Рецензия Сергей Лукьяненко ...


  Рецензия. Сергей Лукьяненко, «Геном»

© Дмитрий Скирюк


Сергей Лукьяненко всегда отличался какой-то необыкновенной лёгкостью пера, каким-то «реактивным» развитием событий, хотя его творения последнего времени в этом отношении несколько «буксуют» (ярчайший тому пример — «Холодные берега»). Насчёт «Генома» всё, казалось, будет точно так же — легко узнаваемый стиль, чисто «Лукьяненковская» интрига и проблематика, но...

Как в школе очень немногие из нас смогли дочитать «Что делать» Чернышевского хотя бы до середины, так и здесь облом настигает читателя примерно там же. «Провокация!» — вот первое, что приходит на ум при чтении романа. Начальные главы «Генома» ещё в прошлом году лежали в интернете и будоражили сознание читателя своей необычностью, но когда роман таки вышел, оказалось, что всё гораздо проще. Мир, где генетические модификации стали привычным явлением, описан как бы изнутри, описан блестяще, на живом примере. Есть всё, что требуется для хорошего романа — загадка личности главного персонажа, уже традиционный для творчества Лукьяненко образ ксеноморфов, соответственно, есть ксенофобия как отзвук былой войны, космические трассы киберпанковского будущего и межзвёздные службы безопасности. Обыкновенная космическая опера. В ней нет сегодняшних реалий, но это полбеды: в нём нет и собственно общечеловеческих реалий. А может, именно в этом и заключался замысел автора — показать, насколько эти существа отличаются от «натуралов», то есть — от нас с вами? Мол, где предел этой специализации, и нужна ли она?

Но тогда всё выглядит и вовсе нелепо. Тема эта не развивается даже до половины. Вроде, всё идёт как надо, когда «на самом интересном месте» сюжет с размаху налетает вдруг на стену и замирает в ступоре. Другой бы автор отложил вещичку на год, полтора, но только не Лукьяненко! «Не хотите эти, возьмите вот эти». И в итоге всё повествование сворачивает на тривиальный детектив, очень занудный и надуманный, да ещё и с тенью Шерлока Холмса и ловлей звёздного шпиона-террориста в замкнутом пространстве. Чуточку интриги, чуточку садизма, чуточку сюрпризов, и — voila! — получите! Чуть-чуть не хватило, чтобы роман стал пародией. Может, так оно было бы и лучше, если бы он ею стал.

Что же мы имеем в итоге? Имеем мы средний, совершенно «проходной» роман замечательного писателя, написанный им в промежутке между двумя превосходными. Некоторым нравится, а некоторым — так. Как сказал мой друг: «Лучше бы он оставался в интернете».

 

источник: Каталог рецензий «Резонанс»


⇑ Наверх