало того — вы выпускаете из тюрьмы господина Лаомедонта, которым он, этот народ, был сыт уже по горло! И вы ещё смеете считать себя цивилизованной властью? Вы такие же эгоисты и гангстеры, господа, как господин Лаомедонт и его подручные, ничуть не лучше. Хоть вам и удалось пересечь космическое пространство».
Что ж, думаю, я буду прав, если скажу так: марсиане у братьев Стругацких и у Даниэля Клугера — одна большая метафора. Но в то же время, эта метафора гораздо более применима к «Новым временам» Клугера, чем ко «Второму нашествию марсиан» Стругацких...
Хватит тянуть кота за подробности! В общем, мне показалось, что марсиане — это советская власть. Подлинные цели марсиан загадочны и одинаково трудны для человеческого понимания, как и цели советской власти. Разве я не прав? Разве средний советский человек (сиречь — обыватель) понимал, как должен строиться коммунизм?..
Возможно, сейчас я скажу крамольную мысль для всех, кто «топит» за Советский Союз: да, полное собрание сочинений Владимира Ленина и «Капитал» Карла Маркса стояли практически в любой советской семье. Однако что-то мне подсказывает, что подобные книги именно стояли, то есть просто пылились на полках «для галочки».
Я не обвиняю людей в тупости или интеллектуальной лени, которые бы не позволяли им осилить классические труды по политической экономии. Это тоже было — и тупость, и лень — но сейчас не про них. Всё гораздо проще: у среднего человека довольно мало свободного времени, и после работы ему вряд ли захочется читать Владимира Ленина, вникая в суть понятий и терминов; простой рабочий Иван из города Тверь хочет просто расслабиться, выпить с друзьями по кружке пива, починить машину, съездить на дачу, погулять в парке…
Средний человек на то и средний человек, чтобы работать на работе, тем самым поддерживая государство, а идейно-духовные ценности воспринимать в уже готовом виде, — и чем они будут проще, наглядней и доступней, тем лучше. Вспомни советские агитационные плакаты, вспомни кино — во многом прямое и открытое, без арт-хаусных завихрений сюжета, вспомни книги, максимально понятно и чётко объясняющие сущность «настоящего человека»…
Я не говорю что всё это — плохо. Не пойми меня превратно. Мой вопрос в другом: разве массовое кино и стотысячные книжные тиражи были не для «среднего советского человека»? Ответ, кажется, очевиден — именно для него они и были. Если же я ошибаюсь — поправь меня, буду рад услышать иную точку зрения.
Думаю, для обывателя советская власть выглядела так: пусть она не очень понятна в своей теории, но зато на практике — чаще всего справедлива. Работаешь ты или учишься — ты всегда защищён законом, профсоюзом, местным парткомом… А потом ВЖУХ! И этого больше нет, и на замену здесь пляшут лишь какие-то бледные немощные тени.
Вот и марсиане у Даниэля Клугера — тоже власть, которая в один момент просто взяла и исчезла. Растворилась без всякого объяснения причин. Как и СССР: был он — и вдруг его не стало. И вот уже несколько десятков лет мы гадаем, почему же развалился Советский Союз…
Немаловажную роль в исчезновении марсиан сыграли и партизаны типа Харона. Напоминаю, он — зять главного героя из повести братьев Стругацких, и он по-настоящему боролся с марсианами. Партизаны хотели — и наконец добились своего! Но не всё так просто — стоило марсианам улететь с Земли, как власть тут же захватили бандиты.
Ещё раз спрошу: ничего не напоминает? Обратимся к тексту:
После того, как власть захватили «гангстеры», простым людям стало понятно: тотальная приватизация и частная собственность на средства производства — ещё хуже, чем «уравниловка» всех по желудочному соку. Да, ведь не дело — от каждого по способностям, каждому — по крови! Отныне сок поделили на пять категорий качества, а значит, людей тоже поделили по сортам и качеству…
Привет, новые времена!
В частности, оказывается, что всё человечество, в соответствии с составом данной жидкости, можно достаточно чётко разделить на пять категорий, причём процентное содержание химических элементов передаются внутри каждой из этих категорий по наследству с большим постоянством, чем даже расовые признаки. Очень интересно. Написали бы лучше, что случилось с пенсиями. Теперь за стакан желудочного сока будут давать пять монет далеко не каждому. Новым владельцем (или владельцами) установлено нечто вроде тарифа: все сдатчики желудочного сока подразделяются на пять категорий.
Первая, вторая и так далее. Так вот: только представители первой категории будут получать пятёрку за стакан. Вторая — три, а третья — два. Сумму оплаты пятой категории, по-моему, невооружённым взглядом разглядеть невозможно».
Много я тут уже наговорил… Главное, чтоб не на статью — последние лет десять у нас это дело любят. Прости нас, Юра, мы тебя посадили… И выпустили, чтобы жрал, ел и смеялся. Но да ладно. А теперь же я с радостью передаю слово одному из лидеров новой власти. Господин Кронос, милости просим!
«Уважаемые люди! Граждане! Друзья. Марсиане улетели — это неоспоримый факт. Теперь нам нужно рассчитывать только на свои силы, и времени на раскачку нет. Но ничего страшного. Наша страна много раз проходила через серьёзные испытания: и римляне её терзали, и персы, — со всеми справилась Греция. Победили и эту заразу марсианскую. Вместе мы всё преодолеем. Всё что было — позабудем, а грядущее — построим!»
В зале слышатся редкие, неуверенные хлопки. Господин Кронос продолжает:
Да, марсианские ценники на стакан желудочного сока нам пришлось понизить — слишком уж много инопланетные захватчики платили за сок, растратили несколько годовых бюджетов нашей страны. Теперь-то они улетели, им там, наверно, хорошо, а нам оставили одни проблемы… Но ничего, всё в жизни проходит — так говорил библейский царь Соломон. И мы — справимся! Мы победили марсиан в открытой и честной борьбе. Я благодарю всех, кто поддержал нас в каждом уголке нашей Родины. Спасибо всем, кто сказал «да» великой Греции без марсиан, всем, кто выбрал светлое будущее вместе с нами, партией «Единая Греция». Мы будем работать честно и напряжённо. Слава Греции!»
По залу прокатился гул — то ли одобрительный, то ли нет. Господин Кронос поспешно откланялся и покинул сцену. Опустился занавес. Сев в бронированную машину, господин Кронос направился домой. Верней, это был вовсе не его дом, а дом его близкого друга — большой особняк с прекрасным видом на море. Реакция зала расстроила господина Кроноса. Он ожидал другого. Но он утешал себя, что это — только начало.
Проезжая мимо куряк и пьяниц, сквозь пустоту и глянец, мимо реки и моря, мимо чужого горя, мимо цветных экранов, мимо подъёмных кранов, мимо пустых подъездов одиноких дворов, господин Кронос вполголоса бубнил себе под нос: «А вы, твари, ещё что-то требуете… Гарантий вам дай, стабильности… Деньги дай! Денег нет, но вы нажритесь — марсианская водочка-то осталась, вон её сколько!..»
Думаю, повесть Клугера — это одна большая отсылка на «святые» девяностые или же «лихие» девяностые. А «святыми» они были или «лихими» — тут уж кому как, смотря сколько у тебя было денег, власти, и сколько бритых молодых людей с оружием стояло за твоими плечами в те времена. В новые времена.
То самое, о чем все эти два года писали и говорили мой зять и иже с ним. Злоупотребления, реформы. Коррупция-кооперация, национализация-девальвация. Вот, добились.
Нет, я не против реформ. Любое общество без этого попросту задохнётся. Но почему всегда и везде реформы начинаются с того, что бьют по мне? Не по мэру, не по Лаомедонту. Даже не по самому Харону, а именно по мне, отставному учителю астрономии! Какое-то узкоцелевое воздействие!
Газеты вышли вовремя, и это само говорило о том, что ничего из ряда вон ночью не случилось. Я немедленно принялся искать сообщения о ночных происшествиях. Ничего. Пресс-конференция премьер-министра об экономических реформах. Приватизация, как там было сказано, «отдельных объектов системы здравоохранения».
Пунктов, значит, донорских. Это мы уже поняли. Реформы, реформы... Знаем мы эти реформы. Чёрные рубашки тоже начинали с заявлений о необходимости оздоровления экономики. А чем кончилось? Фронт, котёл, лесоповал. И очередное оздоровление нации. Ох-хо-хо, господа реформаторы...»
Даниэль Клугер «Летающая В Тёмных Покоях, Приходящая В Ночи»
arey951, 19 июня 2022 г. 16:08
Сразу скажу, что произведение оказалось для меня приятным открытием, совершенно не оправдавшим мои ожидания (строго в положительном смысле!). В планах было найти интересную и пугающую книжку, чтобы скоротать время перед сном — не более того. Но так вышло, что интересная и пугающая книжка оказалась живой классикой, в которой сплетаются мотивы хуторской мистики Николая Гоголя и еврейских городских легенд Лео Перуца, а также звонким отголоском раздаются мистические повести Ивана Тургенева и таинственные истории Аллана Эдгара По.
На страницах произведения оживают призраки грешников и праведников, древние библейские демоны и могущественные заклинатели, которых объединяет лишь одно — небольшое еврейское местечко под названием Яворицы, затерянное где-то на просторах Украины. Помимо сверхъестественного, его сотрясают и известные исторические события, например, восстание Богдана Хмельницкого, которого яворовчане называют Хмель-злодей. В Яворицах причудливо пересекаются религия Авраама и славянские мифы, создавая удивительный и сказочный колорит местной жизни. Да и сам автор хорошо поддерживает атмосферу своего творения спокойным и внимательным к деталям повествованием, живо описывая магические обряды и сохраняя соответствующую тому времени терминологию. Все это способствует тому, что ты и сам, читая книгу, начинаешь чувствовать себя жителем Явориц.
В сборнике есть пара рассказов, которые кажутся несколько скучными или даже наивными, но в целом это замечательное произведение, прочитав которое читатель вряд ли станет сожалеть о зря потраченном времени.
Даниэль Клугер «Ночь Преображения»
Bachman, 29 декабря 2021 г. 23:07
Как-то не понравилось, понамешано всего, какой-то калейдоскоп идей, сборная солянка: тут и андроиды, и вампиры, и иные планеты, и чего только нет. Спасибо, хоть, что не на сто страниц сие творение.
Даниэль Клугер «Неприкаянная душа»
Bachman, 29 декабря 2021 г. 23:05
Неожиданно неплохой рассказ про одержимость бесом с еврейским колоритом (рассказ, не бес).
Даниэль Клугер «Новые времена»
fail of reality, 4 мая 2021 г. 15:41
Отличная повесть. Стиль выдержан, сюжет логично развит дальше. Люди же всегда примерно одни и те же. Довольно точно, как мне кажется, описано возникновение капиталистических форм взаимоотношений между всеми нами.
Хорошая вещь, в общем-то. Однажды перечитаю.
Даниэль Клугер «Дело об украденном саркофаге»
Mishel5014, 19 ноября 2019 г. 13:13
Мне когда-то довелось ехать в командировку в одном купе с инженером из Израиля. Само собой, разговор завязался и о работе тоже. Парень рассказал мне, что его фирма вовсю изготавливает разные приборы под заказ — быстро, дешево и практически без лишней документации. Собрал в кучу, настроил — работает. Мне эта идея в общем-то понравилась.
Прочитанная повесть из цикла про детектива Ницана произвела какое-то похожее впечатление. Классические детективы я читал, и много. Осовремененнный Вавилон встречал у Елены Хаецкой в «Синих стрекозах». Детективы с магией и нечистью были и у Глена Кука, и у Евгения Лукина.
Все вместе это собирается в настолько вкусный коктейль, что от стакана...тьфу! — от книжки не оторваться. Все детали становятся на место, все мелочи — нужны для сюжета. Герои набросаны лаконично, но запоминаются. Отличные диалоги. Тонкий юмор.
А главное, у автора получилось создать очень интересный мир, в котором хочется побывать — ненадолго, правда. Съездить на Тростниковое море, покрутиться в лабиринтах вечернего Тель-Рефаима. Посмотреть на крылатых быков шеду — почти вечно живущих хранителей этого мира. Побывать в дикой пока еще Греции...
Схема работает. И работает хорошо. Очень рекомендую к прочтению и этой, и других повестей цикла.
Даниэль Клугер «Новые времена»
Mishel5014, 8 июля 2019 г. 11:47
Неожиданно отличная повесть в потоке заурядно-натужных творений «по мотивам». Стиль дневника господина Аполлона выдержан до запятой. Новые времена пришли. А люди все те же. Поиски компромиссов, борьба за выживание. Кто-то принимает новый мир, кто-то цепляется за старый. Засверкал новыми красками господин Лаомедонт. Чудесно выписана компания «пикейных жилетов» в кабачке. Рад за стойкость убеждений Харона, хотя опасаюсь за его будущее.
Понравилось без всяких «но». Очень достойное продолжение одной из любимых повестей АБС.
Даниэль Клугер «Убийственный призрак счастья»
sherlok, 19 февраля 2019 г. 07:58
«Убийственный призрак счастья» — маленькая повесть, у которой имелись все шансы получиться! Как это ни удивительно, но Клугер расписался, и история почти удалась. Сюжет, характеры, язык — очень даже хорошо. Да тут даже появился давно обещанный в его произведениях еврейский юмор! Но, увы. С какого-то перепугу, автор резко оборвал повесть на половине, скомкав сюжет и окончание истории, которая могла выйти очень даже неплохой. Вместо того, чтобы искусственно раздувать «Смерть в Кесарии», Клугеру следовало бы вплотную поработать над «Убийственным призраком счастья». У повести прямо-таки ощущается нераскрытый потенциал. Жаль, что тут скажешь!
Даниэль Клугер «Смерть в Кесарии»
sherlok, 19 февраля 2019 г. 07:43
Начать надо с того, что повесть «Смерть в Кесарии» — никакой не детектив. Если конечно, не понимать под словом «детектив» тягучую и нудную мешанину неких событий, в которых вяло бултыхается ГГ. Автору, похоже, надо было набрать определенный объем, вот он и попытался растянуть сюжет для рассказа на 300 страниц. Растянуть — получилось, а вот дочитать... было сложно. Вышла такая себе бытописательская книжка из жизни эмигрантов в Израиле. Это не плохо, но и не хорошо — обещали-то детектив! Не ждите также никакого обещанного еврейского юмора. То, что имеется, не приняли бы даже в «Аншлаг». Да, язык неплох, но это единственный плюс повести. Чепуховая, никакущая книжка ни о чем.
Даниэль Клугер «Смерть в Кесарии»
avsergeev71, 17 сентября 2018 г. 16:23
Классический полицейский детектив с национальным еврейским колоритом. Его, этого колорита, настолько много, он настолько объёмен и осязаем, что в какой-то момент перестаешь понимать, что тебе более интересно: детективный сюжет или же собственно сам колорит. В моем случае колорит постоянно брал верх над сюжетом. Хотя сюжет тоже весьма неплох: все очень умело закручено, а все загадки разрешатся буквально в последнем предложении.
При всем этом, роман написан прекрасным литературным языком, что является сравнительно редким явлением для детективного жанра. Я получил подлинное наслаждение от чтения. Впрочем, автор в этом плане достаточно стабилен: никогда не разочаровывает читателя.
В общем, искренне рекомендую всем любителям хорошей литературы вообще, и детектива в частности.
10 баллов.
Nog, 22 июня 2018 г. 20:23
После прослушанного в аудиоверсии «Виконта де Бражелона» не хотелось сразу расставаться с соответствующей исторической эпохой, а тут как раз подвернулось переиздание этой книги. Это фантазия автора на тему происхождения самого таинственного, по его мнению, из четырёх мушкетёров, причём неплохо обоснованная, по крайней мере на беглый взгляд, невзирая на кажущуюся провокационность (по Клугеру, Портос происходит из рода португальских евреев, бежавших во Францию от инквизиции). Если принять это допущение, получается вполне достойный приключенческий роман, разве что излишне быстротечный по сравнению с первоисточником.
Даниэль Клугер «Поединок в Лорбрульгруде»
drogozin, 18 мая 2018 г. 13:47
Идея, конечно, классная. Гулливер ведёт детективное расследование в мире великанов. У автора был миллион возможностей.
Но он их не использовал. Детективная линия очень простая и совершенно не интригует. Хотя, возможности, повторюсь, были огромные.
Даниэль Клугер «Летающая В Тёмных Покоях, Приходящая В Ночи»
pakin666, 26 марта 2018 г. 17:25
Купив книгу, надеялся прочитать нечто самобытное. И совершенно не был разочарован. Вполне себе самобытная мистика, основанная на еврейском фольклоре. Местами похоже на страшные истории Гоголя, но это впечатления не портит, тем более, что автор не скрывает влияния Гоголя на создание этого цикла. Некоторые истории довольно жуткие. Хоть рассказы и самостоятельны, но весьма умело сплетены в общий сюжет.
Кое-что вызвало у меня удивление: чем же так насолил автору Нестор Иваныч Махно, (к стати, не допускавший еврейских погромов), что говоря об участниках гражданской войны в рассказе «Возвращение Фишке-солдата» и еще в «Повести о Лейзере» Клугер выставил его в таком нелицеприятном свете ?
Даниэль Клугер «Неприкаянная душа»
olpo70, 16 сентября 2017 г. 07:32
Решил написать общий отзыв на все пять рассказов Клугера в сборнике « Когти неба». Ясно что отзыв препологает что я должен высказать свое личное мнение. Хорошо. Мне не понравилось. Я вообще плохо воспринимаю любой фольклор( в данном случае еврейский). Таким уж я уродился. Наверное это плохо. Но мне скучно читать такие произведения. У меня не возникает никакого желания копаться в словарях и википедиях чтобы разобраться в мифах и сказаниях разных народов.
Но если пишешь отзывы то необходимо быть и объективным. Я поставил высокие оценки этим рассказам. Во первых они умело стилизованы под Гоголя. И эта стилизация на мой взгляд весьма удачна. Во вторых я прекрасно понимаю что эти рассказы знакомят пытливого читателя с иудейской мифологией. Я думаю среди читателей евреев эти рассказы вообще пользуются огромным успехом. Да и такие рассказы нужны. Пусть они и написан в стиле хоррора, но они раскрывают целый пласт еврейской культуры.
Если где-то поgадутся еще такие рассказ я прочитаю, не пропущу. Но специально искать, нет , не моё.
Даниэль Клугер, Виталий Бабенко «Кто виноват?»
sergej210477, 21 июня 2017 г. 17:21
Два романа, объединённые общими главными героями. По-жанру — исторический детектив. Действие первой книги происходит в небольшом поселке Кокушино, Казанской губернии, второй книги — в городе Самара. Провинциальная Россия конца XIX века со всеми присущими тому времени чертами.
Детектив получился совершенно классический. И герои — В. И. Ульянов ( тогда ещё не Ленин, но уже обладающий задатками народного вождя) и пожилой отставной поручик Н. Ильин — вдвоём составляют известный дуэт Ш. Холмс и доктор Уотсон.
Книги очень спокойные и неторопливые. Здесь нет погонь и кровавых перестрелок. Хотя, впрочем, есть, но в очень умеренных количествах.
Эти романы схожи с произведениями Б. Акунина — и временными рамками и сюжетом и стилем. Только у Клугера и Бабенко нет «супергероя». Его персонажи попроще, больше похожи на реальных людей.
Отличные книги, атмосферные и яркие. Второй роман более динамичный, но и при чтении первого я не скучал.
Даниэль Клугер, Виталий Бабенко «Четвёртая жертва сирени»
sergej210477, 21 июня 2017 г. 17:03
Классический детектив в ретро-стиле. По стилю очень похож на книги Б. Акунина о Фандорине и сестре Пелагии. Причём, это сходство в хорошем смысле этого слова. Только в этом романе нет акунинских «супергероев». Здесь расследование ведут двое — В. И. Ульянов-Ленин ( здесь он ещё не «супергерой») и отставной поручик Ильин ( он же Конан Дойлевский доктор Уотсон). Хоть и шаблонные, но классические и яркие персонажи.
Дело происходит в Самаре конца XIX века. Провинциальный поволжский городок со своеобразным колоритом, неторопливая и спокойная жизнь которого нарушается убийством.
Из недостатков книги могу упомянуть, что некоторые моменты мне всё же показались немного натянутыми. Нет, я не скажу «не верю», но есть некоторые шероховатости в логике героев. Уж слишком много случайных совпадений сложились в общую мозаику. Но, этим грешат многие детективы.
А в остальном — роман отличный. И увлекательный сюжет, и герои живые, с выпуклыми характерами и эмоциями. Немного философии, чуть-чуть рассуждений о морали и нравственности. А главное, на мой взгляд, авторам удалось передать атмосферу провинциального города конца XIX века, и как исторический детектив книга удалась.
Даниэль Клугер, Виталий Бабенко «Двадцатая рапсодия Листа»
sergej210477, 18 марта 2017 г. 20:34
Очень характерный образец классического детектива. Чем-то, роман очень напоминает «Собаку Баскервиллей» А. Конан Дойля. Действие происходит в XIX веке, в сельской глубинке. Есть свой Ш. Холмс — В. И. Ульянов (Ленин). Вместо Уотсона — управляющий поместьем деда Ульянова, тоже отставной военный Ильин. Присутствуют жертвы, убийцу следует искать среди здешних жителей. И, конечно, вместо страшной собаки — не менее ужасный медведь-шатун, тоже, возможно, призрачный. Ну, и в развязке интриги так же некоторое сходство с повестью английского писателя.
Любителям остросюжетных детективов и триллеров роман не понравится. Здесь — все мирно, спокойно. Перестрелок и погонь нет. Пара главных героев методично и неторопливо собирают улики, строят свои умозаключения.
Но, книга, отличная. Очень атмосферная, тёплая, уютная. Хорошо читать вечером, за чашкой чая, отстранившись от забот и погрузившись в колоритный помещичьий быть девятнадцатого века. Отличный образный язык, стилизованный под старину, великолепные пейзажи, живые герои. Не скажу, что книга затягивает, заставляет быстрее дочитать до развязки. Нет. Роман для неторопливого, ленивого чтения. Есть над чем поломать голову, но в то же время, можно почувствовать себя умнее главных героев. Любителям Конан Дойля, А. Кристи и Б. Акунина книга понравится.
Даниэль Клугер «Смерть в Кесарии»
ДраконТрест, 12 марта 2017 г. 13:45
Эта история – классический детектив с частным сыщиком и запутанной историей, если бы не характерный еврейский колорит. Это еврейский детектив. Место действия – Израиль. Герои – наши бывшие соотечественники, ставшие репатриантами. Сменив место жительства, зачастую они так и не могут сменить характерный советский менталитет.
Главный герой – детектив Натаниэль Розовски, человек средних лет, но его возраст в тексте не чувствуется. Он – хозяин собственной конторы с очаровательной секретаршей, деловым умным напарником и кучей долгов по счетам, поскольку заработок хоть и бывает, но редко и скудный. Обманутые мужья и жены – вот основные клиенты, но иногда в ворохе рутины всплывают жемчужины. А еще у Розовски есть настоящая еврейская мамочка, которая живет с ним, но постоянно гостит у родственников, при этом не забывает звонить ему по десять раз на дню по любому поводу и мечтает женить его в скором времени.
И вот на фоне всего этого разворачивается история убийства крупного израильского бизнесмена, ниточки которого уходят в Россию 90-х годов.
Книга состоит из 3 частей и, по сути, представляет историю в истории. В обрамлении расследования убийства бизнесмена перед нами разворачивается новая история, пропитанная еврейским мистицизмом. Эта история разворачивается как в нашем времени, так и в средневековом Израиле. И перед нами уже история еврейских каббалистов и древних проклятий. В современном Израиле оживают вдруг призраки прошлого, и непонятно уже что читаешь детектив или мистический роман. Но эта история не чужеродный организм в книге, а ключик к основной истории.
И все это пропитано мягким еврейским юмором, благодаря которому то и дело улыбаешься.
«Смерть в Кесарии» — это не просто детектив, а замечательная психологическая книга о человеческих судьбах и характерах, написанная столь вкусно, что после того как перелистываешь последнюю страницу, хочется добавки, новой истории.
Даниэль Клугер «Летающая В Тёмных Покоях, Приходящая В Ночи»
sergej210477, 11 марта 2017 г. 00:56
Приступая к чтению романа, я предполагал, что Д. Клугер просто переработал «Вечера на хуторе близ Диканьки», т.е. создал своеобразный «фанфик». Но очень высоко ценя произведения Н. Гоголя, я не смог пройти мимо «Летающей в тёмных покоях...» Хотелось почитать народного фольклора, страшных сказок, чего-нибудь колоритного, экзотического.
А автор меня не разочаровал. Есть, конечно, в нескольких рассказах (всего их десять) перепевки со страшными историями Гоголя. Но остальные произведения — готическая мистика, или хоррор. Демоны, раввины, заклинания и молитвы — множество еврейских преданий, сказаний, все это и создаёт оригинальный, неповторимый колорит романа. Только, у Н. Гоголя — украинский, а здесь еврейский.
Ну и великолепно выписанные герои — живые люди, со своими недостатками, предрассудками, суевериями и слабостями. Они живые, не схематичные. И бороться им приходится с различными демонами.
Чего мне не хватило, так это ярких сцен борьбы. Чудовищные порождения ночи как-то очень легко изгоняются молитвами раввинов. Кровавых и драматических поединков, присущих хоррор-романам здесь нет.
Но роман яркий, захватывающий. Для любителей мистики, фольклорного хоррора и своеобразной экзотики еврейских местечек — отличная книга.
Даниэль Клугер «Велвл Байер и его синагога»
sergej210477, 10 марта 2017 г. 19:37
Вольная интерпретация гоголевского «Портрета». И сюжет и стиль рассказов схожи.
Довольно сложная, и, наверное, одна из самых сильных историй романа «Летающая в Тёмных Покоях». Это не просто страшные сказки еврейского фольклора. Здесь раскрывается внутренний мир главного героя, с его переживаниями, сомнениями и расскаянием. Покинув еврейское местечко, уехав в столицу и став художником, Велвл Байер стал Виктором Байером, но своих корней он не смог позабыть. И теперь терзается сомнениями — остаться ли на родине, или вернуться к столичной жизни.
Ну и ко всему этому, автор вплёл мистическую историю с зеркалом, способном поглощать человеческие души. Да, здесь очень много подражания Н. Гоголю, но получилось все достаточно самобытно и интересно. Психологически достаточно сложная и красивая история.
Даниэль Клугер «Тайна старой усадьбы»
sergej210477, 10 марта 2017 г. 16:37
Этот рассказ опять перекликается со страшными историями Н. Гоголя. Очень яркое и колоритное произведение.
Один моэль попал на праздник к нечисти. Да, его и накормили досыта, и заплатили деньги за его работу, ещё ему кой-чего «обломилось». Но как и в рассказах Гоголя, от нечистой силы ничего хорошего не жди.
Отличный юмор, еврейский фольклор. Тут нет мрачный готики, как в других историях из романа «Летающая в Тёмных Покоях». Здесь весёлая, красочная и образная сказка, хотя и закончившеяся трагедией. Но жадного моэля постигает заслуженная кара, поэтому заканчивается история справедливо и логично.
Даниэль Клугер «Осквернитель снов»
sergej210477, 10 марта 2017 г. 14:45
Очередной рассказ о демонах из еврейского фольклора. В этот раз — создание Тьмы принимает образ кота.
Герой — Хаим, пытается противостоять демону, убивающему людей во сне.
Рассказ написан в готическом стиле, мрачно, достаточно страшно, атмосферно. Если первые произведения из романа «Летающая в Тёмных покоях», были написаны в подражание Гоголю, и в них присутствовал некий яркий деревенский колорит, то тут сплошная мрачная готика. Тягучая, страшная и тёмная реальность.
Но, герой, как всегда, находится на высоте. Что мне не нравится в этих рассказах, так это то, что ужасные демоны столь легко бывают побеждены героем. Мне не хватило жестоких и кровавых схваток с нечистью.
Даниэль Клугер «Летающая в тёмных покоях»
sergej210477, 10 марта 2017 г. 11:31
Рассказ про проклятый дом. Тема довольно шаблонная, но , обычно, пользуеющаяся успехом у писателей, работающих в жанре хоррора.
Что мне понравилось, так это главный герой. Не супермен, убивающий демонов направо и налево. Автор создал оригинальный и колоритный персонаж. Бедный и болезненный молодой еврейский учитель. Тем не менее, он не раздумывая, без страха и сомнений вступает в борьбу с демоном. Его волнует судьба родного городка, поэтому он смело противостоит нечисти, хотя и мог бы отстраниться. Получился очень живой и реальный герой.
Достаточно сложный сюжетно и атмосферный готический рассказ.
Даниэль Клугер «Неприкаянная душа»
sergej210477, 9 марта 2017 г. 21:01
«Изгоняющий дьявола» с еврейским колоритом. Диббук, вселяющийся в жену портного, после проведения раввином ритуала, завладевшего телом самого героя. Плюс исторические вставки, знакомящие читателя с еврейскими погромами.
Отличная история. Проклятие, Гайдамаке, заброшенное кладбище, неупокоенная душа грешника — все переплелось в этом рассказе и логично уложилось в целостный сюжет. Мрачно, атмосферно. Еврейский фольклор смешан с хоррором и готикой.
sergej210477, 9 марта 2017 г. 19:30
Вот тут уже от Гоголя ничего нет. Это готический хоррор-рассказ. И оригинален он тем, что основан на еврейской мифологии, или демонологии.
Некий демон пытается погубить семью раввина.
Достаточно страшно, атмосферно. Немного мне не хватило финального поединка с демоном. Уж как-то очень легко была побеждена эта тварь.