Эмил Манов (болг. — Емил Радославов Манов) — прозаик, публицист.
Окончил юридический факультет Софийского университета. Активный участник антифашистского движения, за что был судим и приговорен к пожизненному заключению.
Свободу получил в 1944 году, со вступлением в Европу Красной Армии, сразу ушёл на фронт.
После социалистической революции 9 сентября 1944 году вступил в Болгарскую народную армию; затем работал заместителем главного редактора издательства «Български писател», главным редактором журнала «Родна реч», занимал посты заместителя председателя Комитета по культуре, секретаря и заместителя председателя Союза болгарских писателей.
Первая публикация Эмила Манова относится к ученическим годам его жизни (стихотворения «Повеяло весной» и «Идеал», 1935), впоследствии он плодотворно работал в жанрах прозы, публицистики, драматургии и литературной критики. Писатель активно участвовал в общественно-политических процессах, искал причины расхождения между романтическим представлением коммунистов о будущем и реально формирующейся новой жизнью. Этот поиск сделался смыслом его творчества. Конфликты произведений исходили из столкновения идеала с реальностью, противопоставления различных нравственных систем.
Изображение действительности писателем не носило всеобъемлющий характер, автор сосредотачивался на внутренних переживаниях героев, проблемах их личной жизни (повесть «Неправдоподобная история», 1957; роман «Бегство Галатеи», 1963). Дальнейшее развитие эти тенденции получили в сборниках его рассказов «Ваня и статуэтка» (1967), романах «Моето първо лято» (1967), «Сын директора» (1973), а также в публиковавшихся на страницах печати эссе, статьях и литературных дискуссиях, многие из которых он инициировал сам, например, обсуждение повести «Неправдоподобная история» в 1957 году, определение нового литературного героя в 1966 году. Как отметила критика постперестроечного периода, произведения Эмила Манова стали первыми опытами национальной литературы в противостоянии догматам тоталитарной системы, в отстаивании права художника изображать жизнь в соответствии с собственными представлениями.
Фантастическое в творчестве:
В 1960-е года, подобно многим другим писателям-реалистам, обратился к жанру научной фантастики. Фантастическое творчество Манова хоть и неравноценно, но оставило заметный след в истории фантастики. Самое значительное произведение писателя в этой области — сатирическая антиутопия «Путешествие в Уибробию» (1975), оригинальное продолжение «Путешествий Гулливера» Свифта. Герои романа — наши современники — попадают на дрейфующий континент, населенный расой уибробов, эдаким гибридом свифтовских лапутян, лилипутов, бробдингнегов и гуигнгнмов. В сатире Манова явно прослеживаются аллюзии с социализмом — в Уибробии реализована «распределительная утопия», а уибробы живут под тиранией трех вице-губернаторов с Лапуты, но противятся ей.
К сатирической и философской НФ относятся блестящие новеллы «Писмо от космоса» (1965), «Приключение» (1966), «Трогателна екзекуция» (1967), «Остров Утопия» (1978). В то же время попытка перенести «соцреалистическую эстетику» в космические глубины, предпринятая в романе «Галактическая баллада» (1971), явно повредила фантастическому сюжету. Фантастические новеллы Манова составили содержание сборника «Галактическа буфонада» (1978).