Сандро (вероятно, Александр) Касянюк (Сандро Касянюк) – украинский советский писатель 1920-х годов, член литературной организации украинских пролетарских писателей «Гарт».
О датах рождения и смерти, происхождении и месте жительства писателя практически ничего не известно. Литературным трудом профессионально не занимался, работал простым рабочим на харьковском заводе «Электросила». Между тем, его творчество достаточно высоко оценивали критики-современники. Так, литературовед Александр Белецкий полагал, что Сандро Касянюк вполне мог бы стать «украинским Уэллсом с пролетарской идеологией», критик Владимир Коряк также позитивно оценивал творчество Касянюка, считая его интересным и своеобразным. Произведения Касянюка анализировали Василий Пивторадни («Українська література перших років революції (1917-1923)»; 1968) и Владимир (Уолтер) Смирнив («Українська фантастика: історичний і тематичний огляд», 2013).
Произведения Касянюка наполнены наивно-социалистическим утопизмом, в них прославляются машины и воспевается техника. Машины и техника у Касянюка – это величественные, почти живые творения рук человека нового мира. Человек и машина, по мнению автора, настоящие друзья. Герои Касянюка окрылены надеждами на лучшую жизнь в социалистическом обществе. Мечта летать, стать машинистом поезда, выучиться на слесаря, на механика, на инженера, чтобы служить народу – вот пафос рассказов Касянюка.
Сандро Касянюк – автор цикла рассказов «Омашинення людства» («Машинизация человечества»). Рассказы Касянюка перекликаются со «стихами в прозе» идеолога Пролеткульта Алексея Гастева.
Пьесу «Затоки життя» («Заводи жизни») отдельным изданием Касянюку помог напечатать украинский литератор, представитель «расстрелянного возрождения» Валериан Полищук.
Фантастика в творчестве автора. Рассказ «Нова утопія» («Новая утопия») является одним из первых образцов украинской протофантастики, если не первым украинским научно-фантастическим произведением. Исследователь украинской литературы 1920-х годов Ярина Цимбал считает весь цикл «Омашинення людства» образцом украинской протофантастики. В «Новій утопії» силой воображения рассказчик попадает в Эру Машин – далекое будущее. На гигантском корабле – плавучем острове выходец из прошлого сталкивается с чудесами техники, которые прочно вошли в быт обитателей коммунистического мира. В произведениях писателя-рабочего была сделана попытка дать образец «новой утопии». Человека будущего Сандро Касянюк представлял хозяином природы, укротителем стихийных сил; герои его рассказов видели себя свободными, рутину заменяет механизированный труд.