fantlab ru

Валерий Язвицкий

Валерий Язвицкий
Страна: Россия
Родился: 25 февраля 1883 г.
Умер: 21 октября 1957 г.

Псевдонимы:

Verus

Верус

Меба


Жанры:
Фантастика
61%
Историческая проза
37%
ещё >>

Валерий Иоильевич Язвицкий — русский советский драматург, поэт и писатель, автор научно-популярных, политических, исторических и научно-фантастических книг.

Родился в селе Орлов-Гай Новоузенского уезда Самарской губернии. Его отец, Иоиль Иванович, происходил из семьи священника, многодетной и потому не имевшей возможности помогать своему отпрыску, уехавшему в город учиться. Студентом Иоиль ходил в рваных сапогах на босу ногу, падал на улице от голода, поседел на двадцатом году, а курс наук окончил прекрасно и остался при университете, но, женившись, стал работать земским врачом. В. И. Язвицкий вспоминал о нём, как о «передовом человеке своего времени, борце за всякие новшества: то он вводил горячие бесплатные завтраки в школе, то организовывал общества трезвости в селах и деревнях, то добивался улучшения питания и ассортимента лечебных средств для больных в земских больницах. Администрация земских управ не очень-то приветствовала все эти заботы о населении со стороны своего врача, потому возникали всякого рода споры, трения, и Иоиль Иванович уезжал в другую губернию, надеясь в другом месте найти себе единомышленников. По поводу всех этих вопросов у Иоиля Ивановича была переписка с Л. Н. Толстым».

Валерий Иоильевич горячо любил отца, сумевшего привить ему чувства милосердия и личного долга перед соотечественниками. По вечерам семья собиралась за столом — Иоиль Иванович любил читать вслух. Мать, Мария Васильевна, родом с Украины, была хорошей рассказчицей, забавно передавая в лицах сказки, бывальщины и разные истории из украинского быта. Пели песни и романсы; атмосфера весёлой непринуждённости, внутренней раскованности царила в доме. От отца Валерий узнавал о растениях и животных, составлял под его руководством гербарии, собирал коллекции насекомых, птичьих гнёзд и яиц, заспиртовывал редких водяных животных, а также получил первые представления о «событиях исторических и Священной истории». С детства мальчика отличала необузданная фантазия и неугомонный нрав. Его исключают сначала из Пензенской гимназии — за сожжение в полночь на крыше гимназического здания огромной «римской свечи», с грохотом разбросавшей по небу разноцветные звёзды и переполошившей весь город, а потом и из Саратовской — за организацию «побега в Америку» с подарками для «краснокожих братьев». В конце концов Иоилю Ивановичу удалось устроить сына-фантазёра во Вторую казанскую гимназию, определив его «на хлебы» к брату матери Алексею Васильевичу Лапкову. Здесь Валерий впервые берётся за перо, к нему приходит известность. В 1903 году он пишет пьесу «Болезнь духа» о жизни татарской женщины. Пьесу поставили на сцене Казанского городского театра во время гастролей В. Ф. Комиссаржевской. Публика приняла спектакль с воодушевлением; по случаю его успеха в Казани даже выпустили почтовую марку с изображением юного драматурга. Впрочем, подобное «самовольство» едва не повлекло за собой новое исключение из гимназии — лишь благодаря ходатайству городской думы, направленному в Министерство народного просвещения, гимназисту Язвицкому позволили сдать экзамены на аттестат зрелости.

Дальше был историко-филологический факультет Казанского университета. Учится Валерий увлечённо, кроме факультетских лекций, слушает курс физики у Гельцгаммера, историю права у Шершеневича — тогдашних светил, успевает брать уроки рисования в воскресной школе живописи, сочинять стихи и рассказы, а также заниматься революционной работой в РСДРП, куда он вступил ещё гимназистом. Не желая обременять отца лишними расходами, Валерий начинает работать секретарём в газете «Волжский листок», в которой в то время сотрудничал Яков Свердлов. Здесь печатаются его первые рассказы, стихи. На сюжет из гимназической жизни он пишет вторую пьесу — «Отпетый», запрещённую к постановке цензурой.

1905 год. Язвицкий — член объединённого революционного комитета, руководимого И. А. Саммером, прибывшим в Казань из Женевы для организации вооружённого восстания. Исполненный революционного романтизма юноша вместе с товарищами-студентами — на баррикадах. С разгромленных баррикад их отправляют в казанскую центральную пересыльную тюрьму. Приговор суда: административная ссылка в отдалённые пункты Российской империи. Язвицкому выпадает Мезень.

В ссылку за Язвицким вскоре последовала Варвара Алексеевна Лапкова, с которой он по её приезде обвенчался. Женатый политический ссыльный получал тогда 40 рублей в месяц на питание и квартиру и 1000 рублей «одёжных», так что семья не бедствовала. После сдачи соответствующих экзаменов Язвицкий получает звание частного поверенного и поступает на лесопильный завод братьев Ружниковых. Культурная жизнь существовала и в далёкой Мезени: Валерий Иоильевич принимает участие в спектаклях местного любительского театра, издаёт газету «Мезенский рабочий». Однако через год за организацию забастовки на заводе полиция постановляет выслать его на остров Моржовец в Белом море — почти необитаемый (время от времени там появлялись только поморы-промысловики). Язвицкий скрывается от полиции у разных людей, в том числе у... младшего из братьев Ружниковых, а их племянник даёт ему свой паспорт и рекомендацию в вологодскую контору известных на всю Россию маслоделов Чичкина и Бландова. «Для конторы не было секретом, что я беглый ссыльный, но никто меня не выдал», — вспоминал позже Валерий Иоильевич. С партией «вологодского товара» удалось добраться до Казани. Отец выписал ему заграничный паспорт на имя младшего сына Бориса (паспорта тогда не имели фотографий), гимназический товарищ дал на дорогу 50 рублей, и Валерий «отправился в чужую страну искать себе угла и хлеба».

О дальнейшем мы узнаём из писем и автобиографии Язвицкого. «Есть здесь (В Женеве. — В. С.) при университете годовой курс французского языка, — сообщает он жене, уговаривая её приехать, — стоит очень дёшево, окончание его даёт право учителя или учительницы гимназии в России. Если нам с тобой достать денег, то мы оба можем запастись этими дипломами, и в России на первое время, а может, и больше, заработок обеспечен. Администрация очень любезна». «Может быть, (...) придётся работать на шоколадной фабрике, как большинству эмигрантов, — и то не беда, лишь бы чем жить было».

В Женеве Язвицкий в первый же день повстречал старого знакомого, который привёл его на квартиру к В. И. Ленину, и тот предоставил на время товарищу по партии диван в своей гостиной. Язвицкий поступает в университет на второй курс естественного факультета и на вышеупомянутые курсы французского языка. Учится, пишет стихи и прозу, играет в любительских спектаклях женевского клуба политэмигрантов, где ставят и его пьесы («Болезнь духа», «Отпетый», «Орёл»), выступает с докладами и лекциями вместе с Троцким, Алексинским, Богдановым, Луначарским, возглавляет комиссию при ЦК РСДРП(б) по оказанию помощи политэмигрантам; для заработка дает уроки латинского языка дочкам писателя Шолом-Алейхема, литературы — внукам художника Н. Н. Ге.

К моменту окончания университета (1910) Язвицкий — признанный литератор, публикующийся в столичных газетах и журналах, но считает себя в большей степени учёным. В том же 1910 году он едет работать в Болгарию, в биологическую лабораторию русского профессора Порфирия Ивановича Бахметьева, занимавшегося проблемами анабиоза насекомых и животных (эта тема прослеживается в его научно-фантастических рассказах 1930-х годов). Вскоре Валерий Иоильевич становится собственным корреспондентом газет «Русские ведомости» и «Утро России» в Болгарии, а после начала первой мировой войны — и в Сербии. Он изучает историю и культуру южных славян, пишет статьи об их искусстве, этнографии; к пушкинскому юбилею готовит историческое исследование «Кто был Кирджали?» (герой одноимённой повести А. С. Пушкина), за которое избирается действительным членом Российской академии наук. Предвоенные события на Балканах отражены им в статьях, названия которых говорят сами за себя: «Россия и Болгария», «Шипкинская провокация», «Чьи руки приложены?», «Кровные братья». После 1914 года он как военный корреспондент — на переднем крае. Всю Россию взволновала серия его статей «В сербских окопах». Вскоре выходит роман Язвицкого «Из книги бытия», повесть «Пепельный человек». Театр Корша готовит к постановке новую пьесу писателя «К вершинам человечества»; трагедия «Храм солнца» — о борьбе каст в фантастической стране, напоминающей Индию — с большим успехом идёт в Нью-Йорке на Бродвее; кинодрама «В хороводе жизни» включена в «Золотую серию» киножурнала «Пегас», и А. А. Ханжонков ставит по ней «фильму»...

Язвицкий мечтает вернуться на родину. Но бежать из России оказалось намного проще, чем въехать в неё законным путем: это удалось лишь осенью 1915 года. Тремя годами раньше Валерий Иоильевич, возмужавший, многое повидавший и утративший былой «баррикадный» энтузиазм, выходит из РСДРП. Больше никогда ни в какую партию он не вступал.

После революции Язвицкий, работая на Наркомпрос, занимается популяризацией научных знаний (не без ощутимой струи продиктованного духом времени «научного атеизма»). Его брошюры переиздаются многократно большими тиражами: «Земная кора и её история», «История кусочка сахара», «История человеческого жилища», «Как люди научились писать, читать и печатать книги», «Чугун, железо, сталь»... Сюда же относятся и фантастические произведения, в том числе романы «Гора лунного духа» (1924) и «Остров Тасмир» (1927), посвящённые будущему человеческой цивилизации. До войны он написал ещё два романа — исторических, оба опять же в духе времени: «Непобеждённый пленник» (об Ипполите Мышкине, народовольце, сподвижнике Чернышевского) и «Сквозь дым костров» (о Франции и Испании XVIII века).

Но этому самому «духу времени», отрицавшему «тёмное самодержавное прошлое» России во имя новых социалистических идей, пришлось отступить в годину тяжелейших испытаний, выпавших на долю нашей страны с началом Великой Отечественной войны. Оказалось, что для одоления врага «новых идей» явно недостаточно. Кроме официального «советского патриотизма», пришлось признать и призвать патриотизм национальный, вспомнить «славную и героическую русскую историю», позволить народу вновь обратиться к вере отцов. Валерий Иоильевич, не покидавший Москвы даже в дни октября 1941-го, как бы заново увидел свой народ, явивший из заповедных глубин подлинно высокую любовь к родине и удивительное среди небывалых жестокостей и лишений милосердие. Так рождалось главное произведение писателя — историческая эпопея «Иван III — государь всея Руси», героями которой стали русские государственные мужи прошлого, через века словно протягивавшие потомкам руку помощи. Всё, собранное Язвицким — историком, философом, психологом, этнографом, фольклористом — за годы упорного труда обрело место в романе, где за описаниями великокняжеских нарядов, застолий, битв, быта простолюдинов, блеска и нищеты Византии, Рима, Орды читатель мог разглядеть и иное: попытку автора постичь то, что для русского человека из столетия в столетие пребывало нетленным, позволяя Руси-России преодолевать любые испытания...

Огромная эпопея выходила в свет частями по мере её создания, начиная с 1946 года. Последнюю книгу Валерий Иоильевич, перенёсший инсульт и практически потерявший возможность двигаться, уже диктовал. К 1955 году книга была закончена. Издательство «Московский рабочий» выпустило её в год смерти автора.

© Валентина Серганова. Московский журнал № 11, 2007 г.



Фантастическое в творчестве автора

К фантастике, по большому счёту, Валерий Иоильевич обратился в начале 1920-х годов, когда тяга к популяризации знаний в духе «научного атеизма» приводит его к созданию романа «Побеждённые боги» (1924), посвящённому одной из «затерянных» цивилизаций. Последующие фантастические повести и рассказы В. И. Язвицкого в основном иллюстрировали основные физические законы, космические полёты, а повесть «Остров Тасмир» (1927) представляет читателям ещё один затерянный мир на карте нашей планеты. Фантастические произведения Язвицкого в отличие от его исторических книг, которые издаются по сей день, так и остались всего лишь историей советской фантастики.

©Архив фантастики


Примечание к биографии:

Опубликована переработка Валерием Язвицким автобиографии и дневника Чарльза Дарвина «Вокруг света на корабле «Бигль»» (М., Молодая гвардия, 1932, 288 с.). В 1930—1931 годах Язвицкий принимал участие в издании трёхтомного издания «Жизнь животных по А. Э. Брему» (написал для первого тома один раздел и полностью составил второй том).

Сортировка:

Валерий Язвицкий. Романы-эпопеи

8.06 (32)
-
3 отз.
8.47 (17)
-
8.31 (16)
-
8.44 (16)
-
8.25 (16)
-
8.19 (16)
-

Валерий Язвицкий. Романы

-
  1924 Побеждённые боги  [= Гора Лунного духа: (Побеждённые боги)]  
8.00 (8)
-
-
-
  1946 Княжич  
8.47 (17)
-
8.31 (16)
-
8.44 (16)
-
8.25 (16)
-
8.19 (16)
-

Валерий Язвицкий. Повести

-
7.40 (10)
-
2 отз.

Валерий Язвицкий. Рассказы

-
  1905 В «углу»  
-
  1905 На пароходе [Эскиз]  
-
-
-
-
-
-
-
  1915 Фимка  
-
-
-
-
-
  1917 Кошмар  
-
  1918 Встреча  
-
-
-
-
-
  1922 У парома  
-
  1925 Васильки  
-
-
  1925 Жоржик  
-
-
-
-
-
-
-
  1928 Беженцы  
-
-
  1928 Путешествие на Луну и на Марс  [= Полёт на Луну и Марс]  
7.14 (7)
-
1 отз.
  1928 Спиртик  
-
  1928 Фефёла  
-
6.00 (16)
-
2 отз.
6.43 (7)
-
2 отз.
  1930 Воздушный колодец  [= Воздушный колодец: Проект прибора для добывания воды из воздуха бельгийского инженера Кнапена. В беллетристической форме]  
7.00 (4)
-
1 отз.
6.50 (4)
-
1 отз.
  1931 Живое кладбище  [= Хранитель жизни]  
5.90 (10)
-
  1942 Штурман Сергеев // Соавтор: Николай Бобров  
-

Валерий Язвицкий. Поэзия

-
-
-
-
-
-
-
  1905 Пир («Сегодня весь город дивится...») [Современная баллада]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
5.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Валерий Язвицкий. Пьесы

-
  1905 Отпетый  [= Школьный застенок]  
-
  1909 Слепой  
-
-
-
8.00 (1)
-

Валерий Язвицкий. Киносценарии

-

Валерий Язвицкий. Научно-популярные книги

-

Валерий Язвицкий. Статьи

-
  1911 Как Россия сближается с Балканами [Под псевдонимом Verus]  
-
  1911 О болгарском театре [Письмо из Болгарии]  
-
  1912 Болгарский Пушкин [Под псевдонимом Verus]  
-
  1912 Пенчо Славейков [Письмо из Болгарии]  
-
  1914 Признательная Болгария [Под псевдонимом Верус]  
-
-
-
-
-
-
-
-
  1917 Наглость Ризова [Под псевдонимом Верус]  
-
-
-
  1917 Русская идея на германской службе [Под псевдонимом Верус]  
-
  1917 Сухомлиновщина и ленинщина [Под псевдонимом Верус]  
-
-
  1919 В стране Утреннего Спокойствия [Под псевдонимом Верус]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1930 Послесловие [К рассказу "Аппарат Джона Инглиса"]  
-
  1930 Послесловие. Передача энергии без проводов  [= Передача энергии без проводов]  
7.00 (1)
-
  1931 Анабиоз  
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-

Валерий Язвицкий. Очерки

  1911 Болгарская женщина [Под псевдонимом Verus]  
-
  1914 Турецкий калабалык [Под псевдонимом Верус]  
-
  1915 «Коледа»  
-
  1915 На сербских полях [Из воспоминаний военного корреспондента]  
-
-
-
-
  1916 Новое в деревне [Из дорожных впечатлений]  
-
-
-
-
  1924 История кусочка сахара  [= История кусочка сахара. Откуда берётся и как приготавливается сахар]  
-
-
-
-
  1925 Карманный огонь (Спички)  [= Карманный огонь (История спички)]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Валерий Язвицкий. Сборники

-
-
-
-
8.00 (2)
-
5.25 (4)
-

Валерий Язвицкий. Рецензии

-
  1916 А.В. Амфитеатров. Армения и Рим [Под псевдонимом Верус]  
-
-
-
  1916 Жорж Роденбах. Агония городов [Под псевдонимом Verus]  
-
-
-
-
  1916 Предательство Болгарии [Под псевдонимом Верус]  
-
-
-

Валерий Язвицкий. Неопубликованное

  1916 Английский замок (киносценарий, не опубликован)  
 
  1916 В огнях шантана [Под псевдонимом Меба] (киносценарий, не опубликован)  
 
  Зачем жить? (повесть, не опубликована)  
 
  9 января (рассказ, не опубликован)  
 
  Memento mori (рассказ, не опубликован)  
 
  Без солнца (рассказ, не опубликован)  
 
  Борьба (рассказ, не опубликован)  
 
  Был ли это кошмар? (рассказ, не опубликован)  
 
  В дачном посёлке (рассказ, не опубликован)  
 
  В окне (рассказ, не опубликован)  
 
  В толпе (рассказ, не опубликован)  
 
  В тюрьме (рассказ, не опубликован)  
 
  Двойственная любовь (рассказ, не опубликован)  
 
  День (рассказ, не опубликован)  
 
  Детские игры (рассказ, не опубликован)  
 
  Жан Марто (рассказ, не опубликован)  
 
  За что? (рассказ, не опубликован)  
 
  Зелёный луг (рассказ, не опубликован)  
 
  Идеальный брак (рассказ, не опубликован)  
 
  Из трагедии любви (рассказ, не опубликован)  
 
  Ипсист (рассказ, не опубликован)  
 
  Их было пятеро (рассказ, не опубликован)  
 
  Как я бежал (рассказ, не опубликован)  
 
  Котик (рассказ, не опубликован)  
 
  Медведь (рассказ, не опубликован) // Соавтор: Николай Бобров  
 
  Мысли домов (рассказ, не опубликован)  
 
  На маскараде (рассказ, не опубликован)  
 
  Недоразумение (рассказ, не опубликован)  
 
  Осень (рассказ, не опубликован)  
 
  Отголоски (рассказ, не опубликован)  
 
  Писательница (рассказ, не опубликован)  
 
  Подёнщик (рассказ, не опубликован)  
 
  Проводы весны в деревне (рассказ, не опубликован)  
 
  Самоубийца (рассказ, не опубликован)  
 
  Сенька (рассказ, не опубликован)  
 
  Случайный выстрел (рассказ, не опубликован)  
 
  У исповеди (рассказ, не опубликован)  
 
  У учителя (рассказ, не опубликован)  
 
  «Будем как боги с тобой, дорогая!..» (стихотворение, не опубликовано)  
 
  «Гудят и стонут злые трубы...» (стихотворение, не опубликовано)  
 
  «За полем битвы...» (стихотворение, не опубликовано)  
 
  «Ласкается море, смеётся волнами...» (стихотворение, не опубликовано)  
 
  «Пусть трудно мне жить...» (стихотворение, не опубликовано)  
 
  «Пять здесь героев...» (стихотворение, не опубликовано)  
 
  «Руки сильны мои...» (стихотворение, не опубликовано)  
 
  «Форум древний оглашая...» (стихотворение, не опубликовано)  
 
  «Я вновь в твоей уборной...» (стихотворение, не опубликовано)  
 
  «Я люблю золотую звезду...» (стихотворение, не опубликовано)  
 
  Воля вольная (стихотворение, не опубликовано)  
 
  Иван (стихотворение, не опубликовано)  
 
  Слёзы о настоящем (стихотворение, не опубликовано)  
 
  Вечная трагедия (пьеса, не опубликована)  
 
  Город (пьеса, не опубликована)  
 
  Обречённые (пьеса, не опубликована) // Соавтор: Александр Дикгоф-Деренталь  
 
  Орёл (пьеса, не опубликована)  
 
  Шурка (пьеса, не опубликована)  
 
  Золотая ручка (киносценарий, не опубликован)  
 
  В ответ Л. Толстому (статья, не опубликована)  
 
 
 
  Сеченов (статья, не опубликована)  
 


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составители библиографии — Claviceps P., Nina

  • Куратор библиографии — Nina


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх