СТИХИЯ ОГНЯ


  СТИХИЯ ОГНЯ

© Дмитрий ВОЛОДИХИН


Людмила Козинец Качели судьбы. -- Москва: Вече, 2002. — 384 с. (Серия «Параллельный мир»). Тираж 7.000 экз.

Людмила Козинец — имя когда-то громкое, поднявшееся в героическую эпоху малеевок и дубултеевок, сулившую каждому судьбу титана, но в 90-х это имя почти забыто. Сохранился водоотталкивающий ярлык: отличный стилист. Прочее съедено временем…

По уровню литературного качества новой книги видно, что старинный ярлык вполне справедлив. Чувствуется «поставленная» рука филологического человека. А все остальное — огонь, горящий то тише, то сильнее, то запускающий языки в самое небо.

Слабее всего это пламя в повести «Кольцо с авантюрином». Забавные приключения наших ребят с автоматами в «тонком мире». Здесь наши — там зло. Злу наподдали. Вот и все.

Но повесть в составе книги играет роль довеска. «Основное блюдо» — роман «Три сезона Мейстры или Нормальный дурдом», выросший из давно опубликованной повести «Полеты на метле». Три сезона это три возраста женщины, которая считает себя призванной светом на службу. По обыденным меркам она ведьма, и время от времени другие персонажи так ее и называют. Кто-то с гневом, а кто-то ласково: «вэдмэнятко»… Но все ее ведьмовство — отнюдь не сатанинского происхождение. Оно заключается в чудесах, которые человек способен творить на пике обнаженных эмоций. Собственно, каждое магическое действие героини и есть эмоция, трансформированная в реальность. Кроме того, «ведьма» способна силой холодной логики крайне быстро схватывать суть происходящего, оценивать силу и позицию окружающих ее людей в качестве фигур на доске вселенской игры. И еще она способна судить, то есть выносить приговоры, не боясь взять ответственность на себя.

В первом «сезоне» молоденькая «вэдмэнятко», выпускница особого Лицея, где учат оберегать, воодушевлять, поддерживать и т. п. творческих людей, распределяется в маленький южный городок. Посреди советских еще времен она выкапывает локальных гениев, окучивает литературную тусовку, защищает юные дарования от местной бюрократии и даже — вот настоящее чудо! — «выбивает» сборник для своих подопечных. Во втором «сезоне» заматеревшая «мейстра» ненароком оказывается в конторе, работающей на князя мира сего, но сути своей не изменяет. Ее роль в миттельшпиле судьбы — стать генералом воинства, не пускающего потерянные души в ад. Наконец, эндшпиль. Он написан, пожалуй, сильнее всего прочего. Воинство разбежалось. Утрачен город света, утрачены прямые дороги, лучшие люди тихо мертвеют на боковых отростках Большой Судьбы. Те, кто раньше жил наотмашь, теперь устали от жизни. Лишь их бывшая «генеральша» отваживается продолжить путь. Она стремится к неведомому Океану, а достигнув его берега, понимает, что теперь ее дело — переплыть великую неизвестность, добраться до смыслов, спрятанных за горизонтом. Основная идея третьего «сезона»: ценно вечное движение, вечное развитие, вечное странствие к истинам и сущностям, которые сейчас закрыты от нас…

Свет, которому служит главная героиня внеконфессионален, это пламя творчества. Пребывая внутри этой стихии, она получает от автора право (чуть ли даже не функцию) жечь вокруг себя жестоко и немилосердно, разрушать нежизнеспособное, собой закалять суть вещей. Необыкновенно красиво. Но в сухом остатке — вопрос и центральному персонажу, и к самому автору: а если совершена ошибка, и не туда вел путь, и не там была истина, как тогда оправдать пожженных, которые остались за спиной? Просить прощения у кого-то выше этого мира? Кстати, кто там, наверху, заведует людьми огня?

Звездная дорога, 2002, №9

 

источник: З@борище


⇑ Наверх