Все отзывы на произведения Пола Тремблея (Paul Tremblay)
Отзывы (всего: 7 шт.)
Рейтинг отзыва
Пол Тремблей «Голова, полная призраков»
Moloh-Vasilisk, 12 сентября 2024 г. 11:24
Демоны Барретов в объективе
12.09.2024. Голова, полная призраков. Пол Дж. Тремблей. 2015 год.
В сумраке воспоминаний Мередит Барретт приоткрывает завесу прошлого, рассказывая о зловещих событиях, охвативших ее семью пятнадцать лет назад. В центре этой мрачной истории — ее сестра Марджори, чей разум стал полем битвы между реальностью и чем-то потусторонним. Семья Барреттов, балансируя на грани финансовой пропасти, решается на отчаянный шаг — впустить камеры реалити-шоу в свой дом, ставший обителью необъяснимого. Пока отец ищет спасения в объятиях веры, а мать цепляется за осколки рациональности, юная Мерри становится безмолвным свидетелем того, как тьма медленно поглощает их жизни.
«Голова полная призраков» — представитель современного хоррора, балансирующий на гране между мистическим хоррором, психологическим триллером и семейной драмой. Автор в своем романе рассказывает читателю историю от лица Мередит Барретт, которая воссоздаёт события пятнадцатилетней давности, когда ее старшая сестра Марджори начала проявлять признаки психического расстройства или, возможно, одержимости. В отличие от классических историй об экзорцизме, таких как «Изгоняющий дьявола», Тремблей оставляет читателя в постоянном сомнении относительно природы происходящего. Автор использует сложную структуру, сочетая воспоминания взрослой Мередит, блог-посты и фрагменты из вымышленного документального фильма. Это создает многомерную картину событий и позволяет рассмотреть историю с разных точек зрения.
Тремблей затрагивает проблему эксплуатации личных трагедий в СМИ, а также вуайеристическую природу современного общества, помешанного на разных реалити-шоу. Через вымышленное телешоу «Одержимость», которое снимается в доме Барреттов, автор обнажает циничную сторону медиаиндустрии, готовой превратить семейную трагедию в развлекательный контент. Роман поднимает этические вопросы о границах приватности и общественного интереса. Барретты, находясь в отчаянном финансовом положении, соглашаются на участие в шоу, фактически продавая свою личную жизнь и страдания дочери ради денег.
Роман Тремблея пестрит отсылками к современной медиакультуре, особенно к многогранному жанру ужасов. Автор с иронией признает использование жанровых клише, однако это не спасает произведение от отсутствия по-настоящему оригинальных элементов. Семейная драма, которая должна была стать эмоциональным стержнем повествования, оказывается недостаточно убедительной. Сложные нюансы взаимоотношений Барреттов и их финансовые затруднения теряются в лабиринте чрезмерно детализированных описаний окружающего мира. Такая скрупулезность в изображении мелочей, вместо того чтобы погрузить в атмосферу, замедляет ритм повествования, вызывая у читателя ощущение тягучести и, порой, откровенной скуки. Линию повествования романа дополнительно утяжеляют язвительные интерлюдии взрослой Мередит. Эти вставки, призванные добавить глубины и перспективы, на деле лишь прерывают и без того неспешное течение основного сюжета. Однако стоит отдать должное автору: финал произведения несколько реабилитирует общее впечатление. Заключительные страницы наконец-то пробуждают тот интерес, которого так не хватало на протяжении большей части книги.
Фокус на восприятии юной Мерри, хотя и создает уникальную перспективу, оставляет других персонажей несколько плоскими. Их проблемы и переживания мы видим через призму детского взгляда, что не всегда позволяет раскрыть глубину их характеров. Кроме того, воспоминания восьмилетней Мерри порой кажутся неправдоподобно детальными, а ее суждения — слишком зрелыми для ребенка.
В целом, амбициозное произведение с актуальными темами, которое тонет в проблемах с темпом повествования и глубиной характеров, оставляя после себя смешанное впечатление. 5 из 10.
Пол Тремблей «Голова, полная призраков»
igrogi, 19 июня 2022 г. 16:36
Не знаю для кого писалась эта книга (возможно, автор писал сам для себя). Те, кто рассчитывает прочитать ужастик или мистический триллер не найдут здесь ничего нового и страшного. Уж лучше перепрочесть Уильяма Блэтти. Те, кто рассчитывает получить крепкую драму с социальным подтекстом опять же не получат ее — а только уныло малосодержательное повествование. Книга короткая, но я вымучивал каждую страницу, а все потому что автор просто наслаждается описаниями дома, комнат и действий персонажей. И Тремблей далеко не Стивен Кинг, который может лить воду и это будет интересно читать (даже у Кинга это не всегда получается). К примеру, младшая сестра вечером заглядывает в комнату своей старшей сестры — это можно описать одним предложением, но автор, он ведь Автор, а потому будет описывать коридор, дверь, ручку двери, какой рукой эта дверь была открыта, как открылась дверь, что первое увидела девочка в комнате, какой формы и цвета ковер на полу, горит или не горит свет, а если и горит, то каков его источник, включен или не включен телевизор, включен или не включен компьютер, во что была одета старшая сестра, цвет одежды, в какой позе она лежит, бла-бла-бла... И такое везде. Спустя половину прочитанной книги, я уже начал читать ее по диагонали, а все потому что автор топчется на месте, а там, где по задумке должно быть интересно — нет ничего, кроме клише и тоны ненужных описаний. Не люблю бросать книги, но я был готов это сделать. Но, я ее дочитал, а все потому что в каком-то из комментариев был упомянут неожиданный финал. Финал оказался неплохим, но он не вытянул весь роман, разве что накинул один (скорее даже половину) балл. И даже в конце, вместо того чтобы завертеть концовку и оставить хоть какие-то положительные эмоции, решил опять подлить водицы. К примеру: зачем было упоминать репетитора главной героини, его имя, как он выглядел, его кривые зубы и говор, он ведь не главный (и даже не второстепенный, и даже не десятистепенный) герой, а просто упоминается при разговоре. Нет, блин, давайте и ему уделим пару-тройку страниц. И таких моментов в книге слишком много.
После таких книг начинаешь ненавидеть все книги и радоваться тому факту, что бог уберег тебя от приобретения сего творения в бумажном варианте.
Пол Тремблей «Голова, полная призраков»
felixkriventzov, 16 января 2022 г. 13:04
Как крутой «Клан» Берка выпотрошил шаблон типичной «Техасской резни», так и «Голова» виртуозно препарирует в последнее время забившие эфир хорроры об экзорцизме. За текстом чувствуется человек, который не просто посмотрел и повторил все культовые ленты, но и обдумал их психологический и социальный контекст. И именно это помогло ему выстроить собственный сюжет, уже с приставкой «мета-«.
Книга идет чуть дальше «сломанного клише»: она задает вопросы, предлагает крайне внимательно следить за ходом мысли ненадежной рассказчицы и очень стремительно разгоняет саспенс. Кстати, даже дядя Стив, чья цитата вынесена на обложку, не соврал — концовка пробирает до мурашек. Возможно, это самый жуткий финал, который я читал с того момента, как закончил «Падших мальчиков» Драйза. Как можно догадаться, очень рекомендую и буду читать еще Тремблея.
Пол Тремблей «Голова, полная призраков»
teamat_7, 7 декабря 2021 г. 16:36
Прочитал я сие творение, и решил написать кое-какие мысли по этому поводу, а мысли у меня располагают к критике.
Честно, создалось впечатление, что автор сам не знал в каком жанре написать, а может и знал, но вышло тем не менее крайне странно, как мне кажется. Это не мистический триллер, не социалка, и тем более не хоррор, а нечто другое. Что бы он не задумывал — получилось все очень предсказуемо, пресно и скучно.
Повествование ведется от лица главной героине, которая будучи уже достаточно в зрелом возрасте, рассказывает свою трагическую историю семьи некой писательнице. Так вот ужасов которые происходят с ее старшей сестрой, там «кот наплакал», зато много времени уделяется взаимоотношениям внутри семьи, как все рушится и всему виной конечно родители. Хотя нет, не так, почему родители? всему виной — отец и не только в данной ячейки общества, но и во всем мире, во всех семьях, как нам потом рассказывают (тут видимо автор решил отыграть, что-нибудь по повестке) Много времени уделяется телесъемки в доме, так как семья решила все свои беды вынести на всеобщее обозрение и снять свою больную-одержимую дочь в известном телешоу — по причине отсутствия денег. Тут автор начинает описывать приготовление съемочной группы — как они ходят туда-сюда по дому , вверх-вниз по лестнице, вешают камеры, разговаривают, едят, пьют и т.д. Основной сюжет стоит на месте, а что там с девочкой, как она сходит с ума, насколько ей плохо? да какая разница, у нас тут дела поважнее! Вот так, продираясь через дебри пустословия, ругани матери с отцом, суету телевизионщиков, игры в футбол нашей маленькой ГГ, мы подходим к конечной цели — экзорцизму, но тут к сожалению тоже мимо. Происходит это странице три, и все мы это уже видели и читали в классических фильмах и книгах (возможно такая задумка, если учесть концовку, но от этого интерес чтения не повышается). Далее идет заключительная часть и тут все опять плохо — автор решил излить на страницы некий «блог», который не дает ничего нового, а передает все то, что мы читали только несколько с другого взгляда. Наконец финал. Финал признаться несколько удивил. Я ожидал немного другого, но это никак не спасает книгу от всей серости и скукоты.
Приступая к чтению мне казалась, что роман может быть похож на «Изгнание дьявола из моей лучшей подруги» Может и есть нечто общее, но только Изгнание в разы лучше. В сухом итоге: посоветовать я эту книгу никому не могу. Можно прочесть в ускоренном режиме, дабы не тратить время. Читаем первую часть и конец третьей. Все.
Пол Тремблей «Голова, полная призраков»
GENZOLE, 15 ноября 2021 г. 09:57
Пол Тремблей «Голова, полная призраков».
«В чём заключается правда, Мери?»
Пол Тремблей довольно популярный на Западе автор хоррор-книг, и после прочтения «ГПП» этому не удивляешься. С первых страниц ясно, что автор разбирается в жанре и пихает нам в лицо столько отсылок к популярным работам в жанре (фильмам, режиссёрам, авторам), что становится не по себе. Первое впечатление, что Пол решил похвастаться тем, как много всего он читал и/или смотрел, но, по ходу сюжета, он очень умело заигрывает со всем этим нагромождением хоррор-работ, строя на них свой юмор и деконструируя, как сами эти работы, так и свою историю. (Отдельное спасибо переводчику за сноски с объяснениями некоторых шуток связанных с игрой слов в оригинале, которые так же отсылают нас к культовым работам в жанре).
С сюжетом всё гораздо проще, точнее с его завязкой. Пол взял за основу довольно банальную историю одержимости девушки из захолустья (мы не раз могли видеть подобное в таких фильмах как: «Последнее изгнание дьявола», «6 демонов Эмили Роуз», «Темная вода: Изгнание нечистой», «Реквием» и т.д.) и так же, как в знаменитой работе Скотта Дерриксона, рассказывает ее нам от лица свидетелей этих событий. В данном случае от лица восьмилетней Мери, чья четырнадцати летняя сестра Марджори была одержима демоном. Сейчас ей 24 и события описанные в книге она помнит лишь обрывками того, что сама успела увидеть, что-то ей рассказали взрослые, что-то она смогла посмотреть только в шоу «одержимая» о их семье спустя долгие годы. И тут можно провести ещё одну параллель с «6ДЭР», мы до самого финала не можем понять действительно ли Марджори была одержимой. И финал Вас действительно удивит, хоть и останется открытым, и интерпретировать его будет каждый по-своему. И именно благодаря этому финалу, а так же благодаря работе автора с другими классическими произведениями на данную тему, Полу удаётся создать своё, выделяющееся на их фоне , полотно.
Герои же у автора получились действительно живыми, отчего легко поверить в то, что историю нам рассказывает восьмилетний ребенок, которому позволено знать далеко не все подробности, а в семье всё идёт к полному краху. Всего у нас 4 главных героя: сама 8ми летняя Мери, её одержимая (или просто болеющая?) сестра Марджори, и их родители — Папа Джон и Мама Сара. Мери предстает перед нами любопытным и доверчивым ребенком, который мало чего понимает и в полной мере осознает, а просто хочет, чтоб всё стало, как прежде и они снова были дружной семьей, а любимая сестра снова проводила с ней время и рассказывала интересные истории. Марджори же до самого финала остается загадкой данного романа.
В итоге, хотелось бы посоветовать данный роман всем любителям историй об одержимости. Он сможет Вас удивить, вытянет из Вас улыбку ностальгии по старым культовым фильмам ужасов, Вы будете сопереживать героям, и в конце роман заставит вас подумать о том «а что же происходило на самом деле?». К тому же «Голова, Полная призраков» написана очень лёгким языком, и если вы хотите просто расслабиться пару вечеров в компании неплохой мистической истории — она станет отличным выбором. P.S. (Но, не ждите от книги леденящего кровь хоррора, как нам обещает Стивен Кинг на обложке, книга не об этом.)
7/10.
Пол Тремблей «Голова, полная призраков»
majj-s, 2 июня 2021 г. 11:17
Паранормальные явления
«Жить в твоей голове
И убить тебя неосознанно, нечаянно.»
Страшная книга, порой до жути, с мощным саспенсом — подспудным все время, пока читаешь, но в некоторые моменты острым до мурашков по спине. Еще это чувство неопределенности, когда не знаешь — не понимаешь, что в действительности происходит. Не можешь определиться, что перед тобой: очередной Дэмьен, очередная постановочная «Битва экстрасенсов» или психиатрическая хроника.
Мечешься между возможными вариантами объяснений происходящего, а твердое основание, тем временем, уплывает из-под ног. Где ты находишься, в истории об острой шизофрении? Или речь о предельно циничном, безжалостном к себе и близким стриме, цель которого деньги и популярность? А может в самом деле одержимость дьяволом?
О «Голове, полной призраков» говорят, как об одной из самых ожидаемых переводных новинок года и Стивен Кинг в свое время (а вышла книга ровно шесть лет назад, второго июня две тыщи пятнадцатого) сказал, что она его напугала. И Нора Кей Джемисин,, автор лауреата главных фантастических премий, трилогии «Разбитые земли» (которую в России, кажется, прочитала я одна), так вот — Джемисин тоже очень хвалила роман своего друга.
Кто он, Пол Тремблэ? Преподает математику в средней школе в Массачусетсе, автор восьми романов в жанре хоррор, пятый из которых, как раз «HFG» выстрелил, взял премию Брэма Стокера, права на экранизацию куплены Робертом Дауни мл. Три книги, написанные следом: «Исчезновение на Дьяволовом камне» (Disappearance at Devil's Rock), «Хижина на краю света» (The Cabin at the End of the World), «Песнь выжившего» (Survivor Song) номинировались на всевозможные литературные премии и права на экранизацию приобретались в рукописи.
Теперь о романе. История семьи Барретов, из Массачусетса разворачивается за пятнадцать лет до описываемых событий. Простая арифметика: минус шесть лет от дня сегодняшнего до выхода романа, и еще минус пятнадцать, получаем год миллениума — самое то время, когда мир помешался на всевозможных реалити-шоу. Это важная деталь, которую стоит запомнить. Сегодня нам неинтересно, но тогда буквально все смотрели, обсуждали, имели своих любимцев.
Итак, обычная семья: мама, папа, две дочери, старшей Марджери четырнадцать, младшей Мэрион (Мэрри ее будут звать) восемь. Нормально живут, но папа потерял работу и не рвется искать новую, вместо этого, найдя себя в религии. Все заботы по обеспечению семьи легли на плечи мамы. Сара надеется, что это временно, но что-то не похоже.
Но еще хуже другое, с Марджери уже некоторое время что-то творится, она ведет себя странно, чтобы не сказать пугающе. Истории, которые привычно рассказывает младшей сестренке, из безобидных и веселых превращаются в ужастики, всегда с участием некоей семьи, очень напоминающей их собственную. Дальше — больше, она начинает творить жуткие непристойные вещи, визиты к мозгоправу не приносят существенных результатов, но влетают в копеечку — страховкой это не покрывается. А финансовое положение семьи, меж тем, постепенно ухудшается, платить по закладным все труднее и дело к тому, что они могут потерять свой дом.
Отец, меж тем, все глубже погружается в религиозные завихрения, уже и металлическое распятие у себя в подвале сооружает. А священник его церкви, так прямо уверен, что девочка одержима дьяволом и необходим обряд экзорцизма. Для освещения которого предлагает привлечь телевизионщиков, у него и выход на них есть. Все должно сложиться как нельзя лучше: избавленная от одержимости Марджери выздоровеет, авторитет церкви возрастет и она получит новых прихожан, а материальные сложности сметет финансовым вливанием за права на съемку.
Дальнейшая жизнь Барретов будет весьма насыщенной, а мы, которые наблюдаем за ней с пятнадцатилетней дистанции, из серии интервью, которые двадцатитрехлетняя теперь Мэрри дает журналистке Рэйчел, пишущей о тех событиях, мы догадываемся, что ничего хорошего из этой затеи не выйдет.
У романа еще одна фишка, в нем три повествовательных пласта: 1. собственно воспоминания девочки о событиях, которые происходили две трети жизни назад (прием ненадежного рассказчика): 2. сегодняшние разговоры взрослой Мэрри с Рэйчел, из которых можно заключить, что далеко не всем ее воспоминаниям можно безоговорочно доверять; 3. интернет-блог придирчивой дотошной и весьма эрудированной в литературе и кино о всевозможных одержимостях Карен, которая последовательно деконструирует события, опираясь на просмотр реалити-шоу.
О третьей линии стоит рассказать дополнительно. Блог Карен как раз примета дня сегодняшнего. Совершенно в топовых традициях миллениального блогерства: бойкость, искушенность, веселый цинизм, высокомерное ниспровержение авторитетов, удачно воспринятый стиль журналистского расследования в сочетании с глубокой эрудицией. В нем все, что вы хотели узнать об одержимости и экзорцизме, но стеснялись спросить. Вместе с тем, эти тексты окрашены глубоко личностными переживаниями, что не без оснований заставляет подозревать в авторе участницу тех давних событий.
Что же все-таки произошло тогда, пятнадцать лет назад? Книга сложнее и глубже большинства образцов жанровой литературы, поднимает многие серьезные вопросы, связанные с семейными отношениями, с религиозностью, с внезапно обрушившимся на нас отсутствием приватности в частной жизни. Несомненно перекликается со многими культовыми произведениями, от «Изгоняющего дьявола» и «Ребенка Розмари» до «Керри». Но самая глубокая связь с романами Ширли Джексон, в особенности «Мы всегда жили в замке» Ждем русского перевода.
Пол Тремблей «The Cabin at the End of the World»
Сноу, 13 мая 2019 г. 11:02
The Cabin at the End of the World Пола Тремблэя — ну это вообще песня. Просто ахтунг. Два, простите, педика и их приемная дочь китайского происхождения (с экс-заячьей губой) отбиваются от четырех слегка упоротых граждан, решивших (впрочем, не просто так) что Конец Света близок, и что остановить его могут только эти трое — путем жертвенного самовыпила одного из. Полкниги упоротые уговаривают гомосеков уже определиться, наконец, а после еще полкниги гомосеки уговаривают уже друг друга (дочку к этому времени «голубки» уже случайно убили из шотгана). То ли плакать, то ли смеяться. 2/5
Мерзкая отрыжка современной культуры. После двух с половиной прочитанных романов Тремблэя (Head Full of Ghosts, Disappearance at Devil's Rock) решил для себя, что автор к хоррору имеет довольно опосредованное отношение. Атрибуты есть, но под ними «остросоциальные» темы, драмы, а в случае с «Хижиной на краю света» и вовсе упоротые драмеди. :-)))