Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Романа Суржикова

Отзывы (всего: 311 шт.)

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  6  ] +

Роман Суржиков «Полари»

Nogood, вчера в 19:12

Немного в шоке.

Столько воды ВОДЫ, я давно не читал. С трудом продираюсь сквозь чащу описаний, метафор, описаний метафор.

Представьте себе что вводится новый третьестепенный персонаж, и 10-20 страниц идет описание его быта, как пьет, ходит и о чем думает, как он родился, как его называла мама, как его обидели в детстве и т.д. и т.п. И потом оказывается что это стражник, вся роль которого — это красиво умереть.

Зачем? Зачем я потратил полчаса времени читая его жизнеописание. Такой плевок в душу. Такое неуважение к читателю.

Почему нет цензуры? Ну почему нет грамотного редактора? Почему никто не остановил это графоманство?

Есть такой фильм голливудский, «Гений» про гениального издателя, который помогал рождаться писателям, при этом безжалостно резал рукописи, выжимая самую суть. Жаль что Суржиков не встретил такого человека.

Не получается погрузиться. Сложно увидеть мир. Сюжет размазан. Обидно. Жаль потраченных денег.

Иногда раз в 50 страниц, есть хоть какая-то динамика. Можно приостановиться, попытаться погрузиться вновь, не получается. Сложное чтиво.

Читаю по 1 предложению из абзаца, хватает 6 секунд на страницу))

Этот месиканский сериал, можно смотреть с любой серии.

Мне кажется Суржиков — писатель одного романа. Да, захватил в начале, с трудом плетешься до конца, но в следующий раз, видя новую книгу этого Автора, я пройду мимо.

Оценка: нет
– [  -1  ] +

Роман Суржиков «Полари»

Isaya, позавчера в 17:58

сплошная графомания и никакой идеи, самое худшее что я читал

Оценка: 1
– [  1  ] +

Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»

aasfess, 6 февраля 20:20

После прочтения первой книги сразу понял, что эта история будет прочитана вся. Местами сюжет может излишне и затягивается, но какие же сюжетные повороты происходят на страницах книги — браво! Три сюжетных линии, начинающиеся в разных точках мира Полари, которым естественно суждено в дальнейшем пересечься и разогнать сюжет серии в геометрической прогрессии. Мир живой и интересный — помесь киберпанка, фэнтези, детектива и фантастики. Живые персонажи, великолепный антураж средневековья, переходящего в эру паровых (искровых) машин и воздухоплавания.

Оценка: 9
– [  -1  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

Уанси, 4 февраля 11:29

Огромное спасибо Роману за этот цикл! Просто гений! Я не знаю как выразить все свои эмоции!

Это было просто ЭПИЧНЕЙШЕ!

Я надеюсь, что все книги будут переведены на множество других языков и изданы в других странах. Желаю Роману, чтобы они не потеряли при переводе великолепие языка. Язык просто прекрасен! Книги невероятно прописаны. Сколько историй, сколько загадок, сколько неожиданных поворотов (я ни один не предугадал), сколько деталей мира, сколько разных глубоких персонажей!

Книги будут очень популярны в других странах 1000000000%

Остальное русскоязычное фэнтези просто закинуто на носилки и вынесено. Очень запомнилось крестьянское восстание — это во много раз лучше прописано, чем у Аберкромби, как и другие моменты в цикле.

Планка задрана с самой первой книги и держится до конца цикла. Совершенно не растянуто, объём такой, какой и должен быть.

При прочтении чувствуется, что последние тома находятся прям очень рядом с тёмным фэнтези, но Роман не сильно смакует подробности, и цикл остаётся в какой-то степени «добрым».

Я уже жду, когда на youtube будут выходить отзывы зарубежных буктьюберов на Полари.

Очень жду дополнительных книг мира Полари (когда-нибудь). Может быть, не продолжения, а каких-то историй, которые ещё больше расширяют мир и происходят в другом времени. Ну и, конечно же, мир колодцев.

Финал 11 из 10!

Всем недовольным — лысых хвостов.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

Mashadar, 3 февраля 12:41

Худший фанфик по игре престолов, автор тут вспомнил, что в игре престолов были пикантные сцены, но вместо нормального описания сцены автор решил из порнухи фразы взять, ну и 2/3 книги это вода, описания всего что угодно лишь бы сюжет не продвигался никак.

Еще автор пересмотрел 11 друзей Оушена, где в конце фильма показывалось как герои фильма сделали то, что сделали, так и у Суржикова, 90% книги ничего не происходит, а потом «гениальное» объяснение как это было сделано.

В общем даже для русскоговорящего сегмента эта серия посредственная, а уж сравнивать с нормальными авторами вообще смех. Лет 20 назад, когда были популярны фанфики по Гарри Поттеру, многие фанфики были в разы сильнее написаны и с намного более интересным сюжетом, но их писали в основном люди до 20 лет, а тут вроде взрослый человек написал, но читается так как будто ребенок 10 летний решил свой детский сюжет в виде взрослой книги написать.

Книги не рекомендую, куча потраченного времени впустую, оценки у автора завышены это 100%, реальная оценка что-то в районе 7 баллов должна быть.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

Topgrey, 2 февраля 15:24

Ради заключительной части цикла, пришлось перечитать ещё раз все предыдущие части. Освежить, так сказать, сюжетные линии. И как не странно, повторное прочтение снова-таки доставило мне удовольствие. Из своего опыта могу сказать, если книга интересна при повторном чтении, то это отличная книга, а возможно и шедевр. Не так много шедевров в моей копилке прочитанного, но цикл Полари заслуживает там находится.

Заключительная часть цикла тоже порадовала. Не хочу копаться в сюжете и персонажах. Кое-что мне не понравилось, но это просто крохи на фоне того, как в целом положительно я воспринял «Тень великого древа».

Очень порадовало, что Роман смог довести повествование до конца, при этом парадоксально оставил окончание неоконченным. И это правильно. Мне кажется, что подобные произведения не должны иметь банальный и простой конец. На некоторые вопросы читатель должен искать ответ самостоятельно.

Приятно осознавать, что мой соотечественник и современник способен написать нечто подобное. Роману творческих успехов. Ждём новых свершений.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Роман Суржиков «Полари»

Mashadar, 28 января 17:44

Серия просто убожество, тупые герои, тупой автор, примитивный сюжет, где почти все понятно с первых страниц, половина книг это вода, которая не влияет на «сюжет» и добавлена просто ради объема, кто считает это самостоятельным произведением тот видимо никогда ничего не читал, куча плагиата с именами и названиями.

Сравнение с игрой престолов просто смешно, игра престолов это просто шедевр по сравнению с этим вот «произведением», у Мартина все в порядке с логикой и сюжетом, а у этого Суржикова просто набор глав, где персонажи меняются на 180 градусов просто потому что так автор с чего то захотел и логики в действих персонажей почти нет. Главный «злодей» понятен уже к середине второй книги, настолько автор не парился с тем чтобы хоть как то постораться и спрятать его, все его потуги перевести все на этого священика смешны до нелепости.

В общем уровень книг это детский сад, определенно автор не стоит внимания и цикл можно пролистать и забыть, второй раз читать нет никакого желания, настолько посредственная серия.

Почему данный автор так высоко в рейтинге непонятно, ничего оригинального в цикле нет, ворованные имена и названия, из оригинального, чего нет у других авторов только предметы, но в 5й книге после описания как они работают, становится понятно, что автор переиграл в дешевые компьютерные игры и не смог придумать ничего стоящего по управлению этими предметами, после главы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в которой тупого мечника учат как пользоватся перстом
просто появилось желание удалить это и забыть вообще, настолько этого убого выглядит и по детски..

Оценка: 4
– [  -5  ] +

Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»

Isaya, 19 января 14:22

Самая скучная книга которую я читал, не советую никому такое испытание

Оценка: 1
– [  2  ] +

Роман Суржиков «Пассажир»

Михалка_79, 12 января 10:59

Приятное возвращение в любимый мир со старой знакомой, чей весьма неординарный и острый ум раскрывает мистическую загадку таинственного пассажира.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»

Tenarii, 6 января 23:12

Когда я взял эту книгу в руки, у меня не было никаких ожиданий. Красивая обложка, еще один эпический мир. Искренне скажу, что книга мне понравилась. Приключение было захватывающим. Спасибо автору.

Мне оказался не симпатичен никто из героев. Автор так хорошо описал их недостатки, что желание быть ближе к герою и испытывать эмпатию отпадало совершенно. С другой стороны, мне видится, что сам автор местами иронизирует над своими героями, над недостатками и простотой. Именно в роль ироничного наблюдателя и вовлекла меня в историю. Местами я ловил себя на мыслях, что вот такие же лавочные рассуждения были услышаны мной недавно где-то в жизни. Сюжет простоват и легкок одновременно. С одной стороны, я легко шел по нему вечер за вечером, с другой, там не было желания разобраться в глубине и проанализировать и смысл фраз героев и их влияние на сюжет. Хороши были и некоторые иллюстрации, т.к. местами они передавали эмоции.

Не знаю, захочу ли перечитать книгу, но продолжение держу в руках. Надеюсь, дальше будет лучше.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Роман Суржиков «Пассажир»

Valteron, 28 декабря 2024 г. 23:02

Цикл Полари уже давно прочитан и оценен по максимуму. И тут Роман публикует в авторских заметках данный рассказ. Просто прекрасно. Все вы знаете, как интересно вновь вернуться в тот мир, который был так по душе во время чтения.

Мало кому из писателей удается качественная и интересная межцикловая история. Но вот у Суржикова с этим все в порядке. Сеттинг Полари со знакомыми героями и детективная составляющая с элементами мистики, вот короткое описание того, что вас ждёт.

Я доволен, а цикл стал ещё чуть больше. Ведь пройдет несколько десятков лет и Мир Полари станет классикой фэнтези.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Роман Суржиков «Полари»

Thornbird, 12 декабря 2024 г. 13:53

Обычно я предпочитаю пожестче…;) Это я о степени затемненности фэнтези, а не о том, о чем вы подумали) Почему? Потому что люблю реализм. Считаю его вершиной литературного творчества. Мир должен отображаться в книге таким, какой он есть, без прикрас. И фэнтези тут не исключение, как и фантастика, как и любой досужий вымысел. Придумал мир — будь добр, сделай его убедительным, чтобы читатель поверил, что где-то, в каких-то параллельных вселенных он действительно существует в соответствии со всеми человеческими законами и законами природы. Темные века в истории человечества полны жестокости, и конкретно Средневековье — довольно суровый мир, где нет места особым сантиментам и слабостям, поэтому и от средневекового фэнтези я ожидаю того же. Отвечает ли этим требованиям цикл «Полари»? И да, и нет… Хорошо ли это? Неплохо… Понравилось ли мне при этом? О, да! Пожалуй, впервые я пошла на уступку своим принципам и приняла вместо темного фэнтези темную сказку, от которой невозможно было оторваться… Особенно приятно, что автор молодой, а это значит, что у него еще все впереди, и он порадует нас не менее выдающимися сагами, может быть, такими же волшебными и светлыми, а, может, и более суровыми и циничными со временем… Кто знает?

Почему это сказка? Потому что она мудрая и справедливая, потому что в ней торжествует добро, благородство, любовь, разум. Потому что главный герой (Эрвин Ориджин) — Мэри Сью, и я опять же впервые этому не противлюсь. Почему бы и нет? Идеальный стратег, который практически никогда не ошибается, идеальный благородный аристократ, который всегда держит слово и следует законам чести, с достоинством выходит из любых испытаний и с одинаковой иронией относится как к себе, так и к окружающим. Приятно верить в такого, приятно идти за ним в огонь и в воду, крушить непобедимых врагов, штурмовать Фаунтерру, защищать Первую Зиму, праздновать победы…

Несмотря на обилие довольно кровавых и жестоких сцен, на них все-таки не делается акцент. Они как бы проходят вскользь, не превращая хороших людей в моральных ничтожеств. Смерти тоже не становятся кровавым кошмаром, скорее, мудрым уроком. Пожалуй, все главные герои с достоинством выходят из уготованных им испытаний. Плохие получают по заслугам. Может, все они по-своему идеалы автора? Идеальные суровые воины, идеальные прекрасные дамы, идеальные мудрецы, идеальные правители (каждый по-своему), идеальные злодеи... В первых книгах это особенно бросалось в глаза, к концу акценты немного поменялись, добавились разные оттенки, контрастные краски, тем не менее, суть осталась прежней… Мне почему-то не хочется подробно останавливаться на каждом персонаже. Но ведь именно за персонажей мы цепляемся, когда нас цепляет книга в целом. Ну как было не проникнуться историями хитрого, но ранимого купца Хармана, благородного, но простодушного и гордого воина Джоакина, высокомерного и самовлюбленного, но не лишенного ума Адриана, доброй, мудрой и любопытной, но наивной Миры, сурового, но справедливого Джемиса с его верным псом, жертвенной и хрупкой, но сильной духом Ионы, жестокосердной и гордой, но бесстрашной Аланис, пронырливого и проницательного, но порой по-человечески мягкого Ворона, темного Пауля и светлого Нави? Даже в степниках и болотниках есть нечто такое… что по-своему заслуживает уважения и завораживает… Также линии Мартина и Виттора Шейланда заслуживают внимания и некоторого сопереживания.

В основе всего лежит, конечно, детективная составляющая, единая интрига, которая не ослабевает практически до последних страниц последней книги. Это, определенно, талант — до конца не раскрывать всех козырей, выдавать ответы на загадки дозировано, в положенных местах. Но что для меня особенно скрасило повествование — это легкий юмор и моменты теплоты и спокойствия в промежутках между страшными, жестокими, темными испытаниями… Чашечки кофе со сладостями в уютных кафе, украшенные к празднику города, балы, путешествия, военные байки у костра, притчи Судьи и истории Ворона, колкости Карен и Мэнсона, а также немножечко любовных сцен (совсем чуть-чуть, суровые мужики могут спокойно начинать читать, не краснея, — это не про романтику…;))

Что касается сюжета и вымышленного мира, то тут остается только молча снять шляпу и поклониться автору. Была проделана колоссальная работа, кропотливая и тщательная. Вроде, сколько всего уже написано на тему средневековых приключений и миров, но вы попробуйте все это закрутить именно так и сохранить при этом единую логику! Вы реально считаете, что цикл окончен? Ну да, автор его завершил, но очевидно же, что это та самая «Бесконечная история», которая будет существовать в голове каждого читателя, не лишенного воображения, во веки веков и еще долго будет его будоражить. К слову, и для себя автор оставил открытый финал и массу незавершенных сюжетных линий под вопросом. Историю можно продолжить. А можно остановиться и самим додумать, как сложится дальше судьба героев, тем более что выбор-то перед ними стоит глобальный — прямо сейчас к звездам или темные века долгих и трудных познаний, война или мир, быть или не быть?

Вот такие впечатления оставил цикл, который теперь всем рекомендую и даже немного завидую тем, у кого это захватывающее путешествие еще впереди)

Оценка: 9
– [  7  ] +

Роман Суржиков «Полари»

Teabag, 2 декабря 2024 г. 12:02

Рано или поздно вам обязательно попадётся рекомендация прочесть «Полари» Романа Суржикова. Правда, окажется, что это не отдельная книга, а приличных размеров цикл, и вдобавок, дебют начинающего писателя. Всё вроде бы указывает на ещё одну заурядную историю в фэнтезийно-средневековом сеттинге, которых, мягко говоря, немало. Но стоит только начать читать...

В какой-то мере сработает жанровая скидка: типичное окружение позволяет без труда освоиться. Замки, феодалы, крестьяне, церковь, и даже император — здесь всё традиционно. А вот династии, названные по именам основавших их когда-то Праматерей, да и сам обычай вести род по матери, а не по отцу — эта особенность привлекает внимание. Праматерей принято упоминать в установленном порядке, «по старшинству», так определяется влияние династии в обществе. И дело не только в самой идее, важнее насколько глубоко она «встроена» в текст: особо почитается священная (по количеству первых Праматерей) восьмёрка и производные от неё числа; по именам Праматерей названы монеты, их перечисление используют при счёте времени, и вообще упоминают при любом удобном случае. Всё это — качественно выполненная работа писателя, и её совсем не ожидаешь увидеть в «дебюте начинающего автора».

Но вначале привлекает даже не оригинальность замысла, а добротность, качество текста. Раз за разом попадается удачный образ или к месту применённый эпитет. Кроме того, у цикла есть как минимум ещё одно достоинство — персонажи. Вначале автор сам, намеренно, держит их в фокусе, отставляя развитие сюжета в сторону, хотя ввести действующих лиц в сюжет задача уже сложнее, чем вписать свои идеи в знакомый антураж.

Положительную оценку можно было бы ставить почти сразу — и всё равно нельзя просто так прекратить анализировать текст. Поначалу хочется на чём-то «срезать» автора, найти недочёты, справедливо не ожидая от новичка ничего выдающегося. Но здесь точно не тот случай: постепенно раскрывается и усложняется сюжет, происходящее подчинено строгой логике, у поступков героев обязательно есть мотив — всё это качественно выделяет «Полари» из массы подобной литературы. И даже больше: замеченная вначале добротность перерастает в глубокое погружение в тонкости. Отдельное внимание — к тому, как всё устроено: религия, военное дело, финансы и парламентская система. А ещё — разнообразные проявления технического прогресса, электричество — существуют же электрические поезда, своего рода «фишка» Полари.

Автор начинающий, до этого неизвестный — но с какого-то момента становится совершенно невозможно продолжать относиться к нему, как к начинающему. Постепенно Полари обретает черты довольно неудобного, жёсткого мира. В описаниях всё честно: средневековье как есть, с присущими тому времени неприглядными атрибутами. Войны, кровь, смерть — уж точно не романтическое фэнтези «по умолчанию», каким могло бы показаться вначале. И это неизбежно вызывает аналогии с Аберкромби, Мартином, Сандерсоном и остальными авторами «тёмного фэнтези». Можно спорить, насколько аналогии оправданы. Но главное — сам факт серьёзного сравнения начинающего писателя и мэтров фантастики, обладателей премий и многомиллионных тиражей. Стоит наконец принять это, убедиться что «Полари» выдерживает такое сравнение — и читательский скептицизм окончательно проходит. Можно уже не проверять текст, и позволить себя увлечь.

И не зря, ведь в тексте «спрятан» классический конфликт автора и читателя. Автор хочет многое показать, объяснить связь событий, причины поступков — чтобы в итоге мир получился цельным. Читателю же важно не потерять интерес к происходящему, не обращать внимание на «лишнюю» информацию, а только двигаться по сюжету. Удержание внимания читателя ровно до нужного предела, и то, как автор создаёт, а затем поддерживает этот баланс — самое главное достоинство цикла. Поэтому с одной стороны, «Полари» — это головоломные интриги и хладнокровная борьба за власть, а с другой — сомнения и спонтанность решений. Уверенность в своей правоте — и ошибки, вызванные такой уверенностью. Строгое планирование — и резкие повороты сюжета. При желании, можно ещё больше погрузиться в психологию персонажей, разобраться в мотивах. Или наоборот — изучить особенности ведения войн. Можно вдобавок воспользоваться картой (а есть официальная карта Полари) и выяснить, чем выгодно то или иное соседство, и насколько применимы разные тактические схемы. А можно просто читать — и всегда найдётся, на что переключить внимание.

Одно плохо: из-за подробных описаний объём информации растёт. И даже когда кажется, что мир уже достаточно полно описан, всё равно возникают новые сюжетные линии. По тексту видно, что цикл был продуман весь сразу, а значит, и эти новые знания даны не ради объёма. Вот только усваивается информация не так легко, как хотелось бы — нужен ещё один способ сохранить читательский интерес.

Настало время клиффхэнгеров — самого мощного и самого беспощадного приёма для удержания внимания. Они уже встречались в конце каждой книги, но перед финалом начали попадаться гораздо чаще — и снова вернули в фокус персонажей. В результате действительно эпичная картина финального сражения «дробится» на множество ракурсов, это позволяет легче осознать её масштаб. Но полной неожиданностью оказалось новое, ещё более глубокое отношение к персонажам — сопереживание. Даже когда приходилось отложить книгу, внимание так и оставалось «внутри». Непонятно как, но вне чтения постоянно находилось время подумать не только о дальнейшем развитии сюжета, но и о судьбе персонажей — и тем самым отвлечься от ежедневного хаоса. Это впечатление от цикла и от финала в частности, кажется, просто невозможно оценить.

Но финал всё равно удивил. Сама суть Полари всё это время находилась рядом, но вне поля зрения. Тем ценнее развязка — сюжетные линии сходятся в одной точке, и судьба всего мира будет решена... Вот только финал оказался нетипичным — открытым, что неожиданно для рационального мира Полари. Придётся уже самостоятельно, без автора, строить предположения, как всё могло бы случиться, искать в тексте подтверждение своих догадок. Дальнейшая судьба многих персонажей так и будет невыясненной — как плата за открытый финал. Из-за этого «послевкусие» от цикла останется очень и очень надолго — этого времени как раз хватит, чтобы полностью осознать концовку.

А потом автор удивил ещё раз. Пусть это не продолжение основного сюжета — он завершён. Но теперь есть «Фантазии» — личные истории персонажей, недостающие фрагменты этой истории. Лучшего завершения, пожалуй, и желать нельзя.

Читайте «Полари«! Хотя бы для того, чтобы убедиться, что та, самая первая рекомендация прочесть «цикл про феодализм, электричество и поезда» — она была не зря.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Роман Суржиков «Полари»

Rem1, 24 ноября 2024 г. 04:24

Дочитал цикл. Вчера. Два дня подряд думал включать аудиокнигу, чтобы легче было уснуть. Но сюжет последней книги настолько захватывающий, что уснуть не удалось. А концовка — ух! Прям отличное завершение.

В целом цикл начинается неспешно и читать поначалу было не очень интересно. Но! Когда книга за книгой влюбляешься и сопереживаешь персонажам — невозможно оторваться.

Честно говоря, я упустил многие моменты и ляпы. К примеру не понял

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
почему прародители (экипаж межзвездного корабля) могли использовать предметы, а пассажиры нет; забыл откуда Минерва научилась говорить с предметами. Качели характера персонажей тоже могли бы вызвать скепсис, если бы уже не привык и не влюбился в них

Но цикл — шикарен.

На уровне Игры престолов, а может и лучше. Тем приятнее, что автор отечественный. Мир проработан до глубины. Персонажи — тоже. Сюжет и построение сцен — одно загляденье. Темпоритм произведения редко проседал (может в первых книгах и да, но я уже не вспомню). Конфликт есть почти в каждой сцене.

Однозначно 10 из 10. Жаль, что бумажную версию книги купить себе на полку очень проблематично. Но Суржиков — однозначно по уровню топ-фантаст не СНГ, но мира. Уважение и большое спасибо за приятные эмоции при прочтении цикла.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»

kira raiven, 4 октября 2024 г. 19:26

Пишу отзыв по свежим впечатлениям. Только что закончила слушать аудио-версию книги.

Я прочитала несколько отзывов, не все конечно. Поразило то, как много известных мне фантлабовцев не поставили оценку, но написали отзыв. Возможно, потому что автор среди нас. )

Считаю, что этот роман — событие. Эпическое повествование, продуманный мир, изменение характера героев...В этой книге сама структура повествования, масштабность происходящего и некая манящая перспектива дают ощущение особой наполненности. Я имею в виду, что предвкушение от будущих событий, разворачивающихся в книге, — это немаловажная радующая составляющая, особенно, когда читаешь эпическое произведение.

Конечно, сложно, вряд ли возможно в наше время придумать что-то новое, и поэтому кажется, что многие детали или даже образы привнесены откуда-то еще, прямо можно называть откуда. Однако, в этой книге все смотрится очень гармонично. Даже когда видишь сквозь интригу, это добавляет остроты ощущений, так как автор уже неоднократно доказал свое умение успешно поворачивать сюжет в некоем малопредсказуемом русле. Даже если примерный ход дальнейших событий был ясен, но при этом в моменте видишь, что следующие ходы были совершенно неожиданными.

Сами характеры — супер. К сожалению, видимо, надо читать, а не слушать. Я очень довольна тем, как читает всем известный КГ, но при этом его восприятие той или иной роли накладывает отпечаток на мое восприятие, и уже сейчас понятно, что некоторых героев и героинь я вижу иными. Имейте в виду, те, кто слушает.

Мне очень импонирует стиль мышления автора, и мне не очень понятны отзывы, где читателям трудно идентифицироваться с имеющимися персонажами. То есть, с Горлумом, к примеру, проще идентифицироваться, чем с Монетой?.. Ну, возможно.

А вот сама художественность текста для меня несколько утеряна. Есть эмпатия, есть живой интерес к происходящему, а вот сама образность и вязкость картины однозначно в моем случае ускользает. Сюжет, характеры и мир — это еще не все, конечно же. Проглядывает этюд, их много, их просто калейдоскоп, но не сама картина. Она то есть, то нет, и дорисовываешь сам, но фасеточность не особо помогает.

Тут многие пишут о том, что бои должны быть описаны четче, полнее, и их вообще мало. Для меня это вторично. Много «воды», ну не без этого, я списываю это на особый стиль автора.

В итоге — читать однозначно. Буду читать следующую книгу. Мне интересен и автор, и весь цикл. Надеюсь, что с каждой новой книгой мастерство автора, который еще и мой современник, будет только расти, и это здорово.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

polarisru, 3 октября 2024 г. 17:31

Абсолютно шикарный цикл, равный которому по достоверности описываемого мира найти вряд ли получится. Мощные герои, разнообразные повествовательные линии, множество событий, но с каждой книгой было читать все труднее и труднее по причине значительного объема, который в целом не играл особой роли в сюжете. Особенно чрезмерно объемной получилась последняя книга цикла, а уж конец вообще перечеркнул чуть ли не все удовольствие от завершения эпической картины. То, что все в итоге скатится ко вполне разумному объяснению в стиле более-менее твердой НФ, было достаточно ожидаемо, но то, как сделал это автор, заслуживает всяческой критики.

Я понимаю, что в самом начале цикла невозможно предусмотреть все, и какие-то нестыковки и провисания сюжета могут появиться, но тут уже речь не о мелочах, а о самом мире Полари.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот кто сможет мне объяснить, как общество сумело деградировать за неполных две тысячи лет во вполне контролируемых условиях терраформирования до уровня феодализма с уровня, значительно превышавшего текущий уровень развития человечества и не сильно уступавшего (иначе каким образом Пауль и Нави преспокойно освоили все предметы, появившиеся в том числе и в самом начале истории) текущему в книге? Кто расскажет мне, откуда взялись вообще полностью дикие кочевники? И каким образом они уже существовали во времена Праматерей и Праотцов, если по легенде они все являются потомками пассажиров звездолета? Лично я ожидал, что все закончится той самой катастрофой звездолета, но на планете, где уже была разумная жизнь, близкая по биологии к человеческой, тогда все было бы логично, но в повествовании автора это — даже не дыра, а Бездонная Пропасть. С первокровью тоже ничерта не понятно, почему она дает власть над предметами, откуда взялась и куда делась. По-моему, автор очень вольно оперирует столетиями и не вполне понимает, что может быть реальным, а что — вряд ли.

Ну а в данном томе я практически полностью пролистывал все главы с Джоакином, более мерзкого персонажа даже трудно себе представить. Граф, Мартин, патриарх — это понятно, это зло, оно бывает таким, у него своя правда и свои правила игры, но вот этого садиста понять вообще невозможно, такие метаморфозы в реальности, когда тебя мотает из крайности в крайность, по-моему, крайне маловероятны, тем более, когда тебя лично война уже вообще не касается.

Оценка: нет
– [  14  ] +

Роман Суржиков «Полари»

Adiga-man, 13 сентября 2024 г. 21:00

Если коротко, то это лучший фэнтези-цикл, который я читал, тьма меня сожри!

А если подлиннее, то мой низкий повтор автору, который сумел написать 6 прекрасных, захватывающих, запутанных и напряжённых книг. Да, книги довольно объёмные, в них много описаний и разжёвываний разных тем. Но это, как ни странно, не напрягает. Я, хоть и прекрасно осознаю, что автор своевременно и красиво окончил цикл, был бы не против ещё 6 книг объёмом по 1 000 страниц. Автор создал действительно достоверный и прорисованный мир. И книга, которая начинается как какой-то альтернативный исторический роман по ходу действия превращается в фэнтези, а затем оказывается, что это по итогу смесь технофэнтези с научной фантастикой.

Герои, их тут много, они объёмные, живые, настоящие. И даже самому последнему гаду ты сопереживаешь и это, по-моему скромному мнению, и есть показатель таланта автора, когда он заставляет тебя сопереживать не только главному положительному герою (хотя чисто положительных героев в этих книгах вы почти не найдёте), но и злодеям. Потому что злодеи не картонные, а живые люди, со своей чёткой мотивацией и непробиваемой логикой.

По итогу, это один из лучших циклов, с лихо закрученным сюжетом, который не отпускает тебя, пока ты не перевернёшь последнюю страницу. А финал книги, это моё почтение. Настоятельно рекомендую всем любителям хорошего фэнтези к прочтению.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Роман Суржиков «Лишь одна звезда»

Pobeda, 29 августа 2024 г. 01:48

Обворожительно прекрасно!

Какие же живые, яркие герои! Какие повороты! Угрюмые тайны, ошеломительные открытия, смердящие сцены, бесконечный калейдоскоп чувств и эмоций.

Итак, я разочаровалась в Адриане, хоть и не сразу (сложно было поверить), потом очаровалась обратно (со скрипом, потому что сложно было поверить), возрадовалась, испугалась за Эрвина. А через несколько мгновений (может дольше — сложно сейчас сказать более точно, потому что страницы летели, как стрелы), продираясь сквозь мучения бедняги Мэнсона, я получила удар под дых такой силы, что, кажется, не дышала, пока не закончила книгу.

В моей голове набатом гремит один и тот же вопрос: что дальше?!

Это не вопрос о том, что же дальше будет делать автор, я вообще забыла о том, что это написанный Романом Суржиковым цикл фэнтези! Я просто была внутри истории, я была с Эрвином, Минервой, Адрианом, Мэнсоном, Джоакином, со всеми ними.

Мы поняли, что всё случившееся — дело рук третьей силы, и, очевидно, план этого приспешника Тёмного Идо удался (хотя сложно разгадать, какого конкретно исхода он добивался); так что же теперь будет со всем Поларисом? Вот что волнует и пугает.

Цикл ворвался в мой ТОП 2024, и больше скажу, я почти готова отдать ему первое место! Не знаю, дожмёт ли меня третья часть, но я на грани. А ведь была уверена, что первенство уже определено! Да уж. Мощь!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

kc_duke, 22 августа 2024 г. 17:47

Я смог! Я дочитал!

Очень неоднозначное впечатление оставила книга и серия в целом. С одной стороны отлично прописанные персонажи, каждый со своим характером. Живой, оригинальный мир. С другой- ну очень затянуто. Ну очень тяжело заставить себя читать. Практически не держит в напряжении. Но я прочитал и ни о чём не жалею!

Оценка: 7
– [  5  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

wg1973, 19 августа 2024 г. 09:13

Автор одержал убедительную победу за то что бы читатели отдали свое время — внимание ему, и его произведению. Два года, а может быть и все все три читал- слушал, слушал-читал это реально эпическое произведение. Сложно наверное найти будет аналогичный цикл. Провести повествование по тонкой грани не свалившись в сказки, или в банальный постапокалипсис это сложно, но у автора получилось. А открытая концовка это отлично, книги не должны давать ответы, они должны давать пищу для ума. А не что так не возвращает к мыслям о книге как открытая концовка.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Роман Суржиков «Душа Запада»

Pobeda, 15 августа 2024 г. 00:08

Великолепно! Именно такой я и знаю Южанку. Пылкой, честной, безрассудной. И сердце радуется, что у Миры есть такой хороший друг. Уверена, Бекка спасёт Северянку.

Очень радует динамика в рассказах. И как же отлично автору удаётся показывать любого персонажа! Истинное наслаждение!

Сюжет движется на всех парах!

Я пребываю в крайнем возбуждении от грядущей заварушки!

Спасибо, Роман Суржиков!

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Роман Суржиков «Плакса»

Pobeda, 14 августа 2024 г. 23:20

Великолепная интерлюдия! У меня всё внутри прямо бурлит!

Как же тревожно за Миру!

И вновь, филигранно раскрытый персонаж, даже в таком малом объёме произведения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда в конце первой части говорили про монастырь с молчащими монахинями, я даже представить не могла, что это за ужасное место. Строжайшая дисциплина, естественно, граничащая с абсурдом, лишения, тяжелая работа — и это всё для семнадцатилетней девчонки, которая раскрыла заговор, нашла убийц отца и которую две недели травили ядом.

Что же будет дальше?

Оценка: 10
– [  1  ] +

Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»

Pobeda, 14 августа 2024 г. 21:26

Итак, первая часть завершена. Для начала пришлось долго караулить книги на маркетплейсе, но мне удалось их получить, и, несмотря на то, что такой огромный цикл, к тому же ещё не дописанный, не входил в мои планы в 2024 году, я не удержалась. Я начала читать.

И читала я до ночи, лишь бы закончить книгу.

Сначала всё шло медленно и это раздражало. К тому же, меня злила каждая глава под названием «Монета», и хотелось, чтоб «Стрела» и «Искра» тянулись подольше. До конца второго тома я так и не смирилась с pov «Монета», несмотря на пару захватывающих поворотов сюжета.

Абсолютно очаровал Эрвин Ориджин! Обожаю таких интриганов! Минерва тоже мне приглянулась, детективная линия увлекала и не отпускала, хотя часть загадки я разгадала гораздо раньше девушки.

Думаю, не будет спойлером, если скажу, что в первой части сюжет движется крайне неторопливо, но у концу все разворачивается довольно бодрым темпом. Обстановка накалилась, все узлы затянуты, все ружья развешены. Пора браться за вторую часть!

Мне это напомнило Аберкромби, у меня были схожие ощущения при чтении «Первого закона». Кстати, магии тут не ждите, её нет. Да, есть Предметы, которые, по идее, обладают какими-то сверхъестественными свойствами, но увидите вы это пару раз. Может, в следующих книгах цикла повезёт больше. Для меня это ни плохо, ни хорошо, просто факт.

Хочу отметить, что автору удалось написать свою работу так, что во время чтения как будто фильм смотришь, причём, в 5Д. Историями главных героев проникаешься, ты уже как бы с ними, за них, ты не сомневаешься, что где-то там, существует этот самый Полари.

С огромным энтузиазмом и удовольствием принимаюсь за интерлюдии перед второй частью. И благодарю автора за прекрасный труд!

Оценка 8 из 10

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»

VovaZ, 11 августа 2024 г. 08:56

Светлое будущее мира Полари – развитой феодализм + электрификация всей страны.

Яркий и динамичный роман, в мире электрифицированного средневековья можно было бы назвать «Игра престолов лайт», однако события в мире Романа Суржикова куда человечнее и прагматичнее франшизы Джорджа Мартина. Магии и драконов мы не встречаем, по крайней мере, в начале сюжета. Пока что их заменяют технологии, доступные пониманию, и не очень.

Традиционно идут три сюжетных линии (стрела, монета, искра), на начальном этапе независимые. Вероятно, в дальнейшем 3 ГГ встретятся. Сюжеты линейные, достаточно интересные.

Сценизм высокий и колоритный. Суржиков даёт драйв, показывает красоту и яркость своего мира, будь это лес, непроходимое болото или имперская столица. Персонажи героев живые, глубокие и динамичные.

В целом роман читается легко, и с интересом.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Роман Суржиков «Полари»

gramlin, 31 июля 2024 г. 14:21

7 тысяч страниц — это вам не шутки. После такого объёма трудно уже как-то оценивать произведение — ты с ним свыкся и сжился, там тебе все как родные. У цикла есть один плюс и один минус. Плюс в том, что это достаточно качественная история: мир, сюжет, персонажи — всё крепко сделано, читать интересно. Настоящее эпическое фентези с властью в государстве и историей мира на кону. Минус — в размере произведения. Много лишних сюжетных линий, лишних героев, лишних глав. Видно что автору нравится его мир, и он старается добавить туда всё подряд: и викингов, и ниндзя, и паровозы, и морских чудовищ, и пришельцев... Это дополнительно плохо тем, что все 6 книг это сквозная история, без каких-либо промежуточных итогов. Если бы автор логически разделил её, и добавлял в каждой новой книге новые витки основного сюжета, и новые части мира — было бы норм, но в текущем виде это обилие второстепенных глав в которых сюжет и интерес провисают.

Это, конечно, не тёмное фентези. В интервью автор сказал что отождествляет себя с парой главных героев, и, соответственно, и получились они добрыми и жалостливыми. Хотя в целом, с характерами у автора не плохо: всегда есть объяснение поступков, хорошо раскрыты мысли и причины поведения. Мне очень понравилось как в одном месте описывались события глазами двух персонажей, и каждый из них считал другого конченым мерзавцем. Понравилось описание изменений героев (иногда и излишне прямолинейное типа «решил быть добрым»).

Если хотите попробовать, но боитесь — можете прочитать один из рассказов, которые автор вставил между основными книгами, например «Говорящий с богом» или «Полезные люди» — спойлеров в них не очень много, а с миром и стилем автора вполне можно ознакомиться. Первая книга для ознакомления подходит плохо — она очевидно слабее остальных.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»

ebby, 28 июля 2024 г. 20:06

Не дочитала. Очень скучно. Неинтересные персонажи занимаются неинтересным делами в неинтересном мире. Откуда этот рейтинг, ума не приложу, совершенно беспомощно.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»

nymphlover, 19 июля 2024 г. 15:10

Началась книга так, что пришлось побороться с желанием тут же её закрыть. Но буквально через пару абзацев я вдруг втянулась.

Поначалу ужасно злилась, когда — всегда на самом интересном месте — глава заканчивалась, а в новую главу каждый раз нужно было вникать. Но очень скоро я оценила это свойство романа. Будь он написан иначе, я бы не спотыкалась и, пожалуй, прочла бы его за день-два, очень уж захватывающие приключения.

«Без помощи вашей» очень крут. Язык хорош, я давно не видела такого языка, у каждого героя своя речевая характеристика. Психология мне показалась очень точной, я даже засомневалась, что автор мужчина, так уж он хорошо понимает самых разных людей. Впрочем, талантливые писатели-мужчины тоже встречаются.В конце романа Суржиков позволяет читателю угадать один сюжетный поворот, чтобы читатель мог почувствовать себя немножко умным. Читать всем!

На этот момент я начала второй двухтомник и удивилась, насколько это другая книга. «Полари» идёт по пути Гарри Поттера — первая книга волшебная, нежная и сказочная, а следом начинается какая-то жесть. Жесть, впрочем, интересная — не оторваться.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Роман Суржиков «Кукла на троне»

gramlin, 12 июля 2024 г. 15:49

Сложно писать рецензию когда читаешь уже четвёртую тысяч страниц из одного цикла. Герои уже как родные, просто следишь за их приключениями не обращая внимания на провисания сюжета или огрехи повествования. Автор, конечно, фантазию не сдерживает: кочевники, нинзя-отравители, торговцы гаремами, даже психушка в средневековых декорациях. Понятно, зачем ему такой огромный цикл. Отметил интересную особенность: некоторые герои мне нравятся, другие — нет. Почитав рецензии увидел, что у других наоборот. Т.е. автор умеет в характеры всё же, хотя это и не так очевидно с первого взгляда.

Цикл дочитывать однозначно буду, но вот рецензии наверное больше не буду писать — я просто уже не отделяю одну книгу цикла от другой.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Роман Суржиков «Полари»

geljazny, 8 июля 2024 г. 18:10

Это лучшее, что со мной случилось в литературе за последние 5-6 лет. Невероятное по качеству проработки, языку, сюжету произведение. У этой серии есть только три минуса: то, что она кончилась; то, что пока не закончишь читать, будешь ходить не выспавшийся и то, что финальная книга недотягивает по качеству до начальных. Многие персонажи, которые развивались на протяжении всех книг, в последней, почему-то, стремительно деградируют.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

Black_M, 8 июля 2024 г. 16:29

Неплохое окончание серии, но и только. Для отличного не хватило окончания всех сюжетных линий и завершенности. В лучших традициях, автор предпочел оставить дописывать произведение читателям. В минусах также скомканность повествования. Явно Роману надоела возня с этим миром и он решил по-быстрому кого-то укокошить, кого-то сделать победуном, а на кого-то вовсе наплевать, оставив повествование незаконченным. Такое впечатление, что изначально планировалось написать еще одну книгу, но автору все надоело и он решил закончить дело одним писательским наскоком, в результате которого пострадала проработка персонажей и их судеб. Плюс один — закончил. Вон Мартин, который Джордж, так и этим похвалиться не может.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Роман Суржиков «Люди и боги»

carex69, 29 июня 2024 г. 11:26

Это отзыв для тех, кто не читал. Трудно представить, что некто, прочитав первые четыре романа, остановится перед продолжением. Однако в том, прямо скажем, небольшом количестве отзывов достаточно низких оценок и, в особенности читатель, который серию совсем не читал, а только примеряется, может случайно проскочить мимо самого важного, что случилось в русскоязычной фантастике лет за 20 точно.

Совершенно сознательно перечитал Люди и боги. Узнав, что доступен шестой (по видимому заключительный) роман серии, решил восстановить в точности предшествующие события. Так получилось, что когда пятый роман стал доступен, я проглотил его буквально за 3 присеста и, конечно, что-то понял, что-то не понял, что-то вообще не заметил, что-то даже и пролистал. А тут было время, ну и...

В целом хорошо, местами очень хорошо, в любом случае не хуже предыдущих томов. Что настораживает?

1.Где Вы, уважаемые читатели, увидели фэнтези? Да, в этом мире присутствует достаточно развитая божественная система, да, некоторые как-бы боги даже спустились на землю. Но разве тянут они на богов? Ну а предметы, это ведь просто высокотехнологичные устройства, в их действии нет ничего магического. Инициация с помощью первокрови выглядит несколько натянуто, но почему бы и нет? Система управлением предметом с помощью простенького упражнения на концентрацию внимания не впечатляет, но и не противоречит возможностям технологии. Нечто подобное уже существует на уровне продвинутого эксперимента.

2.Люди и боги первый роман, при чтении которого у меня возникло подозрение, что я вообще не правильно понимаю сущность мира. И, само главное, а есть ли этот мир вообще. Как-то все больше и больше подозрений на масштабную цифровую симуляцию с полным погружением. Этакий высокотехнологичный аналог ролевой игры в открытом мире. Тут все встает на свои места. Вот тебе различные фракции, принадлежность к той или иной фракции определяет соответствующие характеристики. Вот тебе несколько героев на отыгрыш. А вот персонажи, имеющие некие исключительные способности. И тогда становится понятно, почему Пауль такой бессмысленно жестокий, это отыгрыш персонажа, очки характеристик которого растут только при убийстве. А Натаниэль повышает свои характеристики, производя расчеты, ему нужны «числа», иначе он не может просчитать собственное выживание, потому что он ни мечем, ни луком, ни щитом. И мир хоть и большой, но тем не менее ограничен рамками, за которые не выйти. Ну и Дары — это ведь лутбоксы, разве нет?

3.Можно посмотреть на мир и с другой стороны. Этакое прогрессорство, столь любимое в отечественной фантастике, но с легким поклоном в сторону Князя света Желязны. Ну мы, конечно, не боги, но одеяния богов нам по вкусу. Мы распределили их между собой, не забыв про атрибуты. Попытались построить совершенное общество, но все как-то не так, придется вмешаться.

Мне, конечно, очень интересно, что все таки имел ввиду автор. При этом не хочется разочароваться. Не всем, далеко не всем, удавалось с честью решить проблему финала. Я бы не отказался, если бы эпос продлился еще томов на 5.

В рамках жанра — шедевр. Обязательно к прочтению.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Роман Суржиков «Лишь одна звезда»

gramlin, 27 июня 2024 г. 14:59

Эту книгу я начал читать случайно, не планировал после первой, но как-то больше ничего под рукой не оказалось. И именно после неё, а не после первой, я решил вписаться во весь цикл. Автор стал лучше писать: меньше провисаний, плотнее сюжет. На объем это не повлияло — опять 900+ страниц или 20 часов аудио. По сюжету автор полностью продолжает первую, и использует те же литературные приёмы, применяя разные жанры в разных сюжетных ветках: есть и детектив, и военная линия, и интриги дипломатии. К сожалению, не могу сказать что начать можно со второй — очень уж завязан сюжет. Тем, кто решил попробовать могу посоветовать прочитать одну из интерлюдий, которыми автор снабдил цикл — это короткий более-менее независимый и законченный рассказ. Так вы поймёте, надо ли оно вам, и если надо, получите много часов удовольствия от цикла в целом.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Роман Суржиков «Люди и боги»

traiider, 25 июня 2024 г. 17:30

Соглашусь со многими рецензентами — эта книга превращает серию в какой-то болезненно тягучий сериал. Огромное количество текста, но по сути движения сюжета нет. О концовке вообще не буду ничего писать, поскольку это за гранью понимания в рамках этого цикла...

Читая это произведение очень хочется чтобы оно наконец закончилось. Но нет, автор буквально размывает все, что только можно. За почти 900 страницами по ощущениям проходит буквально пару недель неспешной жизни Полариса.

Так можно долго писать эпопею. Вот только больше я это читать не буду.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»

gramlin, 24 июня 2024 г. 09:35

Эпическое это такой подвид фентези, в котором речь идёт о нескольких государствах или целом мире, и действия героев оказывают прямое воздействие на их политику. Также, обычно параллельно развивается несколько сюжетных линий, с несколькими ГГ. Я не большой любитель этого жанра, как правило, в погоне за масштабом теряются детали. Но, Мартин одним из первых изменил это правило, показав что историю делают люди со своими чувствами и грехами. Качественно писать в стиле Марртина (сосредотачиваясь и на общем и на частном) очень сложно, ну, оттого он и великий. В цикле Полари автору это тоже более-менее удаётся. Здесь нет историчности и неизменных помоев на тротуарах реалистичного фентези, здесь нет кровавых подробностей схваток и убийств (ну, по крайней мере видно, что сцены пишутся не ради них, даже если они есть). Нет постельных сцен, и вообще решений героев продиктованных похотью. Нет жадности, кроме жажды власти. И далее, все допущения присущие эпическому жанру.

Однако здесь есть интересный мир, и интересные сюжетные линии. Автор пробует себя в разных сюжетах для разных героев: детектив, путешествие, всё в декорациях фентези, конечно. Читать интересно, но были и провисания, я ловил себя на том что хочу чтобы та или иная глава закончилась и повествование перешло к другому ГГ.

Жирнющий минус — объём. 900 страниц, 42 часа в аудио (и это только первый том). В общем, автор не сдерживал себя ни в сюжетных ходах, ни в их подробном описании. Хотя, тому кому сильно понравится — будет плюс)

Оценка: 6
– [  8  ] +

Роман Суржиков «Полари»

awittua, 12 июня 2024 г. 16:06

Автор начинал за здравие, а закончил за упокой. Больше половины книги — очень неплохое, местами отличное «темное фэнтази», герои — реальные живые люди, со своими страстями, ошибками и поступками. Нет ни одного откровенно слабого персонажа, про поведение, которого хотелось бы воскликнуть: Так не бывает. Со второй половины уровень произведения начинает падать. Во-первых, появились герои, без которых повествование вполне могло бы обойтись, потому что их пристуствие не решает никакой художественной задачи, кроме набора количества печатных знаков — могу назвать как минимум трех героев, которые прошли практически через всю книгу и про которых хочется спросить зачем они были нужны? ВО-вторых, как следствие того факта, что героев все больше и больше, автор не всегда знает что с ними делать, но все-таки пытается — темп действия падает, думаю, что если выкинуть половину второй половины — произведение от этого только выиграет. В-третьих, во второй половине появился герой (точнее говоря пришел туда из первой), про поступки которого все время хочется воскликнуть: Так не бывает! Не мог такой хороший парень стать таким негодяем. Однако, если бы этого не случилось — у автора бы тупо не хватило действующих лиц для всех сторон конфликта и не получилось бы закончить сей труд. Поэтому пришлось одному хорошему герою сменить команду.

Ну и самое главное — произведение, которое 80% своего объема было написано в жанре фэнтази, в последних 20% зачем то превратилось в НФ. Причем уровень этой НФ намного намного слабее того, что было написано в жанре фэнтази. Вообще последний роман откровенно слаб. Помимо обильно размещенных роялей в кустах и непонятно для чего нужной смены жанра, все время не покидает ощущение, что автор устал от своего произведения и поставил себе целью закончить его как можно скорее. Жаль.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Роман Суржиков «Полари»

Stant, 11 июня 2024 г. 20:08

С удовольствием прочитал цикл и последняя книга была хороша, несмотря на начавшуюся подчистку хвостов. Читается захватывающе, много интересных моментов, персонажи яркие. Все что происходило внутри Полари живо и интересно. К сожалению, есть еще мета уровень и он очень слабый. В результате совершено беспомощная концовка. Так как, в отличии от цикла с которым нельзя сравнивать, Полари сильно заточен на интригу, то и провал финальной загадки сильно бьет по восприятию всего произведения. Ну ладно, спрячем разочарование от концовки, ведь было же интересно в немалом объеме, а это главное.

Оценка: 8
– [  18  ] +

Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»

=Д=Евгений, 7 июня 2024 г. 06:22

Увидев в очередной раз, как сошлись звёзды: и издают очередную книгу на ФЛ и что данный цикл теперь полностью завершён, и якобы написано не хуже «игры престолов», и положительный отзыв Алексея Пехова, понял я, что меня ожидает интереснейшее приключение во вселенной Полари.

Но на 6-ой главе я сдался. Ни одна из трёх идущих параллельных историй — наёмник с таинственной биографией и мечом, сынок-бунтарь и наследница престола, находящаяся внизу пищевой цепочки — меня не зацепили ни на йоту. История и легенды основания мира праматерями тоже не нашли отклик у меня.

На данном этапе продолжать чтение больше не хочется. Но это лишь мой взгляд и у произведения уже очень много положительных оценок и отзывов. Я полагаю автор ещё найдёт не одного своего читателя, чего ему и желаю.

Оценка: нет
– [  13  ] +

Роман Суржиков «Полари»

Ginom, 6 июня 2024 г. 18:40

Знаю заминусуют меня фанаты. Но какое же занудное чтиво, какая скудная фантазия у автора, как много воды. Раз пять я пытался зацепиться, смотря на количество и качество оценок. Даже осилил первую книгу и даже почти дочитал вторую с пятой попытки и сдался. Надо быть очень не искушенным читателем что бы довольствоваться этим.

Зачем выдумывать новый мир, если он мало чем отличается от существующего? Зачем в него вносить магию, если она в зачаточном состоянии, что она есть, что ее нет. Развитие героев настолько ничтожное, что порой кажется, что я скорее состарюсь и умру, чем герой эволюционирует во что то более совершенное и интересное. Это самый переоцененный роман/цикл из всех, что я когда то встречал. Единственное его достоинство, на мой субъективный взгляд это «язык», он богат. Но на этом все достоинства и закончились. Можете начинать минусовать )

Оценка: 7
– [  5  ] +

Роман Суржиков «Полари»

j2k, 31 мая 2024 г. 23:21

Не читал, слушал. Годно, неделю рутинных физических действий с полным погружением в феодализм, отдельно порадовало, что все в истории мира было разъяснено, кто откуда и зачем. Единственное профукал настоящую историю Рихарда, кто же его все таки хотел убить, видимо где то в чтении Головина отключился.. Да почитал комменты от более вдумчивых потребителей произведения и хочется добавить, да любой автор продумывает линии и притягивает «за уши ситуации, героев и гениальные ходы» и это нормально, все кто сопереживает всегда хочет чтоб «прилетел» волшебник и помог и прочее и автор «помогает» сюжету, персонажам всем чем может. Да финальное объяснение может слишком лаконичное, но есть. Если вспомнить не книги, а допустим сериалы, те же «Lost» нахеровертили 6 сезонов, втащили мильярд линий, все бросили высморкались, обососали зрителей в финале, сказали утритесь и закрыли повестование. Тут хоть закрыл автор линии и разъяснил кто и из какого места вылез.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Роман Суржиков «Глас Зимы»

Михалка_79, 20 мая 2024 г. 13:20

Отличный пример малой формы от автора Полари. Ну а для меня, этот рассказ стал тем водораздельным моментом в мире Полари, где ошибки главных героев повествования повели историю к катастрофе, случившейся в Янмэйской охоте.

Перечитывая каждый раз хочется сказать, ну как так...

Оценка: 10
– [  17  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

Iriya, 14 мая 2024 г. 10:27

«Каким будет бог, если он не похож на икону?»

Когда-то давным-давно — кажется, в прошлой жизни — я узнала, что в английском языке есть такое понятие, как «книжное похмелье». Тогда я рассмеялась над необычной формулировкой, показавшейся мне нелепицей. Сейчас же, переворачивая последнюю страницу финальной части цикла «Полари», я с ужасом поняла, что очутилась именно в таком состоянии. Слишком много дней и ночей я провела в придуманном автором мире, где благодаря Священным Предметам происходят чудеса, власть над Континентом регулируется силой необычного оружия, а высоко в небе своим излучением манит Звезда. Я влюбилась в антураж, породнилась с героями, с головой ушла в зыбучую бездну потрясающих приключений и завораживающих тайн. Мой разум пьянеет под натиском сумасшедших эмоций, во власти которых на данный момент я пребываю. Именно ими я и хочу с вами поделиться. Да помогут мне в этом Праматери.

О чем же данная часть? Итак. Личность Кукловода больше не тайна, она обнародована, что вовсе не мешает ему продолжать вести свою борьбу в окружении непобедимой армии. Ему и его соратникам противостоят войска представителя одного из Великих Домов. Грядет великое сражение, которое станет одним из самых масштабных и ключевых событий в истории Полари. Однако игры смертных скучны для того, кому покоряется вечность. Поэтому Боги приберегли для людей новые испытания. Тень Великого Древа нависла над миром, который находится в шаге от раскрытия великих тайн.

»- Вы предлагаете бежать из Фаунтерры?!

- Ни в коем случае, ваше величество! Это не бегство, а эвакуация.»

Начну с антуража. В каждой из предыдущих книг автор уделял много внимания описанию различных территорий Полари, знакомя тем самым читателей с этим огромным и невероятно интересным миром. Не могу передать степень своего удивления, увидев на страницах данной финальной части новые, еще не затронутые авторским взором локации. На этот раз неугомонный демиург перенес нас на побережье Океана Бездны в необычное графство, именуемое Мельницами. Возвращаясь мысленно в те эпизоды, у меня возникает перед глазами величайшее сооружение, похожее на вырванную из Кристальных гор скалу, — мельница. Тени от ее огромных лопастей пробегают по земле лоскутами тьмы и света, создавая впечатление, будто сутки здесь длятся несколько ударов сердца. Однако самое сильное впечатление на меня произвело Кладбище Ржавых Гигантов — окруженное обрывами плоскогорье, заполненное огромными скульптурами воинов. Оно заставило меня задуматься о кратковременности всего, в том числе власти и славы. Сотни скульптур... а может десятки тысяч. Когда-то казалось: более великих героев не носила земля! А теперь их останки насквозь проела ржавчина, а когда-то державшие в страхе целые народы клинки, расплывались рыжей грязью...

«Как скоро истлеет нетленная память? Как лживы, сожри их тьма, слова: герои не умирают?! Конечно, умирают. Гниют, покрываются ржавчиной, превращаются в грязь, труху, забвение...»

Говорить о персонажах этого цикла хочется бесконечно. Не секрет, что я в восторге от тех образов, которые придумал и воплотил в своем произведении Суржиков. И все же надо отдать дань уважения тем, кто еще не дочитал эту историю. Любое неловкое слово о героях — опасный шаг в сторону спойлеров. Увы, по разным причинам не все из них могли добраться до финальных откровений. Поэтому оставим конкретику за скобками и поговорим обобщающими категориями. Сегодня, как ни странно, я хочу спеть оду... отрицательным персонажам. Да-да-да! Именно тем злодеям, которые раздражали, угнетали и вызывали во мне бурю негативных эмоций. Все это было на страницах предыдущих частей. Эта же книга, развернула личностные портреты многих из них совсем другой стороной. И вышеперечисленные лица заискрились перед читателями новыми гранями. Сюжетные линии некоторых негодяев были невероятно эмоциональными и откровенными. Многие суждения, прозвучавшие там, стали продолжением моих мыслей, а поступки оказались понятными. Более того! Они вызывали снисхождение, а иногда даже — уважение.

«Человек — великое творение богов! Нужно лишь осознать свою ответственность. Мы родились Людьми, а не свиньями или псами. Разве это не причина, чтобы быть человечными? Неужели без титула этого не понять?!»

Хочется добавить несколько слов о волшебном из волшебного — литературном даре автора. Я давно поймала себя на мысли, что мне — привередливому читателю — важна не только интеллектуальная часть произведения, но и техническая. Обе упомянутые составляющие в работах Суржикова находятся на высочайшем уровне. Верх всяческих моих похвал! На протяжении всех книг писатель неоднократно демонстрировал всем нам свое мастерство, виртуозно владея словом. Что это? Добродетель, дарованная небесами, или признаки многолетнего опыта? По сути, не важно. И то, и другое имеет место быть. Просто читая его творения, совсем не хочется, чтобы они заканчивались. «Тень Великого Древа» не стала исключением. Как и ее предшественницы книга украшена метафорами и юмором, наделена ритмичным рисунком сюжета и увлекательной композицией. Одним словом — браво! Также я не устаю восхищаться, как Роман превосходно объединил между собой нити повествования, каждая из которых имела не только свое настроение, но и определенную стилистику письма. Многие из них возникли буквально в первых главах цикла, переплетаясь именно на страницах данной книги в потрясающее сюжетное полотно. Ни один герой не был потерян, и каждый из них внес свое звучание в неизбежный финальный аккорд голосов всей истории.

«Добро не может победить с помощью ассасинов, перехваченных писем, перекупленных полков. Добро — это то, что делаешь по убеждению, не за деньги и не за власть.»

Буквально с первых страниц книги градус напряжения в сюжете постоянно рос. Каждое событие царапало душу и казалось более сокрушительным, чем предыдущие. Штурм замков, крах Великих Домов, трагедии уничтоженных городов, непреодолимые препятствия и бесконечные сражения. Шаг за шагом, глава за главой герои постепенно приближались к финальной битве. Этого судьбоносного момента я ждала, затаив дыхание. Мои ожидания были полностью оправданы. Автор описал кульминационные события, используя интересные приемы панорамирования, наделяя происходящее в книге кинематографической зрелищностью. Битва вихрилась перед глазами с ракурса нескольких сюжетных линий. Мы лицезрели все это не только как непосредственные участники сражений, но и как сторонние наблюдатели буквально с высоты птичьего полета. От увиденного на страницах моя кожа покрывалась снегом. Кто читал, тот поймет! История вершилась на глазах, удивляя читателей неожиданными поворотами. Идеальные позиции становились ловушками, военные драмы оборачивались мистерией, а мудрость брала верх над Перстами. Я была в восторге. Однако тогда я еще не знала, что ждет меня в финале.

»-Это проклятая тайна! Мы не должны узнать!

- Вот именно: проклятая — тайна. Исчезнет тайна — не станет и проклятья.»

Подходя к заключительным страницам, меня разрывали противоречивые чувства. С одной стороны, было грустно расставаться с героями, ставшими за время чтения практически родными. С другой — невероятно хотелось узнать ответы на многочисленные вопросы, разбросанные автором по страницам шести объемных книг. Избранный, Священные Предметы, Праметери, Звезда и многое другое. Забегая вперед, скажу, что не все придуманные писателем загадки я сумела разгадать. Замысел цикла оказался значительно грандиознее и глубже, чем я могла предполагать. Заключительная глава окончательно выбила землю из-под моих ног. Я перечитывала ее дважды, постоянно возвращаясь мыслями в уже прочитанное. Знала ли я тогда — на страницах предыдущих книг этого огромного цикла, что финал окажется таким сокрушительным?! Конечно, нет! Суржиков и в этом аспекте своего произведения сумел меня удивить. В очередной раз снимаю перед ним шляпу. Вместо слащавого хеппи-энда с поцелуями и бесконечными расшаркиваниями радостных героев друг перед другом, мы видим необычный клиффхэнгер, который ставит в тупик выбора не только персонажей, но и нас — шокированных читателей. До мурашек!

«В конечном счете, человек выбирает сам. Между совестью и страхом, между собственным решением и чужим, между покорностью и честью.»

Послевкусие от прочитанного имеет сладковато-горький вкус. Суржиков затронул в цикле «Полари» очень интересную проблему — если бы человечество могло выбрать другой путь развития, стали бы мы тогда своей подделкой или просто реализовали дремлющий в нас потенциал? Или наоборот — отказываясь от возможностей, мы растрачиваем себя и становимся плохими двойниками тех, кем могли бы быть, но никогда не будем? Каким образом поступила бы я на месте героев? Думаю, что каждый читатель задумался над этим, опираясь на личные, в том числе морально-этические соображения. Какой выбор сделали герои? Ответить на этот вопрос сложно. Устремляя взгляд в ту смутную даль, где живут воспоминания о сюжете этой истории, я постоянно возвращаюсь в начало цикла. Мне кажется, что как раз там и находится разгадка замысла писателя, достаточно просто прочитать «серое» название первой его книги. Я буду свято верить и не менее свято надеяться, что герои следовали именно этому принципу: Без... Помощи... Вашей!

Желаю Роману Суржикову творческих успехов, а его родной земле — мирного неба. Да помогут им Боги! Я буду с нетерпением ждать его новых работ и непременно вернусь в «Полари», как только цикл будет переведен на украинский язык.

«Тот, кто имеет великую цель, меряет время годами, а воду — морями. Он не станет грустить из-за скверного дня или кружки горького чая.»

Всем Добра!

---

Цитаты, не вошедшие в рецензию:

«Я не против пищи для бедных. Будут деньги, накормлю всех подряд. Я против оружия в руках подонков.»

«Черты характера лежат на каждом из нас, словно клеймо проклятья. Даже если они мешают, приносят страдания и боль — мы все равно остаемся заложниками своей натуры.»

«Умному человеку не нужны приказы. Просто укажи путь — и умный человек его пройдет.»

«Тайны разобщают нас, а знание способно сплотить весь мир!»

«Мужчины — слуги своих привычек. Ничего нет хуже – потерять женщину, к которой привык.»

«Окиньте взглядом все течение жизни – и один плохой день покажется мелочью. Год спустя вы даже не вспомните о нем.»

Оценка: 10
– [  2  ] +

Роман Суржиков «Небесный корабль и девушка»

invikto, 12 мая 2024 г. 12:05

Прекрасная, ароматная, томная, солнечная история о шиммерийцах: их быте, взглядах и образе жизни. Архитектор счастья, кажется, запудрил голову своими речами не только приезжему Хораму, но и мне. Я насладился вкусом применённых эпитетов и сложных словесных конструкций.

Повесть отлично дополняет основной цикл, раскрывает новую локацию, вспоминает одного из основных героев. Однако концовка очень смазанная, произведение из-за этого не получилось целостным. Ощущается, как первая серия сериала. Причём не первого сезона. Очень надеюсь, что описанные события лишь затравка для чего-то более важного в будущем истории Полари.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Роман Суржиков «Говорящий с богом»

invikto, 12 мая 2024 г. 11:42

Рассказ начинается с молитвы некоторому богу. И это интригует: что за бог, кто ему молится. А потом молитва обрывается и начинается история возвращения героев из Запределья, которая прямым образом относится к основным событиям цикла. Позже история несколько раз прерывается новыми молитвами. Такая структура, на мой взгляд, очень удачная.

С одной стороны увлекательные события попытки спасения отряда в суровых снегах. Тут нашлось место и для раскрытия характера Джемиса, и для демонстрации гибкости ума Марка. В целом, часть приключений (и старых, и новых) из основной истории цикла, связанных с Запредельем, мне очень нравится. Борьба героев не только с врагами, но и с лютой и недружелюбной окружающей средой увлекает, даёт повод для переживаний, радости и гордости, когда им удаётся справиться с очередной трудностью.

С другой стороны непонятные молитвы некоего пастуха. Тут быстро догадываешься, что молится он Священному Предмету. Но как эта святыня досталась ему? Как пастух сумел разбудить её?

Ближе к концу обе эти части начинают сходиться. И я очень расстроился, когда пастух рассказал своему богу, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Предмет достался ему от самого Джемиса, прямо перед его сметрью. Печально было читать о гибели интересного персонажа да ещё и в воспоминаниях в интерлюдии, т. е. второстепенной части цикла.

А уже в самом конце наслаждаешься развязкой, мысленно аплодируешь плану Ворона Короны и вместе с ним хлопаешь себя по лбу от досады, что этому плану не суждено сбыться.

Оценка: 10
– [  -2  ] +

Роман Суржиков «Второй закон»

космонавт, 3 мая 2024 г. 10:44

Прекрасный рассказ. Конечно, автор поторопился, чуть бы его подшлифовал, был бы ещё лучше. Но и так хорош

Оценка: нет
– [  12  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

OxoxoxO, 28 апреля 2024 г. 22:35

Увы, но автору не удалось закончить цикл на том же уровне что и первые книги. Часть сюжетных моментов кажутся очень сомнительными, часть персонажей демонстрируют резкое ухудшение когнитивных способностей, все чаще проявляется Мери Сьющность Одной из сторон, а батальные сцены это просто кошмар. В общем печально видеть столь неоднозначное завершение отлично стартовавшего произведения. Автор творит, нам лишь остается возможность высказать свое мнение.

За цикл — 9, за последний том — 6.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Роман Суржиков «Полари»

anzillu, 17 апреля 2024 г. 07:22

За последние годы это лучшее из всего, что я читала. Живой выразительный язык, опять же живые персонажи со своими манерами и особенностями (чего только стоят Весельчак и Роберт!), потрясающая атмосфера, оригинальный с любовью прописанный мир, море интриг, сражений, загадок. Цикл закончен, все концы сведены. Это потрясающе просто! Из минусов, которые для меня не сыграли роли — слегка затянуто может быть. Огромная благодарность автору и ожидаю других его произведений.

Оценка: 10
– [  -3  ] +

Роман Суржиков «Полари»

ivanov.ivan.dare, 13 апреля 2024 г. 19:23

Хорошее подростковое фэнтези. персонажи прописаны, мотивация понятна. Из минусов явная повесточка в сторону феменизма и парочка роялей в кустах, но читать не мешает. Цикл с заявкой на продолжение, видимо популярно сейчас так ( как будто нынче писатели сериалов пересмотрели). Кому понравился цикл «Море осколков» рекомендую.

Оценка: нет
– [  11  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

Teabag, 13 апреля 2024 г. 17:52

В прошлый раз всё завершилось воодушевляюще, оставив возможность простой и быстрой развязки. Появился бог, он всесилен, и сразу сделает, чтобы было хорошо. Но чудес не бывает — это стало понятно буквально с первых страниц. Мир Полари по-прежнему суров, в нём нет места для простых решений, причинять добро всем подряд не выйдет. И вообще, мироустройство не в силах изменить сам «бог из машины», у него есть предел возможностей. А раз так, то «правила игры» продолжают действовать и одинаковы для всех. Лёгкая концовка невозможна — и это отличный стартовый набор для финала.

Финал, наконец-то финал! Теперь можно вовсю использовать накопленный из прошлых книг массив знаний, а не опираться на симпатии или на собственное ощущение правильности поступков. Привычное взаимовлияние множества факторов: военных, экономических, даже религиозных — можно успешно разложить на составляющие. И наконец-то начать полноценно ориентироваться в происходящем, даже понемногу предугадывая сюжетные ходы. Вот если бы только не существовало Перстов Вильгельма...

В мире, где неизвестен порох, а самое мощное вооружение — метательное, Персты стали идеальным, абсолютным оружием. Они — настоящая «мечта попаданца»: бесшумны, невероятно скорострельны, обладают бесконечным боезапасом — и невероятной разрушительной силой. Постройка флота из десятка кораблей займёт многие годы, но чтобы разрушить корабль одним — всего одним! — Перстом, понадобится меньше секунды. Возведение даже небольшого замка легко растянется на десятилетия, но несколько ударов Перстами — и замок взят. Противопоставить им просто нечего. Баллисты и катапульты однозначно проигрывают в мощности, но потеря одной такой машины всё равно очень серьёзна. С другой стороны, потеря перстоносца, даже нескольких — вообще не проблема: новых можно поставить в строй буквально за несколько дней, даже вообще необученных — Персты справятся и так. Сражение двух одинаково вооружённых армий — дело не то, чтобы простое, но изученное, привычное. И возвращаясь к анализу происходящего — в этих условиях, даже без Перстов — шансов на победу у Кукловода явно больше. Поэтому уже разбить его войска — задача «со звёздочкой», но это только начало. Ещё необходимо справиться с самим — неуязвимым! — Кукловодом. Затем нейтрализовать ещё одного бога, что-то противопоставив целому арсеналу его Предметов. И наконец — спасти мир.

Даже для финала цикла это чересчур. По крайней мере, для того замкнутого на себе цикла, каким он был всё это время. В финале же приходится смотреть наружу, и теперь судьба целого мира зависит от действий всего нескольких человек. Это кажется невероятным, но ставки именно настолько высоки. Вдобавок, на глобальном уровне стало уместным чёткое разделение на светлую и тёмную стороны. Зло теперь — почти абсолютное. Мотивация тех, кто на «тёмной» стороне, выродилась до явной патологии, никакой компромисс с ними невозможен, а значит, предстоит битва сил добра против сил зла. Привычный мир Полари — теперь полноценное epic fantasy!

И всё-таки, несмотря на приобретённую эпичность, в каких-то моментах Полари просто отказывается меняться. Никакая великая цель, даже спасение мира — неспособна заставить некоторых персонажей хотя бы немного подумать, прежде чем натворить глупостей. И пусть бы эти действия были только во вред себе, но после каждого такого вмешательства положение становится всё более запутанным. Глупость, как и Персты, по-настоящему проявляет себя только сейчас, и как было бы хорошо, если бы её, как и Перстов, не существовало. Но увы — буквально у каждого будет «минута славы», после которой и так непростая ситуация ещё ухудшится.

Ну а кроме этих двух «концентраторов напряжения» всё в целом привычно. Следить за множеством сюжетных линий уже получается без проблем — сказывается опыт прошлых книг. Повороты сюжета воспринимаются как должное, и даже они, кажется, неспособны полностью переключить внимание. Впереди — та самая финальная битва, без которой слово «epic» было бы пустым.

Но вот в чём проблема: для описания битвы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
за Первую Зиму
подобрать слова очень трудно. Она поражает — и всё. Поражает настолько, что адаптироваться к происходящему просто не выходит. Действие, много действия, нереально много действия — и всё это в реальном времени! Да, именно так, грандиозно и должна выглядеть битва, от которой зависит судьба целого мира — но это шок. Даже после боя невозможно полностью осознать, что же достигнуто и какой ценой, тем более, что история на этом не завершается.

Ещё с начала открытого противостояния с Кукловодом сама суть мира Полари раз за разом отходила на второй план. На то, чтобы собрать вместе всё, что известно о Предметах, постоянно не хватало времени. Неважно, как именно и почему работает тот или иной Предмет. Магия или наука — да какая разница, если её можно применить с пользой? На фоне происходящего даже неувязки в «официальной» версии создания мира выглядели не настолько перспективно, чтобы отвлечься от всего и наконец разобраться. Но — «я подумаю об этом завтра», и пусть при таком подходе невыясненные вопросы продолжали иногда беспокоить, вместо них всегда находились более важные.

Что ж, вместе с финальной битвой наконец закончилось и противостояние. Осталось несколько глав, и кажется, в них только банальное «жили они долго и счастливо, и умерли в один день». А ведь именно там — в конце книги, как и полагается, должны быть ответы. И они есть, а вместе с ними — невероятная, действительно эпическая развязка! К ней невозможно было подготовиться, ведь сил реагировать просто не осталось. Разгадка оказалась простой, и, наверное, её стоило бы ожидать, но автор сделал всё, чтобы эта шалость удалась! Использовать финальную битву для отвлечения внимания, и открыть карты только в самом конце — куда лучше вмешательства «бога из машины».

Вот только

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
никакого «долго и счастливо» не получится. Хоть и не само существование, но путь развития мира по-прежнему под вопросом. Финал выглядит открытым, но два предлагаемых варианта не равновероятны. Можно долго спорить о предполагаемом развитии событий, психологии поступков или соблюдении соглашений. А можно использовать как аргумент один из «законов» epic fantasy... «Кончаются не сказки, — задумчиво сказал Фродо, — это герои появляются и уходят, когда их дело сделано.» И, кроме всего прочего, этот вариант на удивление точно соответствует миру Полари, пусть суровому и жестокому, но самобытному. Всё изменится — но постепенно, не сейчас. Пугающий мир будущего, межзвёздные перелёты и терраформирование — нет, это не Полари.
Полари, что бы ни случилось — феодализм, поезда и электричество. И это хорошо.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Роман Суржиков «Конфидентка»

almorkin, 13 апреля 2024 г. 09:50

Прочел на одном дыхании.

Если вкратце: в пятидесяти страницах автор сумел рассказать историю, достойную романа! Еще раньше, читая «Плаксу» и «Душу Запада», например, я отметил, что Суржиков очень уместно применяет малую форму — рассказы для тонкого описания нравов и характеров героев, населяющих мир Полари.

В этой повести также есть все для отличного приключения — это и доброта, честь, дружба с одной стороны, и подлость негодяя с другой. Здесь, как это уже принято у автора, также присутствуют головокружительные повороты сюжета, которые не дадут вам оторваться от книги до самого завершения!

Супер, впереди Янмэйская охота! Вперед на охоту!!!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

Алхимик, 6 апреля 2024 г. 22:27

Последняя часть не подвела — неожиданно и гениально. Жаль, что все хорошее кончается. Настолько превосходный цикл, что я не могу пока заполнить пустоту от его окончания. Боюсь, что теперь все в сравнении будет блеклым. 10 из 10.

Оценка: 10
⇑ Наверх