Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Роберта Льюиса Стивенсона (Robert Louis Stevenson)

Отзывы (всего: 361 шт.)

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Приключения извозчичьей пролетки»

URRRiy, в 01:45

Действительно, впечатление, что часть материалов сюжета крысы погрызли, поскольку им в этом рассказе удаляется больше места, чем тому самому источнику зла по кличке Председатель. Соответственно, и вопрос: «Who is mister P...?» как и положено, остаётся нераскрытым. Заставка неплохая, абстрактный метод отбора помощников для дела чести, которые заинтересованному лицу известны заранее, долгое описание каких то зловещих приготовлений и «в общем, гад повержен».

Так дела не делаются, или же это такой тонкий английский юмор автора.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Повесть об английском докторе и дорожном сундуке»

URRRiy, в 00:53

Прямое продолжение первой истории Клуба самоубийц. Фантасмагория с неопытным юным американцем и опытными французскими мадамами, дополненная подозрительным эскулапом на покое и мрачным путешествием сундука с покойником. В общем, полет фантазии автора, как всегда, вызывает уважение, а относительно реализма подобных приколов с обломами комментарии излишни.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Повесть о молодом человеке с пирожными»

URRRiy, вчера в 23:15

Классика психологического триллера, к сожалению за исключением финала. И интрига, и риски для персонажей, и вполне адекватное описание состояния человека, ожидающего скорую смерть — все сделано на совесть. Ассоциации у Бойцовского клуба Паланика, в части сообщества смертельно больных с развитием темы явно выросли и из этого произведения.

А вот финал безусловно слишком быстрый и обрезанный, тот самый бог из машины с неисчерпаемыми возможностями принца богемского. Идейно не раскрыта суть гражданина Председателя, почему он дошел до жизни такой и как решился посягнуть на святость своей бессмертной души.

В общем, рассказ — классический, безусловно интересный, но с чересчур упрощённой развязкой.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»

Darth_Veter, 30 декабря 2024 г. 00:02

Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать утверждение, что «Остров сокровищ, или Мятеж на Испаньоле» — самое лучшее литературное произведение на приключенческую тематику. Достаточно просто посмотреть на количество изданий этого романа (см. выше), а также на число его экранизаций — только в СССР было 4 разных варианта! Пожалуй, ни одному другому иностранному произведению у нас не уделяли столько внимания. В чем же причина такой всенародной любви к творению Роберта Луиса Стивенсона?

Во-первых, это весьма оригинальный сюжет, не повторяющийся ни в одном другом произведении. Волею случая молодой паренек Джим Хоукинс становится участником плавания на шхуне Hispaniola к далекому острову, на котором знаменитый пират Флинт закопал все свои сокровища. Путешествие будет очень увлекательным и опасным одновременно, ибо капитан корабля по ошибке наберет в команду самых настоящих пиратов во главе с Джоном Сильвером. Попав на заветный остров, те поднимут бунт на корабле, вынудив часть команды тайно перебраться на сушу. С этого момента начнутся те самые приключения главного героя, что спасут «хороших парней» из экипажа шхуны, а роману (как и его автору) принесут неувядающую славу. Достоинство произведения состоит в том, что скучать читателю не придется: действия весьма динамичны, изобилуют неожиданными поворотами и практически не содержат никаких «сюжетных роялей».

Во-вторых, образ главного героя выписан настолько живо и убедительно, что не возникает никаких сомнений в его правдивости. Читатель легко верит в то, что несмышленый паренек сразу же определяет самую главную ценность, лежащую в сундучке Билли Боунса, и забирает ее с собой, проигнорировав находящиеся рядом деньги и золото. Не покажется читающему странным, что взрослые охотники за сокровищами согласятся включить парнишку в состав своей собственной экспедиции, фактически оторвав его от оставшейся в одиночестве матери. Да и подвиги Джима на острове будут приняты без каких-либо возражений: случайная встреча с Беном Ганном, который в одиночку откопал все сокровища, кража шхуны из-под самого носа пиратов и даже «джентельменское соглашение» с Джоном Сильвером, положившее конец мятежу команды корабля. Всё кажется вполне логичным в своей последовательности — когда еще взрослеть такому пареньку, как не в самом настоящем мужском деле? После его возращения в Англию уже никто не сможет сказать, что Джим в этом путешествии на край света ничему стоящему не научился! Мало кто знает, что доверие читателя получается благодаря простому, но эффективному приему — повествование в романе ведется «от первого лица». Как ни странно, но это всегда подкупает.

В-третьих, в произведении очень много информации об устройстве корабля и основах морской навигации — достаточно только прочитать многочисленные сноски и комментарии. Настоящее руководство по мореходству они, конечно же, не заменят, но помогут разобраться в самых основных вещах (в первую очередь — в терминологии).

Ну и, наконец, в-четвертых. Это сам дух произведения, наполненный романтизмом, жаждой приключений, чувством долга и товарищества, верой в справедливость и счастливый финал. Дойдя до последней страницы, долго сидишь в своеобразном полусне/полуяви, заново переживая все нюансы прочитанного романа и мечтая о подобном приключении. Сам неоднократно ловил себя на том, что все перипетии рассказанной Стивенсоном истории практически не выветриваются из головы даже спустя добрый десяток лет! А всё потому, что они совпадают с твоими собственными идеалами и устремлениями. Это как вояж в собственное детство, которое часто называют «золотым временем жизни», ибо мысли о нем всегда светлые и ностальгически-желанные. Разве можно подобное забыть??

В завершение — об экранизации. Не стоит даже говорить, что роман практически рожден для киноадаптации — словно его автор писал не литературное произведение, а самый натуральный киносценарий. Думаю, у режиссеров не было больших проблем со съемками: все сцены просты и не требуют каких-то мудреных спецэффектов. Единственное, что нужно было сделать, так это подобрать красивые и запоминающиеся планы. А также талантливых актеров, способных убедить самого недоверчивого зрителя. В тех трех киноверсиях, что я сам лично посмотрел (1971, 1982 и 1988 годов), всего этого хватало в избытке. Фильмы Фридмана и Воробьёва были вполне серьезны и по разному романтичны (достаточно послушать звучавшие в них песни), а мульт-версия «Киевнаучфильма», наоборот, поразила своей шутливой несерьезностью и задорными «пиратскими» песенками. Если желаете получить от произведения полный «букет» впечатлений, вам придется ознакомиться со всеми описанными мной версиями. Надеюсь, что они станут для вас такими же любимыми и желанными, как и для меня.

-------------

РЕЗЮМЕ: история о жажде морских приключений и поиске пиратских сокровищ, ставшая к настоящему времени настоящей «живой классикой». Одно из тех произведений, которое обязательно нужно вводить в школьную программу с самого малого возраста.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Чёрная стрела»

Darth_Veter, 23 декабря 2024 г. 00:30

Англия, XV век. В самом разгаре война за королевский престол, известная как битва Алой и Белой роз. Алая роза защищает цвета династии Ланкастеров, а Белая — династии Йорков. Герой романа, молодой Ричард (Дик) Шелтон, живет у своего опекуна Дэниэла Брэкли и вместе с ним готовится к сражению у Кэттли на стороне Ланкастеров. Но неожиданная встреча с главарем шайки лесных мстителей Эллисом Дэкуортом заставляет его поменять как свои пристрастия, так и ближайших друзей. Ибо ему становится известно, какую роль сыграли последние в гибели его собственного отца...

Традиционный английский исторический роман, написанный в типичной манере «военных приключений». Его главные герои молоды, тщеславны и ... глупы. Как и положено, с самого начала они слишком уж доверчивы, что становится причиной большого числа ошибок, но постепенно набираются опыта. Главный герой, Дик, начав с обычного рядового ополченца, к финалу становится рыцарем, что равноценно званию офицера в современной армии. Кроме того, он возвращает отобранные у него земли и женится на весьма богатой наследнице, которую его опекун собирался выдать за другого человека. Но путь к этому благополучию получился весьма нелегким и тернистым: несколько раз герой оказывался на грани жизни и смерти, постоянно меняя своих друзей и сподвижников. Понятно, что за такими «шатаниями» стоит авторский замысел показать нам обе стороны конфликта, чтобы читатель смог почувствовать «дух» того далекого времени, на время ощутив себя одним из участников той войны. Сегодня уже странно непривычно читать подобные произведения, ибо литературный стиль с тех пор сильно изменился, так что роман Стивенсона кажется чрезмерно вычурным и устаревшим.

Во-первых, речи персонажей слишком длинны и витиеваты. Такое впечатление, что они произносят их на театральной сцене, а не в обычном разговоре. Чрезмерная религиозность так же накладывает свой отпечаток: все постоянно клянутся, то небесами, то святой мессой, крестом или Писанием. Во-вторых, поведение всех действующих лиц слишком уж манерное и показное. Даже самый занюханный крестьянин изображает из себя самого настоящего джентельмена: усердно божится, дает слово чести друзьям и врагам, галантно ведет себя с женщинами и просто обожает своего монарха. Все эти светские манеры начинают раздражать уже через несколько десятков страниц — настолько глупыми и наивными они кажутся современному читателю. В-третьих, народные мстители (в данном случае — «зеленые рубашки») слишком уж справедливы, принципиальны и организованы, чтобы противостоять целой армии наймитов сэра Дэниэла. Они настолько прекрасно владеют своим оружием, что способны попасть в монету с расстояния в сотню ярдов. Робину Гуду было бы совсем не стыдно за таких вот воинов! В-четвертых, в подобных произведениях полным-полно разного рода «сюжетных роялей» — иного способа поддерживать интригу в те времена еще не знали. Главгероя не убивают вместе с его отцом, а воспитывают за свой счет, надеясь извлечь выгоду из его наследства. Потом он так же легко сбегает из хорошо охраняемого замка, плана строения которого совсем не знает. Попав к знаменитому негодяю Ричарду Горбатому, герцогу Глостерскому, от которого потом стонала вся страна, он умудряется быстро стать его фаворитом и в первом же бою заслужить звание рыцаря. Многие только могут мечтать о таком сверхскоростном карьерном росте! Кроме того, Дику удается расстроить все планы своего опекуна и вернуть себе полюбившуюся ему девушку, которая также оказывается верна ему. Даже настоящим везунчикам судьба не оказывает столько милостей одновременно! Словом, слишком уж много в романе всяких атавизмов, от которых доверие к произведению стремительно падает почти что до нуля.

Увлекательность сюжета тоже непостоянна и зависит от его положения в общей канве произведения. Первая и вторая главы действительно интересны, ибо содержат в себе приключенческий контент — интригующий поход двух персонажей к замку Мот и полные напряжения приключения внутри него. А вот далее наблюдается стабильный спад интриги, который можно объяснить неважной проработкой автором сюжетной линии. В третьей главе речь идет о странных по методике попытках освобождения возлюбленной Дика. Вершиной этого идиотизма является угон ... морского корабля с последующим неудачным штурмом обычной неукрепленной усадьбы. Значит, убегать из совершенно незнакомого замка мы можем, а вот захватывать простой дом целой армией — не получается! Как же так?? Четвертая глава посвящена еще одной попытке освобождения Джоанны. На этот раз герой переодевается монахом, причем так, что его никто не узнает! Ай да Штирлиц, ай да сукин сын... Ну а последняя, пятая, глава рассказывает нам о том, как Дик сначала стал фаворитом брата короля Эдуарда Четвертого, а потом так же быстро потерял этот статус. Самое главное, сохранив при этом свою голову и невесту! Герцог Глостерский про него, видите ли, забыл... Крестьян повесить не забыл, а про своего «рыцаря на час» и не вспомнил! Чудеса, да и только...

Словом, данное произведение Стивенсона далеко не лучшее из его арсенала. «Остров сокровищ» до сих пор превосходит все остальные сочинения на целую голову. Пока никакой альтернативы ему я не увидел. Две главы еще как-то можно продержаться, а вот до конца дойдет только самый упорный и принципиальный. Я имею в виду, конечно, достаточно взрослого читателя, а не «зеленого» юнца.

-----------

РЕЗЮМЕ: история состоятельного и удачливого сироты Дика Шелтона в антураже гражданской войны Алой и Белой роз. Типичный «камерный» роман 19-го века со всем антуражем, выстроенный в соответствии с общепринятым литературным шаблоном.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда»

Darth_Veter, 13 декабря 2024 г. 23:11

Лондонский нотариус Аттерсон получает от своего приятеля Генри Джекила довольно странный документ — завещание, в котором указывается, что после смерти доктора всё его имущество следует передать «другу и благодетелю Эдварду Хайду». Странность заключалась в том, что последнего Аттерсон знал как уродливого и крайне неприятного типа с манией пренебрежения ко всем окружающим людям. Поэтому столь нелогичный поступок Джекила заставил нотариуса заподозрить, что с его другом не всё в порядке — возможно, его просто шантажируют. Решив понаблюдать за домом своего подопечного, он неожиданно для себя открывает, что описанный выше Хайд имеет туда практически неограниченный доступ. И еще одна странность: свидетели никогда не видели Джекила одновременно с Хайдом, но его расписки практически нельзя отличить от расписок доктора Джекила...

Это произведение сложно отнести к какому-либо известному жанру: это может быть и фантастика, и триллер, и даже мистика. В XIX веке подобные творения называли просто «таинственными историями». А что именно стояло за подобной тайной, автора особо не интересовало: до появления «чистой фантастики» еще оставалось почти что два десятилетия. В своей новелле автор просто обыгрывает двойственную натуру человека. Светлую ее половину ее составляют человечность, доброта и сострадание к ближнему, а темную — злоба, жадность и разные маниакальные наклонности. Обычно люди стремятся показать окружающим первое и глубоко запрятать второе. Церковь и прочие социальные институты активно пропагандируют культ «доброго самаритянина», называя темную половину «меткой Сатаны». Обе половины присутствуют у каждого из людей, но степень присутствия сильно разнится от человека к человеку, подчиняясь только одному правилу: абсолютно добрых и злых людей не существует. На этом писатель и решил сыграть, нарушив указанную парадигму. Якобы доктору Джекилу удалось создать некий препарат, разделяющий в человеке обе его ипостаси. Зачем? Самого доктора сложно было назвать идеальной личностью — у него, как и у всех остальных, были свои собственные пороки, которые доставляли ему как проблемы, так и удовольствия. Если ему удастся избавиться от своей темной половины, он станет почти что святым, что сильно повысит его общественный рейтинг. А это определенно скажется и на его благосостоянии (правда, последнее относится уже к темной половине). Но опыт пошел не так, как было запланировано — ибо природа не терпит ничего идеального почти так же, как и пустоты. В итоге темная половина стала преобладать над светлой. У данной истории никак не могло быть счастливого финала. Ведь человек должен вкусить с обеих половин своей сущности, чтобы понять всю правду жизни и сделать соответствующие выводы. Человек, не познавший зла, не сможет творить и добро. Но даже абсолютно порочные и злые люди всё же несут в себе крупицу добра — иначе зачем они исповедуются на смертном одре? Каждый из нас сам выбирает, кем ему быть — закоренелым негодяем или же милосердным ангелом. Никак нельзя лишать нас этого важного выбора, ибо без него невозможно создать цельную личность. Именно поэтому опыт Джекила и закончился трагедией — подобные проблемы принятием «волшебных» снадобий не решаются. В этом и состоит самый главный урок произведения: наука не должна вторгаться в область морали, чтобы диктовать людям свои условия. Все социальные вопросы должно решать общество традиционным способом: за что проголосует большинство, то и есть истина.

-------------

РЕЗЮМЕ: почти что философская притча о недопустимости вмешательства науки во внутреннюю сущность человека. Кстати имя злодея (Hyde) явно происходит от слова hide (скрытый, тайный, спрятанный), что лишний раз подтверждает отрицательное качество темной половины человеческой натуры.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда»

Клован, 29 ноября 2024 г. 15:43

Лондон, 18.. год. Благопристойный нотариус мистер Аттерсон выясняет, что его давний друг доктор Джекил под воздействием препаратов превращается в чудовище. Милейший доктор медицины и права оказался тайным развратником. Устав бояться, что его в конце концов раскроют, Джекил решил, что, раз в человеке намешано доброе и злое, то можно попытаться выделить эти начала в некую сущность. И пусть себе та половина злобствует, а эта — добродетельствует. И у него получилось! Намешав загадочный компот и выпив его, член Королевского общества превратился в мерзкое существо по имени Хайд. И в таком виде отправился во все тяжкие. Описания чудовищного разврата автор опустил, но можно себе представить страшные вещи — например, что, глотнув джина прямо из горла этот негодяй тростью приподнимал верхнюю юбку дамам! Также опущены и величайшие добродетели, которым предавался оставшийся без некрасивой составляющей доктор. Подвели фармацевты, видимо, случайно подмешав в неназванный препарат неведомую соль, из-за чего компот протух. Кончилось всё смертоубийством. Обоих.

Ну, теперь серьёзно. Тема раздвоения личности, конечно, придумана не Стивенсоном — про одержимых и оборотней есть сказки у всех народов мира. Но он, пожалуй, впервые подвёл под это дело научную основу, предположив, что возможно искусственное обособление химическим путём. Лишь вскользь упомянув технические детали, автор сосредоточился на моральной стороне вопроса (впрочем, всё это можно найти лишь в последней главе, а большая часть книги — полудетективная история на улицах Лондона). Джекил, получив возможность предаваться низменным порокам под видом мистера Хайда, тем самым полностью обезопасив себе доброе имя, размышляет, этично ли это.

Несомненная классика, получившая множество продолжений. Немного не хватило собственно истории Джекила и Хайда, а не расследования третьими лицами, более детальной проработки характера доктора (и, конечно, подробностей

разврата!), поэтому 8 из 10.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда»

majj-s, 9 октября 2024 г. 22:50

Гений и злодейство

«Доктор Джекил и мистер Хайд». Произнесите ради эксперимента словосочетание, говоря со своим парикмахером или сантехником, или соседским мальчишкой пятиклассником. Ручаюсь — проблески узнавания обеспечены. Не в подробностях, нет, но что-то непременно забрезжит. Она, столь нелюбимая мной повесть, целый ряд тем, актуальных для каждого, затрагивает. А вот давайте по порядку.

«Гений и злодейство — две вещи несовместные». Не то, чтобы было главным вопросом, терзающим умы и сердца, но я частенько думаю на эту тему, а поскольку текст мой, так и поставлю на первое место. Шире — есть ли необходимость для человека, ощущающего себя на порядок превосходящим, подчиняться нормам и правилам окружения? Можно ли, когда ты убежден в своей способности обставить все так, что комар носа не поточит, обходить их время от времени? И чем это обернется прежде для окружающих, а после — для тебя самого?

Побочные эффекты от использования новейших достижений науки. Оно, вроде хорошо, а через пару поколений вона как обернуться может. Пропали из домов тараканы на рубеже Миллениума, возликовал народ, связав с широким вхождением сотовой связи в реальность, и гляди-ка, десять лет спустя они снова с нами. Но эти твари и ядерную зиму переживут, к тому же репродуктивный цикл у них на несколько порядков быстрее человеческого, а как на наших следующих поколениях отразится? А излучение от мониторов? А генно-модифицированные продукты? А спутники летают?

Чистота эксперимента: если что-то получилось у тебя один раз, еще не гарантирует, что следующий будет таким же удачным. Не поддавайся эйфории от удачного стечения обстоятельств, проверяй и перепроверяй эмпирическим путем достигнутые результаты. Но Фортуна — дама капризная, ну, как отвернется, оскорбленная такой поверкой гармонии алгеброй? Тема соотношения необходимого и достаточного.

Гомосексуализм, ну не смейтесь, в этой повести два(!) женских персонажа: служанка, случайная свидетельница хайдова преступления и маленькая, поскользнувшаяся в переулке, девочка, на которую мерзавец наступил. И все. Остальные мужчины. Разумеется, Стивенсон ничего подобного в виду не имел и смутно упоминаемые предосудительные развлечения доктора Джекила, которые Хайд доводит до ужасающих масштабов, характера скорее известному маркизу ближе. Однако, есть — как есть, делайте выводы, господа.

И все, что здесь сейчас наговорила, яйца выеденного не стоит для вашего парикмахера, сантехника или пятиклассника соседа. Знаете, почему эта повесть так популярна? Потому что каждому, еще раз: КАЖДОМУ на своем веку доводилось видеть, как близкий человек меняется под воздействием примитивнейшего из препаратов. В повести «Впусти меня» шведа Линдквиста есть эпизод, когда мальчик на выходные приезжает к отцу, с которым мама в разводе. И это дивный уик-энд, с катанием на лыжах, рыбалкой, шашлыками, но вечером в субботу папа достает к жареной рыбе большую бутыль самогонки, к нему на огонек заглядывает приятель и мальчик знает — вечер завершится тем, что он останется один на один с оборотнем.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда»

Hades-2, 17 сентября 2024 г. 21:03

Чтение повести далось не без труда. Я все время пытался понять, что же там нашел Стивен Кинг. Я понимал: Король читал вещь в колледже, году эдак в 1970-м. (Подозреваю, что в сокращении). Тогда еще не было современной массовой культуры, которую Кинг сам же — в числе прочих — и создал, под влиянием — в том числе — «Джекила и Хайда»... Короче, если у вас голова еще не закружилась, как у меня, то вот вам вывод: на безрыбье и рак рыба, а Стивенсон — гений.

Но мы-то, мы-то. В 2024 году. Видевшие «Терминатора» и «Властелин колец», читавшие того же Кинга, да много чего читавшие. Живущие в более жестоком и насыщенном мире. Неужели «Странная история» впечатляет нас так же?

Мой ответ — нет. К сожалению, повесть устарела и проверки временем не выдержала. С оговоркой, о которой — ниже.

«Джекил» безбожно затянут, нуден, и Аттерсон — не персонаж, а настоящее мучение. Следить за его хождениями туда-сюда по Лондону не увлекательнее, чем жарить яичницу.

Но, как я уже написал выше, есть одна вещь, которая все выкупает. Концовка. Если точнее — предсмертное письмо Генри Джекила. Это настоящий шедевр, и Стивенсон много выиграл бы в памяти потомков, сократив всю повесть до этих последних страниц. Отличный вышел бы рассказ. Новеллы у Стивенсона действительно получались.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Чёрная стрела»

darken88, 12 сентября 2024 г. 04:24

Совсем недавно, на одном из телеканалов, посвященных отечественному советскому кино демонстрировали фильм «Черная стрела» 1985 года. Удивительно, но в моем детстве его совсем не показывал, впрочем, как и «Айвенго», или «Рыцарский замок». Во время апросмотра, сразу ностальгически вспомнился момент прочтения пеервоисточника. Это было начало 90-х, когда библиотеки были практически в каждом микрорайоне, в обычных квартирах. Таковая была и в моем дворе, я также был записан еще и в пару других, располагавшихся в соседних кварталах. Сначала я взял «Трех мушкетеров», которые, впрочем, не произвели на меня впечатления, затем пришел черед сдвоенного сборника Стивенсона, где первым по содержанию был. разумеется, «Остров сокровищ», который я читал, а дополнением оказалась достаточно небольшая «Черная стрела». Библиотеку расформировали как раз ко времени сдачи моей книги, и экземпляр остался у меня, навсегда запечатлев дату первого прочтения повести.

Повесть мне очень понравилась. Надо сказать, что зловещее и пророческое стихотворение, что было на стреле, отправившей мир иной старика Эппльярда, я помню наизусть. и время от времени цитирую каким-нибудь людям помоложе. Что мне нравится у Стивенсона, так это легкость, именно с такими событийными, приключенческими романами и нужно коротать время в какой-нибудь очереди, или в пути. В них нет перегруженности и затянутости Скотта, но во многом они как раз и ориентированы на молодежь, ведь и героями являются такие же молодые люди, попадающие в невероятные приключения на фоне тех или иных исторических событий. История Дика Шелтона, в одночасье узнавшего цену предательству и лицемерию взрослых людей, окружавших его всю жизнь, и его благородный, пусть и наивный (во многом, наивный) нрав, вызывает улыбку умиления больше, чем раздражение от того, если бы кто-то написал то же самое в современных реалиях.

«Черная стрела» — это повесть инициации, где детское и невинное восприятие мира с однозначными и мнениями о мире в одночасье сменяется, чем-то новым, ошеломительным и даже жестоким. Но, читатель, безусловно, верит в хороший конец, а он в одночасье настает, романтический, каким и должен быть финал такого произведения.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Похититель трупов»

vanishrap, 22 августа 2024 г. 13:32

Этот рассказ оказался необычным тем, что будоражил воображение не тем, что хотел подчеркнуть автор. В нём много мистики, жути и необъяснимых событий, словно проклятие или возмездие, преследующее героев. Но, по сути, всё, что реально, всё, что не связано с мистикой, оказалось куда более жутким и вызывало больше эмоций.

В наше время внезапно появившийся труп в ужастике вряд ли кого-то испугает, тогда как в конце 19 века это могло бы быть иначе. Однако в этом рассказе мистическая часть показалась мне слабой и не столь впечатляющей. В то же время сюжет о людях, похищающих трупы с кладбищ и разделывающих их, оказался куда более мрачным и пугающим.

Эта история вызвала у меня смешанные чувства. Мне понравилось то, что я не ожидал, и разочаровало то, на что ставился упор. Кульминация рассказа оставила меня с перевёрнутыми впечатлениями, что делает его особенно запоминающимся, хотя и не совсем в том ключе, как ожидалось.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Роберт Льюис Стивенсон, Ллойд Осборн «Отлив»

igorgag, 22 мая 2024 г. 20:59

“Отлив” — малоизвестное в России произведение классика написано в соавторстве с пасынком Ллойдом Осборном. Русский перевод появился только в 1971 году — в альманахе “Мир приключений”.

Действие происходит в Южных Морях. Трое опустившихся мужчин влачат жалкое существование на Таити. Это американец Дэвис, в прошлом капитан, погубивший своё судно; англичанин Хэррик, безнадёжный неудачник, и его соотечественник из простонародья Хьюиш.

Неожиданно удача улыбается им: в их распоряжение предоставляют судно с экипажем из жителей одного из островов, с грузом калифорнийского шампанского.

Но переломить судьбу непросто. Конченными людьми всё-таки, видимо, не становятся случайно. Выпавший им шанс наша троица (трио, как указано в названии первой части истории) использует очень своеобразно. И в результате они оказываются в ситуации смертельно опасной — по контрасту, в райской обстановке одного из южных островов.

Противоречивые чувства владели при чтении. Из эпиграфа следует, что в жизни человека могут быть отливы. Повествование как раз посвящено такому мрачному периоду в судьбе героев. Их преследуют неудачи, охватывает малодушие; тёмные стороны натуры определяют поведение…

Всё-таки предпосланное тексту пояснение показалось мне недостаточным, а сама история незавершённой, не до конца прописанной. Витиеватый стиль авторской речи и нарочито корявые диалоги персонажей составили для меня дополнительную трудность (респект первому переводчику “Отлива” на русский — якобы это Рахманова — за то, что продралась через эти тернистые дебри!).

Опять, как и при чтении The Wrecker ( “Потерпевшие кораблекрушение”) отметил — на эмоциональном уровне — сходство завершающих глав повести с загадкой перевала Дятлова. Сходство самое общее, конечно, главным образом, в зловещей атмосфере событий, в непостижимости того, как в обстановке настолько безмятежной, почти райской, между людьми могла возникнуть такая смертельная, непримиримая враждебность…

Образ Эттуотера — несомненная удача авторов, не вытягивающая однако сочинение на уровень лучших книг Стивенсона.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда»

Groucho Marx, 13 мая 2024 г. 23:44

Эта повесть — беллетризированная запись кошмара, приснившегося Роберту Льюису Стивенсону. Такое уже случалось в истории английской литературы — «Франкенштейн или Современный Прометей» тоже сначала явился к Мэри Шелли во сне, Кольридж сочинил «Кубла-Хан» во сне...

Кошмар не отпускал, и Стивенсон, чтобы не увидеть этот сон снова, решил записать его, превратив в связную историю. Когда повесть была готова, Стивенсон дал её прочитать свой жене. Приговор бы категоричным: слишком страшно. Стивенсон переписал, снизив уровень хоррора и слегка изменив сюжет. В этом виде мы и познакомились со странной историей бинарной личности.

Все претензии к логике тут не работают. Это сон. Страшный сон про исчезновение человека и появление на его месте... чего-то другого.

Между прочим, в списке экранизаций отсутствует одна из лучших вариаций этого сюжета — «Завещание доктора Корделье» великого Жана Ренуара. Действие в фильме перенесено в Париж 1958 года, а профессора Корделье и бандита Опала играет гениальный Жан-Луи Барро.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Маркхейм»

astoun, 11 марта 2024 г. 19:11

На мой взгляд, бледное и неправдоподобное подражание «Преступлению и наказанию».

Герою Достоевского, чтобы нравственно переродиться, потребовалось проделать огромную работу над собой, многое пережить, прочувствовать, проникнуться состраданием. А у героя Стивенсона перемена происходит внезапно, как по взмаху волшебной палочки. Только что он был прожженным циником, всячески оправдывающим собственные пороки, ни капельки не раскаивающимся в совершенном убийстве, но после беседы с дьяволом мгновенно прозрел, переметнулся на сторону добра и сдался властям.

Не верится от слова «совсем».

Оценка: 5
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Окаянная Дженет»

astoun, 4 марта 2024 г. 09:11

Не понравилось.

Прочитав, что окружающие считают Дженет ведьмой, я был уверен, что писатель вывернет все наоборот, реабилитирует ее и заклеймит мракобесов-обывателей. Но Стивенсон убил на корню даже возможность какой-то интриги. Кем старуху объявили в самом начале, тем она и оказалась. Ничего неожиданного, никакого развития, и даже непонятно, ради чего это писалось.

Лично я воспринял рассказ как апологетику охоты на ведьм. Мол, они действительно существуют, поэтому те, кто топит их в реке, сжигает на кострах и так далее, поступают правильно. Нечего жалеть дьявольское семя!

Оценка: 5
– [  0  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Дом на дюнах»

astoun, 28 февраля 2024 г. 11:08

Неплохая повесть. Написано зримо, характеры схвачены, интрига в наличии. Добавлю, что мне, как и одному из рецензентов, на ум сразу пришла сцена из «Острова сокровищ», где пираты штурмуют трактир «Адмирал Бенбоу». Похоже, в «Доме на дюнах» прошла ее репетиция.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон, Ллойд Осборн «Потерпевшие кораблекрушение»

Корделия, 7 февраля 2024 г. 12:21

Пожалуй, лучше всего о своей книге сказал сам Стивенсон в эпилоге романа: это «современное произведение, отражающее варварские нравы и сомнительную мораль, где всё сводится к погоне за деньгами и чуть ли не на каждой странице звенят доллары; где нашла отражение беспокойная суета нашего века; где читатель переносится с континента на континент, с моря на море, так что эта книга не столько роман, сколько панорама, и где конец обагрён кровью».

Стивенсон и Осборн задумали написать детектив. Но чтобы детективная составляющая не превратила книгу в схему, в «шахматную задачу», они дополнили его множеством других жанров. «Потерпевшие кораблекрушение» одновременно жизнеописание, роман-биография, роман-исповедь, психологический роман, приключенческий роман, роман воспитания, роман о трудной судьбе людей искусства. Вот только любовная линия разработана совсем слабо, и при всём желании жанр любовного романа здесь не отыщешь. Хотя предпосылки и для такой сюжетной линии имеются.

Вот объяснение авторов: «Надо сказать, что нас уже давно и привлекал и отталкивал современный жанр полицейского романа, когда рассказ начинается чем угодно, но только не началом, и кончается чем угодно, но только не концом. В этом жанре нас привлекала возможность заинтриговать читателя, а также те трудности, которые надо преодолеть, чтобы достичь этой цели. Отталкивала же нас неотъемлемая от него лживость и поверхностность. Потому что читатель, думая только о скрытых уликах, воспринимает жизнь в подобном произведении как сложный, но мёртвый механизм, который заслоняет от него реальную действительность. Поэтому книги такого рода увлекательны, но не художественны и напоминают скорее шахматную задачу, а не произведение искусства. Нам казалось, что отчасти это объясняется отсутствием предыстории героев и событий и что, если развивать сюжет постепенно, вводя некоторых действующих лиц заранее, короче говоря, если начать эту книгу как роман нравов, то упомянутый недостаток смягчится и наша тайна станет жизненно правдоподобной».

Действительно, так и есть. Вероятно, каждый читатель при всём многоообразии ходов найдёт в этой книге что-то своё. Мне было неинтересно читать про деловые предприятия и родственные взаимоотношения, но меня привлекла детективная линия, впечатлили динамичные сцены «морского приключенческого романа», включая небольшую робинзонаду, и понравились живые французские зарисовки.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Чёрная стрела»

korsrok, 29 января 2024 г. 22:08

Главный герой эталон рыцарской чести и галантности: он расследует преступления друзей, если появятся весомые сомнения в их верности, и даёт второй шанс врагам, когда поверит искренность их раскаяния, да, а ещё влюбился в совершено очаровательную девушку с «вражеской партии». Так уже делал Чарльз Роберт Мэтьюрин и (много позаимствовавший у него) сэр Вальтер Скотт в готическом жанре. Роман Роберта Льюиса Стивенсона, пусть также с исторической составной, больше с романтическим и приключенческим уклоном. А ещё это в некоторой мере предшественник «Игры престолов», ведь события разворачиваются на фоне войны (Йорков против Ланкастеров) Белой и Алой Розы, а из-за целой главы про угон корабля и шторм, произведение в моей библиотеке попало в раздел на морскую тематику. Из всех локаций больше всего понравился лес, где героям предстоит провести чуть ли не половину романа, что-то в нём сильно напомнило Шервуд, казалось, рядом шастает Робин-Гуд :)

Заслуженное 8.4

Оценка: 8
– [  6  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Провидение и гитара»

Omnia est nihil, 22 января 2024 г. 17:33

Повествование нетривиально рассказывает читателю, как нелегко порой приходится людям искусства взаимодействовать с посредственными обывателями, всегда составляющими большинство в любом обществе во все времена.

При этом это не история о «непризнанных гениях», ибо сам автор неоднократно подчёркивает относительную ограниченность таланта на примере одного из главных героев Леона Бертелини, певца и актёра, в чьём лице безграничная любовь к искусству доходит порою до позерства. Читателю самостоятельно предстоит решить, на чьей он стороне и каково его личное отношение к искусству.

Похожая история и с художником, чей дом ночью бродячая компания в лице четы Бертелини и студента Стаббса осветила своим присутствием. Интересно, что в обоих случаях творческую ограниченность мужчин раскрывается в репликах их жён.

Отдельную роль играет образ молодого студента, чьё имя читатель так и не узнает, потому как автор ограничивается его фамилией – Стаббс (видимо, не заслужил!). Несмотря на незначительную, на первый взгляд, роль, без этого персонажа история вообще рисковала бы не получиться. Именно его на первый взгляд неуместные реплики продвигают сюжет. Автор наделеят его глупой внешностью «с одутловатым лицом» и «пустым взглядом» (фрагменты описания взяты из подлинника), напрочь лишая его тяги к прекрасному. Он даже на словах не в состоянии проникнуться «заоблачными эфирами искусства», о которых ему вдохновенно повествует Леон, и слушает, абсолютно не понимая и не разделяя экзальтации собеседника.

Конечная мысль студента, с которой он покинул дом художника и которой и заканчивается рассказ, на мой скромный взгляд, получилась эпически меткой. Мораль проста: людям из разных вселенных едва ли суждено понять друг друга до конца. Кажется, рассказ не мог закончиться лучше и поучительнее. А поучительность эта кроется в том, что другим людям всегда нужно оставлять место для проявления своих профессиональных склонностей (естественно, это не относится к проявлениям девиантных наклонностей), будь то музыка, пение, рисование или работа в банке. Как говорится, все профессии нужны...

Но самое главное, по какой бы жизненной стезе ни повела судьба, – это взаимопонимание среди самых близких, как в примере с героями – взаимопонимание с их жёнами, которое у Бертелини имелось изначально, а у худодника появилось в конце рассказа не без помощи посредничества супругов Бертелини. А вот студент так и остался не понятым другими героями. В Экклезиасте сказано: «Горе одинокому».

Рассказ определённо достоин внимания со многих точек зрения. Рекомендую!

Оценка: 10
– [  22  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»

pontifexmaximus, 18 января 2024 г. 22:39

Сказ про то, как в младые годы я считал, что Джим Хокинс — это такой милый мальчик, а вот теперь посмотрел на него глазами взрослого человека, и такой вот даже холодок пробежал вдоль позвоночника по спине...

Ну то есть Стивенсон искренне и честно пытался написать приключенческий роман для юношества, но перестарался и вместо этого сочинил шедевр, повествующий о том, кто далеко пойдет по чужим головам...

Джим, конечно, опоздал родиться в плане того, чтобы застать золотой век пиратства, и флибустьером ему не быть. Но с каким едва скрываемым восторгом описывает он Джона Сильвера, и с каким едва скрываемым презрением повествует о разных там благородных докторах, капитанах, сквайрах...

Кои все такие из себя благородные, но с радостью разделят сокровища, ради обладания которыми пули дробили черепные коробки, а ножи выпускали кишки на прогулку. Еще и на филантропические цели пару фунтов пожертвуют...

И только Сильвер догадался о том, кто есть Джим. Вся шайка Флинта трепетала перед одноногим, но сам Сильвер дрогнул в поединке с этим юнцом. Таким вот примерным, хорошим, скромным мальчиком, в котором увидел, скорее всего, свой собственный образ в юности. Образ человека, который всегда несколько в тени, но под чью дудку пляшут все остальные. Который не мечет громы и молнии, но его молчание внушает страх. Образ непревзойденного манипулятора и мастера сложных многоходовых интриг...

Слишком умного, чтобы согласиться на предложение Сильвера и пойти в пираты. Время пиратов прошло. Но не сомневайтесь, Джим возьмет свое от жизни по полной. Возможно, станет одним из тех досточтимых господ, которые во имя прогресса и цивилизации истребят миллионы разных там индусов или же станут капитанами индустрии, изобретая крайне изощренную потогонную систему...

Так или иначе, рассказу самого Джима Хокинса о событиях, начавшихся с появления Билли Бонса в трактире его матушки, я бы полностью не доверял. Юноша явно что-то недоговаривает и скрывает самое важное в тени болтовни о второстепенном. Впрочем, большая часть читателей легко ему верит, не замечая того, что именно испугало самого Сильвера, заглянувшего в душу сего отрока...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Окаянная Дженет»

Iricia, 12 января 2024 г. 11:31

Рассказ очень понравился, как раз из-за того, что комментатор ниже назвал странным. Мне просто нравится такая двойственность, когда у событий может быть сверхъестественное и вполне реалистичное обоснование. И, если честно, оба варианта жуткие!

С одной стороны, история молодого неопытного пастора, который столкнулся с чем-то зловещим, потому что не хотел послушать более мудрых и опытных местных, и только чудом смог спастись. Рассказ поначалу шел туго, но потом захватил внимание, и описание событий было зловещим и страшным. И «черный человек» этот, и труп, который герой находит, который весит на гвозде на шерстиночке. Было вот это ощущение, что рядом есть какая-то необъяснимая и злая сила, перед которой герой почти беззащитен и вот-вот станет жертвой.

А с другой стороны вот есть у рассказа такой привкус местной городской байки, которую передавали из уст в уста достаточно долго, чтобы детали в итоге исказились, но реальные события как будто проглядывали через всё это. И ты можешь представить о том, как местные говорят о ведьме, когда на деле это могла быть просто больная несчастная женщина. Эпизод с её избиением и попыткой проверить на наличие дьявола путем утопления (мол, всплывет — ну точно ведьма, а если потонет — ну извините, обознались, с кем не бывает?) сам по себе жуткий, но к тому же еще показывает менталитет местных жителей. Опять же автор очень подробно рассказывает о том, что пастор, когда видел все эти ужасы, уже длительное время страдал от стоящей в то время жары и связанных с этим истощения, бесоницы и пр., так что легко представить, что ему всё это привиделось.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Похититель трупов»

Alfie, 26 декабря 2023 г. 19:38

Один из мистических, страшных рассказов Стивенсона.

Атмосфера у истории густая и мрачная. Иначе и быть не могло, ведь сюжет расскажет о студенте-медике по имени Феттс, помощнике анатома, в чьи обязанности, помимо всего прочего, входит доставка, получение и распределение анатомического материала. Иными словами, скупка трупов в полуночные часы у «неопрятных мрачных» незнакомцев.

Тут вам и муки совести, убийства, расхищение могил, туман, дождь, трупы, трупы, трупы. И все это исключительно в ночных декорациях или, на худой конец, в сумерках или полумраке диссекционных комнат. Во краю угла стоит идея о разделении людей на львов и ягнят, очень злободневная в период написания рассказа (эдакая вариация на тему: тварь или право имею).

К тому же история затрагивает вопросы научной этики и морали как таковой. Ведь действительно, откуда берется анатомический материал для диссекции? А как он оказался у людей, которые поставляют его врачам? А если материала не хватает, что тогда делать? На все эти вопросы в рассказе Стивенсон дает ответы, но показывает, что злодеяния и сделки с совестью чреваты очень серьезными последствиями.

Возмездия не избежать даже льву. Но бесповоротно сломит оно только ягненка в львиной шкуре. По крайней мере, такой вывод напрашивается по прочтению рассказа. Ведь Феттс по итогу стал безвестным пьянчугой в захолустье, а Макферлен, его напарник по практике и соучастник в темных делах, вырос в уважаемого, зажиточного и авторитетного Лондонского доктора, который если и мучается от воспоминаний, то только когда встречается с отголосками прошлого лицом к лицу.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»

Molekulo, 8 декабря 2023 г. 16:26

«Остров сокровищ» — идеальная приключенческая книга из старых времен.

Бывают настолько хорошие произведения, что даже сложно в них выделить что-то конкретное.

Берем героев. Они все очень хорошо прописаны, их мотивация не вызывает вопросов, все поступки понятны, за «наших» болеешь, а для их противников желаешь всевозможных трудностей. Каждый из основных героев качественно проработан, обладает своим характером и мировоззрением.

Очевидно, это было бы не так просто, если бы не великолепный язык как автора, так и переводчиков.

Сюжет — это классические приключения с пиратами, перестрелками, хитрыми планами и, конечно, благополучным завершением.

Однозначно рекомендую вне зависимости от того, читали ли вы раньше.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда»

horoshogromko, 23 октября 2023 г. 05:17

Знаменитая история о благопристойном докторе Джекиле, у которого была и тёмная сторона, и о том, как доктор с помощью специальной микстуры сумел превратить две стороны своего характера в две отдельные личности, добрую-благородную и жестокую-развратную, так что этим личностям не надо было мучительно уживаться друг с другом одновременно, вместо этого они жили в нём по очереди, так что каждая захватывала его целиком. В результате доктор в буквальном смысле раздвоился и стал двумя разными людьми.

Смесь ужасов, научной фантастики и психологической драмы. Вещь.

Я в восторге от повести, и от формы, и от содержания. Форма особенно хороша. Всё-таки жизнь в XIX веке текла с совсем другой скоростью, и чувствуется, что произведение было написано от руки пером, а не отпечатано по-быстрому на клавиатуре. События изложены обстоятельно, эмоции персонажей изучены пристально и описаны в подробностях. Впечатляет, что при такой ярко выраженной неспешности повествование динамичное и увлекает с головой. Даже больше впечатляет, что сюжет всем хорошо известен, а всё равно с первых страниц образуется таинственность и напряжение в ожидании развязки.

Содержание ещё лучше. Классическая борьба добра со злом, которую можно читать и буквально, как научную фантастику про волшебную микстуру, которая превращает приличного человека в чудовище, и образно, как психологическую драму о том, что в каждом из нас уживаются несколько персоналий.

Имхо, индикатор качества любого произведения литературы — это насколько интересно его потом обсуждать. А “Доктор и мистер” дают множество поводов для дискуссий. Почему доминирующим в паре Джекил-Хайд Стивенс сделал монстра Хайда? Значит ли это, что зло сильнее? Со всеми этими внутренними личностями какова степень ответственности человека за его поступки? Можно ли контролировать свои множественные я? Нужно ли их сдерживать? Какое из всех я настоящее?

Учитывая, что мы до сих пор ищем ответы на эти вопросы, повесть актуальна сегодня даже больше, чем когда была написана.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Новые арабские ночи»

Lunetta, 6 октября 2023 г. 20:37

Первый из рассказов цикла меня поразил до глубины души. Под впечатлением, прочитала остальные, до Алмаза раджи. Что ж, остальные не так интересны, особенно из-за моей неприязни к сменам главных героев.

Сложно подобрать определение этим рассказам, казалось бы в них идет речь о вещах жестоких, но подано это всё под ироничным соусом... Впечатление неоднозначное.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»

Солнечный ветер, 27 июля 2023 г. 00:09

Не знаю вернется ли пик популярности книг про пиратов, возможно это будут какие-нибудь космические пираты, но в советском детстве не было детей, которые не читали книгу, или не смотрели фильм, или не смотрели мультфильм.

Нужно отдать должное и книга, и фильм (советский) и мультфильм (советский) были отличные.

Это были времена, когда все читали Дюма, Жюль Верна, Купера и конечно Стивенсона, а приключения были на пике.

Давайте читать и читайте детям хорошие книги. А это хорошая книга!!

Оценка: 9
– [  -2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Олалла»

AgentSmith2018, 25 июня 2023 г. 11:17

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Падение дома Ашеров версии Стивенсона приправленный вампиризмом. Минусующим : неужели не читали Падение дома Ашеров? Так у Стивенсона идея сюжета такая же, без готики. А если в двух словах(специально для минусующих): есть старинный но захудалый род, лишившийся былого могущества(обоими авторами преподносится как Божье наказание за грехи предков) . Приезжает ГГ на лечение и поправляется, ему всё рассказывают об этом роде. ГГ поселяется у этого рода, влюбляется в Олаллу. И т.д.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мёд»

Stalk-74, 28 апреля 2023 г. 21:47

Вот читаешь сборник переводов старинных британских поэтов в переводе Маршака. Где-то интересней, где-то тривиальней. Но, будем откровенны, мало что запоминается после прочтения, и к повторнуму знакомству не тянет. А тут — трах-бабах «Вересковый мёд». Запоминается влёт. Как «Евгений Онегин» Пушкина, как «Федот-стрелец» Филатова. А ещё и свойственная балладам яркая трагичность. «Не верил я в стойкость юных, не бреющих бороды». Даже в фильме «Тимур и его команда» пионеры замирали от восторга, читая произведение Стивенсона на чердаке. Правда, перевод Маршака появился чуть позднее повести Гайдара.

Конечно, вряд ли в этом советском почитании заслуга поэта Стивенсона. который нам известен не стихами, а авантюрно-приключенческими романами.

«Пришёл король шотландский,

Беспощадный для врагов,

Он разбил отряды пиктов

И погнал их, как козлов.»

Это «Вересковое пиво» Чуковского. Текст тот же, а музыки нет. А стихи читают не ради сюжета. Поэтому большую часть славы заслужил именно Самуил Маршак. Сошлись звезды. Тем более, литературоведы отмечают большую вольность Маршака в переводе, чем у других авторов.

Двойная классика.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Приключения Дэвида Бэлфура»

Oleg83tt, 26 апреля 2023 г. 21:52

Решил оставить отзыв не на понравившееся произведения Стивенсона Р.Л., а наоборот, так как, там и без меня, хватает больших и не очень, но хороших отзывов.

Данный цикл давался тяжело, а порой и очень. Когда знаешь, что автор написал понравившейся «Остров сокровищ» и вполне читаемую «Черную стрелу», возникает вопрос, а что произошло? Где та самая интрига, психологическая дрожь, интересные события и красивые описания, куда все исчезло.

Тяжелый стиль повествования угнетает. Герои повествований обычные, средние и блеклые, таких сейчас полно в большинстве современных книг. Характера повествования нет, остросюжетность спит, стандартный набор поворотов и непонятная глупость героев, которая оставляет неприятный след. Нудные и долгие описания, как и часть многих диалогов. Это то, что так повлияло на негативно на романы.

В итоге так и не смог понять, таких высоких оценок читателей.

Оценка: 2
– [  1  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Маркхейм»

Iricia, 21 апреля 2023 г. 10:03

В какой-то момент рассказ показался скучным, но он понравился мне, когда прочитала его полностью. Следить за внутренними метаниями убийцы интересно, и мне кажется, повествование выстроенное таким образом, что любое решение персонажа после того, как он открыл дверь оставило бы впечатление.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»

adons, 8 января 2023 г. 14:32

Недавно перечитал роман в возрасте 49 лет и восхитился, насколько замечательно прописан образ Джона Сильвера. Это прирожденный лидер, прекрасный психолог и переговорщик. Благодаря своим качествам он смог быть незаменимы и в команде Флинта, перевербовать всю команду «Эспаньелы» на мятеж, «выкрутиться» после провала операции по захвату сокровищ. Если бы этот человек пошел в политику, то он смог бы занять очень высокий пост.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»

Umnik, 2 января 2023 г. 21:30

«Остров сокровищ» — самая атмосферная книга в истории человечества

Оценка: 10
– [  8  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Сатанинская бутылка»

Ynona, 31 декабря 2022 г. 23:11

Вариация на классическую тему «Исполнителя желаний». Получилось неплохо, и история очень интересная. Мужчина покупает бутылку с чертом внутри, который может исполнить любое желание, но не может продлить хозяину жизнь. И если он умрет с бутылкой в ​​руках, он попадет в ад. Если он продает бутылку, он должен продать ее дешевле, чем заплатил. Интересный подход к логическому парадоксу: зачем вообще это покупать? Книга превосходно описывает угрозу (и сопутствующий страх) нынешнего владельца бутылки, не двухсмысленно намекая, что вечный ад настолько ужасен, что никакое исполнившееся желание не может оправдать покупку бутылки. Как бы то ни было, это была захватывающая история!

Я прочитала «Сатанинскую бутылку» сразу после того, как закончила перечитывать «Стрпнную историю доктора Джекила и мистера Хайда». История — напоминает игру «горячая картошка» с очень высокими ставками. Он ставит под сомнение вопросы морали! «Сатанинская буцтылка» — интригующая история о влиянии на жизнь жадности и безграничного успеха. Сюжет развивается примерно так, как можно было бы ожидать от такого рода вещей: есть триумфы, неудачи, жертвы и разумное стечение обстоятельств и работа мысли, любовь и самопожертвование. Основная проблема и проста для понимания, и трудноразрешима, что быстро создает напряжение и интерес.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Похититель трупов»

technocrator, 31 октября 2022 г. 00:14

Да, всё-таки реальные события Уэст-портских убийств с продажей трупов медикам, упоминаемые в рассказе, и связанные с этим этические проблемы интереснее самого рассказа. Мистика оказалась здесь совершенно лишней, тем более, что «чудо» с мертвецом, явившимся убийце и сообщнику, как-то нелепо и не имеет внятных последствий: Макферлен, ставший респектабельным доктором, поживает себе припеваючи, а Феттс продолжает богохульствовать и, непонятно на какие средства, пьянствовать...

В принципе, какие-то моральные наблюдения делаются в истории «падения» нечистоплотных ассистентов («Нельзя начать и остановиться. Это правило. Для дурного человека нет отдыха»), но психологически не особо достоверно звучат в устах самого преступника. У Честертона похожие мысли в «Летучих звёздах» переданы убедительнее.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»

Manowar76, 29 октября 2022 г. 11:33

Моё издание 1979-го года содержит замечательное предисловие Кашкина, из которого я узнал детали биографии Стивенсона и, главное, то, что «Остров сокровищ» по видимому, является первой в мире новеллизацией настольной игры!

Естественно, все, росшие в позднем СССР, не по одному разу видели отличный фильм и гениальный мультфильм по мотивам романа. Вот и я. И книжка была практически в любой домашней библиотеке. Но как-то прошла мимо меня —зачем читать, когда сюжет знаешь наизусть?

Может и хорошо, что добрался только что. Замечаешь такие моменты, которые экранизировать было невозможно. А раньше просто не обратил бы на них внимания, торопясь за сюжетом. Как вам этот сюр:

«Этот одноногий моряк преследовал меня даже во сне.

Бурными ночами, когда ветер сотрясал все четыре угла нашего дома, а прибой ревел в бухте и в утесах, он снился мне на тысячу ладов, в виде тысячи разных дьяволов. Нога была отрезана у него то по колено, то по самое бедро. Порою он казался мне каким-то страшным чудовищем, у которого одна-единственная нога растет из самой середины тела. Он гонялся за мной на этой одной ноге, перепрыгивая через плетни и канавы.»

Про роман. Быстрое действие, полное приключений, опасностей, романтики и нелогичностей с роялями в кустах.

Если задуматься, книга является просто гимном непослушанию!

Нравятся пираты и вся та эпоха в целом. Нашел книгу Точинова «Остров без сокровищ», где он проводит дотошную коспирологическую деконструкцию романа. Интересное параллельное чтение получилось.

Естественно, такая культовая вещь не могла не породить существенное количество вольных приквелов и сиквелов. «Фанфики» насчитывают пару десятков романов! Присмотрел пару романов: «Одиссею капитана Сильвера» Дрейка и «Джон Сильвер: Возвращение на остров Сокровищ» Чупака. Оба романа в оригинале называются совсем по другому и являются, соответственно, приквелом и сиквелом к «Острову Сокровищ». Написаны оба романа, что любопытно, в 2008-м году.

Более того, находясь под впечатлением, скачал пересмотреть и фильм и мультфильм по роману.

Рад, что прочитал один из основополагающих романов приключенческой литературы!

10(ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕ)

Оценка: 10
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда»

Zabiyaka, 29 октября 2022 г. 05:34

Предложили мне эту повесть почитать в качестве ужастика или триллера в рамках Хэллоуина.

Ожидания не совсем оправдались, ничего страшного для себя, увы, не обнаружила. Попугаться не вышло.

Всё-таки это больше фантастика.

Что сказать? Всегда интересно знакомиться с первоисточниками. Чем то напомнила повести Человека невидимку или Остров доктора Моро Герберта Уэльса.

Лёгкая манера повествования, хорошая динамика, понятный сюжет, наличие интриги (по меркам XIX века) делает Странную историю хорошей. Но всё-таки за последние 150 лет в этом жанре появился огромный выбор более интересных историй, миров, персонажей.

Можно, конечно порассуждать про белое/чёрное в человеке, дуальность, вспоминать притчи про волков. Задаваться вопросом, почему вылезла такая сторона, а не другая и т.д.. А можно просто провести приятные два вечерних часа за книгой, где герои джентльмены (для меня это самое очаровательное в английской литературе позапрошлого столетия).

Для общего развития я бы рекомендовала. Перечитывать скорее всего не буду.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Дверь сира де Малетруа»

Ofort, 23 октября 2022 г. 15:17

Небольшая историческая фантазия, действие в режиме реального времени. Чтобы принять судьбоносное решение у героев 2 часа. Начало как мистери-триллер, а затем мелодрама.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Остров голосов»

Lilian, 11 октября 2022 г. 13:09

Ещё один рассказ, чья история разворачивается в декорациях гавайских островов и быта местных племён. Начинается почти как притча: о молодом туземце, узнавшем от колдуна один волшебный секрет, приносящий деньги, и возжелавшем всяких благ вроде красивой одежды и ручной гармоники. И за свою жадность поплатившемся. Но история не заканчивается, там где ожидалось, и главному герою представляется возможность поплавать на корабле белых, пожить в одиночку на волшебном острове и встретиться с племенем людоедов — то есть ещё какое-то время поприключаться. История, где главного героя нельзя назвать умным или храбрым человеком, скорее по-детски наивным, ленивым, но удачливым. Почти Иванушка-Дурачок, но на гавайский манер.

Любопытно в первую очередь мировоззрением персонажей.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Берег Фалеза»

Lilian, 10 октября 2022 г. 14:17

Противоречивое впечатление оставила эта повесть. И речь не о том, как она написана — написана она на нормальном хорошем уровне. Речь о том самом «устаревании», когда ситуации и герои, нормальные для одного времени, смотрятся совсем по-другому в другом времени.

Проблема в главном герое. Он — продукт своего времени. Мягко скажем, противоречивый. Пренебрежительно относится к туземцам, но при этом влюбляется в свою туземную жену (разумеется, продолжая не считать её ровней). Человек простого происхождения, грубоватый, нерелигиозный, но при этом способный порой признавать свои ошибки и исправлять их, а также использовать религию и местные суеверия в своих целях. Сильный, не очень умный, но упорный.

Волею случая главный герой, перебравшись по торговым делам на очередной тропический остров, сталкивается с белыми людьми, которые ещё хуже. И поэтому, а также в силу искренней влюбленности, представляет в развернувшейся истории условное добро. Борется за своё счастье и благополучие, заодно «наказывая» плохих людей. Так уж получилось.

Написано любопытно, показывает срез времени и характеров в определенной местности определенного исторического периода. Чисто субъективно — вызывает слишком много противоречивых эмоций за счёт поступков и мироощущения героев.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Сатанинская бутылка»

Lilian, 7 октября 2022 г. 11:36

Это красивый рассказ, удачно сочетающий в себе несколько достоинств.

Во-первых, это история о волшебной бутылке, исполняющей желания. Разумеется, как и всегда в подобных историях, не обошлось без подвоха.

Во-вторых, благодаря четко очерченным правилам использования и продажи бутылки, заранее известным всем потенциальным покупателям, это логическая задачка. Где нет тайн и подводных камней, где всё решается подсчетом «плюсов» и «минусов» и собственным выбором, а в случае проигрыша на кону вечность в адском пламени. Где читателю легко представить себя на месте героев и спросить себя: «а смог бы я на это пойти, зная все опасности и возможности».

В-третьих, это на удивление лёгкая и романтичная история, особенно с учетом заявленной темы. Ведь в итоге история оказалась не столько о бутылке, сколько о готовности жертвовать собой ради любви. Именно поэтому финал не выглядит натянутым — он именно такой, каким должен быть.

В-четвёртых, место действия. Гавайские острова. Таити. Красивые, залитые солнцем города. Добрые люди, искренне верящие, что они попадут в Рай (а почему бы и нет, собственно). Люди, поющие от радости и искренне плачущие от горя. Если и любящие, то всем сердцем. В показанном мире даже сатанинская бутылка, исполняющая желания, используется для относительно безобидных желаний вроде дома, корабля или богатства — то есть для того, чтобы сделать лучше себе, а не навредить другим (по факту, конечно, возможны нюансы).

Мне понравилось это сочетание логики и эмоций, светлой атмосферы и моральных дилемм. Красиво.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Олалла»

Lilian, 4 октября 2022 г. 11:42

Это очень красивая повесть. Красота природы, угасающее очарование замка и его последних обитателей, пленительность чувств, вспыхнувших под его сводами, и вес мрачного прошлого, определяющий жизнь героев. Повествование неторопливое, обстоятельное и немного наивное в описании всепоглощающей любви с первого взгляда — но всё это вполне можно считать частью атмосферы. Много наблюдений, размышлений и разговоров — и относительно мало самого действия. Что не мешает быть истории полностью законченной, со своей кровавой кульминацией и печальным, но по-своему светлым финалом.

Мне понравились картины о прошлом древнего рода (череда сменяющих друг друга портретов, единых в общности похожих черт, где все различия лишь подчеркивали общее сходство) и размышления юной девушки о том, насколько она сама является лишь совокупностью черт, доставшихся от предков. Последнее немного спорно, но красиво. А красота для героев этой истории была лучшей похвалой.

Финал повести развивает темы жертвенности, противостояния веры и индивидуальной душевной стойкости гнету прошлого, доставшемуся от предков.

И да, это история не вампирах. Даже не думала о них, пока не прочла предыдущие отзывы.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Маркхейм»

Lilian, 3 октября 2022 г. 11:35

По мере чтения этого рассказа невольно хочется сразу же проводить параллели с темами «Преступления и наказания». Убийство и внутренние переживания совершившего его человека. Вот только для хоть какого-то подобия раскаяния представленному здесь главному герою потребовалось вмешательство потусторонних сил и долгий диспут с ними. Долгий — в рамках рассказа, а не романа. И всё же это были бездны рассуждений о человеческой натуре и грехе, самооправданий и постулатов на подобии «это не я виноват, это жизнь такая». Представитель потусторонних сил при этом выступал голосом разума и жестокой правды. И именно поэтому я сомневаюсь, что его можно однозначно отнести к силам зла.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Весёлые Молодцы»

Lilian, 1 октября 2022 г. 19:02

Повесть, в которой рассказывается о небольшом окружённом скалами островке, его немногочисленных жителях и о нескольких кораблекрушениях.

Поскольку я сейчас читаю подряд намеченные для знакомства повести и рассказы автора, не могу не отметить некоторые уже практически характерные авторские черты. Герои очень остро воспринимают понятия чести, долга, греха и веры (даже когда сами грешат). Они эмоциональны, склонны вести довольно странные, обрывочные диалоги и очень остро реагировать на любые не вписывающиеся в их картину мира события.

Многое из перечисленного справедливо и для этой повести. В дополнение идёт описание суровой, но красивой природы, восхищение мощью океана и явная тема о расплате за совершенное преступление, когда человек во многом сам доводит себя до безумия под гнетом осознания вины. До безумия, но не до раскаяния — в данном случае.

Оценка отражает мой сугубо субъективный взгляд на реакции и поведение персонажей — всё же этой повести не удалось избежать некоторого устаревания.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Окаянная Дженет»

Lilian, 27 сентября 2022 г. 15:05

Странное впечатление. Мне кажется, что автором этот рассказ задумывался как довольно простая и прямолинейная история о старой ведьме, нечистой силе и молодом пасторе, который не прислушался к мнению «почтенных» людей и взял подозрительную женщину к себе в дом в услужение, но оказался в достаточной степени силён духом для противостояния злу, когда правда открылась. Но эту же историю можно рассматривать и с совершенно другой точки зрения: предубеждения «почтенных» людей довели одинокую и нелюдимую женщину до частичного паралича, а её единственный защитник, образованный молодой пастор, спустя какое-то время сдался под напором людской молвы и нафантазировал себе всякое. Не слишком помогает в идентификации «правильной стороны» в том числе чуть было не проведённое добропорядочными обывателями жестокое испытание предполагаемой ведьмы в реке (всплывёт — не всплывёт).

Рассказ, в котором слова «почтенные люди» вызывают неприятный осадок, а описанные события заставляют сомневаться в однозначной трактовке истории.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Вилли с мельницы»

Lilian, 26 сентября 2022 г. 11:11

Небольшой рассказ, вместивший в себя целую человеческую жизнь. Интересный в первую очередь мыслями героя, становлением его мировоззрения и его искренним восхищением миром. Красиво написано, особенно первая из трёх частей истории, где герой юн и полон мечтательных стремлений.

Потом стремления уходят, и остаются только мечты. И это чисто эмоционально разочаровывает. Ведь автор через своего героя показывает философию любопытную, в чем-то красивую, но ужасно бездеятельную. Человек-чудак, прирожденный мечтатель и мыслитель — он настолько проникся своей философией, что просто не захотел ничего менять в своей жизни. Ему важнее были мечты, а не реальность, «обладание ими». И это в первую очередь показано на примере его странной влюбленности, чем она закончилась (ничем) и сколько сожалений принесла вместо возможного счастья...

Одно нельзя отнять у этого рассказа. Философская подоплека работает хотя бы потому, что после прочтения истории хочется обсуждать выбор и мировоззрение главного героя, разбираться, был он прав или не прав. Но осадочек чисто эмоционально всё же остаётся.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда»

Lilian, 25 сентября 2022 г. 21:22

Как оценивать классику? Несомненно, что эта небольшая повесть оставила свой след в массовом литературном сознании. Основная идея, главное фантастическое допущение этой истории впоследствии было множество раз обыграно, интерпретировано и использовано в других произведениях, и это не говоря про прямые экранизации. И всё это, наверняка, лишь верхушка айсберга, видимая обычному читателю.

Дошло до того, что я не уверена, читала ли эту повесть в школьные годы, хотя безусловно её суть мне известна.

Так что сейчас это попытка «заново познакомиться с первоисточником».

Совсем небольшая повесть, написана понятным, ничуть не устаревшим языком. Если уж и говорить про приметы времени, то они выражаются в некоторых деталях правил поведения героев, в суховатых нюансах образа порядочного человека и в обязательном соединении науки и философии, где открытия в области химии высвобождают силы, связанные с метафорическим дуализмом тьмы и света. История поучительная и трагичная. Содержащая в себе малость преувеличенные с современной точки зрения эмоциональные реакции персонажей на события, чем-то не вписывающиеся в их привычную картину мира.

Из более-менее удивительного. По итогу образ Джекила, человека, одновременно потакающего своим слабостям и стыдящегося их, привыкшего к двойной жизни и не способного справиться с искушениями даже ради формально важных для него нравственных идеалов, мало чем лучше Хайда. Хайд низок в своих стремлениях, но хотя бы не склонен к самообману, да и вообще по природе своей лишён выбора. Возможно, в подобном не столь однозначном противопоставлении двух ипостасей тоже был свой смысл.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Роберт Льюис Стивенсон, Ллойд Осборн «Потерпевшие кораблекрушение»

crystalowl, 27 августа 2022 г. 16:21

Периодически хочется окунуться в юность и прочитать, а чаще, перечитать, что-то из классической приключенческой литературы. Дошла очередь и до «Потерпевших кораблекрушение» от могучего Стивенсона, который читал впервые.

Прежде всего хочется сказать, что желаемое было получено, книга довольно увлекательная, читается легко, слог прекрасный. Но и ложка дегтя тоже найдется. В первую очередь затянутость некоторых фрагментов. Достаточно сказать, что к основной сюжетной линии Автор подводит нас примерно к 200-й странице. Ничего так вступленьице, да!? Второй минус опять же во «вступленьице» — Автор очень старается прорисовать ГГ, водит его по разным странам (США Франция, Англия), погружает в нищету и тяготы, но последующие события книги не дают понимания, для чего все это делалось. Все случившееся с ГГ в первой половине повествования никак не влияет на вторую часть.... Совершенно спокойно можно было начать роман со знакомства двух друзей в США и их совместного бизнеса.

Такое сюжетное решение осталось мной непонятым.

А в остальном все замечательно, соответствует общему уровню Мастера. исторический период ближе к концу 19 века в США и отличия от темпов жизни в патриархальных еще Франции и Англии показаны на 5+.

7/10

Оценка: 7
– [  3  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда»

Double Black, 29 июня 2022 г. 18:35

Это классика жанра. Это было круто много лет назад. Это можно с определенным интересом читать и сейчас. С тем же примерно, как проехаться на машине производства 1920 года. Один раз ради интереса можно. Постоянно ездить — глупо. В фантастике было написано очень много, горы, того, что больше заслуживает прочтения. Но не потому, что «Джекил и Хайд» плохи. Потому, что сейчас пишут иначе и лучше.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»

almorkin, 28 июня 2022 г. 14:52

Карта.

Карта — главный персонаж Острова! Карта — источник всех приключений. Именно благодаря карте заварилась вся эта каша!)

Да, несомненно, Джим, Ливси, Трелони, Смоллетт и Окорок — ключевые фигуры, но именно В КАРТЕ ВСЕ ДЕЛО! Ни в одном приключенческом романе карта не играла такой важной роли! И сейчас, даже не заглядывая в книгу, я могу вспомнить названия — Подзорная труба, остров Скелета, Северная стоянка. Черт побери, только при одном упоминании Острова сокровищ меня тянет в тропики на поиски клада!)

Остров Сокровищ — гораздо больше чем книга. Это путеводитель по детству, одна из самых светлых и запоминающихся вещей моего детства.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Роберт Льюис Стивенсон «Похищенный»

AshenLight, 21 февраля 2022 г. 22:40

Этот роман весьма насыщен событиями при сравнительно небольшом объёме. Начало, встреча с дядей, совсем удручающее и дискомфортное. Да и дальше Дэвиду, хоть и везёт, нельзя сказать, что события развиваются блестяще. Ему приходится нелегко, но он не сдаётся. Мне такие авантюрно-приключенческие истории нравятся. Но здесь всё время присутствует ощущение какого-то злого рока, портящее впечатление.

Мне кажется, ни в одном произведении Стивенсона нет явного хэппи-энда. У меня одного такое ощущение или как? «Потерпевшие кораблекрушение» и «Отлив» вообще мрачные.

Однозначно, на «Острове сокровищ» останавливаться не стоит. Автор не так много написал, поэтому вполне можно прочитать все его сочинения. (Это вам не Г. Р. Хаггард.) Они достойны внимания.

Оценка: 7
⇑ Наверх