Билкун Николай Васильевич — украинский писатель и журналист, довольно известный на Украине в семидесятых-девяностых годах ХХ столетия, автор 38 книг и сотен фельетонов, рассказов, юморесок, сценариев. Член Союза журналистов и Союза писателей Украины.
Родился в с. Приворотье, Старо-Ушицкого района, Каменец-Подольской (ныне Хмельницкой) области. По метрике его имя – Комунар Васильевич. После гибели отца (он был летчик) в 1943 году, в неполные 16 лет ушел на фронт. С августа 1944 года – солдат-оружейник 420 авиаполка III Белорусского фронта, затем курсант Киевского училища самоходной артиллерии. После ранения потерял ногу. Еще в госпитале начал писать. Позже рискнул отправить свои рассказы известному украинскому юмористу Остапу Вишне и тот убедил его заняться литературой всерьез. После войны в 1950 году Билкун окончил Винницкий медицинский техникум, работал фельдшером в с. Ивановцы Барского района Винницкой обл. В 1957 году закончил Винницкий мединститут, после чего переехал в Киев и до конца жизни занимался журналистской и писательской деятельностью.
В техникуме познакомился с будущей женой С. С. Бланк. Женитьба «вызвала восторг» как у его родных, так и у матери невесты и потребовала мужества, возможно не меньшего, чем уход на фронт. Семья погибшего полкового комиссара в конце сороковых годов просто мечтала породниться с евреями, а мать невесты Хася Самойловна Бланк имела на примете для своей красивой дочери более солидную партию, чем нищий одноногий студент. В мединституте в эпоху «дела врачей» и позже в Киеве ему не раз приходилось сталкиваться и с намеками и с откровенными угрозами. Тем не менее, брак состоялся и оказался прочным, хотя и не простым для обоих. Родившийся вскоре сын Сергей примирил всех родственников и стал первым результатом совместной деятельности двух династий и наций.
Николай Васильевич был очень добрым, терпеливым с детьми, остроумным, хотя порой и вспыльчивым человеком. За годы работы в журналистике объездил всю Украину. По его словам не было ни одного районного центра, где бы он не побывал. Обладая глубокими знаниями литературы, культуры, истории и колоссальной работоспособностью, руководствовался принципом Юрия Олеши «Ни дня без строчки». В жизни многим людям помог совершенно бескорыстно и нередкие случаи проявления неблагодарности не смогли его озлобить. Советская пресса выполняла очень специфическую роль не только проповедника, но и судьи, исповедника, ревизора. В редакцию писали многие, и с конкретным свинством, если оно не задевало интересы слишком сильных «мира того», зачастую удавалось справиться. Возможно, по количеству добра, которое, исполняя свои профессиональные обязанности, сделал этот человек множеству других людей, еще долго никто не сможет сравниться. Никогда не уходил от честных ответов детям, не ссылался на то, что им еще рано о чем-то спрашивать. Никогда не лицемерил. Любил общение.
Очень эмоциональный характер часто перемежал хорошее настроение глубочайшей депрессией. Возможно, одной из причин был постоянный внутренний конфликт между тем, как хотелось писать, и тем, как это надо было делать, чтобы печататься. В середине девяностых, когда гонорара за рассказ не хватало на пачку сигарет и в депрессии пребывала большая часть страны, он ощутил себя ненужным. Сейчас, когда среди украинских «классиков» те, кто когда-то называл себя его учеником, порой думаешь, листая ту или иную книгу: «А он бы сегодня это сделал намного лучше!»
В последние годы Николай Билкун много болел и умер в 1995 году от острой сердечной недостаточности, похоронен в Киеве. После смерти семья передала все литературные материалы, что остались недописанными или неопубликованными, в Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины.
Основу его литературной биографии составляет юмор и сатира. Много лет он работал заместителем главного редактора юмористического журнала «Перец», тираж которого доходил до 3 млн. экземпляров (сейчас около 13 тысяч). Но писал также пьесы, обычную прозу и книги для детей. Всего у него вышло более 30 книг, был соавтором ряда произведений, в частности вместе с Владимиром Киселевым опубликовал детективную дилогию «Веселый Роман» (Веселий Роман, 1972) и «Роман ищет» (Роман шукає, 1984).
Испытал себя почти во всех литературных жанрах (кроме, разве что, поэзии). Свою дань отдал и фантастике, хотя, судя по словам родных «он бы очень смеялся, если бы узнал, что прозвучал прежде всего как фантаст. Этот жанр в его творчестве занимал очень малое место, хотя фантастику он очень любил и привил любовь к ней детям и внукам». Тем не менее, Николай Васильевич является автором фантастических повестей «Питомцы Солнца» (Годованці Сонця, 1968) и «Много, много, много золота…» (Багато, багато, багато золота..., 1975), а также десятка фантастических рассказов и юморесок.