Газетные рецензии на роман ...


  Газетные рецензии на роман Андрея Дмитрука «Смертеплаватели»

© Садху


РОМАН, ИСПОЛНЕННЫЙ ОПТИМИЗМА

«...была восстановлена биполярность мира. С одной стороны, США, весьма ослабленные затянувшимися войнами на Востоке и в Южной Америке, а также мощной экономической конкуренцией стран Юго-Восточной коалиции, перестали, по сути, быть супердержавой и повели куда более осторожную политику, чем в конце ХХ — начале ХХІ веков. С другой стороны, появление у Евразийского Союза (Русского Мира) и у Атлантического Содружества первых боевых зарядов антивещества, способных уничтожить целые материки, а также мощных систем геофизического, генетического и психического оружия сделало невозможным глобальный конфликт. Вскоре противостояние между ЕАС и АС стало сводиться лишь к мирным формам соревнования — в промышленности, здравоохранении, освоении Космоса, в охране памятников культуры и т.п.»

Что это? Репортаж из будущего? Вот именно. Причём, из такого будущего, в котором хочется жить. Из времён, когда забудутся войны, большие и малые; когда вредные производства будут вынесены с Земли на гигантские орбитальные станции, а наша планета вновь станет зелёной, с чистым воздухом и прозрачными реками; когда не останется безработных и голодных, не будет тяжёлого однообразного труда… Дальнейшая перспектива вообще захватывает: наука побеждает болезни, старость, а затем и смерть; о человечестве начинает заботиться единая виртуальная машина под названием Великий Помощник; становятся доступными дальние галактики.

Обо всём этом — и о многом другом — «Смертеплаватели», новый фантастический роман известного писателя Андрея Дмитрука, недавно выпущенный киевским издательством «Радуга».

Роман «Смертеплаватели» сам автор называет «первой русской монументальной утопией после «Туманности Андромеды Ефремова». Над этой книгой Андрей Всеволодович работал шестнадцать лет.

В самом коротком изложении, содержание романа следующее. Его герои — семь людей из совершенно различных эпох и культур; семь разных судеб, семь различных смертей… Древнегреческий философ Левкий, сарматская девушка-воин Аиса, патрицианка из Константинополя XIII столетия Зоя, индеец майя доколумбовых времён Ахав Пек, оккультист из Лондона конца XIX века Алфред Доули, погибший в 1978 году «красный кхмер» Тан Кхим Тай и журналист-правовед из Киева XXII века Алексей Кирьянов.

Все эти люди умирают, и все, как один, не своей, жестокой смертью. И все убеждаются в том, что после гибели тела не исчезает сознание. Только для каждого из героев и героинь «загробное царство» оказывается другим, в соответствии с его (её) религиозными представлениями. А затем в их жизнь входит то самое великолепное Будущее, эпоха бессмертия и всемогущества землян… Сюжет романа — острый и напряжённый, мастерски построена интрига; книга читается с огромным интересом, от неё трудно оторваться.

Андрей Дмитрук недаром называет себя продолжателем дела великого советского учёного и писателя-фантаста Ивана Ефремова. Бывшие некогда знаменитыми книги этого автора — повесть «Сердце Змеи», романы «Туманность Андромеды» и «Час Быка» — смело рисовали коммунистическое грядущее мирной, объединённой Земли. Фантаст «номер один» Советского Союза утверждал: только объединив свои усилия, избавившись от вражды и раздоров, создав на всей планете справедливый и человечный общественный строй, любая цивилизация сможет выйти в большой Космос и стать членом грандиозного галактического братства, Великого Кольца.

«Смертеплаватели» Андрея Дмитрука, по сути, стали таким же многоплановым, философски насыщенным произведением. А главное — столь же оптимистичным, пронизанным верой в то, что после всех «родовых мук» истории, после долгих веков насилия и бесправия человечество построит счастливое общество. Навсегда.

Как же нужен в наше смутное время такой мудрый, обоснованный оптимизм!

Обязательно прочтите эту книгу.

Людмила ВОЛКОВА

РОМАН АНДРЕЯ ДМИТРУКА — УТОПИЯ НОВОГО СТОЛЕТИЯ

Наверное, все помнят, кто ввёл в обиход слово «утопия», в переводе с греческого — «место, которого нет». По-русски можно было бы сказать — «нигдея»… Это был сэр Томас Мор, лорд-канцлер Англии, казнённый королём Генрихом Восьмым в 1535 году — за то, что сэр Томас не желал признавать главенство монарха над церковью… «Утопией» он назвал свою книгу, которую мы ныне отнесли бы к жанру социальной фантастики.

«Утопия» написана в очень популярном для той эпохи, эпохи великих географических открытий, виде путешествия. Совсем недавно был найден Новый Свет: мореплаватели всерьёз надеялись открыть за морями чудесные страны, населённые загадочными народами. Вот и у Мора: моряк Рафаил Гитлодей рассказывает о своём посещении чудесного острова. Там отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Труд обязателен для всех, сельское хозяйство ведётся артельно… Сэр Томас, будучи сыном своего времени, ещё не представлял себе, что такое технический прогресс; труд в Утопии только ручной, но зато рабочий день продолжается всего шесть часов!

Если называть утопиями все проекты лучшего, справедливого общества, то их и до книги Мора, и после неё было создано немало. Об устройстве совершенного государства размышлял ещё великий Платон. Вскоре после Мора собственную «нигдею», «Город Солнца», написал в тюремной камере монах Томмазо, борец за свободу родной Калабрии. Недаром ему дали прозвание Кампанелла, что значит «колокол»: вспомним одноименный журнал Герцена! Были и русские утопии, например, «4338 год» князя Владимира Одоевского: кстати, повесть, полная весьма смелых научно-технических предсказаний… Но это уже — другая тема.

Двадцатый век родил советскую утопию. Вернее, этот вид литературы уже нельзя так называть. Не «место, которого нет», но — говоря словами Маяковского — «трижды, которое будет». Если «отцы» утопического социализма, помянутые Мор, Кампанелла и другие, рисовали жизнь по законам равенства и братства, не указывая притом, каким способом такой жизни можно достигнуть; если даже утописты позднего времени строили весьма наивные проекты «упразднения» буржуазного строя, — скажем, Герберт Уэллс в романе «В дни кометы» описывает, как души людские очистились и богатые поделились с бедными под действием… космического газа, — то в Советском Союзе всё обстояло иначе. «Звезда КЭЦ» Александра Беляева, «Победители недр» и «Изгнание владыки» Григория Адамова, «Туманность Андромеды» и «Час Быка» Ивана Ефремова, «Пути титанов» Олеся Бердника — всё это книги о будущем страны, совершившей Октябрьскую революцию. Писатели верили, что коммунизм будет построен, а вместе с ним придут изобилие, расцвет науки и культуры, победы над Космосом, продление людской жизни. Верили в долговечность, в тысячелетнее грядущее советской реальности…

Роман известного украинского писателя-фантаста Андрея Дмитрука «Смертеплаватели», недавно вышедший в киевском издательстве «Радуга», написан после трагического крушения СССР и социализма. Автор начал его в «лихие девяностые» годы, а окончил тогда, когда уродливые перемены в нашей жизни окрепли и закостенели. Можно было бы назвать немало коллег Дмитрука по перу, которые четверть века назад вовсю славили «самый человечный в мире» социалистический уклад, пророчили ему вечность, но после фатального 91-го очень быстро стали «из Савлов Павлами», певцами победившего капитализма, с его лживой фасадной «демократией» и глубоко безнравственной, хищной сутью. Дмитрук не таков. Он не галлюцинирует и не принимает слегка замаскированное «гламуром» зверство за торжество гуманизма. Однако, в отличие от всех авторов столь модной ныне апокалипсической фантастики, обрекающей Землю то на встречу с гигантским астероидом, то на эпидемию, превращающую людей в зомби, то ещё на какую-нибудь напасть, — писатель смело набрасывает картину «евтопии», т. е. «лучшего места», каковым, по его мнению, станет наша мать-планета уже через пару веков, а тем более, через тысячи лет.

Андрей Дмитрук верит в неуничтожимость земной цивилизации; в то, что, пройдя самые тяжёлые испытания, она, тем не менее, станет развиваться до бесконечности, до галактического, а затем и вселенского уровня. По мнению писателя, революционный импульс может затихать временами, может делаться «подпольным», незаметным для взгляда, – но он не исчезает и не прекращает своего действия. Рано или поздно, мирным или иным путём, но будет разрушена пирамида угнетения; все рождённые получат возможность полностью реализовать себя, как люди и как творцы.

Мало того: в своих «Смертеплавателях» Дмитрук предвидит возможность для миллиардов людей, проживших трагически неполную, тяжёлую жизнь в прошлые эпохи – начать жить заново и… Но я уже начинаю пересказывать сюжет романа, а потому на этом остановлюсь. Скажу только, что фабула книги предельно увлекательна; что, начав читать роман с вечера, я не мог оторваться от него до утра. Сколь умело и прихотливо переплетены в нём пласты истории! Читатель побывает в золотой сарматской степи начала нашей эры и примет участие в диалогах с греческим философом на берегу Чёрного моря; взойдёт на ступени храма древних майя вместе с жертводателем, у которого должны вырвать сердце, и станет свидетелем чудовищного разгрома крестоносцами Константинополя… А сверх того, окунётся в необычайно убедительно выписанный мир далёкого будущего, где виртуальная техносфера послушна уже не пальцам, а мыслям своих хозяев, где стали доступными глубочайшие тайны мироздания, а люди забыли, что значит — болеть, стареть и умирать…

Воистину, роман Андрея Дмитрука унаследовал все лучшие традиции советского утопизма, столь полно выраженные в книгах Беляева и Ефремова, но при этом нисколько не «отдаёт нафталином». В нём бьётся тревожный, прерывистый пульс двадцать первого века. Столетия, которое только начинается — и в котором, безусловно, понадобятся свои пророки, смелые предсказатели конечной победы добра над злом.

Артём ШЕПЕЛА


⇑ Наверх