Все отзывы на произведения Ольги Харитоновой
Отзывы (всего: 3 шт.)
Рейтинг отзыва
Ольга Харитонова «Чужая сторона»
Ny, в 07:52
Дебютный сборник Ольги Харитоновой представляет молодёжную литературу современного типа — фантастика здесь больше служит для антуража, исторические факты подаются в гротескной форме, а человеческие отношения нередко переданы через конфликт абстракций. Персонажи, озадачив читателя, запросто могут ввернуть непонятное сленговое словечко. Во главе угла — впечатления, отношение к событиям и себе.
К манере автора нужно привыкнуть. Поначалу всё кажется слишком холодным и скупым. Но после нескольких рассказов становится понятно, что герои смотрят на мир через особую преломляющую призму, сквозь линзу собственных ощущений и образов. В большинстве случаев линза эта сформирована сдвигами в сознании персонажа — следствиями травмы или болезни, горя или страха. А то и обычной бытовой потерянности. Диалоги тут обрывочны, кратки, сцены несколько разобщены, информация строго дозирована — всё отдано на откуп чувствам, впечатлениям, ракурсам.
Порой автор, делая шаг к сюрреализму, доходит до таких сложных описаний, что я не могу уловить перехода и точной связи:
«В овальной ванне под рябиной серая снеговая собака купалась — вытянутый ноздреватый ком плавал в прозрачной воде ни туда, ни сюда, на месте. Под сугробом, на дне, лежали коричневые гнилые ягоды.»
Или делается абсурдистский пробой во времени:
«Женщин в АЛЖИРе сидело много. Матери, жёны, сёстры, родственницы арестованных маршалов, генералов, наркомов, учёных, айтишников, писателей, врачей, инженеров, агрономов, раскулаченных...»
Могу только поразиться фантазии автора! Неужели в глазах нынешнего поколения писателей товарищ Сталин был столько всемогущ и грозен, что ухитрялся в 38 году сажать в лагеря айтишников из пока ещё не наступившего будущего?
Реальность здесь дополнена объяснимыми, но непривычными вещами. Фантастические элементы лишь разворачивают сюжет в нужную сторону, в перипетиях задействованы слабо. Я бы отнёс прозу Харитоновой к магическому реализму и литературе фантазии чувств, но не фантастике как таковой.
Что касается состава сборника, то я бы выделил следующие рассказы. Конечно, в первую очередь это «Автонизм» — при классическом ходе сюжета (почти в авантюрно-непредсказуемом стиле Роберта Шекли) и скуповатом освещении непростых взаимоотношений героев (намекающим на трагедию), финал всё-таки оказывается оптимистичным. Затем, наверное, «Мочёная рябина» — за трудную, но интересную развёртку состояния человека. И «Слоны» — за детское восприятие затянувшегося самообмана при сломе привычного мира.
Остаётся только ждать новых работ автора и гадать, чем ещё сможет удивить Ольга Харитонова.
RIVER TEN, 17 февраля 2024 г. 23:39
Помню этот рассказ, читала его на конкурсе Новая фантастика, судила. Весьма хорош для любителя, но для профессионала, особенно, для того, кто преподаёт, как надо писать... Очень удивлена была, узнав, что у автора такой бэкграунд имелся до этого рассказа. Рассказ, вроде, даже в финал не вышел. Сам рассказ оцениваю на семёрку.
Manowar76, 10 мая 2023 г. 09:43
Люди буквально могут превращаться в автомобили и поступают на работу не водителями, а машинами. Фантастическое допущений той степени абсурдности, что сразу становится ясно — перед нами социальная фантастика и сейчас, скорей всего, будут метафорически бичевать пороки.
Стрёмному участковому Ефиму достается однорукий Максим-«Макларен». Ефим любит пиво, нарушает инструкцию по использованию людей-машин, мечтает о гонках.
Ещё один рассказ о странной дисфункциональной дружбе.
Автор имеет, похоже, чисто умозрительное представление о мужской дружбе.
5(СРЕДНЕ)