Куда вывезет Кривая? (рецензия)
© Владимир Ларионов
«Везуха» — первая книга москвича Сергея Чекмаева, знакомого читателям по ряду рассказов в периодике и сборниках молодых фантастов. Действие романа происходит в наши дни. Сюжет основан на достаточно оригинальном допущении, а именно: человек последовательно посетивший несколько ключевых точек, расположенных в разных местах географического земного пространства (ближе к финалу романа выяснится, что не все «отправные пункты» находятся на Земле), приобретает власть над своей судьбой, а угрожающие ему несчастья и нейтрализуются некоей загадочной силой. Точка на так называемой «Кривой Удачи» — воображаемой линии, в которой обязательно нужно побывать-отметиться, может оказаться совершенно глухим местом где-то в Сибири, Гренландии или Монголии; историческим памятником (Стоунхендж в Великобритании, Суздаль в России, Патра в Индии, долина Царей в Египте); городом в Австралии или Японии.
Волею автора любимцем фортуны становится ничем не примечательный служащий московского туристического агентства «Евротур» Андрей Ткачёв. Его необычный дар привлекает внимание ФСБ. Это не удивительно, ведь везунчика можно надлежащим образом использовать (например, сделать президентом). Он может сослужить хорошую службу, если не стране в целом, то — хотя бы ряду заинтересованных лиц, определённой политической группировке. Представители ФСБ выходят на контакт с Андреем, он, в свою очередь, начинает сотрудничать со структурами госбезопасности. Таинственные конкуренты (автор не разъясняет подробно, кто за ними стоит, да это и не важно) пытаются перевербовать счастливчика... Автор настолько скрупулёзно описывает места, которые посещает главный герой, что некоторые главы книги напоминают рекламные проспекты бюро путешествий или путеводители. Мы узнаём технические подробности программ, связанных с ядерной энергетикой и освоением космического пространства, правду о суровых сибирских реалиях и проблемах международных автогонок Формулы-1. Книга нафарширована экскурсами в историю, географию и политику. С помощью художественной литературы тоже можно расширять кругозор, получая информацию в виде бонуса к вымышленным событиям. Есть даже такой тип читателей, для которых это первично. Им сказочные волшебно-картонные миры приелись, они желают потреблять научную фантастику, ту самую НФ, что занимается популяризацией науки и ненавязчивым обучением. Похоже, Чекмаев, работая над «Везухой», ориентировался именно на них.
У романа открытый финал. Не знаю, входит ли в планы Сергея Чекмаева писать продолжение книги. Могущество, которое обретает Андрей, добравшись до последней точки на Кривой Удачи, делает главного героя почти Богом, а простому смертному разобраться в желаниях и устремлениях всемогущего существа, а потом доступно и правдоподобно рассказать о них своему читателю — задача достаточно непростая...
источник: