Венок из одуванчиков
© Лариса Романовская
Реймонд Дуглас Брэдбери скончался во вторник, 6 июня на 92-ом году жизни. Это произошло в Лос-Анджелесе, где писатель жил последние годы. Брэдбери заранее выбрал не только место захоронения – Вествудское кладбище, но и слова эпитафии: “Автор «451-го градуса по Фаренгейту».
Сейчас эта антиутопия и “Марсианские хроники”, с которых в 1950-ом году началось мировое признание автора, входят в рейтинг самых переиздаваемых бестселлеров. Экранизация романа, снятая Француа Трюффо почти полвека назад, давно уже заняла свое достойное место в фондах мирового кинематографа. Сериал “Театр Рэя Брэдбери” шел на американском телевидении почти десятилетие. Мультфильмы по мотивам его рассказов неподражаемо создавал на нашем советском “Узбекфильме” Назим Туляходжаев. В репертуаре московских и петрбургских театров есть постановки, основанные на тексте знаменитой антиутопии.
Описывая тот путь, который привел его на олимп мировой фантастики, Рэймонд Дуглас Брэдбери, шутя, заметил, что это произошло благодаря его уникальному происхождению:”Жюль Верн – мой отец. Герберт Уэллс – мой многомудрый дядя. Эдгар Аллан По – мой кузен, у него перепончатые крылья, как у летучей мыши, он жил у нас на чердаке. Флэш Гордон и Бак Роджерс – мои друзья и братья”. В наши дни сотни современных представителей этого жанра с гордостью признают автора “Марсианских хроник” своим великим предком.
Рэя Брэдбери принято считать одним из патриархов мировой фантастики, основателем многих традиций. Но с тем же успехом его можно назвать философом. Ведь в текстах Брэдбери – включая те, что были отдалены от реалий своего времени сильнее всего, — представления о добре, зле, общечеловеческих ценностях и смысле жизни подаются куда лаконичнее и убедительней, чем во многих высокопарных эссе и трактатах.
В день, когда Брэдбери не стало, с Земли можно было увидеть прохождение Венеры через диск Солнца – последнее в нынешнем веке. Те, кому удалось наблюдать за этим астрономическим явлением, смотрели на него через закопченое стекло или темные очки. Тексты Брэдбери теперь будут тоже восприниматься именно так – сквозь траурную пелену грустной вести, сквозь тревожные мысли о том, что станется с выдуманными мирами после смерти их создателя?
Впрочем, ответ на этот вопрос можно найти в одной из самых известных книг писателя. Дуглас, герой повести “Вино из одуванчиков”, в последних абзацах текста ненавязчиво дает понять, в чем главная ценность ушедшего. “Июньские зори, июльские полдни, августовские вечера – все прошло, кончилось, ушло навсегда и осталось только в памяти. Теперь впереди долгая осень, белая зима, прохладная зеленеющая весна, и за это время нужно обдумать минувшее лето и подвести итог.”
Новость о смерти писателя разлетелась по всемконтинентам буквально за пару часов: во времена, когда Брэдбери создавал свои первые футуристические тексты, такие технологии связи выглядели нереальными, недоступными для рядовых жителей Земли. Сейчас в коммьюнити, посвященном памяти фантаста, в дискуссии о его текстах звучат реплики людей, которые отдалены друг от друга тысячами километров и при этом соединены общей печалью. В эпоху “холодной войны”, на которую пришелся расцвет творчества Брэдбери, поверить в такой диалог между представителями двух конфликтующих сторон, между русскими и американскими читателями было куда сложнее, чем во всемогущество новых электронных технологий.
В одноим из интервью Брэдбери заметил: “смерть — это форма расплаты с космосом за чудесную роскошь побыть живым”. Сегодня это его высказывание появилось в микро-блогах и на сайтах новостных агентств, на страницах бумажных и электронных СМИ. Умением ценить жизнь – до последней капли того эфемерного “одуванчикового вина”, которым можно представить наше земное бытие, – Рэй Брэдбери владел в совершенстве. Обрести эту способность можно, с помощью созданных им книг.
источник: Газета "Культура" № 20 (7819) от 08.06.2012 г.